1
Экспериментальное исследование коммуникативной компетентности студентов-менеджеров
Организация и методы исследования
В нашем исследовании принимали участие студенты Старооскольского филиала «Современной Гуманитарной Академии» по специальности «Менеджмент» очной формы обучения 3 курса. Количество респондентов составило 43 человека, средний возраст который от 18 до 22 лет. Гендерный состав обследуемых: 23 девушки и 20 юношей.
Исследование состояло из четырех этапов:
Первый этап. Исследования с помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО), разработанного под руководством Е.А.Климова и предназначенного для определения интересов и склонностей человека. В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены. На данном этапе по результатам тестирования можно будет судить о направленности личности, ее увлечениях и склонностях. Мы сможем выявить соответствие выбранной профессии с личностными ориентирами испытуемых. Е.А. Климов выделил следующие виды профессий:
1. Человек- Техника (Ч-Т). Труд людей этой группы профессий связан с преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов); обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами); восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий); изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
2. Человек - Человек (Ч-Ч). Труд людей этой группы профессий связан с воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.); медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра); правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.); организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.); изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
3. Человек - Знаковая система (Ч-З). Труд людей этой группы профессий связан с преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.); шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.); управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.); составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.); восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
4. Человек - Природа (Ч-П). Труд людей этой группы профессий связан с преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.); обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.); заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.); восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.); изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
5. Человек - Художественный образ (Ч-Х). Труд людей этой группы профессий связан с преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.); исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.); с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
На втором этапе исследования мы использовали тест «Ваш стиль общения», разработанный В.М. Шепелем. По результатам исследования данной методики уровень общительности испытуемых можно соотнести с тремя стилями общения:
1. 34 балла и менее. Низкий уровень общительности. Замкнутость, стеснительность, боязнь критики - основные характеристики людей данной категории.
2. 35-44 балла. Средний уровень общительности. Адекватная оценка своих способностей, восприятия критики, умение поддержать беседу, вести переговоры.
3. 45 баллов и более. Высокий уровень общительности. Данной категории людей присущи агрессивность, наглость, демонстративность, желание добиться успеха любыми методами.
На третьем этапе исследования мы использовали методику Ряховского «Оценка уровня общительности». Согласно его опроснику по результатам исследования испытуемым присущи следующие уровни развития коммуникабельности:
30-31 очко. Низкий уровень. Вы явно некоммуникабельны, и это Ваша беда, так как больше всего страдаете от этого Вы сами. Но и близким Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.
25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому у Вас мало друзей. Новая работа и необходимость новых контактов если не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничиваетесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.
19-24 очков. Ниже среднего. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.
14-28 очков. Средний уровень. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.
9-13 очков. Выше среднего. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх меры). Любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомитесь с новым людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.
4-8 очка. Высокий уровень. Вы, должно быть, «рубаха-парень». Общительность бьет из Вас ключом. Вы всегда в курсе всех дел. Вы любите принимать участие во всех дискуссиях, хотя серьезные темы могут вызывать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами. 3 очка и менее. Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и Ома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.
На четвертом этапе исследования проводился анализ результатов тестирования, построение диаграмм и интерпретация полученных данных. Результаты по отдельным методикам сопоставляются, делаются выводы, на основе которых разрабатывались рекомендации по повышению уровня коммуникативной компетенции менеджеров как условия эффективной профессиональной деятельности.
№ испыт. |
Количественные данные по результатам тестирования |
|||
Тест 1 |
Тест 2 |
Тест 3 |
||
1 |
Ч-Ч |
45 баллов |
11 баллов |
|
2 |
Ч-З |
35 баллов |
15 баллов |
|
3 |
Ч-П |
33 балла |
21 балл |
|
4 |
Ч-Ч |
49 баллов |
5 баллов |
|
5 |
Ч-Ч |
51 балл |
12 баллов |
|
6 |
Ч-Ч |
52 балла |
13 баллов |
|
7 |
Ч-Ч |
52 балла |
5 балов |
|
8 |
Ч-Ч |
46 баллов |
9 баллов |
|
9 |
Ч-З |
36 баллов |
15 баллов |
|
10 |
Ч-З |
40 баллов |
21 балл |
|
11 |
Ч-З |
39 баллов |
13 баллов |
|
12 |
Ч-П |
43 балла |
20 баллов |
|
13 |
Ч-Ч |
44 балла |
15 баллов |
|
14 |
Ч-Х |
25 баллов |
25 баллов |
|
15 |
Ч-Ч |
36 баллов |
10 баллов |
|
16 |
Ч-Ч |
44 балла |
16 баллов |
|
17 |
Ч-Ч |
33 балла |
15 баллов |
|
18 |
Ч-Ч |
45 баллов |
8 баллов |
|
19 |
Ч-Ч |
39 баллов |
13 баллов |
|
20 |
Ч-Ч |
28 баллов |
18 баллов |
|
21 |
Ч-Ч |
41 балл |
12 баллов |
|
22 |
Ч-Ч |
48 балла |
13 баллов |
|
23 |
Ч-Ч |
44 балла |
5 балов |
|
24 |
Ч-Ч |
44 балла |
9 баллов |
|
25 |
Ч-Ч |
36 баллов |
15 баллов |
|
26 |
Ч-Ч |
40 баллов |
21 балл |
|
27 |
Ч-Т |
31 балл |
13 баллов |
|
28 |
Ч-З |
35 баллов |
20 баллов |
|
29 |
Ч-З |
43 балла |
12 баллов |
|
30 |
Ч-Т |
46 баллов |
13 баллов |
|
31 |
Ч-Ч |
43 балла |
5 балов |
|
32 |
Ч-Ч |
41 балл |
9 баллов |
|
33 |
Ч-Ч |
42 балла |
15 баллов |
|
34 |
Ч-Ч |
44 балла |
11 баллов |
|
35 |
Ч-Ч |
39 баллов |
15 баллов |
|
36 |
Ч-Ч |
36 баллов |
21 балл |
|
37 |
Ч-Ч |
41 балл |
5 баллов |
|
38 |
Ч-З |
34 балла |
12 баллов |
|
39 |
Ч-З |
38 баллов |
13 баллов |
|
40 |
Ч-Х |
31 балл |
5 балов |
|
41 |
Ч-Ч |
45 баллов |
9 баллов |
|
42 |
Ч-З |
42 балла |
15 баллов |
|
43 |
Ч-Ч |
35 баллов |
21 балл |
Приложение 1
«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А.Климов
Инструкции: Методика представляет собой опросник из двадцати вопросов. Каждый вопрос содержит два альтернативных варианта (“а” и “б”). Вы должны в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности выбрать только один вид.
1а. Ухаживать за животными 1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) 2а. Помогать больным 2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин За. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок 3б. Следить за состоянием, развитием растений 4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) 4б. Доводить Товары до потребителя, рекламировать, продавать 5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи 5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) 6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) 6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных) 7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) 7б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством - подъемным краном, трактором, тепловозом и др. 8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) 8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов) 9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище 9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках 10а. Лечить животных 10б. Выполнять вычисления, расчеты 11а. Выводить новые сорта растений 11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.) 12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять 12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок) 13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности 13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов 14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты 14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п. 156. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) 15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др. 16а. Делать лабораторные анализы в больнице 16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение 17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий 17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов 18а. Организовать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п. 18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах 19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания 19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты 20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада 20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.) |
Приложение 2
Тест: "Ваш стиль общения"
Нам редко удается взглянуть на себя "со стороны", а ведь у каждого человека существует своя излюбленная манера общения - то, что обычно называют стилем. Ваш стиль общения поможет определить данный тест. На каждые из 20-ти вопросов даны 3 варианта ответов: выберете тот, который вас устраивает.
1. Склонны ли вы искать пути примирения после очередного служебного конфликта?
a. Всегда.
b. Иногда.
c. Никогда.
2. Как вы ведете себя в критической ситуации?
a. Внутренне "кипите".
b. Сохраняете полное спокойствие.
c. Теряете самообладание.
3. Каким считают вас коллеги?
a. Самоуверенным и завистливым.
b. Дружелюбным.
c. Спокойным и независтливым.
4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность?
a. Примите ее с некоторыми опасениями.
b. Согласитесь без колебаний.
c. Откажитесеь от нее ради собственного спокойствия.
5. Как вы будете себя вести, если кто-то из коллег без разрешения возьмет с вашего стола бумагу?
a. Выдадите ему "по первое число".
b. Заставите вернуть.
c. Спросите, не нужно ли ему еще что-нибудь.
6. Какими словами вы встретите мужа (жену), если он (она) вернулся (вернулась) с работы позже обычного?
a. Что тебя так задержало?
b. Где ты торчишь допоздна?
c. Я уж начал(а) волноваться.
7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля?
a. Стараетесь обогнать машину, которая "показала вам хвост".
b. Вам все равно, сколько автомобилией вас обогнало.
c. Мчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас.
8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?
a. Сбалансированными.
b. Легкомысленными.
c. Крайне жесткими.
9. Что вы предпринимаете, если не все удается?
a. Пытаетесь свалить вину на другого.
b. Смиряетесь.
c. Становитесь впредь осторожнее.
10. Как вы реагируете на фельетон о случаях распущенности в среде совремеенной молодежи?
a. Пора бы уже запретить молодежи такие развлечения.
b. Надо создать возможность для молодежи организованно и культурно отдыхать.
c. И чего мы столько возимся с молодежью?
11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?
a. И зачем я только на это нервы тратил(а)?
b. Видимо, этот человек начальнику приятнее.
c. Может быть, мне это удастся в другой раз.
12. Какие чувства вы испытываете, когда смотрите страшный фильм?
a. Страха.
b. Скуки.
c. Искреннего удовольствия.
13. Как вы будете себя вести, если образовалась дорожная пробка и вы опоздали на важное совещание?
a. Будете нервничать во время совещания.
b. Попытаетесь вызвать снисходительность партнеров.
c. Огорчитесь.
14. Как вы относитесь к своим спортивным увлечениям?
a. Обязательно стараетесь выиграть.
b. Цените удовольствие почувствовать себя вновь молодым.
c. Очень сердитесь, если проигрываете.
15. Как вы поступите, если вас плохо обслужат в ресторане?
a. Стерпите, чтобы избежать скандала.
b. Вызовите метрдотеля и сделаете ему замечание.
c. Отправитесь с жалобой к директору ресторана.
16. Как вы поступите, если вашего ребенка обидят в школе?
a. Поговорите с учителем.
b. Устроите скандал родителям ребенка, обидевшего вашего.
c. Посоветуете ребенку дать сдачи.
17. Какой вы человек?
a. Средний.
b. Самоуверенный.
c. Пробивной.
18. Что вы скажете подчиненному, с которым столкнулись в дверях?
a. Простите, это моя вина.
b. Ничего, пустяки.
c. А повнимательнее вы не можете быть?
19. Какова ваша реакция на статью в газете о хулиганстве в среде молодежи?
a. Когда же, наконец, будут приняты конкретные меры?
b. Надо бы ввести суровые наказания!
c. Нельзя же все валить на молодежь, виноваты и воспитатели!
20. Какое животное вы любите?
a. Тигра.
b. Домашнюю кошку.
c. Медведя.
Приложение 3
Этот тест поможет вам определить уровень вашей общительности. Отвечать на вопросы следует используя три варианта ответов - «да», «иногда» и «нет». Отвечайте быстро и однозначно.
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?
3. Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?
4. Вам предлагают выехать в командировку в город, где Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?
5. Любили ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?
6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратиться к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?
7. Верите ли Вы, что существует проблема «отцов и детей» и что людям разных поколей трудно понимать друг друга?
8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл вернуть Вам деньги, которые занял несколько месяца назад?
9. В ресторане либо в кафе Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассерженно отодвинув тарелку?
10. Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?
11. Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?
12. Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?
13. У Вас есть собственные сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлите. Это так?
14. Услышав где-либо в кулуарах высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочитаете ли Вы промолчать и не вступать в разговор?
15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?
16. Охотнее ли вы излагаете свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в устной?
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |