Содержание
Введение 3
Теоретическая часть 5
Понятие конкуренции 5
Факторы конкурентных преимуществ фирмы 6
Основные виды конкуренции 6
Понятие конкурентоспособного товара 9
Методы конкурентной борьбы 13
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности 15
Проектная часть 20
1. Описание объекта исследования 20
1.1. Краткая характеристика предприятия 20
1.2. Отрасль и перспективы ее развития 21
1.3. Характеристика рынка 24
1.4. Анализ конкурентов 25
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1" 27
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия 28
2. Характеристика инновационной деятельности на предприятии 31
3. Комплексная характеристика нововведения 35
4. Обоснование и выбор проекта 44
5. Обоснование эффективности инновационного проекта 47
6. Экспертиза инновационного проекта и разработка механизма
управления рисками 58
7. Организация реализации проекта 75
Заключение 77
Список использованной литературы 79
Введение
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения производителей устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в производство инновационной продукции повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.
Целью данной работы является закрепление теоретических знаний, полученных при изучении дисциплины, и развитие практических навыков организации инновационной деятельности на ОАО "Завод ЖБК-1".
Объектом исследования курсовой работы является ОАО "Завод ЖБК-1". Предметом исследования является разработка инновационного проекта для предприятия.
При этом необходимо решить ряд задач:
· Провести анализ инновационной деятельности предприятия;
· Дать комплексную характеристику нововведениям, которым посвящен курсовой проект;
· Провести экспертную оценку проектов и обосновать выбор одного из них;
· Рассчитать эффективность инновационного проекта;
· Определить уровень устойчивости и чувствительности проекта исходя из возможного изменения прогнозируемых факторов;
· Составить план реализации проекта.
В качестве базы, для выполнения курсовой работы использовалась бухгалтерская отчетность ОАО "Завод ЖБК-1" за 2004-2005 гг., методические указания и учебные издания.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Понятие конкуренции
Конкуренция - свойственная товарному производству борьба между предпринимателями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.
Исследования конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг - одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.
Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночной стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому. Она содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и управлении производством. В межотраслевом аспекте конкуренция формирует среднюю норму прибыли, ведет к перераспределению дохода между отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших. В период перехода к рыночной экономике конкуренция должна способствовать предпринимательской деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение научно-технического прогресса в производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.
Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта товаров. Для современной конкуренции характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение качества продукции, услуг. Состязающиеся между собой предприятия различных форм собственности должны пойти по пути увеличения многообразия предложений на рынке.
Главное условие, способствующее развитию конкуренции, - эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским спросом.
Факторы конкурентных преимуществ фирмы
Высокая конкурентоспособность любой продукции, в том числе и инновационной, базируется на конкурентных преимуществах организации, производящей эту продукцию. Конкурентное преимущество получают фирмы:
· Базирующиеся в тех регионах, которые позволяют наиболее быстро накопить специализированные ресурсы и навыки;
· Если в регионе базирования фирмы имеется более доступная и точная информация о потребностях в товарах и технологиях;
· Если совпадают интересы владельцев, менеджеров и персонала;
· Если в распоряжении фирмы имеются дешевые или уникально высококачественные факторы, важные при конкуренции в конкретной отрасли.
Основные виды конкуренции
Добросовестная конкуренция
Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные законом. Добросовестная и эффективная конкуренция должна подкрепляться правовыми гарантиями со стороны государства. Государство, определяя и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя государства интересам потребителя.
Чистая конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом количестве она превращается в соперничество.
Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.
Чистая конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак друг с другом не контактируют и свободно борются за потребителя.
Внутрифирменная конкуренция - подразделения одной фирмы конкурируют в области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения финансовых документов.
Функциональная конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально конкурируют друг с другом.
Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с различным уровнем звуковой мощности).
Предметная конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих незначительные отличия.
В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение на мировом рынке.
Один из самых острых вопросов рыночного хозяйства - конкуренция за повышение технического уровня и качества изготовляемой продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта - одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда - уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.
Недобросовестная конкуренция
В предпринимательской практике встречается недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим предпринимателям.
В российской предпринимательской практике в настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция представляет собой применение методов и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.
Виды недобросовестной конкуренции:
· скрытое использование чужой торговой марки;
· подделка продукции конкурента;
· подкуп сотрудников конкурента;
· продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
· неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
· тайный сговор конкурентов на торгах;
· экономический и промышленный шпионаж;
· распространение ложной информации;
· махинации с деловой отчетностью;
· физическое уничтожение конкурента;
· разглашение коммерческой тайны конкурента;
· необъективная реклама.
У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны имеют еще и низкое качество, поэтому подделки быстро выходят из строя, ухудшая тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана.
Понятие конкурентоспособного товара
Товар - центральная фигура, главное действующее лицо на мировом рынке. В нем находят отражение все особенности и противоречия мирового хозяйства в его исторической определенности. Интернационализация хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно отражаются в товаре, в его потребительских и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и динамике товарных потоков.
Товар - наиболее конкретный носитель материальной и духовной культуры общества, наиболее чуткий индикатор экономической силы производителя (будь то отдельное предприятие, страна или группа
стран).
Конкуренция, как уже подчеркивалось выше, выступает основной движущей силой товарного хозяйства, а сам товар становится орудием конкурентной борьбы, ее видимой причиной и неизбежным следствием.
Успех в этой борьбе обеспечивает товар, который принято называть конкурентоспособным. Именно он должен стать целью работы экспортера, его главной заботой и стимулом. Конкурентоспособный товар
одновременно должен быть объектом особого внимания государства, центральным звеном внешнеэкономической стратегии, ее материальной основой и наглядным критерием эффективности.
Конкурентоспособность товара - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских и стоимостных характеристик которого определяет его успех на рынке, т.е. способность данного товара быть обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других конкурирующих товаров-аналогов. Конкурентоспособный товар - синтетический показатель, отражающий в себе итоги многих слагаемых: эффективности работы конструкторских бюро; производственной деятельности предприятий, их смежников; работы внешнеэкономических организаций по реализации экспортных товаров на внешних рынках. Но на мировом рынке - это не только высокое качество и достигнутый технический уровень. Это и умелое маневрирование товарами в рыночном пространстве и во времени, а главное -максимальный учет требований рынка, конкретных покупателей. Конкурентоспособный товар предполагает очень гибкую реакцию экспортера на требования рынка и поведение конкурентов. Товар требуемой потребительской ценности должен быть не только произведен в необходимых количествах и вовремя доставлен покупателям; необходимо гарантировать его сервис на уровне, сложившемся в мировой практике.
Существует тесная взаимосвязь между понятиями "конкурентоспособность" и "качество", "конкурентоспособность" и "технический уровень", но ставить знак равенства между первым понятием и двумя другими неправомерно. Понятие "конкурентоспособность" значительно шире понятий "качество" и "технический уровень" продукта, хотя последние и являются важнейшей составной частью конкурентоспособного товара.
Коммерческие организации и другие субъекты хозяйствования в конкурентной борьбе на рынке инновационной деятельности вынуждены:
· повышать технический уровень производства;
· улучшать технический уровень продукции или системы услуг;
· развивать организацию производства и менеджмента;
· повышать качество продукции и услуг;
· снижать издержки производства;
· совершенствовать систему технического обслуживания;
· сокращать эксплуатационные расходы потребителей;
· повышать полезный эффект своей продукции, вида услуг.
Для повышения полезного эффекта от выпускаемой продукции предприятие должно использовать в своей конкурентной борьбе инновационный подход, который определяет следующие принципы:
· положительное отношение к новому;
· высокая адаптивность к ситуациям;
· новизна, сложность и неповторяемость выполняемых работ;
· высокий риск инвестирования и неопределенность достижения конечных результатов деятельности;
· неопределенность параметров организации труда;
· возможность получения большого дохода.
Всякое инновационное изделие обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Для того чтобы объективно оценить такой товар, поставщик должен использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в таком случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару поставщиком, совпадет с мнением покупателя. Следовательно, вначале необходимо решить задачу определения перечня параметров существенных с точки зрения потребителя. Однако для производителя (экспортера) этот вопрос стоит несколько шире. Прежде всего, он должен оценить принципиальную возможность реализации своего инновационного товара на рассматриваемом рынке, т.е. уровень нормативных параметров. Определение принципиальной возможности реализации начинается с оценки патентной чистоты. Затем выясняется соответствие параметров анализируемого товара обязательным стандартам и нормам. С техническими параметрами связан первый шаг потребителя к покупке нового на рынке товара. Если не все параметры изделия соответствуют требованиям покупателя, это свидетельствует о его неконкурентоспособности. Разумеется, если потребитель не найдет на рынке товар, полностью отвечающий потребности, он будет вынужден скорректировать свои требования с учетом существующего предложения.
Практика определения конкурентоспособности инновации основывается на сравнительном анализе совокупных характеристик товара с товарами конкурентами по степени удовлетворения конкретных потребностей и по цене потребления.
В своей жизни инновационный продукт переживает несколько этапов, как правило, плавно переходящих один в другой:
1. Этап внедрения, когда товар является новинкой и требуются определенное время и значительные денежные затраты (особенно на рекламу), чтобы убедить потребителя в его коммерческих достоинствах.
2. Этап роста, когда признание товара на рынке сопровождается быстрым увеличением спроса на него.
3. Этап зрелости, когда объем продаж товара, достигнув своего максимального значения, начинает постепенно снижаться.
4. Этап старения, когда спрос на товар на рынке неуклонно падает.
Учет ЖЦТ позволяет оценивать конкурентоспособность товара в динамике, что особенно важно при разработке товаров-аналогов и принципиально новых товаров.
Если предполагается начать разработку того или иного экспортного товара, необходимо, прежде всего, выяснить, в какой стадии ЖЦТ находятся его аналога, уже представленные на рынке. Включаясь в производство товара, вступившего в стадию зрелости, вы рискуете оказаться на рынке в том момент, когда начнется стадия старения и спрос стремительно упадет. С другой стороны, неправильно определив стадию роста товара - аналога, приняв ее, например, за наступление зрелости, можно упустить возможность увеличения объема ваших продаж. Таких подводных камней немало, и необходимо научиться их обходить, правильно учитывая динамику и продолжительность жизненного цикла товара.
Чтобы достичь стабильности в продажах, разработку нового товара целесообразно, начинать еще, до того момента, когда предыдущий товар вступает в стадию зрелости. В противном случае будет безвозвратно упущено время и снижен потенциал конкурентоспособности.
Методы конкурентной борьбы
Диапазон методов, который может быть использован конкурирующими сторонами, достаточно широк. За рубежом сейчас равновесие на рынке достигается не только благодаря прямому государственному вмешательству, действию системы законодательных актов, регулирующих конкуренцию, но и вследствие разнообразия, участников производства - от гигантских концернов до мелких и мельчайших предприятий промышленности и сельского хозяйства и т.д.
Методы конкуренции можно разделить на две основные группы.
Первая группа - экономические формы конкуренции. Часть из них существовала и ранее, другая возникла вследствие появления качественно новых объектов производства (акционерные общества, товарищества, ассоциации и т.д.), которые будут развиваться по мере становления рынка.
Вторая группа - методы, связанные с сохранением искусственного монополизма и командно-административных структур, которые, однако, постепенно теряют свое значение с переходом от внешнего принуждения производителей к экономическим рычагам и стимулам.
Существуют также рыночные формы конкурентной борьбы. В хозяйственной деятельности многих западных стран нередко применяется метод дифференциации качества товаров при одной и той же цене (или незначительном ее колебании). У нас этот метод конкуренции и ряд прочих приобрел при отсутствии развитых рыночных связей характер приемов торговли.
Широко распространен такой метод конкуренции, как продажа в рассрочку, позволяющий избежать затоваривания. Продавец, ищущий рынок сбыта, предоставляет кредиты - от готовых завтраков до загородных коттеджей, тур поездок, дорогих автомашин и т.п.
Для повышения конкурентоспособности своей продукции многие фирмы продлевают сроки гарантийного обслуживания, особенно когда технология отработана и брака практически нет.
Немалое значение для ряда предприятий имеет контроль за ноу-хау и патентами по выпуску определенного рода продукции. На этой основе появляется возможность создавать все новые и новые образцы изделий, придерживаясь какой-то одной базовой модели.
Важную роль в конкурентной борьбе на рынке инноваций играют товары-заменители, позволяющие получать высокие прибыли.
Существуют два основных метода конкуренции: ценовой и неценовой. Среди неценовых методов можно выделить рыночные и внерыночные формы конкурентной борьбы. Наиболее характерны для ценовой конкуренции лизинг, кредиты, продление сроков гарантийного обслуживания, дифференциация качества товаров при одной и той цене. Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на спрос главным образом посредством изменений в цене. Неценовая конкуренция минимизирует цену как фактор потребительского спроса. Если предложенная продукция является уникальной, то у производителя больше свободы в установлении более высоких цен, чем на конкурирующие товары.
Важное условие в конкурентной борьбе - сокращение производственных и непроизводственных расходов. Чтобы выстоять в конкуренции производителей на рынке, чтобы гарантировать своему предприятию финансовых успех, необходимо сокращать издержки производства, прежде всего переменные издержки, лидерство в которых обеспечивает высокое преимущество в ценовой политике фирмы. Ценовая конкуренция производителей в условиях массового производства выступает главной формой конкурентной борьбы.
В условиях конкуренции предприниматели гораздо больше времени должны уделять таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов. Предприниматель, если он стремится к преуспеванию на рынке, должен следовать правилу: делать, прежде всего, ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя это и взаимосвязано).
Главное в рыночных условиях - способность производителя дать потребителю инновационный продукт за ту же цену, при тех же издержках производства, что и у товаров-предшественников.
Сущность и необходимость конкуренции в инновационной деятельности
Конкуренция в области инновационной деятельности - это своего рода инновационный конкурс с непредсказуемыми в некоторых случаях результатами при решении научно-технических, социально-экономических и других проблем.
Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:
· конкуренция - главный фактор восприимчивости организации к техническим новинкам
· конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны потребителям, и могут удовлетворять потребности рынка
· конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка в целях удержания потребителей
· конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства
· конкуренция вынуждает предпринимателей оперативно реагировать на изменение желаний потребителей, а также на все изменения экономики
· конкуренция обеспечивает высокий доход тому, кто упорно и производительно трудится.
В России конкуренция из скрытой перешла в явную форму и стала одним из решающих факторов развития инновационного предпринимательства.
Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной организации можно подразделить на две основные группы.
Первая группа состоит из факторов конкурентного преимущества организации. В эту группу внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности предпринимательской организации, а также параметры, отражающие степень использования факторов производства.
Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды, находящиеся вне среды непосредственного влияния организации.
Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности организации (элементы).
С учетом всего вышеизложенного система основных факторов конкурентоспособности предпринимательской организации может быть представлена трехуровневой структурой, первый уровень которой представляют элементы конкурентоспособности организации, а второй и третий уровни - собственно внешние и внутренние фактор (Рис.).
Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности инновационной организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии - базовая категория по отношению к конкурентоспособности предпринимательской организации. Она во многом зависит от конкурентных возможностей взаимодействующих средств производства и рабочей силы, зависит также от внешних факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).
Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение интеллектуального труда. Конкурентоспособность продукции можно оценить уровнем новейших изобретений и результатом научного поиска.
В целях обеспечения конкуренции между инновационными организациями в решении закрепленных за ними научно-технических проблем следует осуществить в отраслях народного хозяйства переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов в производство, целесообразно создавать научно-технические консультативные и внедренческие организации для оказания содействия в использовании новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.
Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать в его формировании:
· развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР
· заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией
· приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)
· покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность
· инвестировать в предпринимательскую деятельность.
Конкуренция в инновационной деятельности - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.
Следствием конкуренции на рынке любой продукции, в том числе и инновационной, является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - развитие науки, появление новых решений и вариантов производства продукции, совершенствование имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные отрасли.
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
1. Описание объекта исследования
1.1. Краткая характеристика предприятия
1) Полное и сокращенное наименование предприятия.
Полное наименование предприятия: Открытое акционерное общество "Завод железобетонных конструкций-1".
Сокращенное наименование предприятия: ОАО "Завод ЖБК-1".
2) Дата регистрации предприятия.
"Завод ЖБК-1" был введен в эксплуатацию 1957 г. В 1997 году был переименован из АООТ в ОАО "БЗ ЖБК-1". 16.06.2003 произошла реорганизация в "Завод ЖБК-1".
3) Почтовый и юридический адрес предприятия.
Юридический адрес: Российская Федерация, 308013, г. Белгород, ул. Коммунальная, 5.
4) Подчиненность предприятия.
Предприятие находится в подчинении ООО "Управляющая компания
ЖБК-1"
5) Вид деятельности предприятия.
· железобетонных изделий и конструкций;
· мелкоштучных изделий;
· арматурных каркасов;
· бетона и раствора.
6) Организационно-правовая форма предприятия.
"Завод ЖБК-1" по своей организационно-правовой форме является открытым акционерным обществом.
7) Форма собственности.
Форма собственности ОАО "Завод ЖБК-1" акционерная.
8) Включено в государственный реестр Российской Федерации предприятий - монополистов:
- федеральный: не включено;
- местный: включено.
9) Организационная структура предприятия.
Структура ОАО "Завод ЖБК-1" представлена на рисунке 1.1.
Рис. 1.1. Организационная структура ОАО "Завод ЖБК-1"
1.2. Отрасль и перспективы ее развития
В настоящее время рынок строительных материалов наполнен импортными товарами, строительными услугами такого качества и ассортимента, с которыми отечественные продукты далеко не всегда выдерживают конкуренцию.
Переход к массовому индивидуальном жилищному строительству повлек изменения в структуре спроса на строительные материалы.
Производство фундаментных материалов всегда было предметом особого внимания. Эта большая группа строительных материалов требует серьезного анализа для того, чтобы сформировать обоснованную тенденцию их дальнейшего развития.
В настоящее время в нашей стране наработаны технологии и оборудование по производству весьма широкой номенклатуры сборного жеоезобетона, способной удовлетворить вкусы и запросы любого самого взыскательного потребителя.
Ведутся споры, какому материалу создать приоритетные условия для развития, обеспечить государственную поддержку, что лучше, что хуже, сравнивается несравнимое, подтасовываются показатели.
Организация производства достаточного количества железобетонных изделий для всех видов гражданского и промышленного строительства может в значительной степени снизить потребный объем инвестиций в развитие производства строительных материалов, в строительство и развитие топливно-энергетической базы.
Необходимо отметить, что произойдет некоторое увеличение производства по тем видам материалов, которые широко используются в индивидуальном строительстве. Этот сегмент рынка представляет интерес в связи с высокими темпами индивидуального строительства в последнее время.
Белгородская область входит в первую пятерку регионов России с наиболее высокими темпами роста жилищного строительства. Это обусловлено в первую очередь высокоразвитой производственной базой промышленности строительных материалов области. ОАО "Завод ЖБК-1" является базовым предприятием по реализации областных программ промышленного и жилищного строительства и благоустройства населенных пунктов области. Высококвалифицированные кадры, политика активного технического перевооружения, проводящаяся уже ряд лет, позволила войти заводу в число 30 лучших предприятий промышленности строительных материалов России.
Производственный потенциал отрасли создавался для удовлетворения потребностей различных отраслей народного хозяйства страны.
В состав промышленности строительных материалов в настоящее время входят 15 отраслей, объединяющих более 10 тысяч предприятий. Практически все предприятия отрасли приватизированы. Доля продукции промышленности строительных материалов в общем объеме внутреннего валового продукта Российской Федерации составляет более 3%, а в стоимости основных промышленно-производственных фондов - около 4%.
В структуре производства продукции отрасли преобладают сборные железобетонные и бетонные конструкции и детали, стеновые материалы, цемент и нерудные строительные материалы.
В структуре затрат промышленности строительных материалов топливно-энергетические ресурсы составляют около 20%, а по отдельным отраслям и более. Зача-стую отечественные технологии производства основных видов строительных материалов характеризуются в несколько раз более высокой энергоемкостью, чем технологии, применяемые в промышленно развитых странах.
С 2001 г. в промышленности строительных материалов отмечается устойчивый рост производства практически по всем основным видам продукции. Перспективы развития промышленности строительных материалов и строительной индустрии неразрывно связаны с ростом объемов строительства жилья и повышением его доступности для широких слоев населения, причем рост потребности в строительных материалах обусловлен не только потребностью непосредственно на строительство нового жилья и создание соответствующей инфраструктуры, но и опосредовано на их текущие и капитальные ремонты.
Промышленность строительных материалов имеет высокий потенциал в отношении возможностей роста производства, но часть заявленных мощностей находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены. Имеющееся отставание обусловлено, главным образом, низким техническим уровнем предприятий промышленности строительных материалов и износом парка технологического оборудования и в отдельных случаях вызвано необеспеченностью отрасли необходимыми видами ка-чественного сырья и исходных материалов. Созданные новые производства, в том числе и на импортном оборудовании, используются не на полную мощность.
На данный момент уделяется постоянное внимание совершенствованию технической политики, направленной на обеспечение безопасности, надежности зданий и сооружений, повышение конкурентоспособности строительных материалов, конструкций и изделий.
1.3. Характеристика рынка
В настоящий момент "Завод ЖБК-1" выпускает около двух тысяч видов изделий. Профильной продукцией является железобетон. До последнего времени основной объем продаж железобетона приходился на рынок Белгородской области. Это связано с большой долей транспортной составляющей в цене продукции. Транспортировка продукции на расстояние свыше 100-150 км. от места производства делает ее неконкурентоспособной по цене при наличии в местах потребления производителей аналогичной продукции. В силу чего рынок можно рассматривать как региональный, а межрегиональными товарными потоками пренебречь.
Рынок имеет ярко выраженные сезонные колебания. Разница между объемом продаж по месяцам года достигает 40%. Минимальный объем сбыта наблюдается в зимние месяцы в связи со спадом строительной деятельности. В данный период имеет место увеличение товарных запасов, которые позволяют удовлетворить резкий скачок спроса в апреле-мае в начале строительного сезона. Максимум сбыта приходится на летние месяцы. Существенное падение продаж происходит в октябре-ноябре в связи с завершением общестроительных работ на объектах и переходом к отделочным работам для большинства индивидуальных застройщиков и значительной части строительных организаций.
Из-за сложности с получением информации об объеме продаж по видам продукции по предприятиям возможно проведение рыночного анализа по объему производства. Следует оговориться, что для небольших предприятий данные показатели практически одинаковы, так как они работают под конкретный заказ. Крупные предприятия для обеспечения стабильной загрузки производства вынуждены создавать складские запасы. Серийный тип производства позволяет сделать это без угрозы не найти покупателя на продукцию. Указанное обстоятельство приводит к тому, что колебания в объеме производства в целом на рынке менее значительны, чем колебания продаж.
1.4. Анализ конкурентов
Исходя из того, что "Завод ЖБК-1" является многопрофильным предприятием, то анализ конкурентов проведем по отдельному виду выпускаемой продукции - сборному железобетону.
Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде представлено в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в г. Белгороде
№ |
Наименование предприятия |
Объем реализации ЖБИ, % |
|
1 |
ОАО "Завод ЖБК-1" |
57 |
|
2 |
ОАО "Стройдеталь" |
30 |
|
3 |
ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4" |
6 |
|
4 |
ЗАО "Прогресспромстрой" |
3 |
|
5 |
ЗАО "Бетонкомплект" |
4 |
|
Итого: |
100 |
||
Положение ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области представлено в таблице 1.2.
Таблица 1.2.
Конкуренты ОАО "Завод ЖБК-1" среди производителей сборного железобетона в Белгородской области
№ |
Наименование предприятия |
Объем реализации ЖБИ, % |
|
1 |
ОАО "Завод ЖБК-1" |
27 |
|
2 |
ОАО "Стройдеталь" |
14 |
|
3 |
ОАО "Энергострой бетон ЖБИ-4" |
3 |
|
4 |
ОАО "Домострой ЖБИ-3" (п. Строитель) |
27 |
|
5 |
ОАО "КМАпроектжилстрой" (г. Ст. Оскол) |
7 |
|
6 |
ЗАО "Прогресспромстрой" (г. Нов. Оскол) |
13 |
|
7 |
ОАО "Масловопристаньский ЖБК-1" |
3 |
|
Итого: |
100 |
||
На территории области действуют 20 предприятий железобетонных изделий и конструкций. Основными центрами производства строительных материалов на территории области являются: Белгород, Шебекино, Старый Оскол, Губкин. Уразово, Алексеевка, Строитель.
В настоящее время ОАО "Завод ЖБК-1" является монополистом в производстве высококачественных элементов благоустройства в Белгородской и прилегающих областях (Курская, Воронежская). Появление серьезных конкурентов в ближайшее время затруднено значительными финансовыми вложениями для внедрения производства, отсутствием подходящей технологической базы и опыта в данной технологии. Иностранных конкурентов в силу специфики продукции нет.
1.5. Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК-1"
Потребителями продукции завода являются ПМК, СУ, частные лица города Белгорода и Белгородской области. Всего у предприятия 150 потребителей. В таблице 1.3 приведены данные об основных потребителях завода "ЖБК- 1".
Таблица 1.3.
Потребители продукции ОАО "Завод ЖБК - 1"
№ |
Название предприятия |
Вид продукции |
|
1 |
Белг.МПМК-3 |
железобетон, блоки, тов. бетон, раствор |
|
2 |
АО "Монолитбелгородстрой" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
3 |
ПКЦ "Белгородстрой" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
4 |
АО "Белстроймонтаж" |
железобетон, блоки, тов. бетон и раствор |
|
5 |
Индивидуальные лица |
все виды продукции |
|
Характеристика потребителей строительных материалов, выпускаемых заводом, выглядит следующим образом:
Частные лица (8-11%). Продукция используется, главным образом, для застройки земельных участков, постройки коттеджей, гаражей. Продукция приобретается обычно за наличный расчет.
Строительные организации различных форм собственности (65-75%). Продукция используется при строительстве промышленных и жилых зданий. Оплата ведется по безналичному расчету.
Предприятия, фирмы, организации различных форм собственности (15-20%). Продукция применяется при строительстве зданий. Оплата производится согласно условиям договора.
Продукция ОАО "Завод ЖБК-1" используется при строительстве жилых и промышленных зданий, в качестве конструкций для инженерных сооружений.
1.6. Анализ основных технико-экономических показателей предприятия
Таблица 1.4.
Наименование показателя |
Ед. изм. |
2004 г. |
2005 г. |
|
1. Товарная продукция |
т.р. |
758411 |
953688 |
|
2. Объем производства продукции в натураль- ном выражении: |
||||
- сборный ж/бетон |
м3 |
104841 |
91521 |
|
- блоки |
м3 |
17826 |
19018 |
|
- "Хенке" |
м3 |
46832 |
56182 |
|
- "Хесс" |
м3 |
73535 |
84427 |
|
- бетонные смеси |
м3 |
317337 |
344190 |
|
- в т.ч. товарный бетон |
м3 |
73453 |
96175 |
|
- товарный раствор |
м3 |
41790 |
38303 |
|
- арматура товарная |
тн |
823 |
1130 |
|
3. Выручка от продаж без НДС |
т.р. |
878034 |
985035 |
|
4. Валовая прибыль |
т.р. |
269419 |
330463 |
|
5. Себестоимость проданных товаров |
т.р. |
608615 |
654572 |
|
6. Прибыль от продаж |
т.р. |
231207 |
289854 |
|
7. Прибыль до налогообложения |
т.р. |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |