Курсовая работа по предмету "Менеджмент и трудовые отношения"


Информационные системы в управлении


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

Курсовая работа

"Информационные системы в управлении"

Студентки Беляевой Е.А.

Шифр группы У-22

Научный руководитель стр.пр. Ложкин В.В.

Киров 2009

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты информационных систем в управлении

1.1 Информационное обеспечение управления

1.2 Понятие, цели, задачи информационных систем

1.3 Этапы развития информационных систем управления

1.4 Классификация информационных систем управления

1.5 Проблемы выбора информационной системы

1.6 Требования к информационной системе

1.7 Менеджер в информационных системах управления

2. Муниципальное образование "Город Киров"

2.1 Социально-экономическое развитие города Кирова

2.1.1 Социально-экономическая характеристика города Кирова за 2006 год

2.1.2. Социально-экономическое развитие города Кирова за 2007 год

2.1.3. Основные итоги развития итоги развития МО "Город Киров" за 2008 год

3. Информационные системы управления и муниципальное образование "Город Киров"

3.1 Затраты на внедрение ERP-системы

3.2 Эффективность внедрения ERP-системы

Заключение

Библиографический список

Введение

Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики используются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющее возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.

В современных условиях эффективное управление представляет собой ценный ресурс организации, наряду с финансовыми, материальными, человеческими и другими ресурсами. Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности становится одним из направлений совершенствования деятельности предприятия в целом. Наиболее очевидным способом повышения эффективности протекания трудового процесса является его автоматизация. Но то, что действительно, скажем, для строго формализованного производственного процесса, отнюдь не столь очевидно для такой изящной сферы, как управление. Трудности, возникающие при решении задачи автоматизированной поддержки управленческого труда, связаны с его спецификой. Управленческий труд отличается сложностью и многообразием, наличием большого числа форм и видов, многосторонними связями с различными явлениями и процессами. Это, прежде всего, труд творческий и интеллектуальный. На первый взгляд, большая его часть вообще не поддается какой-либо формализации. Поэтому автоматизация управленческой деятельности изначально связывалась только с автоматизацией некоторых вспомогательных, рутинных операций. Но бурное развитие информационных компьютерных технологий, совершенствование технической платформы и появление принципиально новых классов программных продуктов привело в наши дни к изменению подходов к автоматизации управления производством.

В наши дни автоматизация управления является неотъемлемой чертой каждого производства, это связано, прежде всего, с перспективами расширения предприятия, ростом объема производства. Внедрение различных информационных систем в сферу управления на предприятие целесообразно с целью экономии времени, рабочих ресурсов, повышения качества выполняемой работы.

Целью данной работы является исследование сущности информационных систем в сфере управления.

Задачи работы:

1. Охарактеризовать информационные системы в сфере управленческой деятельности на предприятии.

2. Выявить тенденции развития автоматизации управления.

3. Определить и проанализировать полезность использования средств хранения, передачи, обработки информации на предприятии.

4. Выявить внутрифирменные проблемы при использовании ИСУ.

Объектом исследования является муниципальное образование "Город Киров". Причиной выбора данного объекта является его проблемное социально-экономическое состояние в настоящее время, которое предлагается улучшить, в данной работе, нововведениями в сфере информационных технологий. Предметом исследования - автоматизированные системы в управлении.

При выполнении данной работы использовались следующие методы:

· графический метод - построение графиков, диаграмм для наглядности приведённых данных;

· метод группировки числовых данных в таблицы;

· аналитический метод;

· метод обобщения.

При написании данной курсовой работы использовались учебники по менеджменту авторов: А.И. Орлова, Е.П. Голубкова, В. И. Кнорринга; статистический сборник по Кировской области.

1. Теоретические аспекты информационных систем в управлении

1.1 Информационное обеспечение управления

Информация -- одна из сложнейших, еще полностью не раскрытых, даже таинственных областей современной науки.

В теории управления принято такое определение информации: совокупность сведений об изменениях, совершающихся в системе и окружающей ее среде, которая уменьшает степень неопределенности наших знаний о конкретном объекте, это обмен сведениями (данными) между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. И этого определения вполне достаточно для изучения проблем управления.

Информация является основой процесса управления, труд управляющего и состоит в ее изучении и обработке. От уровня организации сбора, обработки и передачи информации зависит эффективность управления. Различают внешнюю, входную информацию, первичную (исходную), которая возникает в ходе производства, и вторичную как результат обработки исходной информации. На рисунке 1 приведена схема информационных связей руководителя.

Управленческая информация имеет ряд особенностей:

· большие объемы информации должны обрабатываться в жестко ограниченные сроки;

· исходная информация подвергается неоднократной обработке с различных производственных точек зрения и с учетом требований потребителей;

· исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время.

Выполнить эти требования к управленческой информации способна лишь компьютерная техника с ее быстродействием и большой емкостью памяти. Оптимальный способ хранения производственной информации -- создание баз и банков данных, т.е. функционально организованных массивов компьютерной информации, осуществляющих централизованное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При этом способе создания и использования массивов информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, а другие специалисты ее используют в различных производственных аспектах, обеспечивается интерактивный, т.е. активный с обеих сторон режим работы.

Рисунок 1 - Информационные связи руководителя.

Наряду с материальными, трудовыми, сырьевыми, финансовыми ресурсами информационные ресурсы в управлении предприятием имеют первостепенное значение как обязательная предпосылка успешного производственного процесса. Научно-техническая информация является основным фундаментом при разработке новыx технологических процессов, основой развития средств производства. Процедура принятия управленческого решения всегда опирается на первоисточник -- имеющуюся в распоряжении руководителя альтернативную информацию, и важно уметь использовать именно ту информацию, которая уменьшит неопределенность развивающихся тенденций и событий и поможет принять оптимальное решение. Информация в управлении действительно полезна только в случае, если в итоге ее использования она будет реализована в трудовой акт, в полезную деятельность людей. Принятое решение должно дойти до исполнителя в неискаженном виде, необходимо полностью исключить разные толкования и "додумывания", могущие возникнуть на ступенях иерархической служебной лестницы. [4, с. 7].

1.2 Понятие, цели, задачи информационных систем

Информационная система (ИС) - информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией. Миссия информационных систем - производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления организацией. Предприятие - это единый организм, и улучшение чего-либо одного может привести к малейшему сдвигу в сторону успеха в лучшем случае, либо к снижению общих показателей в худшем. Руководителям, а в особенности руководителям финансовых отделов, необходимо принимать комплексные решения, касающиеся всего предприятия. А загруженность решением оперативных задач еще более усложняет процесс управления.

Для упрощения управления предприятием, прежде всего финансового, необходимо иметь эффективную информационную систему, включающую функции планирования, управления и анализа. Новые возможности предприятия при внедрении информационной системы представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 - Возможности предприятия при внедрении новой информационной системы

ИС выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.

Основные цели автоматизации деятельности предприятия представлены на рисунке 3.

Рисунок 3 - Основные цели автоматизации деятельности предприятия

Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный. На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений. [7, с. 57].

В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некая новая информация или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.

Информационный продукт или услуга - специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественной и невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю.

В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Как и информационные технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

1. Простота внедрения уже существующих решений;

2. Они просты для понимания и для их освоения требуется минимум тренировки;

3. Не требуются технические навыки;

4. Они, обычно, гибкие и способны к адаптации для соответствия деловым процессам.

Преимущества автоматизированных систем: в автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

Корпоративную ИС обычно рассматривают как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:

· единая база хранения информации;

· совокупность прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям.

Информационная система компании должна:

1. Позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;

2. Постоянно совершенствоваться и развиваться;

3. Быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;

4. Соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.

Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) - это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла - от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия. Основные задачи, которые выполняет ИСУП, представлены в таблице 1. [9, с. 136].

Таблица 1 - Основные задачи ИСУП

Уровни и службы управления

Решаемые задачи

1

2

Руководство предприятия

обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее;

обеспечение контроля за работой служб предприятия;

обеспечение четкой координации работ и ресурсов;

предоставление оперативной информации о негативных

формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат

Финансово-бухгалтерские службы

полный контроль за движением средств;

реализация необходимой менеджменту учетной политики;

оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей;

контроль за выполнением договоров, смет и планов;

контроль за финансовой дисциплиной;

отслеживание движения товарно-материальных потоков;

оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности

Управление производством

контроль за выполнением производственных заказов;

контроль за состоянием производственных мощностей;

контроль за технологической дисциплиной;

ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты);

оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов

Службы маркетинга

контроль за продвижением новых товаров на рынок;

анализ рынка сбыта с целью его расширения;

ведение статистики продаж;

использование базы стандартных писем для рассылки;

контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку

Службы сбыта и снабжения

ведение баз данных товаров, продукции, услуг;

планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;

оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;- компьютерное ведение контрактов

Службы складского учета

управление многозвенной структурой складов;

оперативный поиск товара (продукции) по складам;

оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;

инвентаризация

1.3 Этапы развития информационных систем управления

Первыми программными продуктами, в той или иной степени автоматизирующими бизнес - операции были так называемые Автоматизированные Рабочие Места. Само по себе, появление АРМов было революцией. Потому что такие рутинные операции, как бухгалтерский учет, учет материальных запасов - все это было доверено компьютерам, которые делают это гораздо быстрее, лучше, точнее и честнее, чем человек.

Следующая ступень эволюции - интеграция разрозненных АРМов в единые комплексные системы. Результаты таких объединений были названы MRP. MRP - это Material Requirements Planning, т.е. система позволяющая планировать потребности предприятия в ресурсах и позволяющая делать так, чтобы эти потребности были вовремя удовлетворены, необходимые комплектующие пошли в производство и заказ был выполнен в установленный срок. Естественно, развитие систем управления на этом не остановилось, и в 90-х годах прошлого столетия на мировой арене все большую популярность стали завоевывать приложения ERP-класса.

Основным назначением ERP систем является автоматизация процессов планирования, учета и управления по основным направлениям деятельности предприятия и поэтому Enterprise Resources Planning systems - Системы Планирования Ресурсов Предприятия в общих чертах можно рассматривать как интегрированную совокупность следующих основных подсистем:

· Управление финансами

· Управление материальными потоками

· Управление производством

· Управление проектами

· Управление сервисным обслуживанием

· Управление качеством

· Управление персоналом

Приведенная последовательность функциональных подсистем не претендует на полноту и отражает основные направления деятельности предприятия. Каждая из перечисленных подсистем может включать в себя функциональные блоки, которые также могут быть оформлены в виде отдельных подсистем. Например, подсистема управления материальными потоками, как правило, включает в себя функционально законченный блок "Управление транспортом" для составления графиков и транспортных схем доставки, планирования и управления транспортом. В перечислении не указана подсистема информационной поддержки реинжиниринга (моделирования предприятия) и т.д. [2, с. 98].

В то же время подсистемы управления материальными потоками, производством, проектами, сервисным обслуживанием формируют в совокупности информационную логистическую систему предприятия (логистика снабжения, хранения, транспортная логистика, производственная логистика, логистика сбыта и т.д.). Упрощенная схема логической цепи приведена на рисунке 4.

Рисунок 4. Упрощенная схема логической цепи

Безусловно, предприятие, внедрившее у себя ERP-систему, имеет конкурентное преимущество перед теми, у кого до сих пор используются разрозненные и не связанные между собой АРМы.

ERP система в свою очередь является дальнейшим развитием системы MRP II и включает в себя планирование ресурсов предприятия для всех основных видов деятельности, её функциональные элементы представлены на рисунке 5. [17].

Рисунок 5 - Функциональные элементы ERP системы

1.4 Классификация информационных систем управления

В соответствии с характером обработки информации в информационных системах на различных уровнях управления (оперативном, тактическом и стратегическом) выделяются следующие типы информационных систем:

· Системы обработки данных(EDP - electronic data processing);

· Информационная система управления (MIS - management information system);

· Система поддержки принятия решений (DSS - decision support system).

Системы обработки данных (СОД) предназначены для учета и оперативного регулирования хозяйственных операций, подготовки стандартных документов для внешней среды (счетов, накладных, платежных поручений). Горизонт оперативного управления хозяйственными процессами составляет от одного до несколько дней и реализует регистрацию и обработку событий, например оформление и мониторинг выполнения заказов, приход и расход материальных ценностей на складе, ведение табеля учета рабочего времени и т.д. Эти задачи имеют итеративный, регулярный характер, выполняются непосредственными исполнителями хозяйственных процессов (рабочими, кладовщиками, администраторами и т.д.) и связаны с оформлением и пересылкой документов в соответствии с четко определенными алгоритмами. Результаты выполнения хозяйственных операций через экранные формы вводятся в базу данных.

Информационные системы управления (ИСУ) ориентированы на тактический уровень управления: среднесрочное планирование, анализ и организацию работ в течение нескольких недель (месяцев), например анализ и планирование поставок, сбыта, составление производственных программ. Для данного класса задач характерны регламентированность (периодическая повторяемость) формирования результатных документов и четко определенный алгоритм решения задач, например свод заказов для формирования производственной программы и определение потребности в комплектующих деталях и материалах на основе спецификации изделий. Решение подобных задач предназначено для руководителей различных служб предприятий (отделов материально-технического снабжения и сбыта, цехов и т.д.). Задачи решаются на основе накопленной базы оперативных данных.

Системы поддержки принятия решений (СППР) используются в основном на верхнем уровне управления (руководства фирм, предприятий, организаций), имеющего стратегическое долгосрочное значение в течение года или нескольких лет. К таким задачам относятся формирование стратегических целей, планирование привлечения ресурсов, источников финансирования, выбор места размещения предприятий и т.д. Реже задачи класса СППР решаются на тактическом уровне, например при выборе поставщиков или заключении контрактов с клиентами. Задачи СППР имеют, как правило, нерегулярный характер.

Для задач СППР свойственны недостаточность имеющейся информации, ее противоречивость и нечеткость, преобладание качественных оценок целей и ограничений, слабая формализованность алгоритмов решения. В качестве инструментов обобщения чаще всего используются средства составления аналитических отчетов произвольной формы, методы статистического анализа, экспертных оценок и систем, математического и имитационного моделирования. При этом используются базы обобщенной информации, информационные хранилища, базы знаний о правилах и моделях принятия решений.

Идеальной считается информационная система, которая включает все три типа перечисленных информационных систем.

В зависимости от охвата функций и уровней управления различают корпоративные (интегрированные) и локальные информационные системы:

· Корпоративная (интегрированная) информационная система автоматизирует все функции управления на всех уровнях управления. Такая ИС является многопользовательской, функционирует в распределенной вычислительной сети.

· Локальная информационная система автоматизирует отдельные функции управления на отдельных уровнях управления. Такая ИС может быть однопользовательской, функционирующей в отдельных подразделениях системы управления. [4, c. 65].

Также главным фактором для классификации информационных систем является показатель того, насколько та или иная система влияет на бизнес - предприятия. С этой точки зрения можно выделить четыре типа систем управления. Типы систем управления представлены в таблице 2. [20]

Таблица 2 - Типы систем управления

Тип

Влияние на бизнес

Уровень абстракции

Решаемые задачи

Типовой пример

А

Владение данными

Данные (атомарные факты)

Фиксация хозяйственных фактов

Системы ввода данных

В

Владение информацией

Информация (данные и взаимосвязи)

Согласованная работа сотрудников и подразделений

Комплексные системы операционного уровня

С

Владение процессом

Знания (описания бизнес-правил)

Достижение хозяйственного результата в рамках фиксированных схем

Системы управления хозяйственными процессами

Д

Владение бизнесом

Применение и развитие знаний (адаптивно изменяемые бизнес-правила, исполняемые системой)

Как достичь требуемого результата, как решить ту или иную задачу?

Системы управления бизнесом в целом

Система типа А не является системой управления предприятием и включена в классификацию для общности. Примерами таких систем являются, например, бухгалтерские системы.

Системы типа В обеспечивают процесс управления информацией, но не содержат в себе никаких компонент для практической реализации этого процесса. Все, что связано с управлением, осуществляется вне таких систем. Примером системы типа В может служить система, обслуживающая склад и торговый зал розничного магазина.

Системы типа С имеют в своем составе компоненты управления и средства определения правил работы, давая возможность выбора той или иной предопределенной схемы. Такие системы поддерживают весь управленческий цикл: планирование, организация деятельности, исполнение и анализ результатов. Однако при изменении внешних условий бизнеса или возникновении новых задач могут отсутствовать подходящие реализации бизнес - схем. Примером таких систем являются системы управления качеством, управления персоналом, сервисного обслуживания, управления дистрибуцией и др. Системы типа Д позволяют динамически изменять хозяйственные схемы без остановки работы всей системы. Начав процесс по одной схеме, можно завершить его по новой, которая была разработана под изменившиеся условия.

Свойства систем типа Д представлены на рисунке 6.

В качестве классических примеров систем класса A можно считать:

SCADA - Supervisory Control And Data Acquisition (диспетчерский контроль и накопление данных);

DCS - Distributed Control Systems (распределенные системы управления);

АСУ ТП - Автоматизированные Системы Управления Технологическими Процессами.

Следующий этап усовершенствования материального учета был ознаменован системами планирования производственных или материальных (в зависимости от направления деятельности организации) ресурсов, они причисляются к классу В.

Эти системы, вошедшие в стандарт, а вернее два стандарта (MRP - Material Requirements Planning и MRP II - Manufacturing Requirements Planning), очень широко распространены на Западе и давно и успешно используются предприятиями, в первую очередь производственных отраслей. Основные принципы, которые легли в основу систем стандарта MRP, включают:

· описание производственной деятельности как потока взаимосвязанных заказов;

· учет ограничения ресурсов при выполнении заказов;

· минимизацию производственных циклов и запасов;

· формирование заказов снабжения и производства на основе заказов реализации и производственных графиков.

Рисунок 6 - Свойства систем типа Д

Разумеется, есть и другие функции MRP: планирование цикла технологической обработки, планирование загрузки оборудования и т.д. Следует отметить, что системы стандарта MRP решают проблему не столько учета, сколько управления материальными ресурсами предприятия.

Классическими примерами систем класса B можно считать:

MES - Manufacturing Execution Systems (системы управления производством);

MRP - Material Requirements Planning (системы планирования потребностей в материалах);

MRP II - Manufacturing Resource Planning (системы планирования ресурсов производства);

И всевозможные учетные системы и т.п.

Одна из причин возникновения подобных систем - необходимость выделить отдельные задачи управления на уровне технологического подразделения предприятия.

Наиболее популярным на данный момент новым видом информационных систем являются системы стандарта ERP - Enterprise Resource Planning. Это системы класса С.

В соответствии со Словарем APICS (American Production and Inventory Control Society), термин "ERP-система" (Enterprise Resource Planning -- Управление ресурсами предприятия) может употребляться в двух значениях. Во-первых, это -- информационная система для идентификации и планирования всех ресурсов предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Во-вторых (в более общем контексте), это -- методология эффективного планирования и управления всеми ресурсами предприятия, которые необходимы для осуществления продаж, производства, закупок и учета при исполнении заказов клиентов в сферах производства, дистрибуции и оказания услуг.

ERP - системы в своей функциональности охватывают не только складской учет и управление материалами, что в полном объеме предоставляют вышеописанные системы, но добавляют к этому все остальные ресурсы предприятия, прежде всего денежные. То есть ERP-системы должны охватывать все сферы предприятия, непосредственно связанные с его деятельностью. В первую очередь, здесь имеются в виду производственные предприятия. Системы данного стандарта поддерживают осуществление основных как финансовых, так и управленческих функций.

В круг задач решаемых системами (подсистемами) данного класса можно включить:

· анализ деятельности предприятия на основе данных и информации, поступающей из систем класса B;

· планирование деятельности предприятия;

· регулирование глобальных параметров работы предприятия;

· планирование и распределение ресурсов предприятия;

· подготовку производственных заданий и контроль их исполнения.

· наличие взаимодействия с управляющим субъектом (персоналом), при выполнении стоящих перед ними задач;

· интерактивность обработки информации.

Классическими названиями системы класса С можно считать:

· ERP - Enterprise Resource Planning (Планирование Ресурсов Предприятия);

· IRP - Intelligent Resource Planning (системами интеллектуального планирования);

· АСУП. [20].

Все системы можно разделить на два больших класса:

1. Финансово-управленческие.

Финансово-управленческие системы включают подклассы локальных и малых интегрированных систем. Такие системы предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям (бухгалтерия, сбыт, склады, учет кадров и т.д.). Системами этой группы может воспользоваться практически любое предприятие, которому необходимо управление финансовыми потоками и автоматизация учетных функций. Системы этого класса по многим критериям универсальны, хотя зачастую разработчиками предлагаются решения отраслевых проблем, например особые способы начисления налогов или управление персоналом с учетом специфики регионов. Универсальность приводит к тому, что цикл внедрения таких систем невелик, иногда можно воспользоваться "коробочным" вариантом, купив программу и самому установив ее на персональном компьютере.

2. Производственные системы.

Производственные системы включают подклассы средних и крупных интегрированных систем. Эти системы в первую очередь предназначены для управления и планирования производственного процесса. Учетные функции, хотя и глубоко проработаны, выполняют вспомогательную роль, и порой невозможно выделить модуль бухгалтерского учета, так как информация в бухгалтерию поступает автоматически из других модулей. Производственные системы значительно более сложны в установке (цикл внедрения может занимать от 6--9 месяцев до полутора лет и более). Это обусловлено тем, что система покрывает потребности всего производственного предприятия, что требует значительных совместных усилий сотрудников предприятия и поставщика программного обеспечения.

Производственные системы по многим параметрам значительно более жесткие, чем финансово-управленческие. Производственное предприятие должно в первую очередь работать как хорошо отлаженные часы, где основными механизмами управления являются планирование и оптимальное управление производственным процессом, а не учет количества счетов-фактур за период. Эффект от внедрения производственных систем чувствуется на верхних эшелонах управления предприятием, когда видна вся взаимосвязанная картина работы, включающая планирование, закупки, производство, запасы, продажи, финансовые потоки и многие другие аспекты.

При увеличении сложности и широты охвата функций предприятия системой возрастают требования к технической инфраструктуре и компьютерной платформе. Все без исключения производственные системы разработаны с помощью промышленных баз данных. В большинстве случаев используется технология клиент-сервер, которая предполагает разделение обработки данных между выделенным сервером и рабочей станцией. Технология клиент-сервер оправдывает себя при обработке больших объемов данных и запросов, так как позволяет оптимизировать интенсивность передачи данных по компьютерной сети.

1.5 Проблемы выбора информационной системы

Сталкиваясь с потребностями во внедрении на предприятии информационных систем, руководство оказывается перед проблемой выбора. Разрабатывать самим или покупать, и если покупать - то что.

Объективно оценивая вероятность самостоятельной разработки современной системы управления, можно смело сказать, что она равна нулю. То, что разработано или разрабатывается сейчас на российских предприятиях, является отражением вчерашних взглядов управленческого персонала предприятия и требует постоянной переработки. И это не вина отделов АСУ, это объективный процесс.

Если предприятие решило ориентироваться на готовые системы - то ему нужно решить, с кем ему работать, какую систему выбрать - с российскими разработчиками или с поставщиков решений ведущих западных производителей.

При всем уважении к нашим разработчикам можно сказать с уверенностью, что если они и смогут разработать систему управления предприятиями, то очень не скоро. История развития наиболее популярных современных систем управления имеет 20-25 лет и многие тысячи работающих установок. А ведь каждая установка системы - это не только деньги на новые разработки, это в первую очередь обратная связь с потребностями клиента.

Российским разработкам еще очень далеко до уровня полнофункциональных систем. Выросшие из автоматизации рабочих мест советских бухгалтеров, они несут в себе эти следы. Решив функции автоматизации бухгалтерии, они только пытаются двинуться в направлении производства, а это задача по объемам несравнимая с бухгалтерским учетом.

Производственным предприятиям различного формата следует ориентироваться на западные системы. И тогда возникает следующий вопрос, на который необходимо дать ответ - какую западную систему выбрать?

Для российского пользователя выбор таких систем ограничен. Не так уж много западных фирм вышли на российский рынок. Реально, это такие гиганты SAP, Oracle, Microsoft, которые предлагают комплексное программное обеспечение и услуги, стараются полностью отвечающие потребностям предприятий из различных секторов экономики. [6, c. 205].

Кроме того, различные системы предназначены для предприятий различных отраслей и размера. Одни, такие как SAP, Oracle или CA-Masterpiece, ориентированны на корпоративный рынок крупного бизнеса, другие, как BAAN или MK Enterprise (ранее MANMAN/X) на рынок промышленных предприятий или компаний. В 2007 на российский рынок выводится еще одна система класса ERP-II от компании LAWSON для комплексной автоматизации предприятий. Среди всего многообразия руководству предприятия нужно сделать правильный выбор, чтобы в результате ошибки не оказаться обладателем системы не подходящей для него.

Критерии выбора системы представлены на рисунке 7.

Рисунок 7 - Критерии выбора системы

1.6 Требования к информационной системе

Информационная система, как и любой другой инструмент, должна иметь свои характеристики и требования, в соответствии с которыми можно было бы определить ее функциональность и эффективность. Для каждого конкретного предприятия требования к информационной системе будут различными, так как должна учитываться специфика каждой организации. Основные требования к системе:

1. Локализация информационной системы. В связи с тем, что наиболее крупными разработчиками информационных систем являются зарубежные компании, система должна быть приспособлена к пользованию российскими компаниями. Причем здесь имеется в виду локализация как функциональная (учет особенностей российского законодательства и систем расчетов), так и лингвистическая (система помощи и документация на русском языке).

2. Система должна обеспечивать надежную защиту информации, для чего необходимы парольное разграничении доступа для различных категорий пользователей, многоуровневая система защиты данных и т.д.

3. В случае внедрения системы на крупное предприятие со сложной организационной структурой, необходима реализация удаленного доступа для того, чтобы информацией могли пользоваться все структурные подразделения организации. Система должна обеспечивать возможность работы в единой централизованной базе данных.

4. В силу влияния внешних и внутренних факторов (изменений направления бизнеса, изменения в законодательстве и т.п.), система должна быть адаптивной. Применимо к России, это качество системы должно рассматриваться более серьезно, так как у нас в стране изменения законодательства и правил учета происходят в несколько раз чаще, чем в странах со стабильной экономикой.

5. Необходима возможность консолидации информации на уровне предприятий (объединение информации филиалов, дочерних компаний и т.д.), на уровне отдельных задач, на уровне временных периодов.

Эти требования являются основными, но далеко не единственными критериями выбора корпоративной информационной системы для предприятия. [12].

1.7 Менеджер в информационных системах управления

Менеджеры играют ключевую роль в организациях. Их обязанности складываются из принятия решений, составления докладов, посещения встреч. Чтобы определить, как информационные системы могут приносить пользу менеджерам, нужно исследовать то, что менеджеры делают, в какой информации они нуждаются для принятия решений и в других их функциях. Нужно понять, как принимаются решения и какие виды решений могут быть поддержаны формальными информационными системами.

Классические описания управления.

Классическая модель в управлении, которое описывает то, что менеджеры делают, в значительной степени не подвергалась сомнению в течение более 70 лет, начиная с 20-х годов. Ранние исследователи сначала описали пять классических функций менеджеров: планирование, организацию, координирование, решение и управление. Это описание действий управления доминировало в течение длительного времени, оно остается популярным и сегодня.

Но эти условия фактически описывают только управленческие функции и неудовлетворительны для описания того, что менеджеры фактически делают. Мы нуждаемся в более глубоком понимании того, как менеджеры фактически себя ведут.

Поведенческие модели.

Современные ученые обнаружили, что менеджеры не ведут себя так, как предсказывала классическая модель управления.

Таблица 3 показывает, где системы могут помогать менеджерам и где не могут. Таблица показывает также, что информационные системы не делают, однако они много привносят в управление многими областями жизни. Эти области, несомненно, обеспечат большие возможности будущих систем и проектировщиков системы. [18].

Информационные системы не могут игнорироваться менеджерами, потому что они играют такую важную роль в современных организациях Цифровая технология преобразует бизнес организаций Благосостояние большинства крупнейших компаний связано с информационными системами. Сегодняшние системы непосредственно влияют на решения и планы менеджеров Они играют стратегическую роль в жизни фирмы. Ответственность за информационные системы не может быть делегирована техническому персоналу. [8, c. 54].

Таблица 3 - Управленческие роли и поддержка информационных систем

Роль

Поведение

Системы поддержки выполнения

Межгрупповые роли

Главная фигура

Не существует

Лидер

Межгрупповое

Не существует

Коммуникатор

Электронные системы связи

Информационные роли

Нервный центр

Системы управления информацией

Коммуникатор

Информация

Почта, офисные системы

Представитель

Участник процесса

Офисные и профессиональные системы, рабочие станции

Предприниматель

Не существует

Ликвидатор повреждений

Решение

Не существует

Распределение ресурсов

Исполнитель

DSS

Лицо, ведущее переговоры

Не существует

2. Муниципальное образование "Город Киров"

Муниципальное образование "Город Киров" -- городской округ в Кировской области с центром в городе Кирове. Включает в себя 4 городских района Кирова, 5 поселковых и 3 сельских округа, административно входящих в состав городских районов. Население МО "Город Киров" составляет около 490 тысяч человек, площадь -- 757 квадратных км.

Управление.

Городской округ является административной единицей местного самоуправления. Основным нормативным документом муниципального образования является "Устав города Кирова". Согласно уставу, в городе действует представительный орган власти -- "Кировская городская Дума", и исполнительный орган -- "Администрация города Кирова". Схема администрации муниципального образования "Город Киров" представлена в приложении А.

Структура.

Городской округ образуют четыре городских района -- Ленинский, Октябрьский, Первомайский и Нововятский. Так же в него входят Дороничевский, Захарищевский, Чистопрудненский сельские округа (в составе Ленинского района), Бахтинский, Ганинский, Костинский, Русский сельские округа (в составе Октябрьского района) и Порошинский сельский округ (в составе Первомайского). [22].

2.1 Социально - экономическое развитие города Кирова

2.1.1 Социально-экономическая характеристика города Кирова за 2006 год

Социально-экономическое развитие города Кирова в 2006 году определялось совокупностью факторов, характерных для экономики страны в текущем году. Так, позитивной тенденцией стало сохранение финансовой стабильности, снижение налоговой нагрузки на предприятия и рост инвестиционной активности.

Среди отрицательных факторов и ограничений, оказавших влияние на экономику города в текущем году, нужно отметить рост внутренних цен на энергоносители, высокая степень морального и физического износа основных фондов предприятий города, нарастание конкурирующего импорта.

В демографической обстановке сохранились прежние тенденции: население города сокращается. Так, по оценке, основанной на данных переписи населения 2002 года, численность постоянного населения муниципального образования "Город Киров" снизилась за 2006 год на 2,3 тыс. человек и составила 488,1 тыс. человек. Естественная убыль составила 2447 человек. Отмечен рост общего коэффициента рождаемости на 5,4 процента и снижение общего коэффициента смертности - на 6,4 процента по сравнению с январем-декабрем 2005 года. Число умерших за 2006 год превысило число родившихся в 1,5 раза (за аналогичный период 2005 г. - в 2,6 раза). За 2006 год в городе Кирове отмечен незначительный миграционный прирост.

В результате успешной хозяйственной деятельности предприятий и организаций, с учетом положительного влияния макроэкономических факторов, по основным показателям социально - экономического развития достигнут роста. Оборот организаций по крупным и средним предприятиям города за 2006 год составил 90,6 млрд. руб.- рост на 29,8 % в действующих ценах к 2005 году. Обороты организаций сельского и лесного хозяйства выросли к уровню прошлого года на 20,6%. Значительно возросли обороты обрабатывающих предприятий и предприятий электроэнергетики. Темп роста составил 142,9 % и 134,4% соответственно. Также существенно возросли обороты строительных организаций. Здесь рост к уровню 2005 года составил 136,5%.

Приоритетным направлением экономики становится инвестиционная деятельность, как залог модернизации и технического перевооружения предприятий. В 2006 году успешно задействуются основные источники инвестиций - собственные средства и привлеченные (кредитные ресурсы, бюджетные средства).

Исполнение бюджета.

Доходы бюджета муниципального образования "Город Киров" в 2006 году исполнены в объеме 3353189 тыс. руб., что составляет 100,4% к уточненным годовым бюджетным назначениям.

Доля собственных доходов в общем объеме поступлений составила 72% или 2413803 тыс. руб., удельный вес безвозмездных поступлений - 28% или 939386 тыс. руб.

Уточненные годовые бюджетные назначения по собственным доходам бюджета муниципального образования "Город Киров" выполнены на 100,7%, выше расчетной нормы поступило 17290 тыс. руб.

В структуре собственных доходов бюджета муниципального образования "Город Киров" доля доходов (налоговых и неналоговых поступлений) составила 89,3% или 2154486 тыс. руб., удельный вес доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности составил 10,7% или 259317 тыс. руб.

Уточненные годовые бюджетные назначения по налоговым доходам в 2006 году исполнены на 100,2% и составили 1427492 тыс. руб., выше расчетной нормы поступило 3005 тыс. руб. Значительная часть налоговых доходов обеспечена поступлением налога на доходы физических лиц (1158535 тыс. руб. или 81,2% от общего объема налоговых поступлений), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (206172 тыс. руб. или 14,4%),

Объем поступлений по неналоговым доходам составил в 2006 году 730116 тыс. руб. или 12,5% к уточненным годовым бюджетным назначениям, сверх плана поступило 17961 тыс. руб. Наибольший удельный вес в объеме неналоговых доходов занимают поступления доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в муниципальной собственности (314259 тыс. руб. или 43,0% от общего объема неналоговых поступлений), арендной платы за земли (210611 тыс. руб. или 28,8%).

Возврат остатков субсидий и субвенций прошлых лет из бюджета муниципального образования "Город Киров" произведен в размере 3122 тыс. руб.

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности поступили в 2006 году в объеме 259317 тыс. руб., процент выполнения уточненных годовых бюджетных назначений составил 98,6%.

Безвозмездные поступления составили в 2006 году 939386 тыс. руб. или 99,4% уточненных годовых бюджетных назначений. Наибольший удельный вес в структуре безвозмездных поступлений занимает субвенция на реализацию государственного стандарта общего образования - 53,9%, за отчетный период поступило 506136 тыс. руб.

Субвенция на выполнение государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поступила в объеме 73622 тыс. руб. В структуре безвозмездных поступлений данная субвенции занимает 7,8%.

Анализ поступления основных доходных источников в бюджет муниципального образования "Город Киров" в 2006 году в сравнении с 2005 годом представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Бюджет МО "Город Киров" в 2006 г

Вид дохода

Фактическое поступление за 2005 год,

тыс. руб.

Фактическое поступление за 2006 год,

тыс. руб.

Отклонение

тыс. руб.

%

1. Налоговые доходы

1381754

1427492

+45738

+3,3

1.1. Налог на доходы физических лиц

1110194

1158535

+48341

+4,4

1.2. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

182882

206172

+23290

+12,7

1.3. Государственная пошлина

8303

38931

+30628

в 3,7 раза

1.4. Земельный налог

64083

25446

-38637

-60,3

2. Неналоговые доходы

550029

730116

+180087

+32,7

2.1. Арендная плата за земли

170055

210611

+40556

+23,8

2.2. Доходы от сдачи в аренду имущества

281086

314259

+33173

+11,8

2.3. Доходы от реализации имущества

32641

114479

+81838

в 2,5 раза

2.4. Штрафные санкции

34511

47020

+12509

+36,2

3. Возврат остатков субсидий и субвенций

0

-3122

-3122

4. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

229335

259317

+29982

+13,1

Итого собственных доходов

2161118

2413803

+252685

+11,7

5. Безвозмездные поступления

1305876

939386

-366490

-28,1

Всего доходов

3466994

3353189

-113805

-3,3

В администрации города Кирова проводились заседания постоянно действующей комиссии по обеспечению полноты, своевременности поступления доходов в бюджет, сокращению недоимки и по вопросам своевременности и полноты выплаты заработной платы.

В результате работы комиссий дополнительно привлечено в бюджет и внебюджетные фонды 94311,9 тыс. руб., в том числе: налоговых платежей поступило 67061,5 тыс. руб., из них: налог на доходы физических лиц составил 27331,5 тыс. руб., арендная плата за земли - 18963,4 тыс. руб.

Бюджет муниципального образования "Город Киров" за 2006 год исполнен с дефицитом в сумме 53517 тыс. руб.

Расходная часть бюджета муниципального образования "Город Киров" за 2006 год исполнена на 99,0 %. При уточненном годовом плане 3442015 тыс. руб., расходы составили 3406706 тыс. руб. или на 35309 тыс. руб. меньше плановых бюджетных назначений. По сравнению с 2005 годом расходы возросли на 39849 тыс. руб. Исполнение бюджета по расходам за 2006 год в сравнении с 2005 годом представлено в таблице 5.

Таблица 5 - Расходная часть бюджета МО "Город Киров" за 2006 г

Наименование расходов

2005 год

2006 год

Откло- нение

испол-

нено

уд.вес

испол-

нено

уд.вес

Общегосударственные вопросы

157673

4,7

244699

7,2

+87026

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

18617

0,6

26971

0,8

+8354

Национальная экономика

101498

3,0

60420

1,8

-41078

Жилищно-коммунальное хозяйство

377572

11,2

414288

12,1

+36716

Охрана окружающей среды

193188

5,7

275145

8,1

+81957

Образование

1253960

37,3

1527506

44,8

+273546

Культура, кинематография и средства массовой информации

61789

1,8

70795

2,1

+9006

Здравоохранение и спорт

521813

15,5

563272

16,5

+41459

Социальная политика

679469

20,2

223610

6,6

-455859

Межбюджетные трансферты

1278

-

-1278

И Т О Г О:

3366857

100

3406706

100

+39849

В полном объеме за отчетный период погашена кредиторская задолженность по выплате населению субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в сумме 79,8 млн. руб., задолженность по закону "О ветеранах" снизилась на 58,2 млн.руб. Задолженность по оплате коммунальных услуг бюджетными учреждениями города снизилась на 5,5 млн.руб. и составила 14,3 млн.руб., из них 14,1 - млн. руб. задолженность предприятий, находящихся в стадии ликвидации и банкротства.

Объем муниципального долга за 2006 год уменьшился на 57,1 млн.руб.

По состоянию на 01.01.2007. задолженность бюджета муниципального образования "Город Киров" по заимствованиям составила 647,2 млн.руб., в том числе:

Ревизиями и проверками, проведенными финансовым управлением города Кирова выявлено финансовых нарушений на сумму 917,4 тыс.руб., из них нецелевое расходование бюджетных средств - 88,2 тыс.руб. Кроме того, иные бюджетные нарушения составили 2668,9 тыс.руб.

Восстановлено финансовых нарушений на 01.01.07. на сумму 786,8 тыс. руб. или 85,8 %, из них нецелевое расходование бюджетных средств восстановлено в полном объеме. Другие нарушения бюджетного учета устранены в сумме 416,4 тыс. руб. [16].

2.1.2 Социально-экономическая характеристика города Кирова за год 2007 год

Характеристика социально-экономического развития муниципального образования "Город Киров" за 2007 год представлена в Приложении Б. [15, с. 27].

2.1.3 Основные итоги развития итоги развития МО "Город Киров" за 2008 год

В 2008 году в экономической ситуации МО "Город Киров" относительно уровня 2007 года отмечен ряд позитивных изменений. Среди них рост оборота розничной торговли, объемов пассажирооборота, расширение масштабов ввода жилья, увеличение реальной заработной платы работников организаций, замедление темпов сокращения численности населения. Среди негативных изменений: снижение удельного веса МО "Город Киров" в промышленном производстве области и объеме выполненных работ по виду деятельности "Строительство", сокращение поголовья отдельных видов продуктивного скота, рост темпов инфляции, увеличение задолженности по выплате заработной платы, рост общего коэффициента смертности населения.

Удельный вес МО "Город Киров" в промышленном производстве крупных и средних организаций области по сравнению с 2007 годом по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" снизился с 8,4% до 7,3%, по виду деятельности "Обрабатывающие производства" - с 51,9% до 43%. По виду деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" отмечен его небольшой рост - с 75,1% до 76%.

На развитие экономики и социальной сферы МО "Город Киров" в 2008 году, по оперативным данным крупных и средних организаций, было направлено 19,2 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах на 18,4% ниже уровня 2007 года.


Объем работ, выполненных крупными и средними организациями по виду деятельности "Строительство", в 2008 году в сопоставимой оценке относительно прошлогоднего уровня снизился на 6,5%. Удельный вес МО "Город Киров" в областном объеме составил 68,4% против 68,9% - год назад.

Масштабы жилищного строительства за год увеличились на 12,2%. Построено 280 тыс. кв. метров общей площади жилья. Удельный вес МО "Город Киров" в общем объеме введенного жилья в 2008 году практически сохранился на уровне 2007 года, составив 66,3%. Доля индивидуальных застройщиков за год снизилась на 0,4 процентного пункта и занимала 29,7% площади введенного за этот период жилья.

Оборот розничной торговли организаций (без учета субъектов малого предпринимательства, по сопоставимому кругу организаций) по сравнению с 2007 годом в сопоставимой оценке вырос на 6,2%, в том числе по продовольственным товарам - на 5,2%, непродовольственным - на 8,7%. Удельный вес МО "Город Киров" в областном обороте крупных и средних организаций в 2008 году составил 50,2%. В структуре оборота розничной торговли продовольственные товары занимали 55,2%, непродовольственные - 44,8%. Оборот общественного питания за 2008 год относительно предыдущего года в сопоставимых ценах сократился на 2,4%. Удельный вес МО "Город Киров" в обороте сложился на уровне 39,5%.

Оборот оптовой торговли (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2008 году в сопоставимой оценке снизился к уровню 2007 года на 15,7%. Выросли объемы оптовой продажи алкогольных напитков и пива (кроме вин шампанских и игристых.

Объем предоставления населению платных услуг крупными и средними организациями по сравнению с 2007 годом увеличился в фактических ценах на 28,8 %. Доля МО "Город Киров" в областном объеме услуг населению возросла на 3,4 пункта, составив 80,7%. Наращивание объемов платных услуг, оказываемых населению, отмечено по всем основным видам услуг, кроме бытовых, услуг физической культуры и спорта, туристских. При этом в наибольшей мере выросли услуги связи - на 62,2% и ветеринарные - на 54,5%.

Отмечено ухудшение финансовых результатов работы организаций. Положительный сальдированный финансовый результат деятельности организаций по итогам за 2008 год снизился по сравнению с уровнем 2007 года в действующих ценах на 25,6% и составил 4,1 млрд. рублей. Сумма полученной прибыли уменьшилась, при одновременном снижении числа рентабельных организаций.

Выросла как общая суммарная задолженность по наблюдаемому кругу организаций, так и с просроченным сроком оплаты. При этом доля долгов с просроченным сроком оплаты увеличилась на 6,8% пункта, составив 17,6%. Изменилось соотношение кредиторской и дебиторской задолженности. На 1 января 2009 года дебиторская задолженность по общей сумме превышала кредиторскую на 7,9%, по просроченной - кредиторская задолженность превышала дебиторскую на 1,9%.

Число замещенных рабочих мест в организациях (не относящихся к субъектам малого предпринимательства) МО "Город Киров" в 2008 году сохранилось на уровне прошлого года. При этом относительно 2007 года значительно увеличилось количество работников, работавших неполное рабочее время, и работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. Уровень официально зарегистрированной безработицы к концу декабря 2008 года составил, как и год назад, 0,8% экономически активного населения.

Реальная заработная плата по сравнению с 2007 годом выросла на 6,9% (по Кировской области - на 9%). Задолженность по выплате заработной платы увеличилась. Наибольший удельный вес в общем объеме просроченной задолженности по заработной плате приходился на организации обрабатывающих производств(92,2%).

Потребительские цены в 2008 году в целом по области возросли по сравнению с прошлым годом на 15,1%, относительно декабря 2007 года потребительские цены в декабре 2008 выросли на 14,2%. При этом в большей степени выросли цены и тарифы на платные услуги.

Цены на продовольственные товары (включая алкогольные напитки) в целом по области увеличились на 16,1%, без учета алкогольной продукции - на 17,6%.

В демографической ситуации в 2008 году среди положительных тенденций можно назвать снижение естественной убыли населения и младенческой смертности. Соотношение числа умерших и родившихся относительно 2007 года снизилось незначительно, составив 1,3 раза. Общий объем миграции (сумма прибывших и выбывших) за 2008 год вырос по сравнению с 2007 годом на 18%. [15, с. 3].

Основные показатели, характеризующие итоги развития экономики МО "Город Киров" в январе-декабре 2008 года, приведены в таблице 6. [15, с. 8]

Таблица 6 - Основные показатели, характеризующие итоги развития экономики МО "Город Киров" в январе-декабре 2008 года

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ

2007

2008

2008 в % к 2007

1

2

3

4

Оборот организаций, млн. рублей

107305,7

123084,4

114,7

в том числе организаций с основным видом деятельности:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

1216,7

1542,3

126,8

добыча полезных ископаемых

0,05

1,6

в 33,6 р

обрабатывающие производства

41865,6

41445,1

99,0

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

24421,6

29755,4

121,8

строительство

4652,2

5183,5

111,4

оптовая и розничная торговля; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

15009,6

20412,0

136,0

гостиницы и рестораны

451,9

636,6

140,9

транспорт и связь

14996,5

18553,4

123,7

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

2341,2

2790,7

119,2

государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

210,4

262,5

124,8

образование

1158,1

1336,7

115,4

здравоохранение и предоставление социальных услуг

492,8

616,0

125,0

предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

489,1

548,5

112,1

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по чистым видам деятельности, млн. рублей

добыча полезных ископаемых

19,5

19,9

101,9

обрабатывающие производства

35852,5

37120,2

103,5

производство и распределение электроэнергии, газа и воды

12762,8

15352,1

120,3

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

19955,6

19209,3

81,6

Объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", млн. рублей

3899,7

4334,8

93,5

Введено в действие жилых домов организациями всех форм собственности, тыс. кв. м общей площади

249,5

280,0

112,2

Перевезено грузов организациями

транспорта, тыс. тонн

745,3

869,7

116,7

Грузооборот организаций транспорта,

млн. т-км

68,1

61,4

90,2

Пассажирооборот общественного транспорта (включая троллейбусный), млн. пасс.-км

798,5

823,1

103,1

Оборот оптовой торговли, млн. рублей

15256,1

14215,6

84,8

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций1), рублей

12059,1

14841,0

123,1

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений на конец периода, рублей

5486,8

6232,4

113,6

Численность официально зарегистрированных безработных на конец периода, тыс. человек

2,0

2,2

107,3

Оборот розничной торговли, млн. рублей

10243,5

14499,0

106,2

Оборот общественного питания, млн. рублей

792,0

938,6

97,6

Объем платных услуг, млн. рублей

10022,5

12909,0

128,8

ФИНАНСОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ

Сальдированный финансовый результат организаций - всего, млн. рублей

5462,2

4064,5

74,4

Удельный вес убыточных организаций, в процентах к общему числу организаций

15,1

19,6

-

Сумма убытка убыточных организаций, млн. рублей

824,5

1679,4

203,7

3. Информационные системы управления и муниципальное образование "Город Киров"

Несмотря на развитое социально-экономическое положение, МО "Город Киров" имеет целый ряд проблем, решение которых требует длительного времени, серьезных затрат, различных информационных и технологических нововведений.

Чтобы решение проблем не было однобоким и узкоохватывающим, следует начать преобразование "сверху". Многие экономисты и управленцы со стажем считают, что решить данные проблемы можно с помощью введения ERP-системы, которая будет охватывать сразу несколько сфер деятельности: производство и логистику, финансовую систему, кадры, систему проектирования, трудовой процесс, а так же другие сферы. Поэтому целесообразно попробовать ввести и начать использовать данную систему и в городе Кирове. Работа данной системы должна найти свое отражение, прежде всего, в эффективности реализации первоочередных проектов развития МО "Город Киров", реализации целевых программ и просто в основных направлениях деятельности администрации города.

Для того, чтобы начать реализовывать данный проект нужно прежде всего разработать динамичную стратегию, чтобы быть на высоте в сегодняшнем быстро меняющемся мире. Чтобы предоставить развитию системы оптимальную поддержку и обеспечить быструю реакцию на возникающие изменения, необходима мощная, гибкая и открытая инфраструктура информационных технологий. Стандартное клиент-серверное коммерческое программное обеспечение (ПО) ERP-системы обеспечивает идеальную поддержку для всех бизнес-процессов. Компоненты такой системы характеризуются высокой степенью функциональности. Высокий уровень интеграции в отдельных приложениях гарантирует согласованность данных как изнутри системы, так и в самой компании.

3.1 Затраты на внедрение ERP-системы

Для расчета эффективности использования будущей системы управления ресурсами предприятия необходимо с большой скрупулезностью оценить предстоящие затраты в течение всего срока жизни системы.

Жизненный цикл системы можно условно разделить на 5 этапов:

1. Выбор

2. Приобретение

3. Внедрение

4. Эксплуатация

5. Модернизация

По приблизительным прогнозам на полное внедрение ERP-системы на региональном уровне должно быть затрачено от 2 до 3 лет.

Затраты, возникающие в процессе внедрения системы:

1) Оборудование

2) Системное ПО

3) Прикладное ПО

4) Внешний консалтинг - услуги внешних консультантов

5) Внутренняя работа - зарплата сотрудников, занятых внедрением и поддержкой ERP системы

6) Общепроизводственные затраты, ассоциированные с ERP-системой.

В целях совершенствования программно-аппаратной базы в администрации г. Кирова:

· произведена установка 40 рабочих станций для служащих администрации г. Кирова;

· осуществлён текущий ремонт и замена компьютерной и копировально-множительной техники администрации г. Кирова;

· проведены работы по замене сетевого маршрутизатора-шлюза на более мощный;

· произведена замена центрального сервера-контроллера домена компьютерной сети на более мощную современную машину;

· проведены работы по антивирусной защите информации циркулирующей в локальной вычислительной сети (ЛВС) администрации;

· произведена замена интернет-сервера администрации на более мощный.

Поскольку ранее в администрации города Кирова уже была произведена модернизация некоторых элементов ЛВС, стоимость одного рабочего места ERP-системы может колебаться от 5 до 10 тыс. долларов.

3.2 Эффективность внедрения ERP-системы

При правильном, тщательно спланированном внедрении системы можно добиться результатов изображенных на рисунке 8. Изначальные показатели до внедрения системы взяты за 100%, таким образом, диаграмма, изображенная на рисунке 8, показывает изменение приведенных показателей после внедрения ERP-системы.

Следовательно, действие данной системы в первую очередь отражается на экономической сфере производства. Судя по выше указанным результатам можно сделать вывод, что при внедрении новой системы увеличится оборот предприятий, вследствие, чего увеличится их доход в среднем на 15-20%, а значит и возрастут отчисления в местный бюджет.

По данным приложения Б собственные доходы МО "Город Киров" за 2008 г. составили 2550 403 тыс. руб. (не включая неналоговые доходы). Таким образом, при внедрении ERP-системы возможно увеличение доходов на 15-20%, что составит 3060483,6 тыс. руб.

Рисунок 8 - Показатели эффективности внедрения ERP-системы

Увеличение доходов, поступающих в бюджет, зависит от эффективности работы предприятий. ERP-система надежна; адекватна; работы, которые будут выполняться под ее началами качественны, а принятые решения объективны, т.к. здесь человеческий фактор играет небольшую роль. Новая система позволит грамотно, четко и трезво давать анализ возможностей предприятий, от которых зависит ряд отчислений в бюджет, тщательно подбирать партнера для сотрудничества.

При внедрении ERP-системы также могут быть выявлены и ее недостатки: длительность внедрения; дороговизна оборудования; некомпетентность и малоопытность лиц, занимающихся разработкой проекта; нестабильность программного обеспечения. Так же после внедрения системы, будет сокращена некоторая часть сотрудников, которые ранее занимались тем, что сейчас будут делать машины, реальным примером может быть финансовая сфера, сфера планирования, контроля и стратегии.

В МО "Город Киров" наиболее проблемными являются комплекс ЖКХ, здравоохранение, образование, сфера производства и реализации товаров и услуг, именно они в большей степени нуждаются в преобразованиях, а именно во внедрении данной системы. Она позволит эффективно решать возникающие проблемы и незамедлительно принимать важные решения.

Заключение

Несмотря на сравнительную молодость ИТ - отрасли как таковой, это уже вполне сформировавшийся рынок, с брэндами - лидерами и лидирующими продуктами. На настоящий момент существует достаточно широкий спектр продукции, призванной удовлетворить самые разнообразные нужды, как небольших компаний, так и компаний-гигантов. Эти программные продукты в полной мере охватывают все аспекты деятельности предприятий, от логистики, маркетинга, производства, взаимоотношениями с клиентами, сбыта, до бухгалтерского учета и управления персоналом.

В России, несмотря на большие затраты, связанные с внедрением информационной системы, владельцы крупных и средних предприятий понимают необходимость и огромную важность перехода на новый уровень управления предприятием или производством. Не взирая на множество неудачных попыток внедрения информационных систем, многие компании по всему миру серьезно задумываются о создании системы для улучшения своей деятельности. Скорее всего, это вполне оправдано, так как при разумном профессиональном подходе к внедрению информационной системы, можно создать инструмент для более эффективного управления бизнесом.

Что касается МО "Город Киров", то данная отрасль также является молодой и еще не четко сформированной. Не каждый работодатель четко представляет себе, что от него требуется при внедрении данного проекта, трудно найти высококвалифицированных специалистов на местном уровне, чтобы грамотно построить и внедрить систему, дороговизна оборудования. Но несмотря на это, положительные моменты и выводы на лицо, это не только возможность увеличить поступление в местный бюджет, но и сократить время, затрачиваемое на принятие решений, сократить число рабочих, заменив их ручной труд машинным, более сложным, где каждая решенная задача и принятое решение не будет базироваться на начальном уровне, а наоборот будет все сложнее и серьезнее.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение и эксплуатация ERP-системы является необходимым действием администрации г.Кирова в нововведениях в области информационных технологий.

Библиографический список

1. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: "Банки и биржи", ЮНИТИ, 2000.

2. Грекул В. И., Денищенко Г. Н., Коровкина Н. Л. Управление внедрением информационных систем: учебник. - Интуит.РУ, БИНОМ.ЛЗ, 2008. - 224 с.

3. Заславская О.Ю., Сергеева М.А. Информационные технологии в управлении образовательным учреждением. Учебное пособие для ВУЗов - центр гуманитарной литературы, 2006. - 127с.

4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". -- 2-е изд., изм. и доп. -- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА * М), 2001. -- 528 с.

5. Колесник А.П. Компьютерные системы в управлении финансами. - М.: "Финансы и статистика", 2002.

6. Компьютерно - интегрированные производства и CALS -технологии в машиностроении. - М.: Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности. 2008. - 510 с.

7. Крылов И. Информационные Технологии: Теория и практика рекламы в России. - "Центр", 2003.

8. Кузнецов Д.В. Информационные технологии в управлении предприятием. - "Три Квадрата", 2005. - 158с.

9. Орлов А.И. Менеджмент - Учебник. М.: Издательство "Изумруд", 2003.

10. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в век ЭВМ. - М.: Прогресс. 2006. - 302с.

11. Актуальные проблемы социально - экономического развития России: материалы региональной научно - практической конференции. - Киров: филиал НОУ "СПбИВЭСЭП" в г.Кирове, 2007. - 286с.

12. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления предприятием в решении задач контроллинга // Контроллинг. 2003. № 1.

13. Карпачев И. Налево пойдешь // Enterprise partner: корпоративные системы. 2000. №10.

14. Киров. Итоги 2008 года в цифрах (Информационный сборник).

15. Муниципальное образование "Город Киров". Итоги 2007 года. Задачи на 2008 год.

16. Роль современных информационных систем в повышении качества бюджетного управления предприятия. 26 Ноября. 2007 г.

17. http://www.admkirov.ru/

18. http://www.iteam.ru/

19. http://psyfactor.org/

20. http://www.microtest.ru/

21. http://www.ssti.ru/

22. http://ru.wikipedia.org/



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Аудит расчетов с подотчетными лицами
Курсовая работа Государственная поддержка малого предпринимательства
Курсовая работа Организация производства в АПК
Курсовая работа Определение возможности получения экологически безопасной продукции растениеводства в условиях загрязнения
Курсовая работа Кредитный договор: понятие и виды
Курсовая работа Амортизация основных средств и учет их ремонта, модернизации и реконструкции
Курсовая работа Полномочия и процессуальная самостоятельность следователя
Курсовая работа Анализ и оптимизация затрат на предприятиях строительной отрасли
Курсовая работа Ветеринарно-санитарная экспертиза рыбы
Курсовая работа Формы внеурочной воспитательной работы с детьми в школе
Курсовая работа База данных продуктового магазина
Курсовая работа Дебиторская задолженность предприятия
Курсовая работа Основные фонды и оборотные средства на предприятии
Курсовая работа Безопасность погрузочно разгрузочных работ кранами
Курсовая работа Исследование личностных особенностей в процессе социализации детей в условиях детского дома