4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Московский Государственный Текстильный Университет
имени А. Н. Косыгина
кафедра экономики
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (вариант №23, 1 и 2 часть)
По курсу:
«Прогнозирование емкости и коньюктуры рынка».
Выполнил: студент группы 47-03
Котляр Владимир
Проверил:
Станкевич А.В.
Москва - 2007
Период |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
Уровень ряда |
16,7 |
17,2 |
17,5 |
19,4 |
16,8 |
19,3 |
16,5 |
19,4 |
18,1 |
16,1 |
|
На основании данных о еженедельном спросе на текстильную продукцию:
1. построить график (рис. 1) и визуально оценить наличие в нем тенденции;
2. проверить наличие или отсутствие в исходном временном ряде тенденции с помощью коэффициента Кендэла;
3. если исходный ряд является стационарным, то рассчитать точечный и интервальный прогноз с периодом упреждения прогноза, равным 1.
Рис. 1. Еженедельный спрос на текстильную продукцию
При визуальной оценке наличия в графике тенденции можно отметить сильную его приближенность к полиному высокого порядка (шестой степени), использование которого нецелесообразно, поскольку полученные таким образом аппроксимирующие функции будут отражать случайные отклонения, что противоречит смыслу тенденции.
Таким образом, в результате визуальной оценки можно сделать вывод об отсутствии в графике тенденции.
2).
|
t |
Yt |
Pt |
|
|
1 |
16,7 |
- |
|
|
2 |
17,2 |
1 |
|
|
3 |
17,5 |
2 |
|
|
4 |
19,4 |
3 |
|
|
5 |
16,8 |
1 |
|
|
6 |
19,3 |
4 |
|
|
7 |
16,5 |
0 |
|
|
8 |
19,4 |
6 |
|
|
9 |
18,1 |
5 |
|
|
10 |
16,1 |
0 |
|
итого |
|
177 |
22 |
|
Определим расчетное значение коэффициента Кендэла (р):
р = |
4 р |
- 1, |
|
n (n - 1) |
|||
где n - количество уровней во временном ряде.
р = |
4 22 |
- 1 = -0,0222 |
|
10 (10 - 1) |
|||
Коэффициент Кендэла является случайной величиной, соответствует нормальному распределению и изменяется от -1 до +1. Теоретическими характеристиками коэффициента Кендэла являются математическое ожидание, которое равно нулю (М = 0) и дисперсия, рассчитываемая по формуле:
2 = |
2 (2 n + 5) |
. |
|
9 n (n - 1) |
|||
2 = |
2 (2 10 + 5) |
= |
50 |
= 0,062 |
|
9 10 (10 - 1) |
810 |
||||
Если сопоставить расчетное и теоретическое значение коэффициента Кендэла, то может возникнуть три ситуации.
1) (0 - td ) < р < (0 + td ),
где td - коэффициент доверия.
Данный вариант означает, что с вероятностью td во временном ряде нет тренда.
2) р < (0 - td )
Данный вариант означает, что с выбранной вероятностью в ряде имеет место убывающая тенденция.
3) р > (0 + td )
Данный вариант означает, что с выбранной вероятностью в ряде имеет место возрастающая тенденция.
При выбранной вероятности 0,95 (95%) коэффициент доверия td = 1,96.
(0 - 1,96 ) < р < (0 + 1,96 )
- 0,488 < - 0,0222 < + 0,488
Таким образом, с вероятностью 95% можно говорить об отсутствии тенденции среднего уровня (тренда) во временном ряде.
3)
t |
Yt |
Yt-Yсреднее |
(Yt-Yсреднее)^2 |
|
1 |
16,7 |
-1 |
1 |
|
2 |
17,2 |
-0,5 |
0,25 |
|
3 |
17,5 |
-0,2 |
0,04 |
|
4 |
19,4 |
1,7 |
2,89 |
|
5 |
16,8 |
-0,9 |
0,81 |
|
6 |
19,3 |
1,6 |
2,56 |
|
7 |
16,5 |
-1,2 |
1,44 |
|
8 |
19,4 |
1,7 |
2,89 |
|
9 |
18,1 |
0,4 |
0,16 |
|
10 |
16,1 |
-1,6 |
2,56 |
|
|
177 |
|
14,6 |
|
Так как во временном ряде нет тенденции, то данный временной ряд является стационарным процессом.
Поскольку в ряде отсутствует тенденция, то точечный прогноз определяется как средняя арифметическая простая:
== |
yt |
, |
|
n |
|||
где n - количество уровней ряда.
== |
177 |
= 17,7 |
|
10 |
|||
Интервальный прогноз:
=+ t ,
где t - табличное значение по распределению Стьюдента с числом степеней свободы
К = n - 1 и уровнем значимости а; - дисперсия временного ряда.
= |
(yt -)2 |
= |
14,6 |
= 1,46 |
|
n |
10 |
||||
При заданном уровне значимости a = 0,05 ( = 1 - а = 1 - 0,05 = 0,95) и числе степеней свободы К = 10 - 1 = 9, определим табличное значение t-критерия Стьюдента (см. Приложение 1). Табличное значение критерия Стьюдента t = 2,262.
Определим интервальный прогноз.
=17,7 - 2,262 = + 14,8
=24,16 + 2,262 = + 20,6
Таким образом, с вероятностью 0,95 (95%) можно говорить о том, что на 11-ю неделю уровень ряда будет находиться в промежутке между 14,8 и 20,6.
Задание № 2
Период |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
Уровень ряда |
11,0 |
10,8 |
10,7 |
10,5 |
11,7 |
12,2 |
12,5 |
12,1 |
13,0 |
13,7 |
13,0 |
14,0 |
|
t |
yt |
Скользящая сумма 3 уровней |
Скользящая средняя из 3 уровней |
|
1 |
11,9 |
- |
||
2 |
12,6 |
36,7 |
18,35 |
|
3 |
12,2 |
38,7 |
19,35 |
|
4 |
13,9 |
40,4 |
20,2 |
|
5 |
14,3 |
42,8 |
21,4 |
|
6 |
14,6 |
44,2 |
22,1 |
|
7 |
15,3 |
44,3 |
22,15 |
|
8 |
14,4 |
45,5 |
22,75 |
|
9 |
15,8 |
46,9 |
23,45 |
|
10 |
16,7 |
49,9 |
24,95 |
|
11 |
17,4 |
50,2 |
25,1 |
|
12 |
16,1 |
- |
- |
|
t |
Yt |
Ut |
lt |
S |
D |
Pt |
|
1 |
11,9 |
- |
- |
- |
- |
- |
|
2 |
12,6 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
3 |
12,2 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
4 |
13,9 |
1 |
0 |
1 |
1 |
3 |
|
5 |
14,3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
4 |
|
6 |
14,6 |
1 |
0 |
1 |
1 |
5 |
|
7 |
15,3 |
1 |
0 |
1 |
1 |
6 |
|
8 |
14,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5 |
|
9 |
15,8 |
1 |
0 |
1 |
1 |
8 |
|
10 |
16,7 |
1 |
0 |
1 |
1 |
9 |
|
11 |
17,4 |
1 |
0 |
1 |
1 |
10 |
|
12 |
16,1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
|
|
175,2 |
|
|
8 |
8 |
61 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если сопоставить расчетные значения t1 и t2 с табличным t, то может возникнуть четыре ситуации.
1) |t1| > |t|.
Данный вариант означает, что нулевая гипотеза об отсутствии в ряде тенденции отвергается и с вероятностью во временном ряде имеет место тенденция дисперсии.
2) |t1| < |t|.
Данный вариант означает, что нулевая гипотеза об отсутствии в ряде тенденции принимается и с вероятностью во временном ряде нет тенденции дисперсии.
3) |t2| > |t|.
Данный вариант означает, что нулевая гипотеза об отсутствии в ряде тенденции отвергается и с вероятностью во временном ряде имеет место тенденция в среднем.
4) |t2| < |t|.
Данный вариант означает, что нулевая гипотеза об отсутствии в ряде тенденции принимается и с вероятностью во временном ряде нет тенденции в среднем.
1) 3,326 > 2,201; 3,92 > 2,201 нулевая гипотеза об отсутствии в ряде тенденции отвергается и с вероятностью = 0,95 можно говорить, что во временном ряде имеет место тенденция дисперсии
б) Метод коэффициента Кенделла
Определим расчетное значение коэффициента Кендэла (р):
р = |
4 р |
- 1, |
|
n (n - 1) |
|||
где n - количество уровней во временном ряде.
р = |
4 61 |
- 1 = 0,85 |
|
12 (12 - 1) |
|||
Коэффициент Кендэла является случайной величиной, соответствует нормальному распределению и изменяется от -1 до +1. Теоретическими характеристиками коэффициента Кендэла являются математическое ожидание, которое равно нулю (М = 0) и дисперсия, рассчитываемая по формуле:
2 = |
2 (2 n + 5) |
. |
|
9 n (n - 1) |
|||
2 = |
2 (2 12 + 5) |
= |
58 |
= 0,049 |
|
9 12 (12 - 1) |
1188 |
||||
Если сопоставить расчетное и теоретическое значение коэффициента Кендэла, то может возникнуть три ситуации.
1) (0 - td ) < р < (0 + td ),
где td - коэффициент доверия.
Данный вариант означает, что с вероятностью td во временном ряде нет тренда.
2) р < (0 - td )
Данный вариант означает, что с выбранной вероятностью в ряде имеет место убывающая тенденция.
3) р > (0 + td )
Данный вариант означает, что с выбранной вероятностью в ряде имеет место возрастающая тенденция.
При выбранной вероятности 0,95 (95%) коэффициент доверия td = 1,96.
р > (0 + 1,96 )
0,85 > + 0,434
Таким образом, с вероятностью 0,95 (95%) можно говорить о наличии в ряде возрастающей тенденции в среднем (тренда).
В ходе анализа временного ряда на наличие в нем тенденции среднего уровня (тренда) по методу Фостера - Стюарта и методу коэффициента Кенделла получены аналогичные результаты. Следовательно, в ряде отмечается возрастающая тенденция в среднем.
Таким образом, визуальная оценка нашла свое подтверждение в ходе аналитических расчетов с использованием соответствующих методов оценки временного ряда на наличие в нем тенденции.
3). Метод усреднения по левой и правой половине
Метод усреднения по левой и правой половине - графический метод, используется для нахождения параметров линейного тренда.
Для нахождения параметров а0 и а1 разделим исходные данные пополам и по каждой половине рассчитаем средние значения фактора и уровня ряда.
1 = |
1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 |
= 3,5 |
|
6 |
|||
1 = |
11,9 + 12,6 + 12,2 + 13,9 + 14,3 + 14,6 |
= 13,25 |
|
6 |
|||
2 = |
7 + 8 + 9 + 10 + 11 + 12 |
= 9,5 |
|
6 |
|||
2 = |
15,3 + 14,4 + 15,8 + 16,7 + 17,4 + 16,1 |
= 15,95 |
|
6 |
|||
В результате расчетов получили две точки: А (3,5; 13,25), В (9,5; 15,95).
Построим графическую модель исходного временного ряда и найдя точки А и В, проведем через них прямую, которая будет отображать тенденцию исходного временного ряда (рис. 3).
Рис. 3. Еженедельный оборот магазина «Ткани для дома» (исходный ряд и линейный тренд)
Из графика видно, что построенный линейный тренд отражает тенденцию исходного ряда: возрастающий тренд.
Для нахождения параметра а0 продолжим линию до пересечения с осью ординат. Чтобы найти параметр а1, преобразуем уравнение тренда:
а1t = - а0 | :t
а1 = |
- а0 |
|
t |
||
Зададимся произвольным значение параметра t (например, t = 3,5). По графику модели найдем значение параметра а0 (а0 = 13,45). Рассчитаем значение параметра а1.
а1 = |
13,25 - 11,8 |
= 0,41 |
|
3,5 |
|||
Таким образом, уравнение линейного тренда будет иметь следующий конкретный вид:
= 11,8+ 0,41t.
4). Расчет параметров линейного тренда t = а0 + а1t по исходным данным методом МНК.
t |
y |
t2 |
yt |
|
1 |
11,9 |
1 |
11,9 |
|
2 |
12,6 |
4 |
25,2 |
|
3 |
12,2 |
9 |
36,6 |
|
4 |
13,9 |
16 |
55,6 |
|
5 |
14,3 |
25 |
71,5 |
|
6 |
14,6 |
36 |
87,6 |
|
7 |
15,3 |
49 |
107,1 |
|
8 |
14,4 |
64 |
115,2 |
|
9 |
15,8 |
81 |
142,2 |
|
10 |
16,7 |
100 |
167 |
|
11 |
17,4 |
121 |
191,4 |
|
12 |
16,1 |
144 |
193,2 |
|
78 |
175,2 |
650 |
1204,5 |
|
t |
y |
t2 |
yt |
t4 |
yt2 |
t3 |
|
1 |
11,9 |
1 |
11,9 |
1 |
11,9 |
1 |
|
2 |
12,6 |
4 |
25,2 |
16 |
50,4 |
8 |
|
3 |
12,2 |
9 |
36,6 |
81 |
109,8 |
27 |
|
4 |
13,9 |
16 |
55,6 |
256 |
222,4 |
64 |
|
5 |
14,3 |
25 |
71,5 |
625 |
357,5 |
125 |
|
6 |
14,6 |
36 |
87,6 |
1296 |
525,6 |
216 |
|
7 |
15,3 |
49 |
107,1 |
2401 |
749,7 |
343 |
|
8 |
14,4 |
64 |
115,2 |
4096 |
921,6 |
512 |
|
9 |
15,8 |
81 |
142,2 |
6561 |
1279,8 |
729 |
|
10 |
16,7 |
100 |
167 |
10000 |
1670 |
1000 |
|
11 |
17,4 |
121 |
191,4 |
14641 |
2105,4 |
1331 |
|
12 |
16,1 |
144 |
193,2 |
20736 |
2318,4 |
1728 |
|
78 |
175,2 |
650 |
1204,5 |
60710 |
10322,5 |
6084 |
|
а0 = |
y t2 t4 + t t3 yt2 + yt t3 t2 - t yt t4 - t3 t3 y - t2 t2 yt2 |
. |
|
n t2 t4 + t t3 t2 + t t3 t2 - t2 t2 t2 - t3 t3 n - t t t4 |
|||
а0 = |
175,2 650 60710 + 78 6084 10322,5 + 1204,5 6084 650 - 78 1204,5 60710 - |
|
12 650 60710 + 78 6084 650 + 78 6084 650 - 650 650 650 - |
||
- 6084 6084 175,2 - 650 650 10322,5 |
= 11,12. |
|
- 6084 6084 12 - 78 78 60710 |
||
а1 = |
n yt t4 + t yt2 t2 + y t3 t2 - t2 yt t2 - yt2 t3 n - y t t4 |
. |
|
n t2 t4 + t t3 t2 + t t3 t2 - t2 t2 t2 - t3 t3 n - t t t4 |
|||
а1 = |
12 1204,5 60710 + 78 10322,5 650 + 175,2 6084 650 - 650 1204,5 650 - |
|
12 650 60710 + 78 6084 650 + 78 6084 650 - 650 650 650 - |
||
- 10322,5 6084 12 - 175,2 78 60710 |
= 0,67. |
|
- 6084 6084 12 - 78 78 60710 |
||
а2 = |
n t2 yt2 + t t3 y + t yt t2 - y t2 t2 - yt t3 n - t t yt2 |
. |
|
n t2 t4 + t t3 t2 + t t3 t2 - t2 t2 t2 - t3 t3 n - t t t4 |
|||
а2 = |
12 650 10322,5 + 78 6084 175,2 + 78 1204,5 650 - 175,2 650 650 - |
|
12 650 60710 + 78 6084 650 + 78 6084 650 - 650 650 650 - |
||
- 1204,5 6084 12 - 78 78 10322,5 |
= -0,016. |
|
- 6084 6084 12 - 78 78 60710 |
||
Таким образом, параболический тренд имеет следующий вид:
t = 11,12 + 0,67 t - 0,016 t2.
Рис. 4. Еженедельный оборот магазина «Ткани для дома» (исходный ряд, линейный и параболический тренд)
Проведем оценку аппроксимации линейного тренда и выбранной параболической трендовой модели с помощью критерия наименьшей суммы квадратов отклонений, который имеет следующий вид:
S = |
(yt - )2 |
min |
|
n - m |
|||
где n - количество уровней ряда; m - число параметров трендовой модели.
t |
yt |
Линейный |
Параболический |
|||
|
t |
(yt - t)2 |
t |
(yt - t)2 |
||
1 |
11,9 |
12,21 |
0,0961 |
11,774 |
0,015876 |
|
2 |
12,6 |
12,62 |
0,0004 |
12,396 |
0,041616 |
|
3 |
12,2 |
13,03 |
0,6889 |
12,986 |
0,617796 |
|
4 |
13,9 |
13,44 |
0,2116 |
13,544 |
0,126736 |
|
5 |
14,3 |
13,85 |
0,2025 |
14,07 |
0,0529 |
|
6 |
14,6 |
14,26 |
0,1156 |
14,564 |
0,001296 |
|
7 |
15,3 |
14,67 |
0,3969 |
15,026 |
0,075076 |
|
8 |
14,4 |
15,08 |
0,4624 |
15,456 |
1,115136 |
|
9 |
15,8 |
15,49 |
0,0961 |
15,854 |
0,002916 |
|
10 |
16,7 |
15,9 |
0,64 |
16,22 |
0,2304 |
|
11 |
17,4 |
16,31 |
1,1881 |
16,554 |
0,715716 |
|
12 |
16,1 |
16,72 |
0,3844 |
16,856 |
0,571536 |
|
- |
- |
173,58 |
4,483 |
175,3 |
3,567 |
|
S = |
4,483 |
= 0,4483. |
|
12 - 2 |
|||
Для параболического тренда
S = |
3,567 |
= 0,396. |
|
12 - 3 |
|||
0,4483 > 0,396; параболическая модель наилучшим образом аппроксимирует исходный временной ряд.
5)
< tr valign=top>
t |
yt |
|
et |
Pt |
et2 |
(et -t) 2 |
(et - et-1) 2 |
|
1 |
11,9 |
12,21 |
-0,31 |
- |
0,0961 |
0,198025 |
- |
|
2 |
12,6 |
12,62 |
-0,02 |
1 |
0,0004 |
0,024025 |
0,166 |
|
3 |
12,2 |
13,03 |
-0,83 |
1 |
0,6889 |
0,931225 |
0,107 |
|
4 |
13,9 |
13,44 |
0,46 |
1 |
0,2116 |
0,105625 |
0,200 |
|
5 |
14,3 |
13,85 |
0,45 |
0 |
0,2025 |
0,099225 |
0,870 |
|
6 |
14,6 |
14,26 |
0,34 |
1 |
0,1156 |
0,042025 |
0,045 |
|
7 |
15,3 |
14,67 |
0,63 |
1 |
0,3969 |
0,245025 |
0,000 |
|
8 |
14,4 |
15,08 |
-0,68 |
1 |
0,4624 |
0,664225 |
0,529 |
|
9 |
15,8 |
15,49 |
0,31 |
0 |
0,0961 |
0,030625 |
0,306 |
|
10 |
16,7 |
15,9 |
0,8 |
0 |
0,64 |
0,442225 |
0,111 |
|
11 |
17,4 |
16,31 |
1,09 |
1 |
1,1881 |
0,912025 |
1,182 |
|
12 |
16,1 |
16,72 |
-0,62 |
- |
0,3844 |
0,570025 |
0,352 |
|
175,2 |
173,58 |
1,62 |
7 |
4,483 |
4,2643 |
3,868 |
||
Найдем величины случайных отклонений для исходного ряда по формуле: et = yt - t.
Построим график ряда отклонений et (рис. 5).
Рис. 5. График ряда отклонений et
Из графика видно, что в ряде отклонений et отсутствует тенденция.
Оценим адекватность выбранной трендовой модели (параболы) исходному ряду на основе анализа ряда отклонений et.
1) Колебание величины et носит случайный характер. Выполнение этого условия означает, что величина et не содержит элементов тренда. Проверим это условие с помощью критерия поворотных точек. Точка считается поворотной, если выполняется одно из следующих условий:
et-1 < et > et+1
et-1 > et < et+1
Обозначим поворотные точки как Рt = 1. В противном случае Pt = 0. Найдем сумму всех поворотных точек P = Pt.
Выдвинем нулевую гипотезу - Н0: колебание величины et носит случайный характер. Для проверки нулевой гипотезы рассчитаем математическое ожидание и дисперсию поворотных точек.
М(Р) = |
2 (n - 2) |
= |
2 (12 - 2) |
= 6,667. |
|
3 |
3 |
||||
D(Р) = |
16 n - 29 |
= |
16 12 - 29 |
= 1,811. |
|
90 |
90 |
||||
При вероятности 0,95 (95%) коэффициент доверия td = 1,96.
Если расчетное значение числа поворотных точек попадает в интервал
(М(Р) - td ) < P < (М(Р) + td ), то с выбранной вероятностью можно утверждать, что колебания величины et носит случайный характер.
(6,667 - 1,96 ) < 7 < (6,667 + 1,96 )
4,029 < 7 < 9.305
Таким образом, с вероятностью 95% можно утверждать, что колебания величины et носит случайный характер.
2) Распределение величины etсоответствует нормальному распределению. Для этого используем RS-критерий.
S= == 0,706
RSр = |
emax - emin |
= |
1.09- (- 0,83) |
= 2,777. |
|
S |
0,706 |
||||
Определим табличное значение RS-критерия по таблице «Значения RS-критерия для n от 10 до 30» (Приложение 3).
RS12Н = 2,67 + 2 |
3,18 - 2,67 |
= 2,772 |
|
20 - 10 |
|||
RS12В = 3,85 + 2 |
4,49 - 3,85 |
= 3,978 |
|
20 - 10 |
|||
Выдвинем нулевую гипотезу: величина et соответствует нормальному распределению. Для этого должно выполняться условие: RS12Н < RSр < RS12В.
Поскольку это условие выполняется (2,772 < 2,777 < 3,978), то с вероятность 0,95 (95%) можно утверждать, что распределение величины et соответствует нормальному распределению.
3) Математическое ожидание величины et равно нулю. Для проверки этого условия выдвинем нулевую гипотезу - Н0: М(et) = 0, после чего определим расчетное значение величины tр:
tр = |
- 0 |
, |
|
Se |
|||
где - средняя арифметическая простая величины et; Se - среднее квадратическое отклонение величины et.
et |
= |
1.62 |
= 0,135 |
||
n |
12 |
||||
Se= == 0,623
tр = |
0,135 - 0 |
= 0,75. |
|
0,623 |
|||
Найдем табличное значение tт (Приложение 1) по распределению Стьюдента при доверительной вероятности = 1 - а = 1 - 0,05 = 0,95 и числе степеней свободы К = n - 1 = 12 - 1 = 11. В данном случае tт = 2,201.
Сопоставим табличное и расчетное значения. Если th < tт, то нулевая гипотеза принимается, и наоборот.
0,75 < 2,201, с вероятностью 0,95 (95%) принимается нулевая гипотеза, т.е. М(et) = 0.
4) Независимость членов ряда между собой (проверка временного ряда на отсутствие автокорреляции). Для проверки данного условия используется критерий Дарбина - Уотсона, расчетное значение которого определяется следующим образом:
dр = |
(et - et-1) 2 |
= |
8,4451 |
= 1,88. |
|
et2 |
4,483 |
||||
dр = 4 - 1,88 = 2,12.
По таблице «Распределение критерия Дарбина - Уотсона» для положительной автокорреляции (для 5% уровня значимости)» находим табличное значение d--т. При n = 12 и V = 1 нижнее и верхнее значения распределения будут соответственно равны d1 = 1,08 и d2 = 1,36.
Сравним расчетное и табличное значения: dр > d2 (2,12 > 1,36). Таким образом, с вероятностью 95% можно говорить об отсутствии в ряде автокорреляции.
6). Рассчитаем точечную прогнозную оценку с периодом упреждения = 1 для линейного тренда (t = 11,614+ 0,459 t):
(n+) = а0 + а1 (n+);
(12+1) = 11,614+ 0,459 (12 + 1) = 17,581.
Интервальный прогноз для линейного тренда:
(n+) =(n+) + tт S ,
где n - число уровней ряда в периоде основания прогноза; - период упреждения прогноза; tт- - табличное значение по Стьюденту с уровнем значимости (а) и числом степеней свободы (К = n - 2); S- стандартная ошибка тренда.
tт = К; (n+) =(n+) + S К.
При = 1 и n = 12 по таблице «Значение К для оценки доверительных интервалов прогноза при вероятности = 0,9 (линейный тренд)» (Приложение 6) К = 2,1274.
S= == 0,67.
Интервальный прогноз для линейного тренда
(12+1) = 17,581 + 0,67 2,1274=19,0064
(12+1) = 17,581 - 0,67 2,1274=16,1556
16,1556 < 13 < 19,0064, т.е. с вероятностью 0,9 (90%) можно утверждать, что на 13-ый день оборот магазина «Ткани для дома» составит от 16,1556 до 19,0064 д.е.
t = 11,12 + 0,67 t - 0,016 t2.
Рассчитаем точечную прогнозную оценку с периодом упреждения = 1 для параболического тренда (t = 11,12 + 0,67 t - 0,016 t2):
(n+) = а0 + а1 (n+) + а2 (n+)2;
13 = 11,12 + 0,67 13 - 0,016 132 = 17,126.
Интервальный прогноз для нелинейного (параболического) тренда:
(n+) =(n+) + S К.
При = 1 и n = 12 по таблице «Значение К для оценки доверительных интервалов прогноза при вероятности = 0,9 (параболический тренд)» (Приложение 7) К = 2,636.
S= == 0,63.
Интервальный прогноз для нелинейного (параболического) тренда
13 = 17,126 + 0,63 2,636=18,7867
13 = 17,126 - 0,63 2,636=15,4653
15,4653 < 13 < 18,7867, т.е. с вероятностью 0,9 (90%) можно утверждать, что на 13-ый день оборот магазина «Ткани для дома» составит от 15,4653 до 18,7867 д.е.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |