Первая проблема, с которой сталкивается руководитель, - это определение внешней среды. Основные факторы или элементы внешней среды, воздействующие на поведение организации, подразделяются на четыре большие группы: политические и правовые, экономические, социальные и культурные, технологические. Они представляют части комплексного анализа среды, являются взаимосвязанными элементами.
Государство оказывает влияние на организацию: через налоговую систему; государственную собственность и бюджет; законодательные акты. На организации оказывают влияние местные органы власти: выдвигают требования приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами.
Политические и правовые факторы могут быть представлены следующим образом:
· Изменения в налоговом законодательстве
· Расстановка политических сил
· Отношения между деловыми кругами и правительством
· Патентное законодательство
· Законодательство об охране окружающей среды
· Правительственные расходы
· Антимонопольное законодательство
· Денежно-кредитная политика
· Государственное регулирование
· Федеральные выборы
· Политические условия в иностранных государствах
· Размеры государственных бюджетов
· Отношения правительства с иностранными государствами
Социокультурные факторы: установки, жизненные ценности и традиции общества; демографическая обстановка; отношения организации с местным населением; отношение людей к работе и качеству жизни; рост населения; уровень образования; мобильность людей и т.п. Данная группа факторов оказывает влияние на формирование спроса населения; трудовые отношения; уровень заработной платы; условия труда; имидж фирмы; услуги предприятия.
Основные экономические факторы могут быть представлены следующим образом:
· Ставки процента
· Инфляция
· Структура потребления и ее динамика
· Ставки денежного рынка
· Экономические условия в иностранных государствах
· Показатели торгового баланса
· Изменение спроса
· Денежно-кредитная и финансовая политика
· Тенденции на фондовой бирже
· Уровень производительности труда в отрасли и темпы ее роста
Технологический элемент среды как системы включает в себя организации и деятельность, связанные с появлением новых знаний и их применением на практике, в результате чего и появляются новые продукты, технологии, материалы.
Все факторы влияния внешней среды должны подвергаться тщательному исследованию и рассматриваться с точки зрения их влияния на эффективность на организационной деятельности.
Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране можно охарактеризовать как нестабильную. Это результат политической нестабильности и неопределенности. Длинная череда частых смен Правительств в стране отражается отрицательным образом на проводимую ими экономическую политику, в частности на финансовой сфере. Поэтому прежде всего перед правительством страны стоит задача стабилизации ситуации в политической сфере. Это может привести к общему улучшению ситуации и в других сферах, в том числе и экономической, а, следовательно, появятся возможности для более эффективного использования своего потенциала всеми субъектами хозяйствования.
Правовая составляющая очень сложна по структуре и поэтому все спорные вопросы на каждой территориальной единице приходится решать сообща, ведь на каждой из единиц существуют самостоятельные нормативные документы и акты, что само по себе немного затрудняет ведение внутренней политики предприятия. Усугубляется ситуация тем, что бизнес компании диверсифицирован, а следовательно на деятельность организации оказывают влияние сразу несколько правовых документов и фор. Все это говорит о том, что правовая компонента макроокружения недостаточно разработана и не соответствует нормальному функционированию организаций в текущих условиях, что является фактором, который замедляет темпы экономического развития.
Социальная составляющая НПО «Компания КАМ» характеризуется следующими тенденциями. Общая социальная напряженность общества, низкий уровень заработной платы, недоверие кооперативам.
Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении появления угроз ее дальнейшему существованию. К числу элементов микроокружения относят: поставщиков, потребителей, конкурентов, рынок рабочей силы, инфраструктура.
При проведении анализа непосредственного окружения НПО «Компания КАМ» в первую очередь необходимо рассмотреть структуру взаимодействия организации со средой.
Данная компания достаточно диверсифицирована, а следовательно стоит подробнее описать структур рассматриваемого взаимодействия.
В брокерском опыте велика зависимость от инфраструктуры. Данный рынок совсем не развит и следовательно рискован.
Говоря о изготовлении запасных частей велика зависимость от покупателей, поставщиков и конкурентов. Традиционно данный рынок монополизирован государством, кроме того поставки сырья так же напрямую зависят от государства. Следовательно говорить о благоприятном воздействии внешней среды в данном бизнесе не приходится.
Печатное дело зависимо от покупателей и конкурентов. Данный бизнес достаточно популярен и развит. В нем высок уровень конкуренции. Кроме того есть риски в зависимости от покупательского спроса.
Стоит так же отметить достаточную зависимость от рынка рабочей силы.
В завершение анализа определим, какое воздействие (благоприятное или же нет) оказывает сложившаяся ситуация во внешней среде на деятельность НПО «Компания КАМ». Построим профиль внешней среды.
Факторы |
Важность для отрасли A |
Важность для фирмы
B |
Направление Влияния C |
Степень важности D=A*B*C
|
|
Поставщики |
+3
|
+3 |
+1 |
+9 |
|
Рынок рабочей силы |
+1
|
+3 |
+1 |
+3 |
|
Правовая среда |
+3
|
+3 |
+1 |
+9 |
|
Потребители |
+2
|
+3 |
+1 |
+6 |
|
Конкуренты |
+2
|
+2 |
+1 |
+4 |
|
Состояние экономики |
+3
|
+3 |
+1 |
+9 |
|
Политические факторы |
+3
|
+2 |
+1 |
+6 |
|
Природно-географические факторы |
+1
|
+1 |
+1 |
+1 |
|
Уровень развития страны |
+3 |
+3 |
+1 |
+9 |
|
Технологичес- кие факторы |
+2 |
+2 |
+1 |
+4 |
|
Социальная компонента |
+2
|
+1 |
+1 |
+2 |
Графический профиль внешней среды компании
Идеальный профиль предприятия
Сравнение идеального профиля с графическим профилем компании
Общая сумма баллов составляет +62 что говорит об общем благоприятном влиянии внешней среды на ОАО «Сибирьтелеком» и при сравнении графического профиля с идеальным видно, что некоторые оценки совпадают. Однако нестабильность внешней среды все-таки мешает нормальному развитию предприятия.
Область стратегич |
Стратегические цели организации |
Задачи |
|
Рыночные позиции |
«Соседский рынок», что означает установление и поддержание деловых связей посредством неформальных |
Обеспечивать более высокое качество услуг, более низкую их стоимость, и более быстрое исполнение чем конкуренты. |
|
Инновации |
Увеличить объёмы продаж и привлечь новых клиентов за счет специализированных технологий и повышать престиж |
Поддерживать неформальные отношения с ВТК и клиентурой, Способствовать дальнейшему повышению качества работ |
|
Производительность |
Достичь высокого качества продукции |
Поддерживать тесные отношения с ведущими академическими и учебными институтами Москвы |
|
Материальные и финансовые ресурсы |
Сохранять и поддерживать на необходимом уровне все виды финансовых ресурсов |
Создать финансовый резервный фонд на нужды предприятия, которые должны пополняться ежемесячно в размере 3% от прибыли; Вести чёткий контроль за материально - техническим обеспечением, финансовыми и экономическими показателями деятельности предприятия. |
|
Прибыльность |
Обеспечить накопление прибыли от производства и сбыта продукции, достаточной для выполнения обязательств перед кредиторами. Обеспечить сбыт продукции. |
Производить ежеквартальные маркетинговые исследования за счёт специального резерва, который финансируется ежемесячно в размере 8% от прибыли. Согласно результатам маркетинговых исследований осуществлять концентрическую диверсификацию, т.е. пополнять ассортимент новой продукцией. |
|
Управленческая деятельность и её развитие |
Определять главные области управленческого воздействия, приоритетные задачи и методы их решения, обеспечивающие получение запланированных результатов. |
Вести текущее и стратегическое планирование; Поддерживать вертикальную оргструктуру; Отдавать предпочтение личному общению с сотрудниками; Ориентироваться на коллективное участие в процессе принятия решений; |
|
Трудовая деятельность и установки сотрудников |
Мотивировать коллектив для повышения эффективности трудовой деятельности. |
В течение первых месяцев работы создать и совершенствовать систему мотиваций, включающую реализацию потребностей сотрудников в достойной оценке труда, систему поощрений и социальных гарантий. Установить дисциплину трудовой деятельности для поддержания корпоративного духа и создания правильного имиджа предприятия. |
|
Обязательства перед обществом |
Удовлетворять потребность населения в высококачественной продукции |
В течение первого года организовать экологическую безопасность производства и создать эффективную систему тепло - и энергосбережения за счёт использования современных технологий и оборудования, приобретение которых планируется за счёт резервного фонда. |
Когда требуется взаимодействие многих звеньев и уровней управления, разрабатываются специфические документы называется - органиграммами.
Органиграммама представляет собой графическую интерпретацию процесса выполнения управленческих функций, их этапов и входящих в них работ, описывающую распределение организационных процедур разработки и принятия решения между подразделениями, их внутренними структурными органами и отдельными работниками. Постраение органиграммамы, позволяет увязать процесс рационализации технологических маршрутов и информационных потоков с упорядочением взаимосвязей между структурными элементами систем управления, возникающими при организации согласованного выполнения её задач и функций. Они фиксируют лишь организацию управленческого процесса в виде распределения полномочий и ответственности за обеспечение, разрабротку и принятие управленческих решений.
В большинстве случаев решения об изменении структуры управления принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные предприятия не осуществляется до тех пор, пока не появится твёрдая корректировка структуры или разработка нового проекта.
Неудовлетворительное функционирование предприятия. Наиболее распространённой причинной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи в попытке снижения роста издержек, повышения производительности, расширения всё сужающихся внутренних и внешних рынков или в привлечении новых финансовых ресурсов. Обычно прежде всего предпринимаются изменения в составе и уровне квалификации работающих, разработка специальных программ. Но причина неудовлетворительной деятельности предприятия заключается в определённых недостатках организационной структуры управления. В рассматриваемом предприятии все ключевые посты занимает один человек. Кроме того отсутствует личная заинтересованность в результатах деятельности у ключевых сотрудников.
Перегрузка высшего руководства. Если меры по изменению методов и процедур управления не позволяют уменьшить нагрузку, не приводят к продолжительному облегчению, то весьма эффективным средством решения этой задачи становится перераспределение прав и функций, корректировки и уточнения в формах организации.
Отсутствие ориентации на перспективу. Будущее развитие предприятия требует со стороны высших руководителей всё большего внимания стратегическим задачам. В то же время до сих пор многие руководители продолжают уделять основное время оперативным вопросам. Что приведёт к простой экстраполяции текущих тенденций в будущем. Высший руководитель должен осознавать, что его важнейшая обязанность заключается в том, чтобы сделать предприятие способным разработать и реализовать стратегическую программу.
Разногласия по организационным вопросам. Каждый опытный руководитель знает, что стабильность в организационной структуре предприятия существует внутренняя гармония. Эта структура затрудняет достижение целей, допускает несправедливое распределение власти и т.д. Когда возникают глубокие и устойчивые разногласия по поводу организационной структуры, единственным выходом является тщательное изучение структуры. Смена руководства часто вызывает решение о реорганизации. Группа которая придёт на смену, может найти такую форму совершенно не соответствующей её подходу к проблемам предприятия.
Рост масштаба деятельности. В условиях стабильных производственных процессов и сбыте при продолжительном увеличении размера предприятия появляется необходимость к росту масштаба деятельности. И можно приспособиться к небольшим изменениям в структуре, но если основная структура остаётся без изменений, то от этого ухудшается функционирование предприятия. Бизнес компании «КАМ» вырос. Появился целый ряд новых направлений деятельности. Сам Комкаров прав, считая что дальнейшая диверсификация пойдет только во вред.
Увеличение разнообразия. Расширение номенклатуры выпускаемой продукции или услуг, выход на разнообразные рынки дополнительное освоение новых производственных процессов вносят совершенно новые моменты в организацию, вплоть до структурных изменений предприятия.
Объединение хозяйствующих субъектов. Слияние нескольких предприятий обязательно вносит некоторые изменения в организационную структуру. Проблемы совпадения функций, излишнего персонала, путаница в распределении прав и ответственности требуют немедленного решения, следовательно следует ожидать крупных структурных перемен.
Внешняя экономическая обстановка. Большинство промышленных предприятий находится в постоянно изменяющемся экономическом окружении. Некоторые изменения совершаются резко, из-за чего нормальное функционирование предприятия внезапно становится неудовлетворительным. Другие изменения, которые происходят медленее и имеют более фундаментальный характер, вынуждают предприятия переключаться на другие сферы деятельности, а значит, появляется новая организационная структура.
Каждое из отмеченных обстоятельств приводит к изменениям структуры и может указывать на необходимость пересмотра главной стратегии предприятия.
Неспособность выжить и функционировать эффективно чаще всего является результатом того, что:
Принимаются необоснованные стратегические решения;
Предприятия пытаются продолжить деятельность в объёме, который уже не является экономичным;
Не удаётся наладить выпуск новой продукции или выпускается не находящая сбыта продукция и не там, где надо;
Фирмы, имеющие один рынок сбыта, не способны диверсифицировать производство.
Перераспределение задач, прав и ответственности, информационных потоков повышает эффективность организации путём роста производительности и по крайней мере временно сдерживает рост издержек, повышает прибыльность. Улучшение организационных форм нередко способствует выработке новых и более совершенных стратегических решений.
Почти на любом крупном предприятии можно найти примеры, когда осуществлению хорошо задуманных стратегических планов мешала организационная структура, которая задерживала их выполнение или отдавала предпочтение решению второстепенных вопросов.
Для исследуемой организации самым оптимальным вариантом реорганизации является изменение формы собственности. Закрытое акционерное общество имеет ряд преимуществ и переход на данную флорму управления решит такие проблемы как перегруженность управляющего персонала. Комкаров выпустив акции своего предприятия сможет оставить себе контрольный или блокирующий пакеты акций. Совет же на предприятиях будет выбирать собрание акционеров.
Акулов В.Б. Теория организации / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - С 212.
Базаров Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. - М.: Мастерство, 2002. - С. 128.
Венделин А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения / А.Г. Венделин. - М.: Экономика, 1997. - С. 51 - 53.
Десслер Г. Управление персоналом / Г. Десслер; Пер. с англ. - М.: Бином, 1997. - С. 241.
Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 1997. - С. 478.
Латфулмен Г. Основные тенденции и концепции управления на стыке веков / Г. Латфулмен // Проблемы теории и практики управления. - 1998. - №1. - С. 76 - 80.
Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия / Е.В. Маслов; Под ред. П.В. Шеметова. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2003. - С. 210.
Мильнер Б.Е. Теория организации / Б.Е. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2006. - С. 77.
Немчук А. Проблемы глобального управления / А. Немчук // Государственная служба. - 2004. - №3. - С. 99 - 104.
Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 453.
Управление персоналом организации / Под ред. А.Я. Кибанова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2003. - С. 359.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |