Министерство образования и науки Украины
Донбасская государственная машиностроительная академия
Курсовая работа по основам менеджмента
На тему:
«Планирование, как функция менеджмента»
Студентки 3 курса гр М-06-1
Яловой Дарьи Владимировны
Научный руководитель:
__________________________
Дата сдачи на проверку и рецензирование
____________________________________
Курсовая работа защищена на оценку
____________________________________
Дата защиты
____________________________________
г. Краматорск
2009г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I РАЗДЕЛ
1.1 Планирование как функция менеджмента
1.2 Взаимодействие целей и планов
1.3 Обзор техники и видов планирования
1.4 Формы планирования
II РАЗДЕЛ
2.1 Характеристика предприятия «Ремстройэнерго»
2.2 SWOT анализ предприятия
2.3 Предложения по совершенствованию вопроса планирования на предприятии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Сущность планирования в менеджменте
Содержание планирования как функция управления предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и всем предприятием. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимосвязь между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменением спроса на рынке. Чем выше степень монополизации рынка, тем точнее компании могут определить его размеры и воздействовать на его развитие.[3]
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Место планирования в менеджменте
Планирование - это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Направление планирования зависит от его классификации: по степени охвата (общее и частичное), содержанию в аспекте предпринимательской деятельности (стратегическое - поиск новых возможностей и продуктов, тактическое - предпосылки для известных возможностей и продуктов, оперативное - реализация данной возможности), предмету (объекту) планирования (целевое, средств - потенциал, оборудование, материалы, финансы, информация; программное, действий), сферам функционирования (производство, маркетинг, финансы), охвату (глобальное, контурное, макровеличин, детальное), срокам (кратко-, средне-, долгосрочное), жесткое и гибкое.[4]
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах. 2)каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.
Следует четко определить:
- объект планирования (что планируется)
- субъект планирования (кто планирует)
- период (горизонт) планирования (на какой срок)
- средства планирования (например, компьютерное обеспечение)
- методику планирования (как планировать)
- согласование планов (каких, с кем и на каких условиях)
3) Как организация может достичь целей? Нужно решить, что делать персоналу для достижения целей, каковы должны быть ресурсы. Подход менеджмента к планированию может быть осуществлен постановкой критериев и задач планирования, определением средств планирования, методов согласования планов, направлений и методов планирования.
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разборке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Стратегия - представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии
организации и достижение её целей.
Тактическое и оперативное планирование
Тактические планы чаще всего охватывают пятилетний срок как наиболее соответствующий периоду обновления производственного аппарата и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия фирмы в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения и учетом внутрифирменной специализации и кооперирования производства. Среднесрочные планы предусматривают разработку ив определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.
Тактический план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы, которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах производства предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощности, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
Реализация оперативных планов осуществляется через системы бюджетов или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению - центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между стратегическим, текущим и другими видами планирования.
Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы. Особые комитеты, состоящие из высших администраторов, рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет ответственность за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений и предприятий фирмы, поэтому он служит также средством координации работы всех звеньев фирмы. [4]
Предметом деятельности является ремонт и строительство:
- строительство зданий и сооружений
- монтаж насосов, компрессоров и гидравлических систем
- электромонтажные работы
- монтаж металлических сооружений
- строительство других сооружений
- монтаж и установление сборных конструкций
- другие строительные работы
- другие специализированные работы
- другие монтажные работы
- строительство и изготовление строительных материалов
- ремонтно-строительные и строительно-реставрационные работы
Специализируется в сфере ремонтно-строительных работ индустриального профиля. Обеспечивает монтаж и ремонт инженерных сетей, систем и технологического оборудования, архитектурное и строительное
проектирование (силами собственной проектной группы), оценку технического состояния конструкций, паспортизацию, выполняет антикоррозионные работы(фото в приложении).[12]
Предприятие имеет необходимое оборудование для изготовления металлоконструкций непосредственно на месте, определённом заказчиком. Располагает парком специализированной техники, в составе которого -
подъёмные краны и большегрузные автомобили .
В числе постоянных клиентов - угледобывающие, коксохимические, перерабатывающие, обогатительные предприятия. Прочные деловые отношения связывают ООО «Ремстройэнерго» с такими крупными и значимыми производственными структурами, как :
-Компания «АРС»,
-ООО «Метинвест-холдинг»;
-ОАО «Краснодонуголь»;
-ГП «Добропольеуголь»;
-ОАО «Киевский электровагоноремонтный завод»;
-ОАО «Авдеевский коксохимический завод» и т.д.
Краткая характеристика планово-экономического отдела предприятия ООО «Ремстройэнерго»
Планово-экономический отдел возглавляет начальник отдела.
Работа в отделе строится на разграничении функций его работников, персональной ответственности каждого работника за надлежащее и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.
Начальник отдела осуществляет функции представительства при проведении рабочих совещаний и иных мероприятий на предприятии, несет ответственность за надлежащую организацию исполнения отделом возложенных на него обязанностей. Конкретные права и обязанности работников отдела определяются должностными инструкциями.
Задачи и функции отдела
Основными задачами планово-экономического отдела являются:
· проведение работ по экономическому планированию предприятия;
· проведение работ по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности;
· подготовка установленной статистической отчетности;
· методическое обеспечение соответствующих вопросов;
· участие в рассмотрении разрабатываемых планов, рабочих программ
В соответствии с поставленными задачами отдел осуществляет следующие функции:
· подготавливает исходные данные для составления проектов перспективных, годовых и оперативных планов;
· составляет тарификационные списки, штатные расписания, сметы доходов и расходов;
· выполняет расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам необходимым для проведения работ (услуг), исследований и разработок.
· разрабатывает мероприятия по обеспечению режима экономии, выявлению резервов, повышению эффективности работ;
· определяет экономическую эффективность проводимых работ, исследований, разработок;
· принимает необходимые меры по использованию современных технических средств при выполнении расчетов и вычислительных работ;
· выполняет необходимую работу, связанную с нерегламентными расчетами и контролем за их исполнением;
· вносит изменения в справочную и нормативную информацию;
· осуществляет сбор , накопление научно-технической информации и других необходимых материалов для плановой работы или выполнения отдельных заданий;
· изучает специальную литературу, касающуюся выполняемой работы;
· составляет различные экономические обоснования, справки, периодическую статистическую отчетность;
· принимает участие в рассмотрении разрабатываемых планов, рабочих программ, вопросов организации выполнения работ;
· методическое обеспечение соответствующих вопросов. [11],[12]
Права отдела
Для исполнения возложенных функций, планово-экономический отдел имеет право на:
· необходимое организационно-техническое обеспечение своей деятельности;
· получение нормативных документов, методических материалов, справочной и иной специальной литературы и информации;
· подготовку решений, внесение в установленном порядке предложений по вопросам, входящим в сферу деятельности отдела;
· получение в установленном порядке информации, необходимой для реализации возложенных на отдел задач.
Структура ПЭО
Структура ПЭО - показана на рисунке 2.
Рис.2 Структура ПЭО
Начальник планово-экономического отдела
Функции:
- Осуществление руководства работой по экономическому планированию на предприятии.
- Организация работы по учету и анализу результатов производственно-хозяйственной деятельности.
- Учет по всем показателям работы предприятия, подготовку установленной отчетности.
- Методическое обеспечение соответствующих вопросов.
- Разработка унифицированной плановой документации, экономических стандартов.
- Внедрение средств механизированной и автоматизированной обработки плановой и учетной информации.[11]
Экономист по договорной и претензионной работе
- Осуществляет подготовку договоров подряда с заказчиками и субподрядными организациями, проверку сметной документации на строительство объектов, расчет стоимости, учет выполненных работ и оформление актов сдачи.
- Участвует в рассмотрении титульных списков и выполняет работы по подготовке подрядных договоров.
- Осуществляет проверку получаемой от заказчика сметной документации и подготовку заключений о ее качестве.
- Совместно с представителями субподрядных организаций согласовывает с проектной организацией и заказчиком сметы, калькуляции стоимости материалов, транспортные схемы и т.п.
- Рассчитывает стоимость выполненных работ и производит начисление необходимых затрат.
- Ведет учет выполненных и оплаченных заказчиком строительно-монтажных работ.
- Участвует в контрольных обмерах выполненных работ, в разработке планово-расчетных цен на строительные материалы и конструкции, транспорт, коммунальное и другое обслуживание.
- Составляет сметы расходов по затратам, не предусмотренным единичными расценками и нормами накладных расходов, согласовывает их при необходимости с заказчиком.
- Принимает участие в работе по изучению и анализу состояния и выбора наиболее выгодных рынков услуг, вносит предложения по заключению договоров с подрядными организациями на строительство объектов.
- Выполняет расчеты экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений.
- Участвует в подготовке необходимой документации для рассмотрения претензий в арбитраже.
-Определяет расчетную стоимость работ, материалов и затрат на проведение строительно-монтажных работ.
- Выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных по капитальному строительству, вносит изменения в справочную информацию, используемую при обработке данных.
- Участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов и пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки информации.
- Готовит материалы для рассмотрения спорных вопросов с подрядными организациями.
- Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного начальника. [11],[12]
Автоматизированные системы управления, программное обеспечение отдела
Планово-экономический отдел использует программу «АВК3»
Программный комплекс АВК-3 предназначен для автоматизированного выпуска используемой в строительстве ресурсной стоимостной документации:
-в инвесторских сметах (Подсистема "Сметные документы");
-в договорных ценах контрактов (Подсистема "Договорная цена");
-в производстве строительных работ (Подсистема "Подрядчик").
Подсистема "Сервис" предназначена для привязки программного комплекса АВК-3 к конкретным условиям его эксплуатации в фирме Пользователя.
2.2 SWOT-анализ предприятия
Для анализа среды применяется метод СВОТ (SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) -является широко признанным подходом, который позволяет провести общее изучение внешней и внутренней среды.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а затем выявление цепочек связи между ними. Также SWOT - анализ заключается в применении усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности, развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями .
Сильные стороны - это то, что предприятие делает хорошо, или позитивные внутренние характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей.
Предприятие ООО «Ремстройэнерго» закладывает фундамент в конкурентоспособность производимых предприятием услуг, поэтому анализ сильных сторон и определение путей усиления слабых для предприятия имеет очень важное значение.
Для оценки значимости различных факторов на конкурентные преимущества предприятия ООО «Ремстройэнерго» будем использовать SWOT - анализ. Для этого выявляем сильные и слабые стороны предприятия (таб.1).
Таб 1.«Сильные и слабые стороны предприятия»
SWOT-факторы |
Значимость |
Оценка |
Степень влияния |
|
Сильные стороны |
||||
1.Наличие налаженных связей с потребителями услуг |
0,05 |
5 |
0,5 |
|
2.Высокая квалификация персонала |
0,05 |
5 |
0,6 |
|
3.Гибкость к потребностям потребителей |
0,1 |
4 |
0,35 |
|
4.Сотрудничество с другими предприятиями |
0,1 |
3 |
0,2 |
|
5.Хорошие связи с общественностью |
0,05 |
4 |
0,4 |
|
6.Высокое качество продукции |
0,1 |
5 |
0,5 |
|
7.Широкий ассортимент услуг |
0,1 |
5 |
0,4 |
|
8.Сплочённый коллектив |
0,1 |
4 |
0,5 |
|
9. Качественное оборудование |
0,05 |
4 |
0,2 |
|
10.Быстрая обработка заказов |
0,1 |
5 |
0,6 |
|
11.Система рационального использования рабочего времени |
0,1 |
3 |
0,55 |
|
12.Конкурентоспособные цены |
0,1 |
4 |
0,8 |
|
Суммарная оценка |
1 |
- |
5,6 |
|
Слабые стороны |
||||
1.Конкурентное давление |
0,2 |
5 |
0,4 |
|
2.Неготовность к непредвиденным факторам |
0,1 |
4 |
0,4 |
|
3.Слабая дистрибуция, продвижение услуг, реклама |
0,05 |
3 |
0,45 |
|
4.Отсутсвие стратегии |
0,1 |
2 |
0,5 |
|
5.Низкая мотивация сотрудников |
0,15 |
2 |
0,6 |
|
6.Низкий процент обновления кадров |
0,05 |
3 |
0,4 |
|
7.Нет послепродажного обслуживания |
0,05 |
3 |
0,25 |
|
8.Слабый имидж услуг |
0,1 |
4 |
0,15 |
|
9.Высокая доля косвенных затрат в себестоимости |
0,2 |
4 |
0,45 |
|
Суммарная оценка |
1 |
- |
3,6 |
|
Из таблицы видим, что суммарная оценка сильных сторон предприятия больше, чем слабых 5,6>3,6. Суммарная оценка 3,6 свидетельствует о достаточно сильном влияни и недостатков на конкурентные преимущества предприятия. Но всё же, стоит слабые стороны как-то устранять. Всё время должна проводиться антикризисная политика предприятия для эффективной и прибыльной работы.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон предприятия составлен, наступает этап выявления связей между ними. Для этого используем схему SWOT - анализа, которая имеет общий вид.
Составим данную матрицу по выявленным сильным и слабым сторонам предприятия (рис. 3).
Рис3. «Взаимосвязь сильных и слабых сторон предприятия»
Силы (S) |
Слабости (W) |
|
1.Наличие налаженных связей с потребителями услуг 11.Конкурентоспособные цены 2.Высокая квалификация персонала 6.Низкий процент обновления кадров 3.Высокое качество продукции 4.Сотрудничество с другими предприятиями 5.Хорошие связи с общественностью 6.Гибкость к потребностям потребителей 7.Широкий ассортимент услуг 9.Качественное оборудование 10.Быстрая обработка заказов 12.Система рационального использования рабочего времени |
1.Конкурентное давление 2.Неготовность к непредвиденным факторам 6.Низкий процент обновления кадров 5.Низкая мотивация сотрудников 9.Высокая доля косвенных затрат в себестоимости 3.Слабая дистрибуция, продвижение услуг, реклама 7.Нет послепродажного обслуживания 8.Слабый имидж услуг 4.Отсутсвие стратегии |
|
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
|
1.Расширение номенклатуры производимых услуг 2.Повышение профессиональных качеств персонала 3.Создание эффективной системы внутрифирменного планирования 4. Создание маркетингового отдела |
1.Снижение конкурентоспособности предприятия в результате появления новых конкурентов 2.Изменение потребностей потребителей 3.Форс-мажорные обстоятельства 4.Неквалифицированный персонал в этой сфере |
|
Проведя этот анализ можно сделать выводы, что предприятию необходимо расширить номенклатуру производимых услуг, но обязательно нужно учитывать то, что может произойти снижение конкурентоспособности предприятия, изменение потребностей потребителей или форс-мажорные обстоятельства. Необходимо повышение профессиональных качеств персонала, создание эффективной системы внутрифирменного планирования для системы рационального использования времени и стратегий предприятия. Обязательно нужно создать маркетинговый отдел для высокой дистрибуции, продвижение услуг, рекламы, изучения потребностей потребителей в данной сфере, да и вообще, хорошей связью с общественностью. Но в этом случае стоит учитывать то, что персонал этого отдела будет профессиональным и квалифицированным.
Для оценки влияния возможностей на предприятие используем метод позиционирования с помощью матрицы возможностей (таб.2)
Таб.2 «Матрица возможностей»
Вероятность использования возможностей |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Слабое влияние |
|
Высокая |
Поле «ВС» Создание эффективной системы внутрифирменного планирования |
Поле «ВУ» Создание маркетингового отдела |
Поле «ВСЛ» |
|
Средняя |
Поле «СС» Расширение номенклатуры продукции |
Поле «СУ» Повышение профессиональных качеств персонала |
Поле «ССЛ» |
|
Низкая |
Поле «НС» |
Поле «НУ» Внедрение новой технологии |
Поле «НСЛ» |
|
Для оценки угроз на предприятии используем метод позиционирования с помощью матрицы угроз (таб.3)
Таб 3. «Матрица угроз»
Вероятность использования прогнозов |
Угроза разрушения |
Критическое состояние |
Тяжёлое состояние |
Лёгкие ушибы |
|
Высокая |
Поле «ВУ» Углубление экономического кризиса в стране |
Поле «ВЛ» Снижение конкурентоспособности предприятия в результате появления новых конкурентов |
Поле «ВТ» Неквалифициро- ванный персонал |
Поле «ВЛ» |
|
Средняя |
Поле «СУ» Изменение потребностей потребителей |
Поле «СК» |
Поле «СТ» |
Поле «СЛ» |
|
Низкая |
Поле «НУ» Форс-мажорные обстоятельства |
Поле «НК» |
Поле «НТ» |
Поле «НЛ» Изменение политики правительства |
|
Те угрозы, которые попадают на поля ВУ, ВСУ и НУ (в период углубления экономического кризиса в стране, изменение потребностей потребителей и форс-мажорные обстоятельства), представляют очень большую опасность для предприятия и требуют немедленного и обязательного устранения.
Теперь построим прогноз реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» на основе интерполяции и экстраполяции (таб 4).
Таб 4. «Данные по объёму реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003 - 2009 гг.»
Период |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 (план) |
|
Реализация услуг в оптовых ценах тыс. грн |
120140 |
151030 |
152100 |
164103 |
188119 |
264378 |
290500 |
|
На основе таблицы построим 3 корреляционных поля. Построение и расчёт выполним в Excel. Выполним добавление линии тренда. На вкладке тип выберем линии тренда: линейная, экспоненциальная и полиноминальная.
Рис 4. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при линейной зависимости линии тренда.
Рис 5. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при экспоненциальной зависимости линии тренда.
Рис 6. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при полиноминальной зависимости линии тренда
Таб 5. Сводная таблица подученных результатов
Тип зависимости |
Уравнение |
R2 |
|
Линейная |
у=24127х+88866 |
0,8235 |
|
Экспоненциальная |
у=105260е0,1337*х |
0,8869 |
|
Полиноминальная |
у=5689,8х2-15701х+141970 |
0,9212 |
|
Проанализировав величину коэффициента достоверности аппроксимации, можно сделать вывод, что для представленных исходных данных лучшей зависимостью является полиноминальная , так как R2=0,9212 - наиболее близок к 1. То есть при полиноминальной зависимости наилучшим образом подобранно уравнения реализации товарной продукции ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008гг.
Теперь определим будущие объёмы продаж на 2009-2010 годы на основе экстраполяции(рис.7)
Рис 7. Прогнозирование реализации услуг ООО «Ремстройэнерго» за 2009-2010 гг. на основе экстраполяции.
Таб 6. Прогноз на будущие объемы продаж
Года |
Объём реализации тыс.грн. |
|
2009 |
290500 |
|
2010 |
300000 |
|
В результате проведенного прогноза на последующие 2 года деятельности предприятия можно увидеть тенденцию увеличения объемов продаж. Рост объема продаж свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции.
Однако расчетный показатель за 2009 год. (270000тыс. грн.) отличается от планового (290500 млн. грн.). Это говорит о том, что при планировании не были учтены такие факторы как банкротство банков и мировой экономический кризис. Это говорит о необходимости распределения рисков при взаимодействии с банковской системы и разработки и проведении антикризисных мер, разработке и внедрения инвестиционных программ, дальнейшем обновлении и модернизации оборудования, применении прогрессивных технологий, контроля распределения и использования средств предприятия. Поэтому необходимо дальнейшее внедрение и функционированию системы автоматизированного контроля использования финансовых средств.
2.3 Предложения по совершенствованию вопроса планирования на
предприятии
Планирование на ООО «Ремстройэнерго» организованно системно и эффективно, но в период всемирного кризиса следует изменить некоторые направления и пункты планирования на предприятии.
Кризис уже оставил свой след на экономике предприятия. Стало меньше заказов на металлические конструкции, много предприятий отказалось сотрудничать с ООО «Ремстройэнерго». Предприятие стоит на две ступени ниже, чем раньше. В связи с этим, следует провести антикризисную политику:
- следует расширить номенклатуру услуг (маркетологи должны выяснить, в чём нуждаются сейчас потребители). Для этого нужно открыть маркетинговый отдел с квалифицированным менеджером, который будет изучать рынки сбыта;
-должны проводиться агит-акции, информирование потребителей о новых услугах;
- ООО «Ремстройэнерго» в основном раньше работало с большими фирмами, то сейчас оно должно переключиться на население и предоставлять не только крупные услуги, но и мелкие;
- более гибко приспособиться к нынешней экономике и работать в этих условиях, не изменяя качества своих услуг, чтобы и дальше оставаться на высоком уровне у потребителей;
- проводить акции по своим услугам (скидки, уценки, специальные предложения);
- начальники всех отделов должны будут разработать свой анти-кризисный проект по своему виду деятельности;
Что касается управления производственно-хозяйственной и сбытовой деятельностью предприятия, то лучше всего это осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Переход к интегрированным логистическим системам требует не только расширения методологической базы управления материальными потоками, но и модификации метода планирования и управления.
К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики следует отнести методы системного анализа, методы теории исследования операций, кибернетический подход и прогностику. Применение этих методов позволит прогнозировать движение материальных, финансовых и информационных потоков, создать интегрированные системы их управления и планирования.
В рамках логистической деятельности решаются четыре основные задачи. Специфика каждой из задач требует использования совершенно определенных методов.
При управлении материальными, финансовыми и информационными потоками должно учитываться большое количество факторов, многие из которых носят случайный характер. В этом случае очень удобно использовать имитационное моделирование, тем более что компьютеризация охватывает на сегодняшний день практически все отрасли производства и процессы управления.
Развитие автоматизации производства дает возможность достичь высокой степени интеграции всех производственных подразделений. Это уже не позволяет разрабатывать, автоматизировать и вводить в действие по отдельности этапы производственно-сбытового процесса. В сложившейся ситуации необходимы методы, которые, с одной стороны, позволят объединить все составляющие процесса в единое целое, а с другой - учесть постоянные изменения, т.е. неопределенность любой снабженческо-производственно-сбытовой системы.
На рис.8 представлены основные задачи, решаемые в рамках логистической деятельности производственных предприятий.
Рис.8 основные задачи, решаемые в рамках логистической деятельности производственных предприятий.
Управление любым организационным процессом проходит последовательные стадии от планирования, исполнения и анализа исполнения бизнес процесса, корректировки ранее принятых решений или действий. Эта схема является традиционной схемой управления для многих производств и технологических процессов. И нужно её применить на нашем предприятии.
Чтобы продолжать эффективно и качественно продолжать свою деятельность, предприятию ООО «Ремстройэнерго» следует усовершенствовать производственную структуру, объединив бригады, чтобы быстрее работать.
Чтобы достичь предприятию положительного экономического эффекта в будущем, нужно чтобы результаты деятельности предприятия превышали свои затраты. А чтобы это получить, нужно расширить производство, либо экономить ресурсы на единицу продукта, либо и то, и другое. При этом увеличится реализация услуг, балансовая прибыль.
Для примера, приведу политику по увеличению объёма предоставления услуг на предприятии. В таб.7 сравню данные с прошлыми годами.
Таб.7 Технико-экономические показатели.
Показатели |
Ед. |
2008 |
2009 |
% |
2010 |
% |
|
1. Объём услуг |
Тыс.Грн |
850000 |
950000 |
89,4 |
990000 |
104,2 |
|
2. Объём предоставления услуг в ценах |
Тыс.Грн |
110000 |
125862 |
114,2 |
145236 |
115,3 |
|
3. Металлические изделия |
Тонн. |
25016 |
27643 |
110,5 |
28429 |
101,3 |
|
4. Валовой объём |
Тыс. ст.-н./год |
1012,1 |
1156,4 |
114,2 |
1189,6 |
102,8 |
|
5.Среднемесячная зарплата 1-го работника |
Грн. |
1500 |
1900 |
126 |
2400 |
126,3 |
|
6.Балансовая прибыль |
Тыс. Грн |
42300 |
45600 |
107,8 |
54120 |
118,6 |
|
7.Количество работников |
Чел. |
150 |
162 |
108 |
218 |
134,5 |
|
Сопоставив данные, можно сделать вывод, что если увеличится объём услуг, то увеличится прибыль, а потом естественно и заработная плата работников, и количество работников (можно будет открыть маркетинговый отдел), и валовой объём.
Поэтому рационально и эффективно внедрить новый ассортимент услуг, выйти на конкурентный рынок по новым услугам, провести анти-кризисную политику, улучшить структуру предприятия, увеличить объём предоставляемых услуг, открыть маркетинговый отдел, мотивировать работников премиями для эффективной, качественной и своевременной работы. А главное, планировать свою деятельность так, чтобы можно было, гибко приспособится к мировому кризису. Не экспериментировать над новыми услугами, а выбрать такие, какие более подходят к деятельности предприятия. И просто рассчитывать на свои возможности так, чтобы желания их не превышали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов.
Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.
Планирование даёт ответы на следующие вопросы:
1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах. 2)каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации.
Проведя SWOT-анализ ООО «Ремстройэнерго», я определила сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы. Из этого можно сказать, что предприятие в условиях мирового кризиса работает эффективно, но не с таким успехом, как раньше. Уменьшился спрос на услуги, поэтому нужно увеличить ассортимент предоставляемых услуг и увеличить их объём для дальнейшей деятельности. Такая политика, по моему мнению, будет самой выгодной. Конечно, сразу не будет такого успеха, как раньше, но зато оно продержится на «плаву» во время всемирного кризиса. А после кризиса, уже будут составляться другие проекты по дальнейшей деятельности и развитию фирмы.
ЛИТЕРАТУРА
1. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995, 478 с. [1] стр.
2. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. [2] стр.
3. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 1996, 430 с. [3] стр.
4. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента - М.: "Дело", 1992. [4] стр.
5. Глухов В.В. "Менеджмент", "Спецлит" Санкт-Петербург , 2000 [5] стр.
6. Котлер Ф. "Маркетинг. Менеджмент" "Питер", Санкт-Петербург 2001 [6] стр.
7. КузнецоваЮ.В. , Подлесных В.И. "Менеджмент" ИД "Бизнес-пресса", Санкт-Петербург 2001 [7] стр.
8. Максимцов М.М. «Менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 1999 [8] стр.
9. Виханский О.С. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс», Москва, фирма «Гардарика», 1996 [9] стр.
10. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 1998 [10] стр.
11. Волкова К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции», Москва, ОАО «Издательство Экономика»», 1997 [11]стр.
12. Устав ООО " Ремстройэнерго". [12] стр.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Налог на доходы физических лиц |
Курсовая работа | Залог как мера пресечения |
Курсовая работа | Антимонопольная политика государства |
Курсовая работа | Острый панкреатит |
Курсовая работа | Сроки и исковая давность в Гражданском праве РФ |
Курсовая работа | Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында |
Курсовая работа | Государственное регулирование внешнеторговой деятельности |
Курсовая работа | Окрашивание волос - способ "Мелирование" |
Курсовая работа | Валютная система Российской Федерации |
Курсовая работа | Потребительское поведение |
Курсовая работа | Анализ эффективности использования основных фондов |
Курсовая работа | Психологическая готовность ребенка к школьному обучению |
Курсовая работа | Уголовное преследование |
Курсовая работа | Деятельность страховых организаций |
Курсовая работа | Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства |