Если деятельность человека представить как движение к какой-то цели, то ее можно изобразить в виде некоего вектора. Направленность вектора будет определяться целями деятельности, а величина - готовностью человека прилагать какие-то усилия для достижения этих целей.
Когда человек действует сам по себе, он движется в желаемом направлении, куда хочет. На производстве человек перестает принадлежать сам себе, потому что здесь от результатов его индивидуального труда зависит общий результат. Процесс производства диктует свои параметры движения и предписывает человеку нужное для достижения результата направление, т.е. задает свой вектор.
Чтобы добиться общего результата, нужно сделать так, чтобы человек соотносил свои желания (а зачастую и поступался ими) с требованиями производства, прилагал свои усилия к достижению поставленных перед ним целей, двигался в нужном направлении.
Управление - это такое воздействие на человека, в результате которого он делает не то, что хочет, а то, что нужно. Управлять человеком - означает задавать ему правильное направление деятельности и добиваться от него нужного результата.
Для полноты картины следует отметить три обстоятельства. Во-первых, понятие управление применимо лишь к человеку, поскольку только он может действовать правильно или неправильно. Механизм в принципе не может действовать неправильно: он всегда действует одинаково, в строгом соответствии со своей конструкцией или заданной программой. Даже будучи поломанным, он действует совершенно закономерно. Поэтому когда говорят, что какая-то машина работает неправильно, то на самом деле имеют в виду, что она действует не так, как от неё ожидали. Действия же человека определяются его свободой воли. Он сам решает, что правильно, а что - нет. Обе эти альтернативы, в конечном итоге, присутствуют в его сознании, и направление, в котором он будет двигаться, определяется только его выбором. Именно поэтому управление - это всегда прямое или косвенное воздействие на выбор человека.
Во-вторых, управление не следует путать с принуждением. Отличие заключается в том, что при последнем речь не идет о свободе воли, т.е. человек воспринимается как «говорящее орудие», лишенное всякого выбора. Его можно принудить, заставить делать «правильные» действия, но как только принуждающее воздействие снимается, человек вновь начинает двигаться в собственном направлении.
В-третьих, важно различать управление (обеспечение правильности движения к поставленной цели) и предпринимательство (собственно целеполагание). Различие заключается в том, что управление всегда имеет дело с человеком и поэтому неспецифично по отношению к предметной области, в которой человек действует. Предпринимательство всегда связано с деятельностью в конкретной предметной области, однонаправленности движения.
Система управления - это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где предприятие состоит из двух и более человек. При этом предприятие рассматривается в самом общем виде: это может быть привычное производство, политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, - в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общей цели.
Для понимания сущности системы управления как нельзя более подходит аналогия с живым организмом, в котором есть различные системы жизнедеятельности, внутренние органы и мышцы. Без нервной системы все они будут нежизнеспособны, т.е. основная задача нервной системы - обеспечивать целостность деятельности. А поскольку любой организм существует в какой-то среде и вынужден взаимодействовать с ней, нервная система должна обеспечивать также устойчивость деятельности в постоянно меняющихся внешних условиях. При этом устойчивость деятельности в переменных условиях означает не что иное, как развитие. Так вот, система управления - это прямой аналог нервной системы, при этом качество менеджмента тем выше, чем лучше система управления обеспечивает целостность и устойчивость деятельности.
О целостности деятельности предприятия можно говорить тогда, когда все органы большого сложного организма действуют как одно целое: только в этом случае и возможно двигаться, не отклоняясь от заданного курса. Ключевым свойством системы управления, благодаря которому обеспечивается целостность деятельности, является управляемость. Чем выше управляемость, тем более целостна деятельность предприятия. Чем больше в системе неуправляемых элементов, тем больше деятельность предприятия приобретает фрагментарный характер. Классический пример неуправляемой деятельности - лебедь, рак и щука: усилий прилагается много, а результат нулевой. Из этого следует, что эффективность деятельности предприятия прямо пропорциональна степени согласованности действий ее работников.
Данная курсовая работа предполагает изучение функционирования всех подразделений управления предприятия, в ходе курсовой работы необходимо найти слабые места в схеме управления, проанализировать их, найти причины возникновения. По полученным данным, в ходе ознакомления со схемой управления дать оценку существующему уровню и предложить схему решения проблем управления. Ознакомится с финансовыми показателями, дать им независимую оценку, проанализировать, - что помогло достичь определенных результатов и как добиться успеха в будущем. Понять причины текучести кадров, если данная проблема актуальна для данного предприятия, предложить систему решения данного вопроса с целью сохранения кадров, которые, несомненно, играют немаловажную роль на любом предприятии. Если уходит сотрудник, который проработал на одном участке работы не один год и на его место придет новый, который не будет четко знать все тонкости данной должности, это может внести разлад в систему функционирования любого подразделения. Установить внешние связи предприятия, определить продукцию, которая составляет основной объем продаж, предложить свою систему планирования маркетинга предприятия, если имеется необходимость, проанализировать, что именно способствует дальнейшему продвижению данного товара на рынке и предложить систему по улучшению сбыта.
В данной работе приведены такие показатели, как объем производства и реализации продукции, ее себестоимость, численность работников предприятия (в том числе руководящего состава), наличие основных и оборотных средств, кредиторской и дебиторской задолженности.
При подготовке курсовой работы в качестве исходного материала мною были использованы устав предприятия, бухгалтерский баланс, статистическая отчетность, учебные пособия по экономике предприятия, экономической теории, управленческому и финансовому анализу, методические рекомендации к данной курсовой работе.
Целью настоящей работы является: проведение анализа системы управления конкретной организации и разработка предложений по её совершенствованию.
Для реализации поставленной цели решается комплекс логически взаимосвязанных задач:
1. Оценка экономического потенциала
2. Анализ системы управления
3. Анализ системы управления деятельностью организации
4. Построение дерева решений проблемы в организации
Предмет исследования: инструментально-прикладной аспект менеджмента.
Объект исследования: ООО «Анис»
Рынок минеральной воды в целом развивается достаточно динамично. За последние годы можно отметить значительное увеличение объемов минеральной воды - рыночное предложение по этим товарным группам
выросло в несколько раз. Основными причинами таких темпов роста является пропаганда здорового образа жизни и экологическая ситуация.
В Тамбове в сегменте минеральной воды лидируют три производителя Aqua Minerale и BonAqua, Липецкая. Также широко представлены в Тамбове, и значительную долю в этом сегменте занимает минеральная
вода, Меркурий, Святой Источник, Артемовская, Есентуки, Нарзан, Новотерская Целебная.
Как показывает практика, по сравнению с прошлым годом, в 2005_м на рынке Тамбова не будет наблюдаться резкого изменения в потреблении минеральной воды. Безусловно, на потребление минеральной воды оказывает существенное влияние фактор сезонности: в летний период оно увеличивается в 2-3 раза. Количество непосредственных потребителей при этом возрастает не более чем на 11%. Из этого можно сделать вывод, что увеличение объемов происходит в основном за счет интенсивности потребления минеральной воды внутри группы постоянных покупателей. Тормозит темпы роста объемов минеральной воды в «миграция» покупателей в группы потребителей соков и газированной воды.
Изменения происходят и внутри самого сегмента: увеличивается доля крупных производителей за счет уменьшения доли мелких. Пару лет назад на рынке Тамбова, как и по России в целом, было достаточное количество мелких производителей минеральной воды. Можно было выделить два основных ценовых сегмента: дорогие мировые брэнды и более дешевая отечественная продукция. Сложившуюся на сегодняшний день ситуацию можно описать следующим образом: произошло более четкое сегментирование рынка как по ценам, так и по торговым маркам. Учитывая рыночные условия, мировые производители выпускают также продукцию и для среднего ценового сегмента, что расширяет их влияние на рынке.
К premium_классу можно отнесли брэнды, которые отличаются качеством, известностью марки, дизайном упаковки и ценой - «Evian», «Volvic». В средний класс (middle), таким образом, вошла следующая минеральная вода «Есентуки», «Святой Источник», «Новотерская Целебная»; в mass_класс минеральная вода - «Липецкая», «Меркурий», «Артемовская».
По мнению экспертов, это глобальные тенденции экономики - идет укрупнение бизнеса, мелкие предприятия не могут выдержать конкуренции, потому что не хватает ресурсов для повышения качества продукции, исследования рынка и покупательского поведения, проведения акций, разработки и внедрения новой продукции. Кроме того, мелкие производители не могут выдержать условий, которые выдвигает сетевая розница, потому что у торговых сетей определенные правила работы, которые они диктуют поставщикам: стимулирование своей продукции, мерчендайзинг, определенные объемные показатели продаж. Важными показателями при формировании ассортиментной политики торговых сетей сейчас являются продажи напитков тех или иных марок по городу в целом и доля производителя на рынке безалкогольной продукции. Причем обусловливаются эти критерии, в первую очередь, выбором покупателя.
В отношении упаковки можно отметить, что традиционно большей популярностью пользуется газированная вода в ПЭТ-бутылках - напитки в такой таре занимают 90% общего объема продаж. Самые ходовые - это 1,5-2-литровые бутылки, они составляют около 75-80% продаж, 10-15% приходится на бутылки по 0,5 (0,6) литра.
Как правило, спрос на 0,5-литровые бутылки выше в будни, когда люди покупают минеральную воду спонтанно; в выходные основной объем продаж составляют напитки в 1,5-2-литровых бутылках. Существует и сезонная зависимость, но она не значительна. Летом, например, увеличивается объем потребления продукции компаний «в бутылках 0,5 литра, а зимой - потребление минеральной воды различных производителей в бутылках по 1,5-2 литра.
Приобретаемый объем бутылки минеральной воды в большинстве случаев зависит от возраста покупателя: так, молодежь предпочитает покупать минералку в бутылках по 0,5 (0,6) литра для индивидуального потребления. Покупатели старшего возраста предпочитают покупать в бутылках по 1,5-2 литра для всей семьи.
На начало года население города Тамбова составило 300 тыс. жителей (от 12-60 лет), среднее потребление минеральной воды на одного человека в год составило 4 литра. По данным бюджетной статистики 12% населения имеют доход выше среднего; 48% - средний и 40% - ниже среднего. Нормативы потребления при прежнем уровне дохода: для I группы - 8 литров минеральной воды в год на одного человека; II группы - 5 литров минеральной воды на человека; III группы - 1,6 литров на человека.
Поправки на коэффициент эластичности спроса от дохода: предполагается, что в I группе доход вырастет на 20%; во II - на 10%; в III - на 4% и в IV снизится на 5%. Коэффициент эластичности равен 0.7%, т.е. при росте дохода на 1% спрос на минеральную воду растет в среднем на 0.7%. Тогда в I группе можно ожидать уровня потребления до 9.12 литров на человека; рост дохода на 20% привел к увеличению спроса на 14% (20 0.7), т.е. темп роста составил 1.14. Новый уровень потребления: 8 1.14 = 9,12. Во II группе: рост спроса 10 0.7 = 7%; 5 1.07 = 5,35 литра на человека. В III группе: рост спроса 4 0.7 = 2.8%; 1,6 1.028 = 1.7 литра на человека.
Тогда потенциальная потребность в минеральной воде складывается следующим образом:
36000 чел. 9.12 л/чел. + 144000 чел. 5.35 л/чел. +
120000 чел. 1.7 л/чел. =
328320+770400+204000=1302720 (литров/год)
В среднем это составит 4.4 литра в год на человека.
По экспертным оценкам вода «Артемовская» занимает около 10% рынка минеральной воды г. Тамбова. Этот показатель является сравнительно не большим, но учитывая размеры предприятия и ситуацию на рынке этот показатель можно считать в целом удовлетворительным.
Факторы |
Конкуренты |
Сравнениепредприятияс конкурентами |
|
Качество |
Высокое |
Объективно архангельская природная вода отвечает самым высоким стандартам качества. Однако она проигрывает воде глубокой очистки, выпускаемой под западными брэндами, |
|
Более низкие цены |
Сравнительно одинаковые |
Ниже чем у конкурентов |
|
Широта продуктового ассортимента |
Высокий выбор ассортимента и упаковки |
Однообразный ассортимент и упаковка |
|
Доступность продукта |
Во всех |
Данная |
|
торговых точках города |
минеральная вода присутствует не во всех магазинах города |
||
Дизайн |
Качественный и профессиональный дизайн |
Средний но с определенными индивидуальными особенностями |
|
Реклама |
Постоянное проведение рекламных компаний |
Отсутствие рекламы |
|
4. Выработать концепцию деятельности, вдохновляющую сотрудников организации.
При разработке миссии учитываются следующие группы факторов:
1. Истории возникновения и развития организации, ее традиций, достижений и промахов, сложившийся имидж.
2. Существующий стиль поведения и способ действия собственников и руководителей.
3. Ресурсы, т.е. все то, чем организация может управлять: наличные денежные средства, признанные продуктовые марки, уникальные технологии, талант сотрудников ит. п.
4. Окружающая среда, представляющая совокупность всех факторов, которые воздействуют на возможности организации достигать своих целей с помощью выбранных стратегий.
5. Отличительные достоинства, которыми обладает организация.
Довольно часто миссия формулируется в несколько позиций, каждая из которых направлена на удовлетворение интересов различных групп влияния.
Миссия ООО «Анис» наиболее полным образом удовлетворять запросам потребителей.
ООО «Анис» ставит перед собой так же следующие задачи:
1. Способствовать исполнению ожиданий потребителей.
2. Обеспечивать занятость персонала организации, его удовлетворённость своей работой и оплатой труда
3. Соблюдать интересы внешних групп влияния, в частности, для кредиторов - получение требуемого процента и возврата капитала.
На данный момент ООО «Анис» не четко следует своей заявленной миссии.
Руководство предприятия мало уделяют внимания запросам и пожеланиям потребителям.
ООО «Анис» не имеет задокументированных стратегических целей. Это связанно, прежде всего, с тем, что менеджмент в данной организации отсутствует. Данная политика не может привести к росту т. к. предприятие не видит себя в будущем, нет планов развития предприятия.
Миссия не содержит конкретных указаний относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Такие сведения получаются при формулировании целей организации.
Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы степень их достижения можно было измерить.
Для данного предприятия можно предложить следующие цели:
Функциональная подсистема |
Ключевая модель |
|
Маркетинг |
Выйти на первое место по продаже продукции (определенного вида) на рынке. |
|
Производство |
Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции. |
|
Научно-исследовательские разработки (инновации) |
Завоевать лидерские позиции по вводу новых видов продукции (услуг), используя на исследования и разработки определенный процент доходов от объема реализации (продаж). |
|
Финансы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов. |
|
Персонал |
Обеспечить условия, необходимые для развития творческого потенциала работников и повышения уровня удовлетворенности и заинтересованности в работе. |
|
Менеджмент |
Определить, критические области управленческого воздействия и приоритетные задачи, обеспечивающие получение запланированных результатов. |
|
Линии издержек могут быть и кривыми. Приведенные простые зависимости в действительности редко имеют место, поэтому рассматривают предпочтительный интервал. В этой области зависимости можно рассматривать как линейные. Обычно этот интервал достаточен для охвата области прогнозов на будущее.
Точка безубыточности (порог рентабельности) может быть определена также аналитическим путем, руб. Одна из возможных формул имеет следующий вид:
где Е - точка (объем) безубыточности; F - постоянные (фиксированные) издержки, V - переменные издержки; S - цена изделия.
3) Расчет производственных мощностей
Прежде чем планировать объемы производства, необходимо изу-* чить спрос на продукцию, выпускаемую предприятием, а затем внутренние возможности предприятия, в частности производственные мощности, «узкие места» и пути их устранения.
Производственная мощность предприятия в общем виде рассчитывается балансовым методом:
где Мвх - мощность предприятия на начало года (входная); Мвв - мощность, вводимая в плановом периоде; Мв - мощность, выведенная в плановом году; М - мощность на конец планового года и входная на начало года, следующего за плановым.
Среднегодовую мощность определяют по формуле:
где Т - период работы введенной мощности, мес.; Тн - период времени, когда выведенная мощность не работала, мес. Использование производственной мощности определяют отношением объема фактически выпущенной продукции, В к максимально возможному, М:
где К - коэффициенты использования мощности.
4) Планирование численности работающих и фонда оплаты труда
Для расчета численности рабочих, занятых нормируемыми работами, исходят из нормы трудоемкости и из нормы обслуживания оборудования
Различают численность работающих явочную, списочную, штатную Явочное Ra - количество работающих, которые должны явиться на работу в смену для обеспечения ритмичности работы и выполнения сменного задания1
где Q - трудоемкость производственной программы, Ni - годовая производственная программа в натуральном выражении; ti - плановая трудоемкость единицы продукции, час; т - номенклатура, Тн - номинальный фонд времени работы одного рабочего, час, Кп - планируемое перевыполнение норм времени
Штатная численность - включает рабочих, находящихся на работе, а также на отдыхе и пересменке, Rшт
где с - количество рабочих смен
При расчете списочного состава рабочих используется средний коэффициент пересчета явочной численности в списочную - Кяс который определяется отношением:где Тн - номинальный фонд рабочего времени - максимально возможное число рабочих дней в году.
Планирование численности в руководителях, специалистах и служащих осуществляют по нормам обслуживания, нормам управляемости, а также исходя из организационной структуры предприятия и штатного расписания
Путем сравнения плановой и фактической численности работающих определяют дополнительную (избыточную) численность.
В состав средств, направляемых на потребление входят:
- оплата труда всех категорий работающих;
- дивиденды (проценты по акциям);
- суммы трудовых и социальных льгот.
Исходными данными для расчета ФОТ являются:
- применяемые формы и системы оплаты труда;
- годовая производственная программа;
- сдельные расценки и действующие тарифные ставки оплаты труда;
- плановая численность работающих по профессиям и категориям,
- баланс рабочего времени среднесписочного рабочего.
Фонд оплаты труда, Ф определяют:
- для рабочих сдельщиков
- для рабочих повременщиков
где Ст - тарифная часовая ставка, руб.; К, - сдельная расценка за единицу производственной программы; Ri - коэффициент, учитывающий размер премирования по действующему положению на предприятии; N, - производственная программа в натуральном выражении.
При этом в фонд оплаты труда включается стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты труда, выплаты стимулирующего характера, выплаты компенсирующего характера, оплата за непроработанное время, другие выплаты и льготы.
Должность |
Численность |
|
Директор |
1 |
|
Коммерческий директор |
1 |
|
Директор по производству |
1 |
|
Главный бухгалтер |
1 |
|
Начальник цеха |
1 |
|
Механик |
1 |
|
Технолог |
1 |
|
Юрист |
1 |
|
Сотрудники цеха |
12 |
|
Торговые агенты |
4 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |