Курсовая работа по предмету "Социология и обществознание"


Социальная адаптация бывших осужденных



Практическая работа на тему:

«Социальная адаптация бывших осужденных»

Проблемная ситуация

В комплексе мер политического, социально- экономического, нормативно-правового и организационно- воспитательного характера, которые призвано разрабатывать государство в целях социально-нравственного оздоровления общества, все большую значимость приобретает необходимость масштабной и целенаправленной деятельности государственных органов и общественных организаций, связанных с жизнеустройством бывших осужденных.

Это обуславливается тем, что от их правильного решения во многом зависит не только судьба той части населения, которая допустила ошибку, но и судьба тех людей, которые могут быть втянуты уже однажды отбывшими наказание в орбиту преступной деятельности.

Вероятность такого развития событий становится более возможной в том случае, если государство и в целом общество не окажут им своевременно социальную помощь, не поддержат попытку вырваться из порочного круга правонарушений, законопослушания.

В обоснование вышеизложенного, целесообразно проанализировать состояние повторных правонарушений уголовного характера, совершаемых однажды уже осужденными лицами и отбывшими срок наказания. Не может не вызывать тревоги тот факт, что в первый год пребывания на свободе освободившиеся из исправительно-трудовых учреждений совершают каждое третье преступление.

Социальная адаптация из мест заключения - это многогранный процесс, охватывающий комплекс вопросов их нравственной, психологической, практической подготовки к жизни в обществе, освоения ими новых социальных ролей, восстановления полезных контактов, устранения или нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих возвращению данной категории граждан в русло честного, согласующегося с законом существования.

Деятельность органов социальной защиты, как в целом, так и в части работы с бывшими осужденными основывается на действующих нормативно-правовых положениях, которые нуждаются в основательной переработке и дальнейшем развитии в соответствии с общими социально-экономическими и правовыми процессами в обществе. Многие из них уже устарели, утратили свое практическое назначение. В современных условиях нужны новые подходы к правовому урегулированию и организации деятельности служб социальной защиты и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Проблема исследования

Отсутствие государственных органов и общественных организаций, занимающихся проблемами такой категории граждан, которые отбыли срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичной изоляции от общества) и оказались в новых для них условиях жизнедеятельности, и нехватка реальных мер для решения этих проблем.

Объект исследования

Осужденные г. Соликамска, отбывшие срок наказания в виде лишения свободы.

Предмет исследования

Социальная адаптация осужденных г. Соликамска, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.

Цель исследования

Учитывая актуальность и степень изученности проблемы социальной адаптации лиц, отбывших срок наказания в виде лишения свободы, основной целью исследования является выявление самого процесса социальной адаптации бывших осужденных и выработка практических рекомендаций в адрес организаций, связанных с разрешением их проблем.

Гипотезы исследования

Основная гипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах повторных правонарушений позволяет сделать предположение, что основная причина этого заключается в отсутствии государственно-общественной работы с бывшими осужденными.

В соответствии с основной гипотезой, основные блоки вопросов должны быть направлены на выявление того, какие трудности, возникающие у отбывших наказание, в трудовой сфере, в семейных отношениях и в сфере социального общения влияют на успешность социальной адаптации.

Основная гипотеза нейтральна по отношению к другим факторам, способным влиять на состояние социальной адаптации бывших осужденных. В связи с этим необходим сформулировать гипотезу-следствие: социально-демографические и социально криминальные характеристики также влияют на социальную адаптацию бывших осужденных.

Задачи исследования

Проверка сформулированных гипотез требует решения следующих задач. Для основной гипотезы:

1. Выявить трудности трудового устройства и профессионального самоопределения осужденных, отбывших срок лишения свободы.

2. Проанализировать влияние социально-психологического климата коллектива на социальную адаптацию бывших осужденных.

3. Изучить социально-экономическое положение освобожденных от отбывания наказания.

4. Описать проблемы взаимодействия в семье у бывших заключенных.

5. Охарактеризовать социальную активность и социальную ориентированность освобожденных от отбывания наказания.

6. Проанализировать отражение проблем осужденных, отбывших срок лишения свободы, в средствах массовой информации.

Для проверки гипотезы следствия нужно выявить влияние на социальную адаптацию освобожденных по отбыванию наказания:

1. социально-демографических характеристик;

2. социально-криминальных характеристик.

Интерпретация основных понятий

Интерпретация основных понятий:

Адаптация (от лат. adaptio - приспособление) - это процесс приспособления строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды.

Осужденный - это лицо, которое суд приговором признал виновным в совершении преступления с назначением определенной меры наказания. Бывший осужденный (Б.О.) - это лицо, которое отбыло срок наказания в виде лишения свободы (в полной или частичной изоляции от общества).

Системный анализ объекта исследования.

Блок А (объективные факторы):

а1 - экономическая и социально-политическая ситуация в стране;

а2 - специфические факторы: прямые - отношения в семье, на работе (учебе); косвенные - влияние окружающих, средств массовой информации и т.д.

Блок В (индивидуальные особенности):

в1 - пол, возраст, семейное положение, уровень образования и т.д.;

в2 - личностные характеристики бывшего осужденного и т.д.

Блок С (отношения):

с1 - восприятие социальной адаптации и ее значимости (субъективный аспект);

с2 - результаты социальной адаптации (объективный аспект).

Связки:

- стимулы (внешние побуждения к деятельности);

- восприятие, усвоение общественных ролей и социальных функций;

- мотивы деятельности (внутренние побуждения).

Основные методы сбора информации

Основным методом сбора информации является анкетирование осужденных, которые уже отбыли свой срок наказания, то есть сбор социальной информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного социально-психологического общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов на вопросы, заданные социологом, вытекающие из цели и задач исследования.

Обоснование выборки

Социологическое исследование будет проводиться на территории г. Соликамска. Временные рамки совпадают со временем проведения исследования. Единицей анализа выступают бывшие осужденные, освободившиеся не позднее одного года со дня начала исследования.

Выборочная совокупность планируется 100 человек.

При определении метода выборки наиболее оптимальным, учитывая специфику объекта, считается метод «снежного кома». Учитывая то, что нам известны адреса только трех осужденных, отбывших срок наказания и освободившихся в течение текущего года, то поиск других респондентов мы можем продолжить по их подсказке. Предположим, то каждый из этих трех опрошенных сообщил адреса еще трех своих знакомых, а те, в свою очередь, еще по два и т. д. Тогда на четвертой ступени отбора мы достигнем запланированного объема выборочной совокупности. При этом отбор респондентов по этапам будет происходить в следующей пропорции:

3 + 9 + 27 + 81 =120

Опросить мы можем на двадцать человек меньше, то есть 100.

Разработка методического инструментария опроса. Аргументация необходимости применения метода опроса

Опрос - это метод сбора первичной информации в социологическом исследовании, предусматривающий, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, и, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Метод опроса позволяет в максимально короткие сроки опрашивать большие совокупности людей и получать разнообразную информацию. Объяснить применение метода опроса в данном исследовании можно тем, что бывшие осужденные являются единственным источником информации как непосредственные участники событий.

Важно помнить, что полученная с помощью респондентов информация отражает изучаемую реальность лишь в том виде, как она «преломилась» в их сознании, отсюда ее возможное искажение, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании.

Анкета

ГОУ ВПО «СГПИ» приглашает Вас принять участие в массовом опросе общественного мнения, касающегося проблем социальной адаптации лиц, отбывших срок наказания в виде лишения свободы.

Отвечать на вопросы анкеты не трудно. После большинства из них дается несколько возможных ответов. Прежде чем ответить на вопрос, внимательно прочтите все предлагаемые варианты ответов, затем выберите из них тот или те, которые Вам подходят, и обведите кружком соответствующий номер. Если ни один из предлагаемых ответов Вас не устраивает или после вопроса ответы не даются, напишите свой ответ самостоятельно.

Хотим подчеркнуть, что на вопросы анкеты нет правильных и неправильных ответов. Нам просто нужно знать ваше личное мнение. Анкета анонимная, в ней не будут указаны Ваши фамилия и имя. Вы можете быть уверены, что содержание Ваших ответов останется строго между нами. В анализе они будут использованы в общем виде, вместе с ответами других людей.

Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!

Соликамск, 2009 г.

1. В настоящее время Вы:

работаете

имеете работу, но временно не работаете

не работаете, но ищете работу переходите к вопросу 8

нигде не работаете переходите к вопросу 8

учитесь в дневном учебном заведении переходите к вопросу 7

занимаетесь чем-нибудь другим (укажите)_____________________

2. Кем вы работаете (укажите Вашу профессию или должность)? _____

3. Соответствует ли Ваша нынешняя работа полученному Вами профессиональному образованию?

соответствует полностью

соответствует частично

не соответствует

затрудняет ответить

4. Хотели бы Вы перейти на другую работу?

да, хотел (а) бы перейти

нет, не имею такого желанияпереходите к вопросу 6

не задумывался над этимпереходите к вопросу 6

5. Если у Вас имеется желание перейти на другую работу, то чем это вызвано? (укажите)_______________________________________________

6. Как Вы оцениваете свои отношения:

Вполне х

орошие

Сносные

Плохие

Трудно сказать

А) С товарищами по работе (учебе)

1

2

3

4

Б) С непосредственным руководителем

1

2

3

4

7. А что, по Вашему мнению, характеризует отношения коллектива к Вам в целом?

полная доброжелательность и взаимопомощь

отношения в основном хорошие

отношения в основном безразличные

пренебрежительные отношения

чаще всего отношения напряженные, недоброжелательные

не задумывался над этим

8. Были ли у Вас какие-либо трудности при поступлении на работу (учебу)?

да

нет переходите к вопросу 10

9. Если у Вас были трудности при поступлении на работу (учебу), то укажите какие?___________________________________________________

10. Обращались ли Вы за помощью в какие-либо организации и службы социальной защиты бывших осужденных? Если «да», то укажите в какие? ___________________________________________________________

11. Далее мы хотели бы задать Вам несколько вопросов о том, в какой степени Вы удовлетворены различными сторонами своей жизни. Итак, в какой степени вы удовлетворены:

Удовлетворен по

лностью

Удовлетворен частично

Совсем не удовлетворен

Затрудняюсь ответить

А) Своей жизнью вцелом

1

2

3

4

Б) Жильем

1

2

3

4

В) Финансовой ситуацией

1

2

3

4

12. Сколько человек проживает в Вашей семье, включая Вас?

я живу один

двое

трое

четверо

пятеро и более

13. Если в Вашей семье дети?

один

двое

трое и более

детей нет

14. Укажите, пожалуйста, если учитывая все виды дохода всех членов семьи - зарплату, пенсии, стипендии, пособие на детей, алименты и т.п. - каков среднемесячный доход на одного человека в Вашей семье за последнее полугоде? ________________________________________руб. в месяц на чел.

15. Ваши жилищные условия (дайте один ответ)?

отдельная государственная или ведомственная квартира

коммунальная квартира

кооперативная квартира

квартира на правах личной собственности

частный дом или часть дома, принадлежащие Вам или Вашей семье

общежитие

снимаю жилплощадь

другое (напишите) ___________________________

16. Как Вы оценили отношения в семье в целом?

атмосфера дружбы и взаимопонимания

ровные отношения без эмоциональной близости

эпизодические конфликты, холодность

эмоционально отчужденные отношения

напряженно-конфликтные отношения

затрудняюсь ответить

17. Каков уровень образования у Ваших родителей?

Высшее

Среднее спец

иальное

Среднее общее

Неполное среднее

Затрудняюсь ответить

А) отец

1

2

3

4

5

Б) мать

1

2

3

4

5

18. Был ли кто либо из членов Вашей семьи ранее судим?

отец

мать

брат (сестра)

другие родственники

никто не был судим

затрудняюсь ответить

19. Как Вы относитесь к людям, которые вовлечены в преступную деятельность?

не осуждаю

не обращаю внимания

выражаю недовольство

думаю иначе (напишите как) __________________________________

20. Часто ли вы общаетесь с теми, кто был ранее осужден?

очень часто

часто

периодически

редко

не общаюсь совсем

отказ от ответа

21. Были ли в течение текущего полугодия какие-либо нарушения закона с Вашей стороны?

было одно

было несколько

не было

отказ от ответа

22. Скажите, пожалуйста, есть ли в Вашем окружении люди, злоупотребляющие:

Да

Нет

Затрудняюсь о

тветить

А) Алкоголем

1

2

3

Б) Наркотиками

1

2

3

23. Как Вы предпочитаете проводить свое свободное время (выберете не более трех ответов):

смотрю телевизор, слушаю радио

читаю газеты, журналы

посещаю музеи, выставки, хожу в театр

общаюсь с друзьями и знакомыми

хожу в бар, ресторан, на дискотеку

занимаюсь своим хобби

другое (напишите) ______________________

24. Известны ли Вам какие-либо программы на радио или телевидении, освещающие проблемы бывших осужденных? Если «да», то укажите все, что Вам известны. __________________________________

А теперь несколько вопросов о Вас лично:

25. Ваш пол?

мужской

женский

26. Ваш возраст?

до 20 включительно

от 21 до 30 лет

от 31 до 40 лет

от 41 до 50 лет

от 51 до 60 лет

от 61 и старше

27. Ваше образование?

неполное среднее

полное среднее

среднее специальное

незаконченное высшее

высшее

кандидат наук

28. Ваше семейное положение?

женат (замужем)

холост (не замужем)

разведен(а)

вдовец (вдова)

живу в гражданском браке

29. Сколько судимостей у Вас было?

одна

две

три и более

отказ от ответа

30. По каким статьям Вы были осуждены (укажите статьи последней судимости)?________________________________________________________

31. Какой срок лишения свободы Вы отбыли в исправительно-трудовых учреждениях (укажите срок последней судимости)?____________________

Благодарим Вас за участие в исследовании

Паспортичка

Ваш пол. Ответили 100 чел. (100%)

мужской 100 чел. - 100%

женский 0 чел. - 0%

Наличие работы. Ответили 100 чел. (100%)

есть работа 60 чел. - 60%

нет работы 40 чел. - 40%

Соответствие работы полученному профессиональному образованию. Ответили 100 чел. (100%)

соответствует 10 чел. - 10%

не соответствует 90 чел. - 90%

Отношение к работе. Ответили 100 чел. (100%)

нравится 30 чел. - 30%

не нравится 70 чел. - 70%

Отношения с товарищами по работе. Ответили 100 чел. (100%)

вполне хорошие 20 чел. - 20%

сносные 30 чел. - 30%

плохие 50 чел. - 50%

затрудняюсь ответить 0 чел. - 0%

Отношения с непосредственным руководителем по работе. Ответили 100 чел. (100%)

вполне хорошие 10 чел. - 10%

сносные 30 чел. - 30%

плохие 60 чел. - 60%

затрудняюсь ответить 0 чел. - 0%

Наличие трудностей при поступлении на работу. Ответили 100 чел. (100%)

были 60 чел. - 60%

не были 40 чел. - 40%

Обращения за помощью в какие-либо организации и службы социальной защиты бывших осужденных. Ответили 100 чел. (100%)

были 10 чел. - 10%

не были 90 чел. - 90%

Удовлетворенность различными сторонами своей жизни. Ответили 100 чел. (100%)

удовлетворен полностью 10 чел. - 10%

удовлетворен частично 20 чел. - 20%

совсем не удовлетворен 70 чел. - 70%

затрудняюсь ответить 0 чел. - 0%

Есть ли в Вашей семье дети. Ответили 100 чел. (100%)

да 30 чел. - 30%

нет 70 чел. - 70%

Уровень образования родителей. Ответили 100 чел. (100%)

высшее 10 чел. - 10%

среднее специальное 40 чел. - 40%

средне общее 40 чел. - 40%

неполное среднее 10 чел. - 10%

Судимость членов семьи. Ответили 100 чел. (100%)

имеется 30 чел. - 30%

не имеется 70 чел. - 70%

Наличие нарушений закона в течение текущего полугодия. Ответили 100 чел. (100%)

да 20 чел. - 20%

нет 80 чел. - 80%

Просмотр программ на телевидении, освещающих проблемы бывших осужденных. Ответили 100 чел. (100%)

да 60 чел. - 60%

нет 40 чел. - 40%

Итоги исследования

Среди 100 опрошенных представлены осужденные г. Соликамска, отбывшие срок наказания в виде лишения свободы.

В соответствии с основной гипотезой, основные блоки вопросов были направлены на выявление того, какие трудности, возникающие у отбывших наказание, в трудовой сфере, в семейных отношениях и в сфере социального общения влияют на успешность социальной адаптации.

По результатам опроса 60% бывших осужденных имеют работу, а 40% нет. Причем только 10% опрошенных имеют работу, соответствующую полученному профессиональному образованию.

Выбранная работа нравится 30% опрошенным, 70% не удовлетворены своим выбором.

Отношения опрошенных с товарищами по работе складываются следующим не лучшим образом: плохие и сносные взаимоотношения у 80%.

Отношения с непосредственным руководителем по работе также проблематичны. Только 10% бывших осужденных находят общий язык с руководителями.

При поступлении на работу 60% опрошенных имеют определенные затруднения, связанные также и с их прошлым.

Только 10% обращаются за помощью в какие-либо организации и службы социальной защиты бывших осужденных, поскольку они отсутствуют в необходимом для города количестве.

Удовлетворенность полностью различными сторонами своей жизни отметили лишь 10% бывших осужденных.

Также на низком уровне и образование родителей. Только 10% имеют высшее образование. Также на достаточно высоком уровне и судимость членов семьи (30%).

На вопрос о просмотре программ на телевидении, освещающих проблемы бывших осужденных 40% ответили отрицательно.

Заключение

Целью нашего исследования было выявление самого процесса социальной адаптации бывших осужденных и выработка практических рекомендаций в адрес организаций, связанных с разрешением их проблем, а основной задачей было выявление трудностей трудового устройства и профессионального самоопределения осужденных, отбывших срок лишения свободы. По результатам полученных данных подтвердилась основная гипотеза: предварительный анализ ряда материалов о характере и мотивах повторных правонарушений позволяет сделать предположение, что основная причина этого заключается в отсутствии государственно-общественной работы с бывшими осужденными.

Список литературы

1. Борцов Ю.С. Социология. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: Издательство "Феникс", 2002.

2. Волков В.Г. и др. Социология. Курс лекций: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону.: "Феникс", 2003.

3. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУ, 2001. - 232 с.

4. Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К. Горшкова, Ф.Э. Шереги. - М.: Владос, 2000. - 288 с.

5. Лекции по методике конкретных социологических исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: МГУ, 2002.

6. Методы сбора информации в социологическом исследовании / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Масловой. В 2 т. М.: Наука, 2005.

8. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. В 2 т. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2001.

9. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. М.: Наука, 2003.

10. Социология: Курс лекций / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. -- М.: Соц.- полит, журн., 2002.

11. Социология: Учебник для вузов/Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002.



















































Показывать только:




















Портфель:

Выбранных работ














На данный момент в нашей базе:

Рефераты: 23980
Курсовые работы: 21532
Дипломные работы: 5897
Учебные пособия: 529
Статьи: 854
Контрольные работы: 9919
Книги: 206
Практические работы: 370
Аттестационные работы: 98
Тесты: 73
Лекции: 876
Творческие работы: 292
Научные работы: 271
Отчеты по практике: 716
Авторефераты: 867
Презентации: 340
Биографии: 50
Монографии: 38
Методички: 633
Курсы лекций: 509
Лабораторные работы: 508
Задачи: 107
Бизнес Планы: 153
Диссертации: 83
Разработки уроков: 24
Конспекты уроков: 41
Магистерские работы: 54
Конспекты произведений: 27
Анализы учебных пособий: 8
Краткие изложения: 59
Материалы конференций: 15
Сочинения: 122
Эссе: 99
Анализы книг: 30
Топики: 74
Тезисы: 10
Истории болезней: 344
Доклады: 1070
Шпаргалки: 571

Всего работ: 71449






[Новые поступления]


[Популярные работы]







Рубрики по алфавиту:





АБВГДЕЖЗ
ИЙКЛМНОП
РСТУФХЦЧ
ШЩЪЫЬЭЮЯ



































Ключевые слова страницы: Социальная адаптация бывших осужденных | практическая работа





















СтудентБанк.ру © 2014 - Банк рефератов, база студенческих работ, курсовых и дипломных работ, шпаргалок и докладов по различным дисциплинам, а также отчеты по практике и многое другое - бесплатно.




















































Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Анализ кредиторской задолженности
Курсовая работа Ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов, как средство развития сюжетных композиций
Курсовая работа Синтаксический стилистический повтор как средство изобразительности в художественном тексте
Курсовая работа Причины и виды безработицы в условиях рыночной экономики
Курсовая работа ВИЧ-инфекция и её профилактика
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита
Курсовая работа Проблема административной ответственности юридических лиц
Курсовая работа Купля-продажа жилых помещений
Курсовая работа Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Курсовая работа Депозитные операции, их виды. Депозитная политика в кредитной организации (банке)
Курсовая работа Учет амортизации основных средств
Курсовая работа Учредительные документы юридического лица
Курсовая работа Правовое регулирование наследования отдельных видов имущества
Курсовая работа Организация транспортного обеспечения коммерческой деятельности торгового предприятия
Курсовая работа Проект пункта технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей с разработкой технологического процесса ТР сцепления автомобиля ГАЗ - 3110