1
СОДЕРЖАНИЕ
-
ВВЕДЕНИЕ 2
-
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 3
-
-
1.1 Понятие о педагогической этике и её задачи 3
-
1.2 Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми 8
-
-
1.2.1 Учитель и ученики 8
-
1.2.2 Учитель и родители 13
-
1.2.3 Учитель и педагогический коллектив 17
-
1.3 Специфические нормы педагогической морали 19
-
-
1.3.1 Основные формы нравственно-педагогических требований 19
-
1.3.2 Педагогическая мораль как система норм 21
-
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 23
-
-
2.1 Педагогические задачи «Учитель-ученики» 23
-
2.2 Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения 26
-
2.3 Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их 27
- ВЫВОДЫ 28
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью профессиональной этики является ее тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Выделение профессиональной этики в относительно
самостоятельную область знания обусловлено тем, что этическая теория на современном этапе призвана стать практическим руководством по формированию нравственного сознания людей, способствовать
развитию и внедрению коммунистической морали в практику общества.
Как известно, производственная и общественная деятельность накладывает отпечаток на сознание и поведение личности. Профессиональные группы врачей, учителей, артистов, военных представляют собой
наиболее подходящие объекты для исследований, т. к. нравственная сторона их деятельности отчетливо выражена. Кроме того, в сфере профессиональной деятельности, связанной с воспитанием людей,
рождаются свои моральные нормы и традиции, которыми руководствуются представители этих профессий.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1.1 Понятие о педагогической этике и её задачи
В литературе пока нет однозначного определения профессиональной этики. В «Словаре по этике» отмечается, что «так принято называть кодексы поведения, обеспечивающие нравственный характер тех
взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности» [1,285]. Однако это определение неполно, поскольку учитывает лишь одно из слагаемых профессиональной морали.
Кроме того, есть виды профессиональной этики, которые еще не выработали своего морального кодекса, например этика управленческой службы, торговли, сферы обслуживания.
Надо подчеркнуть, что возникновение кодексов поведения зависит от уровня развития этической теории, а также может быть вызвано рядом социальных причин. В этом убеждает пример зарождения кодекса
профессиональной морали ученых США, которые после трагедии Хиросимы и Нагасаки почувствовали ответственность перед грядущими поколениями за использование научных исследований против человечества и
задумались над нравственными основами своей деятельности. Издатель «Американского журнала по экономике и социологии» У. Лесснер в январе 1971 г. опубликовал статью под названием «Ученым из области
поведенческих наук требуется кодекс этики». Профессор физики Калифорнийского университета Чарлз Шварц выступил с призывом к ученым фундаментальных наук принимать своего рода клятву Гиппократа, в
которой бы звучали слова о том, что цель науки должна заключаться во всеобщем улучшении жизни, а не в том, чтобы причинять вред человеку.
Таким образом, моральные кодексы возникают в результате необходимости регулировать поведение профессионалов в тех областях деятельности, которые в результате социальных изменений выдвигаются на
передний план и их роль становится исключительно значимой.
В результате завершения перехода к всеобщему среднему образованию увеличились сроки нахождения подрастающего поколения под непосредственным влиянием учителя. К его нравственному облику сегодня
предъявляются новые, еще более высокие требования. Все это способствует развитию исследований и области педагогической этики. Кроме того, в настоящее время возрастает роль морального фактора в
жизни советского общества, в связи с чем задачи воспитания молодежи становятся исключительно актуальными.
Надо иметь в виду и то, что успешное усвоение возрастающего объема знаний все больше зависит от творческого подхода учителя к учебно-воспитательному процессу, а также от избирательного отношения
учащихся к учению, от уровня их моральной готовности к преодолению трудностей, от собранности, дисциплинированности, чувства ответственности за то, с какими знаниями они вступят в трудовую жизнь.
Формирование этих качеств и готовности к общественно полезному труду представляет собой сложный процесс, в который вовлечены и семья, и школа, и другие воспитательные учреждения. Учителю же в этом
процессе отводится особая роль.
Закладывая основы материалистического мировоззрения, он призван давать учащимся и основы этических знаний. Для этого ему необходимо в совершенстве овладеть как общей теорией коммунистической
морали, так и профессиональной. В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания -- наукой о нравственности, этикой. Этика в школе
-- это «практическая философия воспитания». Без знания теории морали сегодня не может быть полноценной профессиональная подготовка учителя [2, 19].
Успешно решать сложные задачи, поставленные реформой общеобразовательной и профессиональной школы, может лишь тот учитель, который олицетворяет собой образец высоконравственной личности.
Какие задачи стоят перед педагогической этикой? Здесь необходимо выделить задачи теоретические и задачи прикладные, практические. Среди теоретических очень важной является задача выяснения
структуры и изучения процесса формирования нравственных потребностей учителя, а также их влияния на развитие духовных и материальных потребностей учащихся. Ведь духовный мир человека формируется
главным образом в школе. И недочеты в этом сложном процессе формирования в той или иной степени -- издержки педагогического труда. Педагогическая этика должна выявлять причины этих издержек,
изучать пути их устранения. Это ее прикладные, практические задачи.
Решение задач идейно-нравственного воспитания нередко тормозится там, где учителя не желают брать на себя ответственность за брак, допущенный в процессе воспитания, и пытаются объяснить моральную
глухоту детей пережитками прошлого. В. А. Сухомлинский по этому поводу писал: «Мы не верим в то, что нравственные пороки -- это результат исключительно пережитков капитализма в сознании.
Нравственные пороки появляются и там, где нет настоящего воспитания, где маленький человек растет как маленький божок или, наоборот, как бурьян -- его никто не учит ни хорошему, ни плохому. Чтобы
не было плохого, надо учить только хорошему» [2,117]. Раскрыть учащимся красоту человеческих поступков, научить отличать добро от попустительства, гордость от спеси может только тот учитель, чьи
нравственные установки безупречны. Формирование нравственных потребностей учительства, его взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей решения этой задачи --
предмет этико-педагогических исследований.
Педагогическая этика должна обратить особое внимание на сущность и специфику индивидуального нравственного сознания учителя. Ведь сведения о принципах и нормах коммунистической морали поступают к
учащимся опосредствованными его индивидуальным сознанием и нравственными установками. Учитель участвует в процессе воспроизводства нравственного сознания личности не только индивидуально, но и
через педагогический и ученический коллективы, через родительскую общественность. В данном случае он выступает как концентрированный носитель общественной морали.
Теоретико-прикладной задачей педагогической этики является изучение состояния нравственного сознания учителя с целью выяснения факторов, способствующих формированию и проявлению его высокой
моральности, а также выявлению факторов, тормозящих этот процесс.
На воспитание нравственных позиций учащихся большое влияние оказывает нравственная деятельность и личный пример старших, прежде всего родителей.
Кроме того, педагогическая этика должна найти ответы и на такие вопросы: какова связь между нравственным опытом родителей и проявлением узкопотребительской психологии у детей, какое воздействие
оказывает нравственный опыт учителей и нравственная деятельность детей на формирование у них идеалов.
Педагогическая деятельность анализируется теми, на кого она направлена. Дети фиксируют все оттенки взаимоотношений учителей с ними, с другими учителями, с родителями и т. д. И не секрет, что эти
взаимоотношения далеко не всегда строятся на правильной основе. Задача педагогической этики -- изучить причины нарушения принципов и норм общения, с тем чтобы способствовать гуманизации отношений
между учащимися и учителями. Разработка рекомендаций по целенаправленному регулированию этих взаимоотношений, обогащение учителей методами их анализа в конкретных условиях и определение последствий
их нарушения имеет особое значение для совершенствования морально-психологического климата в педагогическом коллективе. Изучение его особенностей -- важная задача педагогической этики,
педагогической психологии и социологии педагогического труда.
На состояние морально-психологического климата оказывает влияние характер и способы разрешения моральных конфликтов в педагогических коллективах, а также конфликтов, возникающих между учителями и
учащимися, их родителями. Педагогическая этика призвана помогать выявлению природы этих конфликтов, определению их последствий, изучению способов их разрешения.
Статус любого педагогического коллектива, стабильность его состояния, в том числе и морального, в определенной степени зависят от того, какие педагогические традиции в нем поддерживаются, как
формируется и проявляется в нем общественное мнение. Поскольку общественное мнение -- явление нравственно-психологическое, его изучением занимаются этика, социальная психология и социология.
Изучение его проявления в педагогической среде --задача педагогической этики.
В воспитании детей особое значение имеет моральный педагогический авторитет. Как он формируется и поддерживается, как влияет на характер нравственных отношений, каковы пути его укрепления -- вот
вопросы, которые также должна решать наука о педагогической морали.
Очень важной теоретико-практической задачей педагогической этики является определение тех нравственных качеств, которыми должны обладать педагоги, занятые в различных сферах педагогического труда
(воспитатели детских садов, учителя начальных классов, учителя старших классов, классные руководители, воспитатели школ-интернатов, директора школ, завучи, инспекторы, методисты и др.).
Одна из актуальных проблем педагогической этики -- изучение социальной направленности и результатов некритического соблюдения учителями так называемых спорных норм педагогической морали, рожденных
в педагогической среде и направленных на защиту авторитета учителя и престижа педагогической профессии.
Задачей педагогической этики как науки является также развитие, углубление и пропаганда этических знаний с целью повышения уровня педагогической и нравственно-этической культуры учителей и всех
педагогических работников.
1.2 Педагогическая этика в системе взаимоотношений педагога с окружающими его людьми
1.2.1 Учитель и ученики
В педагогической этике рассматриваются нравственные отношения, основанные на связи открытого одностороннего типа (например, отношения учителя к обществу и своей профессии через выполнение долга) и
на связях многосторонних, касающихся взаимоотношений учителя с учащимися и другими участниками педагогического процесса.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно-воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их
родителями, коллегами и др. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают прежде всего учащиеся, их родители,
коллеги, руководители коллектива, общественные организации и общество в целом. Отношения с ними возникают на основе непосредственного общения, сопровождающегося положительным эмоциональным
восприятием людьми друг друга, взаимной оценкой достоинств каждой из сторон, а также методом и средств, которыми достигаются стоящие перед ними цели.
Педагогическая этика рассматривает нравственные отношения как совокупность общественных контактов и взаимных связей, возникающих у учителя с теми людьми и учреждениями, по отношению к которым он
имеет профессиональные обязанности. На основании такого подхода целесообразнее всего рассматривать нравственные отношения в наиболее четко выделяющихся подсистемам: «учитель -- ученики», «учитель
-- педагогический коллектив», «учитель -- родители учащихся», «учитель -- руководители школы».
Среда, в которой происходит общение и взаимодействие между учителями и учениками, имеет как общие, так и особенные социальные признаки. Ведущая роль учителя в этой среде обусловливает повышенные
моральные требования к нему, потому что объектом его воздействия являются дети с особым комплексом морально-психологической незащищенности.
Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений и коммунистической нравственности, когда у них формируются и закрепляются основные
нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов любимого учителя, который нередко становится их идеалом на всю жизнь.
Как показал опрос 2095 абитуриентов, поступавших в ЗГУ в 2001 г., учитель является главным лицом, оказавшим влияние на выбор их трудового пути. На вопрос «Кто оказал (что оказало) на вас наибольшее
влияние при выборе профессии?» 45,5 % опрошенных ответили: учителя школы и классный руководитель.
Среди учителей немало истинных воспитателей, приобщающих детей не только к знаниям, но и к добру, красоте, оказывающих решительное влияние на формирование их идеалов, жизненных позиций.
Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством
собственного достоинства.
Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого -- сочетание разумной требовательности и доверия к нему.
Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей есть люди, смирившиеся со своим педагогическим бессилием, есть и такие (их
единицы), которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем
и учащимися.
Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с детьми, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого
учителя даже тогда, когда он бывает прав.
Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь детям
получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования,
посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического
коллектива, от которого исходит данное требование.
К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.
В отношениях учителей к трудным детям можно наблюдать несколько подходов. Одни учителя не скрывают своего нерасположения к ним и порой бесцеремонно изолируют их от детского коллектива. Другие,
соблюдая внешнюю благопристойность, безжалостно расправляются с ними руками родителей, нередко привлекая к этой моральной экзекуции и учащихся. Третьи терпеливо и настойчиво помогают ребенку
обрести веру в людей, добрым умным словом, чуткостью и вниманием залечивают его душевные раны.
Говоря о причинах конфликтов учителя с учащимися, следует подчеркнуть, что обучение и воспитание -- это сложный динамичный процесс, которому, как и всем социальным процессам, присущи противоречия.
Их разрешение неизбежно приводит к конфликтам. Но они могут быть разрешены по-разному. Для умелого руководства этим сложнейшим процессом учителю необходимо знать природу противоречий и конфликтов.
Противоречия процесса нравственного воспитания в социалистическом обществе вызваны главным образом морально-психологическими факторами, а также силой устаревших традиций, закрепленных на уровне
микросреды, в которой протекает жизнедеятельность растущего человека. Можно условно выделить несколько категорий противоречий:
- несоответствие нравственного опыта микросреды, в которой воспитывается ребенок, с установками общественной морали;
- несовпадение сформированных в предшествующем опыте интересов и стремлений с целями воспитания;
- несоответствие престижных устремлений ребенка и его заслуг перед коллективом;
- отсутствие у воспитанника достаточно развитой волевой сферы, собранности, с одной стороны, и требовательности воспитателя, с другой;
- несовпадение личных интересов и стремлений ребенка с интересами коллектива;
- несоответствие уровня педагогической культуры воспитателей требованиям тех задач, которые они призваны решать в деле нравственного воспитания учащихся.
В разрешении противоречий, как и во всей деятельности учителя, его помощниками должны быть не только знание жизни, хорошая интуиция, чистая совесть, но и дар предвидения, основанный на знании норм
морали и законов развития детской психики.
В педагогической морали зафиксированы специфические, ставшие традиционными нормы, рожденные в процессе педагогического труда, которые нередко приводят к возникновению субъективных противоречий и
конфликтов. Так, одна из них требует поддержания авторитета учителя перед учащимися при любых обстоятельствах.
Неукоснительное ее соблюдение вынуждает учителя кривить душой, оправдывая своего коллегу, когда тот не нрав, обвинять учащихся и неуважении к нему. Кроме того, существует еще одна норма,
порожденная все той же заботой о защите авторитета учителя: запрещение учащимся высказывать критические замечания по адресу учителя. Не случайно эти нормы называют спорными.
Мы можем запретить учащимся высказывать на собраниях свое мнение об учителе, но мы не в силах запретить им думать и давать оценку поступкам старших, обсуждать их действия в кругу сверстников. В
результате процесс формирования мнений учащихся об отдельных учителях оказывается педагогически неуправляемым. Это приводит иногда к тому, что требовательный учитель кажется им несправедливым, а
попустительствующий шалостям и недостаткам -- добрым.
Строгость и требовательность учителя -- необходимые условия влияния на нравственное возмужание ребенка. Отсутствие у него жизненного опыта, неспособность к систематическим волевым усилиям,
направленным на преодоление личных желаний во имя интересов коллектива, вынуждают воспитателей предъявлять ему высокие требования. Но педагогическая требовательность будет помогать ребенку
преодолевать слабости при условии, если учитель будет учитывать его потенциальные возможности. Заниженные требования расхолаживают ребенка, тормозят развитие способностей; завышенные -- вселяют
чувство неполноценности и побуждают его избегать тех видов деятельности, в которых он обнаруживает перед сверстниками свои недостатки и слабости.
Важнейшим требованием педагогической этики, которое регулирует взаимоотношения учителя и учащихся, является требование справедливой оценки нравственного поступка ученика. Нравственный поступок
нередко отождествляют с действием. Однако действие -- это лишь звено в сложном механизме нравственного поступка. Нравственным поступком можно назвать лишь то действие, в котором заключено отношение
человека к кому-нибудь или чему-нибудь. Лишь такое действие подлежит моральной оценке
Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений. Нервозность в
конфликтных ситуациях, категоричность в оценках поступков учащихся способствуют лишь нагнетанию нездоровой нравственной атмосферы.
1.2.2 Учитель и родители
Успех воспитания учащихся зависит не только от отношения учителя к своим обязанностям, его подготовки, нравственно-психологического облика, но и от влияния той ближайшей микросреды, в которой живут
и воспитываются дети.
Еще французские просветители, социалисты-утописты обратили внимание на то, что социальная среда, сфера человеческих контактов является определяющим фактором развития личности, особенно
нравственного. В настоящее время диапазон контактов человека неизмеримо расширился, в частности благодаря развитию средств массовой информации. Но никакие технические средства информации, какой бы
интенсивности действия они ни достигли, никогда не заменят прямых контактов, непосредственного общения людей друг с другом, которое и осуществляется в социальной микросреде. Она «включает в себя
совокупность тех элементов и аспектов общественной среды, с которыми отдельный индивид вступает в прямой контакт в процессе своей деятельности в продолжение всей жизни -- от рождения до смерти»
[3,440]. Эта среда на различных этапах жизни человека меняется: школа и школьный коллектив, предприятие и трудовой коллектив, спортивный коллектив и т. д. Но одна из форм микросреды остается
неизменной. Это -- семья.
Выделяя в системе нравственных отношений подсистему «учитель -- родители ученика», нужно исходить из того, что семья -- важнейший источник формирования нравственных позиций ребенка, закрепления его
нравственно-психологических установок.
Как показывают многие исследования, семейное воспитание накладывает глубокий отпечаток па формирование нравственных качеств личности. Семья является первичным коллективом, где ребенок приобретает
некоторый жизненный опыт и приобщается к бытующим в обществе нормам морали.
В школу приходит шестилетний человек, у которого уже сложились представления о хорошем и плохом, красивом и уродливом. Учитель должен знать не только то, какие представления сформировались у
ребенка, но и в каких условиях происходило это формирование. Поэтому ему важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания.
Учителю и родителям важно стать взаимозаинтересованными людьми, потребности которых в доброжелательном общении стали бы естественными, органичными, послужили бы основой всей системы нравственных
отношений.
Как показывают наблюдения, чаще всего под активным влиянием учителей оказываются родители так называемых трудных детей, которые приносят в школу негативный опыт своего поведения в семье. А если
ребенок внешне не проявляет отклонений от моральных норм, учитель не беспокоится за его судьбу, мало интересуется его домашним воспитанием, взаимоотношениями в семье. Вряд ли такую практику
взаимодействия семьи и школы можно считать приемлемой, эффективной в деле формирования высоконравственной личности.
Нравственные отношения между учителями и родителями строятся через посредника, т. е. через ученика, который оказывается включенным в две автономно воздействующие на него микросреды: школьную и
семейную. В оптимальном варианте эти две микросреды должны сливаться. Учитель должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а
родители ученика -- частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
При таком слиянии микросреды и возможны подлинное взаимопонимание, взаимная забота (не только об ученике, но и друг о друге), взаимопомощь и все то, что составляет богатство, культуру нравственных
отношений в непосредственном окружении школьника.
Есть еще одно обстоятельство, которое не может не учитываться при изучении нравственных отношений семьи и школы: школа или развивает нравственные качества ребенка, заложенные в семье, или вынуждена
перевоспитывать его. И в том и в другом случае учителю необходимо знать конкретную нравственную ситуацию в семье, а родителям следует знать педагогические и нравственные требования учителя. Без
этой взаимоознакомленности невозможно осуществлять педагогическое управление нравственным развитием детей, успешно претворять один из принципов педагогики: принцип единства требований семьи и
школы. Этот принцип основывается на глубоком взаимопонимании и ответственности за судьбу детей, на взаимной любви к ним.
Проблема нравственных отношений семьи и школы с особой остротой встает в настоящее время. Современные родители не те, что в преобладающем большинстве были два-три десятилетия тому назад. Все больше
и больше становится родителей, которые имеют среднее и высшее образование. Учитель перестал быть для них единственным источником педагогических знаний. Радио и телевидение, газеты и журналы
предоставляют родителям обширную педагогическую информацию. При этом надо иметь в виду, что воспитание детей -- один из наиболее массовых видов деятельности, которым занимается практически все
население. Это -- одна из причин того, что некоторые отцы и матери приписывают себе право поучать учителя, как надо воспитывать их сына или дочь.
Учителя и родители поддерживают взаимную связь различными путями: посредством телефонных разговоров, переписки, встреч на собраниях, ученических дневников. Ученический дневник может быть памяткой о
заданиях на дом пли формальным расписанием уроков, но может стать инструментом, с помощью которого учителя и родители будут помогать ученику подниматься по ступенькам нравственного роста. Есть
учителя, которые «не успевают» выставлять ученикам оценки в дневник, оставляя эту работу классному руководителю. А классные руководители поступают по-разному. Один красными чернилами выставляет в
дневник только двойки, полученные за неделю, и расписывается против каждой из них, другой скрупулезно выставляет все оценки, третий, не очень обеспокоенный выставлением оценок, сообщает родителям о
проступках учащихся. Но есть и такие классные руководители, которые отмечают в дневнике малейшие успехи в поведении и учебе ребенка: «Стал активнее на уроках. Учителя тобой довольны», «Повтори
пропущенные темы по истории и математике. По остальным предметам ты успеваешь на «4» и «5», «Радует твое отношение, к работе на пришкольном участке», «Будь сдержаннее, не груби одноклассникам.
Верю, что у тебя найдется сила воли» и т. п.
Создается впечатление, что учитель ведет разговор с учеником, а не с родителями. Но это не так. Дети с нетерпением ожидают проверки дневников, и их огорчению нет предела, если учитель ничего не
написал. При «выяснении отношений» ученику приходится согласиться, что, действительно, на этой неделе он вел себя так, что может лишь огорчить родителей. Но учительница не хочет этого делать, а у
него есть время исправиться. Родители также просматривают «пустой» дневник с тревогой и ищут возможности, чтобы встретиться с классным руководителем и узнать, в чем дело.
О том, что воспитание детей является основным смыслообразующим фактором в жизни семьи, в частности женщин, свидетельствуют результаты одного исследования. На вопрос «Правильно ли говорят, что
рождение и воспитание детей -- самое главное в жизни женщины?» 50,3 % опрошенных ответили «совершенно правильно»; 33,3 % -- «правильно»; 5,3 % -- «неправильно»; лишь 0,9%--«совершенно неправильно»
и 10,2% затруднились ответить. Об ответственности матерей за воспитание, его результаты можно судить по ответам на вопрос «В какой степени вы удовлетворены своим влиянием на выбор правильной линии
воспитания детей?». Ответы распределились следующим образом (в %) [4,84]:
совершенно удовлетворены 8,4
удовлетворены 48,5
неудовлетворены 10,5
совершенно не удовлетворены 1,1
затруднились ответить 31,5
Эти данные позволяют сделать два важных вывода: с одной стороны, большая часть опрошенных положительно оценивают свое участие в воспитании детей. И это отрадно. С другой стороны, 31,5 % не смогли
дать оценку, потому что, очевидно, не знают, какой воспитательной тактики им следует придерживаться. Следовательно, каждый третий из опрошенных родителей нуждается в педагогической помощи, которую
в первую очередь должны оказывать опытные учителя.
1.2.3 Учитель и педагогический коллектив
Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных
педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя. Учительский коллектив обладает своей спецификой, влияющей и на
взаимоотношения между его членами, а в конечном итоге -- на морально-педагогический климат школы в целом. Нравственные отношения в учительском коллективе по многим признакам сходны учительского с
другими трудовыми коллективами, и основополагающим принципом их является коллективистская мораль.
Однако учительскому коллективу свойственны такие особенности, которые вытекают из специфики педагогического труда -- из его условий и особых задач, из укоренившихся профессиональных привычек людей
и того отпечатка, который накладывает на личность учителя его труд. Так, каждый член педагогического коллектива сознает профессиональную необходимость иметь авторитет, быть уважаемым учащимися и их
родителями, своими коллегами. Без такого авторитета и уважения он не сможет выполнять свои функции должным образом. Существует определенная специфика, трудности и сложности в правильной объективной
оценке работы учителя, в измерении его личного вклада в общее дело коллектива -- в дело обучения и воспитания детей. Качество педагогического труда зависит не только от усилий учителя и количества
вложенного труда, но и от способностей учителя, его таланта. В учительском коллективе существуют благоприятные условия для проявления индивидуализма, что создает трудности для функционирования
коллектива как единого субъекта педагогического действия, и т. д.
В зависимости от характера отношений, сложившихся в коллективе, каждый из учителей может усиливать или ослаблять воспитательные возможности другого. Заслуживает внимания опыт организации
педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если
в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса. Отношения же недоброжелательности, создающие постоянную
напряженность, конфликты и столкновения, вынуждают учителя отвлекаться от учебно-воспитательной работы на регулирование своих отношений с коллегами.
Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или
искренность, раздраженность или внимательность и т. п.-- уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность,
возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке. Плохое настроение испытывают на себе и дети.
Педагогический коллектив -- сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и
педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с
разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников.
Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими
распоряжениями, решением педсоветов и т. п.
Нравственные нормы, регулирующие отношения между учителями в коллективе, не всегда универсальны. Иногда они носят характер традиционных отношений, сложившихся в том или ином конкретном коллективе.
1.3 Специфические нормы педагогической морали
1.3.1 Основные формы нравственно-педагогических требований
Педагогическая мораль есть система содержательных нормативных суждений, выражающих определенные требования к поведению учителя. Но прежде чем рассматривать ее со стороны конкретного содержания,
следует обратить внимание на форму нравственно-педагогических обобщений, система которых и составит эту мораль.
Разнообразие морально-педагогических требований, различающихся между собой по уровню обобщений (от наиболее общих педагогических до самых конкретных), для удобства требовании можно разделить на
такие группы: «принципы», «нормы», «правила», «обычаи».
Педагогическая мораль -- используется для обозначения системы норм профессиональной морали учителя; нравственно-педагогическое сознание -- для обозначения понятий широкого содержания, включающего и
нравственные чувства, и систему оценочных суждений, и теоретическое осмысление педагогической морали (педагогическую этику). Морально-педагогическая практика обозначает реальное поведение учителя,
практику нравственно-педагогических отношений, рассматриваемых с точки зрения их верности педагогической морали; нравственно-педагогическое отношение -- вся система деятельности людей, включающая в
себя требования морали, а также -- практическое воплощение их в жизнь, в повседневную практику.
Принцип педагогической морали -- наиболее общее требование, выражающее основное направление поведения учителя по отношению к тому или иному объекту. Такими объектами отношений являются: общество,
педагогический труд, учащиеся, ученический коллектив, родители учащихся, коллектив, педагогический коллектив, руководство школы, а также сам учитель в смысле его отношения к самому себе. В
принципах педагогической морали есть сильные и слабые стороны, делающие их и необходимыми требованиями и в то же время недостаточными для морального регулирования поведения учителя.
Норма педагогической морали -- общее содержательное требование к поведению учителя в его отношении к участникам учебно-воспитательного процесса, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах.
Норма педагогической морали имеет разную степень обобщения и в этом смысле можно различать общую и частную нравственно-педагогические нормы.
Общая норма педагогической морали -- наиболее широкое требование, обобщающее большой круг реальных отношений учителя.
Как регулятор высокой степени обобщения она может быть недостаточной для морального регулирования.
Правило педагогической морали -- конкретное требование к форме поведения учителя в процессе своего труда в отношении к участникам педагогического процесса, в совокупности раскрывающее содержание
определённой педагогической нормы.
Наиболее низким уровень обобщения содержится в понятии обычай педагогической морали. Морально-педагогический обычай - это исторически сложившаяся в педагогическом процессе конкретная форма
поведения учителя. И хотя в его отношении с другими участниками педагогического труда. Обычай касается конкретной формы поведения учителя. И хотя в его основе и свое время лежала какая-то
целесообразность, со временем она может быть потеряна, забыта, а обычай сохраняется как традиционная символическая форма поведения. Но обычай может нести на себе и сохранившуюся отчетливо
осознанную целесообразность.
В сфере обычаев чаще, чем в сфере норм и правил, встречаются отжинающие и отжившие моральные требования, предрассудки, противоречащие всей системе педагогической морали. И все же они поддерживаются
какой-то частью учительства в качестве требований профессиональной морали.
1.3.2 Педагогическая мораль как система норм
Педагогическая мораль может эффективно выполнять функцию регулятора поведения учителя лишь в том случае, если система ёё требований обладает внутренней согласованностью, если принципы, общие и
частные нормы, правила и обычаи составляют единое целое, а система ее требований адекватно отражает потребности общества и педагогического процесса. Педагогическая мораль при всей своей
устойчивости не замкнута, она открыта и динамична, и это понятно: нравственно-педагогическое отражение не может не быть подвижным, оно учитывает не только глубокие перемены в процессе обучения и
воспитания, но и все иные существенные изменения в нем. Эти перемены сказываются и на обосновании самих норм, и на практическом их применении, и лишь затем, по мере накопления опыта, появления
новых фактов, изменения отражаются и в нормах.
Система требований педагогической морали отражает динамику общественной жизни и развития всей системы обучения и воспитания и, по мере усложнения педагогического дела, обогащается новыми нормами.
Она является выражением профессионального долга учителя, его нравственных обязанностей перед обществом, перед делом, которому он служит, перед своим коллективом. Эту систему требований учитель
принимает добровольно, поскольку он сам выбирает свою профессию.
Верность требованиям педагогической морали -- дело чести и совести учителя, мерило его общественной ценности и уважения, показатель его реального достоинства как педагога, основание для
самоуважения и самоутверждения личности. Если поведение учителя в процессе труда согласуется с требованиями педагогической морали, оно является также выражением справедливости и добра.
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
2.1 Педагогические задачи «Учитель-ученики»
Задача 1
Это произошло в 4 классе. Я была примерной ученицей и никогда не пропускала занятия. Даже когда болела, рвалась в школу. Классная руководительница была строгой, но справедливой, и я ее любила.
-Дело было в мае, в конце 4 четверти. На улице стояла теплая погода, и многие ученики ленились носить с собой сменную обувь. За это их очень ругали и даже вызывали родителей. Каждое утро наша
учительница стояла у входной двери и проверяла у детей наличие сменной обуви. Меня всегда ставили в пример за старательность. Но однажды, почистив вечером туфли, я забыла положить их в сумку. Придя
в школу, я побежала к учительнице предупредить ее. Я верила, что Тамара Александровна поймет и разрешит мне сбегать за туфлями на большой перемене. Реакция учительницы была неожиданной для меня.
"Так! И ты без, обуви!" - закричала она. "Иди назад домой, а за пропущенное занятие по русскому получишь прогул". И она закрыла перед моим носом дверь. С тех пор я больше никогда не забывала
сменную обувь, но и любовь к учительнице почему-то прошла.
* Анализ ситуации.
Ученица нарушила установленные в школе правила (дисциплину).
* Действие учителя.
Учительница использовала метод наказания.
* Результат педагогического воздействия.
Ребенок больше не забывал сменную обувь. Однако появился побочный результат, который учитель вовсе не заметил: у ученицы пропала любовь к учителю, доверие и привязанность. Возможно, в
педагогическом словаре данной учительницы не было таких "ненаучных" понятий.
* Методика взаимодействия учителя с учеником.
Прежде чем действовать, учитель анализирует ситуацию. Ребенок нарушил правила. Но какой мотив его поступка? Ребенок всегда был ответственный. Возраст детства очень доверчив к слову и личности
взрослого, раним при несправедливости. Проступок случаен для данного ребенка. Учитель должен был просто выслушать объяснения (информационная реакция) и, использовав реакцию понимания, дать
развивающий совет: "Ты знаешь, я всегда проверяю с утра свои вещи, все ли я приготовила". После такой беседы у ребенка не пропало бы желание быть хорошим, то есть состояние, которое
В.А.Сухомлинский называет термином воспитуемость.
Задача 2
Место действия УПК (учебно-производственный комбинат) где проходит практика. Три одноклассницы с уроков практики уходили домой, решив, что на этих уроках слишком скучно. Но однажды классный
руководитель посетила УПК и узнала о прогульщицах. Анна Васильевна решила, что зачинщица одна и решила ее проучить. В следующую пятницу Анна Васильевна, затаив дыхание начала свою воспитательную
речь: "Среди нас находится человек, который каждый раз говоря, что идет на практику шел домой. В то время как вы все работали в школе, ученица Попова занималась своими делами. Она обманывала нас
всех". Можно представить состояние этой ученицы. Не очень-то приятно выслушивать такие слова в свой адрес, когда прогуливали все трое. Двое же подружек были немы, как рыбы. Казалось учительница
достигла своей цели. На ученицу было поставлено клеймо позора. Лицо Анны Петровны светилось торжеством правосудия.
* Возможные действия учителя
Учитель односторонне подошел к анализу проступка, определив в качестве его основного мотива лень ученицы. Ученице не были свойственны приписанные ей учительницей качества. Единственным результатом
беседы стало чувство обиды и убеждение, что учителя несправедливы и ничего не понимают.
Учителю следовало бы остановиться на реакциях диалогового общения, собираясь индивидуально беседовать с учениками. Начало ее строилось бы на информационной реакции то есть, получение дополнительной
информации о ситуации. "Скажи, пожалуйста, что послужило причиной..."? В такой обстановке, почувствовав доброжелательность ученица может перейти на откровенный разговор. Но сложность в том, что
девочка может не захотеть предавать своих подружек и будет молчать. Более эффективен прием "рассказ-обращение по неопределенному адресу" в беседе со всем классом, а не персональное обращение, как
это сделал учитель. Либо использование приема "ролевого ожидания": поручить ученице быть ответственной за практику без выяснения и обнародования ее прогулов.
Задача 3
Придя в 1 класс, я уже умела хорошо читать. Все остальные - только учились. В классе практиковался метод чтения "по цепочке" - пока один ученик читал, остальные должны были следить. Ученику,
незнающему, где он должен читать, "2". Мне трудно было следить за текстом, так как я успевала быстро прочесть его весь. И, однажды, я получила "2" за то, что не знала, какое предложение мне следует
читать.
*Диагностика
Неровный уровень знаний детей в классе. Одаренный ребенок.
* Проблема
Обеспечение индивидуального подхода в рамках классно-урочной системы.
* Ситуация глазами участника
Учитель несправедливо наказал меня, поставив "2", так как я знала задание. Несправедливость учителя вызвала слезы и обиду, которая помнится до сих пор.
* Методика взаимодействия
1. Если в вашем классе дети различны по уровню знаний, при опросе следует использовать индивидуальные задания с учетом их возможностей (карточки и т.п.)
2. В любом случае, если по отношению к ребенку допущена несправедливость, взрослый должен уметь извиниться, исправить свою ошибку [5,446].
2.2 Правила, выполнение которых позволит склонить людей к вашей точке зрения
Правило 1. Верный способ одержать победу в споре -- это уклониться от него.
Правило 2. Проявляйте уважение к мнению собеседника, никогда не говорите, что он не прав.
Правило 3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.
Правило 4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.
Правило 5. Сумейте заставить собеседника сразу же ответить вам "да".
Правило 6. Давайте большую часть времени говорить собеседнику.
Правило 7. Пусть собеседник считает, что высказанная вами мысль принадлежит ему.
Правило 8. Всегда старайтесь искренне смотреть на вещи с точки зрения собеседника.
Правило 9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.
Правило 10. Взывайте к более благородным мотивам.
Правило 11. Подавайте свои идеи эффектно.
Правило 12. Бросайте вызов, задевайте за живое [6,178].
Эти правила уже использовались в повседневной жизни и довольно результативные, с их помощью действительно можно склонить людей к своей точке зрения
2.3 Девять правил, выполнение которых позволит воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их
Правило 1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника.
Правило 2. Указывайте на ошибки других не прямо, а косвенно.
Правило 3. Сначала вспомните и поговорите о собственных ошибках, а затем критикуйте собеседника.
Правило 4. Вместо того чтобы что-то приказывать, задавайте собеседнику вопросы.
Правило 5. Предоставляйте людям возможность спасти свой престиж.
Правило 6. Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи, отмечайте каждый их успех, будьте "чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу".
Правило 7. Создавайте людям хорошую репутацию, которую они обязательно будут стараться оправдать.
Правило 8. Чаще прибегайте к поощрению, создавайте впечатление, что ошибка, которую вы заметили, легко исправима. Делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им нетрудным.
Правило 9. Добивайтесь, чтобы люди с радостью делали то, что вы предлагаете [6,206].
С помощью этих правил можно воздействовать на людей, не оскорбляя и не обижая их и при этом добиться желаемого результата.
ВЫВОДЫ
Педагогическая этика -- относительно самостоятельный раздел этической науки -- изучает особенности педагогической морали, выясняет спе цифику реализации общих принципов коммунистической нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает ее функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Кроме того,
педагогическая этика изучает характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатывает основы педагогического этикета, представляющего собой
совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения, костюма людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Реформа школы предполагает компьютеризацию учебного процесса, что невозможно осуществить без формирования правильной морально-психологической установки учителей на быстрейшее внедрение в
учебно-воспитательный процесс достижений науки, техники и педагогической практики.
Педагогическая этика, осуществляя просветительную функцию, призвана способствовать решению этой задачи на основе поиска путей стимулирования педагогического труда. В чем особенность сочетания
материального и морального стимулирования труда учителей, каковы пути повышения его эффективности -- эти задачи решают социология педагогического труда и педагогическая этика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. - 5-е изд. - М., 1983 г.
2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. - М., 1979 г.
3. Михайлов С. Социологические проблемы развитого социализма. - М., 1985 г.
4. Сысенко В.А. Устойчивость брака: Проблемы, факторы, условия. - М., 1981 г.
5. Писаренко И.Я., Писаренко В.И. Педагогическая этика. - Минск, 1986 г.
6. Карнеги Д.Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. - Минск, 1997 г.
7. Бондаревская Г.М. Педагогический такт. - М., 1961 г.
8. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. - М., 1981 г.
9. Вульфов Б.З., Семёнов В.Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981 г.
10. Чернокозова В.Н., Чернокозов И.И. Этика учителя. - К., 1973 г.
11. Якубсон Я.Г. О педагогической этике. - М., 1973 г.