27
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Кафедра менеджмент организации
Курсовая работа
Дисциплина: Стратегический менеджмент
Тема:
Стратегии диверсификации
2010
Содержание
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Стратегия одного бизнеса
1.2 Целесообразность диверсификации
1.3 Стратегии диверсификации
1.4 Стратегии родственной диверсификации
1.5 Стратегии неродственной диверсификации
1.6 Стратегии исключения и ликвидации
1.7 Стратегии перестройки
1.8 Стратегии многонациональной диверсификации
Заключение
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Среди множества выполняемых руководителями дел очень немногие влияют на работу компании столь же значительно, как: выбор долгосрочных направлений развития компании; разработка эффективных стратегических действий и деловых подходов; реализация стратегии, позволяющей получить желаемые результаты. И действительно, хорошая стратегия и хорошая реализация стратегии -- наиболее надежные признаки хорошего управления.
Обязанностью руководства является принятие мер, направленных на компенсацию отрицательного воздействия неожиданно возникших неблагоприятных условий путем осуществления стратегической обороны и использования таких деловых подходов, которые помогли бы преодолеть последствия неудачного стечения обстоятельств. Действительно, сущностью хорошей стратегии является создание такой рыночной позиции, которая была бы достаточно прочной, и такой организации работы, которая способна обеспечить успешную работу, несмотря на неожиданные события, сильную конкуренцию и внутренние проблемы.
Когда потенциал роста компании начинает убывать, она ставится перед стратегическим выбором: либо повысить агрессивность в борьбе с конкурентами за долю рынка, либо начать диверсификацию в другие области бизнеса. Вместе с решением о диверсификации встает вопрос: «Какого типа диверсификацию осуществлять и в каком масштабе?» Стратегические возможности всегда широко открыты.
1. Теоретическая часть
1.1 Стратегия одного бизнеса как один из вариантов ведения бизнеса
Большинство компаний начинают свою деятельность с небольших предприятий с одним видом деятельности, обслуживающих местные или региональные рынки. Такие компании могут добиваться выдающихся успехов в течение десятилетий, не прибегая к диверсификации для поддержания своего роста. Например, компании МакДональдс, Кока-Кола, Ксерокс, Полароид завоевали высочайшую репутацию, работая в одном виде бизнеса. Но как и везде, здесь есть как свои преимущества, так и недостатки. И каждый бизнесмен (руководитель), открывая новое дело или расширяя сферы своей деятельности должен все продумать, просчитать и выбрать для себя, в зависимости от множества факторов, обуславливающих его бизнес (деятельность), более удобный вид стратегии. Или это будет стратегия одного бизнеса, или одна из стратегий диверсификации.
Преимущества стратегии одного бизнеса:
Работа в одном виде бизнеса снимает неопределенность при ответе на вопрос: «Кто мы и что делаем?»;
Предпринимательские усилия направлены исключительно на реализацию стратегии компании и конкурентного подхода, чувствительного к изменениям в отрасли и ответственного за «тонкую подстройку» к запросам потребителей;
Все руководство компании могут иметь непосредственный контакт с основным бизнесом и быть глубоко знакомым с его работой;
Концентрация в одной сфере деятельности энергичнее стимулирует руководителей к завоеванию более прочной долгосрочной конкурентной позиции в отрасли;
Возрастает вероятность появления новых идей по усовершенствованию технологий производства.
Недостатки стратегии одного бизнеса:
Значительный риск («все яйца сложены в одну корзину»[3]);
При спаде в отрасли, она переходит в разряд непривлекательных.
1.2 Целесообразность диверсификации
Перед компанией, имеющей прочную конкурентную позицию на быстрорастущем рынке, стоят несколько логичных стратегических вариантов, лучший из которых в краткосрочном плане - это продолжение концентрации в одном виде бизнеса. С учетом высоких темпов роста отрасли для компании в таком положении целесообразно стремление к удержанию или увеличению своей доли рынка, дальнейшему повышению компетентности и продолжению капиталовложений, необходимых для обеспечения прочной позиции в отрасли. В некоторых случаях занимающая такое положение компания может рассмотреть возможности вертикальной интеграции, если она укрепит ее конкурентную позицию. Позднее, темп роста отрасли начнет замедляться, можно будет рассмотреть стратегию диверсификации для распределения риска и переноса накопленных опыта и знаний в близкий, родственный вид бизнеса.
1.3 Стратегии диверсификации
Когда диверсификация становится серьезным стратегическим выбором, необходимо принять решение о том, как она будет осуществлена: с родственными видами бизнеса, с неродственными или при сочетании этих двух случаев. Выделяют шесть альтернативных стратегий:
1).Стратегии внедрения в новые отрасли. Приобретение, создание новой компании и совместное предприятие.
2).Стратегии родственной диверсификации.
3).Стратегии неродственной диверсификации.
4).Стратегии исключения и ликвидации.
5).Стратегии обновления компании, сокращения и реструктуризации.
6).Стратегии многонациональной диверсификации.
Первые три пункта определяют пути диверсификации, а последние -- стратегии укрепления позиций и улучшения работы уже диверсифицированных компаний.
Вход в новый бизнес может иметь одну из трех форм:
-Приобретение;
-Создание новой компании внутри старой;
-Совместное предприятие.
Приобретение уже существующего бизнеса -- это наиболее популярное средство диверсификации в другую отрасль, преимущество которого заключается в наиболее быстром выходе на целевой рынок. Этот способ помогает проводящей диверсификацию компании преодолеть такие барьеры на входе, как необходимость приобретения технологического опыта, установления взаимоотношений с поставщиками и мн.др.
Диверсификация может осуществляться путем создания новой компании "под зонтиком" всей корпорации для участия в конкуренции на желаемом рынке. Новая организация должна не только преодолеть барьеры на входе, но и осуществить капиталовложения в новые производственные мощности, наладить снабжение, нанять и подготовить персонал, создать каналы распределения, расширить потребительскую базу и т.д.
Совместные предприятия являются удобным способом получения доступа к новым бизнесам, по крайней мере, в ситуациях трех типов. Во-первых, совместные предприятия -- это хорошая организационная форма для осуществления такой деятельности, которая является неэкономичной или слишком рискованной для одной компании. Во-вторых, совместные предприятия имеют смысл, когда объединение ресурсов и опыта двух или нескольких независимых компаний создает организацию, обладающую всем необходимым, чтобы стать мощным конкурентом. В этом случае каждый из партнеров привносит знания и ресурсы, которых нет у других и которые необходимы для достижения успеха. В-третьих, совместные предприятия с иностранными партнерами порой единственный или наилучший путь преодоления импортных квот, тарифов, национальных и политических интересов, культурных преград.
1.4 Стратегии родственной диверсификации
При выборе отрасли для диверсификации существуют две возможности: диверсификация в родственные и неродственные основному бизнесу компании отрасли. Стратегия родственной диверсификации означает внедрение в бизнесы, обладающие определенным "стратегическим соответствием". Стратегическое соответствие существует, когда различные бизнесы имеют достаточно родственные производственные циклы.
Диверсифицированная компания, использующая взаимосвязанность производственных циклов и извлекающая преимущества из стратегического соответствия, достигает большей общей производительности, чем сумма производительностей, которые имели бы бизнесы, если бы работали независимо друг от друга. Наличие стратегического соответствия внутри диверсифицированного портфеля бизнесов в сочетании с энергией и квалификацией руководства корпорации в деле извлечения преимуществ от взаимодействия позволяет получить эффект родственной диверсификации (2 + 2 = 5), который становится основой конкурентоспособности. Чем больше преимущества стратегического соответствия, тем большее конкурентное преимущество создает родственная диверсификация и тем в большей степени этот ее вид удовлетворяет условиям теста на улучшение при создании рыночной стоимости акции.
Примером родственной диверсификации является, например, компания ВIС Реn -- пионер в области производства дешевых одноразовых шариковых ручек - использовала свою компетентность при изготовлении и продаже дешевой продукции в массовых количествах в качестве основы для диверсификации в производство одноразовых зажигалок и бритвенных станков с лезвиями, которые для успеха требуют обладания ноу-хау в области производства с низкими издержками и грамотного маркетингового персонала.
