40
Введение |
|
1.Сущность и природа экономических методов управления |
|
1.1. Сущность экономических методов управления |
|
1.2. Коммерческий и внутрифирменный расчет |
|
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием |
|
1.4. Обеспечение конкурентоспособности |
|
1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента |
|
2. Анализ реализации экономических методов управления в условиях конкретной фирмы |
|
3. Пути совершенствования реализации экономических методов управления |
|
Заключение |
|
Список использованных источников |
|
Экономический механизм функционирования и развития фирм предполагает использование метода коммерческого расчета исходя из глобальной хозяйственной политики и целей фирмы, в частности, в области обеспечения рентабельности производства и сбыта; распределения капиталовложений и размещения производства; финансирования и кредитования; развития технологии, кадровой политики, политики приобретения новых предприятий и структуры капитала и др. Принятие централизованных решений по этим вопросам сочетается с дифференцированным подходом к отдельным подразделениям в зависимости от характера и содержания их деятельности, территориального размещения предприятий и степени участия в общей производственно-сбытовой деятельности фирмы [3, c.92].
Коммерческий расчет объединяет в себе функции управления и экономиче-ские рычаги (методы и инструменты), направленные на соизмерение затрат и результатов деятельности предприятия для обеспечения экономической целесообразности конкретной предпринимательской деятельности (кон-кретного бизнеса) и предприятия в целом.
Конечной целью коммерческого расчета является определение совокуп-ности управленческих действий для получения предприятием устойчивой при-были и других выгод при реализации конкретной хозяйственной деятельности. Важнейшими элементами экономическими механизмами, реализуемыми цен-трализованно с помощью рычагов и методов коммерческого расчета являются [4, c.410]:
1) глобальная политика и инструменты ее реализации в области ценообразова-ния и оптимизации издержек производства (в том числе сокращение издер-жек на всех его этапах), обеспечивающие конкурентную позицию предпри-ятия на рынке и получение устойчивой прибыли,
2) организация условий устойчивого финансирования (с учетом кредитования) производственной деятельности и развития предприятия.
Существуют различные способы и формы использования моделей (эко-номических рычагов и методов) коммерческого расчета. В каждом конкретном случае использование тех или иных моделей диктуется поставленной задачей.
Конкретные механизмы (модели) коммерческого расчета для обеспече-ния эффективного управления функционированием и развитием промышлен-ного предприятия определяются на основе его глобальной политики, целей и стратегий, формируемых на высшем уровне управления предприятия. Поэтому установление внутренних взаимосвязей элементов соответствующей модели предусматривает необходимость их рассмотрения при централизованном управлении.
Необходимость разработки специфических методов и инструментов взаимодействия и расчета между подразделениями предприятия вызвана объективными потребностями создания механизма оптимизации издержек и повышения производительности на всех этапах производственно-сбытовой деятельности, реализуемых его подразделениями, в условиях предоставления им оперативной самостоятельности. Характер отношений между подразделениями предприятия в рамках внутрифирменного расчета во многом зависит от их хозяйственно-экономического и правового поло-жения.
Подразделения (производственные отделения и филиалы), не имею-щие юридической самостоятельности, не заключают внутрифирменных сделок на договорной основе. Они осуществляют взаимоотношения с дру-гими отделениями (отделами) на основе календарных планов поставок и взаимных обязательств по количеству и качеству поставляемых товаров (услуг), по срокам поставок и ценам. Такие подразделения наделены основ-ными и оборотными средствами и отчитываются по важнейшим показате-лям рентабельности, прибыли и доле рынка. Вес расчеты ведутся через цен-тральную бухгалтерию предприятия, где у них имеются свои расчетные счета (субсчета). Эти счета автоматически консолидируются со счетами материнской компании), то есть их прибыли учитываются и облагаются налогом как составная часть прибыли предприятия).
В результате в рамках коммерческого расчета возникла и развилась такая форма взаимоотношений внутри фирмы, которую можно назвать внутрифирменным расчетом.
Внутрифирменный расчет реализуется на промышленных предприяти-ях, имеющих децентрализованную структуру управления и разные хозяйственные отношения между подразделениями (выступающими в качестве центров прибыли).
Правовые отношения внутри предприятия определяют ответствен-ность за количество и качество поставляемой продукции, и сроки поставок. Хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе условно-расчетных трансфертных цен, которые отражают пере-мещение (переход) продукта в границах собственности одного предприятия (корпорации). В этом случае продукт выступает товаром по форме, не буду-чи товарам по существу.
Отношения в рамках внутрифирменного расчета отражают потребность в обеспечении минимальных затрат на всех проме-жуточных стадиях производства конечного продукта в рамках предприятия.
В соответствии с принятыми отношениями в рамках внутрифир-менного расчета строится система внутрифирменных цен, отчислений и платежей. Они выступают как рычаги воздействия на производственную и экономическую деятельность входящих в предприятие (корпорацию) самостоятельных отделений, филиалов и дочерних компаний, обеспечи-ли этим роль регулятора издержек производства.
Коммерческий и внутрифирменный расчет представляют собой единую систему расчета, что вытекает из общих целей и задач, стоящих перед всей фирмой и ее отдельными подразделениями. Внутрифирменный расчет во многом содержит элементы коммерческого расчета, поскольку он ориентирован на реализацию целей коммерческого расчета.
Отличительной особенностью внутрифирменного расчета является то, что он осуществляется в границах единой собственности компании, между тем как коммерческий расчет - это метод хозяйствования, предполагающий ведение расчетов и отношений между различными собственниками. Следовательно, при коммерческом расчете цены отражают реальные процессы и в полной мере проявляются товарно-денежные отношения, складывающиеся на рынке.
1.3. Ценовая политика и эффективное управление предприятием
Ценам и ценообразованию принадлежит центральное место в экономи-ческом механизме управления промышленным предприятием.
В современных условиях концентрации производства и монополистического регулирования рынков существенно изменились условия фор-мирования цен, их роль и значение в экономической деятельности предприятия.
А именно:
Произошли качественные изменения механизма ценообразования, представляющего сложную систему взаимозависимых действий и функций регулирования и рыночной конкуренции.
Возросла роль факторов, определяющих уровень цен на конечную про-дукцию, не связанных с действием закона стоимости. В силу этого роль цен как регуляторов производства существенно ослаблена. К таким факторам следует отнести управленческие решения, связанные с реали-зацией функций маркетинга и планирования с наиболее полным учетом потребностей рынка.
Усилилась роль долгосрочных планов и программ развития производ-ства в ориентации на них всей производственной деятельности пред-приятия, его отделений и дочерних компаний. Это выдвигает требова-ния относительной устойчивости рыночных условий и стабильных цен или стабильных тенденций в их изменении.
Рыночные цены на большинство товаров мирового рынка устанавли-ваются не в результате стихийной конкуренции, а по согласованию производственной и рыночной стратегии и политики соответствующих фирм отрасли.
Промышленные предприятия планируют свою политику цен в долго-срочной перспективе и стремятся приспособить предложение товаров к заранее прогнозируемому спросу.
Учитывая эти изменения политика ценообразования должна предо-пределять краткосрочную и долгосрочную рентабельность продукции и предприятия в целом. Эффективное ценообразование во многих случаях дает возможность увеличить прибыль предприятия. Особое место занимает цено-вая политика предприятия в долгосрочном плане его развития.
Цели ценовой политики [4, c.417]:
1. Обеспечение обоснованного планирования и согласованного регулиро-вания цен на базе проведения всестороннего анализа рынка и целевой ориентации производства с учетом оптимизации объемов производства, степени загрузки производственных мощностей, обеспечения необходимых капиталовложений и новаций для повышения производительно-сти, качества и технического уровня производства, достаточных для удержания и укрепления рыночной позиции предприятия в условиях конкуренции,
2. Создание условий для поддержания единых цен на однотипную про-дукцию на мировом рынке.
Реализация этих целей осуществляется в тесной увязке ценовой по-литики с маркетинговой деятельностью, проведением технической и инве-стиционной политики предприятия, направленных на полное удовлетворе-ние платежеспособного спроса рынка и поддержание уровня издержек про-изводства и сбыта, обеспечивающего запланированную прибыль и конку-рентоспособность.
Главная стратегическая задача предприятия заключается в том, чтобы предложить покупателю товар, ценность которого позволяла бы назна-чить цену, превышающую издержки.
При определении ценовой политики следует иметь в виду, что в ка-честве долгосрочной цели предприятие всегда стремится к установлению более высоких цен на товар, качество которого может заинтересовать поку-пателя. Покупатели выбирают поставщиков, товары которых обладают наибольшей ценностью. При этом ценность определяется как функция ка-чества товара и его цены. Стратегические цели и ценовая политика пред-приятия должны предусматривать конкурентоспособность товара за счет инноваций, качества, скорости доставки, сервиса и других преимуществ перед конкурентами, а не за счет снижения цен и уменьшения его рента-бельности (прибыльности).
Публикуемые и расчетные цены
Предприятия, как правило, при взаимных расчетах и расчетах с внеш-ними контрагентами используют два вида цен: расчетные и публикуемые.
Публикуемые цены являются твердыми фиксируемыми. К ним от-носят: прейскурантные и справочные цены, цены биржевых котировок, це-ны фактических сделок крупных фирм на мировом рынке, сведения о кото-рых публикуются в печати. Публикуемые цены отражают уровень мировых цен.
Расчетные цены - это цены поставщика, устанавливаемые на слож-ное промышленное оборудование, изготавливаемое по индивидуальным заказам, и на другую нестандартную продукцию. Такие цены принято на-зывать договорными. Договорные цены отражают достигнутый уровень эффективности производства предприятием-производителем продукции.
Наиболее распространены прейскурантные цены на стандартную ко-нечную продукцию. Чаще предприятие выпускает свои фирменные прей-скуранты, именуемые марочными, так как они поступают в розничную торговлю под конкретной фирменной маркой (товарным знаком производите-ля). Прейскурантные цены фиксированы и не зависят от сбытовой сети. Сбытовые заграничные филиалы и дочерние компании предприятия реализуют товары, производимые материнской компанией, по установленным ею ценам. Прибыль таких компаний образуется за счет предоставляемых ски-док с прейскурантной цены.
Производственные заграничные отделения и дочерние компании, са-ми осуществляющие производство и сбыт своих товаров, могут устанавли-вать на них цены с учетом своих издержек и выпускать свои прейскуранты, рассчитанные на рынок конкретной (своей) страны. Уровень этих цен под-лежит одобрению руководством предприятия. Заграничные лицензиаты (покупатели права производства) марочных товаров также могут выпускать свои прейскуранты для закрепленного за ними рынка и продавать эти това-ры с учетом условий лицензии под маркой лицензиара или под своей торго-вой маркой.
Справочные цены на однородную продукцию также отличает отно-сительная стабильность и единый уровень на мировом рынке в соответст-вии с проводимой согласованной политикой цен ведущих фирм отрасли. Справочные цены на сырьевые товары, как правило, представляют так на-зываемые базисные цены (для определенного качества, спецификации, раз-меров, химического состава и т.п.). Однако методы установления справоч-ных цен на различные товары существенно разнятся.
При определении цены продукции используется один из известных подходов (принципов) к ее формированию, в том числе: ценообразование на основе себестоимости и ценообразование на основе ценности (потребитель-ской) продукции (услуг), а также ценообразование, основанное на учете по-ведения конкурентов. Принципы ценообразования часто называют методами или методологией установления цен и определения структуры цены. Наибо-лее известные методы ценообразования приводятся ниже.
1. Самый простой метод ценообразования состоит в установлении цены на уровне себестоимости выполненных работ плюс надбавка. В этом случае формирование цены предусматривает установление се-бестоимости на основании переменных и постоянных издержек на про-изводство и сбыт продукции (услуг) с учетом объема ее продаж, а так-же прибавления к себестоимости стандартной надбавки, которая со-ставляет прибыль. Этот метод распространен в сфере услуг, когда цена составляет полную стоимость выполненной работы с включением в нее стандартной наценки
2. Наиболее распространен в современных условиях метод, называемый в экономической литературе «целевым» ценообразованием, ориен-тированным на себестоимость. Этот метод предполагает установле-ние полной цены с учетом издержек производства и сбыта плюс целе-вая норма прибыли. При начислении расчетной цены на сложное или комплектное промышленное оборудование устанавливается цена об-щей поставки и каждой отдельной части с учетом технических услуг по проектированию, монтажу и пуску оборудования в эксплуатацию. Це-левое ценообразование является разновидностью более общего (и более трудоемкого) метода на основе принципа безубыточности. Уровень же-лаемой целевой прибыли в этом случае взаимосвязан с конкретными инвестициями и уровнем производства, реализуемого с учетом его точ-ки безубыточности.
3. Скользящая цена в момент заключения договора может устанавли-ваться путем пересмотра базисной цены с учетом изменения статей расходов в процессе исполнения этого договора. Особое значение в этом случае приобретает установление структуры цены, определяющей процентное соотношения в ней отдельных статей расходов (постоянных, на материалы, на зарплату и т.д.). Структура цены позволяет судить о реальных экономических результатах деятельности предприятия и его отдельных подразделений, о конкурентоспособности продукции на рынке и об источниках прибыли.
4. В условиях жесткой конкуренции все большее число предприятий (компаний) устанавливают цены на основе воспринимаемой цен-ности. Ключом к ценообразованию в этом случае служит восприятие ценности товара покупателем, а не издержки продавца. Ценообразо-вание на основе ценности означает, что продавец не может проекти-ровать товар и разработать маркетинговую программу, прежде чем будет установлена цена на него.
5. Ценообразование на основе учета конкуренции (поведения конку-рентов) может быть реализовано двумя методами: на основе уровня текущих цен и закрытых.
6. Ценообразование в рамках внутрифирменного расчета строится на иных принципах. Цены в этом случае выполняют свои функции в модифицированном виде, так как внутрифирменный расчет не имеет коммерческого характера. По существу внутрифирменные цены яв-ляются результатом хозяйственной политики в интересах предпри-ятия (корпорации) в целом и носят в основном расчетный характер.
Установление этих показа-телей и их оценка при анализе хозяйственной деятельности предприятия по технологическому циклу изготовления продукции в условиях развитой внутрифирменной специализации и кооперации производства связаны с рядом трудностей, основными причинами которых являются:
1) различие в уровне накладных расходов в отделениях, филиалах и дочерних компаниях, связанных между собой единством технологи-ческого цикла производства и сбыта продукции (услуг);
2) различие в подходах к внутрифирменному ценообразованию.
При этом механизм внутрифирменного ценообразования оказыва-ет непосредственное влияние на оценку хозяйственной деятельности всех структурных образований предприятия, так как через этот механизм обеспечивается согласование интересов отделений с общекорпоративны-ми интересами и формируются стимулы для улучшения работы. И от то-го, как выполняются эти функции, во многом зависит эффективность экономического механизма внутрифирменного управления и результа-тивность предприятия в целом.
В практике отработки и внедрения механизма внутрифирменного це-нообразования сложились следующие подходы (методы) определения внутрифирменных цен:
1. Внутрифирменные цены, основанные на издержках производства.
2. Внутрифирменные цены, основанные на рыночных ценах.
3. Внутрифирменные цены, основанные на фактической цене конечной продукции.
4. Внутрифирменные цены, формируемые на договорной основе.
5. Смешанные методы внутрифирменного ценообразования.
1.4.Обеспечение конкурентоспособности
Конкурентоспособность является экономической категорией (ха-рактеристикой), определяющей рыночный механизм воздействия на производителей товаров и услуг, заставляя их повышать производительность и эффективность производственно-сбытовой деятельности под угрозой вытеснения с конкретного целевого рынка [4, c.427].
Под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих успех этого товара и его производителя на рынке.
Конкурентоспособность конкретного товара определяется сравни-тельной оценкой его характеристик по отношению к товарам конкурен-тов. Конкурентоспособность можно определить как комплексную харак-теристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравне-нию с продуктами-конкурентами как по степени соответствия конкрет-ной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Следует иметь в виду, что технически сложные товары требуют больших затрат в процессе эксплуатации и их учет необходим при определении предпочтений потребителей. Поэтому общее представление о ценности товара как функции его качества и цены требует в этом случае уточнения в части его стоимости, которая должна учитывать как цену покупки, так и эксплуатационные расходы. Такое уточнение приводит к понятию ми-нимальной цены потребления товара за его срок службы у потребителя. Эта стоимость во многих случаях становится важным показателем кон-курентоспособности товара.
Конкурентоспособность продукции измеряется совокупностью по-казателей, объединенных в три группы: качественные, экономические и организационно-коммерческие показатели. Число показателей конкуренто-способности конкретного товара (услуги) зависит от его вида, технической и эксплуатационной сложности, требуемой точности оценки, цели оценки (исследования) и других внешних по отношению к товару факторов. В то же время конкурентоспособность определяется только теми его свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, а также гаранти-руют удовлетворение конкретной общественной потребности.
Качественные показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потреб-ность. Все качественные показатели можно подразделить на классификаци-онные и оценочные Наиболее значимые качественные показатели пред-ставлены на рисунке 1.1.
40
Рис. 1.1. Наиболее значимые качественные показатели конкурентоспособности продукции
Классификационные показатели характеризуют принадлеж-ность изделия к определенной (классификационной) группе и определяют назначение, область применения и условия использования данного товара
Оценочные показатели количественно характеризуют свойства, определяющие качество продукции. В зависимости от выполняемой роли при оценке конкурентоспособности оценочные показатели можно разделить на две группы используемые для проверки обязательных условий, которым должна соответствовать продукция (регламентируемые показатели), и используемые для сравнения конкурирующих на рынке товаров по степени удовлетворения потребителя определенными свойствами (сопоставляемые показатели).
Регламентируемые показатели характеризуют безопасность товара, его патентную чистоту, соответствие национальным и международным стандартам, требования к сертификации товара. Разумеется, что несоответствие продукции требуемому уровню регламентируемых показателей не только пагубно сказывается на конкурентоспособности товара, но и делает невозможным его реализацию.
Организационно-коммерческие показатели определяют кон-курентоспособность товара в зависимости от характера и качества ис-следований рынка, степени эффективности работы по продвижению товара, стимулирования продаж, рекламной деятельности, целевой стратегии предприятия-изготовителя, результативности функциониро-вания сбытовой сети и каналов товародвижения. Они также свидетель-ствуют о качестве коммерческой работы и включают в себя рацио-нальность торгового контракта, форм и методов поставки, условий и форм платежа, технического обслуживания. Другими словами, данные показатели определяют эффективность маркетинговой и коммерческой деятельности предприятия.
Одним из основных методов оценки конкурентоспособности продукции является рейтинговая оценка, которая широко применяет-ся в мировой экономической практике. Суть рейтинговой оценки за-ключается в том, что в ходе экспертизы определяются и ранжируются в порядке значимости наиболее важные параметры продукции. После проведения испытаний свойства товара оцениваются по пятибалльной шкале. Средневзвешенная оценка складывается из частных испыта-ний по определенным разделам. На основе анализа средневзвешен-ных оценок делается вывод о конкурентоспособности продукции.
Стратегия предприятия в области обеспечения конкурентоспо-собности продукции в большой степени зависит от того, на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция (ЖЦП). Обычно вы-деляют четыре или пять таких стадий (табл. 1.1.) [4, c.429].
Таблица 1.1. Стадии жизненного цикла товара
Характери-стики товара и его производства |
Стадии жизненного цикла продукта и развития его целевого рынка |
|||||
внедрение |
рост |
зрелость |
насыщение |
спад |
||
Изменения продукции |
очень высокие |
высокие |
средние |
низкие |
очень низкие |
|
Изменения в процессах |
низкие |
средние |
высокие |
низкие |
низкие |
|
Конкуренция |
неценовая |
неценовая |
ценовая |
ценовая |
со стороны нового товара |
|
Экспорт |
низкий |
высокий |
снижаю-щийся |
передача производства за границу |
производст-во за грани-цей |
|
1.5. Взаимодействие экономических методов менеджмента с функциями менеджмента
Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.
Они могут эффективно применяться в управлении предприятием при ком-плексном использовании с другими элементами менеджмента.
Методы ори-ентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности пред-приятия и его конкурентной позиции на рынке (в отрасли), которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.
Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятель-ности предприятия и функциями менеджмента приведена на рис. 1.2.
40
Рис. 1.2. Взаимосвязь экономических методов с основными видами деятельности предприятия и функциями менеджмента
Таким образом, экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента.
2.АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ФИРМЫ
Анализ внедрения экономических методов будет рассматриваться применительно к предприятию ПО "Квант". Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией телевизоров с мониторами «Panasonic», производство находится в СЭЗ «Брест», имеет торговое представительство в Минске.
Виды деятельности ПО "Квант":
ѕ производство и сбыт мониторов и запасных частей к ним;
ѕ выполнение конструкторских и проектно-технологических работ;
ѕ производство и сбыт товаров;
ѕ гарантийное и послегарантийное обслуживание реализованной потребителям продукции;
ѕ организация фирменной торговли;
ѕ оказание платных услуг населению;
ѕ осуществление коммерческо-посреднической деятельности;
ѕ осуществление внешнеэкономической деятельности
Стратегия развития ПО "Квант" на период 2006 -2008 годы нацелена на выпуск конкурентоспособных мониторов, соответствующих современным требованиям международных стандартов (Правил), как по техническим, так и экологическим показателям.
Рынки сбыта:
Основным рынком сбыта является средний класс, в том числе экспорт в РБ и страны СНГ.
Миссия ПО "Квант":
ѕ производить продукцию наивысшего качества и высокой потребительской ценности, которая способствует повышению жизненного уровня людей в разных странах.
ѕ создание организации и условий работы, привлекающих самых достойных людей, обеспечивающих наиболее полное развитие их талантов, свободный и вдохновенный труд на благо процветания дела, сохранение и развитие исторических принципов честного отношения к труду и правильности действий.
ѕ успешное применение наших принципов поможет нам занять лидирующее положение наших товаров на рынке по доле и прибыли, что приведет к процветанию общего дела, рабочих и служащих, акционеров и общества.
Цели предприятия:
ѕ увеличение доли рынка на 15 %;
ѕ повышение объемов продаж на 30 %;
ѕ увеличение темпов роста чистого дохода;
ѕ увеличение доли собственного капитала до 80 %.
ѕ выход на новые рынки сбыта;
ѕ повышение качества производимой продукции;
ѕ сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов до... дней и т.д.
Рис. 2.1. Организационная структура фирмы ПО "Квант"
Основными конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:
1. Samtron
2. Samsung
3. LG
4. Philips и некоторые другие менее известные марки.
Основные конкурентные преимущества ПО "Квант":
1) постоянное освоение новых изделий;
2) высокое качество и надежность выпускаемой продукции;
3) использование в производстве новейших технологий;
4) высокая культура обслуживания клиентов и др.
Потребители продукции:
Потребителями данной продукции является население РФ и гости страны.
Таблица 2.1 Экономические показатели производственно-хозяйственной деятельности ПО "Квант" за 2003-2006 годы, тыс. бел. руб.
Показатели |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2006 в % к 2003г. |
|
1. Товарная продукция (в сопоставимых ценах) |
121816 |
178532 |
259120 |
343137 |
281,68 |
|
2. Себестоимость товарной продукции, в т.ч. |
96250 |
123050 |
198560 |
232512 |
241,57 |
|
2.1. Материальные затраты |
46523 |
68251 |
126201 |
135620 |
291,51 |
|
2.2. Заработная плата |
25642 |
36521 |
46526 |
51236 |
199,81 |
|
2.3. Амортизационные отчисления |
11652 |
14821 |
19520 |
20860 |
179,03 |
|
3. Балансовая прибыль, в т.ч. |
25566 |
55482 |
60630 |
110625 |
432,70 |
|
3.1. Прибыль от реализации продукции |
19650 |
46520 |
51230 |
98200 |
499,75 |
|
4. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и платежей (чистая прибыль) |
15652 |
32650 |
40256 |
68502 |
437,66 |
|
5. Численность ППП, чел |
46 |
45 |
52 |
53 |
115,22 |
|
6. Средняя годовая стоимость основного капитала (основных производственных фондов) |
25450 |
32501 |
36520 |
65280 |
256,50 |
|
7. Оборотные средства |
15605 |
25980 |
50620 |
56050 |
359,18 |
|
8. Объем продукции, поставляемой на экспорт |
56501 |
58650 |
42602 |
32520 |
57,56 |
|
9. Активы предприятия |
40501 |
60350 |
98530 |
135008 |
333,34 |
|
10. Собственный капитал предприятия |
120450 |
136800 |
160860 |
165820 |
137,67 |
|
При внедрении экономических методов управления, я наиболее подробно остановлюсь на ценовой политике предприятия и обеспечении конкурентоспособности товара.
Для производства мониторов нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием. На данный момент в Новгороде помимо цехов ПО "Квант", других не существует. Чтобы построить аналогичное ПО "Квант" и запустить его в эксплуатацию нужно, по крайней мере, 8 - 10 лет. Но так как город не большой и ПО "Квант" практически может сама полностью удовлетворять потребности потребителей, то строительство новых предприятий не выгодно, так как ведёт за собой большие издержки, не считая того, что вновь образовавшейся фирме придётся выходить на старый рынок (рынок ПО "Квант"), да ещё и предлагая такой же товар. Правда, можно отнести к конкурентам производителей других моделей мониторов, но их и ПО "Квант" интересы пересекаются редко. Также конкурентами могут являться аналогичные фирмы, расположенные не в Новгороде, но это только в том случае, если ПО "Квант" будем сильно завышать цену.
При анализе конкурентов учитывались следующие параметры:
ѕ Характеристика монитора.
ѕ Цена одного монитора
ѕ Насколько хорошо представлен товар в магазинах, так как от этого очень сильно зависит объем продаж.
Следующий этап при анализе конкурентов - выяснение мнения потребителей.
Основными конкурентами на рынке продаж мониторов, сегодня являются:
5. Samtron
6. Samsung
7. LG
8. Philips и некоторые другие менее известные марки.
Но для более конкретного и точного сравнения фирмы с конкурентами выберем метод «4Р». Он поможет руководству выяснить за счет, каких параметров можно повысить конкурентоспособность предприятия.
Данные систематизируются в виде таблицы, в которой к каждому из перечисленных параметров дается количественная оценка. Используется пятибалльная шкала ранжирования:
1 - данный параметр - слабая сторона
5 - данный параметр - сильная сторона.
Таблица 2.2. Результаты сравнительного анализа. (Лист конкурентоспособности)
№ п/п |
Факторы конкурентоспособности |
Фирма Panasonic |
Фирмы конкуренты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
LG |
Samtron |
Samsung |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1Р |
- надежность |
4 |
3 |
2 |
2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- срок службы |
4 |
4 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- технический уровень |
5 |
5 |
5 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- престиж торговой марки |
4 |
5 |
5 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- гарантийное обслуживание |
4 |
3 |
3 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- широта ассортимента |
4 |
5 |
5 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2Р |
- отпускная цена |
4 |
4 |
5 |
4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- розничная цена |
4 |
4 |
5 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- скидки с цены |
2 |
2 |
2 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- условия расчета |
5 |
5 |
5 |
5 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3Р |
- вид канала сбыта |
4 |
5 |
4 |
3 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- стратегия сбыта |
4 |
4 |
4 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- степень охвата рынка |
4 |
5 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- наличие и число посредников |
4 |
3 |
2 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4Р |
- виды продвижения |
5 |
5 |
5 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- стратегии продвижения |
4 |
3 |
5 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- формы рекламы |
5 |
5 |
4 |
4 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- бюджет рекламы |
4 |
4 |
1 |
3 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- частота появления рекламы |
3 |
5 |
5 |
2 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- упоминание в средствах массовой информации |
3
На основании данных таблицы видно, что самым конкурентоспособным является монитор фирмы LG. Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic. Анализ цен конкурентов
Таблица 2.3. Цена конкурентов.
Таким образом, если мы назначим свою цену - не смотря на них, то это будет последним днём этой компании. Т.к. если у них цены будут ниже, а качество примерно одинаковым, то быстро потеряем положение лидера. Однако что мы видим: ни у одной компании больше нет 19-дюймового монитора. Есть 17 -, 20 - дюймовые мониторы, а таких ни у кого нет. А стоимость между 17 - и 20- дюймовыми мониторами весьма существенная. Вот мы и будем продавать 19- дюймовые мониторы, которые, несомненно, стоят ближе к 20 - дюймовым, чем к 17 -дюймовым по цене, которая будет гораздо ближе к 17-дюймовым мониторам. А, как следует из расчётов, мы это вполне можем себе позволить. Благодаря этому мы сразу делаем сильный рывок скатерти регионального рынка в свою сторону. И выходим, как и запланировала компания, на первое место среди продавцов и производителей больших мониторов. Цена на монитор ПО "Квант" будет, как уже говорилось раньше, 150 у.е.. Это именно та цена, по которой потребители будут приобретать его, не считая, что эта цена завышена. А вот конкурентам явно придётся потрудиться - ведь цены на 20- дюймовые мониторы с подобным качеством изображения на порядок выше. А если учесть, что мониторы ПО "Квант" будут приобретать преимущественно фирмы, которые, как правило, совершают оптовые покупки, то здесь следует так же разработать гибкую систему скидок. Т.е. скидки должны зависеть от того, является ли этот покупатель постоянным, насколько большую партию он собирается приобрести и т.д. Политика ценообразования - это выбор предприятием возможной динамики изменения цены на товар, наилучшим образом соответствующей целям предприятия. Для этого нужно, прежде всего, определить потребности рынка и его ёмкость (как уже было рассчитано выше - 1000 мониторов в год). Это уже сделали. Затем нужно разработать политику сбыта продукции, о чём речь уже была и ещё будет. Обязательно должна быть разработана программа по сервисному обслуживанию. И, наконец, это гибкая ценовая политика. Но для этого надо посчитать издержки. Для этого необходимо знать, что: 1. амортизационные отчисления равны 20% от стоимости оборудования 2. основные фонды равны 35% от фонда оплаты труда; 3. аренда равна 10% от суммы всех аренд; 4. накладные равны 25% от фонда оплаты труда. И, уже зная эту информацию, можно приступить непосредственно к вычислению затрат, результаты которых для удобства можно свести в следующую таблицу. Таблица 2.4. Издержки, в тыс. рублях
Исходя из этих данных можно назначать цену на товар. Наиболее приемлемой ценовой стратегией будет стратегия преимущественной цены. Суть ее в том, что преимущество достигается по отношению к конкурентам по издержкам (цена устанавливается ниже цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный). Теперь подведем итоги по проведенному анализу: для того, чтобы покупатель доверял фирме, он должен знать о ней как можно больше. Если разделить все мониторы до 17 дюймов и больше 17, то в 2002 году эта фирма занимала 3 место по продаже больших мониторов, а в 2007 году ей прочат первое место. На основании всего выше сказанного, необходимо отметить, что мониторы этой фирмы отличает то, что они занимают меньше места, имеют систему растяжения пикселей, обладают удивительным свойством - их кинескопы абсолютно плоские и по горизонтали и по вертикали, способны поддерживать работу при разрешении до 1280 х 1024 при 80 Гц. У многих моделей полностью отсутствует излучение. И все эти свойства очень удачно сочетаются с невысокой для таких мониторов ценой (331000 т.р.). Наличие большого количества сервисных центров с первоклассными специалистами, а так же разветвлённая сеть фирменных магазинов всегда рады вам оказать помощь или проконсультировать. Таким образом, в ходе исследования выявлено, что максимально реальный спрос на мониторы наблюдается среди потребителей в возрасте от 30 до 35 лет с достатком около 155 - 200 у.е. Они согласны отдавать большие деньги за мониторы, отвечающие их запросам. Мониторы по невысокой цене они так же согласны приобретать, но таких среди данной группы меньше. Таких покупателей больше среди категории, к которой относятся люди возраста 35-40 лет и имеющие заработок около 225 - 500 у.е. Именно эти две категории будут формировать спрос на мониторы, а значит, именно на них следует ориентироваться. При этом надо заметить что, как правило, чем выше цена, тем больше диагональ монитора. Это значит, что основу спроса на мониторы составляет спрос на мониторы большого формата. Для этого фирма намерена и дальше следовать стратегии проникновения на рынок, дабы окончательно упрочить своё положение лидера. Всё необходимое для этого есть: предприятие в состоянии назначать более низкие цены, сервис ПО "Квант" так же не уступает конкурентам, а качество мониторов для остальных пока что недостижимо. Эти задачи будут решать следующие службы: служба маркетингового исследования - в её задачу входит поиск новых рынков, прогноз развития рынков, рекомендации при определении нового вида товара; служба маркетинга - организация сбыта продукции; служба международного маркетинга - организация сбыта продукции в различных странах, поддержание с ними деловых контактов, прослеживание развития мирового рынка; служба стимулирования сбыта - организация различных мероприятий, направленных на привлечение общественного внимания к продукции фирмы, организация рекламы и многие другие действия, направленные на увеличение числа продаж; служба организации общественного мнения - создание благоприятной для деятельности фирмы деловой обстановки. 3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ Основным направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. Рассмотрим данное направление более подробно. Конечная цель системы менеджмента -- увеличение прибыли за счет повышения конкурентоспособности товара, расширения рынка его сбыта и обеспечения устойчивости работы фирмы. Улучшения финансового со-стояния фирмы можно достичь за счет повышения качества товара (чем выше качество, тем выше цена), реализации политики ресурсосбереже-ния, увеличения программы выпуска конкурентоспособного товара, орга-низационно-технического и социального развития фирмы. Любые меро-приятия по улучшению этих сторон деятельности отражаются на росте при-были фирмы -- изготовителя товара. У потребителя товара главными критериями являются качество товара, его цена и затраты на использова-ние. Эти особенности проявления эффективности развития системы ме-неджмента в сферах производства и потребления товара требуют приме-нения разных методик расчета экономического эффекта при унифициро-ванных принципах подхода к расчетам. К принципам экономического обоснования относятся: ѕ учет фактора времени; ѕ учет затрат и результатов относительно жизненного цикла товара; ѕ применение системного подхода; ѕ применение комплексного подхода; ѕ обеспечение многовариантности технических и организационных ре-шений; ѕ обеспечение сопоставимости вариантов по исходной информации; ѕ учет факторов неопределенности и риска. Рассмотрим подробнее некоторые из этих принципов. Сущность фактора времени заключается в том, что инвестор, вло-жив свои средства в какое-нибудь мероприятие, через несколько лет по-лучит большую сумму. Вычтя из этой суммы первоначальные вложения, получим прибыль от вложений. Пример 1. Допустим, потребитель покупает орудие труда -- нефтеаппара-туру для разделения нефти. На «входе» системы (объекта или нефтеаппаратуры) будет нефть, а на «выходе» - продукция переработки: бензин, мазут и пр. Для потребителя важна от-дача объекта (нефтеаппаратуры), выражающаяся в доходе, полученном от реализации продукции, произведенной объек-том (цена продукции минус ее себестоимость). Чем выше ка-чество объекта, тем выше его производительность, качество выпускаемой им продукции (и соответственно цена продук-ции), надежность и безопасность работы, меньше затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты, потерь по разным причинам. Затраты на приобретение и монтаж объекта будут вычитаться от дохода. Пример 2. Изготовитель нефтеаппаратуры совершенствует организацию производства (процессов). В качестве объекта будет процесс, на «входе» -- ресурсы для изготовления нефтеаппаратуры, на «выходе» -- нефтеаппаратура как результат преобразования «входа» в результат процесса. В этом случае экономический эффект мероприятия по совершенствованию процесса как элемента системы менеджмента проявится в снижении себе-стоимости изготовления нефтеаппаратуры (за вычетом затрат на мероприятие). Пример 3. Для фирмы-изготовителя совершенствуется «вход» системы, например, качество материалов, комплектующих изделий или других составляющих. Это улучшение повлияет на повышение качества «выхода» -- качества нефтеаппаратуры и соответ-ственно ее цены, а также качества процесса (как объекта) за счет сокращения брака у изготовителя, сокращения простоев и других факторов. Дополнительно повышение качества «вы-хода», как и в примере 1, увеличит доход потребителя нефте-аппаратуры. Как видим, методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. Применение комплексного подхода к расчету экономического эффекта выражается в том, что наряду с расчетом прямого экономического эффек-та от реализации технических новинок необходимо учитывать побочные, сложные по методу расчета социальный и экологический эффекты от повы-шения (улучшения) показателей экологичности и эргономичности нового объекта. К этим показателям относятся сокращение вредного воздействия на воздушный бассейн, почву, воду, природную среду, повышение уровня автоматизации управления, снижение показателей радиоактивности, уров-ня шума, вибрации и др. Эти показатели должны обеспечивать сохранение жизни (здоровья) человека и охрану окружающей природной среды. Обеспечение многовариантности технических и организационных ре-шений является одним из важнейших принципов менеджмента. Без анализа международного опыта, непосредственных конкурентов нечего браться за дело, тратить впустую капитал. Инвесторы (частные или государственные) в условиях рыночных отношений, жесткой конкуренции должны не семь, а сто раз отмерить (при помощи компьютера), прежде чем отрезать. Трудно, но рынок не терпит шапкозакидательского менеджмента. Можно еще раз вспом-нить соотношения 1:10:100:1000, где один доллар -- экономия на приня-тии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10,100,1000 -- потери на последующих стадиях жизненного цикла решения. К реализации принимается вариант с наибольшим экономическим эффектом. Сопоставимость вариантов расчета по исходной информации обес-печивается путем приведения их к одному объему (как правило, по новому варианту), к одним срокам, уровню качества, условиям применения. На прак-тике не всегда одновременно проявляются все перечисленные факторы. Некоторые из них приводятся в сопоставимый вид путем применения для всех вариантов одной и той же математической модели расчета. Подроб-нее эти приемы рассмотрены при изложении конкретных методов расчета. Примеры экономического обоснования управленческих решений по повышению качества компонентов системы менеджмента приведены в работе. Таким образом, для обеспечения требуемых качества и эф-фективности процесса разработки, принятия и реализации управленче-ского решения рекомендуется учитывать некоторые особенности. 1. Импульсом управленческого решения является необходимость лик-видации, снижения актуальности или решения проблемы, т.е. приближе-ние в будущем реальных параметров объекта (явления) к желаемым, прог-нозным. 2. Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопро-сы: что делать (объект)? как делать (технология)? для кого (потребители)? по какой цене? с какими параметрами? с какими затратами? в каком количестве? в какие сроки? где? кому (исполнители)? 3. Основные требования к качеству информации для принятия управ-ленческого решения: своевременность, достоверность, надежность, ком-плексность, адресность, правовая корректность, многократность исполь-зования, высокая скорость сбора и обработки, возможность кодирования, актуальность. 4. К основным параметрам качества управленческих решений следу-ет относить: показатель энтропии, степень риска вложения инвестиций, вероятность реализации решения, степень адекватности теоретической модели фактическим данным. 5. К основным условиям обеспечения высокого качества и эффектив-ности управленческих решений относятся: применение к разработке ре-шения научных подходов, изучение влияния экономических законов на эффективность решения, обеспечение качественной информацией, прогнозирования, моделирования и экономичес-кого обоснования, построение дерева целей, обеспечение сопоставимос-ти альтернативных вариантов, многовариантность решения, правовая обоснованность, автоматизация, мотивация качественного решения, на-личие механизма реализации решения. 6. Альтернативные варианты управленческих решений должны приво-диться в сопоставимый вид по факторам времени, качества объектов, масштабу производства, уровню освоенности, методу получения инфор-мации, условиям применения объекта, факторам инфляции, риска и не-определенности. 7. К специфическим принципам анализа относятся: принцип единства анализа и синтеза, принцип ранжирования факторов, принцип обеспече-ния сопоставимости вариантов, принцип оперативности, принцип количе-ственной определенности решения. 8. К принципам прогнозирования относятся: системность, комплекс-ность, непрерывность, вариантность, адекватность, оптимальность. 9. К принципам экономического обоснования управленческих реше-ний относятся: учет фактора времени, учет затрат и результатов за жиз-ненный цикл объекта, применение к расчету системного и комплексного подходов, многовариантность, сопоставимость вариантов, учет фактора неопределенности и риска. 10. Экономическое обоснование управленческих решений должно осуществляться по одному из трех методов: повышение качества «входа» системы, повышение качества процесса в системе, одновременное повы-шение качества «входа» и процесса в системе. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исходя из проведенных мною исследований данной темы, я пришел к следующим теоретическим выводам: Обобщение опыта отечественных и зарубежных предприятий позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этим формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются методы, разработанные наукой и апробированные практикой. Различают три метода управления персоналом: административный метод (организационно-распорядительный); экономический метод; социально-психологический метод. Экономические методы основываются на правильном использовании экономических законов производства и по способам воздействия известны как «метод пряника». Руководители предприятия при работе с персоналом «смешивают» все три метода, для того чтобы добиться оптимальной отдачи от своих подчиненных и, тем самым, добиться успехов в своей деятельности. Экономический механизм менеджмента включает основные функ-ции и методы управления хозяйственной деятельностью предприятия, ори-ентированные на повышение производительности и эффективности произ-водства при постоянной адаптации деятельности предприятия в целом к изменению конъюнктуры рынка и поведения всех его участников. В отече-ственной практике экономический механизм управления предприятием принято называть хозяйственным механизмом. Основными экономическими методами (моделями) в менедж-менте предприятия, обеспечивающими его эффективное функционирова-ние в рыночных условиях хозяйствования, являются коммерческий расчет; внутрифирменный расчет; ценовая политика и механизмы ценообразования; механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкуренто-способности продукции и предприятия в целом. Анализ внедрения экономических методов был рассмотрен применительно к предприятию ПО "Квант". Тут также необходимо отметить, что исследуемое предприятие занимается сборкой и реализацией мониторов «Panasonic», находится в Новгороде. Самым конкурентоспособным является монитор фирмы LG. Он и есть главный конкурент фирмы Panasonic. Стратегия ценообразования - это выбор предприятием возможной динамики изменения цены на товар, наилучшим образом соответствующей целям предприятия. Наиболее приемлемой ценовой стратегией будет стратегия преимущественной цены. Суть ее в том, что преимущество достигается по отношению к конкурентам по издержкам (цена устанавливается ниже цен конкурентов), или по качеству (цена выше цен конкурентов, чтобы товар оценивался как престижный). Основным направлением по внедрению экономических методов управления на отечественных предприятиях является применение методов экономического обоснования выбора управленческих решений. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ансофф И. Стратегическое управление - М. 1989. -45 с. 2. Астахов В.П. Анализ финансовой устойчивости фирмы и процедуры, связанные с банкротством - М. Ось-89 1995. - 89 с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М. ЮНИТИ 1995. - 569 с. 4. Гончаров В.И. «Менеджмент предприятия»: Часть 2.: «Издательство МИУ» Минск 2005. - 624 с. 5. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М. Финансы 2000. - 69 с. 6. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия - М. ЮНИТИ 1995. - 178 с. 7. Стоянова Е.А. Финансовый менеджмент в условиях инфляции - М. Перспектива 1994. - 279 с. 8. Теория и практика антикризисного управления. Под ред. Беляева С.Г. Кошкина В.И - М. ЮНИТИ 1996. - 84 с. 9. Финансы в управлении предприятием. Под ред. Ковалевой А.М. - М. Финансы и статистика 1995. - 259 с. 10. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов/Науч.редактор А.А. Радугин. -М.: Центр, 2000. - 84 с. 11. Круглов М.И. Стратегическое управление компанией. Учебник для ВУЗов. -М.: Русская деловая литература, 2000. - 321 с. 12. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоура Ф.Основы менеджмента: Пер. с англ. -М.: Дело, 2000. - 122 с. 13. Кабушкин Н.И., Основы менеджмента: Учебное пособие, Минск 2005. - 243c. 14. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент -- М.: Фирма Гардика, 2002. - 44 с. 15. Рифард Л.Дафт, Менеджмент, Питер 2004 . - 23 с. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |