Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Программное обеспечение бизнес-планирования


42

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть

1.1 Бизнес-планирование в системе управления предприятием

1.2 Программное обеспечение бизнес-планирования

1.3 Программный продукт COMFAR

1.4 Программный продукт «Альт-Инвест»

1.5 Разработка бизнес-плана с использованием программного продукта Project Expert

2. Практическая часть - разработка бизнес-плана по реконструкции бильярдного клуба «Марс» в г. Светогорске

2.1 Резюме

2.2 Организационный план

2.3 Маркетинговый план

2.4 Финансовый план

2.5 Алгоритм разработки бизнес-плана с Project Expert

Заключение

Литература

Введение

Планирование - это первый и наиболее значимый этап процесса менеджмента. На основе системы планов, созданной фирмой, в дальнейшем осуществляются запланированные работы, стимулирование персонала, контроль результатов деятельности фирмы и их оценка с точки зрения плановых показателей. В современном менеджменте планирование - предвидение. Один из «отцов» современного менеджмента А.Файоль отметил: «Управлять - это предвидеть, а предвидеть - это уже почти действовать». Планирование - это не только способность предусмотреть все необходимые действия, но и предвидеть любые неожиданности в виде рисков и умение с ними справляться. Основными задачами бизнес - планирования являются:

· анализ текущего состояния фирмы;

· разработка стратегии производства и маркетинга фирмы;

· разработка проекта и обоснование необходимых финансовых потребностей для его финансирования;

· определение сроков окупаемости проекта, степени его привлекательности для инвесторов;

· оценка рискованности проекта и определение способов снижения рисков.

Бизнес - планирование обычно сопровождается выполнением большого объема разнообразных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют удобного представления и визуализации. Все это многообразие видов аналитической обработки экономической информации невозможно представить себе без применения современного программного обеспечения.

Применение информационных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами. Цель курсовой работы - исследовать вопросы программного (информационного) обеспечения в процессе бизнес-планирования и приобретение теоретических и практических навыков бизнес - планирования.

Объектом исследования в курсовой работе является разработка бизнес-плана для создания бильярдного клуба в г. Светогорске с использованием специализированного программного продукта Project Expert.

1. Теоретическая часть

1.1 Бизнес-планирование в системе управления предприятием

В системе управления предприятием важное место занимает бизнес-планирование. Важность его выражена в известном афоризме: «Планировать или быть планируемым». Смысл данного высказывания заключается в том, что фирма, которая не умеет или не считает нужным планировать свою деятельность, сама оказывается объектом планирования, средством для достижения чужих целей. Планирование - это могучий инструмент, способный открыть любую дверь. Серьезный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса. Знание подходов и методов составления бизнес-планов необходимо для менеджеров, маркетологов, специалистов антикризисной команды в процедурах финансового оздоровления, внешнего управления и в целом для планирования мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия. Важной задачей разработки бизнес-планов является привлечение и обоснование инвестиций, необходимых для осуществления проектов технического перевооружения, реконструкции предприятий или производства новой продукции. Каждый проект, будь то новая разработка или план реорганизации предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении установленных сроков, фиксированных затрат, определенных требований к качеству. Бизнес-план является составной частью текущего и стратегического планирования развития предприятия (компании, фирмы).

Бизнес-планирование позволяет менеджерам и экономистам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. Бизнес-план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания нового предприятия. Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на следующие вопросы: как начать бизнес, как эффективно организовать производство, когда будут получены первые доходы, в какие максимально быстрые сроки можно будет расплатиться с кредиторами, как уменьшить возможные риски. В рекомендациях некоторых разработчиков бизнес-планов приводятся и другие разделы, например инвестиционный план.

Бизнес-план, в отличие от внутрипроизводственного планирования, включает не весь комплекс общих целей предприятия или корпорации, а одну из важнейших задач, определяющих конкретное содержание планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, оценивая перспективную ситуацию как внутри фирмы, так и вне ее. Бизнес-план ориентируется главным образом на разработку новой стратегии, или тактики развития предприятия, тогда как обычное планирование может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.

Бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя - учредителя фирмы. Отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиях рыночных отношений.

Таким образом, бизнес-план представляет собой специальный инструмент управления, широко используемый практически во всех областях современной рыночной экономики независимо от масштабов и сферы деятельности предприятия, формы собственности. Бизнес-план необходим:

· для разработки концепции ведения бизнеса и генеральной стратегии развития предприятия;

· для выполнения функции планирования;

· для оценки и контроля процесса развития основной деятельности предприятия;

· для привлечения денежных средств;

· для привлечения частных инвесторов, эффективного использования инвестиций, конкурсного размещения государственных инвестиций в высокоэффективные проекты.

Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).

Цель разработки бизнес-плана - дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, т. е. спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению./7/

Побудительными причинами планирования предпринимателем своей деятельности можно считать следующие три:

· сам процесс бизнес-планирования, включая анализ идеи, заставляет объективно, критически и беспристрастно взглянуть на свой бизнес со всех его сторон. План - это хорошо проложенный маршрут, отражающий очередность действий и приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и способствующий предотвращению ошибок при его реализации;

· бизнес-план является тем рабочим инструментом, который при надлежащем использовании может помочь оперативно контролировать и управлять фирмой;

· законченный бизнес-план является средством для доведения идей своего бизнеса до всех заинтересованных лиц (банковского менеджера, других финансовых инвесторов, государственных учреждений, профессиональных консультантов и др.), включая работников фирмы.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

· определить конкретное направление деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

· сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения;

· выбрать номенклатуру и определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой потребителям, а также, оценить издержки по их созданию и реализации;

· оценить соответствие кадров фирмы и условий мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

· определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, организации рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и т. п.;

· обеспечить жизнеспособность своей фирмы в условиях жесткой конкуренции;

· добиться максимизации прибыли в конкретных условиях;

· оценить материальное и финансовое положение фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается.

Поэтому лучше не пожалеть времени и средств и серьезно заняться бизнес-планированием. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в условиях, когда ситуации на рынке меняются достаточно быстро, так как разработка бизнес-плана - адаптивный процесс, в результате которого проводится регулярная корректировка решений, пересмотр системы мероприятий по выполнению конкретной программы и т. д. В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности - объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п. - состав и структура бизнес-плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же.

Как правило, бизнес-план состоит из следующих разделов:

· резюме;

· описание продукта (услуги);

· анализ рынка сбыта;

· оценка конкурентов;

· стратегия маркетинга;

· план производства;

· организационный план;

· финансовый план.

Резюме

Многие кредиторы и инвесторы любят читать краткое содержание бизнес-плана, т.е. резюме, объем которого не превышает двух листов. Это дает им возможность увидеть важные особенности и преимущества данного проекта перед другими проектами. По содержанию резюме инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать бизнес-план до конца, поэтому необходимо четко и весьма убедительно изложить основные положения предлагаемого проекта, чтобы кредиторы и инвесторы смогли получить ответы на вопросы: «Что они получат в случае успешной реализации этого бизнес-плана?» и «Каков риск потери ими денег?»

Для ответа на поставленные вопросы в этом разделе бизнес-плана определяются все направления и сферы деятельности фирмы. Границами сфер деятельности могут служить производимые товары, существующие сегменты рынка и технологические возможности самой фирмы. После определения сфер и направлений деятельности по каждому из них фирма устанавливает цели, к которым она стремится. Этими целями могут быть увеличение доли фирмы на сложившихся рынках до определенной величины или повышение общего объема продаж в несколько раз, увеличение роста чистого дохода, увеличение доли сервисных услуг или повышение качества продукции, а также снижение срока освоения новых видов продукции, проникновение на рынки и вытеснение старых товаров.

В конце резюме отражаются финансовые результаты, которые ожидаются от проекта в будущем.

Резюме составляется после составления бизнес-плана.

Описание продукта (услуги)

Первый раздел любого бизнес-плана - это описание того продукта (услуги), который предприниматель собирается производить или предоставлять. В этом разделе необходимо ответить на следующие вопросы:

Какие потребности призван удовлетворять данный продукт (услуга)?

Какой полезный эффект можно получить от данного товара (услуги)?

Чем отличается данный продукт (услуга) от товара конкурента?

Полезный эффект - это то, ради чего приобретается товар. Отличительные особенности товара - это то, что делает возможным получить полезный эффект. Однако не стоит уповать на исключительные достоинства товара. Лучше сделать упор на максимальное удовлетворение запросов рынка. Покупателю совершенно безразличны такие важные с точки зрения производителя свойства товара, как трудоемкость, материалоемкость, энергоемкость их изготовления, технологичность изделий в производстве, многие важные особенности их конструкции.

Два элемента - потребительные свойства товара и цена - являются определяющими для покупателя при совершении покупки и главными составляющими конкурентоспособности товара, отражающей его отличие от товара-конкурента.

Производителю товара (услуги) всегда нужно помнить, что в конечном итоге люди склонны покупать то, что им нравится, а не то, что им предлагают. Очень важный и очень часто упускаемый из виду момент - это наглядное изображение товара, или экземпляр изделия фирмы, или свидетельство хотя бы одного клиента, которого полностью устроили услуги, оказанные данной фирмой. Без этого и сама фирма-производитель не будет иметь полного представления о своих будущих проблемах и затратах, и его потенциальные кредиторы и партнеры не захотят дать деньги под идею, которая не привела к появлению хотя бы одного экземпляра товара или услуги. Поэтому всегда целесообразно иметь образ выпускаемой продукции, доведенный до товарного вида, фотографию либо рисунок товара, дающие о нем достаточно четкие представления, или детальное описание предоставляемых услуг.

В этом же разделе следует охарактеризовать основные качества товара (услуги), его внешний вид, если необходимо - и упаковку, и сервисное обслуживание. На этом этапе целесообразно прикинуть цену товара и затраты, которые необходимо будет осуществить при его изготовлении, что позволит определить предполагаемую прибыль, а значит, и шансы на успех или неудачу.

Анализ рынка сбыта

Второй раздел бизнес-плана - изучение рынка товара или услуги. Недостаточный анализ рынка и потенциальных потребителей, их вкусов, запросов, денежных возможностей и т.д. - одна из наиболее частых причин неудач в бизнесе. Поэтому прежде чем поставить дело на «широкую ногу» и заняться им всерьез, следует тщательно изучить рынок. Это даст возможность определить круг потребителей, емкость рынка товара (услуги) и, следовательно, объемы их производства и реализации, необходимые для этого ресурсы.

Если трудно провести достоверные исследования рынка либо они стоят достаточно дорого и не по карману начинающему предпринимателю, можно изготовить пробную партию товара, реализация которого даст ценную информацию о рынке, особенно если сам предприниматель примет непосредственное участие в продаже товара или оказании услуг.

При этом предпринимателю целесообразно обратить внимание на следующее:

- насколько часто и охотно покупатели приобретают его товар или обращаются в его фирму за услугами;

- кто именно покупает его товар или обращается к нему за услугами, что именно привлекло;

- сколько времени потребовалось для реализации всей партии товара или оказания одной услуги;

- как реагируют покупатели на цену его товара. Можно поиграть с ценой товара и посмотреть, повлияет ли ее снижение на скорость продажи и расширение круга потребителей.

Таким образом, из пробной продажи необходимо получить максимум интересующей информации. Полезно поинтересоваться у потребителей, какие изменения внесли бы они во внешний вид, качественные параметры, упаковку, оказание сервисных услуг. При этом не обязательно стремиться удовлетворить интересы и запросы всех потребителей сразу. Необходимо нацелить товар или услугу на определенную группу покупателей, на их потребности и вкусы, направить совершенствование изделий и услуг, завоевать определенную нишу на рынке данного товара (услуги) и стараться ее удержать.

Оценка конкурентов

Третий раздел бизнес-плана посвящается анализу конкурентов. Не следует думать, что в условиях нашего ненасыщенного рынка такой анализ является напрасной тратой времени, сил и средств. Ведь ситуация может измениться в любой момент, а ориентировать свой бизнес следует с расчетом на будущее. Так что стоит позаботиться и об этом разделе бизнес-плана. В нем необходимо ответить на следующие вопросы:

Кто является конкурентом сегодня и в каком состоянии его дела: стабильны, на подъеме или идут на спад?

Каковы отличия данного товара (услуги) от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?

Каковы, хотя бы в общих чертах, шансы и возможности появления новых конкурентов?

В чем рассчитывается их превзойти?

Цель данного раздела - облегчить выбор подходящей тактики конкурентной борьбы и предостеречь свою фирму от чужих промахов. К числу типичных ошибок можно отнести попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ действий конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, дабы успешнее противостоять своим соперникам. Причем такой анализ необходимо вести постоянно хотя бы потому, что рынки пребывают в постоянном изменении, и чей-то успешный дебют привлекает новых конкурентов.

«Воевать на два фронта» трудно. Поэтому необходимо сделать акцент на те стороны деятельности, где наблюдается определенное преимущество перед конкурентами (высокое качество продукции и обслуживания, опытный персонал), попытаться сопоставить свои достоинства с уязвимыми моментами в деятельности соперника (конечно, при условии, что они известны).

Если четко ответить на вопросы указанных трех разделов бизнес-плана, то должно сложиться определенное представление о той рыночной нише, которую хотелось бы заполнить, организуя свой бизнес.

Следующий раздел бизнес-плана направлен на то, чтобы ответить на вопрос: какие практические шаги необходимо осуществить, чтобы реально занять определенное место на рынке?

Стратегия маркетинга

Четвертый раздел - это план маркетинга. В наиболее общем виде маркетинг представляет собой взаимосвязь двух сторон: всеобъемлющее изучение рынка и потенциальных потребителей и всестороннее продвижение товаров (услуг) к этому потенциальному потребителю. «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится» - главная формула маркетинга. Поскольку в предыдущих разделах, так или иначе, была сделана оценка потребителей и конкурентов, в этом разделе бизнес-плана больше всего должна интересовать вторая часть маркетинга: как осуществить производство и довести продукт до потребителя.

Произвести товар, по своим параметрам соответствующий запросам покупателя, это лишь полдела. Его нужно доставить потенциальному потребителю и создать условия для превращения потребности в реальный спрос. Коммерческий успех фирмы в большей степени зависит от того, насколько рационально организовано движение продукции в сфере обращения. По мнению маркетологов, товародвижение по значению уступает только качеству продукции как основной причины выбора поставщиков.

Основные элементы здесь следующие.

1. Схема распространения товара: самостоятельно, через оптовые организации, магазины и т.д.

2. Ценообразование: как определять цену товара (услуги), каков уровень предполагаемой прибыли, в каких пределах возможно уменьшить цену, чтобы она давала возможность окупить расходы и получить достаточную прибыль.

3. Реклама: сколько средств возможно выделить на это, в какой форме и какими средствами рекламировать свой бизнес.

4. Методы стимулирования потребителей: как и за счет чего привлечь новых покупателей - расширять районы сбыта, увеличивать производство, совершенствовать товар (услугу), предоставлять гарантии или дополнительные услуги клиентам и т.д.

5. Формирование и поддержание хорошего мнения: как и какими средствами возможно добиться устойчивой репутации своих товаров (услуг) и самой фирмы.

План производства

Пятый раздел бизнес-плана - план производства - содержит описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги.

Главная задача раздела - подтвердить расчетами, что создаваемая фирма в состоянии реально производить необходимое количество товаров (услуг) в нужные сроки и с требуемым качеством.

Здесь, прежде всего, нужно ответить на следующие вопросы:

Где будут производиться товары - на действующем или на вновь создаваемом предприятии?

Какие для этого потребуются мощности сегодня и в дальнейшем?

Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие детали?

Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

Какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести?

Одновременно решается вопрос о контроле за качеством выпускаемой продукции.

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговую точку, то данный раздел можно назвать «торговый план» и описать в нем процедуру закупки товаров, систему контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений. В этом случае надо ответить на следующие вопросы:

У кого предполагается закупать товар?

Есть ли подходящее помещение для магазина и для склада?

Завершить данный раздел бизнес-плана необходимо оценкой возможных издержек производства и их изменений в перспективе.

Организационный план

Шестой раздел бизнес-плана - это организационный план, в котором речь идет о том, с кем организуется дело и как планируется наладить его бесперебойное и успешное функционирование. В этом разделе необходимо решить следующие вопросы:

Какие специалисты понадобятся для успешного ведения

дела?

На каких условиях будут привлекаться специалисты - на постоянную работу, по контракту, в качестве совместителей?

Как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на каких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование?

Следует отметить, что к найму дополнительных работников нужно прибегать только в том случае, если это повысит доходность фирмы. Поэтому прежде чем принимать на работу новых людей, необходимо подумать, насколько это оправдано. Только тщательный отбор кандидатуры на место может дать желаемый результат.

Заработная плата служащих относится к разряду постоянных издержек, поэтому необходима твердая уверенность в их целесообразности.

Другой важной проблемой предпринимательства является вопрос о том, с кем иметь дело, кого взять в компаньоны. Опыт показывает, что вступать в бизнес, организовывать свое дело следует только с хорошо известными людьми, единомышленниками, инициативными, стремящимися к успеху, на которых вы можете положиться и доверить любой вопрос совместного предпринимательства. Лучше, если компаньоны в различных сторонах своей деятельности будут дополнять друг друга. Это хороший залог успеха вашей фирмы.

В целях четкости и согласованности работы необходимо определить организационную схему фирмы, указать, кто и чем будет заниматься, кто и как будет осуществлять координацию, контроль и взаимодействие всех работников фирмы. Нередко этому разделу бизнес-плана не уделяется должного внимания, и организационная неразбериха служит одной из причин неудач в бизнесе./1/

Финансовый план - важнейший раздел бизнес-плана

Седьмой раздел бизнес-плана - финансовый план. Он обобщает в стоимостном выражении возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

В том случае, если собственных средств для организации дела не хватает, приходится прибегать к кредитам. Однако прежде чем взять кредит, необходимо просчитать свою потребность в заемных средствах и соизмерить ее с возможностями своевременного погашения ссуды, тем более что кредит сейчас выдается в основном на короткий срок и под высокие проценты.

Прибегая к ссуде или вкладывая собственные средства, необходимо знать, как «сработают» эти деньги, какой доход принесут. Важно убедиться, что прибыль от использования кредита окажется выше затрат по его привлечению. Другой способ привлечения необходимых средств - найти партнера, желающего вложить свои деньги, тот или иной капитал (здание, оборудование и т.д.) в дело. Правда, в этом случае возникает так называемая партнерская собственность, и доход от бизнеса делится либо поровну, либо в зависимости от величины вложенного капитала, в том числе и акционерного.

Прогноз объема реализации даст представление о доле рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Баланс денежных доходов и расходов - это документ, определяющий сумму денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы. Главной задачей баланса является проверка синхронности поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т.е. определение достаточности этих средств на каждый момент времени. Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки от их производства, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль. Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года существования проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала. Раздел рекомендуется заканчивать графиком безубыточности. График дает возможность определить объем производства (критическую программу), при котором фирма начнет получать прибыль./1/

Квалифицированное решение финансовых вопросов - одна из самых ответственных проблем для предпринимательства. От этого в значительной степени зависят прибыльность деятельности предпринимателя, успех дела.

Однако нередко стремление предпринимателя все сделать самому, нежелание перепоручить что-либо кому-либо приводят не к самым лучшим результатам. А поскольку речь идет о таком специфическом вопросе, как финансы, где требуются специальные знания, то неудачные решения в этой области могут привести к плачевным результатам или к потере части прибыли. Чтобы избежать такого нежелательного варианта, целесообразно в случае необходимости прибегать к услугам толкового финансиста. Конечно, это дополнительные расходы, но они с лихвой окупятся нахождением с помощью специалиста более выгодного варианта действий. Таким образом, в результате проделанной работы составлен план действий по достижению поставленных целей. Разработка бизнес-плана дает возможность трезво оценить свое предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, определить, что потребуется для осуществления деятельности фирмы, оценить открывающиеся перспективы, предвидеть возможные трудности, не дать им перерасти в серьезную проблему, докопаться до причин затруднений, а значит, найти пути их устранения. Если затеваемое дело находится на грани банкротства, план объяснит, почему дешевле отказаться от сомнительной затеи, чем на собственном опыте учиться тому, чему план научил бы в течение нескольких часов сосредоточенной работы по его составлению. Истинный предприниматель тем и отличается, что не пасует перед трудностями, сохраняет веру в себя и свое дело при неудачах, не боится в очередной раз начать все сначала. Неутомимость, наличие и использование своеобразного внутреннего подзавода позволяют ему справиться с собственной неопределенностью и спадом в настроении и работе и, в конечном счете, добиться желаемого результата, испытывая на своем пути не только огорчения, но нередко и огромное удовольствие, ведь деньги не являются единственным мотивирующим фактором для предпринимателя.

1.2 Программное обеспечение бизнес - планирования

· В процессе бизнес - планирования выполняется достаточно большой объем различных вычислений: абсолютных и относительных отклонений, средних величин, дисперсий, процентных величин и др. Кроме того, в ходе анализа выполняются различные виды оценок, группировок, сравнений и сортировок исходных данных; нахождение минимального или максимального значения и ряд других операций. Результаты анализа требуют удобного представления и визуализации. Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем, экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и проведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Использование компьютерных технологий повышает эффективность аналитической работы. Это достигается за счет сокращения сроков проведения анализа; более полного охвата влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности; замены приближенных или упрощенных расчетов точными вычислениями; постановки и решения новых многомерных задач анализа, практически не выполнимых вручную и традиционными методами. В связи с широким распространением и широким применением бизнес - планирования встал вопрос о создании соответствующего программного обеспечения, которое бы позволило существенно экономить время и затраты. В настоящее время на рынке представлены различные программы для автоматизации оценки, подготовки технико-экономических обоснований и разработки бизнес-планов проектов, наиболее часто в нашей стране применяются следующие пакеты прикладных программ: COMFAR, Альт-Инвест и Project Expert. На мировом рынке имеются и другие разработки, такие как MS Project, Primavera, Project Planner, Sure Truck и другие. Отечественные программы также основываются на общепринятых в мире методиках анализа и позволяют учитывать российскую специфику (отличия в системе учета и налогообложения, законодательство, инфляцию и т.п.). Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяет значительно улучшить качество бизнес-плана, и, как следствие, получить максимальный эффект в реализации проекта и достижении целей предприятия. Существуют «закрытые» и «открытые» программные продукты. «Закрытость» означает невозможность изменения пользователем формул и алгоритмов, по которым происходят вычисления в программном пакете (пакеты Comfar, Project Expert). При этом пользователь понимает, что сделано, но не видит, как это сделано. К «открытым» относятся пакеты, написанные на базе электронных таблиц в соответствующей среде, где пользователь имеет возможность модификации формул (все остальные пакеты). Каждая программа, так или иначе, адаптирована к условиям российской экономики, имеет определенный круг пользователей и примерно одинаковые с другими программами принципы работы, исходные данные, выходные формы, методики анализа результирующих показателей эффективности проекта. Последние версии программных продуктов по критериям их качества (функциональным возможностям, качеству программной реализации, удобству пользовательского интерфейса, защищенности и др.) достигли определенного, равнозначного уровня развития. К функциональным возможностям пакета относятся следующие показатели: использование современной методики расчета, основанной на имитации потока реальных денег;

· минимизация ограничений на горизонт и шаг расчета;

· минимизация ограничений на количество продуктов;

· богатство набора финансовых и экономических показателей, используемых для оценки проекта;

· допускаемое пакетом разнообразие сценариев реализации проекта;

· возможность и способы учета инфляции, расчетов в текущих и прогнозных ценах;

· возможность и способы учета неопределенности и риска;

· возможность сохранения в памяти компьютера приемлемых вариантов расчета для последующего сравнения и окончательного отбора и т.д.

К качеству программной реализации относятся следующие показатели:

· возможность реализации пакета на распространенных типах компьютерной техники с использованием доступной операционной среды;

· надежность в работе;

· быстродействие, позволяющее в приемлемые сроки производить расчеты необходимого количества вариантов, их сравнение и др.

Под удобством пользовательского интерфейса понимается возможность упрощения и минимизации трудоемкости ввода информации; возможная защита от ошибок при вводе; наглядность результатов, достаточный объем графической информации.

Совершенствование программных продуктов, как и первоначального их эталона программного продукта Comfar, шло по пути детализации и навигации по исходной информации, глубины проработки вспомогательных расчетов, а также включения в программный продукт актуальных задач рыночной экономики типа: оптимизация портфеля ценных бумаг, учета лизинговых операций, депонирования свободных средств, оценка бюджетной эффективности, перехода на международную бухгалтерскую систему учета и отчетности, других подобных полезных и бесполезных для проекта задач. Так, например, Comfar использует систему отображения исходных данных в виде дерева, которое может раскрывать или сворачивать "листки" диалога с исходными данными, показывая состояние подготовки дерева к получению достоверного результата. Project Expert - все разделы программы отображает в виде книги, с постраничным описанием основных блоков, к которым отнесены следующие - Проект, Компания, Окружение, Инвестиционный план, Операционный план, Финансирование, Результаты, Анализ проекта, Актуализация. Программа предлагается как инструмент, вынуждающий Вас делать выбор на каждой странице, причем, диалоговые окна не приглашают Вас к взаимодействию по раскрытию или анализу информации данной страницы, а носят инструктивный или рекомендательный характер. Программы Альт - Инвест, Инвестор, Аналитик и другие, построенные на стандартных средствах Excel, развивались по пути создания своих аналитических инструментов, дополняющих стандартный набор. Все исходные данные вводятся с листа, а не в диалогах со сложной системой представления информации, поэтому не имеют проблем с печатью. Однако, таблицы исходных данных и результирующих показателей не защищены от повреждения, от "затирания формул" при их изучении или исправлении, что заставит Вас начинать расчет заново. Программные пакеты строились, в первую очередь, как инструменты по обучению экономистов решать определенные экономические и финансовые задачи, во -вторую очередь, как инструменты по оценке эффективности инвестиционных проектов с точки зрения оценки эффективности проекта в целом, участия в проекте бюджетов различного уровня, предприятия, акционеров, заказчика и инвестора. Объясняется такой подход тем, что разработчиками пакетов, как правило, были программисты, математики, инженеры, финансисты, экономисты различных экономических институтов. В то время как проектировщики (инженеры, архитекторы и др.) "самоудалились" от освоения новой, сложной методологии оценки эффективности инвестиционных проектов, так как и в лучшие свои времена не уделяли должного внимания экономической части проектной документации.

1.3 Программный продукт COMFAR

COMFAR - это программный продукт, разработанный ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) в 1983 году для проведения финансовой и экономической оценки инвестиционных проектов.

Последняя версия данного продукта (COMFAR III Expert), в отличие от ранних, позволяет смоделировать краткосрочную и долгосрочную финансовую ситуацию для промышленных и непромышленных инвестиционных проектов различного вида: новых проектов, проектов реабилитации и расширения, совместных предприятий или проектов приватизации, а также предлагает множество новых возможностей, делающих его динамичным инструментом для подготовки и оценки проекта.

Графический интерфейс со стандартной системой обозначений и терминологией достаточно прост в применении. После определения типа проекта (промышленный, сельскохозяйственный, инфраструктурный, туризм или горное дело) и уровня анализа (исследование возможностей или технико-экономическое обоснование), программа помогает пользователю ввести и сохранить данные, произвести расчёт, воспроизвести на экране, распечатать итоговые таблицы и графики.

Программа позволяет пользователю достаточно гибко определять, насколько подробный анализ проекта ему требуется. Основные возможности таковы:

· переменный горизонт планирования (до 60 лет)

· переменная структура временных интервалов фазы строительства и фазы начала производства

· могут быть введены данные по 20 товарам

· данные могут быть введены в 20 валютах

· экономический анализ

· калькуляция затрат себестоимости по переменным издержкам

· рост цен/инфляции

· возможность: стирать, копировать, разделять и вводить вновь данные.

Стандартная структура инвестиционных, эксплуатационных и маркетинговых издержек может быть расширена для ввода подэлементов. Источники финансирования включают акционерный капитал, долгосрочные ссуды, краткосрочные ссуды; возможно определение условий распределения прибыли. Эти возможности позволяют применять COMFAR при оценке всех видов инвестиционных проектов: как при анализе инвестиций в малые и средние предприятия, так и при исследовании крупномасштабных проектов и комплексных производственных объединений, напр., химических заводов. Благодаря возможности обмениваться данными с Базой данных проектов COMFAR, инвесторы и финансисты могут выполнить сравнительный анализ проектов и разработку рекомендаций, в отношении того, что можно делать или, что не должно быть сделано при разработке проекта (плановые показатели). Система COMFAR различает денежные потоки в местной и иностранных валютах, а также позволяет задавать изменения обменных курсов. Ряд стандартных функций дает возможность рассчитать чистый оборотный капитал, обслуживание задолженности, ежегодную амортизацию постоянных активов и сумму налога на прибыль. Также можно выбрать из множества коэффициентов финансовой и экономической оценки именно те, которые необходимы для оценки определенного проекта. Существует возможность использовать прямые расчёты затрат, распределение косвенных издержек по товарам, а также проводить анализ в постоянных и текущих ценах. Для финансового анализа, основываясь на соответствующих исходных данных, система создает следующие таблицы результатов: итоговую таблицу, инвестиционные расходы, производственные затраты, программу производства и продаж, источники финансирования и обслуживание задолженности, результаты хозяйственной деятельности (в том числе: финансовый денежный поток, дисконтированный денежный поток, отчет о прибыли, балансовый отчет (с коэффициентами), данные по прямым расчётам затрат, прибыльность продукции, финансовые коэффициенты, экономические показатели и анализ безубыточности). Определенные подэлементы могут быть выведены на монитор и распечатаны в дополнении к перечисленным данным. Экономический анализ позволяет задать теневые цены (чтобы выразить стоимость затрат и результатов проекта в реальных ценах) и рассчитать экономическую норму доходности, добавленную стоимость, последствия обменного курса с учетом или без учета внешних экономических эффектов. Анализ чувствительности дает возможность показать, как изменяются чистые денежные доходы, или колеблется рентабельность инвестиций в зависимости от различных значений основных входных величин проекта (цены продаж, издержки на единицу продукции, объем продаж и т.д.). COMFAR позволяет оценивать различные сценарии реализации проекта и определять наиболее значимые для проекта переменные. Большое разнообразие графиков также позволяет проанализировать структуру затрат и результатов проекта, напр., структуру ежегодной программы производства и продаж, или изменяющиеся и оперативные границы и точку безубыточности по объему продаж.

1.4 Программный продукт «АЛЬТ-ИНВЕСТ»

С помощью программного продукта "Альт-Инвест" разрабатываются финансовые разделы технико-экономических обоснований и бизнес-планов, сравниваются альтернативные варианты реализации инвестиционных проектов, оптимизируются схемы финансирования и другие условия инвестиций. "Альт-Инвест" используется для обоснования проектов модернизации, технического перевооружения, выпуска новых видов продукции на промышленных предприятиях, инвестиций в сфере строительства, внедрения новых технологий. Система «Альт-Инвест», использующая операционную среду Microsoft Excel, предоставляет широкие возможности выбора методов расчетов и ряд дополнительных возможностей, за исключением тех, которые в принципе свойственны системам такого типа. Существуют две версии данного продукта: «Альт-Инвест» (основная версия) - для углубленных расчетов и «Альт-Инвест-Прим» - для экспресс-оценки эффективности. Благодаря структурной гибкости и настраиваемости, оба эти программных продукта обладают большими возможностями. Как основная программа, так и версия «Прим», позволяют изменять длительность интервала планирования в неограниченных пределах, то есть существуют возможности расчетов «по неделям» и даже «по дням». Неограниченное количество любых дополнительных таблиц и графиков, корректировка выходных форм - безусловные преимущества программы. Существует возможность формировать собственные таблицы и графики, рассчитывать дополнительные показатели и т.п. Предусмотрена возможность оценки эффективности проекта с точки зрения федеральных и муниципальных органов управления, а также учет требований СНИП. В версии «Прим» реализован только моновалютный расчет, тогда как в основной версии количество валют - две. Полное описание налогового окружения используется только в «Альт - Инвесте», но отмечается не очень удачная система представления денежных потоков по НДС. Одним из достоинств программы является наличие автоматического расчета графика оптимального кредитования. Данный инструмент очень удобен при работе с финансированием типа кредитной линии. По каждому инвестиционному проекту формируется отчет о движении денежных средств, который позволяет определить потребность каждого проекта и группы проектов в источниках финансирования. Модель расчетного счета предприятия без учета проектов и модель расчетного счета предприятия с учетом проектов позволяют определить возможности предприятия по финансированию проектов за счет собственных средств, а также оценить потребность в заемных источниках финансирования. При построении графиков кредитования учитываются ранее привлеченные кредиты действующего предприятия. В силу широких возможностей настройки системы, в принципе, любые начальные и текущие параметры предприятия могут быть корректно описаны. «Альт - Инвест» позволяет задавать почти все исходные данные не в качестве постоянных величин или дискретного ряда, а в качестве переменных или даже сложных функций. Меню управления программой, автоматически включающееся в головное меню MS Excel, дополнено линейкой управления программой с наглядными пиктограммами. Навигатор расчетов представляет последовательность ввода и анализа данных и обеспечивает автоматический переход к необходимой таблице.

1.5 Разработка бизнес-плана с использованием программного продукта Project Expert

Project Expert - это компьютерная система, предназначенная для создания финансовой модели нового или действующего предприятия, независимо от его отраслевой принадлежности и масштабов. Данный программный продукт позволяет предприятию решить следующие задачи:

· Разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

· Определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

· Составить план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

· Разработать и смоделировать различные сценарии развития предприятия, изменяя различные факторы, влияющие на финансовые результаты;

· Сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

· Подготовить оформленный бизнес-план проекта, соответствующий международным стандартам на русском и нескольких европейских языках.

Широкие возможности предоставляет карточка «стартовый баланс». Система позволяет рассчитывать проекты любой сложности с любыми стартовыми показателями. В программе предусмотрены различные системы учета и списания НДС, что является огромным преимуществом среди прочих подобных систем. Существует возможность проанализировать несколько стратегий достижения целей развития предприятия и выбрать оптимальную. При этом можно оценить запас прочности бизнеса как производную риска изменения важнейших факторов, влияющих на реализацию проекта развития. Система также позволяет оценить, как исполнение проекта повлияет на эффективность деятельности предприятия, рассчитать срок окупаемости проекта, спрогнозировать общие показатели эффективности для группы проектов, финансируемых из общего бюджета. С Project Expert можно разработать схему финансирования проектов развития предприятия с учетом будущих потребностей в денежных средствах на основе прогноза движения денежных средств на всем периоде планирования, выбрать источники и условия привлечения средств, оценить возможные сроки и графики возврата кредита. Система позволяет проанализировать планируемую структуру затрат и прибыльность отдельных подразделений и видов продукции, определить минимальный объем выпуска продукции и предельные издержки, подобрать производственную программу и оборудование, схемы закупок и варианты сбыта. Project Expert поможет проконтролировать выполнение проектов, сравнивая их плановые и фактические показатели, а также учесть изменения, вносимые в проекты в ходе реализации.

Про грамма Project Expert как инструмент финансового анализа выполняет две основные функции:

· во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков;

· во-вторых, вычисляет показатели, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.

Важнейшим результатом применения программы Project Expert для разработки и проекта является создание бизнес-плана, удовлетворяющего стандартам UNIDO.

Построив при помощи Project Expert финансовую модель компании, представляется возможным решить следующие задачи:

· разработать детальный финансовый план и определить потребность в денежных средствах на перспективу;

· определить схему финансирования предприятия, оценить возможность и эффективность привлечения денежных средств из различных источников;

· разработать план развития предприятия или реализации инвестиционного проекта, определив наиболее эффективную стратегию маркетинга, а также стратегию производства, обеспечивающую рациональное использование материальных, людских и финансовых ресурсов;

· проиграть различные сценарии развития предприятия, варьируя значения факторов, способных повлиять на его финансовые результаты;

· сформировать стандартные финансовые документы, рассчитать наиболее распространенные финансовые показатели, провести анализ эффективности текущей и перспективной деятельности предприятия;

· подготовить безупречно оформленный бизнес-план инвестиционного проекта, полностью соответствующий международным требованиям на русском и нескольких европейских языках.

Работа с Project Expert может быть представлена в виде следующих основных шагов:

1) построение модели;

2) определение потребности в финансировании;

3) разработка стратегии финансирования;

4) анализ финансовых результатов;

5) формирование и печать отчета;

6) ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.

Построение модели

Процесс построения модели является наиболее трудоемким и требует значительной подготовительной работы по сбору и анализу исходных данных. Различные модули Project Expert 6.0 независимы и доступны пользователю практически в любой последовательности. Однако отсутствие некоторых необходимых исходных данных может блокировать доступ к другим модулям программы. Независимо от того, разрабатывается ли детальный финансовый план или же производится предварительный экспресс-анализ проекта, необходимо в первую очередь ввести следующие исходные данные:

- дата начала и длительность проекта;

- перечень продуктов и/или услуг, производство и сбыт которых будет осуществляться в рамках проекта;

- две валюты расчета для платежных операций на внутреннем и внешнем рынках, а также их обменный курс и прогноз его изменения;

- перечень, ставки и условия выплат основных налогов;

- для действующего предприятия также следует описать состояние баланса, включая структуру и состав имеющихся в наличие активов, обязательств и капитала предприятия на дату начала проекта.

Следующим этапом процесса построения модели является описание плана развития предприятия (проекта). Для этого необходимо ввести следующие исходные данные:

- инвестиционный план, включая календарный план работ с указанием затрат и используемых ресурсов;

- операционный план, включая стратегию сбыта продукции или услуг, план производства, план персонала, а также производственные издержки и накладные расходы.

Определение потребности в финансировании

Для определения потребности в финансировании следует произвести предварительный расчет проекта. В результате предварительного расчета определяется эффективность проекта без учета стоимости капитала, а также объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный период времени с шагом один месяц.

Разработка стратегии финансирования предприятия

После определения потребности в финансировании разрабатывается план финансирования. Пользователь имеет возможность описать три способа финансирования:

1) посредством привлечения акционерного капитала;

2) посредством привлечения заемных денежных средств;

3) путем заключения лизинговых сделок.

В процессе разработки стратегии финансирования проекта пользователь имеет возможность промоделировать объем и периодичность выплачиваемых дивидендов, а также стратегию использования свободных денежных средств (например, размещение денежных средств на депозит в коммерческом банке или приобретение акций сторонних предприятий).


Анализ эффективности проекта

В процессе расчетов Project Expert автоматически генерирует стандартные отчетные бухгалтерские документы:

- отчет о прибылях и убытках;

- бухгалтерский баланс;

- отчет о движении денежных средств;

- отчет об использовании прибыли.

На основе данных отчетных бухгалтерских документов осуществляется расчет основных показателей эффективности и финансовых коэффициентов.

Пользователь может разработать несколько вариантов проектов в соответствии с различными сценариями их реализации. После определения наиболее вероятного сценария проекта он принимается за базовый. На основе базового варианта проекта производится анализ чувствительности и определяются критические значения наиболее важных факторов, влияющих на финансовый результат проекта.

Формирование отчета

После завершения анализа проекта формируется отчет. В Project Expert предусмотрен специальный генератор отчета, который обеспечивает компоновку и редактирование отчета по желанию пользователя. В отчет могут быть встроены не только стандартные графики и таблицы, но также таблицы и графики, построенные пользователем при помощи специального редактора.

Пользователь имеет возможность встраивания в отчет комментариев в виде текста.

Правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т. е. в конечном счете отвечает на самый главный для бизнесмена вопрос, стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

2. Практическая часть. «Разработка бизнес-плана по реконструкции бильярдного клуба «Марс» в г. Светогорске»

2.1 Резюме

В настоящее время на российском рынке все более быстрыми темпами развивается сфера развлечений. Являясь необходимым компонентом в любой сфере деятельности, развлечение, как объект бизнеса, привлекает все большее число предпринимателей. Бильярдный клуб «Марс» в г.Светогорске был открыт в 2005 году. В самом начале своей деятельности данное заведение пользовалось огромной популярностью среди жителей и гостей города, но на сегодняшний день посещаемость клуба свелась к минимуму.

Целью моего бизнес - проекта является разработка бизнес - плана по реконструкции клуба «Марс» для повышения посещаемости клуба и увеличения доходов предприятия. Существующий бильярдный клуб состоит из большого и малого залов. В большом зале располагается шесть бильярдных столов, малый зал в настоящее время пустует. В моем же бизнес - проекте планируется задействовать всю территорию клуба. В малом зале будет располагаться бар, а в большом зале, совершив небольшую перепланировку, можно добавить еще пару столов. Клуб должен быть оформлен на высоком уровне и предлагать услуги отличного качества, т.е. поставлять на рынок конкурентоспособную услугу. Так как спрос на развлечения является постоянным и мало зависит от сезонности, то вопрос посещаемости клуба является лишь вопросом создания преимуществ перед другими конкурентами уже находящимися на этом рынке. Говоря о конкуренции, необходимо отметить, что целесообразно отнести к числу конкурентов клуба фирмы, предоставляющие услуги, аналогичные услугам клуба. Детальный анализ конкурентов в моем случае проводится по следующим позициям: месторасположение, время работы, наличие музыки, наличие и стоимость бильярда или других игр, цены в баре. (оценка производится по пятибалльной шкале).

Табл. 1

Предполагаемые конкуренты

Факторы конкурентоспособности

Наличие бильярда, других игр

Время работы

Интерьер, обслуживание

Музыка

Цены в баре (за пиво)

1

Клуб «Якорь»

Бильярд - 170р./час

12 часов/сутки

3

3

Нет бара

2

Кафе «Белые ночи»

нет

12 часов/сутки

4

4

80

3

Кафе «Омега»

нет

12 часов/сутки

5

5

70

4

Диско-бар «Пица-пиво»

нет

12 часов/сутки

5

4

70

5

Диско-бар «Энсо-плюс»

нет

12 часов/сутки

4

4

80

6

Диско-бар «999»

нет

По выходным

5

5

90

В таблице 2 приводится производственная программа, т.е. план производства: Бильярдный клуб «Марс» начинает работу с марта 2011 г. Планируется обслуживать 600 клиентов ежемесячно. С июля 2011 г. количество обслуживаемых клиентов должно увеличиться на 50 %, с сентября - на 70% по сравнению с мартом 2011 г.

Табл. 2

Показатели

Март-июнь 2011г.

Июль-сентябрь 2011г

Октябрь-январь 2011г.

коэф.роста

кол-воклиентов

коэф.роста

кол-во клиентов

коэф.роста

кол-во клиентов

Бильярд, бар

1,0

600

1,5

900

1,7

1020

ИТОГО:

600

900

1020

2.2 Организационный план

Организационная структура клуба включает в себя генерального директора, бухгалтера, администратора, охрану и обслуживающий персонал.

Генеральный директор осуществляет руководство работой клуба, решает все финансовые и организационные вопросы. Бухгалтер ведет бухгалтерский учет фирмы, снимает кассу, подготавливает финансовые отчеты, осуществляет выплату зарплаты. Администратор выполняет функции директора во время его отсутствия и занимается закупками, а также осуществляет организацию работы всех сотрудников фирмы. Охрана осуществляет пропуск клиентов в клуб. Решают вопросы, возникающие в случае некорректного поведения клиентов. Сотрудник в зале занимается выдачей необходимого инвентаря для занятий играми, осуществляют контроль за временем использования игрового оборудования. Бармены осуществляют приготовление коктейлей и продажу всех напитков и продуктов, находящихся в ассортименте бара. Принимают в кассу деньги от сотрудников в залах. Подают заявки на приобретение определенного количества товаров из ассортимента бара, которые заканчиваются. Уборщица осуществляет уборку всех залов клуба, вынос грязной посуды и смену пепельниц в игровых залах. Осуществляет постоянную уборку туалетных помещений, подает заявки на необходимые принадлежности для помещений.

2.3 Маркетинговый план

Реализация бизнес - проекта по реконструкции бильярдного клуба «Марс» позволит:

· создать наилучшее предприятие на существующем сегменте рынка развлечений в г. Светогорске;

· окупить капитальные вложения за 1 год;

· получать доход на вложенные средства не менее 80% в год;

· создать новые рабочие места.

Целью маркетинга является создание условий для работы фирмы, при которых она может успешно выполнить свои задачи. В комплекс мероприятий по маркетингу обычно входят следующие мероприятия:

· изучение потребителя услуги фирмы;

· анализ рыночных возможностей фирмы;

· оценка предлагаемой услуги и перспектив развития, анализ формы сбыта услуги;

· оценка, используемых фирмой методов ценообразования, исследование мероприятий по продвижению услуги на рынке, изучение конкурентов.

На многие из поставленных вопросов уже были даны ответы ранее. Рыночные возможности фирмы определяются максимальным количеством клиентов, потребности которых фирма может удовлетворить за определенный период времени. Рыночная возможность напрямую зависит от площади помещения, в котором будет располагаться клуб, так как необходимо ограничить посещаемость клуба максимальным количеством людей, при котором будет сохраняться комфортная обстановка. Точное число будет определено в архитектурном плане. При расчетах берется средняя цифра 5 человек в час. При анализе ценообразования необходимо учитывать:

· себестоимость услуг,

· цены конкурентов на аналогичные услуги или услуги заменители,

· уникальность данной услуги,

· цену, определяемую спросом на данную услугу.

При создании имиджа престижного (модного клуба) необходимо поддерживать цены на относительно высоком уровне, не должны быть выше, чем у конкурентов. Ценовая политика фирмы должна строится на принципе высокое качество -- высокая цена. Для максимального использования возможностей фирмы необходимо рассмотреть возможность введения скидок, льготного времени и т.д.

Ценовая политика должна строиться на принципах максимизации загрузки производственных мощностей. Для успешного продвижения этих услуг на рынке необходимо применять методы стимулирования продаж, которые создают дополнительные преимущества для нашей фирмы перед конкурентами. В качестве одного из них можно рассмотреть:

· скидки для постоянных клиентов (или дополнительные услуги, предлагаемые бесплатно);

· проведение специализированных вечеринок.

Важным фактором стимулирования продаж услуг является стимулирование работы персонала фирмы.

Говоря об имидже клуба, необходимо отметить, что реклама очень тесно связана с процессом установления имиджа клуба. При создании рекламы и имиджа необходимо акцентировать внимание на возможностях клуба. На здании должен быть установлен интересный световой щит, сообщающий о клубе, который было бы хорошо видно с прилегающих автодорог. Задача рекламной компании -- обеспечить посещаемость с первых дней работы клуба.

2.4 Финансовый план

Настоящий раздел рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды и дает ответы на следующие вопросы:

· Сколько нужно средств для реализации предлагаемого проекта?

· Где можно получить необходимые средства и в какой форме?

· Когда можно ждать возврата вложенных средств и получение дохода?

Для успешной работы предприятия целесообразно представлять результаты финансово-хозяйственной деятельности в виде системы планово-отчетных документов. Плановые отчеты готовятся совместно бухгалтером и директором. Завершающей формой отчета являеся балансовый отчет, подготавливаемый бухгалтером, форма которого утверждена законодательством. Для начала необходимо определить численность персонала и заработную плату. Всем сотрудникам выплачивается установленная заработная плата в зависимости от занимаемой должности и процента от прибыли (10%). Начисления на з/п складываются из отчислений в пенсионный фонд (28%), фонд соц. страхования (5,4%), фонд мед.страхования (3,6%). фонд занятости (1,5%) и составляют 38,5% затрат на з/п. Ориентировочная численность персонала и заработная плата зафиксированы в Таблице 4.

Табл.4

Должность

Кол-во, чел.

Ср. з/п в месяц, $

З/п в год, $

Начисления на з/п(38.5%)

1

Генеральный директор

1

200

2400

924

2

Бухгалтер-кассир

1

150

1800

693

3

Гл. менеджер

1

150

1800

693

4

Сотрудник в зале

1

100

1200

462

5

Бармены

2

100

2400

924

6

Уборщица

1

50

600

231

7

Гардеробщик

1

50

600

231

8

Охранники

2

100

2400

924

9

Итого на з/п

10

1100

13200

5082

Затем требуется определить стоимость основных производственных фондов, сводная информация по этому разделу находится в Таблице 5.

Табл.5

Вид ОПФ

Кол-во ед., шт.

Стоимость за ед.,$

Стоимость всего, $

1

Оборудование для бильярда

3

400

1200

2

Оборудование для дартса

2

100

200

3

Оборудование для бара

-

1000

1000

4

Осветительное оборудование

3

100

300

5

Охранное оборудование

-

200

200

6

Аудио, видеотехника

-

500

500

7

ИТОГО:

-

3400

Также необходимо учесть расходы на рекламу:

· печать в еженедельной местной газете 4 раза в месяц (Стоимость - 290 руб. в месяц)

· Вывеска (стоимость - 5800руб)

Расчет объема продаж:

В среднем один клиент оставляет в клубе 300руб. Согласно производственного плана (приложение 1), кол-во клиентов в год должно составлять 10 800 человек, следовательно, годовой доход клуба составит 3 240 000 рублей. Сумма амортизационных отчислений исчисляется исходя из средней ставки амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов в размере 20 % балансовой стоимости.

В таблице 6 приводится калькуляция расходов и доходов. Исходя из которой срок окупаемости вложений составит 6200: (10375:12) =6200:864,58=7.17 7.2 месяца. А срок окупаемости оборудования для бильярда (3 комплекта) = == (1000х3): (400х3) =3000:1200=2.5 года

Табл.6

Статьи расходов

Сумма, $

Сумма, руб.

Постоянные расходы

1

Материалы

700х12-8400

243600

2

Заработная плата

13200

382800

3

Начисления на заработную плату

5082

147378

4

Реклама

200+30=230

6670

5

Амортизационные отчисления по оборудованию за год

680

19720

6

Арендные платежи

500х12=6000

174000

7

Текущие расходы

100х12=1200

34800

8

Сумма постоянных затрат

34792

1008968

9

Переменные затраты

11

Ремонт помещения

500

14500

12

Оборудование

3400

98600

13

Сумма переменных затрат при максимальных загрузках

3900

113100

14

Прибыль

50220 -38692=11528

334312

15

Премиальные (10% от прибыли)

1153

33437

16

Чистая прибыль

10375

300875

2.5 Использование Project Expert в разработке бизнес-плана

Благодаря функциям и возможностям Project Expert, не возникает необходимости в проведении самостоятельных расчетов эффективности проекта и в подготовке различных отчетов. Все расчетные операции выполняет система самостоятельно. В составлении моего бизнес-плана необходимо только четко следовать определенному алгоритму:

1. Ввод исходных данных по всем позициям общего раздела и производственного плана, в финансовый план данные не вводятся.

2. Проведение расчетов с целью определения потребности в капитале.

3. Для формирования финансового плана необходимо выполнить следующие действия:

· Ввести данные о собственном капитале

· Провести уточняющий расчет баланса наличных средств

· Определить значение и сроки дефицита капитала. Если в какой-либо период баланс становится отрицательным, значит предприятие не располагает необходимой суммой капитала.

· Ввести данные о дополнительном капитале

· Провести уточняющий расчет баланса средств

· Повторять цикл до получения бездефицитного баланса наличности

4. Провести полный расчет показателей эффективности проекта

5. Проанализировать результаты и добиться соответствия значений показателей эффективности проекта

6. Провести анализ чувствительности проекта

7. Сформировать отчет о целесообразности осуществления проекта.

Заключение

В представленном бизнес-плане рассмотрена идея создания такого места отдыха, где жители Светогорска могли бы приятно отдохнуть и провести свой досуг. Этим местом является клуб, предоставляющий спортивные и развлекательные услуги. В бизнес-плане были представлены пути создания организации, предоставляющей спортивные и развлекательные услуги. Определена её организационно-правовая форма, определено предполагаемое место положения создаваемой организации на рынке (рыночная ниша), представлено описание услуг, которые организация будет оказывать потребителям, проанализирована целесообразность создания подобной организации с точки зрения рентабельности и прибыльности. Разработанный бизнес-план на данном этапе нуждается в более детальной проработке, проверке и анализе, в данной курсовой работе мной были рассмотрены основные моменты разработки плана с применением специализированных программ и без них. Основываясь на полученном опыте, могу сделать вывод, что программное обеспечение значительно упрощает процедуру разработки бизнес-плана и повышает его качество. Программные продукты помогают грамотно обработать большой объем информации и проанализировать различные этапы реализации плана.

Литература

1. В.А. Баринов «Бизнес-планирование. Учебное пособие», 2003г. - 272с.

2. В.М. Попов, С.И. Ляпунов, А.А. Касаткин «Бизнес-планирование. Анализ ошибок, рисков и конфликтов», 2003г. - 448с.

3. П. Тиффани, С. Питерсон «Бизнес-планы для «чайников», 2-ое издание, 2008г. - 560с.

4. С.Р. Халтаева, И.А. Яковлева «Бизнес-планирование. Учебное пособие», 2005г. - 170с.

5. www.allbusinessplans.ru

6. www.devbusiness.ru

7. www.md-bplan.ru

8. www.bossmag.ru



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Олигополия
Курсовая работа Планирование и прогнозирование на предприятиях общественного питания
Курсовая работа Конкурентная среда и ее воздействие на экономику предприятия ОАО "Хлебозавод № 1"
Курсовая работа Анализ платежеспособности и кредитоспособности организации
Курсовая работа Недействительные сделки
Курсовая работа Система профориентационной работы классного руководителя
Курсовая работа Сенсорное воспитание дошкольников
Курсовая работа Инфляция
Курсовая работа Особенности работы социального педагога с детьми из неполной семьи
Курсовая работа Розвиток зв’язного мовлення учнів початкових класів на уроках української мови
Курсовая работа Исследование конкурентной среды фирмы на примере ООО "Темп-Авто"
Курсовая работа Анализ факторов повышения объема производства и реализации ОАО "Биомашприбор"
Курсовая работа Операционные системы
Курсовая работа Программа финансового оздоровления предприятия
Курсовая работа Формирование ассортимента товаров в различных типах торговых предприятий