8
Городская открытая научно - практическая конференция
Тема: Шумовые загрязнения и влияние шума на человека
Авторы:
Научный руководитель:
2007 г.
Введение
Тишины хочу, тишины…
Нервы, что ли, обожжены?
Тишины…
Наш век стал самым шумным. Остановитесь и прислушайтесь: по улице с шумом проносятся многотонные МАЗы и ЗИЛы. Хлопают двери парадных на мощных стальных пружинах, со двора несутся крики детворы, до глубокой ночи бренчат гитары. Оглушает музыка и телевизоры, заводские цеха работают с грохотом станков и других машин… Картина вроде обыденная. Но нормально ли это? Шумы, превышающие допустимую норму, плохо сказываются на здоровье человека и надо искать способы уберечься от них.
Шум может вызвать болезни, потерю слуха, а для человека он играет большую роль в общении.
Так что же такое «шумовые загрязнения»? В первую очередь это звук. Как физическое явление, звук - это механическое колебание упругой среды (воздушной, жидкой и твердой) в диапазоне слышимых частот. Ухо человека воспринимает колебания с частотой от 16000 до 20000 Герц (Гц). А беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков носит название шума. Следовательно, беспорядочное сочетание различных шумов носит название шумовых загрязнений.
Цель данной работы - познакомить с шумовыми загрязнениями и разработать советы по профилактике для сохранения здоровья человека.
Для достижения поставленной цели я определил следующие задачи:
Изучить литературу по данной теме.
Познакомить с шумовыми загрязнениями.
Разработать советы по профилактике для сохранения здоровья человека
Протестировать учащихся.
Создать диаграммы.
Приготовить презентацию, тезисы и сделать вывод.
Исходя из задач, мои методы:
Изучение литературы, анализ, сравнение, обобщение, тестирование учащихся, создание диаграмм, подготовка правил.
Гипотеза же заключается в следующем:
Нужна работа по очищению окружающей среды от шума. Прослушав, мои рекомендации на тему «Шумовые загрязнения» люди смогут обезопасить себя от ненужных шумов.
Основная часть
Единицы измерения частоты и уровня звукового давления
Шум имеет определенную частоту или спектр, выражаемый в Герцах, и интенсивность, уровень звукового давления, измеряемый в децибелах (дБА). По виду спектры шума могут быть разбиты на низкочастотные - от 16 до 400 Гц, среднечастотные - от 400 до 800 Гц и высокочастотные - свыше 800 Гц. Прибор для измерения уровня шума - шумомер.
Тиканье часов на стене или шум дождя, доносящийся с улицы, относятся к постоянным видам шума, уровень звука которых изменяется во времени не более чем на 5 дБА. Также выделяют непостоянный (уровень звука которого изменяется по времени более чем на 5 дБА) и импульсные шумы. К непостоянному относится транспортный шум, шум работающего лифта и включающегося агрегата холодильника, а к импульсному шуму относится хлопанье дверьми.
Практически все, что нас окружает, может являться источником шума. Дома это может быть работающий телевизор, магнитофон или радио. При ходьбе, танцах, передвижении мебели, беготне детей в перекрытиях дома возникают звуковые колебания, которые распространяются по зданию на большое расстояние в виде структурного шума.
Шум как одна из важнейших проблем
За определенный комфорт, удобства связи и передвижения, благоустройство быта и совершенствование производства современному человеку приходится слушать уже не скрип телег и брань возниц, а вой автомобилей, мезги трамваев, тарахтенье мотоциклов и вертолетов, рев реактивных самолетов.
За последние десятилетие проблема борьбы с шумом во многих странах стала одной из важнейших. Внедрение в промышленность новых технологических процессов, рост мощности и быстроходности технологического оборудования, механизация производственных процессов привели к тому, что человек в производстве и в быту постоянно подвергается воздействию шума высоких уровней.
Борьба с шумом, является комплексной проблемой. В статье 12 - закона «об охране атмосферного воздуха» принятого в 1980г. отмечается, что «в целях борьбы с производственными и иными шумами должны в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов, улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов, организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов».
Шумом является всякий нежелательный для человека звук. При нормальных атмосферных условиях скорость звука в воздухе равна 344 м/с.
Звуковое поле - это область пространства, в которой распространяются звуковые волны. При распространении звуковой волны происходит перенос энергии.
Классификация шумов
Шум в 20 - 30 ДБ практически безвреден для человека и составляет естественный звуковой фон, без которого невозможна жизнь. Что же касается «громких звуков», то здесь допустимая граница поднимается примерно до 80 ДБ. Шум в 130 ДБ уже вызывает у человека болевое ощущение, а достигнув 150 ДБ становится для него непереносимым. Недаром в средние века существовала казнь - «под колокол»; Такое условное название вполне мог носить в старину один из самых варварских способов казни, какие только сумел к тому времени выдумать человек. Выглядело это примерно так: приговоренного к смерти ставили под огромный, низко висящий колокол и начинали раскачивать его над головой. Несчастный умирал медленно, в жутких муках. Тогда, разумеется, никто и понятия не имел ни о каких децибелах. Но результат длительного воздействия шума на живой организм был известен, конечно же, еще задолго до рождения великого Александра Грехема Белла, в честь которого, собственно, и назвали единицу измерения звука.
Если в 60 - 70 годы прошлого столетия шум на улицах не превышал 80 ДБ, то в настоящее время он достигает 100 ДБ и более. На многих оживленных магистралях даже ночью шум не бывает ниже 70 ДБ, в то время как по санитарным нормам он должен не превышать 40 ДБ.
По данным специалистов, шум в больших городах ежегодно возрастает примерно на 1 ДБ. Имея ввиду уже достигнутый уровень, легко себе представить весьма печальные последствия этого шумового «нашествия».
Появляются все новые сверхмощные источники звука, например: шум реактивного самолета, космической ракеты. Очень высок уровень промышленных шумов. На многих производствах он достигает 80 - 100 ДБ и более, способствуя увеличению числа ошибок в работе, снижая производительность труда примерно на 10 - 15% и одновременно значительно ухудшает его качество.
Действие шума на человека
В зависимости от уровня и характера шума, его продолжительности, а также от индивидуальных особенностей человека, шум может оказывать на него различные действия.
По свидетельствам врачей, постоянный шум плохо сказывается на работе многих жизненно важных органов: сердца, печени, органов пищеварения. Но прежде всего страдает, конечно же, слух. Поэтому среди работников предприятий, где длительное воздействие шума является как бы неотъемлемой частью производственного процесса, существует своя статистика профессиональных заболеваний, к которым относится и нейросенсорная тугоухость. В первую очередь, данной от рождения способностью слышать рискуют водители тяжелой спецтехники. И понятно почему: на протяжении почти всей смены (а она может длиться и 8, и 10, и 12 часов) они работают под оглушительный аккомпанемент двигателей. А вот, к примеру, оператор компрессорной установки не так долго контактирует с «шумящим» оборудованием, и у него, следовательно, риск заболевания - меньше.
Шум, даже когда он невелик, создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей, занятых умственной деятельностью. Слабый шум различно влияет на людей. Причиной этого могут быть: возраст, состояние здоровья, вид труда. Воздействие шума зависит также и от индивидуального отношения к нему. Так, шум, производимый самим человеком, не беспокоит его, в то время как небольшой посторонний шум может вызвать сильный раздражающий эффект.
Отсутствие необходимой тишины, особенно в ночное время, приводит к преждевременной усталости. Шумы высоких уровней могут явиться хорошей почвой для развития стойкой бессонницы, неврозов и атеросклероза.
Под воздействием шума от 85 - 90 ДБ снижается слуховая чувствительность на высоких частотах. Долгое время человек жалуется на недомогание. Симптомы - головная боль, головокружение, тошнота, чрезмерная раздражительность. Все это результат работы в шумных условиях.
Влияние шума на человека до некоторых пор не было объектом специальных исследований. Ныне воздействие звука, шума на функции организма изучает целая отрасль науки - аудиология. Было установлено, что шумы природного происхождения (шум морского прибоя, листвы, дождя, журчание ручья и другие) благотворно влияют на человеческий организм, успокаивают его, навевают целительный сон.
Среди органов чувств слух - один из важнейших. Благодаря ему мы способны принимать анализировать все многообразие звуков, окружающей нас внешней среды. Слух всегда бодрствует, в известной мере даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению ибо не обладает никакими защитными приспособлениями, сходными, например, с веками, предохраняющими глаза от света.
Ухо - один из наиболее сложных и тонких органов он воспринимает и очень слабые, и очень сильные звуки.
Под влиянием сильного шума, особенно высокочастотного, в органе слуха происходят необратимые изменения.
При высоких уровнях шума слуховая чувствительность падает уже через 1 - 2 года, при средних - обнаруживается гораздо позже, через 5 - 10 лет, то есть снижение слуха происходит медленно, болезнь развивается постепенно. Поэтому особенно важно заранее принимать соответствующие меры защиты от шума. В настоящее время почти каждый человек, подвергающийся на работе воздействию шума, рискует стать глухим.
Акустические раздражения исподволь, подобно яду, накапливаются в организме, все сильнее угнетая нервную систему. Изменяется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов - тем более, чем интенсивнее шум. Реакция на шум нередко выражается в повышенной возбудимости и раздражительности, охватывающих всю сферу чувственных восприятий. Люди, подвергающиеся постоянному воздействию шума, часто становятся трудными в общении.
Итак, шум оказывает свое разрушающее действие на весь организм человека. Его гибельной работе способствует и то обстоятельство, что против шума мы практически беззащитны. Ослепительно яркий свет заставляет нас инстинктивно зажмуриваться. Тот же инстинкт самосохранения спасает нас от ожога, отводя руку от огня или от горячей поверхности. А вот на воздействие шумов защитной реакции у человека нет.
Шум экологический
Шум экологический - одна из форм загрязнения окружающей среды, которая состоит в увеличении уровня шума сверх природного фона и действует отрицательно на живые организмы (включая человека). Шум бывает бытовой, производственный, промышленный, транспортный, авиационный, шум уличного движения и др. Основными источниками городского шума служат промышленные предприятия, среди которых особенно выделяются энергетические установки (100-110 дБ), компрессорные станции (100 дБ), металлургические заводы (90-100 дБ) и др. Значительный шум также создают транспортные среды (в дБ):
-автомобильный транспорт (на расстоянии около 8м) - 77 - 83 (в том числе легковые - 77, грузовые и автобусы - 78 - 83);
-железнодорожный транспорт (до 20 м) - 90 - 101;
-воздушный транспорт (под трассой) - 98 - 105.
Так, в России свыше 30% жителей городов подвержены действию сверхнормативных уровней шума (55 - 65 дБ и выше), в частности в Москве зона акустического дискомфорта распространяется на 30% площади города. В крупных городах России (Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург, Магнитогорск и др.) на магистралях с интенсивным движением (до 6 - 8 тыс. экипажей в час) фиксируется уровень шума в среднем 73 - 83 дБ, максимальные - до 90 дБ и более.
Постоянный шум среды колеблется от 35 до 60 дБ, причем физиологически допустимые нормы шума 45 дБ ночью и 60 дБ днем. Если шум достигает 70 - 80 дБ, человек начинает чувствовать утомление. Шум, интенсивность которого колеблется между 85 и ПО дБ, уже представляет опасность. По данным Ф.Г. Кроткова (1975), если сила шума превышает предел (120 - 140 дБ), человеку угрожает травма, вызывающая необратимые поражения слуховых органов. Высокая шумовая нагрузка в городах приводит к росту заболеваемости сердечно-сосудистыми, нервными и другими болезнями взрослого, и особенно детского населения. Поэтому Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала программу по снижению шума в городах, а также включила некоторые виды физического загрязнения среды (шумовое, электромагнитные излучения и др.) в число наиболее важных экологических проблем современности.
Мероприятия по защите от шума
Над проблемой шумового «нашествия» во многих странах серьезно задумались, а в некоторых приняли определенные меры.
Шумозащита - комплекс мероприятий по снижению шума на производстве (установка звукоизолирующих кожухов на оборудовании, глушителей в компрессорах, вентиляторах и др.), на транспорте (глушители выбросов, создание на дорогах акустических экранов, шумозащитных зон), при гражданском и промышленном строительстве. Для колесно-рельсового транспорта в некоторых странах (Германия, США) стали применяться технические приемы снижения шума: звукопоглощающие колесные бленды, замена колодочных тормозов на дисковые и т.п. В городах необходимо увеличивать площади зеленых насаждений, особенно вдоль оживленных автомагистралей, что позволит значительно снизить шумовое и химическое загрязнение окружающей среды.
Шумопоглощающий асфальт - дорожное покрытие из специального асфальта, снижающего шум, причем поглощение шума достигается главным образом благодаря высокой пористости такого асфальта - 26% составляет объем пустот (в обычных асфальтовых покрытиях он составляет около 6%). Применение такого асфальта в Германии позволило снизить на дорогах уровень шума на 4-6 дБ (Окружающая среда, 1993).
С точки зрения экологов один из оптимальных способов шумоизоляции - высадка деревьев и кустарников вдоль дорог. Доказано, что грамотно составленный план и высадка зеленых насаждений (то есть, с соблюдением всех ярусов посадки: 1-й ярус - древесно-кустарниковая растительность не выше 1,5 метра, 2-й - растительность высотой до 3 метров и 3-й - насаждения высотой более 3 метров) как нельзя лучше способствуют снижению уровня шума. Не зря вдоль крупных федеральных трасс на многие километры тянется «зеленая стена» деревьев и кустарников - они защищают населенные пункты от грохота проезжающего мимо автотранспорта.
Также эффективным методом является снижение или устранение шума в источнике в процессе проектирования. Для уменьшения влияния транспортного шума крупные автомагистрали следует строить на расстоянии от жилых застроек. Уменьшение уровней шумов, проникающих в помещения от внутренних источников, должно обеспечиваться рациональной планировкой помещения, соблюдением мероприятий по звукоизоляции ограждающих конструкций (стен, потолка и пола), санитарно-технического и инженерного оборудования зданий.
Организационные меры направлены на предотвращение или регулирование во времени эксплуатации тех или иных источников шума. Работы по уборке улиц, дворов, тротуаров от мусора и снега должны начинаться не ранее 7 часов утра и заканчиваться не позднее 23 часов.
Большое значение имеют административные меры. К ним относятся ограничение звуковых сигналов уличного транспорта, упорядочение движения грузовых и легковых машин на определенных улицах, ограничение шума громкоговорителей, расположенных на улицах и площадях и т.д.
Заключение
Вывод:
Чрезмерный шум - одна из важнейших проблем.
Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в вашей квартире следует поставить звуконепроницаемые окна и двери, или сделать звукоизоляцию помещения.
На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму. После умственной работы не в коем случае нельзя громко включать рок, т. к. басы отрицательно влияют на уставший мозг, и часть новой информации может потеряться. Классика и джаз наоборот помогают систематизировать материал, во время работы он лучше усваивается.
Рекомендация:
Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих. Для этого стоит всего лишь перестать слушать любимого исполнителя, включая его кассету на полную мощность, выражать свои эмоции так громко, встретившись со старым другом или ругая нашкодившего ребенка, и поставить свою машину на автостоянку или в гараж, а не с включенной сигнализацией под окно соседу. И тогда, возможно, выйдя на улицу, мы услышим пенье птиц и вопрос обращающегося к нам человека, а не грохот проезжающего грузовика.
Список источников
Интернет ресурсы:
http: // www. businesseco. ru/
http: // www. sobinform. ru/
http: // www. arcreview. ru/
Бондорчук М.М., Ковылина Н.В. «Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека»; издательство «Учитель»; Волгоград; 2005г.
Корчагина В.А. «Ботаника». Издательство «Просвещение», 1992г.
Мироненко В.В. «Хрестоматия по психологии». Издательство «Просвещение», 1987г.
Печко Л.П., Рубин В.И. Энциклопедия «От А до Я». Издательство «Просвещение», 1968г.
Платонов К.К. «Занимательная психология». Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1964 г.
Энциклопедический словарь Ожегова. Издательство «Просвещение», 1982г.
Юдина «Борьба с шумом на производстве». Издательство «Просвещение», 1986г.
Юдина, Белова «Охрана труда». Издательство «Просвещение», 1980г.
Приложение I
Опрос учащихся восьмых классов.
Вопросы:
1. Какое направление в музыке вы предпочитаете?
2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?
3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через динамики, наушники) ?
4. Раздражает ли вас посторонний шум?
5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
6. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?
7. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
8. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?
9. Замечаете ли вы ритм в постоянном шуме?
10. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям?
1. Какое направление в музыке вы предпочитаете?
Результаты неутешительны, т. к. рок больше всего раздражает перепонки. Наиболее благоприятная музыка, к сожалению, на последнем месте. 2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки?
Опять результаты оставляют желать лучшего.Т. к. большинство учеников любят тяжелую музыку, качественность работы снижается.
3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через динамики, наушники) ?
Большая часть учеников предпочитает слушать музыку через колонки, и это правильно, т. к. звук рассеивается, тем самым слабо воздействуя на перепонки, в отличие от наушников.
4. Раздражает ли вас посторонний шум?
Здесь все зависит в основном от темперамента человека. Примерно половина очень часто бывают «на взводе».
5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов?
Те ученики, которые в 4-ом вопросе ответили положительно и здесь оказались в большинстве. Результат зависит от того, устал ли человек.
6. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке?
Если человек о чем-то задумался, он перестает воспринимать все вокруг себя - «летает в облаках». Те, кто ответили «нет» судя по всему очень внимательные люди.
7. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум?
Опять же, сильно уставший человек не обращает внимание на посторонние раздражители. Меньшинство - эмоциональные или бодрые люди.
8. Просыпаетесь ли вы под звук будильника?
Нет, здесь слух большой роли не играет. Просто во время сна у одних мозг «отключается» сильнее, чем у других.
9. Замечаете ли вы ритм в постоянном шуме?
«Ритм в шуме» - всего лишь плод фантазии, но тот, кто замечает его имеет хороший музыкальный слух.
10. Задумываетесь ли вы о том, что постоянное увеличение уровня шума в городах может привести к печальным последствиям?
Очень жаль, что многие не задумываются над этой важной проблемой. Однако я считаю, что с возрастом они поймут ее значимость.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Развитие коммуникативных навыков у младших школьников на уроках английского языка |
Курсовая работа | Современные платежные системы |
Курсовая работа | Экономическая политика, экономическая стратегия РФ |
Курсовая работа | Управление конфликтами в организации |
Курсовая работа | Анализ эффективного использования материальных ресурсов |
Курсовая работа | Организация управления малым предприятием |
Курсовая работа | Педагогические условия организации самостоятельной работы учащихся |
Курсовая работа | Финансовое планирование на предприятии |
Курсовая работа | Банкротство (несостоятельность) юридических лиц |
Курсовая работа | Анализ производства продукции растениеводства |
Курсовая работа | Оценка производственных мощностей предприятия |
Курсовая работа | Реструктуризация предприятия |
Курсовая работа | Институциональное направление в экономике |
Курсовая работа | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КРАЖУ ПО УК РФ |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния предприятия |