29
Красногорский филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Академия народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации
Кафедра управления
Курсовая работа
Дисциплина: Менеджмент
Организация управления малым предприятием
Выполнил:
Костюков А. А.,
(Менеджмент организации, 2 курс)
Руководитель:
Николаева Г. Н. (к.э.н., доцент)
Красногорск 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие малого предприятия
1.2 Менеджмент на малом предприятии
1.3 Организационная структура малого предприятия
1.4 Управление персоналом малого предприятия
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕРТИКАЛЬ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ управления персоналом ООО «Вертикаль»
Глава 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ООО «ВЕРТИКАЛЬ» И РЕКОМЕНДАЦИИ
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня малые предприятия - это важный элемент рыночной экономики, без которого государство не может гармонично развиваться. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, качество и структуру ВВП, поскольку составляет большую его часть.
Малый бизнес придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад он вносит в формирование конкурентной среды, что для экономики России имеет первостепенное значение. Именно в среде малого предпринимательства создаются условия максимально приближенные к условиям совершенной конкуренции.
По количественным показателям развития малого бизнеса российская экономика отстает от ведущих стран мира. Стоит отметить, что проблемы и недостатки в развитии малого бизнеса определяются не только внешними условиями их функционирования, но и внутренними причинами, среди которых важнейшее место занимает неэффективное управление.
Итак, значимость малого бизнеса в экономике страны велика. Однако больше половины малых предприятий не доживают до двух лет. Встает вопрос о правильном управлении предприятием, которое обеспечит ему устойчивое развитие.
Ведущее место в управлении малым предприятием занимает управление персоналом.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей управления в малом предприятии, а так же подробное рассмотрение функции управления персоналом на примере предприятия сферы строительства и коммунальных услуг ООО «Вертикаль».
Предмет работы: малые предприятия.
Объект работы: управленческая деятельность на малом предприятии (на примере ООО «Вертикаль»).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Понятие малого предприятия
Чтобы говорить об управлении на малом предприятии, необходимо ввести понятие самого малого предпринимательства. Малое предпринимательство -- это вид предпринимательской деятельности, осуществляемой субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях.
Среди критериев, определяющих малые предприятия, общее число которых составляет свыше пятидесяти, наиболее часто применяемыми является средняя численность работников, занятых на предприятии; ежегодный оборот, полученный предприятием; величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих человек.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
В соответствии с действующим в настоящее время Федеральным законом Российской Федерации от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов менее 25%, либо не превышает это число. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%, а средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
· в промышленности--100 человек;
· в строительстве-- 100 человек;
· на транспорте -- 100 человек;
· в сельском хозяйстве -- 60 человек;
· в научно-технической сфере -- 60 человек;
· в оптовой торговле -- 50 человек;
· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -- 30 человек;
· в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности -- 50 человек.
Так же под субъектами малого предпринимательства понимаются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Согласно вышеупомянутому закону, многопрофильные малые предприятия (осуществляющие несколько видов деятельности) относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя численность работников малого предприятия за отчетный период определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников филиалов, представительств и других отдельных подразделений данного юридического лица. В случае превышения малым предприятием установленной численности указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Федеральный закон Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации» в редакции Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ, вступивший в силу с января 2008 года, внес изменения в критерии отнесения субъекта хозяйственной деятельности к малому предприятию:
l суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов);
l доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
l средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;
б) для малых предприятий до 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются микропредприятия (не более 15 человек);
l выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, новый Закон вводит понятие малых предприятий, определяя их предельную численность 100 человек вне зависимости от сферы деятельности организации, и понятие микропредприятий, численность которых не превышает 15 человек. Данный закон также вводит ограничения на балансовую стоимость активов и выручку организации Федеральный закон РФ от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации».
Итак, при отнесении организаций к субъектам малого предпринимательства все большее внимание уделяется их финансовому состоянию, а не численности персонала.
Помимо критериев, обозначенных в Федеральном законе Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ, существует ряд характерных особенностей данной группы организаций.
Во-первых, гибкость и быстрота принятия решений, поскольку именно деятельность малого предприятия легче проанализировать относительно меняющихся условий рынка, определяя его хозяйственную политику.
Во-вторых, малые размеры позволяют легко контролировать производственный процесс предприятия, изменяя его в связи с актуальными запросами потребителя. Для малых предприятий характерна быстрая реакция на изменения в налогах, льготах, кредитно-денежной политике. Именно в малом бизнесе создаются условия для быстрого действия, изменения производственного процесса, эффективного прорыва на рынке, стабильности в конкурентной борьбе.
В-третьих, прямая передача информации, ее быстрое усвоение и быстрая реакция на поступающие команды и распоряжения в самом предприятии, а также взаимосвязи его с партнерами, простые коммуникационные связи внутри предприятия, дают хороший предпринимательский эффект.
В-четвертых, личные связи, зачастую вредящие в крупном деле, особенно на уровне взаимодействия крупных организаций между собой, или же на государственном уровне, составляют основу малого бизнеса. Часто неформальные отношения между работниками предприятия или даже его клиентами, способны привести к положительному результату. В малых предприятиях их не только можно использовать, но и достаточно быстро получить эффективную отдачу.
1.2 Менеджмент на малом предприятии
Менеджмент, в целом, определяется как система принципов, методов, средств и форм управления, направленная на наиболее рациональное использование всех ресурсов предприятия для достижения поставленных целей. На малом предприятии к этому добавляется еще и своя специфика, как например то, что круг вопросов, охватываемых руководителем довольно обширен, к тому же руководителю приходится теснее сотрудничать с подчиненными, чтобы они продуктивнее работали, независимо от того, хочет он этого или нет. Именно достижение продуктивности работы предприятия, получение конкретных результатов характеризуют менеджера как специалиста по управлению.
В этой связи различают менеджера по вкладу (выполнение соответствующих функций) и по результатам (иногда такой подход называют «управление по целям»). Рассмотрим, в чем различия двух этих подходов к управлению.
Руководитель по результатам в своей деятельности принимает во внимание окружение, как своего предприятия, так и внешнее; вырабатывает принципы деятельности для своих подчиненных и для всего предприятия. Такой руководитель принимает во внимание требования сложившейся ситуации; поощряет подчиненных ставить перед собой высокие цели. Он способен отличить существенное от несущественного (в смысле рационального использования времени), а так же прибегает к конструктивной критике деятельности организации; не боится риска и ответственности.
Руководитель по вкладам концентрируется только на своих подчиненных и коллегах по работе, действует схематично даже в изменяющихся условиях. Стремится сам преподнести как свои, так и чужие идеи, и заинтересован в основном только своей карьерой. Ограничивает свои интересы теми специальными областями, которые освоены им во время учебы и на практике. Критикует методы работы, боится риска и ответственности.
К сожалению, в российской практике управления малыми предприятиями зачастую встречаются такие случаи, что для осуществления руководства деятельностью предприятия руководитель предприятия назначается исходя из субъективных факторов, таких как личные симпатии или родственные связи. В таком случае назначенный руководитель, как правило, оказывается вполне подходящим под описание руководителя по вкладам, что губительным образом сказывается на развитии доверенной такому управляющему фирмы.
Однако руководство на малых предприятиях должно быть более гибким, в этой связи мудрые владельцы малых предприятий подбирают управленческий персонал для своей фирмы среди «руководителей по результатам», и сами придерживаются этого типа руководства при совмещении полномочий собственника и руководителя. Рассмотрим основные элементы управления по результатам.
Сущность этой концепции - целостная система управления, направленная на конечные результаты и основанная на использовании творческого потенциала персонала, а также современных методов и техник управления.
Цели - это те ключевые результаты, к которым предприятие стремится в своей деятельности на протяжении длительного периода времени. Цели не могут быть постоянными, они меняются в связи с изменениями внешних и внутренних условий, при достижении предшествующих целей или вследствие признания их ошибочности.
Стадии процесса управления:
планирование результатов, включающее стратегическое, годовое и индивидуальное планирование (планы работы лиц, занимающих ключевые посты);
достижение результатов на основе ситуативного руководства, отражающего динамичность предприятия и его окружения. При этом обращается внимание на методы и технику руководства, стиль управления, упорство руководителя, творческий подход, изучение окружающей среды, людей и их занятий;
контроль с целью оценки достигнутых результатов и способов выполнения намеченных мероприятий. Оценка результатов сводится к определенным выводам, которые следует учитывать в дальнейшей работе.
Управление по результатам предполагает совершенствование структуры предприятия, воспитание профессионально подготовленных руководителей. Само по себе развитие выступает как некий процесс изменений, которыми можно управлять.
Таким образом, управление по результатам ориентируется на достижение конкретных результатов вместо простого выполнения функций и дает возможность оценить способности менеджера как руководителя предприятия, организатора эффективной работы коллектива. Ведь в бизнесе, в том числе и в малом, в конечном счете, важны именно результаты, а не пути их достижения.
Результаты работы предприятия, положительные или отрицательные, - это, прежде всего, результаты управления. И если малое предприятие работает плохо и нерентабельно, не всегда стоит заменять рабочих, возможно, стоит заменить управляющего.
1.3 Организационная структура малого предприятия
Управление предполагает ведение предприятия к поставленной цели и использование его ресурсов наилучшим образом. Принято считать, что не существует идеальной модели управления, поскольку каждое предприятие уникально. Поэтому фирмы находятся в процессе постоянного поиска своей собственной модели управления.
Современная система управления на малом предприятии должна быть, прежде всего, простой и гибкой. Главным ее критерием должно быть обеспечение эффективности работы предприятия и его конкурентоспособности. На малых предприятиях без соблюдения этих условий трудно вообще рассчитывать на успех.
Организация управления малым предприятием предполагает решение таких вопросов, как создание структуры предприятия и распределение полномочий.
При этом ключевым аспектом организации управления является создание структуры предприятия. Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых взаимоотношениях, обеспечивающая их функционирование и развитие как единого целого. Элементами структуры предприятия являются отдельные сотрудники, отделения и другие звенья аппарата управления. В рамках структуры предприятия протекает процесс управления (движение информации и принятие управленческих решений). Между участниками процесса управления распределены задачи и функции управления, а также права и ответственность за их выполнение.
Организационная структура предприятия - это средство для достижения поставленных целей и задач. Работа над созданием организационной структуры должна начинаться с определения целей и стратегии предприятия. Структура следует за стратегией, определяется ею, следовательно, структура меняется тогда, когда меняется стратегия.
Для российского малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Управление такой фирмой обычно берет на себя собственник, на которого ложится также вся ответственность и риск предпринимательства. Глава фирмы в таком случае нередко сам занимается бухгалтерским учетом, сбытом и снабжением, ценами и рекламой. При этом многое зависит от его целеустремленности и работоспособности.
Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.
1.4 Управление персоналом малого предприятия
Для реализации функций управления коллективом используются определенные методы руководства, представляющие собой совокупность приемов управления, используемых руководителем. Обычно они фиксируются в специальных уставных положениях. Так называемая поведенческая модель руководителя складывается в процессе выполнения им профессиональных управленческих функций. Умелый выбор приемов и методов управляющего воздействия на коллектив определяет профессиональное мастерство руководителя.
В недавнем прошлом при характеристике методов управления все внимание сосредотачивалось только на экономических и административных методах. Но за последнее время сформировалось представление о наличии трех основных групп методов управления: экономических, организационно-распорядительных и социально-психологических.
Экономические методы представляют собой комплекс образных экономических рычагов, создающих выгодные для хорошей работы условия.
Административные методы отличаются от экономических лишь формами и приемами воздействия (однозначное воздействие, продиктованное приказом или распоряжением), но и те, и другие призваны решать одинаковые задачи.
Социально-психологические методы заключаются, прежде всего, в создании определенных отношений в коллективе, таких, при которых выбор поведения, необходимого руководителю, осуществляется добровольно, в соответствии с ценностями и нормами коллектива. Один из важнейших элементов социально-психологического метода - убеждение. Однако принуждение, убеждение или просьба также могут использоваться в деятельности руководителя.
Руководитель в первую очередь должен выбирать наиболее эффективные методы воздействия, учитывая конкретные условия, форму работы коллектива, индивидуальность каждого работника. Но стоит учесть, что, различные методы управления тесно взаимосвязаны, и методы руководства нельзя противопоставлять друг другу.
Функции, методы и стиль руководства реализуются при конкретных обстоятельствах в оперативных действиях руководителя. Среди прочих оперативных управленческих действий выделяются следующие основные: распределение заданий и полномочий, контроль над процессом их выполнения, применение каких-либо стимулов выполнения заданий со стороны руководителя.
Стиль руководства можно определить, как совокупность определенных принципов, наиболее характерных и устойчивых методов решения поставленных задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций руководства. Стиль руководства отражает как характер применения методов, так и индивидуальные особенности руководителя и его личные качества.
Можно выделить три стиля руководства: директивный, товарищеский и попустительский.
В практике российских малых предприятий часто встречается директивный стиль: руководитель, жестко регламентируя задачи и методы деятельности подчиненных, сосредотачивает решение всех вопросов в своих руках, при этом практически не советуется с подчиненными, не терпит возражений и обсуждения своих решений. Часто это можно объяснить психологией поведения «собственника» или «хозяина», либо опасениями, что никто кроме него не сможет принять правильного решения, а это может повлечь отрицательный результат работы предприятия.
Однако постепенно в российском малом бизнесе руководители начинают придерживаться товарищеского или демократичного стиля, особенно на малых предприятиях, где руководство состоит из молодых и прогрессивных управляющих. Такие руководители информируют членов коллектива о своих планах относительно деятельности предприятия, советуется с ними и считается с их мнением в процессе принятия решений. Кроме того они избегают навязывания своего мнения подчиненным, обсуждают с ними возможные варианты, предоставляют сотрудникам самостоятельность в тех вопросах, которые касаются сферы деятельности каждого, используют их инициативу при решении возникающих проблем.
Руководители, придерживающиеся этого стиля, находятся в товарищеских отношениях с подчиненными, хотя и соблюдает необходимую дистанцию. Они отдают предпочтение методам убеждения и стимулирования и применяют главным образом экономические и социально-психологические методы руководства, но при необходимости могут прибегнуть и к приказу. Санкциям используются только в случае, если исчерпаны все другие способы воздействия.
Руководитель попустительского (пассивного) стиля на практике среди руководителей встречается редко. Однако такой стиль характерен для руководителей, назначенных на основании родственных или дружеских связей, или в случае необходимости формального присутствия руководителя, в свою очередь подчиняющегося кому-то еще. Такой руководитель характеризуется нерешительностью и отсутствием твердости при принятии решений. Задачи он ставит самой общей форме, практически не контролируя процесс их выполнения. Пассивно относится к ходу работы, как будто выполняет неинтересную и нудную работу, делая тем самым кому-то одолжение. Иногда стремится передать решение вопросов своей компетенции кому-то из подчиненных, удаляясь от принятия решений.
При выборе стиля руководства следует учитывать многие факторы, такие как вид деятельности предприятия, квалификация подчиненных, сплоченность коллектива.
Стоит отметить, что в действительности каждый из указанных стилей руководства в чистом виде встречается довольно редко. В деятельности конкретного руководителя обычно переплетаются различные стили.
Практически ключевое значение для успеха деятельности малого предприятия имеет формирование коллектива. Правильный подбор персонала - важный аспект эффективного менеджмента, к которому стоит подходить очень серьезно.
Чтобы нанять необходимых работников, следует, прежде всего, определить задачи, которые они будут выполнять, качества, которыми им необходимо обладать, и их квалификацию. Таким образом, необходимо в деталях проанализировать содержание работы, на которую предприятие нанимает сотрудника. В малых предприятиях практически каждый работник, как правило, - единственный специалист в своей области, и если он своими качествами и навыками не соответствует занимаемой должности, или недостаточно квалифицирован, его попросту некем будет заменить. Отсюда следует вывод о важности правильного подбора кадров.
В результате проведенного анализа можно получить достаточно полное представление о необходимой должности. Далее на основе анализа необходимо составить должностную инструкцию, которая включает следующие параметры: название должности и указание вышестоящего сотрудника; обязанности и основные функции работника; вознаграждение, (зарплата, сверхурочные, отпуск); дополнительные льготы.
Разработав должностную инструкцию, руководитель фирмы будет знать, что требуется от сотрудника. Далее необходимо определить критерии, по которым фирма будет подбирать работника, наиболее подходящего для данной должности, такие как физические данные, образование, личные черты, диспозиция, интеллект и другие. Для каждого предприятия эти критерии определяются индивидуально, в зависимости от потребностей.
На основе всех критериев составляется полный набор требований для конкретной должности. Такой подход ускорит процесс отбора кандидатов и собеседования с ними.
Однако в малом бизнесе для большей эффективности работы важно не просто найти квалифицированных специалистов, но и сформировать дееспособную группу. При этом необходимо учесть ряд факторов, которые непосредственно влияют на эффективность работы группы, таких как:
· Размер - от 3 до 9 человек.
· Состав - люди с непохожими чертами характера.
· Конфликтность - различия во мнениях повышают уровень эффективности работы, то есть здоровый уровень конфликтности предпочтительнее единства во мнениях.
· Статус членов группы - имеющие более высокий статус члены группы не доминируют.
Руководителю следует учесть, что каждая группа имеет свою динамику. Возникающие и формируемые группы проходят примерно одни и те же стадии развития. Чем более развита группа, тем эффективнее ее деятельность. Однако разным группам понадобится разное время для достижения наивысшей эффективности. По этой причине руководитель, ориентированный на результат, должен хорошо знать стадии развития группы и заботиться о формировании сплоченной, работоспособной группы.
Стадии развития группы:
· Формирование новой группы - члены группы ищут свои роли.
· Приобретение навыков - выяснение форм деятельности.
· Упрочнение групповой работы - сотрудники начинают действовать как группа.
· Разделение на подгруппы - появление критикующих сторон.
· Создание внутренней гармонии - равновесие в группе любой ценой.
· Дробление - разрушение искусственного равновесия, критическая стадия.
· Идеальная группа - гибкая и эффективная группа, работа основывается не только на деловых отношениях, но и на чувствах.
Иногда в случае перехода группы к критической стадии развития, руководитель может принять решение об изменении состава группы. Однако следует отметить, что такого рода решение может губительным образом сказаться на деятельности малого предприятия. В любом случае увольнение - мера крайняя и не самая предпочтительная, а члены любой группы, даже самой конфликтной, впоследствии могут найти общий язык, если перед ними грамотно ставить задачи.
Таким образом, основными задачами руководителя малого предприятия являются подбор персонала, формирование работоспособных групп и дальнейшая организация деятельности, как всего предприятия, так и отдельных групп.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕРТИКАЛЬ»
2.1 Общая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Вертикаль» (далее для удобства будем употреблять сокращенное название ООО «Вертикаль») было создано решением №1 учредителей о создании Общества на основании Федерального Закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” от 08.02.1998 года и действующего гражданского законодательства РФ; действует в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Учредительные документы приведены в соответствие с Федеральным законом от 08 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью», который вступил в силу с 1 марта 1998 года.
ООО «Вертикаль» осуществляет широкий спектр услуг, в том числе: обслуживание жилых домов собственников жилья и прочих зданий согласно заключенным договорам; строительные, ремонтные, отделочные, монтажные работы; содержание и техническое обслуживание жилых домов и объектов жилищно-коммунального хозяйства, а также иные виды услуг. Численность предприятия в 2009 году составила 72 человека, что дает нам возможность говорить об ООО «Вертикаль», как о малом предприятии.
Директор ООО «Вертикаль» реализует свои обязанности по принципу единоначалия и несет персональную ответственность за деятельность предприятия.
Организационная структура ООО «Вертикаль» - линейная. Основу такой организационной структуры предприятия составляет так называемый «линейный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. По каждой из подсистем формируется некая иерархия служб («линейка»), пронизывающая всю организацию. Непосредственно директору подчиняется главный бухгалтер, который несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Организационная структура ООО «Вертикаль» представлена на рисунке 1. ООП
29
Рис.1. «Организационная структура ООО «Вертикаль»
В среднем каждая рабочая группа включает 5-6 человек, что соответствует факторам эффективности работы малого предприятия, определенным в первой главе.
Управление в ООО «Вертикаль» осуществляется во всех сферах деятельности: производственной, плановой и финансовой, технике и технологиях, работе с персоналом. Каждый такой аспект дает определенную картину одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой полную характеристику деятельности предприятия. Каждая из указанных подсистем имеет целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
Следует отметить, что целью ООО «Вертикаль», действующего на основании законодательства, является получение прибыли. Управленческие решения принимаются исключительно директором предприятия. Степень информирования сотрудников находится в тех пределах, какие необходимы для выполнения конкретной работы.
Основным методом стимулирования сотрудников в ООО «Вертикаль» является денежное стимулирование. На предприятии используют две основные формы заработной платы - сдельную и повременную. В первом случае размер денежного вознаграждения определяется пропорционально объему выполненной работы (применяется к ремонтным бригадам). Во втором - уровень оплаты труда связывается с продолжительностью затраченного на него времени (применимо к служащим). На основе этих двух форм формируются различные варианты оплаты труда.
Кроме того, предприятием используется такая форма оплаты труда, как оплата «за квалификацию». Эта форма характеризуется тем, что уровень оплаты определяется знаниями и умениями сотрудников. В основе лежит почасовая оплата труда, которая может быть увеличена в соответствии с повышением квалификации сотрудником, как в рамках своих основных должностных обязанностей, так и при освоении каких-либо других видов деятельности. Преимуществом такой формы оплаты является возрастание самооценки работников и желания работать добросовестно, а также уменьшение рутинности трудового процесса. Для того чтобы эта система работала, руководство предоставляет сотрудникам возможности для повышения квалификации, а также использует методы объективной оценки уровня их квалификации.
Система оплаты труда строится на выборе тех или иных форм заработной платы и установлении соотношения между элементами вознаграждения, а именно: повременно-премиальная, сдельно-премиальная, повременная и т. п.
Итак, ООО «Вертикаль» применяет следующие формы денежного стимулирования:
· материальное вознаграждение;
· ставка заработной платы;
· дополнительные выплаты (помощь в оплате расходов на образование, медицинское обследование, страхование).
2.2 Анализ управления персоналом ООО «Вертикаль»
Одной из особенностей ООО «Вертикаль» является то, что работники знают друг друга, так как работают вместе не один год и, кроме того, существует жесткая система отбора при приеме на работу, поэтому люди, устраивающиеся на предприятие, либо увольняются сразу, либо остаются. Как правило, это происходит в период испытательного срока. Условия договора, которые подписывают с теми, кто выдержал испытание, достаточно жесткие. Если в каком-либо отделе из-за неправильных действий руководителя или его подчиненных сложилась сложная ситуация, то дается какое-то время, чтобы исправить такое положение собственными силами или с помощью других специалистов, либо руководитель понижается в должности, а его место занимает тот, кто способен вывести данную ситуацию из тупика. Это позволяет говорить о жесткой дисциплине, способствующей эффективной работе предприятия, поскольку каждый сотрудник (в первую очередь руководители отделов) имеют стимул к качественному выполнению своей работы.
Таблица 1 Показатели текучести кадров ООО «Вертикаль» за 2006-2009 годы.
Показатели |
2006г |
2007г. |
2008г. |
2009г. |
|
Всего человек |
65 |
68 |
70 |
72 |
|
Принято (чел.) |
6 |
5 |
10 |
11 |
|
Уволено (чел.) |
3 |
3 |
8 |
8 |
|
Коэффициент текучести |
4,5% |
4,3% |
11,2% |
10,9% |
|
Полезно было бы рассмотреть показатели текучести кадров на предприятии. В таблице 1 приведены дынные по приему и увольнению сотрудников за 2006-2009 годы, а также коэффициенты текучести кадров ООО «Вертикаль».
Как видно, в 2006 и 2007 годах текучесть кадров была в пределах нормы. А в 2008 текучесть кадров явно превышала нормальный показатель (5%). Это обусловлено тем, что на предприятии в период становления (2006-2008 годы) шел процесс формирования коллектива. И только в 2008 году начинается приток новых кадров, хотя цифра уволенных все также растет. Однако в 2009 году наблюдается положительная тенденция к уменьшению текучести кадров, что характеризует деятельность руководителей с хорошей стороны. Текучесть кадров влияет на снижение эффективности деятельности предприятия.
В ООО «Вертикаль» заняты люди разных возрастов. По данным за 2008 год на предприятии были заняты сотрудники: моложе 18 лет - 5%, до 25 лет - 17%, до 30 лет - 19%, до 40 лет - 11%, до 50 лет - 36%, до 60 лет и старше - 13%.
Такая политика подбора персонала также способствует более эффективной работе предприятия.
Что касается деловой оценки персонала, то в ООО «Вертикаль» решаются следующие основные задачи:
· выбор места в организационной структуре и установление функциональной роли оцениваемого работника;
· разработка программы развития нового или работающего специалиста;
· определение способов внешней и внутренней мотивации работника.
Деловая оценка проводится в несколько этапов: сбор и обобщение предварительной информации о сотруднике; собеседование с оцениваемым сотрудником (проводит руководитель предприятия); формирование руководителем экспертного заключения по результатам деловой оценки и его представление в экспертную комиссию; принятие решений экспертной комиссией.
Факторы, учитываемые при оценке труда персонала ООО «Вертикаль» приведены в таблице 2.
Таблица 2 Факторы, учитываемые при оценке труда в ООО «Вертикаль».
Факторы |
Содержание факторов |
|
Естественно-биологические |
Пол, возраст, состояние здоровья, умственные способности, физические способности, климат и др. |
|
Социально-экономические |
Состояние экономики, государственные требования, ограничения и законы в области труда и заработной платы, квалификация работника, мотивация труда, уровень жизни и др. |
|
Технико-организационные |
Характер решаемых задач, сложность труда, состояние организации производства и труда, условия труда, объем и качество получаемой информации и др. |
|
Социально-психологические |
Отношение к труду, психофизиологическое состояние работника, моральный климат в коллективе и др. |
|
Рыночные |
Развитие экономики, развитие предпринимательства, уровень и объем приватизации, акционирование организаций, конкуренция, инфляция, безработица и др. |
|
Оценка результатов труда - одна из функций управления персоналом в ООО «Вертикаль», направленная на определение уровня эффективности выполнения работ. Она является составной частью деловой оценки персонала наряду с оценкой его труда и личностных качеств и состоит в определении того, насколько результаты труда сотрудника соответствуют поставленным задачам и запланированным показателям.
Результат деятельности самого руководителя предприятия выражается через итоги выполнение плана, а также через социально-экономические условия труда сотрудников, в том числе уровень оплаты труда и иная мотивация персонала. А результат деятельности специалистов определяется через объем, полноту, качество и своевременность выполнения своих функций и обязательств.
Наряду с количественными показателями - прямыми, на предприятии используются и другие факторы характеризующие степень достижения результатов. Сюда относятся: оперативность работы, напряженность, интенсивность, сложность и качество труда. Эти факторы характеризуют деятельность работника по определенным критериям, соответствующим идеальным представлениям о процессе выполнения должностных обязательств и функций, составляющие основу данной должности, и то, какие качества должны быть проявлены. Оценка персонала в ООО «Вертикаль» осуществляется для определения соответствия работника вакантному или занимаемому рабочему месту и выполняется с помощью аттестации кадров.
Аттестация кадров - это некая комплексная оценка, учитывающая потенциал работника и его индивидуальный вклад в конечный результат. Аттестация, как способ оценки персонала, существует в ООО «Вертикаль» со дня основания. Основные критерии, по которым осуществляется аттестация сотрудников: выполнение функциональных обязанностей, достигнутые результаты деятельности, личные качества.
По результатам аттестации принимаются решения о дальнейшем служебном росте, перемещении или увольнении сотрудника. Основные задачи аттестации сотрудников: развитие персонала и усиление мотивации труда; определение степени соответствия работника занимаемой должности; формирование резерва кадров на выдвижение на руководящие должности; определение потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки.
Процесс аттестации в ООО «Вертикаль» делится на 4 основных этапа.
На подготовительном этапе издается приказ о проведении аттестации и утверждении состава аттестационной комиссии. Разрабатывается положение об аттестации; составляется список сотрудников, подлежащих аттестации; подготавливаются отзывы-характеристики и на аттестуемых; информируется коллектив о сроках, целях, особенностях и порядке проведения аттестации.
На этапе оценки сотрудника и его трудовой деятельности создается экспертная группа. В ее состав входят: непосредственный руководитель аттестуемого, 1-2 специалиста этого подразделения, работник кадровой службы. Экспертная группа осуществляет оценку показателей уровня знаний, умений, навыков, качества и результатов труда аттестуемого.
Этап проведения аттестации заключается в заседании аттестационной комиссии, на которое приглашаются аттестуемые и их непосредственные руководители; рассмотрении всех материалов, представленных на аттестацию; заслушивании аттестуемых и их руководителей; обсуждении материалов аттестации, высказывании приглашенных, формировании заключений и рекомендаций по аттестации работников. Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомендации комиссии заносятся в оценочный лист. Лист оценки деятельности и личностных качеств заполняется руководителем аттестуемого и представителем кадровой службы. Заседание аттестационной комиссии оформляется протоколом, подписываемым председателем и секретарем комиссии. Следующий этап принятие решений по результатам аттестации, где формулируется заключение.
Особое внимание в ООО «Вертикаль» обращается на соблюдение аттестуемыми трудовой дисциплины. Аттестационная комиссия дает рекомендации по продвижению аттестуемого на вышестоящую должность, поощрению за достигнутые успехи, увеличению заработной платы, переводе на другую работу, об освобождении от занимаемой должности и другие.
Результаты аттестации позволяют руководству ООО «Вертикаль» оценить в целом кадровый потенциал сотрудников для формирования и реализации целенаправленной кадровой политики. ПРКПДРКДПЭЦКРП
Таким образом, аттестация кадров является комплексной оценкой, учитывающей потенциал и индивидуальный вклад работника, и проводится силами аттестационной комиссии.
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ООО «ВЕРТИКАЛЬ» И РЕКОМЕНДАЦИИ
Оценивая эффективность работы предприятия ООО «Вертикаль», остановимся на следующих показателях:
· организационная структура;
· стиль руководства;
· коллектив и управление персоналом.
Как уже отмечалось в первой главе, для российского малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. В ООО «Вертикаль» вся власть и ответственность сохраняется за директором.
Организационная структура предприятия - линейная, что, по моему мнению, наиболее эффективно в сфере строительства и коммунальных услуг.
На мой взгляд, руководители придерживаются директивно-товарищеского стиля руководства. На предприятии действует жесткая дисциплина, перед сотрудниками четко поставлены задачи - явные признаки директивного стиля. Однако степень информирования сотрудников о целях предприятия и намерениях руководителей достаточно велика, чтобы говорить о товарищеском стиле.
Весь коллектив разделен на группы, в среднем по 5-6 человек. Такое формирование рабочей группы наиболее эффективно, поскольку в большой группе всегда будет возникать множество разногласий, и, напротив, слишком малая группа зачастую неспособна найти правильное решение в конкретной ситуации. Кроме того на предприятии работают люди разных возрастов. Это характеризует политику подбора персонала предприятия с хорошей стороны, поскольку разные поколения по-разному смотрят на ситуацию, что позволяет наиболее полно рассмотреть все аспекты поставленной задачи добиться наилучшего результата в работе.
Таким образом, на мой взгляд, деятельность предприятия в целом осуществляется эффективно.
Однако следует отметить, что коэффициент текучести кадров на предприятии слишком высок, чтобы говорить об успешном управлении. На данный момент руководителю необходимо нормализовать этот показатель, прежде всего выявив причины увольнений. По моему мнению, важной причиной является недостаток стимулирования сотрудников.
В качестве рекомендаций ООО «Вертикаль» в области управления персоналом можно предложить улучшение планирования карьерного роста персонала со стороны руководителя. Уже на стадии принятия на работу кандидату на должность необходимо показать все варианты горизонтального и вертикального продвижения по карьерной лестнице и те результаты, которых ему следует для этого достичь. В практике российского малого бизнеса такое явление встречается редко. Но именно планирование карьерного роста сотрудников на уровне руководства создаст привлекательные условия для людей, рассматривающих возможность работы на данном предприятии. Кроме того у сотрудников, уже работающих на предприятии, будет дополнительный стимул к эффективной и продуктивной работе. В данном случае это послужило бы хорошим дополнением к материальному стимулированию, которое в развито и широко используется в ООО «Вертикаль». При этом следует учитывать индивидуальные потребности человека. Это актуально именно на малых предприятиях, где численность сотрудников невелика.
Необходимо разработать систему оценки труда и способностей сотрудников не только при принятии их на работу с целью определения их пригодности, но и в дальнейшем, чтобы определить возможные пути их карьерного роста.
Такой подход к планированию карьерного роста персонала будет успешен также и на предприятиях сферы розничной и оптовой торговли, а так же промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, малый бизнес играет важную роль в экономике современного развитого государства. Однако важным вопросом является осуществление грамотного управления малыми предприятиями.
В этой курсовой работе я рассмотрел особенности управления малыми предприятиями. В процессе работы я более подробно остановился на рассмотрении функции управления персоналом малого предприятия, поскольку именно неправильное использование человеческих ресурсов, по моему мнению, приводит к гибели большинства малых предприятий.
Среди принципов управления малым предприятием можно выделить следующие основные:
1. В своей деятельности руководитель должен ориентироваться, прежде всего, на результат работы. Руководителю необходимо учитывать как внутренние, так и внешние факторы, влияющие на работу предприятия.
2. Главным требованием к управлению малым предприятием является обеспечение его гибкости и приспособляемости к меняющимся условиям рынка.
3. Важным элементом управления малым предприятием являются отношения сотрудников между собой, а также отношения руководителя и сотрудников. Управление должно осуществляться директивно-товарищеским стилем.
Оценивая работу ООО «Вертикаль» в контексте рассмотренных в данной работе принципов, в том числе вышеуказанных, я сделал вывод, что предприятие осуществляет свою управленческую деятельность достаточно грамотно и эффективно. Останавливаясь на управлении персоналом, я считаю, что в ООО «Вертикаль» управленческая деятельность в этом вопросе осуществляется так же очень эффективно. Замеченные мной недостатки управления персоналом ООО «Вертикаль» изложены в третьей главе. В целом поставленная на данную работу цель достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон РФ от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
2. Федеральный закон РФ от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации».
Учебные пособия:
3. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. - М.: Финансы и статистика, 2002 г.
4. Блинов А. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности // Ось-89 - 1998, 336 с.
5. Веснин В.Р. Основы менеджмента // Элит-2000, 2001-440 с.
6. Виханский О., Наумов А. Менеджмент 4-е издание: Учебник // Экономист - 2008, 670 с.
7. Куксов А. Планирование деятельности предприятия // Экономист - 1999 -№6.-С 61-67.
8. Лунев В.П. Тактика и стратегия управления фирмой. Учебное пособие. - М.: ДИС, 1998.
9. Мельник М.В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. - М., 1989.
10. Франчук В.И. Основы построения организационных систем. - М., 1991.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Порядок осуществления государственного кадастрового учета земель на уровне муниципального образования |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |
Курсовая работа | Формирование программы лояльности клиентов |
Курсовая работа | Характеристика методов управления |
Курсовая работа | Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием |
Курсовая работа | Учет выбытия основных средств |
Курсовая работа | Методы стимулирования сбыта товаров |