Родственная диверсификация обладает значительной привлекательностью. Она позволяет сохранить единство бизнеса, получить конкурентное преимущество от переноса опыта и квалификации, диверсифицировать риск инвестора на более широкой предпринимательской базе. Диверсификация в такой бизнес, технологии, производственные мощности, функциональные службы и каналы распределения которого могут использоваться совместно, способна привести к снижению издержек благодаря эффекту масштаба. Эффект масштаба всегда имеет место там, где работа двух или нескольких бизнесов при централизованном управлении требует меньших издержек, чем при независимой работе этих бизнесов. Экономия при совместной работе группы бизнесов или производственных линий возникает в результате реализации возможностей совместного использования ресурсов или производственных мощностей в любом месте соответствующих производственных циклов бизнесов, а также в результате совместного использования общепризнанной торговой марки. Чем больший эффект масштаба связан с диверсификацией компании в определенный бизнес, тем большие имеются возможности для создания конкурентоспособности на базе низких издержек.
1.5 Стратегии неродственной диверсификации
Многие компании выбирают стратегии неродственной диверсификации, демонстрируя тем самым готовность диверсифицировать в любую отрасль с хорошими перспективами получения прибыли. Руководители корпораций не предпринимают сознательных попыток поиска таких видов бизнеса, которые обладали бы стратегическим соответствием с другими видами бизнеса корпорации.
Стратегия неродственной диверсификации предполагает проникновение в любые отрасли и бизнесы, обещающие финансовые выгоды. Использование взаимоотношений стратегического соответствия является вторичным.
Компании, осуществляющие неродственную диверсификацию, обычно выходят на новые рынки путем приобретения уже работающих на них компаний, а не формирования нового филиала в недрах материнской компании. Они исходят из того, что рост путем покупки преобразуется в увеличение рыночной стоимости акции.
Неродственная диверсификация является принципиальным финансовым подходом, направленным на создание рыночной стоимости акции, в то время как родственная диверсификация - принципиальным стратегическим подходом. Родственная диверсификация представляет собой стратегический подход для создания рыночной стоимости акции, потому что она предполагает использование связей между структурами различных бизнесов для снижения издержек, обмена знаниями и технологическим опытом, а также получения других стратегических выгод. Цель заключается в преобразовании стратегических соответствий всех входящих в корпорацию бизнесов в дополнительное конкурентное преимущество, превосходящее ту его величину, которая могла бы быть достигнута и тогда, когда бизнесы работали бы независимо друг от друга.
1.6 Стратегии исключения и ликвидации
Даже самая продуманная стратегия диверсификации может привести к приобретению бизнеса, который со временем покажет себя просто неработоспособным. Несоответствие или частичное соответствие не может быть полностью устранено, потому что невозможно точно предсказать, какие последствия вызовет вступление в новый бизнес. Кроме того, с течением времени изменяется долгосрочная привлекательность бизнеса. Правильные сегодня действия по диверсификации в привлекательную отрасль завтра могут оказаться ошибочными. При неудовлетворительной работе какого-либо бизнеса обязательно возникает вопрос, продолжать работу в этой отрасли или уйти из нее. Может оказаться и так, что некоторые бизнесы, несмотря на их хорошее финансовое положение, не могут так работать с другими бизнесами компании, как это первоначально предполагалось.
Если руководство корпорации приходит к заключению, что какой-либо бизнес уже не обладает стратегическим соответствием или становится непривлекательным для инвестирования, то необходимо рассмотреть возможности его ликвидации.
Чем больше бизнесов имеется в диверсифицированном портфеле компании, тем выше вероятность, что ей представится благоприятная возможность избавиться от тех из них, которые работают плохо ("собак" и не имеющих стратегического соответствия). Самым полезным способом определения того, следует ли вообще избавляться от бизнеса, а если следует, то когда нужно это делать, является ответ на вопрос: "Если бы в настоящее время у нас не было этого бизнеса, то захотели бы мы диверсифицироваться в него сегодня?". Если ответ - "нет" или "скорее всего, нет", то необходимо рассмотреть вопрос о ликвидации бизнеса.
При всех стратегических альтернативах ликвидация -- самое неприятное и болезненное мероприятие, особенно в случае недиверсифицированного предприятия, когда она означает прекращение существования компании. Для диверсифицированного предприятия с множеством бизнесов ликвидация одного из них не столь болезненна. Трудности, связанные с ликвидацией рабочих мест, закрытием предприятия и т.д., хотя и не могут быть уменьшены, но оставляют шансы на нормальную работу остальных бизнесов, которые, возможно, станут работать еще лучше. В безнадежных ситуациях ранняя ликвидация в большей степени защищает интересы акционеров, чем неизбежное банкротство. Продолжительная борьба в безнадежной ситуации истощает ресурсы организации и оставляет все меньше материальных ценностей, она также может испортить репутацию руководителей и подорвать управленческую карьеру. К сожалению, редко бывает просто определить, когда полная перестройка компании даст положительные результаты, а когда нет. Это особенно верно, когда эмоции и гордость перевешивают разумные деловые суждения.
1.7 Стратегии перестройки или сокращения корпорации и реструктуризации портфеля
Стратегии перестройки, сокращения и реструктуризации портфеля используются, когда руководству необходимо "оздоровить" портфель. Тяжелое положение может быть результатом значительных убытков в одном или нескольких бизнесах, снижающих общие финансовые показатели корпорации, большого числа бизнесов в непривлекательных отраслях, спада в экономике, отрицательно сказывающегося на многих составных частях корпорации, чрезмерного давления долгов или неправильно осуществленных приобретений, не оправдавших ожиданий.
Стратегия перестройки концентрирует внимание на действиях, направленных на превращение убыточных бизнесов в прибыльные, а не на их ликвидацию. Задача состоит в том, чтобы заставить всю компанию работать с прибылью путем решения проблем тех бизнесов, которые в наибольшей степени ответственны за снижение показателей. Стратегии перестройки наиболее приемлемы в ситуациях, когда причины плохой работы являются краткосрочными, испытывающие проблемы бизнесы находятся в привлекательных отраслях и ликвидация убыточных подразделений не имеет долгосрочного стратегического смысла.
Стратегии сокращения включают сужение диапазона диверсификации до меньшего числа бизнесов. Такая стратегия обычно реализуется, когда руководство корпорации решает, что она слишком широко диверсифицирована и что необходимо сконцентрировать усилия на нескольких основных видах бизнеса. Иногда диверсифицированные компании проводят сокращение из-за того, что им в результате многолетних тщетных попыток так и не удается сделать прибыльными некоторые виды бизнеса, или из-за того, что они не обладают фондами, необходимыми для инвестирования во все их дочерние предприятия. Однако чаще всего руководители корпорации решают, что диверсификационные усилия фирмы слишком распылены и для достижения долгосрочного улучшения работы необходимо сконцентрировать их на обеспечении прочных позиций в меньшем числе отраслей. Сокращение обычно осуществляется путем ликвидации тех бизнесов, которые слишком малы, чтобы вносить заметный вклад в прибыли, или тех, которые имеют незначительное соответствие (или вообще не имеют никакого соответствия) с основными бизнесами корпорации. Ликвидация таких бизнесов высвобождает ресурсы, которые могут быть использованы для сокращения долга или расширения основных бизнесов корпорации.
Стратегии реструктуризации портфеля включают радикальную перестройку состава портфеля и доли в нем бизнесов различных типов. Например, компания в течение двух лет продала четыре бизнеса, прекратила работу еще четырех и добавила 25 новых бизнесов, купив 16 и создав внутри себя 9. Реструктуризация портфеля бизнесов целесообразна при выполнении любого из перечисленных ниже условий:
А).Когда анализ стратегии показывает, что перспективы компании становятся неблагоприятными из-за того, что портфель содержит слишком много медленно растущих, затухающих или конкурентно слабых бизнесов;
Б).Когда один или несколько основных бизнесов компании стали жертвой трудного времени;
В).Когда новый директор-распорядитель принимает решение об изменении направления деятельности компании;
Г).Во время наплыва новых технологий и продукции, когда перетряска портфеля необходима для создания позиции в потенциально крупной новой отрасли;
Д).Когда компания имеет уникальную возможность приобретения столь крупного бизнеса, что это требует продажи нескольких старых бизнесов для финансирования этой покупки;
Е).Когда главные бизнесы портфеля становятся все менее привлекательными и это требует перестройки портфеля для обеспечения долгосрочных перспектив корпорации.
Реструктуризация портфеля обычно включает как ликвидацию старых, так и создание новых бизнесов. Кандидатами на исключение становятся не только слабые или нестабильно работающие бизнесы либо те из них, которые находятся в непривлекательных отраслях, но и те, которые потеряли стратегическое соответствие (даже если они остаются прибыльными и работают в достаточно привлекательных отраслях). Многие широко диверсифицированные корпорации, разочарованные работой некоторых приобретенных ими бизнесов и испытывающие трудности в управлении множеством неродственных бизнесов, реструктуризируют свои портфели для сужения области основной деятельности. Ликвидируются бизнесы, не совместимые с новыми критериями родственной диверсификации, оставшиеся перегруппировываются и нацеливаются на получение максимальных выгод от стратегического соответствия, а новые приобретения делаются с целью укрепления позиций материнской компании в той отрасли, на которую предполагается сделать особый упор.
Последние тенденции в среде широко диверсифицированных корпораций, заключающиеся в разделении и децентрализации, являются следствием диверсификации на основе создания прочной конкурентной позиции в небольшом числе тщательно отобранных отраслей. Действительно, в ответ на разочарование инвесторов конгломератной диверсификацией (хорошо известно, что конгломераты часто имеют более низкое отношение рыночной цены к чистой прибыли, чем компании, реализующие стратегию родственной диверсификации) многие конгломераты осуществили реструктуризацию и сокращение своих портфелей, чтобы они больше не рассматривались как конгломераты.
1.8. Стратегии многонациональной диверсификации
Отличительными чертами стратегии международной диверсификации являются диверсификация в бизнесы и диверсификация в национальные рынки. В такой ситуации от руководства требуются разработка и реализация значительного числа стратегий, по крайней мере, по одной для каждой отрасли с таким числом вариантов для национальных рынков, которое приемлемо для данной ситуации. В то же время руководство диверсифицированных многонациональных корпораций должно знать наиболее выгодные пути координации стратегических усилий своей компании по всем отраслям и странам.
Многонациональные корпорации могут получить конкретное преимущество путем диверсификации в глобальные отрасли, использующие родственные технологии.
Заключение.
Многие компании имеют корни в одной отрасли экономики. Даже если они осуществляют диверсификацию в другие отрасли, большая часть их выручки и доходов будет иметь своим главным источником первоначальную или основную отрасль. Диверсификация становится привлекательной стратегией, когда с ее помощью компания получает возможности роста прибылей в основном бизнесе.
Существует два подхода к диверсификации - диверсификация в родственный и неродственный бизнес. Доводы в пользу родственного бизнеса имеют стратегический характер.
Главным доводом в пользу неродственной диверсификации является утверждение о том, что любой бизнес, обладающий хорошим потенциалом получения прибыли и приобретенный на хороших финансовых условиях, является приемлемым бизнесом для диверсификации. Неродственная диверсификация - это в основном финансовый подход к диверсификации.
Таким образом, каждая компания (фирма) выбирает для себя более удобный вид стратегии, исходя из поставленных перед собой целей и в зависимости от желаемого результата. Для одних это может быть стратегия одного бизнеса, для других - одна из стратегий диверсификации. Главное - это достижение эффективной деятельности, ее прибыльность и достижение поставленных целей и задач.
Таблица 0.1 Возможности и угрозы развития предприятия
Факторы внешней макросреды |
Возможности |
Угрозы |
|
1. Экономические |
+ Удорожание услуг конкурентов |
- Повышение цен на мобильные составляющие, технику и комплектующие; - Повышение цен на лицензионное обеспечение |
|
2. Правовые |
+ Усиление контроля за контрафактным моб. обеспечением |
- Продвижение незрелых законопроектов в сфере Моб.Т. |
|
3. Социальные |
+ Увеличение списка клиентов |
||
4. Технологические |
+ Появление новой аппаратуры и технологий; + Уменьшение времени создания заказа и решения проблем |
- Нехватка компетенции в новых бурно развивающихся отраслях |
|
Конкурентная позиция на рынке анализируется с учетом отраслевой принадлежности предприятия и предполагаемого района его функционирования. Выделим основных конкурентов, зашифровав их названия буквами А, Б и В. Проведем оценку их потенциала. Результат представлен в таблице 1.2.1
Таблица 0.2 Оценка конкурентных позиций
Факторы, определяющие конкурентные позиции |
Предприятие |
Конкуренты |
||||
А |
Б |
В |
||||
1. Товары (услуги) |
||||||
1.1 |
Качество |
4 |
5 |
3 |
4 |
|
1.2 |
Ассортимент |
5 |
4 |
5 |
2 |
|
1.3 |
Потребительские качества |
3 |
4 |
3 |
3 |
|
1.4 |
Уникальность |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
1.5 |
Технико-экономические показатели |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
1.6 |
Гарантии |
5 |
5 |
4 |
3 |
|
1.7 |
Надежность |
4 |
5 |
3 |
4 |
|
1.8 |
Уровень послепродажного обслуживания |
4 |
4 |
4 |
3 |
|
1.9 |
Ассортимент сопутствующих услуг |
5 |
5 |
2 |
4 |
|
Сумма баллов по группе |
38 |
40 |
32 |
31 |
||
2. Цена |
||||||
2.1 |
Прейскурантная цена |
5 |
3 |
4 |
5 |
|
2.2 |
Скидки с цены (наличие, размер, условия) |
3 |
4 |
4 |
1 |
|
2.3 |
Срок платежа |
4 |
5 |
3 |
1 |
|
Сумма баллов по группе |
12 |
12 |
11 |
7 |
||
3. Система сбыта |
||||||
3.1 |
Интенсивность сбыта |
3 |
5 |
4 |
3 |
|
3.2 |
Степень охвата рынка |
4 |
5 |
4 |
4 |
|
3.3 |
Сроки исполнения заказа |
3 |
4 |
5 |
3 |
|
3.4 |
Система управления запасами |
2 |
4 |
4 |
1 |
|
Сумма баллов по группе |
12 |
18 |
17 |
11 |
||
4. Система продвижения |
||||||
4.1 |
Реклама для конечных потребителей |
2 |
5 |
4 |
3 |
|
4.2 |
Стимулирование сбыта среди конечных потребителей |
2 |
4 |
3 |
3 |
|
Сумма баллов по группе |
4 |
9 |
7 |
6 |
||
Общая сумма баллов |
66 |
79 |
67 |
55 |
||
Определим показатель интенсивности внутриотраслевой конкуренции:
,
где - общее число анализируемых предприятий
- балльная оценка i-го фактора для j-го предприятия
- общее количество учитываемых факторов
Подставив числовые значения, получаем:
По результатам экспертной оценки сделаем вывод о сильных и слабых сторонах предприятия и его основных конкурентов.
Таблица 0.2 Оценка сильных и слабых сторон деятельности предприятия и его основных конкурентов
Предприятие |
Конкуренты |
||||
А |
Б |
В |
|||
Сильные стороны (+) |
ассортимент услуг; гарантии; сопутствующие услуги; цена; |
качество; гарантии; надежность; сопутствующие услуги; сроки платежа; интенсивность сбыта; охват рынка; реклама |
ассортимент услуг; сроки исполнения; |
цена; |
|
Слабые стороны (-) |
управление запасами; реклама; стимулирование сбыта; |
цена; |
сопутствующие услуги; |
скидки; сроки платежа; управление запасами; |
|
Таблица 0.3 Сравнительная характеристика предприятия и конкурентов
Предприятие |
Конкуренты |
||||
А |
Б |
В |
|||
+ |
цена на услуги; ассортимент услуг; гарантии на работы; |
надежность; сроки платежа; охват рынка; реклама; |
сроки исполнения; |
цена; |
|
- |
управление запасами; реклама; |
цена; |
сопутствующие услуги; |
управление запасами; |
|
Из приведенного анализа следует, что в стратегии развития предприятия стоит обратить внимание на рекламу фирмы и услуг, а также на систематизацию учета при управлении запасами техники.
Определим уровень угрозы появления новых конкурентов. Приведем характеристику и значимости барьера входа в таблице
Таблица 0.4 Оценка угрозы появления новых конкурентов
№ |
Факторы-барьеры входа в отрасль |
Удельный вес фактора |
Оценка фактора |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Лояльность покупателей к торговой марке (постоянство клиентов, сотрудничающих с какой-либо фирмой) |
0,2 |
2 |
|
2. |
Потребность в прямых инвестициях (затраты на рекламу и технику) |
0,1 |
4 |
|
3. |
Доступ к технологиям (отсутствие опыта использования технологий, квалифицированных кадров) |
0,5 |
2 |
|
4. |
Преимущество по издержкам (более низкий уровень издержек и высокая скорость исполнения услуги) |
0,2 |
3 |
|
Средневзвешенная сумма баллов является комплексной оценкой уровня угрозы появления новых конкурентов:
,
где - общее число оцениваемых факторов
- удельный вес i-го фактора
- оценка i-го фактора
Тогда:
;
Степень угрозы появления новых конкурентов на рынке не так высока.
Также проведем оценку угроз появления услуг(товаров)-заменителей по таблице 1.2.5
Таблица 0.5 Оценка угрозы появления товаров(услуг)-заменителей
№ |
Факторы, определяющие угрозы со стороны заменителей |
Удельный вес фактора |
Оценка фактора |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Уровень цен на товары (услуги)-заменители |
0,7 |
5 |
|
2. |
Издержки «переключения» покупателей на товары (услуги)-заменители (переподготовка, изучение «с нуля») |
0,3 |
2 |
|
;
Значительная угроза со стороны возможности использования товаров(услуг)-заменителей.
Оценим степень влияния поставщиков на конкурентную ситуацию по таблице 1.2.6
Таблица 0.6 Оценка рыночной силы поставщиков
№ |
Факторы, определяющие рыночную силу поставщиков |
Удельный вес фактора |
Оценка фактора |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1. |
Наличие заменителей комплектующих (различные модели и марки производителей) |
0,4 |
1 |
|
2. |
Возможность поставщиков диктовать свои цены и условия поставок |
0,1 |
1 |
|
3. |
Значимость для поставщиков объемов закупок |
0,1 |
2 |
|
4. |
Возможность и издержки переключения предприятия на других поставщиков (заключение новых договоров) |
0,4 |
3 |
|
;
Степень давления со стороны поставщиков невелика.
Определим влияние поставщиков на предприятие (таблица 1.2.6)
Таблица 0.7 Влияние поставщиков на предприятие
Возможности |
Угрозы |
|
1. Относительная независимость от политики поставщиков и возможность выбора более выгодного сотрудничества |
1. Некоторые сложности с заключением новых договоров и выработки доверительных отношений с новым поставщиком |
|
Основные покупатели предприятия характеризуются следующими признаками:
1. Сфера обращения (розничные, мелкооптовые)
2. Цель покупки (производство, личное)
3. Географическое размещение (местные)
4. Частота покупок (постоянные клиенты)
5. Величина покупок (мелкие клиенты)
6. Уровень доходов покупателей (высокие, средние)
Определим сегменты в таблице 1.2.8
Таблица 0.8 Общая характеристика целевых сегментов
Наименование целевого сегмента |
Основные признаки сегмента |
Удельный вес сегмента |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Розничные для личного пользования |
Малые объемы заказов; большое количество клиентов; |
0,2 |
|
2. Мелкооптовые для производства |
Фирмы и малые предприятия; среднее количество |
0,5 |
|
3. Розничные с высоким доходом для личного пользования |
Сложные заказы; малое количество |
0,3 |
|
Проведем оценку рыночной силы покупателей по таблице 1.2.9
Таблица 0.9 Оценка рыночной силы покупателей
№ |
Факторы, определяющие рыночную силу покупателей |
Оценка фактора |
|||
Группа |
|||||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
1. |
Наличие возможности смены поставщика (высокая степень стандартизации продукции, большой выбор товаров-заменителей) |
0 |
4 |
3 |
|
2. |
Издержки переключения на других поставщиков (заключение договоров) |
1 |
5 |
2 |
|
3. |
Чувствительность покупателей к уровню цен (удорожание комплектующих) |
4 |
1 |
2 |
|
4. |
Доступ покупателей к информации о товарах (покупатель знает, как собрать этот товар) |
3 |
1 |
0 |
|
5. |
Лояльность к торговым маркам (постоянный контракт с одной фирмой) |
2 |
4 |
4 |
|
6. |
Уровень покупательского спроса (объем заказов) |
1 |
5 |
3 |
|
7. |
Чувствительность покупателей к уровню качества товаров и обслуживания |
2 |
3 |
5 |
|
8. |
Угроза прихода покупателей (новые клиенты) |
3 |
2 |
1 |
|
9. |
Значимость суммарных закупочных затрат для покупателя |
5 |
2 |
2 |
|
Средняя сумма баллов |
2.3 |
3 |
2.4 |
||
Вычислим интегральную оценку степени давления со стороны покупателей:
,
где - количество групп покупателей
- удельный вес i-ой группы покупателей
- средняя сумма баллов для i-ой группы
Рассмотрим влияние покупателей на предприятие в таблице 1.2.10
Таблица 0.10 Влияние покупателей на предприятие
Возможности |
Угрозы |
|
1. Постоянно высокий уровень спроса на услуги |
1. Чувствительность к ценовому уровню 2. Наличие альтернативных производителей услуг 3. Привязанность к торговым маркам |
|
Проведем общую оценку воздействия движущих сил конкуренции по таблице 1.2.11 и рисунку 1.2.3
Таблица 0.11 Общая оценка воздействия внешних сил конкуренции
№ |
Внешняя сила конкуренции |
Интегральная оценка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Интенсивность внутриотраслевой конкуренции |
3.7 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Угроза появления новых конкурентов |
2.4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
Угроза появления услуг-заменителей |
4.1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. |
Способность поставщиков диктовать свои условия |
1.9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Способность покупателей диктовать свои у словия
Вывод: На рынке Моб.Т. общую конкурентную ситуацию можно охарактеризовать как относительно спокойную (средняя оценка 2.9 балла). Уровни давления со стороны покупателей и новых конкурентов не превосходят средней отметки. Минимальный уровень давления наблюдается со стороны поставщиков (интенсивность 1.9 балла). Интенсивность внутриотраслевой конкуренции значительно выше средней отметки, что свидетельствует о наличии борьбы предприятий за счет давления на конкурентов. Рассмотрим матрицу SWOT-анализа (таблица 1.3.1) Таблица 0.3 Матрица SWOT-анализа
Ключевые мероприятия, позволяющие сформулировать цель и стратегию маркетинга предприятия для достижения проектного конкурентного профиля: 1. Самореклама среди клиентов 2. Налаживание системы управления запасами 3. Внедрение скидок для постоянных клиентов 4. Дополнительное гарантийное обслуживание Определение цели маркетинга предприятияВ соответствие с проведенным SWOT-анализом можно выделить следующую цель: Увеличить затраты на рекламу на 10% в течение полугодаОпределение базовой стратегии маркетинга предприятияВ качестве инструмента для разработки базовой маркетинговой стратегии предприятия используем продуктивно-рыночную матрицу И. Ансоффа (таблица 2.2.1)Таблица 0.1 Матрица деловой активности
В соответствии с ситуацией старого рынка и нового товара деловая активность направлена на развитие товара. Далее определяем вектор расширения деловой активности предприятия по рисунку 2.2.1 и стратегию. Рисунок 0.1 Векторы расширения деловой активности предприятия Стратегия предприятия - разработка нового товара, что предполагает расширения деятельности за счет инновационной товарной политики. Это может быть реализовано путем модификации или модернизации товара, разработки и реализации качественно новых товаров, расширения ассортимента. Определение конкурентной стратегии предприятия Для определения конкурентной стратегии воспользуемся моделью М. Портера (рисунок 2.3.1)
Рисунок 0.1 Матрица конкурентных стратегий В соответствии с базисной маркетинговой стратегией разработки нового товара, выбираем стратегию широкой дифференциации, что предполагает стремление в уникальности в чем-либо, а также ориентацию на дешевую, но стандартную продукцию, и дорогую, но обладающую высоким качеством. ЗаключениеВ практической части данной курсовой работы рассмотрено положение на рынке фирмы ООО «Гудмакс», рассмотрены основные довлеющие силы со стороны конкурентов, клиентов и поставщиков. Выявлены сильные и слабые стороны структуры, намечены цели развития с помощью SWOT-анализа.Далее, определены стратегии перспективного поведения на рынке, в конкуренции, а также в распространении услуг и ценовой политике. ООО «Гудмакс» является молодым предприятием, недавно вошедшим в Моб.сегмент рынка, однако активно развивается и, несмотря на почти полное отсутствие рекламы, имеет достаточное количество клиентов.Список литературы1. Баранчеев В.П. Маркетинг инноваций, Учебник: - М. 20072. Бахотский В.В., Маркетинг: курсовое проектирование, - Псков, Издательство ППИ, 20083. Томпсон А.А, мл. Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер.с 9-го англ.изд.-М.: ИНФРА-М, 2001. 4. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика.- СПб: Издательство «Питер», 1999. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |