Курсовая работа по предмету "Литература"


М.А. Булгаков "Театральный роман"



6

Саратовский государственный университет

им. Н.Г.Чернышевского

«Падал черный снег…»

Творческая работа по произведению Михаила Булгакова

«Театральный роман»

в рамках курса «История русской литературы ХХ века»

Работу выполнила

студентка 4 курса

заочного отделения

Института филологии

и журналистики

Булыгина Екатерина

Саратов, 2010

«Записки покойника»

«…самоубийца никакого отношения ни к драматургии, ни к театрам никогда в жизни не имел, <…>

…ни таких театров, ни таких людей, какие выведены в произведении покойного, нигде нет и не было»

«Театральный роман» М.А. Булгакова - это незаконченное произведение, которое при жизни автора не публиковалось. В нем от первого лица повествуется о писательском опыте некоего Сергея Максудова, о непонятном для героя и одновременно притягивающем его театральном закулисье.

Произведение в рукописи имело и второе название, которое в дальнейшем приравнялось к подзаголовку - «Записки покойника». Если словосочетание «театральный роман» обозначает содержание произведения («театральным романом» определяется не только литературное сочинение главного героя, но и его отношения с Независимым театром, которые можно рассматривать, как своеобразный «роман»), то подзаголовком Булгаков дает трагичное, но в то же время ироничное определение жанра своего произведения. Записки - следовательно, немного хаотичное повествование, где, как в дневнике, выхватываются и описываются повлиявшие на их автора события, остальное время размыто, прежде всего в памяти его самого. А в предисловии разъясняется, почему эти «записки» - покойника: человек, написавший их, бросился с моста почти сразу после их написания. В предисловии также говорится о том, что практически все события, происходящие с ним - плод его больного воображения, и все люди, с которыми он завязывал знакомства - только фантазия его воспаленного сознания, в реальной жизни не существующие и никогда не существовавшие.

Тем не менее, «Театральный роман» - произведение не только очень правдоподобно повествующее о театральном мире, но и автобиографическое, а также имеющее реальные прототипы. Сначала Булгаков создал роман в письмах «Тайному другу», в котором объяснял, как он «сделался драматургом». События этого произведения послужили материалом для «Театрального романа». Сюжет во многом основан на конфликте Булгакова с главным режиссером Художественного театра Константином Сергеевичем Станиславским по поводу постановки "Кабалы святош" во МХАТе и последующим снятием театром пьесы, однако прообразом пьесы Максудова "Черный снег" послужили "Дни Турбиных". Булгаков осуждал систему Станиславского, также как в романе Максудов осуждает методы режиссера Ивана Васильевича - его литературного отражения. Практически все герои романа имеют прототипы, и Елена Сергеевна Булгакова, третья жена писателя, составила большой список реальных людей, театров, и даже спектаклей, нашедших отражение в романе.

По утверждению современников, незаконченным роман остался, скорее всего, потому, что Булгаков опасался не успеть завершить «дело своей жизни» - роман «Мастер и Маргарита», предчувствуя свою близкую смерть.

Роман

Сергей Максудов - «маленький сотрудник газеты "Пароходство"», пишет роман. Роман, родившийся из снов, воспоминаний, фантазий этого одинокого человека. Он работает по ночам, и это для него настоящий труд, дело, которое отрывает его от реальной, угнетающей и опостылевшей повседневной жизни. Зачитав роман своим знакомым и приглашенным литераторам, Максудов слышит лишь: «никуда не годится», «ни к черту», «не пропустят». В предисловии Булгаков говорит, что автор «записок» действительно написал роман, который не был напечатан. Возможно, он и зачитал его, но резкая критика его творения настолько расстроила его и без того нетвердый рассудок (он даже чуть не застрелился), что, скорее всего, начиная с этого момента события развивались только в его нездоровом воображении и с реальной жизнью никак не пересекались; сам же он навсегда закрылся от окружающей действительности.

Но, тем не менее, герой описывает свои шаги в писательском мире. Сначала привлекший его, при ближайшем рассмотрении он оказывается пустышкой: писательское общество превозносит не очень умных и не приятных людей, а вся эта «другая» жизнь сводится к застолью и «танцам на ковре» в прокуренной комнате, что называется «вечеринками». Максудов понимает, что не хочет для себя этого общества, запирается у себя в квартире, читает произведения современных и «успешных» авторов, но их произведения ему не нравятся.

И тогда, под влиянием прогрессирующего психического расстройства болезненное воображение героя очень интересным образом подсказывает идею переработки романа в пьесу. Максудов, перечитывая роман снова и снова, начинает видеть на страницах картинку, «как бы коробочку, и в ней сквозь строчки видно: горит свет и движутся в ней те самые фигурки, что описаны в романе». Он так увлекается этим, что даже высказывает сожаление о том, что у него умерла кошка: «Я уверен, что зверь вытянул бы лапу и стал бы скрести страницу».

Начав записывать то, что он видел на этих «живых» картинках, Максудов понял, что он пишет пьесу.

Максудов - "Черный снег"

Идея превратить роман Максудова в пьесу родилась не только у него самого, но и у режиссера Учебной сцены Ильчина, что обрадовало героя, и он немедленно продолжил работу. Пьеса получилась длинной, так как его настолько увлекла эта игра с движущимися картинками, которые уже увеличились до размеров сцены, что он не мог остановиться.

Дальнейшие довольно прозаические происшествия, связанные с подписанием договора, получением денег, кабинетами расстраивают Максудова, но он с нетерпением ждет репетиций, хотя пьеса претерпела значительные изменения под давлением, прежде всего Ивана Васильевича, обожествляемого всеми режиссера театра.

Очень важным становится для героя момент, когда он видит свое имя на афише театра рядом с именами Шекспира и Шиллера: «Открывши рот, я стоял на тротуаре, <…>. Меня толкали, говорили что-то неприятное, а я все стоял, созерцая афишу».

Долгожданные репетиции не принесли радости, а только разочарование. Здесь Булгаков практически напрямую высказывает свое отрицательное мнение относительно теории Ивана Васильевича (фактически - Станиславского), согласно которой любой актер путем специальных упражнений «мог получить дар перевоплощения» и действительно заставить зрителей забыть, что перед ними не жизнь, а театр. Он считал, что грань между сценой и жизнью непреодолима. «Я новый! Я неизбежный, я пришел!», - вырывается из самого сердца героя, который пытается противостоять привычному ходу дел в театре.

Но, тем не менее, без театра он уже не мог. Пусть его и раздражали длительные и растянутые репетиции его пьесы, он, «иссушаемый любовью к Независимому Театру, прикованный теперь к нему, как жук к пробке», продолжал ходить на спектакли, хотя все тверже становилась его уверенность относительно неверности теории Ивана Васильевича.

Конец?

Хотя роман не был закончен Булгаковым, уже было продуманно его окончание. Но основная идея романа раскрыта - это проблема столкновения двух миров: внутреннего мира человека, создавшего произведение и внешнего, недружелюбно настроенного к нему. Этот второй мир, где герой чаще всего чувствует себя неуютно, это есть та сила общества, с которой Максудов не в силах бороться.

Герой романа Булгакова и его жизнь вызывают сочувствие, причем в обоих случаях: как его воображаемая жизнь - писателя и драматурга, не нашедшего понимания, так и его «реальное» в пределах романа существование, которое мы можем лишь представить, и которое никак не связано с театром - существование психически больного человека, самостоятельно оборвавшего свою жизнь. Но все же иногда его воображение дарило ему минуты радости и счастья, переполняя его душу - те сладкие минуты забытья, когда он работал над своим произведением…

«Гроза омыла Москву 29 апреля, и стал сладостен воздух, и душа как-то смягчилась, и жить захотелось».




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование спроса на предприятиях общественного питания
Курсовая работа Организационная культура
Курсовая работа Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания"
Курсовая работа Злоупотребление должностными полномочиями
Курсовая работа Планирование себестоимости продукции
Курсовая работа Рекламные агентства
Курсовая работа Уголовная ответственность несовершеннолетних и ее особенности
Курсовая работа Организация маркетинговых исследований на предприятии
Курсовая работа Государственное пенсионное страхование
Курсовая работа Анализ материальных ресурсов ОАО "Фабрика"
Курсовая работа Имидж руководителя государственного учреждения и негосударственных структур
Курсовая работа Отражение особенностей национального менталитета в пословицах и поговорках русского и английского языков
Курсовая работа Инновационные технологии в совершенствовании управления фирмой
Курсовая работа Сложное предложение
Курсовая работа Стратегическое управление персоналом