Экстремизм в молодежной среде
Мы живем в сложном и постоянно меняющемся мире, в котором проблема национального, этнического, социального и политического экстремизма стоит особенно остро. Мы каждый день слышим о все новых и новых случаях ксенофобии и национализма, главным участником которых является молодежь, как слой наиболее остро и чутко реагирующий на все изменения общества.
Большой толковый словарь дает следующее определение экстремизму: экстремизм - это приверженность крайним взглядам и мерам. Однако оно не отражает сути этого явления. Ученые настаивают на том, что при определении экстремизма акцент должен делаться на действиях, а не на людях, потому что именование людей и группировок экстремистами довольно не однозначно, поскольку зависит от позиции и групповой принадлежности человека, использующего этот термин: одну и ту же группу одни могут называть экстремистами, а другие борцами за свободу. Экстремистские акты же можно определить более точно, опираясь на два основных критерия. Акты насилия относятся к категории экстремистских, если:
а) они не только используются в качестве прямого способа достижения политических, идеологических и социальных целей, но и являются инструментом публичности и устрашения;
б) они направлены на то, чтобы причинить вред не непосредственному противнику, а другим людям.
Оба этих критерия подчеркивают, что первейшая цель экстремистских актов не непосредственный физический вред, а их психологическое воздействие с точки зрения привлечения общественного внимания и подрыва авторитета государства в обеспечении безопасности своих граждан. Несмотря на то, что отдельные экстремисты уже прославились на весь мир, экстремистские акты совершаются по большей части группировками.
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером - тяготением к сотрудничеству и периодическими взрывами конфликтности. И «зеркалом» всех изменений и перемен являлась молодежь - как элемент наиболее чувствительный ко всем социальным и политическим изменениям. Она замечает и остро реагирует на то, что ей кажется несправедливым, то, что не совпадает с ее общим мнением, зачастую навязанным псевдогероями с экрана телевизора, страниц газет и журналов. Мы то и дело слышим высказывания политиков и общественных деятелей, казалось бы, умных и образованных людей, которые являются той «искоркой,» из которой разгорается пламя экстремизма.
Конструктивному межнациональному сотрудничеству мешают различия между нациями, незнание и непонимание их культур и традиций, этноцентрических установок.
Именно понимание культуры и традиций другой национальной группы - источник конструктивного межнационального сотрудничества.
С целью налаживания отношений между разными этническими и национальными группами:
1) относитесь к чужой культуре с тем же уважением с которым относитесь к собственной;
2) не судите о ценностях, убеждениях и традициях других культур
отталкиваясь от собственных ценностей.
Каждая культура имеет собственную систему ценностей. А одинаковые
ценности представляют различную степень важности (смотри таблицу №1). Это крайне важно не просто знать но и учитывать при общении.
3) никогда не исходите из превосходства своей религии над чужой религией.
4) Общаясь с представителями других верований старайтесь понимать и уважать их точку зрения.
5) Помните, что каждая культура какой бы малой она не была, имеет что предложить миру, но нет такой культуры которая бы имела монополию на все аспекты.
6) Всегда помните, что ни какие научные данные не доказывают превосходство одной этнической группы над другой.
Эти простые правила могут уберечь как отдельные личности так и группы от попадания в ситуацию конфликта.
Многие ученые подчеркивают, что в основе молодежного экстремизма лежит так называемый этноцентризм - совокупность групповых конфликтных представлений, эмоционально-чувственных состояний и идеология вражды между своей и другими группами. Субъектами носителями этноцентризма (конфликтного этнического сознания) являются разные молодежные сообщества, которые дифференцируются от других по этническим, религиозным, социальным и другим признакам и могут рассматривать себя как «мы», а других как «они». Позитивные характеристики своей группы резко подчеркиваются и преувеличиваются, а свойства других групп и их членов оцениваются по стандартам своей группы (часто не всегда объективно) и при этом могут принижаться. Эта идеология и установка постулирует неизбежность отчужденности, враждебности и взаимной агрессивности в отношениях между сообществами. Наряду с понятием этноцентризма в литературе, общественно-политической и идеологической практике используется ряд других терминов, которые или синонимичны или очень близки по своему содержанию понятию этноцентризма. Речь идет прежде всего о таких понятиях как национализм и терроризм.
Национализм как доминанта национального самосознания может означать привычку идентифицировать себя с определенной нацией или другой общностью, ставя ее по ту сторону добра и зла, признавая единственную - обязанность продвигать ее интересы, а также обеспечивать больше власти и престижа не для себя, а для нации или другой общности, которую индивид избрал для идентификации своей индивидуальности. Тоесть национализм, как и этноцентризм - явление широкого национального плана, корни которого могут иметь не только этническую, но и иную природу - политическую, идеологическую, социальную, религиозную и другую. Национализм как уникальное явление требует особого пояснения :
Во-первых, национализм многими авторами определяется как самоидентификация со своей нацией, как осознание общности со своим национальным целым и естественная любовь к отечеству с одновременным уважением и признанием права на самобытность других народов. Однако, это определение как бы «обеляет» все действия основанные на причинении вреда из-за чувства расовой, этнической или кокой либо другой неприязни, оставляя их за своими рамками. Поэтому оно не является точным и объективным.
Во-вторых, причины национализма очень многолики и корни их понимания лежат в осознании неповторимости наций, этносов и нардов.
Следует отметить что национализм и патриотизм имеют одни корни - преданность и привязанность к своей социальной общности (этнической, национальной или какой-либо другой), но затем в зависимости от того как эта преданность воспринимается и реализуется в конкретных действиях различают две систему социально-психологических установок, которые совершенно по разному предопределяют характер отношений между людьми как представителями разных сообществ. В одном случае они строятся на основе взаимоуважения и равенства, в другом - определяются явлением конфронтации, враждебности, стремлением к превосходству. Так почемуже национализм и патриотизм имея одни те же истоки имеют такие разные последствия . Ученые отмечают, что для внутреннего мироощущения представителей и того и другого направления характерно состояние внутреннего конфликта, заключающегося в несоответствии между образом идеальной модели и реальной действительностью. В результате чего меняется внутренний мир и позиция личности . Националист выстраивает для себя внутреннюю схему « я - хороший, мир - плохой». Эта схема позволяет оправдывать любые действия. А патриот пытается изменить этот мир другими конструктивными путями.
Для того что бы объяснить в каких случаях и почему движения, стоящие за общественные изменения прибегают к насилию, а не общепринятым формам политического участия, некоторые авторы переносят гипотезу фрустрации - с индивидуального на групповой уровень. Они рассматривают акты экстремизма как результат причиной которой стала социальная и политическая объделенность. В некоторых случаях видимая несправедливость, которая привела к зарождению экстремизма, восходит непосредственно к определенным историческим событиям. Другие формы экстремизма в основу своих действий кладут неспособность оказать значительное влияние на политические решения, они часто культивируют позицию нравственного превосходства над жертвами, откуда выводят оправдания своих жестоких деяний.
Однако, с учетом того, насколько широко распространена социальная и политическая несправедливость, затрагивающая большое число людей, которые при этом не становятся экстремистами, необходимо ввести дополнительные факторы для объяснения условий, при которых фрустрация выливается в экстремистскую деятельность. Анцупов предлагает модель, основанную на взаимодействии разных причин, он утверждает, что экстремизм - это одновременно функция ситуационных и индивидуальных факторов: «истоком в большинстве случаев являлось широко распространенное движение социального протеста. Стычки с властями зачастую ожесточенного характера, и неуспех попыток вызвать народную реакцию привели к расставанию с иллюзиями и деградации движения . Осколки движения оформились в небольшие подпольные группировки, сохранившие мало контактов с внешним миром и яркую внутригрупповую преданность и сплоченность. Эти обстоятельства повысили статус агрессивных индивидов до лидерских позиций и позволили им ввести акты агрессии и насилия в качестве излюбленного образа действия».
В дальнейшем анализе он стал заниматься исследованием более конкретных установок патриотизма и экстремизма. В то время как патриотизм связан с чувством гордости за свою национальную принадлежность, национализм связан с чувством национального превосходства и власти над другими нациями. Анцупов утверждает, что национализм теснее, чем патриотизм связан с одобрительным отношением к вооруженной агрессии и описывает исследование, в котором подтвердилось функциональное различие этих двух типов установок. Испытуемым (молодым людям от 15 до 28 лет) давали послушать военную музыку (военные марши) либо патриотическую музыку (государственный гимн России), и затем исследовали влияние музыки на уровень патриотизма и национализма. Оказалось, что военная музыка способствует усиления национализма, но не патриотизма, тогда как патриотическая музыка оказывает противоположное действие. Анцупов делает вывод о том, что «существует возможность сохранить и даже укрепить патриотическую привязанность к одной нации, одновременно способствуя антиксенофобским установкам, снижающим вероятность появления агрессии». Он проводит различия между «слепым» и «конструктивным» патриотизмом. Первый обозначает неумеренное самоотождествление и некритическое принятие собственной нации, тогда как последний касается более критичного отношения, сочетающего в себе позитивную оценку своей нации с общей заботой о гуманитарных ценностях.
В результате он пришел к выводу, что индивиды, для которых в высокой степени характерен слепой патриотизм, в то время как в отношении конструктивного патриотизма такой связи получено не было.
Чувство национального превосходства также рассматривается как фактор, способствующий всплескам агрессии и экстремизма, наряду с тремя культурными предпосылками, ведущими к развитию агрессии против других наций:
1) возникновение идеологии антагонизма, вызванное изначальным разделением «своя», «чужая» группа, что затем приводит к тому, что внешней группе приписываются крайне негативные, часто основанные на стереотипных представлениях черты.
2) идеология национальной безопасности, в которой непрерывная оценка опасности противника и приспособление к ней заменяется безоговорочной целью любой ценой господствовать над ним.
3) видение мира в свете питаемых войной ценностей, таких как товарищество, преданность национальная гордость или достойная цель.
В проведенном анализе упор делается на психологических механизмах, задействованных в насилии на психологической почве. И действительно межэтнические конфликты имею глубинную психологическую основу, и часто возникают вокруг проблем идентичности, символов, легитимности, памяти и восприятия справедливости. В то же время верно и то, что на проявление экстремизма сильнее чем на другие виды агрессии влияют факторы не психологического характера, исторические и материальные масштабы конфликта.
Важно отметить, что каждое общество обязано предоставлять своим гражданам максимально возможную защиту от агрессии и насилия. Несмотря на то, что в конечном счете агрессивное поведение должно измениться на уровне личности, социальные нормы и общественные мероприятия оказывают большое влияние на масштабы агрессии, демонстрируемой отдельными индивидами или отдельными личностями. Здесь уместным будет отметить связь между доступностью материалов содержащих откровенные сцены насилия и уровнем агрессии. Выявлено, что чем более доступными являются материалы со сценами насилия тем больше случаев проявления насилия в жизни. Не смотря на то, что в различных СМИ обсуждается инициатива по ограничению содержания сцен насилия и их доступности, предпринимаемые с целью уменьшения агрессивности зрителей. Однако, маловероятно, что попытки медиа-индустрий как-то регулировать свои действия пойдут достаточно далеко, учитывая, то что передачи со сценами насилия привлекают большую зрительную аудиторию. Таким образом, цель защиты населения от высокого уровня насилия не совпадает с экономическими интересами. Поэтому важно, чтобы независимые организации, действующие на строго определенной правовой основе, взяли на себя обязанность контролировать доступность содержащегося в средствах массовой информации насилия
Выступая с точки зрения экологии можно предложить для предотвращения преступности подход, основанный на создании физической среды, ограничивающей возможности агрессивного поведения молодежи. Меры по снижению возможностей преступной деятельности включают в себя: барьеры, с которыми сталкивается агрессивная молодежь (создаваемые при помощи физических препятствий или контроля доступа); контроль над стимулирующими агрессию факторами (например, запрет на продажу алкогольных напитков во время спортивных мероприятий); внедрение неформальных систем надзора (например, камер CCTV для видеонаблюдения, систем просмотра местности). Однако, важнейший вопрос заключающийся в том способны ли эти меры снизить общий уровень преступности, или они приводят лишь к «смещению» неправомерных деяний к менее защищенным объектам. Ученые оценили влияние мер по увеличению милицейского контроля на уменьшения числа актов насилия, совершаемых подростками и молодежью. Они установили, что введение комендантского часа и запрет на пребывание в определенных местах значительно снижают уровень насилия, тогда как просто увеличение присутствия патрулей не имеет эффекта. Возможно, более эффективный способ предотвращения агрессии - удаление стрессов, которые, как известно, усиливают склонность к агрессии через возбуждение негативных эмоции, например, высокой температуры, шуме и тесных условий проживания. Этого можно достичь, если, например, установить в учебных заведениях систему кондиционирования воздуха или увеличить объемы строительства студенческих общежитий.
Ещё одним важным механизмом контроля насилия и агрессии на уровне общества, является наложение юридических санкций. Сверг того что взыскание накладывается на отдельного правонарушителя, совершившего преступление , наказание агрессивного поведения рассчитано и на то, чтобы действовать как средство устрашения, препятствующее совершению дальнейших актов насилия.
В подробном обзоре Крэйхи делает вывод о том, что устрашающее воздействие юридических санкций в основном не находят подтверждение. Хотя в результате некоторых исследований и было обнаружено краткосрочное воздействие более сурового наказания; в целом подтверждение гипотезы устрашения неубедительны.
Особое внимание привлекает тема роли юридических санкций в предотвращении насилия в связи с большими спорами вокруг вопроса смертной казни. Согласно теории устрашения «предотвращение преступлений требует создания системы наказания, которая докажет, что преступление «не окупается». Кроме того теория оговаривает, что преступному деянию предшествует рациональный процесс принятия решения, в ходе которого потенциальный правонарушитель взвешивает предполагаемые выгоды от преступления и издержки в виде наказания. За небольшим исключением, исследование устрашающего влияния смертной казни на совершение убийств ограничены США, поскольку это единственное развитое государство, в котором сохранилась высшая мера наказания. В этих исследованиях, обзор которых выполнил Бейтли и Петерсон, используются два основных метода: сравнение показателей убийств по штатам США, где существует смертная казнь и где она отменена и сравнение этих показателей до и после отмены смертной казни в пределах одного штата. Результаты, полученные с помощью обоих методов, совпадают: они противоречат гипотезе устрашения, поскольку не удалось обнаружить более низкого уровня показателей в штатах , где существует смертная казнь, и его повышения в штатах, где она отменена. Дополнительно гипотезу устрашения оправдывают данные, которые показывают, что с уровнем убийств не связана ни несомненность наказания, ни быстрота, с которой преступников приговаривают к смертной казни. Даже когда к смертной казни приговаривали быстро и с высокой определённостью, она оказывалась неспособной действовать средством устрашения, удерживающих от совершения будущих преступлений. Это справедливо и в отношении различных типов убийств, включая милицейские убийства и убийства совершённые женщинами. Рассматривая эти данные, в подавляющем большинстве случаев, опровергающие устрашающий эффект смертной казни, Бейли и Петерсон заключают, что «творцам политики следовало бы рассмотреть вместо смертной казни иные методы, что бы существенно понизить уровень совершаемых убийств». Этот вывод содержит отношение и к тем странам, где ещё не отменена смертная казнь, но общественное мнение требует заново её ввести, что происходит через регулярные промежутки времени после громких случаев убийств.
Следует отметить, что необходимо большее внимание детям и подросткам по двум причинам: 1. Агрессивное поведение с чертами расовой, этнической и религиозной неприязни возникает на ранних стадиях индивидуального развития, и если остаётся без должного внимания то , может закрепиться или обостриться по мере взросления индивида. Следовательно, чем скорее начнётся работа с моделями агрессивного поведения, то тем больше шансов избежать агрессивного поведения во взрослой жизни; 2. Серьёзные формы насилия распространённые среди подростков причиняют вред большему количеству людей.
Большая доля актов насилия и нетерпимости происходит в стенах общеобразовательных учреждений, непосредственно за её пределами, там, где дети и подростки проводят значительную часть времени и завязывают социальные отношения. Поэтому школы, ВУЗы, и центры дополнительного образования - это «горячие точки» агрессии, и в тоже время они выступают в качестве арены осуществления антинасильственных программ (см. таблицу №2).
Такие программы со всей очевидностью показывают, что для борьбы с агрессией в общеобразовательных учреждениях требуется сочетание целого ряда методов.
В общеобразовательных учреждениях должна быть сформирована такая атмосфера, в которой: 1. Учителя и ученики признают акты жестокости, насилия и агрессии, относясь к ним со всей серьёзностью, а не считая их чем-то незначительным; 2. случаи насилия и агрессии систематически отслеживаются; 3. демонстрация жестокости единодушно отвергается учениками как недопустимая.
По мере работы с данной проблемой мы хотели бы предложить методы свои методы решения.
1. Обучение персонала. Необходимо осведомлять преподавателей о психологических факторах и социальных факторах, способствующих участию в деструктивных группах, о структуре и методах действия групп, их основных опознавательных знаниях, а также о деятельности местных группировок.
2. Образовательные подходы. Среди мер направленных на учащихся как потенциальных членов групп, широко используется «воспитание сверстников». Встречи с представителями «конструктивной молодёжи» (спортсмены, талантливая молодежь).
3. Кодекс внешнего вида и поведения. Ещё один распространённый элемент мер по предотвращению насилия - наложение ограничений на то как учащиеся одеваются и как они себя ведут. В группировках часто разрабатывается системы символьной коммуникации, которые служат для укрепления внутригрупповой сплоченности, и сигнализирует чужакам о враждебности. Например «правые группы «Скинхедов» используют белые шнурки в своих тяжёлых кожаных бутсах. Этим они выражают готовность к физической агрессии. Такие меры, как запрет на знаки отличия и запрещение использовать определённые словесные выражения могут сделать присутствие членов группировки менее заметным и снизить уровень общения основанного на членстве в группировке.
4. « Планы безопасности» - комплекс мер, позволяющий избежать насилия в школе: установление ССTV камер, аппаратуры просмотра местности, охраны. Это также поможет уберечь и от терроризма.
Помимо активных мер по обеспечению физической безопасности подростков и молодёжи не стоит забывать и духовном просвещении, которое, прежде всего, заключается в воспитании толерантности.
Важность формирования толерантных отношений у молодёжи обусловлена тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня критически важным.
Обострение межнациональных конфликтов, усиление тенденций проявления ксенофобии - животрепещущие проблемы современной России. Сложная социально-экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки непосредственно влияют на общественное мнение в области межэтнических отношений.
Нет, к сожалению, системного и взвешенного подхода к решению национального вопроса. На государственном уровне делаются лишь первые попытки создания эффектных программ национальной политики, и также необходимых правовых актов, направленных на регулирование различных сторон федеративного и национального законодательства. В Целях разработки и реализации единой государственной политики по формированию толерантности и профилактике экстремизма в российском обществе была создана специальная межведомственная программа, так как решение такой задачи требует скоординированного взаимодействия многих министерств и ведомств (Федеральная программа «Формирование толерантного сознания и борьбы с экстремизмом»). Неслучайно стали предметом международной программы ЮНЭСКО.
В 2001г. началось Международное десятилетие культуры мира и ненасилия для всего мира. В этом контексте программа терпимости была инициирована в рамках национальной стратегии развития гражданского общества. Она направлена на восстановление и укрепление величайших культурных, исторических и моральных ценностей России в противовес таким явлениям как этническая, религиозная и политическая нетерпимость. Консолидирующим фактором национальной политики может стать образовательная стратегия учитывающая многонациональную и многоконфессиональную структуру России.
Следующая особенность заключается в том, что в рамках такой деятельности огромное внимание должно быть уделено молодёжи, значительную часть которой составляют студенты. Именно они наиболее чутко воспринимают социокультурные изменения в обществе. Нельзя забывать и том, что многие сегодняшние студенты обучались и воспитывалась в школе в обострённой обстановке межнациональных, межэтнических конфликтов.
Необходимо осуществлять спланированное воздействие на процесс формирования жизненных ориентаций молодёжи и собственно, на будущее тех народов к которым эта молодежь принадлежит. Стоит обратить особое внимание на студентов педагогических учебных заведений, будущим учителям и наставникам, которые и должны привить данные ценности детям. Сегодняшние дети это будущие жители единого демократического государства, которое станет по настоящему демократичным только в том обществе, где на всех уровнях сформированы и действуют толерантные отношения.
Что же подразумевает под собой толерантность? Энциклопедический словарь трактует её как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Таким образом, толерантность охватывает все стороны человеческих отношений : социально-экономические, политические, религиозные. Рассмотрим особенности влияния на формирования толерантности в обществе?
Во-первых, существуют экономические и социально-политические реалии, несомненно влияющие на степень толерантности общества. Большую роль играют определённые институты, которые через производство и распределение ценностей как правило упорядочивают и структурируют поведение индивидов и поддерживают общепринятые нормы поведения, создавая тем самым общепринятый потенциал в обществе.
Во-вторых, существуют ощутимая нехватка специалистов и общеобразовательных предметов в школах и ВУЗах, которые бы условии общие представления о структуре современной культуры, о различии ментальностей и менталитетов.
Одним из методов предупреждения проявления экстремизма в молодёжной среде должен стать диалог между разными общностями.
Диалог является краеугольным камнем глобального ответа на любого рода конфликты и насилие, прежде всего те, что основаны на фанатизме и нетерпимости. Поскоку этот диалог будет охватывать разные слои населения в разных уголках страны, то призывы к конфликту будут встречены к призыву к компромиссу. Ненависть будет встречена толерантностью.
Насилие - решимостью.
Диалог основан скорее на понимании того, что мы представляем множественность культур, а не на том, что мы все одинаковы и согласны друг с другом.
Идея о том, что есть лишь один народ, который знает правду, один ответ на мировые проблемы или одно решение удовлетворяющие нужды населения на протяжении истории, приносила огромный вред. Когда разнообразие идентичности ставится под сомнение, когда отрицается какой либо образ жизни, когда существует угроза фундаментальной свободе выбирать свой образ жизни, именно тогда неизбежен конфликт, насилие и страдание.
Мы все должны осознать что являемся продуктами многих культур и воспоминаний; что толерантность позволяет нам изучить другие культуры и учиться у них, что наша сила - в способности соединить близкое с чуждым; что те, кто воспринимает разнообразие как угрозу, лишают себя очень многих знаний.
Каждый из нас имеет право на свою особую веру и наследие. Но представление о том, что наше обязательно противоречит «их нему», как неправильно так и опасно. В противоположность некоторым предположениям, мы можем любить то, чем мы являемся, и при этом не ненавидеть то, чем мы не являемся. . Воспитать человека мобильного и умелого, способного адаптироваться в стремительно меняющимся мире, владеющего компьютером, иностранными языками, основами современных экономических знаний - этой исключительно прагматической задачи мы посвятили в последние годы достаточно много усилий, забывая о том, что не менее важной целью образования является воспитание человека духовного.
Современная история показывает, что от националистических движений не избавлены ни высокоразвитые, ни традиционные, ни бывшие социалистические страны, что нередко приводит к вооруженным столкновениям на межнациональной почве, влекущими за собой человеческие жертвы.
Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, конфликты на почве национальной, этнической и другой неприязни носят затяжной характер. Выход из состояния конфликта - процесс длительный и болезненный, требующий многочисленных усилий со стороны государственных органов, общественных организаций, институтов гражданского общества, политических партий и движений
Для каждого общества роль такого события как случаи проявления национализма и ксенофобии, следует рассматривать как особый сигнал беспокойствия и тревожности, так как за этим может следовать открытое противостояние, в том числе и вооруженное
Поэтому особую важность приобретает деятельность по своевременному предупреждению обострения межнациональных обострений.
В свою очередь предупреждение межнациональных конфликтов представляет собой исключительно сложную задачу, поскольку это явление порождается многими социальными, политическими, психологическими, экономическими, историческими и иными причинами. Следовательно такие причины должны быть объектами профилактического вмешательства со стороны органов государственной власти, правоохранительных в особенности. Эффективность деятельности ОВД по предупреждению и пресечению противозаконных деяний на национальной почве будет достигнута, если государственные органы власти серьезно будут работать над вопросами разрешения накопившихся проблем.
Общие предпосылки: · Осознание и вовлечение со стороны взрослых ( родителей, учителей). |
|
Мероприятия на уровне школы: · Анкетное обследование; · День общешкольного совещания; · Усиленный надзор во время перемен; · Встречи родителей с учителями (родительские собрания); |
|
Мероприятия на уровне класса: · Установление классных правил антиагрессивного поведения; · Встречи класса. |
|
Мероприятия на индивидуальном уровне: · Серьезные беседы с задирами и жертвами агрессивного поведения; · Серьезные разговоры с родителями замеченных учащихся; · Изобретательность родителей и учителей . |
Комплекс мер по борьбе с проблемой детской жестокости и агрессивности в школе
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |