3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Домашнее хозяйство как звено логистической цепи
В качестве логистических звеньев чаще всего рассматриваются предприятия-изготовители продукции, оптово-посреднические предприятия, предприятия-потребители продукции производственно-технического назначения, розничные торговые предприятия, предприятия транспорта.
В связи с этим необходимо остановиться на рассмотрении состава звеньев и каналов логистической цепи.
Ученые и практические работники подходят к их определению по-разному. Согласно одному из определений логистического канала под ним понимается "упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей. Представляется чрезвычайно важным более внимательно отнестись к понятию "конечный потребитель (покупатель)" и дать его четкое определение.
Большинство авторов рассматривают в качестве конечных потребителей (покупателей) производственные и розничные торговые предприятия (РТП). И если в части движения продукции производственно-технического назначения (ППТН) это можно считать правомерным, то по движению потребительских товаров, или товаров народного потребления (ТНП) - нет. Например, А.М. Гаджинский, рассматривая принципиальную схему движения сахара от завода-изготовителя, выделяет три категории участников товародвижения: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов Гаджинский А.М. Логистика. М., 2008. С. 44..Л.Б. Миротин и Ы.Э. Ташбаев, рассматривая варианты распределения товаров в зависимости от типа используемых каналов распределения, включают в число логистических звеньев предприятие-производителя, оптового продавца, мелкооптового продавца, торговое предприятие. При этом выражения "торговое предприятие" и "потребитель" понимаются авторами как синонимы Основы логистики / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М., 2007. С. 108..
Более правомерна точка зрения других авторов, считающих более широким, чем логистика понятие "управление цепью поставок", которое относится, в том числе, и к получению товаров конечными потребителями Современная логистика. М., 2006. С. 201., а сама цепь поставок выглядит следующим образом (рис.1).
Рис.1. Управление цепью поставок.
Бизнес-логистика |
|||
Закупочная логистика |
Менеджмент материалов |
Физическое распределение |
|
Сырье, детали и компоненты Первичная обработка или изготовление узлов |
Завод Запас готовой продукции |
Распределение по складам и оптовикам ----- Розничная торговля -- Потребители |
Следует отметить, что запасы домашних хозяйств как часть структуры совокупных материальных запасов национальной экономики (региона) находит признание среди ученых. Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. СПб., 2008. С. 72..
Прямое статистическое наблюдение за материальными запасами домашних хозяйств не ведется, поскольку его просто невозможно осуществить и поэтому при оценке абсолютных размеров и структуры совокупного материального запаса национальной экономики России приходится исходить только из производственных, запасов незавершенного производства, товарных и транспортных запасов". Такой подход вполне правомерен и объясним. Однако доказательно утверждать при этом, что основную часть совокупных запасов составляют производственные и товарные запасы, можно лишь беря за весь совокупный запас его "урезанную" часть, исключающую запасы системы госрезерва и домохозяйств Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. СПб., 2008. С. 75..
Следует подчеркнуть, что мощность потока товаров и услуг, идущего от предприятий торговли (услуг) в домохозяйства, весьма существенна. Так, в 2002 году расходы домашних хозяйств на приобретение товаров и услуг составили 4785,1 млрд. руб., или 44,0% к валовому внутреннему продукту (ВВП). При этом собственно товарный поток равен 3707,7 млрд. руб (34,1% к ВВП), поток услуг - 1077,4 (9,9) (расчет авторов). В связи с этим возникает проблема изучения ассортимента товаров, потребляемых домашними хозяйствами, который насчитывает несколько десятков тысяч наименований изделий. Интересы планирования, оперативного управления товарной массой требуют их научно - обоснованной систематизации.
Важным условием изучения ассортимента товаров народного потребления является разработка потребительских комплексов, то есть классификация товаров по принципу их потребительского назначения. Исследование потребительских комплексов предполагает, с одной стороны, изучение развития самих потребностей, с другой - изучение конкретных форм и средств удовлетворения этих потребностей в определенных социально-экономических условиях. Примерами потребительских комплексов для непродовольственных товаров могут служить следующие: "Жилище. Благоустройство, ремонт и индивидуальное строительство", "Сад, огород, личное подсобное хозяйство", "Домашнее хозяйство" и т.д.
Глава 2. Понятие и признаки домашнего хозяйства
2.1. Понятие домашнего хозяйства
Направления расходов |
Структура,% |
||
в городской местности |
в сельской местности |
||
Покупка продуктов питания |
41 |
36 |
|
Стоимость натуральных поступлений продуктов питания |
5 |
23 |
|
Покупка непродовольственных товаров |
34 |
29 |
|
Покупка алкогольных напитков |
2 |
2 |
|
Оплата услуг |
17 |
10 |
|
Стоимость предоставляемых работодателем льгот в натуральном выражении |
1 |
0 |
Вместе с тем города и поселения городского типа весьма различаются между собой по характеру, источникам и объемам продуктообеспечения. Напомним существующую градацию городов: крупнейшие (численность населения превышает миллион человек); крупные (от 500 тыс. до миллиона); большие (100-500 тыс); небольшие - а) средние (50-100) и б) малые (до 50).
В свою очередь, малые города разделяются на две группы: собственно малые города с численностью населения 20-50 тыс. человек, а также малые города переходного типа к сельским территориям (15-20 тыс. человек). Как показали проведенные выборочные исследования домохозяйств некоторых городов Свердловской и Пермской областей, для средних и особенно малых городов большую роль в обеспечении продуктов питания играет личное подсобное хозяйство Пивоваров С. Э., Тарасевич Л. С. Международный менеджмент. М., 2008. С. 429.. В результате отдельные продукты питания многими домохозяйствами таких поселений на рынке вообще не приобретаются (картофель, морковь, свекла, лук, капуста, кабачки и т.п.). Однако для получения более достоверных и развернутых выводов необходимо продолжить исследования характера потребления домохозяйств в городских поселениях различного типа и размера Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард, Джеймс Ф. Энджел Поведение потребителей. 9-е международное издание. М., 2007. С. 58..
Рассмотрим динамику изменения среднего размера семьи в разрезе городского и сельского населения (табл.5).
Мы видим, что средний размер семьи обнаруживает четко выраженную тенденцию к уменьшению, как в городах, так и в сельских поселениях.
Кроме того, существенно возрос удельный вес городских семей: три четверти всех российских семей проживают в городах.
Таблица 5
Некоторые характеристики семей Российской Федерации.
Показатели Годы |
1939 |
1959 |
1970 |
1979 |
1989 |
|
Доля городских семей,% |
35,4 |
53,0 |
63,6 |
69,6 |
73,7 |
Продолжение таблицы.
Средний размер семьи, чел в том числе городской сельской |
4,1 3,6 4,3 |
3,6 3,5 3,8 |
3,5 3,4 3,8 |
3,3 3,2 3,4 |
3,2 3,2 3,3 |
|
Доля семей с 5 и более членами,% в том числе городских сельских |
35,5 23,6 42,0 |
24,9 20,4 29,9 |
20,6 15,7 29,3 |
13,4 11,1 18,8 |
12,6 11,2 16,4 |
Наконец, необходимо остановиться на рассмотрении влияния на структуру расходов домашних хозяйств и характер потребления товаров уровня доходов.
Представляет большой интерес анализ зависимости структуры расходов домашних хозяйств от уровня доходов, приходящихся на одного члена семьи. Во-первых, весьма существенна разница в уровнях доходов выделенных групп. Во-вторых, значительны различия и в структуре расходов. Четко прослеживается тенденция уменьшения доли расходов, направляемых на питание, и одновременное увеличение доли расходов на непродовольственные товары в более обеспеченных домохозяйствах. Сравним первую (беднейшую) группу домохозяйств и десятую (с наибольшими доходами). В первой группе на питание направляется 65,4% всех расходов домохозяйств и лишь 17,1% идет на приобретение непродовольственных товаров. В десятой группе эти две части расходов выражаются цифрами, соответственно, 35,5 и 46,1%. В-третьих, в малообеспеченных семьях заметно более ощутима зависимость от натуральных поступлений (13-14,4% в трех первых группах), и, прежде всего, из личного подсобного хозяйства (10,7-11,3%).
Ряд исследований показывает, что демографическая характеристика семьи (ее состав, размер), как и экономическое положение (материальная и жилищная обеспеченность, уровень потребления), определяется в значительной степени той стадией жизненного цикла, на которой находится семья в своем развитии, а также принадлежностью к тому или иному поколению семей Сажина М. А., Чибриков Г. Г. Экономическая теория. М., 2009. С. 406..
Если попытаться в целом определить изменения семейных доходов с момента образования семьи до ее постарения, то увидим, что у значительного большинства семей происходит чередование периодов спада, подъема и стабилизации доходов. После периода окончательного формирования семьи (первые 10-15 лет брака), в среднем характеризующегося снижением душевого дохода, начинается относительно долговременный его рост. Особенно активно этот процесс протекает в период, соответствующий 18-20 годам брачной жизни, когда начинается новый этап в развитии семьи, связанный с вступлением детей в трудовой возраст и уменьшением числа иждивенцев в семье.
Однако, отделение детей, образование ими своих семей, отъезд на учебу часто не означают их полной экономической самостоятельности, и номинальный рост доходов старшей семьи погашается появлением существенной статьи расходов в ее бюджете, связанной с помощью взрослым детям Вечканов Г. С. Экономическая теория. М., 2009. С.173..
Следующим переломным моментом в динамике среднего душевого дохода можно считать 30-летний возраст семьи, совпадающий с достижением супругами пенсионного возраста. Этот этап жизненного цикла можно разделить на два подпериода по характеру изменения душевого дохода. Первое десятилетие (после 30 лет) характеризуется в среднем стабилизацией уровня материальной обеспеченности семьи, главным фактором которой является занятость пенсионеров; их доход формируется одновременно за счет заработной платы и пенсии. Последний период жизни семьи (после 40 лет брака) отмечается резким падением душевого дохода, который теперь ограничивается размерами пенсий.
Таким образом, очевидно, что гигантское многообразие домохозяйств и существенные различия в их укладе, традициях, рождаемости, жизненных стандартов, имеющих место в отдельных регионах, требует и дифференцированного подхода к реализации социальных, экономических, институциональных мер; наряду с общегосударственными действиями должны реализовываться мероприятия регионального характера, которые только и могут учитывать местную специфику.
Необходимо также развивать внимательное отношение к определенным аспектам повседневного поведения и складывающихся ситуаций. Поиск в действиях домохозяйств рациональности или целеустремленности подразумевает, что люди, индивидуально или коллективно, в своих решениях делают выбор, сопоставляя издержки и выгоды. Принимая решения о том, как потратить свое время, какие продукты покупать, работать или не работать, какие товары производить и продавать и т.п., люди сопоставляют возможные выгоды с издержками. Если прямые выгоды, связанные с намеченным планом действий, превышают прямые издержки, целесообразно осуществить та-кое действие. Если же прямые издержки оказываются больше прямых выгод, такие действия не являются рациональными. Более того, когда размеры издержек или выгод изменяются, люди соответственно изменяют свое поведение. Следовательно, необходимо пристально следить за динамикой издержек и выгод, чтобы понять характер повседневной деятельности людей и институтов в области экономики.
Одним из важных факторов, влияющих на размеры потребительских запасов в домохозяйствах в городских поселениях, является характер размещения розничной торговой сети. В свою очередь, размещение розничных торговых предприятий зависит от принадлежности товара к той или иной товарной группе.
Представляется правомерной точка зрения В.И. Сергеева, который отмечает, что материальные потоки, являющиеся объектами управления внутрифирменного логистического менеджмента, чрезвычайно многообразны. Готовая продукция традиционно разделяется на две супергруппы: средства производства и предметы потребления. При этом справедливо подчеркивается, что особое внимание логистический менеджмент должен уделять производимым фирмой товарам широкого потребления Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С. 234.. Известно принятое в маркетинге деление товаров на товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса. Характер организации каналов распределения потребительских товаров, число и типы розничных торговых предприятий и их сетей, количество торговых точек определяется В.И. Сергеевым в зависимости от их принадлежности к тем или иным товарным группам.
Глава 3. Бюджет домашнего хозяйства
3.1. Уровень благосостояния
Вечканов Г.С. Экономическая теория. М., 2009. С.448.
Гаджинский А.М. Логистика. М., 2008. С.408.
Долгов А.П., Уваров С.А. Логистический менеджмент. Управление запасами. СПб., 2008.С. 200.
Иохин В.Я. Экономическая теория. М., 2007. С.864.
Кураков Л.П. Экономическая теория. М., 2008. С.1072.
Кучуков Р.А. Экономическая теория. М., 2007. С.520.
Николаева И. Экономическая теория. М., 2008. С.528.
Основы логистики / Под ред. Л.Б. Миротина и В.И. Сергеева. М., 2007. С.108.
Пивоваров С.Э., Тарасевич Л.С. Международный менеджмент. М., 2008. С.720.
Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард, Джеймс Ф. Энджел Поведение потребителей.9-е международное издание. М., 2007. С.624.
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. М., 2009. С.672.
Салихов Б.В. Экономическая теория. М., 2007. С.724.
Современная логистика. М., 2006. С.624.
Станковская И.К., Стрелец И.А. Экономическая теория. М., 2007. С.448.
Шкаратан О. Государственная социальная политика и стратегии выживания домохозяйств. М., 2006. С.464.
Янова В.В., Янова Е.А. Экономическая теория. М., 2009. С.512.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Сравнение бухгалтерского и налогового учета |
Курсовая работа | Разработка производственной стратегии компании |
Курсовая работа | Исследование мотивационной политики предприятия на примере ООО "Сфера" |
Курсовая работа | Основы бухгалтерского учета труда и заработной платы |
Курсовая работа | Технологии профессионального обучения |
Курсовая работа | Государственное регулирование ВЭД |
Курсовая работа | Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести |
Курсовая работа | Трудовые пенсии |
Курсовая работа | Платежный баланс |
Курсовая работа | Оценка бизнеса затратным подходом |
Курсовая работа | Эластичность спроса и предложения |
Курсовая работа | Организация и планирование производства в автотранспортном предприятии |
Курсовая работа | Разработка финансовой стратегии на примере предприятия ЗАО "Марийский завод силикатного кирпича" |
Курсовая работа | Проблемы развития агропромышленного комплекса РФ на примере Алтайского края |
Курсовая работа | Кассовые операции коммерческих банков |