5
У западных славян колядовщики начинали ходить еще во время предрождественского поста; у южных славян -- со дня св. Игната (20.XII/2.I). Но наиболее типичным периодом колядования считались первые три дня святок (Сочельник, Рождество, день св. Степана), а также канун и первый день Нового года и Крещения. Чаще всего такие обходы взрослых колядников совершались в вечернее и ночное время. По южнославянским обычаям, колядовать можно было с полуночи до восхода солнца. Вместе с тем известна и практика утренних колядных обходов, когда задолго до рассвета по домам ходили с поздравлениями дети, называемые «колядниками», «полазниками», «посевальниками», «щедровальниками»; они желали хозяевам благополучия в следующем году и совершали ряд магических действий: осыпали дом зерном, разносили хвойные ветки, выбивали искры из рождественского полена.
Участники колядования ходили по домам, одетыми в праздничную одежду, украшенную особыми букетиками, на шапки надевали венки из вечнозеленых растений и бумажных цветов.
Посещение колядников, по народным поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле, приплод скота и общее благополучие в доме. Обычно сами участники обряда следили за тем, чтобы по оплошности не пропустить чей-нибудь дом: это было бы воспринято как большая обида и предвестие беды. Исключение делалось лишь в отношении тех домов, где в течение года кто-нибудь умер (там обычно не колядовали). В соответствии с правилами колядники двигались по селу в направлении с запада к востоку, а в горной местности -- с нижнего края села вверх, чтобы так же «процветало и шло в гору» хозяйственное благополучие в посещаемых ими домах. В колядных текстах сами исполнители называли себя «Божьими слугами», «Божьими посланниками», «небывалыми гостями», приходящими на землю один раз в году. При входе в дом они говорили: «Я в дом и Бог со мной!», а при выходе: «Мы отсюда, а Господь -- сюда!». Вместе с тем участие в Колядовании во многих местах осмыслялось как опасное и «нечистое» занятие: например, кое-где считали, что участников обхода впускать в дом нельзя и что одаривать их следует через особое (печное или дымовое) окно (сев.-рус.); у южных славян колядники в течение нескольких дней после обходов воздерживались от половых контактов с женами. У всех славян широко известен обычай, по которому все, кто участвовал в Колядовании (особенно ряженые), должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби; бывало, что их насильно обливали богоявленской водой, чтобы очистить от скверны.
Вот одна из колядок, которую мы рассмотрим:
Да виноградие да красно-зелёное.
Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу,
Уж мы ищем, не ищём господинов двор.
Господинов двор да высоко на горе,
Да высоко на горе, да далеко в стороне,
На семидесят верстах да на восьмидесят столбах.
Да на каждом ли столбе по маковке,
Да на каждой на маковке по замчужке,
Да на каждой на замчужке по ленточке,
Да на каждой на ленточке по кисточке,
Да на каждой на кисточке по свечке горит.
Да это чей стоит дом, да чей высок новый терем?
Да этот дом стоит Филиппа Ивановича,
Да эти горницы Ирины Ивановны.
Да ты позволь, сударь хозяин, ко двору прийти,
Да ко двору прийти, да на круто крыльцо взойти,
Да на круто крыльцо взойти, да за витое кольцо взять,
Да за витое кольцо взять, да по новым сеням пройти,
Да по новым Сеня пройти, да в нову горницу взойти,
Да в нову горницу взойти, да против грядочки встать,
Да нам ещё того повыше - на лавочку сесть,
Да нам на лавочку сесть, да «виноградие» спеть,
Да в «виноградие» спеть, в дому хозяйку припеть.
Да как хозяин во дому - да как Адам в раю,
Да как хозяйка во дому - да как оладья во меду,
Да как малы деточки - да часты звёздочки,
Да нам хозяин-то дарил да золотую гривну,
Да нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач,
Да малы деточки - да по копеечке.
Да золотую гривну мы в кабак снесём,
Да мы в кабак снесём, да на вине пропьём,
Да бел крупитчатый калач да на закуску съедим,
Да эти копеечки - на конфеточки.
Да виноградие да красно-зелёное!
Жанр этой колядки - лирический. Колядование входит в зимний цикл календарной обрядовой поэзии. В данной колядке описывается начало, когда люди ходят в поисках дома, в котором можно было поколедовать, обращение к хозяевам дома, пожелания всех благ обитателям сего дома, символический портрет хозяев, требование вознаграждения за свои пожелания.
Манера исполнения колядки - это пение хором, чаще всего с приплясыванием. Обычно под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента: балалайки, гуслей, гармошки и другие. Тематика произведения - пожелание богатства и благополучия обитателям дома и требование взамен гостинцев за пожелания.
Основные образы данной колядки - Филипп Иванович, Ирина Ивановна- хозяина дома и их маленькие дети. Мужчину сравнивают с Адамом, женщину с оладьей в меду, а детей со звёздочками. Каковы особенности этой колядки? Здесь отсутствуют угрозы хозяевам, если те не дадут вознаграждение за пожелания. Обычно в традиционной колядке этот элемент угроз присутствует.
Вначале девушки и юноши, собравшиеся поколедовать, ходят в поисках дома, в котором можно было провести данное мероприятие. «Да уж мы ходим, не ходим по Нову-городу, уж мы ищём, не ищем господинов двор.». Найдя этот господинов дом «на семидесяти верстах да на восьмидесяти столбах» , они просят разрешение у хлзяев этого дома ( у Филиппа Ивановича и Ирины Ивановны),что бы те позволили им «спеть в «виноградие». После своих пожеланий, которые колядовщики спели на главам дома, идёт требование подарков от всех членов семьи « да нам хозяин-то дарил да золотую гривну, Да нам хозяйка- то дарила бел крупитчатый калач, да малы деточки- да по копеечке». Закончивается колядке тем, что колядовщики рассказывают, что будут делать с подарками, которые подарят им хозяева: «Да золотую гривну мы в кабак снесём, Да бел крупитчатый калач да на закуску съедим, Да эти копеечки- на конфеточки»
Рифма в этой колядке неоднородная: «…Адам в раю - оладья во меду..».Также присутствует много сравнений и метафор: «..Да как малы деточки - да часты звёздочки..». Употребляется просторечные и уменьшительно-ласкательные слова «..на вине пропьём..», «..по копеечке..». Небольшая особенность колядки в том, что каждая новая строчка начинается со слова «да».
Так, в Болгарии ходят под Рождество, славя Христа -- кольедари, под Новый год -- васильичари; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и молодые люди; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год -- другой (дети и юноши от 7 до 8 лет).
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |