Семенов Артемий
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема: «Доказать, что в Гобсеке живут два существа: скряга и философ, существо подлое и возвышенное»
В повести Бальзака «Гобсек» мы встречаем ростовщика, в честь которого автор переименовал повесть (вначале она называлась «Опасности беспутства»). Гобсек - не только крайне колоритная фигура, вокруг которой крутятся все остальные герои, но и человек, обладающий таким характером, который можно встретить только в произведении автора - реалиста: он природно и в то же время ярко сочетает в себе редкостного скупца и человека с незаурядной широтой мысли, два существа совершенно разных, но подходящих друг к другу.
Я хочу проанализировать обе эти стороны сознания Гобсека и выяснить связи и различия между ними.
Первая его личина, бросавшаяся в глаза каждому, кто знал старика - Скупец с большой буквы - человек, для которого есть один бог - Золото. Этот человек дрожит над каждым грошом, с величайшей неохотой отдавая Свои Деньги, пусть даже под огромные проценты. Но его Скупость этим не измеряется: он не желал давать ничего, и даже лишнее движение или повышение голоса, казалось, были для него пустой тратой жизненных сил. Это был, согласно словам другого героя Бальзака, «человек-вексель», которого абсолютно не волновали ничьи чувства. К тому же этот скупец являлся, по сути дела, большим ребенком: достаточно вспомнить его детскую радость, когда он получил бриллианты - это не радость коммерсанта, заключившего удачную сделку, а «злобное торжество дикаря, завладевшего блестящими камешками». Также это подтверждается его последними годами жизни: чисто детское упрямство не давало ему уступить пару франков и в результате лишало огромных барышей. Назовем это создание Ростовщиком.
В целом картина такова: жадный мелочный старик, наживающийся на чужой беде, существо жалкое, душевно скудное, если не сказать бездушное. Таково впечатление, которое получает любой клиент Гобсека.
Но человеку, знающему старика ближе, видна и другая личность, заметная не всем и не сразу. Это Философ, много повидавший и много переосмысливший со времен своей бытности юнгой, когда ему было десять лет. Именно он в моменты благородства и честности является высшей ступенью сознания Гобсека. Плавая из страны в страну, но часто натыкался на острые камни реальности в реке жизни, и понял, что она - не тот тихий романтичный ручеек, который описывали писатели минувшей эпохи. Будучи сильной личностью, он построил на самой прочной скале - Рифе Денег крепость и стал диктовать законы согласно своим убеждениям. Его философия груба, но, в то же время, невероятно жизненна: толкнув нищего лицом в грязь, ты заставишь его трудиться; разоряя же беспутного дворянина, ты ведешь борьбу за нравственность. Давая подачку, ты поощряешь нищенство и оскорбляешь того, кому ее даешь, пусть даже это твой единственный друг. Это - благороднейший человек, имеющий собственные Убеждения и не собирающийся их нарушать. Оставляя графиню с детьми без гроша, он сделал это для того, чтобы они научились жить и выживать, что и произошло; в противном же случае все закончилось бы так же, но без перспективы получения имущества графа на совершеннолетие: оно было бы растрачено молодым бездельником и его матерью. Давая другу в долг под большие (по нашим меркам) проценты, ростовщик давал ему стимул развивать дело и не чувствовать признательности или чувства «долга по гроб жизни».
Философ - высшее чувство справедливости в душе Гобсека, его душа. Ростовщика же можно назвать непонятным для тех времен словом - автопилот.
Как же образовались в одном человеке две столь разные личности? Я представляю это себе так: Гобсек - романтик с обломанными крыльями, но, в отличии от большинства своих собратьев по несчастью, он не отбросил их и не погиб, а превратил в панцирь циника - Философа, оставшись внутри все тем же. Философ же, презирая слабых, попрошаек, разорившихся, но натурой Романтика сочувствуя им, выстроил крепость Ростовщика, снаружи которой видна была лишь бездушная личина. С годами эти личности так сплелись, что почти невозможно стало понять, где же «Я» Гобсека и разглядеть его.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |