Содержание
Введение
1 Понятие и показатели качества продукции
2 Стандартизация и сертификация как элементы системы управления качеством продукции
3 Управление качеством продукции на производстве ОАО «Волжский Оргсинтез»
Заключение
Список использованных источников
Введение
Известно, что лидирующего положения в мировой экономике, в социальном и культурном развитии достигают лишь те страны, которые способны обеспечивать качество продукции и услуг, создающее их производителям конкурентные преимущества, а потребителям - комфортные условия жизни. Именно поэтому в ведущих странах мира проблема качества находится в центре экономических интересов и государства, и граждан, что позволяет этим странам, обеспечивая высокое качество и конкурентоспособность продукции и услуг, обретать роль лидеров во многих секторах мирового рынка. Именно качество, возведенное в ранг национальной идеи, позволило ряду стран, оказавшихся в состоянии экономической депрессии, успешно выйти из кризиса [7. С.5].
Несомненно, качество выпускаемой продукции по праву относится к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение качества продукции определяет степень выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, увеличение эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых предприятием.
На сегодняшний день проблема качества для отечественных предприятий является едва ли не самой важной. В свете приближающегося вступления России во Всемирную Торговую Организацию эта проблема входит в разряд факторов национальной экономической безопасности. Без обеспечения стабильного качества, соответствующего требованиям потребителей, невозможно рационально интегрировать национальную экономику в мировое хозяйство и занять в ней достойное место.
Именно рост производства высококачественных изделий российскими предприятиями в конечном итоге должно привести к интенсификации экономики, росту жизненного уровня населения, повышению конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. Крайне важно современным предприятиям научиться более эффективно использовать экономические, организационные и правовые рычаги воздействия на процесс формирования, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества на всех стадиях жизненного цикла товара.
Поэтому целью данной работы является раскрытие основной экономической проблемы: повышения качества продукции.
В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:
-охарактеризовать понятие качества продукции;
- рассмотреть стандартизацию и сертификацию как элементы системы управления качеством продукции;
-определить основные пути повышения качества продукции на примере ОАО «Волжский Оргсинтез».
1. Понятие и показатели качества продукции
Выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг в современных условиях определяются уровнем конкурентоспособности, которая связана с ценой и качеством продукции.
Поэтому в условиях рыночных отношений и обострения конкурентной борьбы за рынки сбыта экономически развитые страны мира главным стратегическим направлением в повышении национального богатства считают высокое качество продукции, которое не только определяет престиж государства, но и служит основой для удовлетворения потребностей человека в отдельности и общества в целом. Именно качество может обеспечить высокую конкурентоспособность, постоянный рост рынка сбыта и увеличение прибыли. Качество - самый точный и обобщающий показатель научно-технического прогресса, культуры и дисциплины труда.
В литературе понятие качества трактуется по-разному.
По А. Фейгенбауму качество изделия или услуги - это общая совокупность технических, технологических и эксплуатационных характеристик изделия или услуги, посредством которых изделие или услуга будут отвечать требованиям потребителя при их эксплуатации [10. С. 23].
Профессор Гарвардской школы бизнеса Д. Гарвин устанавливает пять наиболее существенных критериев качества: соответствие стандарту; соответствие техническим показателям лучших товаров-аналогов; степень точности соблюдения всех производственных процессов; соответствие качества требованиям покупателей; соответствие качества платежеспособному спросу.
Согласно исследованию Моревой О.А. все определения качества можно свести к следующим четырем:
отождествление качества со стандартами и техническими условиями, либо приравнивающие их;
качество как совокупность свойств продукции, определяющих степень ее пригодности для использования по назначению;
качество как степень удовлетворения потребностей людей в данном виде продукции;
совокупность свойств продукции, связанных с затратами общественного труда на ее изготовление и потребление [6. С. 5].
Стандартом ISO 8402:1994 качество было определено как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.
В разработанном позднее ISO 9000:2000 понятие «качество» изменилось. «Качество» определено как степень соответствия совокупности присущих отличительных свойств потребностям или ожиданиям, которые установлены, обычно предполагаются или являются обязательными.
Общепризнанное определение качества продукции таково. Качество продукции есть совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Москвин В.А. сформулировал понятие «качество продукции», приемлемое для бизнес-сообщества.
Качество продукции - это совокупность ее характеристик, отражающих необходимые потребительские свойства[9. С. 114].
Таким образом, при определении качества или его формировании должны рассматриваться, оговариваться или планироваться результаты оценок и измерений, полученные по определенным методикам, т.е. характеристики, отражающие свойства объекта. Причем характеристики не всех имеющихся в данном объекте потребительских свойств, а именно необходимых для данной продукции. Сколько таких характеристик должно быть и каковы их конкретные значения - это зависит от запросов и ожиданий потребителя.
Если рассматривать качество продукции как совокупность свойств и характеристик продукции, которые на данном уровне развития производительных сил соответствуют настоящим и предполагаемым потребностям потребителей и интересам производителя при ее изготовлении, то это позволит избежать одностороннего подхода к оценке качества, обеспечить более полное соответствие методическим требованиям, предъявляемым к управлению качеством на предприятии, даст возможность с учетом интересов и производителя, и потребителя завоевать рынок или расширить свое влияние на нем и тем самым упрочить финансовое положение [8. С. 7].
Укрупнено это положение может быть выражено структурной сущностью принятого понятия качества продукции (в соответствии с рисунком 1).
Рис. 1 Структурная сущность принятого понятия качества продукции.
Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения качества так актуальна в современном производстве:
- качество - основной критерий для совершения покупки для наиболее значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно потерять клиента навсегда;
- качество всеохватывающe. Предприятие реализует множество отдельных мероприятий, чтобы противостоять конкуренции. Качество и системы управления качеством предлагают комплекс мероприятий, охватывающий все стадии производственного процесса - продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, - для того, чтобы предприятие успешно действовало на рынке;
- качество - основной инструмент снижения издержек. Всегда дешевле делать правильно с первого раза, чем впоследствии исправлять ошибку;
- качество ведет к упрочению позиций фирмы на рынке. В условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим [1. С. 527-528].
Уровень качества и конкурентоспособность продукции зависят от качества:
- бизнес-процессов, их способности реализовать установленные требования к качеству;
- проекта, то есть от уровня требований к качеству, установленных (заданных, выбранных) разработчиком и/или изготовителем в проектной и технологической документации;
- персонала, выполняющего процессы;
- ресурсов, закупаемых и используемых для изготовления продукции или выполнения услуги или работ (сырье, материалы, комплектующие, помещения, технологические оборудование, инструмент, среда измерений, оргтехника, программное обеспечение, субподрядные услуги и работы и др.);
- управления.
К бизнес-процессам относятся:
- основные процессы (планирование, маркетинг, разработка, закупки, изготовление, поставки и эксплуатационное обслуживание);
- обслуживающие процессы (монтаж, наладка и ремонт оборудования, транспорт, связь, энергоснабжение, работа с персоналом, документирование и т.д.);
- процессы контроля качества (товара, процессов производства, персонала, ресурсов, управления).
Для оценки технико-экономического уровня и конкурентоспособности продукции используются конкретные группы показателей качества выпускаемых изделий, которые могут быть классифицированы:
- по стадии жизненного цикла;
-по единицам измерения;
- по характеризуемым свойствам.
По характеризуемым свойствам применяются следующие показатели:
- показатели назначения характеризуют области применения и основные функции, а также полезные потребительские свойства и результаты использования данной продукции;
- показатели экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или степени потребляемых им сырья, материалов, топлива и энергии при эксплуатации;
- показатели надежности характеризуют свойства объекта сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров и требуемых функций. Надежность объекта включает четыре показателя: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость. В зависимости от назначения продукции и условий ее применения могут использоваться как все, так и некоторые из указанных показателей:
1) безотказность - это свойство изделия непрерывно сохранять работоспособность в течение некоторого интервала времени;
2) долговечность - свойство изделия сохранять работоспособность до разрушения или другого предельного состояния;
3) ремонтопригодность - это свойство изделия, выражающееся в его приспособленности к проведению операций технического обслуживания и ремонта;
4) сохраняемость - это способность объекта сохранять свои свойства в определенных условиях. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции;
- показатели технологичности характеризуют эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении ремонте изделий. Именно с помощью технологичности обеспечивается массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда, и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации изделий.
- эргономические показатели отражают комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, среды и продукции;
- социальные показатели аттестуют социальную полезность продукции, ее влияния на качество жизни, на качество и условия труда, безвредность и безопасность для здоровья, на природопользование и экологию;
- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность изделий стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации с другими изделиями;
- показатели транспортабельности выражают приспособленность изделия для транспортировки различным транспортом без нарушения его свойств;
- патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции.
1) показатель патентной защиты выражает степень защиты изделия авторскими свидетельствами и патентами стран предполагаемого экспорта;
2) показатель патентной чистоты выражает степень воплощения в изделии, предназначенном для реализации только внутри страны, технических решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права, а для изделий, предназначенных для реализации за рубежом, - технических решений, не подпадающих также под действие патентов, выданных в странах предполагаемого экспорта. Этот показатель позволяет судить о возможности беспрепятственной реализации изделия в России и за рубежом;
- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделий, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции;
- художественно-эстетические показатели формируют дизайн, внешний вид, выразительность, гармоничность, целостность оформления, соответствие среде, стилю, утвержденным образцам и требованиям моды [3. С. 329-331].
Совокупность перечисленных показателей формирует качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, то есть удовлетворять те потребности, для которых оно предназначено. Но помимо этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает.
Под экономически оптимальным качеством понимается соотношение качества и затрат, что можно представить следующей формулой:
Копт= Q/C, (1)
где Q - качество изделия;
C- затраты на приобретение и эксплуатацию изделия [3. С. 147].
Определить знаменатель формулы несложно, поскольку он включает продажную цену изделия, затраты по эксплуатации, ремонту и утилизации изделия. Сложнее всего определить числитель, т.е. качество, включающее самые разнообразные показатели.
Для определения качества выпускаемой на предприятии продукции применяют систему общих показателей, в которую входят:
- доля принципиально новых (прогрессивных) изделий в общем их объеме;
- доля изготовленной продукции, на которую получены сертификаты;
- доля производственного брака;
- относительный объем сезонных товаров, реализованных по сниженным ценам.
Следовательно, качество продукции в современных условиях - важнейшее составляющее эффективности производства, поэтому ему необходимо уделять постоянное внимание. Заниматься качеством должны все - от директора предприятия до конкретного исполнителя любой операции. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранения качества объединены в систему управления качеством.
2. Стандартизация и сертификация как элементы системы управления качеством продукции
Управление качеством продукции - это постоянный целеустремленный процесс воздействия на факторы и условия, обеспечивающие создание продукции оптимальной с точки зрения предъявляемых к ней требований и обеспечивающей максимально эффективное ее использование [2. С.455-474].
Под фактором понимается конкретная сила, способная изменить свойства исходных материалов. Основными факторами обеспечения качества продукции на уровне предприятия являются:
- материальная база, включающая в себя необходимые материальные ресурсы, инфраструктуру и оборудование, обеспечивающее применение передовых технологий для организации современного производства;
- квалифицированный персонал, заинтересованный в хорошей работе;
- эффективное управление предприятием в целом и качеством в частности, направленное на создание продукции требуемого уровня качества [16. С.78-79].
Каждый из перечисленных факторов необходим, но только в совокупности они могут быть достаточными для обеспечения качества продукции. При этом первостепенное значение имеет заинтересованность персонала в хорошей работе, без чего не может ни хорошая материальная база, ни передовая технология, ни современная организация работ по управлению качеством. В этом заключается принцип обеспечения качества продукции. Этот принцип представлен в виде причинно-следственной диаграммы (в соответствии с рисунком 2)
Рис.2 Принцип обеспечения качества продукции.
Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей их реализации. При управлении качеством продукции объектами управления являются процессы, от которых зависит качество продукции. Они протекают как на допроизводственной стадии, так и на производственной и послепроизводственной стадиях жизненного цикла продукции.
Политика в области управления качеством должна включать:
- улучшение экономического положения предприятия;
- расширение или завоевание новых рынков сбыта;
- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
- ориентацию на удовлетворение требований потребителя;
- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
- улучшение важнейших показателей качества продукции;
- снижение уровня дефектного дефектности изготавливаемой продукции;
- увеличение сроков гарантии на продукцию;
- развитие сервиса.
Важными элементами в системе управления качеством продукции являются стандартизация и сертификация.
Стандартизация - это установление правил и их применение с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и должны обеспечивать оптимальную пользу обществу [6. С.23].
В число основных целей стандартизации входит обеспечение:
- безопасности продукции, работ и услуг для жизни, здоровья, окружающей среды и имущества;
- технической и информационной совместимости; взаимозаменяемости продукции; согласования и увязки ее показателей и характеристик; кодирования; классификации; унификации; типизации и агрегатирования машин и изделий;
- единства методов контроля и единства маркировки;
- устранение технических барьеров в производстве и торговле;
- конкурентоспособности продукции;
- качества продукции в интересах потребителя и государства;
- экономии всех видов ресурсов (снижение материало-, энерго- и трудоемкости, применение малоотходных технологий);
- безопасности всех видов хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф;
- обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Стандартизация выступает нормативной основой обеспечения качества продукции, выполняя при этом три основные функции: экономическую, социальную и коммуникативную.
Экономическая функция стандартизации реализуется в следующих областях:
- представление в договорах (контрактах) достоверной информации о продукции в удобной и понятной форме;
- повышение качества и конкурентоспособности продукции, поскольку благодаря стандартизации основных параметров продукции становится возможным проведение объективной оценки уровня ее качества и конкурентоспособности и соответственно разработки направлений их повышения;
- внедрение новой техники и уменьшение возможности дублирования разработок аналогичной техники;
- увеличение серийности и масштабов производства, способствующие повышению производительности труда и снижение себестоимости продукции;
- взаимозаменяемость и совместимость. Стандартизация обеспечивает совпадение размеров и допусков отдельных деталей, возможность совместного использования различных видов продукции;
- эффективное управление производством, поскольку стандартизация производственных процессов и контроль за их ходом создают необходимые предпосылки для достижения заданного уровня качества при оптимальных затратах.
Социальная функция стандартизации проявляется в создании нормативов и достижении на практике такого уровня параметров и показателей продукции, работ, услуг, который соответствует социальным целям общества, связанным с охраной окружающей среды, здравоохранением, безопасностью людей при производстве, обращении, использовании и утилизации продукции.
Коммуникативная функция стандартизации обеспечивает возможность создания базы для объективного восприятия различных видов информации через нормативную фиксацию терминов и определений, условных знаков, символов, обозначений, установление единых правил оформления документов и т.п., способствуя тем самым достижению необходимого для общества взаимопонимания и расширяя взаимообогащающий обмен информацией [5. С.228-229].
К документам в области стандартизации, используемые на территории Российской Федерации, относятся:
- национальные стандарты;
- правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;
- классификации, применяемые в установленном порядке, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
- стандарты предприятий.
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавливаемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов:
- основополагающие;
- на продукцию, услуги;
- на работы (процессы);
- на методы контроля (испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-технические положения для определенной области деятельности, а также общетехнические нормы и правила, обеспечивающие взаимопонимание, техническое единство и взаимосвязь различных областей науки, техники и производства в процессах создания и использования продукции, охрану окружающей среды, безопасность продукции, процессов и услуг для жизни, здоровья, имущества и другие общетехнические требования.
Стандарты на продукцию устанавливают требования к группам однородной продукции или к конкретной продукции.
Стандарты на работы устанавливают основные требования к методам выполнения различного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на методы контроля устанавливают методы проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании.
Так же основным гарантом высококачественной продукции является ее сертификация. Сертификация - это система мер и действий, подтверждающих соответствие фактических характеристик продукции требованиям международных стандартов [6. С.539-540]. Сертификация представляет собой важнейший фактор улучшения продукции, действенный механизм управления ее качеством, дающий возможность объективной оценки ее конкурентоспособности, соответствия требованиям экологической чистоты.
Сертификация может быть международной, региональной, национальной. Выделяют также многостороннюю и двустороннюю сертификацию.
По правовому признаку различают обязательную и добровольную сертификацию. По процедуре проведения бывает самосертификация, называемая «заявление о соответствии», и сертификация третьей стороной.
Изделия или показатели качества, которые могут оказать нежелательное воздействие на человека или окружающую среду, а также другие показатели и качественные характеристики, которые ограничиваются правительственными актами-регламентациями подлежат обязательной сертификации. Например, обязательной сертификации подлежат продукты питания, автомобили, самолеты, электрооборудование, газовые приборы, строительные материалы и другую продукцию, подлежащую обязательной сертификации и не прошедшую ее, производитель не имеет права не только реализовать, но и производить.
Добровольная сертификация основывается на стандартах и, в основном, уделяет внимание техническим и эксплуатационным характеристикам продукции, определяющим надежность, долговечность, безотказность, эргономические и экономические показатели, то есть показатели, которые выгодно отличают одну продукцию от другой.
Самосертификaция допускается для надежного партнера. Она широко распространена в Германии, Голландии, Канаде, США, Японии и др. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность.
Сертификация третьей стороной, т.е. посредническая сертификация, предусматривает участие сторонней организации, независимой от участвующих в вопросе стороне. Сторонняя организация оценивает и подтверждает правильность проводимых мероприятий в соответствии с принятыми правилами, осуществляет испытание образцов, надзор за состоянием технического процесса.
Сертификация третьей стороной может осуществляться как в рамках своей страны, так и в зарубежных центрах, имеющих высокий международный авторитет. Сертификационный знак, выданный престижным испытательным центром, является лучшей рекламой продукции.
Все системы сертификации предусматривают необходимость проведения тщательных испытаний.
Продукция, прошедшая сертификацию, отмечается следующим образом:
- выдается документ - сертификат соответствия;
- продукция маркируется знаком соответствия;
- продукция заносится в список изделий, разрешенных к продаже, который имеется в сертификационных центрах.
Сертификат выдается на единичную мощность изделия; на массовую продукцию выдается знак соответствия, который должен наносится под контролем Главного контролера сертификационного центра и только на изделие из выпущенной партии или на их упаковку, или на то и другое.
Органом государственного управления стандартизацией, метрологией, сертификацией в Российской Федерации являлся Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ). Согласно п.13 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 20 мая 2004 года) Госстандарт РФ преобразован в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству промышленности и энергетики РФ [15. С.15]. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии осуществляет функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля.
Орган по сертификации - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по подтверждению соответствия.
Орган по сертификации осуществляет следующие функции:
- привлекает на договорной основе для проведения исследований и измерений испытательные лаборатории;
- осуществляет инспекционный контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
- ведет реестр выданных им сертификатов соответствия;
- информирует соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;
- приостанавливает или прекращает действие выданного им сертификата соответствия;
- обеспечивает предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации.
Общепризнанным международным органом, занимающимся вопросами стандартизации, является Международная организация стандартизации со штаб-квартирой в Женеве (International Standard Organization) ИСО.
Стандарты ISO 9000 - это, по сути, комплекс требований к системе управления, обеспечивающий стабильность качества и снижающий риски заказчика. Они носят рекомендательный характер, однако более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов [1. С.533].
Стандарты серии ISO 9000 развиваются в сторону расширения области применения, совершенствуются механизмы его функционирования. Первая версия стандартов была издана в 1987 году. Необходимость учета требований к качеству ряда продуктов, которые не были учтены при разработке первой версии стандартов, потребовала их пересмотра. В результате появилась вторая версия в 1994 г. В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. Они гарантируют потребителю право более активно воздействовать на качество продукции, обеспечивают законодательную базу. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (ИСО серии 9000 - ИСО серии 9004) системы качества, в которых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.
ИСО 9000 - это обзор и введение в прочие стандарты, определение терминов и понятий качества.
ИСО 9001 - исчерпывающий общий стандарт по обеспечению качества при проектировании, разработке, производстве, установке и обслуживании продукции.
ИСО 9002 - менее подробный стандарт с упором на производство и установку продукции.
ИСО 9003 - наименее подробный стандарт, охватывающий конечный осмотр и испытание готовой продукции.
ИСО 9004 содержит ориентиры по управлению системой контроля качества, необходимые, чтобы проверяющие лучше поняли смысл ИСО 9001.
Многие европейские и американские фирмы побуждают своих поставщиков получить регистрацию ИСО. Компания, не прошедшая регистрацию в соответствии с ИСО 9000, рискует не получить заказов. В последние годы распространяется ИСО 14000 - стандарт по управлению экологическим состоянием предприятия [4. С.344-345].
Следовательно, совершенствование системы стандартизации, применение международных стандартов - неплохая предпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важно признание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощью сертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверить соответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, что продукция испытана, проверена достаточно объективно.
3. Управление качеством продукции на производстве ОАО «Волжский Оргсинтез»
ОАО «Волжский Оргсинтез» определило для себя основное направление развития - стать «компанией европейского класса». Это может быть достигнуто только за счет высоких требований к качеству, которое для ОАО «Волжский Оргсинтез» является основной ключевой целью. Под высоким качеством понимается в первую очередь удовлетворение требований и желаний потребителей, удовлетворение работников и акционеров, положительное влияние на общество.
Так как эти требования постоянно растут, качество должно непрерывно совершенствоваться. Это является важным условием технического обеспечения и фактором укрепления позиций предприятия на рынке.
Отдел системы качества разработал следующие цели в области качества:
1) сертификация системы качества по модели ИСО 9000, что позволит предприятию:
- минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь и ухудшения экономических показателей деятельности предприятия;
- повысить конкурентоспособность ОАО «Волжский Оргсинтез» и, как следствие, расширить внутренний рынок и увеличить экспортные возможности;
- повысить престиж предприятия в глазах потребителей и общества, укрепить доверие к фирменной марке. Следствием сертификации, таким образом, станет рост заказов, поступающих как от отечественных, так и от зарубежных потребителей и увеличение объемов сбыта продукции;
- повысить эффективность менеджмента качества за счет использование недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;
- улучшить отношение исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущения надежности работы;
- получить возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству на международном уровне;
2) сертификация системы управления окружающей средой по ИСО 14000;
3) совершенствование системы качества предприятия с целью продвижения ее к TQM;
4) Постоянное повышение квалификации персонала в области качества [19].
Для повышения качества продукции предприятие ОАО «Волжский Оргсинтез» придерживается стандартов ISO версии 2000 г., в основу которых положены 8 принципов управления качеством:
1) организация, ориентированная на потребителя. Это более полное выполнение требований потребителя к продукции завода по техническим характеристикам, надежному транспортированию, упаковке, соответствие продукции и производства нормам и законам. Организация должна понимать их настоящие и будущие запросы, выполнять их пожелания и стремиться превзойти их ожидания. Это значит, что сущность бизнеса, его направленность и шансы на успех определяет не то, что предприятие думает о своей продукции или услуге, а то, что потребитель думает о своей покупке. Только потребитель может оценить качество продукции. Задача ОАО «Волжский Оргсинтез» - немедленно реагировать на его замечания, предложения и предлагать продукцию по приемлемым ценам. Преимуществами реализации этого принципа являются:
- рост прибылей производителей и их доли на рынках за счет гибкости и быстрой реакции на желания потребителей;
- повышение престижа организации;
2) роль руководства в системе менеджмента качества. Руководители достигают цель организации путем создания внутренней среды, в которой работники полностью вовлекаются в решение задач организации. То есть управление качеством связано с перестройкой сознания руководителей. По мнению профессора К. Исикавы, «если случаются ошибки, то от двух третьих до четырех пятых ответственности лежит на руководителе».
К преимуществам реализации этого принципа относятся:
- определение целей и планирование;
- выделение приоритетных целей и задач;
- повышение ответственности руководства за результаты деятельности;
- ориентация и мотивация персонала на выполнение единых целей и задач;
3) вовлечение работников в функционирование системы менеджмента качества. Работники всех уровней составляют основу организации, причем полное их вовлечение в деятельность по качеству позволяет использовать способности каждого с максимальной выгодой. Управление качеством - коллективная деятельность, требующая совместных усилий. Это означает, что те, кто занимается маркетингом, планированием, исследованиями, проектированием, постановкой продукции на производство, и те, кто непосредственно занят на производстве, а также отдел сбыта, экономические службы, отдел кадров и т.д. - все без исключения должны быть причастны к подобной деятельности. При этом во всех службах и на всех организационных уровнях должны быть определены обязанности и полномочия в отношении как общих, так и конкретных работ по качеству: их объем и технология (методы, правила) реализации программы действий, а также степень свободы действий персонала в рамках его должностной компетенции. Последнее обстоятельство представляется весьма важным, так как является предпосылкой для творчества и активного участия работников в процессах управления качеством.
К преимуществам реализации принципа относятся:
- стремление персонала к участию в постоянном улучшении деятельности фирмы;
- повышение ответственности персонала за результаты свой деятельности;
- рост заинтересованности персонала в успехах организации и своей причастности к решению общих задач.
4) процессный подход. Желаемый результат достигается быстрее, если управлять всеми ресурсами и видами деятельности как процессами, т.е. как совокупностью последовательных действий. При этом качество должно быть заложено в каждый процесс. Такой подход позволяет:
- выявлять приоритетные направления развития организации;
- прогнозировать результаты деятельности;
- оценивать возможности ее улучшения;
- более эффективно использовать ресурсы, снижать затраты на производство и сокращать время производственного цикла;
5) системный подход к менеджменту. Сюда входят определение, понимание и менеджмент системы взаимосвязанных процессов в целях достижения большей результативности и эффективности организации.
К преимуществам данного принципа относятся:
- установление взаимосвязей между процессами системы;
- выявление процессов, которые наилучшим образом приводят к достижению желаемых результатов;
- концентрация усилий на наиболее важных процессах;
- непрерывное улучшение процессов посредством измерений, оценок и последующих модернизаций;
6) постоянное улучшение. Постоянное улучшение - неизменная цель организации. Использование этого принципа позволяет:
- повышать конкурентоспособность;
- быстро реагировать на появление прогрессивных разработок, методов и технологий и внедрять их в соответствии с возможностями организации;
- повышать профессионализм персонала, обучая его методам и средствам постоянного улучшения;
7) принятие решений, основанных на фактах. Эффективные решения базируются на логическом или интуитивном анализе фактических данных и информации.
Преимущества:
- возможность получать достоверные данные и информацию;
- принятие решений, основанных на достоверной информации;
- обеспечение доступности информации для персонала;
- подготовка персонала, способного анализировать факты и принимать решения на их основе;
8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. Способность организации создавать ценности повышается при взаимовыгодных отношениях с поставщиками.
Выполнение этого принципа способствует:
- оптимизации ресурсов и затрат;
- гибкость и быстрота совместных согласованных откликов на изменяющиеся потребности рынка;
- возросшая возможность для обеих сторон создавать ценности в результате согласованных действий и взаимовыгодных расчетах [19].
Основное направление развития стандартов ISO 9000 - полное воплощение подходов Всеобщего управления качеством (TQM) в системах управления качеством.
Единого толкования концепции TQM на современном этапе ее развития не существует ввиду того, что оно варьируется в зависимости от особенностей применяющих ее стран. Вместе с тем существуют фундаментальные принципы, на которых базируется Всеобщее управление качеством, и которые признаны всеми специалистами, независимо от страны. Это следующие принципы:
- ориентация всей деятельности предприятия на потребителя;
- взгляд на производственные отношения между работниками как на отношения потребителя с поставщиком;
- непрерывное совершенствование производства и деятельности в области качества;
- комплексное и системное решение задач обеспечения качества на всех стадиях жизненного цикла продукции;
- смещение главных усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов;
- участие всего без исключения персонала в решении проблем качества;
- непрерывное повышение компетентности сотрудников предприятия;
- концентрация внимания не на выявлении, а на предупреждении несоответствий;
- отношение к обеспечению качества как к непрерывному процессу;
- оптимизация соотношения в триаде «качество - затраты - время»;
- обеспечение достоверности данных о качестве за счет применения статистических методов;
- непрерывное улучшение качества[18].
Если концепция управления качеством в производстве позволила снять противоречия между эффективностью деятельности фирмы и качеством продукции, то на этапе TQM, на наш взгляд, они становятся взаимообуславливающими явлениями. Эффективная деятельность предприятия немыслима без выпуска качественной продукции, удовлетворяющей потребителя, в то же время выпуск высококачественной продукции возможен только при условии применения эффективных приемов и методов управления во всей организации.
На вопрос «Что важнее для мира сегодня: применение стандартов ISO серии 9000 или внедрение на предприятии методологии TQM?» А. Фейгенбаум ответил - «Я думаю, нам необходимо признать, что TQM ориентирован на повышение качества изделий, когда уже имеется некий достигнутый уровень, то есть TQM предопределяет конкурентоспособность фирмы. Внедрение стандартов ИСО серии 9000 скорее ориентировано на снижение вероятности сделать что-нибудь неверно. Таким образом, это два вида деятельности как бы являются партнерами в достижении единой цели, но на разных стадиях движения предприятия к качеству. При этом основой являются стандарты ИСО серии 9000, а эволюционным развитием - TQM».
Можно однозначно утверждать, что дальнейшее развитие управления качеством связано с внедрением принципов Всеобщего управления качеством (TQM) в систему управления организации ОАО «Волжский Оргсинтез».
Нужно усовершенствовать систему качества предприятия с целью продвижения ее к TQM. Внедрение концепции TQM, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и увеличение доходов.
Обобщая основные проблемы применения стандартов ИСО серии 9000 и принципов TQM в российских компаниях, нужно иметь ввиду, что главные сложности обусловлены доминированием организационной культуры, сложившейся в советское время, и неразвитостью системы регулярного менеджмента, ориентированного на условия конкурентного рынка. Исходя из этого, переход к менеджменту по стандартам ИСО серии 9000 и принципам TQM требует параллельного формирования основных функциональных стратегий и общей стратегии фирмы.
Заключение
Качество продукции определяет степень развития экономики, ее научно-технический потенциал, престиж страны на мировом рынке. Все процессы по обеспечению, проектированию, сохранения качества объединены в систему управления качеством, важными элементами которой являются стандартизация и сертификация.
Создание на предприятии систем управления привело к существенному расширению задач по повышению качества выпускаемой продукции и перераспределению функций между их подразделениями и службами.
В нынешних условиях, учитывая стремление России как можно быстрее войти во Всемирную Торговую Организацию, требуется особо пристальное внимание уделять проблеме качества как на уровне отдельно взятой организации, так и на общегосударственном уровне.
На мой взгляд, каждая организация должна подойти к совершенствованию своей системы качества исходя из исторических особенностей развития и предшествующего опыта.
Основными направлениями на пути повышения качества продукции являются:
- персональная ответственность каждого сотрудника, и прежде всего руководства, за качество продукции;
- выполнение всех работ в соответствии с отработанными регламентами и технологическими процессами;
- обеспечение специальной подготовки персонала по программам, связанными с актуальными для фирмы задачами;
- проведение сертификации фирмы по основным направлениям деятельности;
- обеспечение всего спектра поставляемого оборудования соответствующим набором сервисного обслуживания, как в период гарантийной эксплуатации, так и постгарантийный период;
- постоянное проведение самооценки по критериям премии по качеству, совершенствование системы в стремлении сократить или ликвидировать отставание конкурентов
- постоянное совершенствование существующих на фирме регламентов и технологических процессов.
Проблема обеспечения стабильно высокого качества производимой продукции - комплексная. Ее нельзя решить проведением отдельных и даже крупных, но разрозненных мероприятий. Только путем системного и комплексного, взаимосвязанного и одновременного осуществления технических, организационных, экономических, правовых и социальных мероприятий на научной основе можно быстро и устойчиво совершенствовать качество продукции.
Для преодоления отставания в области качества на ОАО «Волжский Оргсинтез» предстоит в ближайшие годы не только довести техническое оснащение, технологию и культуру производства до уровня ведущих промышленно развитых стран, но и решить задачи подготовки профессиональных работников по качеству (специалистов в области качества, менеджеров систем качества, аудиторов качества) и массового обучения работников всех уровней - рабочих, специалистов и руководителей организаций - методам современного менеджмента качества.
Список использованных источников
1. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы): Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 601с.
2. Горфинкель В.Я., Швандар В. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 670с.
3. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник. Практикум. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004.-435с.
4. Забродская Н.Г. Экономика и статистика предприятия: Учебное пособие- М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2005.- 578с.
5. Карлик А.Е,, Шухгальтер М.Л. и др. Экономика предприятия: Учебник. - ИНФРА-М, 2002. - 432с.
6. Кушлин В.И. Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 744с.
7. Матвеева И.В. Разработка и сертификация систем качества в России. Стратегия, проблемы, рынок услуг: сборник статей и справочных материалов к внедрению стандартов ИСО серии 9000 версии 2000 года. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2001. - 156с.
8. Морева О.А. Управление качеством продукции как фактором конкурентоспособности предприятия: Автореферат на соискание уч. степени к. э. н.- Челябинск, 2000. - 24с.
9. Москвин В.А. Управление качеством в бизнесе: Рекомендации для руководителей предприятий, банков и риск-менеджеров. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 384.с.
10. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. - М.: Экономика, 1996.- 154с.
11. Братухин, Павел Пусть качество оценит потребитель/ Братухин П., Дмитриев Вадим// Стандарты и качество.-2006.-№3.
12. Воронин В. Управление качеством продукции через концепцию потребительской стоимости / В.Воронин, С.Кузнецова// Стандарты и качество.-2007.-№2.
13. Герасимова, А.Ю. Выявление качественных характеристик продукции/ А.Ю.Герасимова, Б.Гусев// Методы менеджмента качества.-2007.-№5.
14. Кузнецова С. Управление качеством через технологию производства // Методы менеджмента качества.-2007.-№2.
15. Леонова Г. Обязательные требования к качеству товаров/ Г.Леонова // Хозяйство и право. - 2004. - №11.
16. Огвоздин, Виталий Модель качества / Огвоздин,В // Стандарты и качество.- 2006.- №1.
17. Палаткин И. Управление качеством продукции на предприятии / Палаткин И., Волков В.// АПК: экономика и управление.-2007.-№4.
18. http: //www.stq.ru
19. http: //www.smartcat.ru
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Туберкулез |
Курсовая работа | Учет материально-производственных запасов |
Курсовая работа | Доказывание в гражданском процессе |
Курсовая работа | Microsoft Excel, его функции и возможности |
Курсовая работа | Инновационная деятельность предприятия |
Курсовая работа | Стимулирование труда персонала |
Курсовая работа | Методы исследования сенсорных систем |
Курсовая работа | Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции |
Курсовая работа | Суд присяжных: особенности судопроизводства |
Курсовая работа | Исследование самооценки и уровня притязаний современной молодежи |
Курсовая работа | Организация процесса управления кредитным риском в коммерческом банке |
Курсовая работа | Дидактические игры как средство развития познавательного интереса на уроках обучения грамоте |
Курсовая работа | Формирование спроса на предприятиях общественного питания |
Курсовая работа | Организационная культура |
Курсовая работа | Разработка бизнес-плана на примере ООО "Макин и компания" |