Московская гимназия на Юго-Западе №1543
Кафедра биологии
Время восстановления кровообращения и осязания кисти после искусственного пережатия ее сосудов
Отчет об учебно-исследовательской работе
Андреева А.
Иванова А.
Научные руководители:
Квашенко А. Н.
Волкова П. А.
Москва
2009
Введение
Изучение кровообращения началось много веков назад. О расположении сердца и крупнейших кровеносных сосудов знал еще Гиппократ; в XI веке н. э. римский врач Гален доказал наличие в артериях крови (а не воздуха, как считалось раньше). Современным представлением о кровообращении мы обязаны Вильяму Гарвею, который открыл круги кровообращения, выяснил направление движения крови. Однако физиология кровообращения стала изучаться лишь в XIX веке. Тогда же стали изучать осязание; Э. Вебер и М. Фрей определили некоторые пороги чувствительности, выяснили, что распределение тактильных рецепторов на теле неравномерно. Однако физиология сенсорных систем, в частности, гипоксия, стали изучаться сравнительно недавно.
Главная тема исследований - гипоксия головного мозга, к примеру, применение антигипоксантов у животных [4]. Также достаточно подробно изучалось потребление кислорода рецепторами [5] и его изменение. В целом можно прийти к выводу, что при стабильной активности нейрона потребление им кислорода более или менее постоянно.
Область нашего исследования - сенсорика моторных систем. Ее тема - восстановление кровообращения и осязания кисти после искусственного пережатия ее сосудов.
Мы обратили внимание, что при пережатии сосудов пальца или кисти (например, бинтом или повязкой) и, следовательно, торможении кровообращения, через некоторое время теряется тактильная чувствительность. Мы задались вопросом - а как восстанавливается кровообращение и осязание, связано ли это между собой и если связано, то как. Наша гипотеза: существует зависимость между временем восстановления (ВВ) осязания и ВВ кровообращения. Наша цель: определить, существует ли эта зависимость, а также сравнить ВВ кровообращения и ВВ осязания.
Тактильные рецепторы, воспринимающие прикосновение (как и другие) - это дендроны (отростки) псевдоуниполярных нейронов. Оказываемое на них давление преобразуется в нервный импульс, передающийся в спинной мозг. Для функционирования рецептора требуется АТФ (точнее, для работы Na+K+АТФазы, обеспечивающей разность потенциалов на мембране, без которой невозможна генерация импульса). ( «Мозг, разум, поведение», Блум и др.)
АТФ в нейронах, как и везде, синтезируется благодаря клеточному дыханию, для которого требуется глюкоза и кислород; они поступают в клетку из крови. Когда приток крови прекращается, синтез АТФ останавливается (невозможно запасти в клетках кислород), следовательно, генерация импульса становится невозможной, и рецептор не может передать сигнал.
После прекращения пережатия кровообращение восстанавливается не сразу: кровь, остававшаяся в капиллярах дольше обычного, должна выйти из них. Это занимает более или менее значительный промежуток времени, т. к. скорость движения по капиллярам всего 0,5-- 1 мм/с. Следовательно, и до восстановления чувствительности также проходит некоторое время.
(«Физиология человека», Покровский, Коротько)
Материалы и методы
Материалы:
1) Прибор для измерения давления
2) Гусиное пуховое перо
3) Платок или шарф
Испытуемые, сидя на стульях в одинаковых позах, проходят 2 теста: на кровообращение и на чувствительность.
Тест на кровообращение (David C. Dugdale, etc. Capillary nail refill test): ноготь на пальце сдавливается, пока кожа вокруг него не побелеет, затем отпускается. В норме кожа возвращается к исходному цвету не более, чем за 2 секунды. Испытуемые, у которых время восстановления превысило норму, в дальнейшем в эксперименте не участвуют. Тест проводится на вторых пальцах обеих рук (изначально время восстановления должно быть одинаково).
Тест на чувствительность: с определенной высоты (например, 5 см) бросается перышко. Для того чтобы зрительная картина не влияла на результат, испытуемым завязывают глаза. Если человек чувствует прикосновение, он сообщает об этом («чувствую»). Испытуемого не предупреждают, когда именно бросается перышко. В начале эксперимента тест проводится, чтобы доказать, что все испытуемые чувствуют прикосновение. Если кто-то из них не проходит эту проверку, он или она также не допускается к эксперименту.
Затем испытуемым, прошедшим тесты, на предплечье левой руки, ближе к кисти, надевается прибор для измерения давления и накачивается до 110 мм рт. ст. Через 2 минуты он снимается, и сразу же снова проводятся оба теста. В дальнейшем тесты проводятся каждые 30 секунд: тест на чувствительность - до получения положительного результата, ногтевой тест - до совпадения времени возвращения цвета к исходному на пальцах обеих рук.
Наши данные (ВВ кровообращения и ВВ осязания, в секундах) мы обработали в программе «R». Для сравнения двух указанных выше параметров мы использовали тест Стьюдента для параметрических данных; для выяснения степени корреляции - корреляционный тест Пирсона.
Результаты
В исследованиях участвовали 94 человека. Распределение данных близкое к нормальному.
Распределение значений ВВ кровообращения
Распределение значений ВВ осязания
1) Выявление зависимости времени восстановления (ВВ) кровообращения от времени восстановления осязания:
Мы выявили слабую положительную линейную зависимость (r = 0,228) с высокой степенью достоверности (p-value = 0,027).
Зависимость ВВ кровообращения от ВВ осязания
2) Сравнение ВВ кровообращения и ВВ осязания
Оказалось, что эти параметры высоко достоверно отличаются (p-value = 4.8*10-9 ), причем ВВ осязания в целом меньше.
Значения ВВ кровообращения
Значения ВВ чувствительности
Благодарности
Мы выражаем благодарность нашему научному руководителю, Квашенко Андрею Николаевичу, за руководство и поддержку; Волковой Полине Андреевне за помощь в обработке данных; а также ученикам 7-10 классов гимназии №1543, принимавшим участие в эксперименте.
Литература
1. David C. Dugdale, David Zieve, MD, MHA, Medical Director, A.D.A.M. Capillary nail refill test. [Electronic resource]. - 2009. - Режим доступа: http://www.nlm.nih.gov/medlineplus/ency/article/003394.htm
2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение», 1988.
3. В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько, «Физиология человека» [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.lechebnik.info/447/index.htm
4. А. В. Евсеев, Э. А. Парфенов, В. А. Правдивцев, М. А. Евсеева, П. Д. Шабанов. Влияние антигипоксанта PQ1104 на нейрональную активность коры головного мозга кошек при острой экзогенной гипоксии. [Electronic resource]. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=9434874
5. С.Л. Загускин, Л. Д. Загускина, С. С. Загускина. Внутриклеточная регуляция потребления кислорода в нейроне . [Electronic resource]. - Режим доступа: http://www.tsitologiya.cytspb.rssi.ru/49_10/zaguskin.pdf
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА КРАЖУ ПО УК РФ |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния предприятия |
Курсовая работа | Стратегическое управление организацией на примере ОАО "РЖД" |
Курсовая работа | Организация и развитие складского хозяйства оптового предприятия |
Курсовая работа | Негосударственные пенсионные фонды в РФ. Современное состояние. Перспективы развития |
Курсовая работа | Анализ и оценка кредитоспособности заемщика |
Курсовая работа | Подходы и оценки эффективности розничной продажи товаров на примере магазина ООО "Аннушка" |
Курсовая работа | Формирование системы мотивации персонала |
Курсовая работа | Адаптивная технология возделывания горчицы в ООО "Тингутинское" Светлоярского района Волгоградской области |
Курсовая работа | Корпоративная культура |
Курсовая работа | Административная ответственность |
Курсовая работа | Бизнес-план пекарни |
Курсовая работа | Юбка |
Курсовая работа | Развитие памяти у детей дошкольного возраста |
Курсовая работа | Структура оценки персонала |