28
Введение |
3 |
||
Глава 1. |
«Жесткие» формы объединений |
5 |
|
|
1.1. Концерн |
5 |
|
|
1.2. Конгломерат |
6 |
|
|
1.3. Трест |
11 |
|
Глава 2. |
«Мягкие» формы объединений |
13 |
|
|
2.1. Консорциум |
13 |
|
|
2.2. Ассоциация |
21 |
|
|
2.3. Картель |
26 |
|
|
2.4. Синдикат |
28 |
|
Заключение |
30 |
||
Список литературы |
31 |
31 |
|
|
|||
В условиях современной экономики перед любой организацией рано или поздно встает вопрос об объединении, консолидации усилий для достижения своей цели. Поиск эффективных организационных форм объединения компаний продолжается по крайней мере на протяжении последнего столетия. Возрастающая конкуренция подталкивает предприятия к поиску более эффективных способов сотрудничества. В связи с этим появляется множество интеграционных образований (объединений предприятий) различающихся способом взаимосвязи и управления. Не обошел стороной этот процесс и нашу страну: «В России на смену периоду дезинтеграции приходит период укрупнения. Наступило время образования крупных корпораций, объединяющих большое число предприятий и компаний» Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы) М., 2001 с.45
.
Под объединением подразумевается, во-первых, соединение нескольких организаций, предприятий, учреждений в единую группу. Во-вторых, под объединением может подразумеваться название предприятия, включающего несколько предприятий, организаций, учреждений. Объединения подразделяются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальное объединение - это объединение в пределах одной компании, корпорации фирм, осуществляющих последовательные стадии производства готового продукта, начиная от добычи сырья, производства материалов, полуфабрикатов и вплоть до выпуска конечного продукта. Горизонтальное объединение - это объединение в пределах одной компании, Корпорации фирм со сходной технологией (обладающих технологической общностью) или фирм, выпускающих однородную продукцию.
При этом такое объединение может существовать в различных организационно-правовых формах. В мировой практике сложились разнообразные типы объединения фирм, различающиеся в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение предприятий. Это стратегические альянсы, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, ассоциации, конгломераты, тресты, концерны, промышленные холдинги, финансово-промышленные группы и т.п. Условно все формы объединений можно разделить на два типа: «жесткие» и «мягкие» При «жестких» формах компаниям приходится в некоторой степени утрачивать свою самостоятельность и независимость. «Мягкие» же формы позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической и хозяйственной самостоятельности.
Одной из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции компаний является концерн. Концерн -- «это форма объединения (как правило, многоотраслевого) самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного сотрудничества» Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. №6 1999 с.17
В 1970-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она была связана со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций. Но в 1980-е годы прибыли конгломератов стали неуклонно снижаться. Компании, входившие в конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев. см. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. №6 1999
Консорциум обладает определенными преимуществами, которые побуждают организации объединяться именно в консорциум. Так, президент Международного консорциума «Интелбизнес-консалтинг», А.И. Орлов выделяет следующие выгоды консорциума: см. Орлов А.И. Как создать альянс некоммерческих организаций? // Некоммерческие организации в России. № 5 2004
-создающим консорциум некоммерческим организациям не нужно образовывать юридическое лицо и нести связанные с регистрацией и последующими перерегистрациями временные, организационные и финансовые затраты.
-мобильность, быстрота вхождения и выхода из его состава отдельных участников, что привлекает многих участников. Достаточно подписать договор, как новый участник присоединяется к его деятельности без дополнительных регистрационных и лицензионных процедур.
-в отличие от ассоциации для консорциума характерно отсутствие обязательного, установленного законодательством требования о внесении вступительных взносов, а в последующем -- регулярных членских взносов. Участники накануне вступления хотят знать, что они получат за свои деньги. А это не всегда заранее известно. Этот фактор удерживает от вступления в ассоциации многих ее потенциальных участников.
-следующей выгодой (также отличающей консорциум от ассоциаций) является то, что в отличие от членов ассоциаций вышедшие из него товарищи (участники), если иные условия специально не оговорены договором о создании консорциума, не несут ответственности по хозяйственным договорам, заключенным консорциумом в период нахождения такого участника в его составе после выхода из него.
-возможность внесения в общее дело (складочный капитал) как денег и имущества, так и профессиональных и иных знаний, умений, навыков, а также деловой репутации, деловых связей, опыта, информации, товарного знака и всех возможных видов материальных и нематериальных активов, а также комплексы исключительных прав и иные виды вкладов, о внесении которых в общее дело стороны достигнут договоренности. С момента внесения товарищем собственного имущества в складочный капитал оно становится общей долевой собственностью (если иное не установлено договором).
-все виды имущественных и неимущественных вкладов по соглашению сторон могут оцениваться в денежном выражении. При этом если сторонами не предусмотрено иное, то вклады сторон предполагаются равными по стоимости. А это значит, что здесь не обязательна экспертная оценка. Сами участники добровольно берут на себя обязательство выступать в качестве экспертов по оценке стоимости всех видов вносимых ими вкладов. При этом денежной сумме в 1 000 000 (один миллион) рублей, внесенной одним участником, может соответствовать с согласия участников цена деловых связей, либо информации, или же знаний, деловой репутации, вносимой другими участниками.
-выгодой консорциума является специфика управления его делами, в силу которой заключать сделки от его имени вправе каждый из участников, представляя консорциум и являясь его «содиректором». При этом каждый из них действует в интересах консорциума и несет полную имущественную ответственность за свои действия в пределах суммы заключенной сделки. При этом максимальный размер сделки, заключаемой без согласия остальных участников, может быть ограничен их совместным решением. Иные участники несут солидарную ответственность по его обязательствам, возникшим в связи с деятельностью, осуществляемой от имени консорциума.
-гибкость и вариантность схем управления консорциумом, в силу которой может быть применена и иная модель управления, когда консорциумом управляют не все, а несколько специально назначенных участников, причем не исключено, что они могут управлять «по заведованию» -- один торговой маркой, другой -- финансовой деятельностью, третий -- стратегическим планированием и развитием, четвертый -- организацией рекламы, пятый -- управлением проектами и т.д. В этом случае создается несколько управляющих компаний, каждая из которых осуществляет функциональное управление в пределах отведенной ей компетенции. Здесь можно учитывать возможности специализации входящих в состав консорциума участников, иные их возможности, особенности правового статуса и режима налогообложения. При этом от высококачественного уровня управления выигрывают все участники консорциума.
-исполнительные и наблюдательные органы консорциума могут формироваться в наиболее приемлемой для управления общими делами формах, им могут присваиваться наиболее соответствующие статусу таких должностных лиц наименования.
-схема управления консорциумом может быть в любой момент изменена его участниками и введено, например, единоличное управление одним из участников всеми делами консорциума. При этом следует иметь в виду, что у юридического лица, ведущего учет совместной деятельности, возникает обязанность ведения дополнительного баланса и дополнительные сложности ведения раздельного учета, своего и по совместной деятельности.
-возможность объединения, концентрации капиталов на ключевых направлениях, решения приоритетных программ и задач, стоящих перед его участниками, как это широко распространено в международной и уже в отечественной практике. Такие консорциумы порой создаются из числа банков, которым предстоит профинансировать крупный проект, из числа строительных корпораций, реализующих транснациональный проект, например, по прокладке трубопровода, и т.п.
-возможность создания оптимального режима налогообложения для всех его участников. Это может быть реализовано в случае, если управлять финансами консорциума будет фирма, имеющая статус льготного налогообложения. Однако следует учитывать то обстоятельство, что согласно требованиям налоговых органов Российской Федерации, даже если в состав простого товарищества (консорциума) входят иностранные участники и в договоре продекларировано применимое право зарубежного участника, ведение общих дел, в первую очередь ведение общего баланса должно быть возложено на российского участника.
-в силу своей мобильности среди его участников консорциума возможно применение различных организационно-правовых комбинаций, которые позволят минимизировать риски. Например, возможно поручение отдельных сделок, договоров одному из участников консорциума, обладающему статусом ограниченной имущественной ответственности. Естественно, при этом придется согласовать и ряд иных деталей, но в принципе такой подход не исключен.
-возможность привлечения компании с известным товарным знаком («раскрученным брэндом»), который может использоваться в общих целях. При этом возможны следующие варианты этой комбинации:
1. Регистрация товарного знака на одну из компаний, который будет использоваться в общих интересах. В этом случае выход компании, не владеющей товарным знаком, из состава консорциума не лишит остальных участников права пользоваться им, и не будет влиять на популярность консорциума в целом. Естественно, что регистрация товарного знака должна быть обусловлена таким условием, что товарный знак переходит по решению участников договора и всегда передается тем компаниям, которые остаются в составе консорциума. Такой вариант целесообразен, когда консорциум создается на основе компании с известным товарным знаком, который может стать «зонтичным» товарным знаком для всех участников консорциума.
2. Возможен и иной вариант, когда при создании консорциума регистрируется коллективный товарный знак, которым в равной степени имеют право пользоваться все участники консорциума, пока они являются его участниками.
3. Возможная регистрация нескольких товарных знаков в самой различной сочетаемости и комбинациях для их коллективного вывода на рынок путем дружественной коллективной поддержки.
-следующей выгодой консорциума является то, что, если простое товарищество создается с целью осуществления коммерческой деятельности, участником не может быть просто гражданин. Это должен быть обязательно хозяйствующий субъект в лице индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. Или же некоммерческая организация должны обрести статус субъекта предпринимательской деятельности.
-по российскому законодательству допускается создание негласного простого товарищества, участники которого вправе не разглашать свое объединение третьим лицам, то есть информация о его существовании и деятельности может не открываться. То есть фактически речь идет о возможности негласного консорциума.
2.2. АССОЦИАЦИЯ
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) -- добровольное объединение юридических или физических лиц для достижения общей хозяйственной, научной, культурной или какой-либо другой, как правило, некоммерческой цели. Это самая “мягкая” форма интеграции компаний. Ассоциация создается в целях кооперации деятельности рекомендательного характера. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и права юридического лица.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном настоящим Гражданским Кодексом РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова "ассоциация" или "союз". см. Гражданский кодекс РФ. ст.121
Особенностью ассоциации является то, что ассоциация не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и порядке, предусмотренными учредительными документами ассоциации. Члены ассоциации вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
В соответствии с российским законодательством коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать и регистрировать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями.
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для этой цели новое хозяйственное общество и участвовать в нем.
Члены ассоциации вправе по своему усмотрению выйти из нее по окончании финансового года. В этом случае они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации пропорционально своим взносам в течение двух лет с момента выхода. Член ассоциации может быть исключен из нее по решению остающихся участников в случаях и порядке, установленных учредительными документами ассоциации. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление в ассоциацию (союз) нового участника может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза), и о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).
Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам, действующим в отношении юридических лиц. Но особенностью реорганизации ассоциации является то, что она может быть реорганизована по единогласному решению ее членов. При этом предусматривается два варианта преобразования по различным основаниям. Ассоциация может быть преобразована в фонд или автономную некоммерческую организацию по единогласному решению ее членов. При этом никаких особых мотивов и обоснований для этого законодательство не требует.
Во втором варианте ассоциация преобразуется в случае возложения на нее учредителями обязанности ведения предпринимательской деятельности в хозяйственное общество или товарищество. Однако с учетом того, что и фонды, и автономные некоммерческие организации вправе, если нет запретов со стороны учредителей, заниматься коммерческой деятельностью, реорганизованная ассоциация во всех вариантах реорганизации обретает право занятия предпринимательской деятельностью.
Остаток имущества объединения, образовавшийся по завершении его ликвидации, используется в целях, определенных его уставом, либо в иных предусмотренных законодательством целях и не может распределяться между членами ассоциации (союза). По мнению А.И. Орлова «данное положение слепо копирует последствия использования имущества при ликвидации иных форм некоммерческих организаций -- фондов, автономных некоммерческих организаций и других, имущество которых должно в этом случае направляться на цели, ради которых такая организация была создана» Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) как некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России. №4, 2003 с.25
Отличие порядка и природы имущества ассоциации от иных некоммерческих организаций заключается в том, что взносы, за счет которых создается имущество ассоциации, поступают за счет средств, полученных коммерческими организациями от предпринимательской деятельности, а от учредителей -- некоммерческих организаций -- как от не предпринимательской, так и от предпринимательской, то есть могут носить смешанный характер. Кроме того, ассоциации, созданные предпринимателями для координации предпринимательской деятельности, делают это для координации своих усилий именно с целью увеличения получения прибыли.
Еще одним аргументом, подтверждающим целенаправленность создания ассоциации за счет и для развития предпринимательской деятельности, является тот факт, что хотя в силу ст. 121 ГК РФ ассоциация не вправе сама (от своего имени) осуществлять предпринимательскую деятельность, но она может создавать для этой цели хозяйственные общества, товарищества или участвовать в них. При этом доходы, полученные в результате этой деятельности, не могут быть распределены между членами ассоциации, а должны использоваться исключительно на ее нужды. Ее же нужды заключаются в совершенствовании координации деятельности участников ассоциации для получения ими большей прибыли.
Учредители установили предел финансирования ассоциации посредством взносов. Но они не возражают против того, если ассоциация без риска дня нее и для них будет дополнительно получать деньги на свое финансирование и развитие. Это принесет пользу членам ассоциации. Представляется, что в случаях, когда имущество ассоциаций создается за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности, оно в случае ее ликвидации должно распределяться между членами такой ассоциации.
При ликвидации такой некоммерческой организации, как ассоциация, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, если иное не установлено настоящим законодательством, направляется в соответствии с учредительными документами ассоциации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.
Но для какой цели создаются ассоциации коммерческих организаций? Для координации с целью увеличения получения прибыли. Других целей у коммерческих организаций нет. Они законом созданы для извлечения прибыли. Поэтому было бы логичным оговорить особое условие, что при ликвидации ассоциации, созданной за счет прибыли предприятий, остатки ее имущества распределяется между ее членами на определенных ими условиях, возможно, пропорционально размеру взносов. То есть в таком же порядке и соотношении, как они рисковали по ее обязательствам. В противном случае получается абсурд: члены несут риск убытков даже через два года после выхода из ассоциации, а имущество в случае ликвидации должно пойти на неизвестные цели.
Поэтому учредителям ассоциаций следует иметь в виду, что при ее создании следует тщательно продумать и сформулировать цели, в интересах которых создается ассоциация и на реализацию которых в случае ликвидации должно быть направлено ее имущество. Однако сложно найти выход из создавшегося положения. Ассоциации коммерческих организаций создаются для координации их предпринимательской деятельности с целью увеличения прибыли у ее членов. И в то же время в случае ликвидации ассоциации имущество не должно распределяться между ее членами.
Иные же случаи, когда имущество создается смешанным путем, за счет средств, полученных от различных источников, то есть как от предпринимательской, так и от непредпринимательской деятельности, могут регулироваться инвариантно. Однако при смешении источников финансирования также будет сложно определить долю имущества ассоциации некоммерческих организаций, приобретенную за счет средств членов -- некоммерческих организаций и за счет средств членов -- коммерческих организаций.
2.3. КАРТЕЛЬ
Картель -- это объединение, как правило, фирм одной отрасли, которые вступают между собой в соглашение, касающееся различных сторон коммерческой деятельности компании -- соглашение о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, ассортименте, обмене патентами, условиях найма рабочей силы и т.д. В первую очередь регулированию подлежит сбыт продукции.
Соглашение об образовании картеля не всегда бывает оформлено договором в письменном виде. Картельное соглашение часто существует негласно, в виде секретных статей, дополняющих какой-либо официальный текст, либо в устной форме “джентльменских соглашений”. Фирмы, вступающие в картельное соглашение, сохраняют свою юридическую, финансовую, производственную и коммерческую самостоятельность. Картель, как правило, объединяет ряд компаний одной отрасли.
В соответствии с антимонопольным законодательством в большинстве стран картельные соглашения запрещены, исключая отдельные отрасли (прежде всего, сельское хозяйство), и установлен разрешительный порядок их деятельности при наличии особых условий. Как правило, законодательно запрещаются картели, связанные с фиксированием цен, делением рынка и ограничением выпуска продукции и производственных мощностей, т.е. те согласованные меры, которые направлены на искажение или ограничение конкуренции.
Запрет может быть снят для следующих видов картелей:
-картелей, на которые приходится небольшая доля рынка (например, в рамках Европейского Союза: если доля рынка, охваченного соглашением, не превышает 5% производства определенного продукта;
-картелей, деятельность которых базируется на освоении нового рынка;
-картелей, которые приносят пользу экономике всей страны, например, способствуют техническому прогрессу;
-“кризисных” картелей, т.е. картелей, уменьшающих, например, излишние производственные мощности.
В странах Западной Европы, где действует специальное законодательство, делящее картели на “желательные” и “вредные”, насчитываются сотни официально зарегистрированных картельных соглашений, не считая тех, которые существуют без регистрации. В США картели запрещены законом. Их функции выполняют торгово-промышленные ассоциации (союзы предпринимателей), осуществляющие межфирменное регулирование рынка в масштабах отрасли.
В мировой практике выделяются следующие виды картелей:
1. Денежный картель -- картель, утверждающий унифицированные цены наряду с равными условиями поставок и платежей (горизонтальные связи цен).
2. Закупочный картель -- монопольное соглашение нескольких предприятий, фирм, корпораций о закупке сырья и товаров определенного вида, сорта и т.д. в интересах всех участников картеля с целью сбить закупочные цены.
3. Калькуляционный картель -- картель, участники которого договариваются об одинаковой структуре и содержании расчетов.
4. Кондиционный картель -- картель, определяющий условия реализации товара.
5. Контингентированный картель -- картель с установлением для его участников соответствующих квот (контингентов).
6. Кризисный картель -- картель, который создается при стойком спаде спроса (кризисный картель структуры) или временном сокращении сбыта (кризисный картель конъюнктуры) для ограничения конкуренции. В условиях спада производства картели этого вида способны планировать собственные действия.
7. Патентный картель -- картель, определяющий направления совместного использования (или неиспользования) какого-либо технического изобретения.
8. Производственный картель -- картель, устанавливающий объем (квоты) производства для каждого участника.
9. Региональный картель -- картель, определяющий области сбыта.
10. Ценовой картель -- картель, устанавливающий для участников продажные цены товара.
Более полная версия картеля включает в себя не только установление единых цен и совместный сбыт, но и ограничение производства путем назначения квот на объем выпуска для отдельных производителей и скоординированного регулирования производственных мощностей (т.е. устранение излишних производственных мощностей или их наращивание).
Существует ряд факторов, определяющих эффективность деятельности картеля. Прежде всего, это участие в рассматриваемой организационной форме интеграции компаний основных производителей данной продукции и их согласие с политикой картеля. Отказ в участии в картеле некоторых ведущих производителей и обман, практикуемый отдельными участниками картеля, вместе со способностью покупателя переключаться на продукты-заменители могут подорвать контроль картеля над ценой продукции.
2.4. СИНДИКАТ
Синдикат -- это объединение однородных промышленных предприятий, созданное в целях сбыта продукции через общую сбытовую контору, организованную в форме особого торгового общества или товарищества (акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью и т.п.), с которой каждый из участников синдиката заключает одинаковый по своим условиям договор на сбыт своей продукции.
Уча стники синдиката сохраняют юридическую, производственную самостоятельность, но их коммерческая самостоятельность ограничивается.
Синдикат представляет собой разновидность картельного соглашения. Синдикаты позволяют устранить внутреннюю конкуренцию среди его участников. Для синдиката характерна централизация сбыта продукции, организация сбыта продукции его участников через единый сбытовой орган. Функции централизованного сбыта продукции участников синдиката могут быть также поручены одному из его участников. В зависимости от условий соглашения через единый сбытовой орган может сбываться не вся, а только определенная часть продукции участников синдиката. Иногда участники синдиката могут сохранять собственную сбытовую сеть, которая тесно связана с синдикатской сбытовой конторой или обществом.
Форма синдиката наиболее распространена в отраслях с массовой однородной продукцией: горнодобывающей, металлургической, химической.
В современных условиях синдикат как форма монополистических объединений одноотраслевого профиля утрачивает свое значение, уступая место более сложным и гибким формам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Как мы видим, организационные формы объединения компаний, значительно различаются по степени интеграции их участников и другим критериям. Организационные формы объединений развиваются исторически от концернов и семейных групп в начале XX века до стратегических альянсов в конце ХХ столетия. Следует отметить, что вновь возникающие организационные формы не вытесняют предшествующие типы объединения компаний, а дополняют их. Происходит расширение многообразия форм объединений и ассоциаций. Характер взаимосвязей между компаниями становится все более сложным и весьма тонким, учитывая в добавок ко всему и возможность кооперации интегрированных структур.
Следует учитывать, что границы между всеми этими формами достаточно расплывчаты. Разными специалистами они трактуются порой неоднозначно. Так, например, существует два совершенно противоположных мнения о соотношении стратегических альянсов и консорциумов. Одно мнение заключается в том, что консорциум не является стратегическим альянсом, но чаще преобладает точка зрения, что среди видов стратегических альянсов выделяются именно консорциумы.
Но в самом общем виде все формы объединений можно разделить на две части: «жесткие» и «мягкие» формы объединений. К «жестким» можно отнести концерн, трест, конгломерат. В этом случае организации, входящие в данные объединения теряют свою юридическую, хозяйственную, правовую и коммерческую самостоятельность. В случае с конгломератом организации теряют только финансовую независимость. К «мягким» формам объединений однозначно можно отнести консорциум и ассоциацию и с некоторыми оговорками картель и синдикат. В этих случаях предприятия обладают относительной самостоятельностью и независимостью.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Акопов В.С., Борисов Д.А. Некоторые вопросы управления организациями типа «холдинг» // Менеджмент в России и за рубежом. №4 2000
2. Владимирова И.Г. Организационные формы интеграции компаний. // Менеджмент в России и за рубежом. №6 1999
3. Голубев А.А. Корпорация как объект управления в условиях переходной экономики. СПб., 2003
4. Горбунов А.Р. Дочерние компании, филиалы, холдинги. М., 2005
5. Орлов А.И. Как создать альянс некоммерческих организаций? // Некоммерческие организации в России. № 5 2004
6. Орлов А.И. Особенности правового статуса ассоциаций (союзов) как некоммерческих организаций. // Некоммерческие организации в России. №3-4, 2003
7. Радыгин А., Энтов Р., Шмелева Н. Проблемы слияний и поглощений в корпоративном секторе. М., 2002
8. Старовойтов М.К. Современная российская корпорация (организация, опыт, проблемы) М., 2001
9. Управляющая компания: роль, преимущества для различных типов холдингов, основные тенденции развития. // Информационно-аналитический бюллетень. Выпуск №22, 27 сентября 2004
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |