20
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ГОУ ВПО «Оренбургский государственный институт менеджмента»
Факультет менеджмента
Кафедра теории менеджмента
Исследование мотивационной политики
предприятия на примере ООО «Сфера»
Курсовая работа
по дисциплине «Основы менеджмента»
Выполнил: студент II курса
группы МО - 24
Уткин И. А.
Научный руководитель: Прочанкина О. А.
Оренбург, 2006 г.
Содержание
Введение
В последние годы мир бизнеса чрезвычайно усложнился, стал невероятно изменчивым, повысился уровень конкуренции, обстановка в целом стала непредсказуемой, быстро изменяющейся.
Мотивация и вознаграждение сотрудников -- одна из важнейших и сложнейших задач, которые приходится решать управленческому персоналу. Опытные менеджеры, которые стремятся, чтобы их служащие прилагали на своих рабочих местах максимум усилий, признают, что им необходимо смоделировать для этого конкретные методы мотивации, удовлетворяющие потребностям каждого конкретного работника.
Все это и обусловливает актуальность изучения методов мотивации служащих на современных предприятиях.
Цель настоящей работы -- исследовать мотивационную политику предприятия на примере ООО «Сфера».
Одной из основных задач данной работы является рассмотрение теоретических аспектов исследования мотивационной политики предприятия, что включает в себя формирование понятия мотивации, изучение научных подходов к проблеме мотивации, а так же исследование факторов, влияющих на мотивацию персонала.
Немаловажными задачами являются так же исследование мотивационной политики ООО «Сфера» и разработка рекомендаций по формированию эффективной мотивационной политики.
Предметом настоящего исследования является мотивационная политика предприятия и ее значение для организации.
Объект исследования -- общество с ограниченной ответственностью «Сфера».
1.1. Понятие мотивации
Для того чтобы дать определение понятию мотивации, сначала разберемся, что такое мотив.
Мотив -- это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов [стр. 74, 12].
Дадим так же определение потребностей.
Потребности -- это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.
Теперь мы можем понять, что же такое мотивация в системе менеджмента организации.
Мотивация -- готовность работника приложить значительные усилия для достижения целей организации и в результате иметь возможность удовлетворить индивидуальные потребности [стр. 75, 12].
1.2 Мотивационные теории управления персоналом
2.1. Общая характеристика объекта исследования
Объектом моего исследования является ООО «Сфера».
ООО «Сфера» является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
ООО «Сфера» является собственником принадлежащего ему имущества и денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники Общества имеют предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу.
Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Основным видом деятельности фирмы является оказание рекламных услуг по заказам юридических лиц и граждан на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон.
Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и Уставу ООО «Сфера».
Общество для достижения целей своей деятельности вправе осуществлять любые имущественные и личные неимущественные права, предоставляемые законодательством обществам с ограниченной ответственностью, от своего имени совершать любые допустимые законом сделки, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «Сфера» является собственником имущества, приобретенного в процессе его хозяйственной деятельности. Общество осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом по своему усмотрению в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
Имущество Общества учитывается на его самостоятельном балансе.
ООО «Сфера» самостоятельно планирует свою производственно-хозяйственную деятельность, а также социальное развитие коллектива. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями услуг Общества, а также поставщиками материально-технических и иных ресурсов.
Выполнение работ и предоставление услуг осуществляются по ценам и тарифам, устанавливаемым Обществом самостоятельно.
Высшим органом управления ООО «Сфера» является Общее собрание участников. Один раз в год проводится годовое Общее собрание.
Другие Общие собрания участников, кроме годового, являются внеочередными.
Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный директор.
Генеральный директор руководит текущей деятельностью Общества и решает все вопросы, которые не отнесены Уставом и законом к компетенции Общего собрания участников Общества.
Имущество Общества образуется за счет вкладов в уставный капитал, а также за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Общество осуществляет учет результатов работ, ведет оперативный, бухгалтерский и статистический учет по нормам, действующим в Российской Федерации.
Генеральный директор и главный бухгалтер ООО «Сфера» несут личную ответственность за соблюдение порядка ведения, достоверность учета и отчетности.
Резервный фонд образуется за счет ежегодных отчислений в размере не более 5% от чистой прибыли, до тех пор, пока сумма резервного фонда не достигнет 15% уставного капитала Общества. Если после достижения указанного размера резервный фонд будет израсходован, отчисления в него возобновляются вплоть до полного восстановления.
Резервный фонд предназначен для покрытия убытков Общества и не может быть использован для иных целей.
Организационная структура ООО «Сфера» линейная. Во главе организации находится генеральный директор. Организационную структуру можно проиллюстрировать следующей схемой:
Рисунок 2.Организационная структура ООО «Сфера»
Руководители отделов подчиняются непосредственно генеральному директору ООО «Сфера».
2.2. Анализ мотивационной политики ООО «Сфера»
В ООО «Сфера» используются следующие способы мотивации:
Материальные способы мотивации:
Заработная плата рассматривается как основной материальный стимул. Она складывается из следующих составляющих:
Ш Оклад. Рассматривается как базовая ставка заработной платы любого работника. Довольно жестко привязан к тарифной сетке, что способствует его положению на иерархической лестнице власти.
Ш Индивидуальная премия. Сумма определяется руководителем подразделения, может составлять 10 -- 40 % оклада. Представляет собой элемент системы мотивации, направленный на развитие личных достижений.
Ш Персональная надбавка. Выступает как признанная ценность определенного работника. Предельный процент регламентирован по категориям работников, определяется генеральным директором по представлению руководителя подразделения, может составлять до 60 % оклада. Представляет собой элемент системы мотивации, направленный на развитие потребностей признания.
Ш Целевые премии. Представляет собой систему награждений, направленную на потребности признания и элементарное поощрение за участие в важных мероприятиях.
Ш Выплаты по выслуге лет. Сумма зависит от прибыли полученной организацией за год. Выдается работникам с определенным стажем работы. Такая премия представляет собой элемент системы мотивации, направленный на развитие общих достижений организации и повышения привлекательности текущего места работы.
Ш Ценные подарки. Представляет собой систему награждений, направленную на потребности принадлежности.
Нематериальные способы мотивацией:
Ш Доска почета. Представляет собой метод мотивации, направленный на потребность признания. На доску попадают работники, отличившиеся за истекший период.
Ш Почетные грамоты. Представляют собой систему награждений, направленную на потребности признания и принадлежности. Почетными грамотами награждаются работники за особые заслуги перед предприятием.
Ш Объявление благодарности. Представляет собой систему вознаграждений, направленную на потребности признания. Кроме того, дает положительные ориентиры для остальных работников. Осуществляется, как правило, через приказы генерального директора и доводится до сведения всех отделов.
Ш Курсы повышения квалификации. Представляет элемент системы, направленный на потребность роста.
Ш Проведение концертов, вечеров и т.п. Представляет элемент системы, направленный на потребность причастности. Групповые мероприятия, как правило, приурочиванию к праздникам.
Проанализировав вышеуказанные способы мотивации персонала, можно сделать вывод об отсутствии проработанной и актуальной системы мотивации на предприятии и, предположительно, низкой удовлетворенности работников.
2.3. Разработка предложений по формированию эффективной мотивационной политики
Для повышения эффективности деятельности организации необходимо формирование более эффективной мотивационной политики в целях появления заинтересованности и энтузиазма работников
При формировании новой мотивационной политики руководству ООО «Сфера» следует предусмотреть следующее:
Ш Обеспечение социальной защищенности, являющееся тем базисом, который сможет удовлетворить потребности в безопасности, что повысит лояльность сотрудников и открывает путь к более эффективным методам мотивации. В рамках этого элемента следует на должном уровне обеспечить безопасность труда и охрану здоровья работников. Должны быть приняты меры по организации досуга работников и забота о незащищенных социальных слоях населения и работниках нуждающихся в помощи.
Ш Организация рабочего места, преследующая цель оптимизации работы сотрудников, а также формирование положительного настроя на процесс работы. Внедрение данного компонента потребует отдельного положения о рабочих местах сотрудников и повлечет немалые материальные затраты, однако приведет к повышению лояльности сотрудников, повысит качество работы, удовлетворенность процессом работы, а также способствует переходу на мотивацию более высокого уровня.
Ш Организация рабочего времени. Необходимо достичь эффективного использования рабочего времени каждого сотрудника, для чего следует ввести гибкие графики (где возможно). Гибкость приведет к ответственности за рабочее время и росту эффективности труда. Для чего необходимо пересмотреть систему регулирования рабочего времени с учетом потребностей работников. Следует предусмотреть следующие возможности: гибкое рабочее время, скользящий график, неполное рабочее время и т. п.
Ш Информированность работников. Необходимо достичь максимально допустимой информированности работника о делах предприятия, что, во-первых, удовлетворит потребность причастности, а, во-вторых, позволит работнику соотносить свою деятельность с текущими интересами организации. Для чего следует разработать и внедрить систему корпоративного информирования работников (справочники, отчеты о работе, собрания и совещания и т. д.).
Ш Пересмотр системы материальной мотивации. В новой системе должны быть заложены следующие принципы:
o вознаграждение должно напрямую зависеть от результатов работы сотрудника;
o вознаграждения и взыскания не должны быть далеко разнесены по времени с проделанной работой;
o вознаграждения обязательно должны учитывать результаты коллективной работы (в т. ч. организации в целом);
o подход к определению размеров окладов, премий, льгот и доплат должен быть равным и объективным, т. е. должны быть учтены положения теории справедливости;
o работник должен заранее знать, насколько его зарплата зависит от его усилий и сколько он может заработать, т. е. должны быть учтены положения теории ожиданий;
o стимулирование зарплатой не должно быть преобладающим способом мотивации (по двухфакторной теории мотивации зарплата относится к гигиеническим факторам, т.е. влияет только на отсутствие неудовлетворенности).
После введения новой мотивационной политики производительность труда рабочих заметно увеличится, что, естественно, приведет к повышению прибыли организации.
Заключение
Современные исследования доказали, что мотивация сотрудников -- это очень важный аспект деятельности менеджера, влияющий на эффективность работы организации в условиях рыночной экономики.
Существуют два подхода к изучению теорий мотивации.
Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности.
Теории мотивации, рассматривающие динамику взаимодействия различных мотивов, т. е. то, как инициируется и направляется поведение человека, называют теориями процесса мотивации. Эти теории позволяют узнать, как строится процесс мотивации и как можно осуществлять мотивирование людей на достижение желаемых результатов.
Существующие теории позволяют исследовать методы мотивации в организации и сформировать на предприятии эффективную мотивационную политику.
В результате анализа мотивационной политики ООО «Сфера» была выявлена неэффективность используемых методов мотивации в организации.
При формировании новой мотивационной политики руководству ООО «Сфера» следует предусмотреть следующее:
Ш Обеспечение социальной защищенности сотрудников;
Ш Организация рабочего места служащих;
Ш Организация рабочего времени служащих;
Ш Информированность работников;
Ш Пересмотр системы материальной мотивации.
Используемая литература
Вершигора, Е. Е. Менеджмент: учеб. пособие / Е. Е. Вершигорова. -- Изд. 2-е доп. и перераб. -- М.: ИНФРА-М, 2001. -- 283 с.
Веснин, В. Р. Основы менеджмента / В. Р. Веснин. -- Изд. 2-е доп. и испр. -- М.: ООО «Т. Д. «Элит -- 2000», 2002. -- 560 с.
Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. -- Изд. 4-е доп. и перераб. -- М.: Экономистъ, 2005. -- 670 с.
Кабушкин, Н. И. Основы менеджмента: учеб. Пособие / Н. И. Кабушкин. -- Изд. 4-е. -- М.: Новое издание, 2001. -- 336 с.
Кибанов, А. Я. Управление персоналом организации / А. Я. Кибанов. -- М.: Инфра-М, 2000. -- 512 с.
Кредисов, А. И. История учений менеджмента / А. И. Кредисов. -- Киев: ВИРА-Р, 2000. -- 336 с.
Лебедев, О. Т. Основы менеджмента: учеб. пособие / О. Т. Лебедев, А. Р. Каньковская. -- Изд. 2-е доп. -- СПб.: ИД «МиМ», 1998. -- 192 с.
Максимцов, М. М. Менеджмент: учебник для вузов / под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. -- М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -- 455 с.
Менеджмент: теория и практика в России: учебник / под ред. А. Г. Поршнева, М. П. Разу, А. В. Тихомировой. -- М.: ИДФБК-ПРЕСС, 2003. -- 528 с.
Менеджмент: учебник для вузов / под ред. М. М. Максимцова, М. А. Комарова. -- Изд. 2-е, доп. и перераб. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002. -- 359 с.
Мордовин, С. К. Управление персоналом: современная Российская практика / С. К. Мордовин. -- Изд. 2-е. -- СПб.: Питер, 2005. -- 567 с.
Робинс, С. П. Менеджмент / С. П. Робинс, М. Коултер. -- Изд. 6-е. -- Пер. с англ. -- М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. -- 880 с.
Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова. -- Изд. 2-е, доп. и перераб. -- СПб.: Проспект, 2004. -- 630 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Цель и методы рекламы |
Курсовая работа | Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы |
Курсовая работа | Наследование по закону и по завещанию |
Курсовая работа | Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками |
Курсовая работа | Особенности перевода аббревиатур и сокращений с английского на русский язык |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия |
Курсовая работа | Операции коммерческого банка с пластиковыми картами |
Курсовая работа | Управление закупками в торговой фирме (на примере ООО "Орио") |
Курсовая работа | Политический лидер в современной России |
Курсовая работа | Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Виды и составы преступлений |
Курсовая работа | Организация банкета-чая на 20 человек |
Курсовая работа | Оценка стоимости предприятия |
Курсовая работа | Социальная защита инвалидов |
Курсовая работа | Организация административно-хозяйственной службы гостиницы |