46
Оглавление
Введение
Малое предпринимательство в области является одним из самых динамичных и перспективных направлений в развитии всего народнохозяйственного комплекса области.
Е. С. Савченко, губернатор
Белгородской области
В ходе реформ в России произошли коренные изменения во всех областях жизни общества, и едва ли не самые кардинальные из них -- в сфере экономики. Современный период экономического развития сопровождается ломкой старой социальной и политической системы, а в области управления -- заменой административно-командной системы рыночной. Если судить по темпам 2003-2004 г., оживлению во многих отраслях народного хозяйства, в целом можно с уверенностью сказать, что рыночная экономика у нас вполне утвердилась, постепенно втягивает в себя все виды общественного производства.
Научно-техническая революция, формирование рыночных отношений в стране по-новому определяют задачи организации предприятий и методы их решения. За последние годы в технике и технологии производства произошли коренные изменения. Возросла сложность конструкций выпускаемых изделий, повысились требования к качеству их изготовления. Шире внедряется механизация и автоматизация производственных процессов, разрабатывается и осваивается принципиально новая технология. Все это предъявляет повышенные требования к организации и управлению производством.
Для решения сложных проблем (экономических, социальных, политических, научных, технических), стоящих перед обществом, требуется организованная деятельность многих людей. Такая деятельность осуществляется в рамках искусственных формирований, называемых организационными системами. Типичные примеры организационных систем - промышленные предприятия, отрасли, народнохозяйственные комплексы. Без научной теории построения и функционирования организационных систем невозможно успешно решить задачу коренной перестройки экономики.
Перестройка управления экономикой путем перехода к новым формам хозяйствования предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню менеджеров. Они должны владеть основами эффективной организации производства, рационального и экономного использования всех видов ресурсов, плановой работы. Существенно расширился круг задач, которые требуется решать и за которые нужно отвечать менеджерам предприятий.
Эти задачи охватывают не только организацию и управление персоналом (хотя это не потеряло своего значения), но и включает определение номенклатуры и объемов выпуска продукции с учетом потребностей и возможностей рынка, поиск и привлечение ресурсов (прежде всего, финансовых), обеспечение реализации продукции, проведение своевременных расчетов с поставщиками и потребителями, повышение качества и конкурентоспособности продукции и др. Чтобы управлять предприятием, менеджеры должны иметь четко обозначенные цели. Ведь далеко не каждое предприятие в состоянии разработать и реализовать собственную стратегию.
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что в жизненном цикле товара "производственный менеджмент" находится в середине, то есть до стадии производства находятся стадии маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Организационно-технологическую подготовку производства (ОТПП) новой продукции может осуществлять как юридически самостоятельная организация, так и сам изготовитель. После стадии производства следуют стадии подготовки нового товара к функционированию (эту стадию иногда называют стадией обращения), эксплуатации (включая ремонты) и утилизации товара. Отсюда можно сделать вывод, что в соответствии с принципом системного подхода эффективность производства (или производственного менеджмента) полностью зависит от качества работ по стратегическому маркетингу, НИОКР и ОТПП.
От того, насколько эффективен менеджмент в организации, зависит эффективность деятельности в целом, возможности и динамика развития организации, а также ее инвестиционная привлекательность. Другими словами, оценка качества менеджмента - это стратегически важная информация в самом широком смысле слова. Сегодня любой руководитель, взявший на вооружение позиционные подходы к организации эффективного управления, получит явное конкурентное преимущество перед теми, кто действует по старинке.
Одним из путей выхода российских предприятий из кризиса является использование достижений теории и практики современного менеджмента. Особенностью современного менеджмента является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Современный менеджмент должен способствовать развитию рынка, товарно-денежных отношений в оптовой торговле средствами производства, конвертируемости денег, стабилизации рыночных цен. Характерной чертой развития современного менеджмента является усиление тенденции технократизма, что проявляется во внедрении новых технологий управления на базе информационных технологий.
Основная цель исследования состоит в рассмотрении различных составляющих производственного менеджмента с целью осмысления их структуры, организации и других особенностей, выявления закономерностей развития и совершенствования методов управления.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение производству и производственным системам как объектам производственного менеджмента.
2. Рассмотреть общие подходы к производственному управлению и перспек- тивы его совершенствования.
3. Исследовать производственный менеджмент в системе менеджмента предприятия.
4. Проанализировать особенности менеджмента и развития малого предпринимательства в Белгородской области.
1. Общие подходы к оперативному управлению производством
Изучая процесс производства, необходимо понимать, что:
процесс производства включает больше, чем просто производство продукции;
производство всегда предоставляет потребителям не только продукцию, но и услугу;
процесс переработки означает добавление ценности или преимущества к тому, что перерабатывается;
люди и машины являются ресурсом и базой процесса переработки.
Используя простую модель «ресурс-продукт», производство можно определить как процесс переработки, в котором к ресурсу добавляется стоимость производства продукта, нужного предполагаемым потребителям.
Один из основных аспектов производства - преобразование ресурсов, которые приобретает предприятие, в товары, которые затем с успехом продаются потребителям.
Поэтому можно рассматривать производство как процесс переработки, который добавляет ценность.
Схематически этот процесс можно представить следующим образом:
Рис. 1.1. Схема процесса переработки (производства)
Задача предприятия состоит в том, чтобы воспринять "на входе" факторы производства (затраты), переработать их и "на выходе" выдать готовую продукцию (результат). Это и называется производственной деятельностью.
Исходные ресурсы - категория пассивная в системе производства. В процессе производства они перерабатываются в готовую продукцию. Поэтому процесс переработки во всех смыслах активен. Он включает долгосрочные и ежедневные решения, большой объем видов деятельности, операции и процессы, управление людьми - их временем, умением и мотивацией - и различную деятельность по планированию, управлению, контролю и развитию.
Деятельность разных предприятий, имеющих совершенно разные ресурсы, готовую продукцию и процессы, можно разделить на четыре категории:
производственная деятельность;
введение и планирование стандартов качества;
контроль и управление;
организация и основные операции.
Следует отметить, что ни одна из четырех категорий деятельности в производственном процессе не является независимой от других. А поскольку элементы процесса производства взаимосвязаны, производство требует квалифицированного управления.
Готовая продукция производственного бизнеса всегда представляет собой определенный продукт, но услуга - это элемент, который добавляет ценность продукту в глазах потребителя.
Основной выход производственного бизнеса - это его продукция, но не только. Любой бизнес, который может помочь клиентам определить их запросы или снизить затраты их времени и труда на оформление запросов, задумок, планов, имеет большой шанс на получение заказов. Эта деятельность представляет собой услуги и может быть более ценной для клиентов. Услуга потребителю может также продолжаться и после доставки, например сборка, монтаж, обслуживание.
Производство представляет собой комплекс принятия решений, что требует тщательного планирования. Первоначальные решения обычно меньше касаются технических вопросов, а больше - организационных и маркетинга.
Производство и производственные системы являются объектом производственного менеджмента. До недавнего времени основное внимание в теории и практике производственного менеджмента уделялось самой производственной функции.
В настоящее время существует более широкий взгляд на производство. Появился термин "интегрированное производственное предприятие"[ Современное управление. Энциклопедический справочник. Том второй -М.:"Издацентр",1997, с разд. 8.]. Это означает, что в процессе принятия решений участвуют все службы, и вырабатывается стратегия развития производственного предприятия. Службы должны работать сообща на достижение конечного результата. При этом предполагается устранение границ между функциональными службами (производства, маркетинга, НИОКР, финансов и человеческих ресурсов).
Производственная система представляет собой обособившуюся в результате общественного разделения труда часть производственного процесса, способную самостоятельно или во взаимодействии с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные нужды, потребности и запросы потенциальных потребителей с помощью производимых этой системой товаров и услуг.
Возникновение той или иной производственной системы обусловлено возникновением или формированием на рынке спроса на продукцию, способную удовлетворить требования покупателей. Следовательно, производственная система должна быть приспособлена к длительному удовлетворению покупательского спроса.[7, 8]
В состав производственной системы любого уровня иерархии (предприятие, цех, участок, рабочее место) традиционно включают следующие ресурсы:
1. Технические ресурсы (особенности производственного оборудования, инвентаря, основных и вспомогательных материалов и т. п.).
2. Технологические ресурсы (гибкость технологических процессов, наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и др.).
3. Кадровые ресурсы (квалификационный, демографический состав работников, их способность адаптироваться к изменению целей производственной системы).
4. Пространственные ресурсы (характер производственных помещений, территории предприятия, коммуникаций, возможность расширения и пр.).
5. Ресурсы организационной структуры системы управления (характер и гибкость управляющей системы, скорость прохождения управляющих воздействий и т. п.).
6. Информационные ресурсы (характер информации о самой производственной системе и внешней среде, возможность ее расширения и повышения достоверности и т. п.).
7. Финансовые ресурсы (состояние активов, ликвидность, наличие кредитных линий и пр.).
Каждый из указанных видов ресурсов представляет собой совокупность возможностей производственной системы для достижения своих целей. Это означает, что, имея в своем распоряжении те или иные средства производства (станки, вспомогательное оборудование, сырье и материалы, инструменты и т. п.), кадры (рабочих соответствующих разрядов, ИТР соответствующей квалификации, научных сотрудников и т. д.), произ-водственные помещения с определенными характеристиками, дороги, сооружения и прочие ресурсы, производственная система способна в той или иной степени удовлетворять изменяющиеся нужды, потребности и запросы потенциальных покупателей.
В результате взаимодействия всех составляющих систему ресурсов получаются новые свойства, которыми каждый отдельный вид ресурса не обладает. Эти свойства обозначаются таким понятием, как эффект целостности системы.
Производственные системы формируются и функционируют на основе общих и частных законов. Под законом организации производственных систем понимается необходимое, существенное, устойчивое отношение между элементами производственной системы, а также между этой системой и внешней средой. Законы организации производственных систем образуют систему законов, они взаимосвязаны и взаимообусловлены, а все вместе представляют единство, целостность.
Производственные системы имеют ряд особенностей, которые отличают их от систем других классов. Наиболее существенные из них:
Целенаправленность производственных систем - способность производить необходимую продукцию или оказывать услуги.
Полиструктурность производственных систем - одновременное существование в них взаимопереплетающихся подсистем, где каждый элемент системы одновременно входит в несколько подсистем и функционирует в соответствии с их требованиями.
Открытость производственных систем, проявляющаяся не только в материальном, энергетическом обмене, но и в обмене информацией.
Сложность производственных систем, обусловленная ее основными элементами: трудящиеся, орудия и предметы труда;
Разнообразие производственных систем, которое характеризуется понятиями: специализация, концентрация, пропорциональность отдельных частей системы и подсистем, прямоточность производственных процессов, ритмичность частичных производственных процессов, вид продукции, серийность производства. Эти особенности во взаимосвязи и взаимообусловленности определяют рациональность форм организации производственных систем и их подсистем.
В процессе проектирования и совершенствования производственных систем им придаются определенные свойства. Назовем главнейшие из них.
Результативность - способность создавать продукцию или услуги, необходимые народному хозяйству и населению. Она обеспечивается организацией производственной системы.
Надежность - устойчивое функционирование, способность к локализации в сравнительно небольших частях системы отрицательных последствий стохастических возмущений, происходящих как внутри системы, так и во внешней среде. Надежность системы обеспечивается внутрисистемными резервами, системой управления и кооперацией с другими производственными системами.
Гибкость - возможность приспосабливать производственные системы к изменяющимся условиям внешней среды, прежде всего через улучшение выпускаемой продукции. Обеспечивается свойствами элементов системы и внутрисистемными резервами.
Управляемость - допустимость временного изменения процесса функционирования в желательном направлении под влиянием управляющих воздействий. Обеспечивается внутрисистемными резервами и расчленением системы на относительно независимые подсистемы, а также ограничением размеров системы.
Долговременность - способность производственной системы в течение длительного времени сохранять результативность.
Без людей невозможно функционирование ни одного предприятия, без них оно не сможет достичь своих целей.
Управление трудовыми ресурсами включает в себя следующие действия:
* планирование трудовых ресурсов -- разработку плана удовлетворения будущих потребностей производства в работниках определенных специальностей и квалификации;
* набор персонала -- обеспечение необходимого количества работников в соответствии с планом;
* обеспечение привлекательности заработной платы как для уже нанятых, так и потенциальных работников;
* обучение персонала знаниям и практическим навыками для эффективного выполнения производственных заданий;
* оценка трудовой деятельности работников с целью определения необходимой их численности и качества для каждой производственной операции; для выполнения административных функций (повышение, понижение, перевод, увольнение);
* совершенствование организации и условий труда, обеспечивающих повышение удовлетворенности работой.
Как всякое управление, производственная деятельность имеет стратегию и тактику (см. Приложение 1).[ Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. -- М.: Инфра-М, 2001с. 32-33]
Стратегическое управление -- это выработка цели менеджмента, прогнозирование (научное обоснование будущего состояния и развития предприятия) и перспективное планирование. Это такое управление предприятием, которое опирается на человеческий потенциал как основу предприятия, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности позволяет предприятиям выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе.
Оперативное управление охватывает два вида деятельности: организацию как способ создания необходимой структуры (и нужных ресурсов) и руководство (воздействие на непосредственных исполнителей в созданной структуре).
В широком смысле оперативное управление включает календарное планирование, разнарядку работ, определение объема партии одновременно выпускаемой продукции, размещение заказов на материалы, контроль за качеством, учет, анализ, регулирование хода производства на их основе, внесение необходимых корректировок в ход технологических процессов, маневрирование запасами и диспетчеризацию.
Оперативное управление коренным образом отличается от стратегического. Эти отличия хорошо видны из табл. 1.1[. Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. -- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. - с. 344]
Организация работы по оперативному управлению производством зависит от размеров и производственной структуры предприятия, от типа организации производства и характера технологического процесса.
Таблица 1.1
Сравнение стратегического и оперативного управления
Показатель |
Стратегическое управление |
Оперативное управление |
|
Тип поведения |
Предпринимательский |
Приростной |
|
Тип реакции |
Инновационная |
Производственная |
|
Результат |
Рост потенциала, повышение гибкости |
Рост прибыли, удовлетворение потребностей |
|
Факторы успеха |
Успешное предвидение |
Эффективное производство, активная конкуренция |
|
Тип планирования |
Программирование, стратегическое планирование |
Составление графиков, бюджетов, смет |
|
Объект информации |
Проблемы, возможности |
Спрос, прибыльность |
|
Структура организации |
Динамичная |
Статичная |
|
Власть |
Сосредоточена в общем руководстве |
Сосредоточена на производстве, у менеджеров |
|
Системы оперативного управления производством, качеством, материально-техническими запасами и техническим обслуживанием построены на одних и тех же основных принципах. Цель всех этих систем - обеспечение экономически эффективной реализации целей организации. Любая система оперативного управления предприятием включает следующие основные элементы:
управляемый процесс или параметр технологического процесса;
информационный канал обратной связи, для измерения действительных результатов управляемого процесса или значений параметра технологического процесса;
сравнение действительных результатов управляемого процесса или значений параметра технологического процесса с расчетной нормой (производительностью) процесса или требуемыми значениями параметра технологического процесса;
корректирующие действия при получении сигнала об отклонении хода производства за допустимые пределы;
система планирования, которая задает показатели контролируемого процесса.
Современные технологии и компьютерные системы позволяют полностью автоматизировать первые четыре элемента системы оперативного управления, однако, в процессе планирования всегда принимает участие человек.
Перспективы совершенствования производственного управления связаны с его автоматизацией с помощью компьютерных средств. С этой целью создают автоматизированные системы управления -- АСУП, которые включают ряд технологий, позволяющих планировать, руководить и контролировать работу про-изводства. Компьютеризация повышает гибкость производства, позволяет более оперативно реагировать на изменения требований потребителей. Она, осуществляемая как роботизация, дает возможности быстрого перепрограммирования оборудования на новые виды операций и работ. С ее помощью возможно создание автоматизированной системы проектирования новых видов продукции и технологий их производства (САПР); процессов складирования и выдачи ресурсов (САС); уменьшить или вообще устранить участие людей на монотонных, утомительных и изнурительных операциях.
Вложение средств в производственное управление стало одним из центральных факторов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
2. Производственный менеджмент как система
4.2 Социология и психология менеджмента. На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является одним из самых сложных и важных вопросов, решение, которого позволит повысить эффективность управления персоналом.
4.3 Под технологией разработки управленческих решений понимается совокупность последовательно выполняемых процессов, процедур, операций, направленных на решение проблемной ситуации. Эффективная реализация управленческих решений требует осуществления всего процесса управления, его организующей, мотивационной и контролирующей функций в особенности.
4.4 Анализ в принятии решений. В основе принятия рационального решения проблемы лежит объективный и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует в каждый период времени, а также тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем. Этот анализ протекает по этапам от начала возникновения проблемы до полного устранения и получения позитивного результата.
4.5 Прогнозирование в принятии решений. Прогнозирование как совокупность гипотез, сценариев и моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.
Внешняя среда СПМ
Макросреда характеризуется различными сферами развития страны. К этим сферам относятся международная, политическая, экономическая, социально-демографическая, правовая, экологическая, природно-климатическая, научно-техническая, культурная. В свою очередь каждая сфера определяется рядом факторов (показателей), прямо или косвенно влияющих на эффективность функционирования фирмы.
Инфраструктура региона, где территориально расположено предприятия, существенно оказывает влияние на эффективность и устойчивость ее функционирования. Вместе с тем основные отрасли инфраструктуры региона, так же, как и макросреда, оказывают влияние на работу фирмы косвенно.
К факторам микросреды относятся следующие:
конкуренты;
контактные аудитории;
маркетинговые посредники;
законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности.
3. Особенности менеджмента малого предпринимательства
Однако, независимо от способов образования малых фирм, их взаимоотношения с крупным производством были многоаспектными, как правило, выходящими за рамки прямой профессиональной деятельности. Малые предприятия выполняли особые функции, становились фирмами-ширмами, “карманными” структурами для крупных предприятий, позволяющими лучше приспособиться к сложным условиям переходного периода.
Второй период взаимодействия малых и крупных предприятий связан с процессами структурной перестройки промышленности и реструктуризации предприятий, избавляющихся от балласта и утяжеленной структуры (процесс аутсорсинга как способа выведения за границы предприятия функций, не имеющих прямого отношения к производственному циклу).
Этот период характеризуется значительным разнообразием форм совместного функционирования малых и крупных структур, что соответствует более зрелым этапам развития всего предпринимательства в целом.
В стационарной экономике на базе крупных предприятий малая предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм:
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство (“выращивание” малой формы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов - различных дочерних фирм, сохраняющих “родственные связи” с “родителем”, образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных от коренной структуры и т.д.). [13]
Такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства как интрапренерства и инкубаторства, в российских условиях пока не получили должного развития, сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время как результат реструктуризации предприятий.
Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.
Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур в стационарной экономике преимущественного реализуется на основе субконтрактации.
Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала.
Крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтракции может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.
В России субконтрактация только в последние годы она начинает развиваться в отраслях с активно функционирующим крупным бизнесом (нефтяной, строительной и т.д.).
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:
а) “дипольная” (пара предприятий с доминированием крупного). Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структуры на основе франчайзинга, т.е. базе двухстороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме.
Система франчайзинга обычно представляет собой комплекс, состоящий из множества элементов - дипольных структур и объединяет в себе преимущества крупного производства (экономия на управленческих расходах, рекламе, затратах на внедрение новых технологий и видов продукции, обучении персонала) и малого предпринимательства (высокая “проникающая” способность, возможных локальных контактов и знание местных условий).
б) “атомарная” (множество независимых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к “ядру”). Атомарные структуры возникают не только в результате развития франчайзинга, но и как следствие реструктуризации крупной фирмы в том случае, если на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств.
в) “сетчатая” (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) “корпоративная” (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
Учитывая, что одним из тормозов развития малого бизнеса является труд- ность получения банковских кредитов из-за нехватки у предпринимателей ресурсов для залогового обеспечения кредитов, в Белгородской области сделан акцент на необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны крупного бизнеса.
И крупный бизнес Белгородчины готов к этому. Его представители выступили с инициативой предоставления субъектам ма-лого бизнеса поручительств (гарантий) в качестве обеспечения банковских кредитов для реализации социально значимых инвестиционных проектов.[14]
Разработка мер, стимулирующих взаимодействие малых и больших предприятий в целях их взаимного развития -- это одна из задач, решение которой начато в области. В 2003 году предприятиями области выданы поручительства по банковским кредитам субъектам малого бизнеса на сумму 14 млн. рублей. Такую поддержку предпринимателям оказали ОАО «Белгородский абразивный завод», ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Алексеевский Химмаш», крестьянское фермерское хозяйство «Горби».
Как показывает практика, малые фирмы легко сотрудничают с субъектами среднего и крупного бизнеса, выполняя роль субподрядческих организаций по выполнению непрофильных работ или производству необходимых фирме-заказчику материалов.
Помощь же в поиске партнёров по бизнесу в области оказывают общественные организации, такие как Белгородская торгово-промышленная палата, «Гильдия купцов и промышленников», «Содействие развитию малого предпринимательства», Ремесленная палата Белгородской области.
Всё важнее становится необходимость получения профессиональных знаний по повышению эффективности малого бизнеса и подготовке менеджеров. Для этой цели в Белгородской области при областном государственном учреждении «Белгородский областной центр развития предпринимательства» организованы образовательные курсы «Начни и совершенствуй свой бизнес».
Вторым большим образовательным проектом является создание на базе Центра бизнес-инкубатора Белгородского государственного университета, где, одновременно с учёбой, студенты могут поупражняться в организации собственного бизнеса в смягчённых условиях инкубатора.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: «Производственный менеджмент и перспективы его развития в Белгородской области» можно сделать ряд выводов:
1. Главной задачей производства является переработка ресурсов в готовую продукцию. Основные ресурсы включают людей и энергию, а также сырье и машины. В каждом бизнесе процесс переработки происходит по своей технологии и руководитель должен понимать, как в целом функционирует производство.
2. Производственный менеджмент имеет дело с производством и производственными системами. Составляющими цикла производственного менеджмента являются планирование, анализ, контроль. Применение методов планирования, анализа и контроля является необходимым условием для четкого функционирования производственных систем.
3. Производство - это объект управления. Производственный менеджмент предполагает разработку стратегии и тактики управления производственными структурами.
Управление производством предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде.
Для этого менеджмент осуществляет следующие операции:
* управление разработкой и проектированием продукта;
* выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта;
* управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов;
* управление запасами на складах, включающее в себя управле-ние хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции;
* контроль качества.
4. Об эффективности производственного менеджмента или эффективности управления производством, можно говорить как об отношении количественно измеренного "выхода" производственной системы к количественно измеренному ее "входу".
5. Экономической особенностью малого предпринимательства является совпадение здесь базовых функций предпринимательства как вида деятельности и предпринимателя как собственника. Этот тезис имеет выраженное прикладное значение. Отсутствие традиционного для крупных предприятий разделения прав и функций между собственниками и наемными менеджерами обеспечивает малому предпринимательству многие конкурентные преимущества.
6. В большинстве случаев малые предприятия создаются для преумножения капитала и удовлетворения связанных с его использованием общественных и личных интересов. Поэтому вполне естественно, что именно рост стоимости предприятия является наиболее простым и наглядным критерием эффективности его менеджмента. Предприятие с растущими оборотами, прибылью и капитализацией способно лучше удовлетворять потребности и амбиции клиентов, менеджеров, работников и общественности. Однако, если одновременно с ростом масштабов не происходит качественное развитие системы управления предприятием, оно теряет управляемость и вместо роста капитала может принести убытки.
7. Перспектива устойчивого экономического роста Белгородской области неразрывно связана с развитием малого предпринимательства. Малый бизнес создает благоприятные условия для расширения возможностей человека, проявления деловой инициативы, позволяет создать новые рабочие места, обеспечить постоянный источник дохода граждан и тем самым решает задачи улучшения благосостояния жителей области.
В малом бизнесе Белгородской области по состоянию на начало 2004 года функционировало 9,2 тыс. малых предприятий, на которых занято 55 тыс. человек. Кроме того, в области зарегистрировано 60 тыс. предпринимателей без образования юридического лица. Выпуск товаров и услуг в сфере малого бизнеса за 2004 год оценивается в пределах 21,2 млрд. рублей, что составляет около 15% от его объема по области.
8. Устойчивому развитию малого бизнеса в нашей области во многом способствует организационная и финансовая поддержка, оказываемая правительством области в рамках программ и мероприятий по поддержке этого сектора экономики. Стимулирование деятельности субъектов малого бизнеса всегда являлось приоритетной задачей правительства области.
9. Малый бизнес постепенно становится фактором социальной стабильности и служит развитию экономики области. Однако предстоит еще много сделать для того чтобы малый бизнес стал стратегическим фактором социально-экономического развития области.
Предприятия малого бизнеса сосредоточены преимущественно в сфере торговли и услуг. Приоритетные отрасли реального сектора экономики развиваются недостаточно активно. Невелика доля предприятий, внедряющих новые технологии или выпускающих образцы принципиально новой продукции. Инвестиционная активность малых предприятий находится пока на невысоком уровне.
Актуальной остается проблема выравнивания потенциала развития предпринимательства в городах и районах области, стимулирование развития малого бизнеса в сельской местности, что важно для обеспечения занятости населения. Решение этих проблем требует дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы, развития схем кредитно-гарантийных механизмов и имущественной поддержки, устранения имеющихся административных барьеров.
Библиографический список литературы
Закон РФ от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ " О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 21.03.2002 N 31-ФЗ).
Указ Президента РФ от 30 ноября 1992 г. №1485 "Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ".
Постановление Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 "О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" (с изм. и доп. от 5 января, 12 декабря 1995 г., 6 марта 1996г.,31 марта 1998 г).
Постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. "Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции товаров (услуг) для федеральных государственных нужд" (с изм. и доп. от 1 июля 1997 г.).
Постановление губернатора Белгородской области от 18 июля 2003 г. № 12 „О дополнительных мерах по поддержке малого предпринимательства области “ (в редакции постановления губернатора от 7 июня 2004 г. № 135).
Постановление главы администрации Белгородской области от 4 ноября 1999 г. „О создании областного государственного учреждения «Белгородский областной центр развития предпринимательства»“.
Бусыгин А.В. Предпринимательство: начальный курс. -- М.: Незави-симый институт российского предпринимательства, 2002. -- 134 c.
Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. -- М.: Инфра-М, 2001- 283 с.
Виханский О. С., Наумов А. И.Менеджмент. -- М.: Экономистъ, 2003 -- 528 с.
Егорова Н.Е., Мати Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. - М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2001.- 56с.
Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р. и др. Методы измерения взаимодействий малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. - 176 с.
Как организовать и развить малый бизнес. Справочник. -- Белгород: 2004. - 105 с.
Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. -- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. -- 512с.
Л.И.Кошкин, А.Е.Хачатуров, И.С.Булатов, 2000. Менеджмент на промышленном предприятии. -- М.: Эколайн, 2000. -- 456с.
Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха. -- М.: Изд. центр «МарТ», 2003. - 384 с.
Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. -- М.: Юнити, 2002. - 346 с.
Сирополис Николас К. Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей. - М. : Дело, 2000 - 672 с.
Справочник директора предприятия (4-е издание). -М.: ИНФРА-М, 2000. --
Фархутдинов Р. А. Производственный менеджмент. - М.: Интел-Синтез, 2000. - 464 с.
Шуртухина И.В. Производственный менеджмент. Краткий курс лекций. -- Иваново: 2001. - 67 с.
Яковлев Д.В. Малый бизнес Белгородской области // Сбербанк России, сентябрь 2003. -- 102 с.
Приложение 1
Таблица 1
Схема управления производством
Проведение НИОКР |
Обеспечение развития производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления производством |
|
1. Разработка научно-технической политики фирмы 2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности |
1. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы 2.Развитие технологии производства 3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение производительности труда |
1.Разработка сбытовой политики 2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Организация сбыта |
1. Функциональная 2. Линейно- функциональная 3. Проблемно-целевое управление 4. Матричная структура 5.Программно-целевое управление |
|
Приложение 2
Рис.1. Структура системы производственного менеджмента
Условные обозначения к рис. 1:
1.1 -- повышение качества выпускаемых товаров и выполняемых услуг;
1.2 -- ресурсосбережение;
1.3 -- расширение рынка сбыта товара;
1.4 -- организационно-техническое развитие производства;
1.5 -- социальное развитие коллектива и охрана окружающей среды;
2.1 -- методическое обеспечение;
2.2 -- ресурсное обеспечение;
2.3 -- информационное обеспечение;
2.4 -- правовое обеспечение;
3.1 -- маркетинг;
3.2 -- планирование;
3.3 -- организация процессов;
3.4 -- учет и контроль;
3.5 -- мотивация;
3.6 -- регулирование;
4.1 -- управление персоналом;
4.2 -- социология и психология менеджмента;
4.3 -- разработка и реализация управленческого решения;
4.4 -- анализ в принятии решений;
4.5 -- прогнозирование в принятии решений.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Особенности чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте |
Курсовая работа | Экономический рост и его факторы |
Курсовая работа | Эксплуатация и ремонт электроподвижного состава |
Курсовая работа | Программное обеспечение бизнес-планирования |
Курсовая работа | Организация автотранспортного предприятия |
Курсовая работа | Концепция развития сети технопарков в Республике Казахстан |
Курсовая работа | Эффективность менеджмента и пути ее повышения |
Курсовая работа | Современные направления развития менеджмента |
Курсовая работа | Межбанковские расчеты |
Курсовая работа | Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте |
Курсовая работа | Несостоятельность (банкротство) юридического лица |
Курсовая работа | Финансовая отчетность организации (предприятия) |
Курсовая работа | Залог как способ обеспечения исполнения обязательств |
Курсовая работа | Память и ее виды |
Курсовая работа | Методика ознакомления детей с иллюстрацией. Формирование представлений о изобразительных средствах иллюстрации |