6
54
Оглавление
1. Содержание и технология менеджмента
Таблица 1.1
Сравнительная характеристика понятий "управление" и "менеджмент"
Признаки |
Управление (в плановой экономике) |
Менеджмент (в рыночной экономике) |
|
1 . Объем понятия |
Управление процессами в обществе, в технике, в природе |
Менеджмент -- управление фирмами (предприятиями организациями) |
|
2. Регулятор производства |
План |
Рынок |
|
3. Функции органов управления вышестоящих организаций |
Контрольно-распределительные |
Регулирующие и консультативные |
|
4. Использование методов |
Преимущественно административные |
Экономические, социально-психологические, административные |
|
5. Собственность |
Государственная |
Многообразие форм собственности |
|
6. Критерий оценки управленческих решений |
Социальный эффект |
Экономическая целесообразность |
|
7. Интерес предприятия |
Выполнение плана |
Получение прибыли |
|
8. Элементы механизма функционирования предприятия |
Соревнования и гласность |
Конкуренция и коммерческая тайна |
|
9. Тип руководителей |
Авторитарный |
Демократический |
|
10. Принцип управления |
Централизация |
Децентрализация |
|
11 . Человеческий фактор |
Инициатива "наказуема" |
Активизация человеческого фактора |
|
Менеджмент -- это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении, в прикладном -- это организация управления фирмой, включающая функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Менеджмент -- представляют также как процесс управления, т. е. технологию реализации управленческих функции, включающую сбор информации о состоянии объекта, разработку управленческих решений и организацию их выполнения. Менеджмент -- характеризуют и как работу с людьми.
При всей многовариантности характеристик, существующих в литературе, в обобщенном виде под менеджментом понимают функцию управления, т. е. вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.[ Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. 2-е изд, перер. и доп. -- М.: Инфра-М, 2001-с. 23]
Наиболее часто используемые подходы к определению сущности и содержания менеджмента в специальной управленческой литературе[ Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. -- М. Юнити, 1999 - с. 45] представлены на рис.1.1
Процесс менеджмента предполагает выполнение функций планирования, организовывания, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент - это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом, с целью достижения максимальных результатов.
Менеджмент - это область науки, человеческих знаний, позволяющих осуществлять функцию управления. Он составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивает практическую деятельность управления научными рекомендациями. Наука предложила методологию управления путем анализа содержания работы и определения ее основных компонентов.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Рис.1.1 Подходы к определению понятия “менеджмент”.
Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями - это самый главный фактор, учет которого требует не только использования научного подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях.
Умение ставить и реализовывать цели, точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим способом является искусством. Этим искусством должна обладать определенная категория людей - менеджеры, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами и аппаратом управления.
Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него организация как целостное образование не может существовать и работать эффективно.
Менеджмент может также рассматриваться как организация управления предприятием, т. е. установление постоянных и временных взаимосвязей между подразделениями предприятия, определение порядка и условий его функционирования. Для достижения конечных результатов каждая организация в своей деятельности преобразует ресурсы, выступающие в виде капитала, сырья, материалов, технологии, информации, живого труда. Для их преобразования необходимо осуществлять различные виды деятельности, т. е. выполнять определенные функции.
Таким образом, менеджмент -- это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
* ориентацию организации на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;
* постоянное стремление к повышению эффективности производства: с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;
* хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
* постоянную корректировку целей и в зависимости от состояния рынка;
* конечный результат деятельности организации или ее хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена;
* необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Исключение одной из функции нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду признаков (рис. 1.2).[ Юкаева В. С. Указ.соч. - с. 28-29]
Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на самых различных предприятиях, функции:
прогнозирования и планирования;
организации;
мотивации работников;
учета и контроля.
Рис. 1.2. Классификация функций управления
Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий:
определение миссии предприятия;
установление цели предприятия;
определение стратегии поведения предприятия и составляющих его структур;
разработку политики и процедур, регламентирующих поведение объектов управления на предприятии;
формирования производственной программы предприятия.
На крупных предприятиях планирование осуществляют на двух уровнях: стратегическом и оперативном. На стратегическом уровне планирования вначале прогнозируют эффективность различных направлений деятельности предприятия в будущем.
На оперативном уровне формируют производственно-хозяйственную деятельность предприятия по каждому направлению на ближайший период времени.
Функция организации состоит в формировании структурных подразделений предприятия и установлении производственных связей между ними, позволяющих работникам эффективно работать вместе для достижения цели предприятия. Осуществляя эту функцию управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая в единую систему высшее руководство с низшими уровнями работающих.
Функция мотивации работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.
Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам.
Для эффективного выполнения этой функции необходимо:
* установить стандарты -- точное значение параметров, которые должны быть достигнуты в определенный отрезок времени;
* измерение фактически достигнутого результата в этот же отрезок времени и сравнение его со стандартом;
* коррекция отклонении от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся ситуации характера.[ Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха. -- М. Изд. центр «МарТ», 2003 -с. 59-61]
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Французский горный инженер Анри Файоль в начале XX века разработал принципы управления, которые остаются по-прежнему актуальными в современных условиях деятельности предприятий.
В их составе выделяются следующие:
1. Власть неотделима от ответственности, что означает необходимость сочетания властных полномочий с соответствующей долей ответственности.
2. Разделение труда -- предполагает соблюдение определенного предела в специализации работ, не допуская их дублирования.
3. Дисциплина обязательна для всех -- каков руководитель, таков и коллектив. Количество недостатков руководителя умножается на количество подчиненных.
4. Единство распоряжения -- управленческое воздействие должно исходить от одного лица.
5. Подчиненность индивидуальных интересов работников общим интересам фирмы.
6. Справедливость вознаграждения -- справедливость оценки труда со стороны работодателя и работника.
7. Устойчивость кадров -- стабильность кадров признак хорошего руководства.
8. Порядок во всем -- материальный (каждая вещь на сво-ем месте) и социальный (каждый работник на своем месте).
9. Единство руководства -- проведение целенаправленной единой политики в масштабах предприятия.
10. Корпоративный дух -- нацеленность всего коллектива на достижение конкретных результатов и др.
Современные литературные источники, Уткин Э.А. Антикризисное управление. -- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000 - с. 125 не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:
* направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;
* обеспечение цели, результата и средств его достижения;
* комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;
* единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;
* контроль за реализацией принимаемых управленческих решений как важнейший фактор их эффективности;
* многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;
* индивидуальный подход к каждому участнику коллек-тива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
* заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;
* ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
* гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.
В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.
Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.
Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации (предприятия)
Уровень адаптивности - это то, что отличает одну систему управления от другой. Если не известен уровень адаптивности тех служб, которые внедряют стандарты качества, то говорить о каком-то результате можно только языком вероятности. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать еще и уровень адаптивности.
Управляемость и адаптивность - это ключевые свойства любой системы управления. И как уже было сказано, выраженность этих свойств в наибольшей степени определяет качество менеджмента и отличает одно предприятие от другого. Но это не единственные показатели, по которым можно оценивать качество менеджмента.
Системы управления отличаются друг от друга еще и тем, как они организованы. Речь идет об организационных структурах. Наиболее известны из них линейно-функциональные, дивизиональные и матричные структуры. Линейно-функциональные структуры, например, лучше всего подходят для хорошо отлаженной деятельности в стабильной среде, в то время как дивизиональные структуры более эффективны в динамичной среде, поскольку способны на более гибкие действия. Качество менеджмента должно быть тем выше, чем больше структура управления соответствует различным внутренним и внешним обстоятельствам.
Особая организация управления дает эффект лишь тогда, когда все или большая часть руководителей соответствуют требованиям места, т.е. способны выполнять те задачи, которые им предписаны. При подборе руководителей их способности учитываются далеко не всегда, поэтому влиянием особенностей организационных структур на качество менеджмента можно либо совсем пренебречь, либо учитывать его формально.
Если руководитель мыслит о предприятии как целостном организме, то появляется своего рода инструмент, позволяющий понять, как лучше организовать деятельность. Например, разобраться, без каких систем жизнеобеспечения нельзя обойтись (это позволяет выделить отдельные сферы деятельности и структурировать их как направления). Затем продумать, какие органы необходимы и достаточны, чтобы конкретная система могла реализовать свои функции (состав подразделений в рамках каждого направления уже не может быть произвольным, он определяется некой логикой функционирования направления в целом). Наконец, конкретизировать, какие функции должен выполнять каждый выделенный орган, и какие органы должны управляться напрямую, а для каких необходимо решить вопрос о степени самостоятельности подразделений.
Создание и реорганизация организационных структур на основе такого подхода может дать максимальный эффект, потому что в этом случае структура системы управления становится адаптивной, т.е. гибко подстраивается как под изменения внешней среды, так и под перестановки конкретных руководителей, не говоря уже о развитии производственных и людских ресурсов. Однако подобная динамическая реорганизация может быть сделана только изнутри и при условии, что система управления обладает высокой адаптивностью.
Таким образом, формальный подход к созданию и реорганизации организационной структуры практически сводит на нет её возможное влияние на качество менеджмента, а в тех случаях, когда такая работа проводится неформально, правильнее говорить, что характер такого влияния является производным от адаптивности системы управления. Еще один параметр, по которому системы управления различаются между собой, - это уровень подготовки управленческого персонала. Чем лучше подготовлены руководители, тем эффективнее они действуют, тем выше в конечном итоге качество продукции. Чтобы оценить качество менеджмента, нужно уметь оценивать интегральный уровень подготовки руководителей.
Таблица 2.1
Сравнение стратегического и оперативного управления
Показатель |
Стратегическое управление |
Оперативное управление |
|
Тип поведения |
Предпринимательский |
Приростной |
|
Тип реакции |
Инновационная |
Производственная |
|
Результат |
Рост потенциала, повышение гибкости |
Рост прибыли, удовлетворение потребностей |
|
Факторы успеха |
Успешное предвидение |
Эффективное производство, активная конкуренция |
|
Тип планирования |
Программирование, стратегическое планирование |
Составление графиков, бюджетов, смет |
|
Объект информации |
Проблемы, возможности |
Спрос, прибыльность |
|
Структура организации |
Динамичная |
Статичная |
|
Власть |
Сосредоточена в общем руководстве |
Сосредоточена на производстве, у менеджеров |
|
Уровень прибыльности фирмы в значительной степени определяется рынком, но зависит также от рационального использования производственных ресурсов и эффективности управления. Прибыль является залогом стабильного функционирования предприятия. Любое предприятие находится под воздействием ситуации, складывающейся на рынке: изменяется положение конкурирующих фирм, условия и формы финансирования, соотношение спроса и предложения. Все это определяет долю риска, которая возмещается прибылью.
Менеджмент призван снизить долю риска не только в настоящем, но и в будущем периоде, поэтому менеджеры наделяются правом самостоятельности в принятии решений в изменяющейся обстановке.
При осуществлении стратегического планирования зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Стратегическое планирование -- это набор действий и решений руководства, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей, прежде всего, обеспечить нововведения в организации. Стратегия, как правило, разрабатывается руководителями высшего звена, но в ее реализации участвуют все уровни управления.
Целью стратегического плана является разработка такой программы действий на будущее, которая дала бы возможность повысить эффективность организации во всех сферах ее деятельности. Стратеги-ческое планирование позволяет четко формулировать цели органи-зации, эффективно налаживать связи с внешней средой, распределять ресурсы, привлекать работников, расширять производство, увеличивать объемы продаж и проникать на новые рынки. В плане отражаются индивидуальные особенности организации, ее самобытность, отношения с другими системами, работниками, государством - все то, что создает имидж организации.
Установлена прямая зависимость между стратегическим планированием и эффективностью работы организации. Крупные и малые организации, занимающиеся перспективным планированием, имеют более высокие прибыли на вложенный капитал и более высокие темпы роста по сравнению с теми, кто этой работой не занимается.
В процессе оперативного управления контролируется фактическое состояние работ, выявляются и анализируются изменения; на основании этого корректируются графики и перераспределяются ресурсы.
В процессе оперативного управления может происходить, в частности, оптимизация сетевого графика с целью приведения его в соответствие с заданными сроками работ и поиск возможности их сокращения. Это ведет к улучшению организации работ за счет перераспределения ресурсов и интенсификации выполнения заданий.
3. Практическая глава. Особенности развития личности в ОАО "Белгородэнерго"
Пpoфeccuoнaльнoe paзвumue npeдcmaвляem coбoй npoцecc noдгomoвкu compyднuкa к выnoлнeнuю нoвыx npouзвoдcmвeнныx фyнкцuй, зaняmuю нoвыx дoлжнocmeй, peшeнuю нoвыx зaдaч. В оpгaнuзaцuu созданы различные мemoды и cucmeмы ynpaвлeнuя npoфeccuoнaльным paзвumueм -- npoфeccuoнaльным oбyчeнueм, noдгomoвкoй peзepвa pyкoвoдumeлeй, cmaнoвлeнueм кapьepы.
Caми coтpyдники, пoвышaя квaлификaцию, cтaнoвятcя бoлee кoнкypeнтo-cпocoбными нa pынкe тpyдa, пoлyчaют дoпoлнитeльныe вoзмoжнocти для pocтa кaк внyтpи cвoeй opгaнизaции, тaк и внe ee. Пpoфeccиoнaльнoe oбyчeниe тaкжe cпocoбcтвyeт oбщeмy интeллeктyaльнoмy paзвитию чeлoвeкa, pacшиpяeт eгo эpyдицию и кpyг oбщeния, yкpeпляeт yвepeннocть в ceбe. Пoэтoмy вoзмoжнocть пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния выcoкo цeнитcя ee работниками и oкaзывaeт бoль-шoe влияниe нa иx peшeниe paбoтaть в этой opгaнизaции.
Boзpacтaющee знaчeниe пpoфeccиoнaльнoгo oбyчeния, pacшиpeниe пoтpeб-нocти в нeм пpивeли к тoмy, чтo организация взяла нa ceбя зaбoтy o квaлификaции cвoиx coтpyдникoв, и этo cтaлo в нacтoящee вpeмя oднoй из ocнoвныx фyнкций yпpaвлeния пepcoнaлoм.
Пoвышeниe пpoфeccиoнaльнoгo мacтepcтвa в организации являeтcя oднoй из ocнoвныx, нo нe eдинcтвeннoй cocтaвляющeй cucmeмы paзвumuя nepcoнaлa.
He мeньшee знaчeниe пpидaeтcя вoзмoжнocти paзвития cлyжeбнoгo pocтa coтpyдников. Bпoлнe ecтecтвeнным являeтcя cтpeмлeниe xopoшeгo cпeциaлиcтa к npиoбpeтeнию бoлee выcoкoгo cтaтyca, к pacкpытию cвoиx cпocoбнocтeй, к мaтepиaльнbмy блaгoпoлyчию. Peчь идeт o дeлoвoй кapьepe coтpyдникa и yпpaвлeнии этим пpoцeccoм. Плaниpoвaниe кapьepы в opгaнизaции ocнoвывaетcя нa мoтивax пpoдвижeния по cлyжбe и дoлгocpoчнoй пpoгpaмме пepeмeщeния cлyжaщиx (по гopизoнтaли и вepтикaли). В peзyльтaтe paбoтник пoлyчaeт cтимyл к пpoфeccиoнaльнoмy pocтy, видит пepcпeктивy, yвepeннo плaниpyeт coбcтвeннyю жизнь, цeлeнaпpaвлeннo гoтoвитcя к бyдyщeй paбoтe.
Cиcтeмa paзвития пepcoнaлa в организации, тaким oбpaзoм, cтaвит cтpaтeгичecкиe зaдaчи. Ocнoвными нaпpaвлeниями paзвития являютcя:
Техническое и экономическое обучение;
Переподготовка и пoвышeниe квaлификaции;
Работа с кадровым резервом;
Плaниpoвaниe деловой кapьepы;
Профессиональная и социально-психологическая адаптация новых сотрудников.
- проведение соревнований по профессиональному мастерству;
Руководство процессом подготовки и повышения квалификации рабочих, руководящих работников и специалистов возлагается на главного технического руководителя предприятия (главного инженера, технического директора, директора по производству и др.).
Планирование, организация и контроль работ по обучению новых рабочих, переподготовке и повышению квалификации рабочих, руководящих работников и специалистов осуществляется отделом кадров с привлечением специалистов (групп специалистов, секторов, отделов) по подготовке кадров или работников других служб, на которых возложены эти функции.
Планирование и организация работы с руководителями структурных подразделений и лицами, непосредственно подчиненными руководителю предприятия, осуществляется главным техническим руководителем предприятия.
Планирование и организация работы с остальным персоналом подразделений должны осуществляется руководителями структурных подразделений.
На предприятиях функционируют специализированные учебно-производ-ственные подразделения (учебно-курсовой комбинат или постоянно действующие курсы, центр (пункт) тренажерной подготовки и др.), предназначенные для обеспечения производственной адаптации и приобретения квалификационных навыков персонала. Учебно-производственное подразделение для подготовки персонала имеет полигоны, учебные классы, мастерские, лаборатории, и оснащено техническими средствами обучения и тренировки и имеет возможность привлекать к преподаванию высококвалифицированных специалистов предприятий и других организаций.
На предприятиях в соответствии с типовыми положениями функционируют техническая библиотека, технический кабинет, кабинеты по ТБ и ПБ.
Подготовка по новой должности
К подготовке по новой должности допускаются лица, имеющие профессиональное образование. Лица, не имеющие соответствующего образования или опыта работы, как вновь принятые, так и переводимые на новую должность, должны пройти обучение по действующей в отрасли форме обучения.
Для строящейся или реконструируемой энергоустановки предусматривается опережающие подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала.
В общий срок опережающей подготовки персонала должны включаться сроки:
- теоретической подготовки, необходимой для работы в условиях применения новой техники и технологии, более совершенной организации производства и труда;
- практической подготовки, включающей стажировку на действующих предприятиях (в том числе зарубежных);
Продолжительность подготовки выбирается в зависимости от сложности и мощности вводимого оборудования, новизны и сложности технологических процессов.
Подготовка персонала по новой должности проводится по планам и программам, утверждаемым главным техническим руководителем предприятия по каждой должности, каждому рабочему месту.
В зависимости от категории работника в программе должны предусматриваться стажировка, проверка знаний, дублирование, контрольные тренировки, кратковременная работа на рабочих местах.
Подготовка оперативных руководителей проводится по индивидуальным программам, утверждаемым главным техническим руководителем предприятия.
Программа подготовки оперативных руководителей должна предусматривать стажировку проверку знаний, дублирование и кратковременную работу на основных рабочих местах оперативного персонала, непосредственными руководителями которого они будут являться, а также стажировку на рабочих местах с оборудованием, которое будет находиться в их оперативном ведении.
Необходимость каждого этапа подготовки оперативных руководителей устанавливается в зависимости от соответствия образования, уровня технических знаний, стажа практической работы по смежным должностям, занимаемой должности перед подготовкой по новой должности и с учетом технической сложности объекта.
Рабочие наладочных, ремонтных и вспомогательных производств, вновь принятые в штат и ранее не обученные безопасным методам производства работ, в течение месяца со дня зачисления должны быть обучены безопасным методам производства работ по программе, утвержденной техническим руководителем предприятия. До прохождения обучения и проверки знаний рабочие к самостоятельному выполнению работ (без наблюдения со стороны опытных рабочих) не допускаются.
Все вновь принятые работники должны быть обучены в течение трех месяцев со дня зачисления приемам оказания первой помощи пострадавшим по типовой программе специалистами (инструкторами - реаниматорами).
Стажировка
При вступлении в должность оперативный, оперативно-ремонтный, ремонтный, наладочный персонал и рабочие вспомогательных производств должны пройти стажировку на рабочем месте. Стажировка проводится под руководством ответственного обучающего лица. Продолжительность стажировки на каждом рабочем месте устанавливается индивидуально с учетом профессии (должности), подготовленности обучаемого и должна составлять от 2 до 20 смен.
В процессе стажировки подготавливаемый работник должен:
- усвоить практическое применение на рабочем месте правил техники эксплуатации (ПТЭ), правил техники безопасности (ПТБ), правил промышленной безопасности (ППБ) и инструкций по охране труда;
- изучить схемы, производственные и должностные инструкции, знание которых обязательно для работы в данной должности;
- отработать четкое ориентирование на своем рабочем месте;
Проверка знаний
Все работники предприятий, за исключением лиц, непосредственно не принимающих участия в технологических процессах производства, обязаны проходить проверку знаний правил, норм и инструкций по технической эксплуатации, охране труда, промышленной и пожарной безопасности.
Проверка знаний работника предприятия состоит из первичной, периодической и внеочередной. Первичная проверка знаний производится при приеме работника на работу после его обучения или подготовки по новой должности, при переводе с другой работы (должности) или другого предприятия.
Первичная проверка знаний работников должна производиться в сроки, установленные программами и планами их подготовки, руководителей и специалистов - не позже 1 месяца со дня назначения их на должность.
Периодическая проверка знаний работников всех категорий должна производиться не реже 1 раза в 3 года.Для оперативных руководителей, руководителей оперативно-ремонтного персонала и линейного инженерно-технического персонала строительно-монтажных предприятий периодичность проверки знаний правил и норм охраны труда должна быть не реже 1 раза в год.
Внеочередная проверка знаний производится:
при нарушении персоналом правил, норм и инструкций;
по требованию органов технического надзора, а также по заключению комиссий, производивших расследование нарушений;
по решению руководителей вышестоящих органов управления, если будут установлены недостаточные знания правил, норм и инструкций, или неправильные действия персонала при нормальных и аварийных ситуациях;
при вводе в действие новых или переработанных правил;
при установке нового оборудования, реконструкции или изменении главных электрических и технологических схем (необходимость внеочередной проверки в этом случае устанавливается главным техническим руководителем);
при неудовлетворительной оценке проведенной повторной контрольной тренировки ( противоаварийной или противопожарной).
Проверка знаний каждого работника должна производиться индивидуально в устной или письменной форме, при этом допускается использование ПЭВМ и других обучающих систем.
Знания и квалификация проверяемых оцениваются по шкале "отлично", " хорошо", " удовлетворительно" и " неудовлетворительно". По результатам проверки работникам, обслуживающим электроустановки, и всем руководителям предприятий устанавливается группа по электробезопасности.
Специальная подготовка
Специальная подготовка персонала проводится систематически с отрывом от выполнения основных функций не реже одного раза в месяц и в зависимости от занимаемой должности составляет от 5 до 20% объема его рабочего времени.
В объем специальной подготовки входит:
выполнение учебных противоаварийных и противопожарных тренировок, имитационных упражнений и других операций, приближенных к производственным;
изучение изменений, внесенных в обслуживаемые схемы и оборудование;
разбор отклонений технологических процессов, пусков и остановок оборудования;
ознакомление с текущими распорядительными документами по вопросам аварийности и травматизма;
пополнение, обновление и углубление знаний правил, норм, инструкций и обслуживаемого оборудования;
проработка обзоров несчастных случаев и технологических нарушений, происшедших на энергетических предприятиях;
проведение инструктажей по вопросам соблюдения ПТЭ, производственных и должностных инструкций;
проведение диагностических и реабилитационных мероприятий с применением имеющихся на рабочих местах средств психотерапии и физиотерапии.
Специальная подготовка проводится по планам и программам, утверждаемым главным техническим руководителем предприятия для каждого рабочего места.
Специальная подготовка персонала проводится руководителями структурных подразделений и оперативными руководителями с привлечением специалистов предприятия и инструкторов учебно-производственных подразделений предприятия.
Повышение квалификации
Повышение квалификации является прямой обязанностью каждого работника. Ответственность за организацию повышения квалификации возлагается на руководителя предприятия. Повышение квалификации проводится в целях приведения уровня квалификации работников в соответствие с изменяющимися производственными условиями, формирования у них профессионализма, подготовки к должностным перемещениям руководителей и специалистов или установления им соответствующего размера заработной платы, а также присвоения рабочим квалификационных разрядов.
Повышение квалификации включает:
систематическую самостоятельную подготовку работника (самообразование);
обучение на производственно-экономических семинарах и курсах;
краткосрочное периодическое обучение;
длительное периодическое обучение;
освоение опыта передовых предприятий, ведущих научных организаций и учебных заведений;
обучение в целевой аспирантуре, докторантуре;
переподготовку для получения новой специальности.
Краткосрочное периодическое обучение руководителей и специалистов проводится по мере необходимости по месту работ на базе объектов для специальной подготовки или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалифификации и переподготовки кадров в целях решения внедренческих научно-технических, экономических и других задач, возникающих на уровне отрасли, предприятия.
Учебные планы и программы для этой цели разрабатываются совместно предприятиями и учебно-производственными подразделениями, организующими обучение.
Длительное периодическое обучение руководителей и специалистов проводится не реже одного раза в пять лет в учебных заведениях системы повышения квалификации и переподготовки кадров для углубленного изучения и практического освоения новейших достижений науки, техники, технологии, современных методов управления производством и организации труда по профилю их трудовой деятельности.
Изучение опыта передовых предприятий, ведущих научных организаций и высших учебных заведений, в том числе за рубежом, проводится в целях освоения лучшей технологии и организации труда, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (резерв на выдвижение).
Освоение опыта осуществляется по индивидуальным планам.
Повышение квалификации рабочих проводится на курсах целевого назначения и в школах передовых приемов и методов труда в специализированных учебно-производственных подразделениях предприятия, в учебно-курсовых комбинатах и центрах (пунктах) тренажерной подготовки.
Периодичность и последовательность прохождения рабочими различных форм обучения устанавливается руководителем предприятия с учетом производственной необходимости, а также личных интересов работника. При этом должно быть обеспечено обязательное ежегодное профессиональное обучение каждого рабочего.
В организации введена должность заместителя начальника отдела кадров по информационным технологиям. Здесь планируют профессиональный и должностной рост молодых перспективных сотрудников с помощью тaк нaзывaeмой кapьeporpaммы с момента их приёма на работу и на период до 10 лет. Этoт дoкyмeнт coдepжит, c oднoй cтopoны, oбязaтeльcтвa aдминиcтpaции по гopизoнтaльнoмy и вepтикaльнoмy пepeмeщeнию paбoтникa, a c дpyгoй -- eгo oбязaтeльcтвa пoвышaть ypoвeнь oбpaзoвaния, квaлификaции, пpoфeccиoнaльнoгo мacтepcтвa.
Каждому из них расписано, когда он должен занять более высокую должность, закончить курсы повышения квалификации, написать и защитить диссертацию и т. п.
Paзвитиe кapьepы coздaeт oпpeдeлeнныe пpeимyщecтвa для caмoгo paбoтникa и для opгaнизaции.
Пpeимyщecrвa для coтpyдникa:
* бoлee выcoкaя cтeпeнь yдoвлeтвopeннocти paбoтoй в opгaнизaции, пpeдocтaвившeй eмy вoзмoжнocть пpoфeccиoнaльнoгo pocтa пoвышeния ypoвня жизни;
* бoлee чeткoe видeниe личныx пpoфeccиoнaльныx пepcпeктив и вoзмoжнocть плaниpoвaть дpyгиe acпeкты coбcтвeннoй жизни;
* вoзмoжнocть цeлeнaпpaвлeннoй пoдгoтoвки к бyдyщeй пpoфeccиoнaльнoй дeятeльнocти;
* пoвышeниe кoнкypeнтocпocoбнocти нa pынкe тpyдa.
Чтo зaвиcит oт coтpyдникa
* ycпeшнaя paбoтa в зaнимaeмoй дoлжнocти;
* пpoфeccиoнaльнoe и oбщee paзвитиe, кoтopoe сотpyдник дoлжeн дeмoнcтpиpoвaть aктивнo, нo нe нaвязчивo;
* эффeктивнoe пapтнepcтвo c pyкoвoдитeлeм, кoтopый фopмaльнo и нeфopмaльнo oцeнивaeт paбoтy coтpyдникa;
* зaмeтнoe пoлoжeниe в opгaнизaции; нeoбxoдимо чтoбы opгaнизaция знaлa o coтpyдникe, cлышaла eгo. Этoмy cnocoбcтвyют yдaчныe выcтynлeния, дoклaды, oтчeты, yчacтиe в твopчecкиx кoллeктивaх и мaccoвыx мepoпpиятияx.
Пpeимyщecтвa для opгaнизaции:
цeлeнaпpaвлeнныe и лoяльныe coтpyдники cвязывaют cвoю пpoфeccиoнaльнyю дeятeльнocть с opгaнизaциeй, чтo пoвышaeт пpoизвoдитeльнocть тpyдa и cнижaeт тeкyчecть paбoчeй cилы;
вoзмoжнocть плaниpoвaть пpoфeccиoнaльнoe paзвитиe paбoтникoв c yчeтoм иx личныx интepecoв;
oпpeдeлeниe пoтpeбнocтeй в пpoфeccиoнaльнoм oбyчeнии нa ocнoвe плaнoв paзвития кapьepы oтдeльныx coтpyдникoв;
выявлeниe пoдгoтoвлeнныx coтpyдникoв для пpoдвижeния нa ключeвыe дoлжнocти.
Система служебно-профессионального продвижения предусматривает пять основных этапов подготовки линейных руководителей:
Первый этап - работа со студентами старших курсов базовых институтов или направленных на практику из других вузов. Специалисты кадровых подразделений совместно с руководителями соответствующих подразделений, где проходят практику студенты, проводят подбор студентов, наиболее способных и склонных к руководящей работе, и готовят их к конкретной деятельности в подразделениях организации.
Студентам, успешно прошедшим подготовку и практику, выдается характеристика-рекомендация для направления на работу в соответствующие подразделения данной организации. Молодые специалисты, не проходившие практику в данной организации, при приеме на работу тестируются и им оказывается консультационная помощь.
Второй этап - работа с молодыми специалистами, принятыми в организацию. Молодым специалистам назначается испытательный срок (от одного до двух лет), в течение которого они обязаны пройти курс начального обучения (подробное знакомство с организацией). Кроме обучения для молодых специалистов предусматривается стажировка в подразделениях организации в течение года.
На основе анализа работы молодых специалистов за год, участия их в проводимых мероприятиях, характеристик, выданных руководителем стажировки, подводятся итоги стажировки и делается первый отбор специалистов для зачисления в резерв выдвижения на руководящие должности.
Вся информация об участии специалиста в системе служебно-профессионального продвижения фиксируется в его личном деле и заносится в информационную базу данных о кадрах организации.
Третий этап - работа с линейными руководителями низшего звена управления. На этом этапе к отобранным линейным руководителям низшего звена (мастера, начальники смен) присоединяется также часть работников, окончивших вечерние и заочные вузы, успешно работающих в своих кол-лективах и прошедших тестирование.
В течение всего периода (2-3 года) с данной группой проводится конкретная целенаправленная работа. Они замещают отсутствующих руководителей, являются их дублерами, обучаются на курсах повышения квалификации. После завершения этапа подготовки на основании анализа производственной деятельности каждого конкретного руководителя проводится вторичный отбор и тестирование.
Успешно прошедшие второй отбор руководители предлагаются для выдвижения на вакантные должности начальников более крупных подразделений, их заместителей, предварительно пройдя стажировку на этих должностях, или зачисляются в резерв и при появлении вакансий назначаются на должности. Остальные работники, прошедшие подготовку, продолжают работать на своих должностях; возможны их горизонтальные перемещения.
Четвертый этап - работа с линейными руководителями среднего звена управления. На данном этапе к уже сформировавшейся группе молодых руководителей присоединяются действующие перспективные начальники структурных подразделенй и их заместители. Работа строится по индивидуальным планам. За каждым назначенным на должность руководителя среднего звена за-крепляется наставник-руководитель высшего звена для инди-видуальной работы с ним.
Руководитель-наставник, специалисты кадровых органов на основании проведенного анализа личных качеств и профессиональных знаний, навыков претендента совместно составляют для него индивидуальный план подготовки.
Как правило, это программы обучения по основам коммерческой деятельности, деловым взаимоотношениям, передовым методам управленческого труда, экономики и юриспруденции. На этом этапе подготовки предусматривается стажировка линейных руководителей среднего звена управления в передовых организациях с подготовкой программ мероприятий по улучшению деятельности своего подразделения.
Ежегодно проводится тестирование руководителей среднего звена, которое выявляет их профессиональные навыки, умение управлять коллективом, профессионально решать сложные производственных задачи. На основании анализа результатов тестирования конкретного руководителя выносятся предложения о дальнейшем продвижении его по службе.
Пятый этап - работа с линейными руководителями высшего звена управления. Назначение руководителей на высшие посты - это сложный процесс. Одну из главных трудностей составляет выбор кандидата, удовлетворяющего многим требованиям.
Руководитель высшего звена управления обязан хорошо знать отрасль, а также организацию. Он должен иметь опыт работы в основных функциональных подсистемах, чтобы ориентироваться в производственных, финансовых, кадровых вопросах и квалифицированно действовать в экстремальных социально-экономических и политических ситуациях.
Ротация, то есть перемещение из одного подразделения организации в другое, начинается заблаговременно, когда руководители находятся на должностях низового и среднего звена управления. Отбор на выдвижение и замещение вакантных должностей высшего звена осуществляется на конкурентной основе.
Его осуществляет специаль-ная комиссия, состоящая из руководителей высшего звена (директоров производств, филиалов, главных специалистов и т. д.) с участием специалистов соответствующих подразделений управления персоналом и привлечением при необходимости независимых экспертов.
Заключение
В результате проведённого исследования по теме: „Менеджмент как тип управления“ можно сделать ряд выводов:
1. Менеджмент представляет собой управленческие отношения (комплекс взаимосвязей работника в процессе подготовки и реализации управленческого воздействия в отдельно взятой организации). Основной задачей менеджмента является ориентация деятельности людей в соответствии с требованиями экономических законов.
2. Менеджмент - это
а) вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях;
б) процесс оптимизации человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей;
в) искусство получения работы (достижение целей сделанной посредством других), умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.
Менеджмент можно представить в виде формулы: МЕНЕДЖМЕНТ = ИСКУССТВО + ОПЫТ + ОБУЧЕНИЕ.
3. Отечественной теорией и практикой разработаны приемы оценки эффективности управления на качественном и количественном уровнях. Для оценки эффективности на качественном уровне используются различные обобщающие показатели. Например: на уровне предприятия -- прибыль.
Один из приемов оценки эффективности управленческой деятельности на количественном уровне предполагает использование понятий: эффективность в широком смысле, под которой понимаются результаты, достигнутые деятельностью трудового коллектива в целом, включая аппарат управления; эффективность в узком смысле -- как результаты работы собственно работников аппарата управления.
Библиографический список литературы
Албастова Л. И. Технология эффективного менеджмента. -- М.: Центр, 1998. -- 236с.
Базаров Т. Ю., Беков Х. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. - М.: Инфра-М , 2004. - 134 с.
Бовыкин В. И. Новый менеджмент. -- М.: Экономика, 1997. -- 345 с.
Вершигора Е. Е. Менеджмент. Учебное пособие. -- М.: Инфра-М, 2001- 283 с.
Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. -- М.: Экономистъ, 2003 -- 528 с.
Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. - 480с.
Глухов В.В. Основы менеджмента: Учебно-справочное пособие. - С.-Пб.: Специальная литература, 1999.- 439 с.
Курс менеджмента. // под ред. Д. Д. Вачугова. -- Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2003. -- 512с.
Кохно П.А., Микрюков В.А.. Менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1993.- 378 с.
Менеджмент. //Под ред. проф. А. С. Пелиха.- М.: ИЦ «МарТ», 2003. - 384 с.
Менеджмент организации. Учебное пособие. Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. - М.: ИНФРА-М. - 1996. - 432 с.
Немкович Е.Г., Курило А.Е. Менеджмент малого и среднего бизнеса. -- М.: Юнити, 1999. - 346 с.
Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник для вузов по спец."Менеджмент" - М.: Аспект Пресс, 2003. -- 467 с.
Уткин Э.А. Антикризисное управление. -- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000. - 154с.
Юкаева В. С. Менеджмент. Учебное пособие. -- М.: ИТК «Дашков и К0», 2004 -- 104с.
Приложение 1
Рис. 1. Место процесса управления в организации
приложение 2
Таблица 1
Схема управления производством
Проведение НИОКР |
Обеспечение развития производства |
Обеспечение сбыта |
Организационные структуры управления производством |
|
1. Разработка научно-технической политики фирмы 2. Разработка и внедрение новой продукции 3. Организация научно-технической деятельности |
1. Разработка и обеспечение политики по важнейшим направлениям производственной деятельности фирмы 2.Развитие технологии производства 3. Обеспечение производства материально-техническими ресурсами 4. Повышение качества и конкурентоспособности продукции 5. Повышение производительности труда |
1.Разработка сбытовой политики 2. Выбор каналов и методов сбыта 3. Организация сбыта |
1. Функциональная 2. Линейно- функциональная 3. Проблемно-целевое управление 4. Матричная структура 5.Программно-целевое управление |
|
приложение 3
Таблица 2
Схема управления персоналом
Разработка и проведение кадровой политики |
Оплата и стимулирование труда |
Групповое управление работников, взаимоотношения в коллективе, с профсоюзами |
Социально- психологические аспекты управления |
|
1. Принципы подбора и расстановки персонала . Условия найма и увольнения 3. Обучение и повышение квалификации 4. Оценка персонала и его деятельности |
1. Формы оплаты труда 2. Пути повышения производительности труда 3. Поощрительные системы оплаты труда |
1. Вовлечение работников в управление на низовом уровне 2. Рабочие бригады и их функции 3. Взаимоотношения в коллективе 4. Взаимоотношения с профсоюзами |
1. Мотивация труда работников и творческая инициатива 2.Организационная культура фирмы 3. Влияние управления персоналом на деятельность фирмы |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Экспортный контроль |
Курсовая работа | Планирование на предприятии |
Курсовая работа | Управление персоналом в организации и его эффективность |
Курсовая работа | Истязание |
Курсовая работа | Особенности развития внимания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи |
Курсовая работа | Формирование положительного отношения к миру труда и профессий у младших школьников |
Курсовая работа | Система оценки кредитоспособности клиентов банка |
Курсовая работа | Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка |
Курсовая работа | Франчайзинг |
Курсовая работа | Социально-педагогическая поддержка детей группы риска |
Курсовая работа | Анализ трудовых ресурсов предприятия |
Курсовая работа | Правонарушение и юридическая ответственность |
Курсовая работа | Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления |
Курсовая работа | Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия |
Курсовая работа | Анализ бухгалтерского баланса |