31
Содержание
Введение
1. Основные положения инвестиционного проектирования
1.1 Понятие проекта и проектного цикла
1. 2. Виды инвестиционных проектов
2. Разработка и анализ инвестиционного проекта
2.1 Предварительная стадия разработки и анализа проекта
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
|
Солнечная энергетика |
Производство лазерных дисков СD и DVD |
Производство часов |
Кораблестроение (Европа) |
|
Биотехнологии |
Добыча угля (США) |
Производство велосипедов |
Производство видеокассет |
|
НАНОтехнологии |
Производство Компьютеров |
|||
Производство мобильных телефонов |
||||
В соответствии со вторым критерием необходимо установить конкурентоспособность предприятия в рамках отрасли, к которой оно принадлежит. Другими словами, необходимо выяснить сравнительное с другими предприятиями положение данного предприятия на целевом рынке товаров или услуг. Принято использовать шесть основных состояний предприятия: доминирующее, сильное, благоприятное, неустойчивое, слабое, нежизнеспособное.
Сопоставляя критерии зрелости отрасли и конкурентной способности предприятия, мы можем представить таблицу жизненных циклов предприятия.
Представленная таблица носит конструктивный характер, устанавливая не только положение предприятия, но и давая принципиальные рекомендации по дальнейшему развитию. Конечным результатом предварительной стадии анализа проекта является установление положения конкретного предприятия по указанным критериям, т.е. буквально, какой конкретной “клетке” в таблице 1.2 принадлежит данное предприятие.
Таблица 1.2. Инвестиционные стратегии развития предприятия
Положение |
Стадии зрелости |
||||
на рынке |
Эмбриональная |
Растущая |
Зрелая |
Стареющая |
|
Доминирующее |
Инвестируйте быстрей требований рынка |
Удерживайте позиции. Удерживайте долю |
Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью |
Удерживайте позиции |
|
Сильное |
Инвестируйте со скоростью, диктуемой рынком |
Попытайтесь улучшить положение. Увеличивайте долю |
Удерживайте позиции. Развивайтесь вместе с отраслью |
Удерживайте позиции или подводите итоги |
|
Благоприятное |
Избирательно или целиком увеличивайте долю. Все силы на увеличение рыночной доли |
Попытайтесь улучшить положение. Избирательное увеличение доли |
Выжидание или стабилизация Найдите нишу и пытайтесь защищаться |
Подводите итоги или постепенно уходите |
|
Неустойчивое |
Избирательно подходите к завоеванию позиций |
Найдите свою нишу и обороняйтесь |
Найдите нишу и удерживайте ее или постепенно уходите |
Уходите постепенно или сразу |
|
Слабое |
Развивайтесь либо уходите |
Перестраивайтесь или уходите совсем |
Перестраивайтесь или постепенно уходите |
Уходите Сразу |
|
Новый проект почти наверное обречен на неудачу, если положение предприятия соответствует нижней правой части таблицы.
Стадия предварительного анализа не должна быть продолжительной по времени, и выводы, которые делаются на предварительном этапе, преимущественно базируются на качественных оценках. Тем не менее, эта стадия необходима, по крайней мере, по следующим двум причинам:
o при дальнейшем общении со стратегическим инвестором вопросы зрелости отрасли и конкурентного положения предприятия обязательно будут подниматься и к этому необходимо быть готовым заранее,
o если менеджеры предприятия не позаботятся об этом анализе, то стратегический инвестор сделает это сам, и его выводы могут быть не столь благоприятными.
Несмотря на разнообразие проектов, их анализ обычно следует некоторой общей схеме, которая включает специальные разделы, оценивающие коммерческую, техническую, финансовую, экономическую и институциональную выполнимость проекта. Добропорядочный, с точки зрения стратегического инвестора, проект должен оканчиваться анализом риска. На рис. 1.1 представлена общая последовательность анализа проекта. Следует отметить, что используемая на схеме резолюция “Проект отклоняется” носит условный характер. Проект действительно должен быть отклонен в своем исходном виде. В то же время проект может быть видоизменен по причине, например, его технической невыполнимости и анализ модифицированного проекта должен начаться с самого начала.
Рис. 1.1.Общая последовательность анализа проект
2.3 Анализ коммерческой выполнимости проекта
Принципиально суть маркетингового анализа заключается в ответе на два простых вопроса:
· Сможет ли предприятие продать продукт, являющийся результатом реализации проекта?
· Сможет ли предприятие получить от этого достаточный объем прибыли, оправдывающий инвестиционный проект?
По статистике последних лет степень разорения фирм в странах третьего мира около 80%. Основная причина банкротств - недостаточный маркетинг.
Базовые вопросы маркетингового анализа состоят в следующем:
· На какой рынок сфокусирован проект? На международный или внутренний?
· Предполагает ли проект баланс между международным и внутренним рынком?
· Если проект нацелен на международный рынок, совпадает ли его цель с принципиальными политическими решениями государства?
· Если проект сфокусирован на внутренний рынок, отвечают ли его цели внутренней государственной политике?
· Если проект несовместим с политикой государства, стоит ли его рассматривать дальше?
Так как проекты осуществляются при уже существующих рынках, в проекте должна быть приведена их характеристика. Маркетинговый анализ должен также включать анализ потребителей и конкурентов. Анализ потребителей должен определить потребительские запросы, потенциальные сегменты рынка и характер процесса покупки. Для этого разработчик проекта должен провести детальное исследование рынка.
Кроме того, необходимо провести анализ основных конкурентов в рамках рыночной структуры и институциональных ограничений, на нее влияющих. На основе результатов маркетингового анализа разрабатывается маркетинговый план. В нем должны быть определены стратегии разработки продукта, ценообразования, продвижения товара на рынок и сбыта. Эти элементы маркетинговой смеси должны быть объединены в единое целое, которое должно обеспечить продукту наиболее выгодное конкурентное положение на рынке. Маркетинговый план должен также учитывать наличие других продуктов в ассортиментном наборе фирмы, а также организационные, финансовые, производственные и снабженческие аспекты ее деятельности. В рамках маркетингового плана желательно спрогнозировать реакцию конкурентов и ее последующее влияние на возможность выполнения маркетингового плана.
Маркетинговый анализ включает в себя прогнозирование спроса. При разработке инвестиционного проекта необходимо определиться с точностью прогноза, сопоставив ее с издержками достижения желаемой точности. Хотя процесс принятия решений осуществляется в условиях неопределенности, правильный прогноз может уменьшить степень этой неопределенности.
Сознавая невозможность исчерпать все маркетинговые аспекты инвестиционного проектирования, попытаемся выделить ключевые смысловые разделы маркетинга и дать им краткую характеристику. Полное замыкание всех вопросов маркетинга позволяют сделать четыре следующих блока: - анализ рынка, - анализ конкурентной среды, - разработка маркетингового плана продукта, - обеспечение достоверности информации, используемой для предыдущих разделов. Ниже приведена краткая характеристика указанных блоков.
Цель исследования рынка - выявление потребительских запросов, определение сегментов рынка и изучение процесса покупки для улучшения качества и ускорения процесса принятия решений по маркетингу. При анализе спроса и сбыта должны быть рассмотрены следующие ключевые вопросы:
· Кто является потенциальным покупателем?
· Причины покупки продукта?
· Как будет производиться покупка?
· Какая информация нужна, и как ее можно собрать?
Структурное исследование рынка следует начать с выявления конкурентов, государственных или частных предприятий, местных, национальных или международных компаний, традиционных или новых, маркированных или немаркированных продуктов. Следует также оценить возможность и значение вхождения на рынок новых участников (будущих конкурентов), конкуренцию со стороны товаров-заменителей (например, синтетики для хлопка, безалкогольных напитков для фруктовых соков). Ключевые вопросы, требующие обязательного ответа, сводятся к следующему:
· Какова существующая структура рынка данного продукта?
· Основа конкуренции в данной отрасли?
· Как на конкурентную среду влияют институциональные ограничения?
Очень важно в процессе маркетингового анализа использовать количественные оценки. Они, как правило, более убедительны как для самого предприятия, так и для стратегического инвестора. Ниже приводится пример анализа конкурентного положения предприятия на основе количественных критериев.
Выделяя так называемые ключевые факторы успеха (КФУ), предприятие сравнивает свое положение со всеми конкурентами (см. пример в табл. 1.3.), давая ответ в одном из трех видов: “лучше” (знак +), “хуже” (знак -) или одинаково (0) по отношению к каждому конкуренту.
Назначая весовой коэффициент для каждого ключевого фактора, маркетинговый аналитик определяет обобщенный показатель сравнительной конкурентной способности предприятия.
Табл. 1.3. Определение конкурентной способности на основе КФУ
Ключевые факторы |
Веса |
Конкуренты |
||||
успеха |
А |
В |
С |
D |
||
Качество |
5 |
+ |
0 |
- |
0 |
|
Эффективность средств продажи |
3 |
+ |
- |
- |
0 |
|
Разработка новых продуктов |
2 |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Техническое обслуживание |
5 |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Своевременная доставка |
4 |
0 |
- |
+ |
- |
|
Репутация |
1 |
0 |
0 |
0 |
+ |
|
Реклама |
1 |
- |
- |
+ |
0 |
|
Стоимость |
5 |
+ |
+ |
- |
0 |
|
Цена |
5 |
+ |
+ |
+ |
- |
|
Местоположение |
2 |
+ |
+ |
- |
+ |
|
Финансовая стабильность |
2 |
+ |
+ |
- |
- |
|
Всего |
35 |
28 |
13 |
2 |
-5 |
|
В частности, для рассматриваемого примера агрегированное значение комплексного критерия анализируемого предприятия существенно лучше по сравнению с компаниями А и В, почти такое же, как у компании С и немного хуже, чем у компании D. В целом же конкурентное положение предприятия весьма удовлетворительное.
Маркетинговый план должен быть составной частью проекта. При его разработке маркетолог должен ответить на следующие вопросы:
· Насколько хорошо разработан продукт?
· Была ли определена правильная стратегия ценообразования?
· Была ли определена правильная стратегия продвижения товара на рынок?
· Обеспечивает ли сбытовая система эффективную связь продавца и покупателя?
· Объединены ли элементы маркетинговой смеси в единый работающий маркетинговый план?
В заключение отметим, что маркетинговый раздел имеет определяющее значение при анализе проектов, так как позволяет получить рыночную информацию, необходимую для оценки жизнеспособности проекта. Очень часто случается, что фирма расходует значительные средства и усилия на осуществление все разрастающихся снабженческих и сбытовых операций только ради того, чтобы никогда не получить ожидаемую выгоду, упущенную из-за плохого маркетингового анализа.
2.4 Технический анализ
Задачами технического анализа инвестиционного проекта являются:
· определение технологий, наиболее подходящих с точки зрения целей проекта,
· анализ местных условий, в том числе доступности и стоимости сырья, энергии, рабочей силы,
· проверка наличия потенциальных возможностей планирования и осуществления проекта.
Технический анализ обычно производится группой собственных экспертов предприятия с возможным привлечением узких специалистов. Стандартная процедура технического анализа начинается с анализа собственных существующих технологий. При этом необходимо руководствоваться следующими критериями: (1) технология должна себя хорошо зарекомендовать ранее, то есть быть стандартной, (2) технология не должна быть ориентирована на импортное оборудование и сырье.
Если оказывается невозможным использовать собственную технологию, то проводится анализ возможности привлечения зарубежной технологии и оборудования по одной из возможных схем:
· совместное предприятие с иностранной фирмой - частичное инвестирование и полное обеспечение всеми технологиями;
· покупка оборудования, которое реализует технологическое know-how;
· “turn-key” - покупка оборудования, постройка завода, наладка технологического процесса;
· “product-in-hand” - “turn-key” плюс обучение персонала до тех пор, пока предприятие не произведет необходимый готовый продукт;
· покупка лицензий на производство;
· техническая помощь со стороны зарубежного технолога.
Правило выбора технологии предусматривает комплексный анализ некоторых альтернативных технологий и выбор наилучшего варианта на основе какого-либо агрегированного критерия.
Ключевые факторы выбора среди альтернативных технологий сводятся к анализу следующих аспектов использования технологий.
· Прежнее использование выбранных технологий в сходных масштабах.
· Доступность сырья (сколько потенциальных поставщиков, какие их производственные мощности, качество сырья, каково количество других потребителей сырья, стоимость сырья, метод и стоимость доставки, риск в отношении окружающей среды).
· Коммунальные услуги и коммуникации.
· Нужно быть уверенным, что организация, которая продает технологию, имеет на нее патент или лицензию.
· Начальное сопровождение производства продавцом технологии.
· Приспособленность технологии к местным условиям.
· Загрузочный фактор (в процентах от номинальной мощности по условиям проекта) и время для выхода на устойчивое состояние, соответствующее полной производительности.
· Безопасность и экология.
· Капитальные и производственные затраты.
В табл.1.4 приведен пример такого много альтернативного выбора, в котором каждый фактор оценивается по десятибалльной шкале.
Таблица 1.4. Пример выбора лучшего технического решения
Ключевые факторы |
Вес |
Альтернативы |
||||
критерия |
А |
В |
С |
D |
||
Прежнее использование |
3 |
6 |
3 |
2 |
0 |
|
Доступность сырья |
5 |
3 |
4 |
6 |
9 |
|
Коммунальные услуги и коммуникация |
2 |
5 |
3 |
2 |
6 |
|
Наличие патента или лицензии |
1 |
0 |
0 |
10 |
10 |
|
Приспособленность технологии к местным условиям |
2 |
7 |
5 |
4 |
7 |
|
Загрузочный фактор |
3 |
7 |
4 |
6 |
8 |
|
Безопасность и экология |
4 |
10 |
8 |
5 |
3 |
|
Капитальные и производственные затраты |
5 |
5 |
4 |
8 |
6 |
|
Величина взвешенного критерия |
143 |
109 |
136 |
147 |
||
Расчет обобщенного критерия производится по формуле:
где w - вес частного критерия, Gk - величина частного критерия.
Наилучшим признается технический проект, который имеет наибольшее значение критерия. В частности, в рассмотренном примере технические альтернативы А и D почти одинаковые, но можно отдать предпочтение D.
2.5 Финансовый анализ
Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее объемным и трудоемким. Сейчас мы очертим комплекс вопросов финансового анализа с их взаимной увязкой. Общая схема финансового раздела инвестиционного проекта следует простой последовательности.
· Анализ финансового состояния предприятия в течение трех (лучше пяти) предыдущих лет работы предприятия.
· Анализ финансового состояния предприятия в период подготовки инвестиционного проекта.
· Установление объема инвестиционных потребностей.
· Установление источников финансирования инвестиций и их стоимости.
· Анализ безубыточности производства основных видов продукции.
· Прогноз прибылей и денежных потоков в процессе реализации инвестиционного проекта.
· Оценка эффективности инвестиционного проекта.
Остановимся кратко на ключевых вопросах финансового раздела инвестиционного проекта. Финансовый анализ предыдущей работы предприятия и его текущего положения обычно сводится к расчету и интерпретации основных финансовых коэффициентов, отражающих ликвидность, кредитоспособность, прибыльность предприятия и эффективность его менеджмента. Важно также представить в финансовом разделе основную финансовую отчетность предприятия за ряд предыдущих лет и сравнить основные показатели по годам. Если инвестиционный проект готовится для привлечения западного стратегического инвестора, финансовую отчетность следует преобразовать в форматы той страны, из которой предполагается привлечь инвестора.
Анализ безубыточности включает в себя систематическую работу по анализу структуры себестоимости изготовления и продажи основных видов продукции и разделение всех издержек на переменные (которые изменяются с изменением объема производства и продаж) и постоянные (которые остаются неизменными при изменении объема производства). Основная цель анализа безубыточности - определить точку безубыточности, т.е. объем продаж товара, который соответствует нулевому значению прибыли. Важность анализа безубыточности заключается в сопоставлении реальной или планируемой выручки в процессе реализации инвестиционного проекта с точкой безубыточности и последующей оценки надежности прибыльной деятельности предприятия.
Наиболее ответственной частью финансового раздела проекта является собственно его инвестиционная часть, которая включает
· определение инвестиционных потребностей предприятия по проекту,
· установление (и последующий поиск) источников финансирования инвестиционных потребностей,
· оценка стоимости капитала, привлеченного для реализации инвестиционного проекта,
· прогноз прибылей и денежных потоков за счет реализации проекта,
· оценка показателей эффективности проекта.
Наиболее методически сложным является вопрос оценки окупаемости проекта в течение его срока реализации. Объем денежных потоков, которые получаются в результате реализации проекта, должен покрывать величину суммарной инвестиции с учетом принципа “стоимости денег во времени”. Данный принцип гласит: “Доллар сейчас стоит больше, чем доллар, полученный через год”, т.е. каждый новый поток денег, полученный через год, имеет меньшую значимость, чем равный ему по величине денежный поток, полученный на год раньше.
Итак, проект принимается с точки зрения финансовых критериев, если суммарный денежный поток, генерируемый инвестицией, покрывает ее величину с учетом финансового феномена стоимости денег во времени.
В процессе оценки окупаемости проекта критичным является вопрос учета инфляции. В самом деле, денежные потоки, развернутые во времени, следует пересчитать в связи с изменением покупательной способности денег. В то же время существует положение, согласно которому конечный вывод об эффективности инвестиционного проекта может быть сделан, игнорируя инфляционный эффект, так как инфляционное изменение уровня цен не влияет на оценку чистого приведенного к настоящему моменту значения денежных потоков, на базе которых определяется основной показатель эффективности инвестиционного проекта.
2.6 Экономический анализ
Основной вопрос финансового анализа: может ли проект увеличить богатство владельцев предприятия (акционеров)? Ответ на этот вопрос, как было показано в предыдущем разделе, можно дать с помощью анализа денежных потоков. Экономический анализ состоит в оценке влияния вклада проекта в увеличение богатства государства (нации).
Рассмотрим пример постановки задачи экономического анализа. Пусть компания С занимается производством какого-либо товара при следующих условиях:
· государственная организация продает компании сырье по льготным ценам;
· комплектующие элементы, которые импортируются, также продаются компании государством по ценам ниже международных рыночных;
· предприятие платит своим рабочим зарплату на уровне стандартов страны;
· в результате предприятие продает товары государственному предприятию по ценам существенно меньшим, чем можно было бы продать за рубежом на свободном рынке.
Задача заключается в том, чтобы установить выгоду государства от реализации такого проекта, сравнив его со следующими вариантами:
· продавать компании сырье и комплектующие по рыночным ценам, платить рабочим по мировым стандартам и покупать потом у компании товары по свободным ценам;
· покупать аналогичный (главным образом по показателям качества) товар за границей.
Таким образом, в процессе экономического анализа необходимо выяснить прибыльность государства, а не владельцев компании от реализации этого проекта.
В чем необходимость экономического анализа? Если рынок полностью (идеально) свободный, то никакого экономического анализа делать не надо, так как то, что выгодно владельцам компании, одновременно выгодно всем остальным. Не претендуя на глобальность последующего определения, перечислим основные черты свободного рынка:
· изобилие покупателей и продавцов;
· все производственные факторы (труд, капитал, материалы) мобильны;
· цены свободно устанавливаются исходя из желаний продавца и покупателя;
· нет барьеров для входа новых компаний в рынок.
Такую ситуацию следует признать идеальной даже для передовых западных стран. Реально цены на многие товары искусственно изменяются государством (завышаются или занижаются), и очень редко можно оценить экономический вклад проекта, если известен финансовый. Поэтому для крупных инвестиционных проектов помимо оценки их финансовой эффективности принято анализировать экономическую эффективность и экономическую притягательность (т.е. степень соответствия проекта национально приоритетным задачам).
Измерение экономической притягательности инвестиционного проекта может быть осуществлено по следующей схеме.
Шаг 1. Выбирают цели и взвешивают их. Например:
Цели государства |
Вес цели |
||
1 |
Приток твердой валюты |
0.30 |
|
2 |
Экономия твердой валюты |
0.20 |
|
3 |
Увеличение продуктов на местном рынке |
0.15 |
|
4 |
Обеспечение занятости населения |
0.20 |
|
5 |
Развитие регионов |
0.15 |
|
Всего |
1.00 |
||
Шаг 2. Для каждого из альтернативных проектов определяют численную меру достижения каждой цели W (в абсолютных значениях или в процентном отношении к лучшему). Для каждого проекта вычисляют взвешенное значение комплексного критерия
.
Шаг 3. Выбор наилучшего варианта производится по критерию максимума обобщенного критерия.
Измерение экономической эффективности производится с учетом стоимости возможной закупки ресурсов и готовой продукции, внутренних цен (которые отличаются от мировых), и многого другого, что является отличительной особенностью страны и не совпадает с мировыми правилами и расценками (например, условия работы с валютами других стран).
Укрупнённо процедура оценки экономической эффективности может быть представлена в виде следующей последовательности.
· Представить результаты финансового анализа.
· Сделать новую классификацию затрат и доходов с точки зрения экономического анализа.
· Перевести финансовые значения в экономические (они не совпадают по причине несоответствия цен и затрат для внешнего и внутреннего рынка).
· Оценить стоимость других возможностей для использования ресурсов и получения такого же продукта.
· Исключить все расчеты по внутренним платежам (так как они не изменяют общего богатства страны).
· Сопоставить ежегодные экономические потоки средств с исходным объемом инвестиции (это будет конечный итог).
Еще раз подчеркнем, что экономический анализ обычно проводится для крупных инвестиционных проектов, которые разрабатываются по заказу правительства и призваны решить какую-либо национально значимую задачу. Если предприятие разрабатывает инвестиционный проект по своей собственной инициативе, самостоятельно привлекая инвестора, оно в конечном итоге фокусирует общий интерес проекта на выгодах его участников, главным образом тех физических и юридических лиц, которые предоставили финансовые ресурсы для проекта. И если в число этих лиц не входит государство, экономический анализ проекта можно не производить.
2.7 Институциональный анализ
Институциональный анализ оценивает возможность успешного выполнения инвестиционного проекта с учетом организационной, правовой, политической и административной обстановки. Этот раздел инвестиционного проекта является не количественным и не финансовым. Его главная задача - оценить совокупность внутренних и внешних факторов, сопровождающих инвестиционный проект.
Оценка внутренних факторов обычно производится по следующей схеме:
· Анализ возможностей производственного менеджмента. Анализируя производственный менед жмент предприятия, необходимо сфокусироваться на следующих вопросах:
- опыт и квалификация менеджеров предприятия,
- их мотивация в рамках проекта (например, в виде доли от прибыли),
- совместимость менеджеров с целями проекта и основными этическими и культурными ценностями проекта.
· Анализ трудовых ресурсов. Трудовые ресурсы, которые планируется привлечь для реализации проекта, должны соответствовать уровню используемых в проекте технологий. Данный вопрос становится актуальным в случае использования принципиально новой для предприятия зарубежной или отечественной технологии. Может сложиться ситуация, когда культура производства на предприятии попросту не соответствует разрабатываемому проекту, и тогда необходимо либо обучать рабочих, либо нанимать новых.
· Анализ организационной структуры. Данный раздел инвестиционного проекта является наиболее сложным. Принятая на предприятии организационная структура не должна тормозить развитие проекта. Необходимо проанализировать, как происходит на предприятии процесс принятия решений и как осуществляется распределение ответственности за их выполнение. Не исключено, что управление реализацией разрабатываемого инвестиционного проекта следует выделить в отдельную управленческую структуру, перейдя от иерархической структуры управления к матричной в целом по предприятию.
Основные приоритеты в плане анализа внешних факторов главным образом обусловлены следующими двумя аспектами.
Политика государства, в которой выделяются для детального анализа следующие позиции:
· условия импорта и экспорта сырья и товаров,
· возможность для иностранных инвесторов вкладывать средства и экспортировать товары,
· законы о труде,
· основные положения финансового и банковского регулирования.
Данные вопросы наиболее важны для тех проектов, которые предполагают привлечение западного стратегического инвестора.
Одобрение государства. Данный фактор следует рассматривать главным образом для крупных инвестиционных проектов, направленных на решение крупной задачи в масштабах экономики страны в целом. Здесь наиболее важным является фактор времени для одобрения. Наиболее опасной выглядит ситуация, когда проект безупречен в техническом, финансовом и экономическом отношении, есть инвесторы, готовые сейчас вложить деньги в проект, но решение государства задерживается или откладывается на 1-2 года. В результате инвестор вкладывает деньги в другой проект.
2.8 Анализ риска
Суть анализа риска состоит в следующем. Вне зависимости от качества допущений, будущее всегда несет в себе элемент неопределенности. Большая часть данных, необходимых, например, для финансового анализа является неопределенной. Это, прежде всего, элементы затрат, цены, объемы продаж продукции и другие. В будущем возможны изменения прогноза как в худшую сторону (снижение прибыли), так и в лучшую. Анализ риска предлагает учет всех изменений, как в сторону ухудшения, так и в сторону улучшения.
В процессе реализации проекта подвержены изменению следующие элементы: стоимость сырья и комплектующих, стоимость капитальных затрат, стоимость обслуживания, стоимость продаж, цены и так далее. В результате выходной параметр, например прибыль, будет случайным. Риск использует понятие вероятностного распределения и вероятности. Например, риск равен вероятности получить отрицательную прибыль, то есть убыток. Чем более широкий диапазон изменения факторов проекта, тем большему риску подвержен проект.
Иногда в процессе анализа риска ограничиваются анализом сценариев, который может быть проведен по следующей схеме.
· Выбирают параметры инвестиционного проекта, неопределенные в наибольшей степени.
· Производят анализ эффективности проекта для предельных значений каждого параметра.
· В инвестиционном проекте представляют три сценария:
1) базовый,
2) наиболее пессимистичный,
3) наиболее оптимистичный (необязательно).
Стратегический инвестор обычно делает вывод на основе наиболее пессимистичного сценария.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели все основные положения инвестиционного проектирования, и можем заключить, что процесс оценки каждого конкретного инвестиционного проекта есть процесс трудоемкий и ответственный, состоящий из определенных стадий, рассмотрение которых имеет огромное значение, так как от правильности принятого решения зависит экономическая эффективность деятельности компании в целом. Принятие убыточного инвестиционного проекта может привести к значительным убыткам организации, вплоть до её банкротства.
В заключение отметим, что окончательно инвестиционный проект оформляется в виде бизнес-плана. В этом бизнес-плане, как правило, отражаются все перечисленные выше вопросы. В то же время, структура бизнес-плана не предполагает повторение разделов настоящей курсовой работы. Более того, следует однозначно уяснить, что нет строгих стандартов бизнес планирования, которым надлежит следовать “во всех случаях жизни”. Бизнес-план инвестиционного проекта, в первую очередь, должен удовлетворить требованиям того субъекта инвестиционной деятельности, от решения которого зависит дальнейшая судьба проекта.
Если из общего объема инвестиций, или "Валовых инвестиций"(В), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные "Чистые инвестиции" (Ч) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций:
а) Ч < 0, или А > В, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;
б) Ч = 0, или В = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;
в) Ч > 0, или В > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций.
Понятно и то, что предприятие как социально-экономическая система, имеющая основной целью генерирование прибыли, целесообразность любых своих действий рассматривает в основном с позиции их экономической выгодности.
Любая социально-экономическая система в момент ее создания формирует новую систему управления, организующую технологические и финансово-хозяйственные процессы и способствующие их нормальному течению, и в том числе разработка, анализ и осуществление инвестиционных проектов.
Рассмотренные проблемы финансового характера, в рамках антикризисного управления, является лишь частью накопленного опыта по борьбе за «живучесть» предприятия в условиях современной рыночной экономики России. В постоянной конкурентной борьбе предприятий, поиски новых источников финансирования, накапливается огромный опыт по финансовому управлению который, с моей точки зрения заслуживает особого внимания и изучения с позиции такой дисциплины как финансовый менеджмент.
Список используемой литературы
1. Ковалев В.В. «Финансы предприятий», Учеб. пособие, - М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002г. - 352с.
2. Вершигора Е.Е. «Менеджмент»: Учебное пособие; 2-ое издание, переработанное и дополненное. - М.: ИНФРА-М, 2000г. -352с.
3. Тейлор Ф.У. «Принципы научного менеджмента» // Контролинг, 1991г. - 321с.
4. Павлова Л.Н. «Финансовый менеджмент»: Учеб. для вузов - 2-е изд., 2001г. - 269с.
5. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента»: Учебное пособие. - 3-е изд. - Минск «Новое издание», 2000г. - 336с.
6. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. и др., «Финансы. Денежное обращение. Кредит.», Учебник для вузов. Под редакцией проф. Л.А. Дробозиной. - М: Финансы, ЮНИТИ, 1999г. - 479с.
7. Вольтер О.Э., Понеделкова Е.Н.: «Финансовый менеджмент».Учеб. и учеб. пособия для студентов вузов - М.: Колос. 2000г. 358с.
8. Борисов Е.Ф. «Экономическая теория»: Учеб. - М.: Юристъ, 1999г. - 195с.
9. Яндиев М.И. «Теория финансов. Трансформация финансов органов власти» - Учебное пособие. - М.: ТЕИС, 2001г. - 421с.
10. Бланк И.А. «Финансовый менеджмент»: Учебный курс - К.: Ника-Центр, 1999г. - 265с.
11. «Антикризисное управление»: Учебное пособие для технических вузов, В.П.Крыжаковский, В.И.Лапенков, В.И.Лютер и др., под ред. Э.С.Минаев и В.П.Панакумина. - М.: «Издательство ПРИОР», 1998г. - 538с.
12. Comparative International Accounting, - 220с.
13. Румянцева З.П. «Менеджмент организации», М, 1996г.
14. Виханский А.С., Наумов А.Н. «Менеджмент»: Учеб. 3-е изд., М, 1998г.
15. Старобинский Л.М. «Основы менеджмента на коммерческой фирме». М., 1994г.
16. «Общая теория финансов»:Учебник/ Под ред. Л.А.Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995г.
17. Павлова Л.Н. «Финансовый менеджмент. Управление денежным потоком предприятия».: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ 1995г.
18. Финансы предприятия: Учеб пособие/ Под ред. Е.И. Бородиной. - М.: Банки и биржи, 1995г.
19. Камаев В.Д. и колл. авт. «Экономическая теория». Учебник. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998г.
Брайчева Т.В. «Государственные финансы»: - СПб: Питер, 2001г. - 288с.
20. Брайчева Т.В. «Государственные финансы»: - СПб: Питер, 2001г. - 288с.
21. Пушкорева В.М. «История финансовой мысли и политика налогов» Учеб. пособие - М.: «Финансы и статистика», 2001г. - 256с.
22. Озеров И.Х. «Экономическая Россия и ее финансовая политика» - с.242-243.
23. Родионова Н.В. «Антикризисный менеджмент», Учеб. пособие - издательство ЮНИТИ-ДАНА - 223с.
24. «Финансы предприятий». Под ред. проф. Н.В.Колчиной, учебник. 2-е изд. перераб. и доп. - 447с.
25. «Финансовый менеджмент. Практикум». Под. ред. Н.Ф.Самсонова, учеб. пособ. - издательство ЮНИТИ-ДАНА - 269с.
26. Герчикова Н.Н. «Менеджмент». Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. - издательство ЮНИТИ-ДАНА - 501с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |