Курсовая работа по предмету "Психология"


Исследование уровня эмоционального выгорания



2

Исследование уровня эмоционального выгорания

Дисциплина: «Основы психологической самопомощи»

Содержание

Введение

1. Исследование (испытуемый А)

2. Исследование (испытуемый Б)

3. Анализ результатов

Выводы

Список использованных методик

Введение

Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также выявление уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности.

Задачи исследования:

- применения метода наблюдения для выявления факторов, способствующих возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми;

- использование метода беседы для определения личностных особенностей социального работника;

- применение психодиагностических методик для определения уровня эмоционального выгорания и личностной тревожности;

- анализ и интерпретация полученных результатов.

В качестве гипотезы исследования, было выдвинуто предположение, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Любая профессиональная деятельность, связанная с постоянным общением с людьми предполагает интенсивное использование эмоций и большие энергетические расходы. Это может способствовать эмоциональному выгоранию, которое отрицательно сказывается на жизнедеятельности человека.

Поэтому очень важно знать те факторы и причины, которые способствуют формированию симптомов, формирующих эмоциональное выгорание. Для того чтобы в будущем снизить негативное воздействие на человека последствий профессиональной деятельности связанной с общением.

1. Исследование (испытуемый А)

Учреждение - районное отделение военного комиссариата; должность - старший помощник начальника 1-го отдела.

1) Социально-демографические характеристики

Ш Пол - женский

Ш Возраст - 43

Ш уровень образования: среднее спец.

Ш стаж работы по специальности СР - 10 лет

Ш уровень з/п: средний

Ш семейное положение - замужем

2) Условия работы

Ш освещенность: нормальная

Ш температура: норма

Ш вентелируемость: есть

Ш организация рабочего места:

необходимость в оргтехнике: есть

оснащенность оргтехникой: низкая

удобство рабочего места: нет

расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство

3) Формальные характеристики работы

Ш число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 20 человек

Ш уровень напряженности: очень высокий

4) Особенности профессионального взаимодействия

Ш профессионализм (знание дела): высокий

Ш четкое исполнение служебных обязанностей: да

Ш уровень профессионального взаимодействия с

клиентом: высокий

Ш характер отношений с коллегами: позитивный

Ш психологический климат в коллективе: нейтральный

Ш поведение: доброжел.

5) личностные особенности испытуемого:

Степень выраженности

отсутствует

низкая

ниже сред.

средняя

выше средн.

высокая

слишком высокая

энергичность, активность

+

доброжелательность

+

интерес к людям

+

сочувствие, сопереживание

+

сдержанность

+

стрессоустойчивость

+

уважение личности клиента

+

принятие клиента

+

позитивный настрой

+

целенаправлнность

+

исполнительность

+

развитость познавательных процессов

+

сообразительность

+

гибкость мышления

+

ответственность

+

стремление к профессиональному росту

+

самооценка

+

6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий

Ш усталость: часто

Ш мотивация: средняя

Ш напряженность: часто

Ш апатия, безразличие: редко

Ш болезн. состояние: редко

Ш стресс: редко

Ш потеря интереса к работе: очень редко

Обработка данных тестирования:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

«напряжение»

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств - 25 - сложившийся симптом; доминирующий;

2) Неудовлетворенность собой - 10 - складывающийся симптом;

3) «Загнанность в клетку» - 11 - складывающийся симптом;

4) Тревога и депрессия - 3 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе - 49 - фаза в стадии формирования.

«резистенция»

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - 25 -сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация - 9 - не сложившийся симптом;

3) Расширение сферы экономии эмоций - 13 - складывающийся симптом;

4) Редукция профессиональных обязанностей - 22 - сложившийся симптом; доминирующий.

Общее кол-во по фазе - 69 - сформировавшаяся фаза.

«истощение»

1) Эмоциональный дефицит - 20 - сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоциональная отстраненность - 15 - складывающийся симптом;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация) - 10 - складывающийся симптом;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения - 13 - складывающийся симптом;

Общее кол-во по фазе - 58 - фаза в стадии формирования.

Общее кол-во по всем 3-м фазам - 176

2. «Опросник на “выгорание”» MBI

1) «эмоциональное истощение» - 27 (максимальная сумма баллов - 54).

2) «деперсонализация» - 14 (максимальная сумма баллов - 30).

3) «редукция личных достижений» - 27 (максимальная сумма баллов - 48).

Общая сумма - 66.

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

(10-22)+50=38 - умеренная тревожность.

4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга

(25-18)+35=42 - умеренная личностная тревожность.

2. Исследование (испытуемый Б)

Учреждение - районное отделение военного комиссариата; должность - начальник отдела пенсионного обеспечения.

2) Социально-демографические характеристики

Ш Пол - женский

Ш Возраст - 52

Ш уровень образования: высшее

Ш стаж работы по специальности - 23 года

Ш уровень з/п: средний

Ш семейное положение - замужем

2) Условия работы

Ш освещенность: нормальная

Ш температура: норма

Ш вентелируемость: нет

Ш организация рабочего места:

необходимость в оргтехнике: есть

оснащенность оргтехникой: нормальная

удобство рабочего места: да

расположение рабочих мест в помещении: необходимое пространство

3) Формальные характеристики работы

Ш число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня: до 15-20 человек

Ш уровень напряженности: очень высокий

4) Особенности профессионального взаимодействия

Ш профессионализм (знание дела): высокий

Ш четкое исполнение служебных обязанностей: да

Ш уровень профессионального взаимодействия с

клиентом: высокий

Ш характер отношений с коллегами: позитивный

Ш психологический климат в коллективе: позитивный

Ш поведение: доброжел.

5) личностные особенности испытуемого:

Степень выраженности

отсутствует

низкая

ниже сред.

средняя

выше средн.

высокая

слишком высокая

энергичность, активность

+

доброжелательность

+

интерес к людям

+

сочувствие, сопереживание

+

сдержанность

+

стрессоустойчивость

+

уважение личности клиента

+

принятие клиента

+

позитивный настрой

+

целенаправлнность

+

исполнительность

+

развитость познавательных процессов

+

сообразительность

+

гибкость мышления

+

ответственность

+

стремление к профессиональному росту

+

самооценка

+

6) содержательная характеристика возможных негативных рабочих последствий

Ш усталость: иногда

Ш мотивация: средняя

Ш напряженность: часто

Ш апатия, безразличие: редко

Ш болезн. состояние: редко

Ш стресс: редко

Ш потеря интереса к работе: очень редко

Обработка данных:

1. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

«напряжение»

1) Переживание психотравмирующих обстоятельств - 3 - не сложившийся симптом;

2) Неудовлетворенность собой - 8 - не сложившийся симптом;

3) «Загнанность в клетку» - 15 - складывающийся симптом;

4) Тревога и депрессия - 5 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе - 31 - фаза не сформирована.

«резистенция»

1) Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование - 25 - сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоционально-нравственная дезориентация - 9 - не сложившийся симптом;

3) Расширение сферы экономии эмоций - 23 - сложившийся симптом; доминирующий;

4) Редукция профессиональных обязанностей - 27 - сложившийся симптом; доминирующий;

Общее кол-во по фазе - 84 - сформировавшаяся фаза.

«истощение»

1) Эмоциональный дефицит - 27- сложившийся симптом; доминирующий;

2) Эмоциональная отстраненность - 8 - не сложившийся симптом;

3) Личностная отстраненность (деперсонализация) - 15 - складывающийся симптом;

4) Психосоматические и психовегетативные нарушения - 8 - не сложившийся симптом;

Общее кол-во по фазе - 58 - фаза в стадии формирования.

Общее кол-во по всем 3-м фазам - 173.

2. «Опросник на “выгорание”» MBI

1) «эмоциональное истощение» - 33 (максимальная сумма баллов - 54).

2) «деперсонализация» - 7 (максимальная сумма баллов - 30).

3) «редукция личных достижений» - 28 (максимальная сумма баллов - 48).

Общая сумма - 68.

3. Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)

(15-28)+50=37 - умеренная тревожность

4. Тест личностной тревожности Ч. Спилберга

(29-21)+35=43 - умеренная личностная тревожность

3. Анализ результатов

Исследование показало, что при умеренном уровне реактивной и личностной тревожности по шкале тревога и депрессия (методика В.В. Бойко) наблюдается низкий уровень формирования данного симптома. Так, у испытуемого А, по результатам Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин) и Тесту личностной тревожности Ч. Спилберга наблюдается умеренная тревожность и, в свою очередь, по Методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко, в фазе «напряжение» тревога и депрессия является не сложившимся симптомом. Аналогичные результаты были получены у испытуемого Б.

Данное наблюдение подтверждает гипотезу исследования, выдвинутую в начале работы, что уровень личностной тревожности зависит от показателей шкалы тревоги и депрессии в методике диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко.

Также интересно сравнить результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей. Так, у испытуемого А редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а по шкале «редукция личных достижений» уровень выше среднего - 27 баллов (максимальная сумма по данному показателю баллов - 48).

У испытуемого Б были получены следующие результаты: редукция профессиональных обязанностей является сложившимся, доминирующим симптомом, а шкала «редукция личных достижений» показала высокий уровень - 28 (максимальная сумма баллов - 48).

Таким образом, результаты «Опросника на “выгорание”» MBI и Методики диагностики уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко по шкалам: редукция личных достижений и редукция профессиональных обязанностей являются соответствующими и взаимодополняющими. Это может служить подтверждением валидности методик и всего исследования.

Полученные в результате данные, позволяют судить о тех факторах (как внутренних, так и внешних), которые наиболее негативно сказываются на профессиональной деятельности социального работника, а также на других сферах его жизнедеятельности. Данные методики дают возможность выявить сильные и слабые стороны всего рабочего процесса, а также позволяют увидеть связь между различными симптомами и факторами.

Выводы

В результате проведенного исследования были выявлены факторы, способствующие возникновению негативных последствий работы связанной с общением с людьми, а также был определен уровень эмоционального выгорания и личностной тревожности у двух испытуемых.

Данные, полученные в ходе работы, были проанализированы и сопоставлены между собой.

Необходимость исследований, направленных на определение уровня эмоционального выгорания социальных работников очевидна по многим причинам.

Во-первых, деятельность связанная с постоянным общением с людьми может быть причиной эмоционального истощения работника, что негативно сказывается на всех сферах его жизни.

Во-вторых, для того чтобы предотвратить и по возможности снизить негативное влияние профессиональной деятельности на человека, надо четко определить те слабые стороны, которые наиболее подвержены отрицательному воздействию.

Также важно разделять внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность профессионала. Так, например, ко внешним факторам можно отнести условия работы, число клиентов, обслуживаемых ежедневно в течение рабочего дня и др. Тогда как ко внутренним факторам могут относится личностные особенности социального работника.

Чем выше уровень профессионализма социального работника, тем менее он подвержен негативным воздействиям своей деятельности. Но в то же время, стаж работы, условия организации рабочего места, личная удовлетворенность своей работой и многое другое играют немаловажную роль в успешной профессиональной деятельности.

Список использованных методик

В процессе исследования были использованы следующие методики:

ь Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко;

ь «Опросник на “выгорание”» MBI;

ь Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин);

ь Тест личностной тревожности Ч. Спилберга.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Кассационное производство
Курсовая работа Диагностика банкротства и механизм финансовой стабилизации
Курсовая работа Детская периодика и критика в истории детской литературы
Курсовая работа Стратегии функционирования предприятия. Уровни разработки стратегий
Курсовая работа Финансы: сущность и функции
Курсовая работа Оценка эффективности инвестиционного проекта ОАО "Промсинтез" по методике ЮНИДО
Курсовая работа Проектирование тяговой подстанции переменного тока
Курсовая работа Петр I и его реформы
Курсовая работа Учебная история болезни
Курсовая работа Совершенствование управления труда
Курсовая работа Способы исполнения обязательств в гражданском праве
Курсовая работа Современные технологии производства строительных материалов. Проблемы таможенного контроля
Курсовая работа Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Курсовая работа Межбюджетные отношения в РФ и пути совершенствования их организационных форм
Курсовая работа Изготовление инъекционных растворов в аптеке