3
Содержание
Введение
Цели и задачи
1. Анализ загрузки производственных мощностей
1.1 Расчет производственной мощности
1.2 Построение линии регрессии
1.3 Определение сроков реконструкции
2. Разработка сетевого графика и граф - дерева целей программы
2.1 Граф-дерево целей программы
2.2 Построение сетевого графика
2.3 Расчет продолжительности этапов
2.4 Расчет сетевого графика
2.5 Оптимизация сетевого графика
2.6 Матрица-модель управления программой
3.Разработка рабочей документации целевой программы
3.1 Разработка Графика Гантта
3.2 Календарный график работ
3.3 Требования к разработке бизнес-плана программы
4. Теория организации и её место в системе научных знаний
4.1 Организация и задачи теории организации
4.2 Неоклассический подход к теории организации
4.3 Современный подход к теории организации
4.4 Основные вопросы теории организации и основные подходы к ней
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность данной курсовой работы определяется полу-чением не только теоретических знаний, но и практических навыков организационного проектирования.
Научно-методический уровень курсовой работы определяется широким применением методов математического моделирования и оптимизации проектных решений на основе: определения регресси-онных зависимостей, расчета на этой основе типовых интегралов, структурной оптимизации организационных решений целевой про-граммы, подготовки исходных данных для имитационного моделиро-вания на ЭВМ проекта, использования Государственных стандартов и другой нормативной документации для оформления проекта.
Практическая полезность курсовой работы определяется не только углублением знаний и приобретением практических навыков организационного проектирования, но также возможностями исполь-зования рассматриваемой методики в дипломном проектировании и выполнении квалификационных работ.
Знания и практические навыки, полученные при вы-полнении данной курсовой работы, могут быть использованы на по-следующих курсах обучения для проектирования бизнес-планов, раз-работки организационных проектов предприятий, их структурных подразделений, оформления проектно-сметной документации по ре-организации (реструктуризации, реконструкции, реновации), в инве-стиционном проектировании, при подготовке проектов кредитных, учредительных и иных договоров.
Цели и задачи курсовой работы
Целью данной курсовой работы является использование теоре-тических знаний для освоения методики организационного проекти-рования целевых программ, приобретения навыков выполнения ос-новных расчетов, применения ЭВМ и оформления проектной органи-зационной документации.
К задачам курсовой работы относится овладение теоретически-ми знаниями методов организации, а также:
1. Разработка различных графиков организации производства продукции;
2. Нормирование процессов подготовки производства;
3. Оформление с помощью ЭВМ проектной документации;
4. Пользование Государственными стандартами и методиками проектирования.
5. Получение навыков в области имитационного моделирования инвестиционного проекта.
1. Анализ загрузки производственных мощностей
1.1. Расчёт производственной мощности
Производственная мощность - расчетный, максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени, который определяют для условий наиболее полного использования производственного оборудования и площадей, применения прогрессивных норм времени, технологии и форм организации производства, является основной величиной для анализа возможностей постановки новой продукции на производство.
На рис. 1.1 по вертикальной оси ординат отложена и величина производственной мощности M (в значениях пропускной способности цеха), и величина объема выпуска V (в нормо-часах) в том же структурном подразделении, т.к. они имеют одинаковые размерности анализируемых величин. Если по оси абсцисс отложить текущее время, то несложно сделать вывод, что при интенсификации материального потока в сети цехов и производственных участков, который имеет место при решении задач развивающегося маркетинга и непрерывного наращивания объемов производства все цехи и производственные участки рано или поздно переходят из зоны резерва производственной мощности (М> V) в зону дефицита производственной мощности (V> М).
Точки таких переходов рассредоточены во времени. Этот факт позволяет разработать комплекс организационных мероприятий по профилактике несоответствий анализируемых величин с помощью разработки и выполнения различного масштаба проектов реконструк-ции производственных подразделений, в которых (V расчетный> М проектный)
Vj, Mi Mпр i -----------------------------
Vj
------------------------ ---------------------
------------
t1 t2 t3 t4 T
Рис.1.1 График сопоставительного анализа загрузки
производственных мощностей
Рассредоточенные во времени точки перехода из зоны резерва в
зону дефицита производственных мощностей (t, t2 ti) можно уточ-нить в численном виде для определения значений интервалов сроков проведения реконструкции (tmin,
tmax):
k=пр dt (1)
V(tmax)=Smax *F (2)
где
tmin - наиболее ранний срок реконструкции;
tmах-наиболее поздний срок реконструкции; tok-расчетный срок окупаемости капвложений, определенный в t;
t1 - срок предшествующей реконструкции, расширения или строи-тельства цеха;
V(t) -функция изменения объёмов выпуска продукции во времени; к -коэффициент изменения приведенных затрат с момента tt;
Мпр- проектная производственная мощность (пропускная способ-ность);
Smах- максимально возможное число единиц оборудования в цехе или на производственном участке;
F - годовой действительный (эффективный) фонд времени работы единицы оборудования за год.
Оптимальный срок реконструкции находится в интервале (tmin , tmax)
Для выполнения расчета возможны два варианта действий:
первый вариант - расчет эмпирической зависимости методом сред-них значений на калькуляторе;
второй вариант - проверка корреляционной связи и расчет эмпири-ческой полиномиальной зависимости на ЭВМ с помощью специ-альной программы "ПОЛИНОМ" или в EXCEL.
По первому варианту расчетов необходимо выполнить следую-щие действия:
1. Для данных таблицы (примечание: текущие даты верхней строки таблицы задает преподаватель) определить методом средних уравнение экспериментальной кривой изменения объемов производства по годам - V(t) (в данном случае - это полином первой степени);
2. Рассчитать значения отклонений ej экспериментальных значений от линии регрессии для системы уравнений:
(3)
3. На основании этой системы уравнений определить неизвестные ко-эффициенты а и b уравнения регрессии
V(t)=aT+b (4)
4. Для проверки результатов построить соответствующий график изменения объемов выпуска по годам.
5. Решить уравнения (1) и (2) для данной таблицы
Таблица1.1 Изменение объемов производства
годы |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
V(t), тыс. н-час |
539,5 |
582,0 |
601,7 |
597,7 |
669,6 |
664,2* |
721,1* |
774,3* |
|
* -расчетные значения (без индекса отчетные данные за предыдущие годы)
Ки=1 -коэффициент изменения приведенных затрат с момента tt;
Мпр= 670,0 тыс.н-час - проектная производственная мощность (пропускная способность);
Smax=180 - максимально возможное число единиц оборудования в цехе;
F= 4015 часов для двухсменного режима работы - годовой дей-ствительный (эффективный) фонд времени работы единицы оборудо-вания за год.
1.2. Построение линии регрессии
Для построения линии регрессии воспользуемся методом «Средних». Рассчитаем значения отклонений ei экспериментальных значений от линии регрессии для системы уравнений, используя формулу ei=V(ti)-(a*t+b):
Согласно данной системе уравнений определим неизвестные
коэффициенты a и b уравнения регрессии (4):
539,5 - (a*0 +b ) + 582,0 - (a*1 +b) + 601,7 - (a*2 +b) + 597,7 - (a*3 +b) = 0,
669,6 - (a*4 + b) + 664,2 - (a*5+ b) + 721,1 - (a*6 +b) + 774,3 - (a*7 +b)= 0,
a = 31,77,
b = 469,03.
После этого, подставив в (4) полученные значения, запишем уравнение линии регрессии: V(t)=31,77*t+532,57 (5).
Произведем проверку полученных данных. Для простоты вычислений возьмем t за 2 и 9 (2002 и 2009 года). Рассчитаем значения V(t) при t=2 и t=9:
V(t)=31,77*2+469,03=532,57 и V(t)=31,77*9+469,03=754,96. Получили два значения V(t). Отметим полученные значения на графике:
V(t), тыс. н-час
(t), тыс. н-час
Рис.1.2 График изменения объемов производства по годам
Из графика видно, что полученные значения верны и линия регрессии найдена верно.
1.3. Определение сроков реконструкции
Рассредоточенные во времени точки перехода из зоны резерва в зону дефицита производственных мощностей (t1, t2,…ti) можно уточнить в численном виде для определения значений интервалов сроков проведения реконструкции (tmin,tmax) по формуле (6):
k=пр dt
где Mпр =670,0 тыс. н-час
k=1
Подставим данные значения в (6):
+469,03t=
+469,03*tmin-469,03*2=670*7-670*2
В итоге получаем:
15,88=0
Данное уравнение является квадратным и решается посредством нахождения дискриминанта:
D=-4*a*c:
D=704,55
Корни данного уравнения находятся по следующей формуле:
t1,2= (7)
Имеем:
t1, 2=
t1=-36,95; t2=7,42
Из 2-х полученных значений условию удовлетворяет 2-ое.
Рассчитаем наиболее ранний срок реконструкции tmin с учетом количества дней в году:
tmin=365*0,42=153 день 2008 года, т.о. tmin=3 июня 2008 года
Рассчитаем изменение объёмов выпуска продукции V(t) в наиболее поздний срок реконструкции tmax по формуле (2):
31,77*tmax+469,03=180*4,015. tmax = 7,98.
Найдем наиболее поздний срок реконструкции tmax :
tmax=0,98*365 = 357,70 2008 года;
tmax = 25 декабря 2008 года.
Дальнейшее наращивание объема производства невозможно.
Таким образом, наименее ранний срок выполнения работы 3 июня 2008 года, а наиболее поздний 25 декабря 2008г.
2. Расчёт сетевого графика программы
2.1. Граф дерево целевой программы
Целевые программы отличает от других методов организационного проектирования процессов: определение целей, оптимизация средств их достижения и используемых ресурсов, оценка эффективности проекта, разработка специальных средств управления программой. Все эти работы осуществляют на основе моделирования и оптимизации организационной системы.
Определение целей программы обычно начинают от генеральной цели. Практика выработала специальные способы формулировки целей: они должны содержать описание ожидаемого результата, начиная с глагола в повелительном наклонении и неопределенной форме. Во многих случаях такие формулировки содержат численные характеристики сроков и основных показателей ожидаемых результатов. Например, “поставить на производство новую модель.<.....> изделия и до 13.08.2008 года выпустить установочную серию в количестве <.......> комплектов”.
Такая формулировка генеральной цели обычно не отвечает на все специальные вопросы, которые интересуют организаторов данного процесса:
-к какому сроку выполнить реорганизацию производства?
-какие структурные подразделения и как будут реорганизованы?
-какие комплекты организационно-распорядительной и технической документации потребуются и к каким срокам?
-какие необходимы инвестиции и будет ли прибыль от организации данного производства, когда и в каких объёмах?
-как повлияют результаты на деятельность коллективов исполнителей?
В этой связи, на основе генеральной цели часто формулируют цели второго, третьего и последующих уровней. Их, обычно, называют задачами. Задачи определяют по тем же правилам, что и генеральную цель, но в более подробной декомпозиции Если комплекс задач каждого последующего уровня по правилам формальной логики обобщает полную декомпозицию генеральной цели ( или задачи предшествующего уровня), то можно построить граф-дерево целей программы, например, рис.2.1
Цели и задачи программы можно распределять по иерархическим уровням системы управления, в данном случае предприятия, с тем, чтобы обеспечить их наглядность и конкретное распределение ответственности по исполнителям целевой программы. Для несложных программ цели и задачи иногда формулируют простым их перечислением.
Каждой цели нижнего иерархического уровня, которая должна быть понятной ответственному исполнителю, ставится в соответствие конкретный набор средств и ресурсов по их достижению. Это, как правило, перечень выполняемых работ. Способы его представления могут быть различными - это может быть просто перечень мероприятий, распределенный по конкретным исполнителям, это может быть сетевой фрагмент структурной математической модели процесса организации, это может быть план-график, либо другой график выполнения процесса организации во времени.
-
Рис.2.1 Пример декомпозиции генеральной цели программы по уровням управления
Способы его представления могут быть различными - это может быть просто перечень мероприятий, распределенный по конкретным исполнителям, это может быть сетевой фрагмент структурной математической модели процесса организации, это может быть план-график, либо другой график выполнения процесса организации во времени.
Для данного случая перечни работ могут включать:
-по задачам генерального директора - назначение главного специалиста целевой программы (менеджера проекта); формирование творческих бригад; организация разработки программы; назначение руководителей работ по объектам организационного проектирования для осуществления локальных оргпроектов программы; административное руководство ходом работ на объекте, контроль исполнения; участие в работе приемочной комиссии..;
- по задачам технического директора - это организация разработки компоновочной схемы сборочного корпуса и чертежей планировок оборудования; организация разработки специальных частей проекта конверсии производства (вентиляции, энергетической, сантехники, дизайн-проекта); организация разработки рабочей документации на изделие; обеспечение проектирования и изготовления сборочных стендов и (или) сборочного конвейера; создание и приобретение другого специального оборудования; организация монтажных и пуско-наладочных работ;
по задачам главного экономиста - это разработка инвестиционного плана, укрупненного графика производства и сбыта, сметные обоснования, расчет финансового плана, оценка экономических результатов организационного проекта, обобщение данных в бизнес-плане и заключение кредитного договора, мобилизация собственных финансовых средств развития производства, контроль финансовой дисциплины;
по задачам главного технолога - это разработка графика технологической подготовки производства, технологический анализ конструкции изделия и производства, разработка технологических процессов, проектирование и изготовление средств технологического оснащения, организация разработки управляющих программ для оборудования с программным управлением, отладка технологического комплекса...;
по задачам начальника производства - это выбор метода освоения производства нового изделия; разработка объемных и календарных графиков выпуска продукции установочной серии; расчет календарно-плановых нормативов (производственных партий, опережений запуска-выпуска, нормативов незавершенного производства); диспетчирование хода производства, т.е. контроль, учет и регулирование в обеспечение ритмичного и эффективного выполнения процесса организации.
Для сложных проектов при формировании системы целей возможны дополнительные обоснования целевой функции: разработка прогнозов; описание альтернативных вариантов сценариев и модификаций главных целей организации; разработка курса действий, расчет для каждого курса действий необходимых ресурсов, разработка матрицы “цели-средства”; оценка последствий (по-ли-ти-ческих, военно-стратегических, экологических, социальных, экономических); обоснование граф-дерева целей с логиками “и”, “или/и” для эвристического поиска, определение коэффициентов значимости целей и задач для определения ресурсов; применение специальных экономико-математических методов. Граф-дерево целей является основой моделирования и оптимизации процесса организации во времени.
2.2. Построение сетевого графика
Построение сетевого графика достижения целей программы обычно осуществляют с использованием следующих условных обозначений:
- вершина сетевого графа. Она характеризует момент начала или окончания работы;
- работа сетевого графика. Она, в отличие от вершины, имеет продолжительность tij;
- фиктивная работа. Её продолжительность равна “0”. Она необходима для согласования параллельно выполняемых и взаимосвязанных во времени работ.
Перечень работ сетевого графика может включать: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), работы по конструкторской
подготовке производства на стадиях разработки рабочей конструкторской документации. Основное содержание работ по проектированию новых изделий и перечень разрабатываемой конструкторской документации технических заданий, технических предложений, эскизных и технических проектов, рабочей конструкторской документации в настоящее время унифицирован в Единой системе конструкторской документации.
Другая часть работ - это работы по технологической подготовке производства. Их основное содержание определено системами технологической подготовки производства, которые унифицированы как на государственном уровне, так и на отраслевом уровне. В основной перечень работ по технологической подготовке производства обычно включают:
-технологический анализ конструкций изделий (входной технологический контроль конструкторской документации, обеспечение технологичности конструкции изделия, структурный анализ конструкции),
-технологический анализ производства (анализ загрузки производственных мощностей, расчет организационно-технического уровня производства, аттестация рабочих мест),
-проектирование технологических процессов (разработка техноло-гических маршрутов движения изделий по цехам и службам предприятия, проектирование технологических процессов, в том числе подготовка комплектов проектной, директивной и перспективной технологической документации, разработка
управляющих программ к оборудованию с программным управлением),
-проектирование и изготовление средств технологического оснащения (специального технологического оборудования, инструмента, приспособлений, средств контроля и испытаний, средств автоматизации технологических процессов),
-технологическое проектирование производственных подразделений предприятий (в том числе их производственных корпусов, произ-водственных участков и отделений, вспомогательного производства, обслуживающих хозяйств),
-монтаж и отладку технологического комплекса (заказ и приобретение оборудования, монтажные и пусконаладочные работы, освоение производственных мощностей),
-разработку норм технологического проектирования (технологических режимов и регламентов, норм времени на выполнение технологических процессов, норм расхода материалов, норм расхода энергии для технологических нужд).
Третья часть работ - это работы по организационной подготовке производства, к этому этапу организации комплексной подготовки производства чаще всего относят:
- освоение производства (постановку на производство) новых изделий (включая организацию, планирование и управление ходом работ, разработку организационно-распорядительной документации, контроль учет и регулирование хода работ);
-организацию, при необходимости, реконструкции производства (вклю-чая конверсию, реновацию, техническое перевооружение, комплексную автоматизацию, проведение органи-зационно-технических мероприятий по отдельным рабочим местам), нового строительства или расширения производства. Эта стадия работ может предусматривать строительное проектирование и архитектурно-художественное оформление, строи-тельно-монтажные работы по реконструкции зданий; к этой стадии также принято относить выполнение специальных частей проектов (электротехнической, сантехнической, отопления, вентиляции);
- организацию финансовых потоков (проведение маркетинговых исследований в обеспечение производственной программы предприятия, экономический анализ и технико-экономические обоснования, бизнес-планирование и другие виды технико-экономического планирования, кредитование, организацию формирования и использования фондов развития производства, организацию заработной платы, материальное стимулирование труда, контроль финансовой дисциплины;
- материально-техническое обеспечение;
подготовку кадров специалистов (включая не только профессиональную подготовку кадров, но также социально-психологическую подготовку коллективов к инновационным процессам;
обучение персонала новым методам организации труда, производства и управления; организацию совмещения профессий, новых бригад, многостаночного обслуживания; организацию движения новаторов, рационализаторов и изобретателей.
В качестве целей данного этапа организационного процесса обычно рассматривают:
выполнение установленных сроков и объёмов поставок продукции (для этого
используют специальные системы оперативно-календарного планирования,
на основе которых разрабатывают рациональные планы оперативного управления производством, регулируют ход производства по параметрам не только своевременного выпуска продукции, но и обеспечения производственных подразделений плановыми заданиями, материалами, заготовками, комплектующими, средствами техно-логического оснащения, технической документацией);
сокращение затрат на производство (для этого обеспечивают рациональное использование рабочего времени с помощью не только снижения простоев оборудования и рабочих, но также оптимизации загрузки рабочих мест, выполнения контроля и анализа причин простоев; сокращение затрат на производство, кроме сказанного, обеспечивается минимизацией объемов незавершенного производства, т.е. складских запасов и других заделов; важнейшей частью таких работ является применение автоматизированных систем управления (АСУ) ходом основного производства, которые позволяют повысить качество оперативного управления производством).
Работы, согласно такому укрупненному сетевому графику, выполняет не только предприятие-изготовитель нового изделия, но также самые разнообразные организации: проектные и научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро и специальные конструкторско-технологические бюро, предприятия подготовки производства, предприятия-смежники и другие организации, деятельность которых регулируют с помощью сетевого графика. Ясно, что столь сложный комплекс работ по организационному проектированию, полностью отразить в одном проектном документе чрезвычайно трудно, а, порой, и невозможно. Каждая из работ укрупненного сетевого графика может быть представлена в виде частного или локального сетевого графика, линейчатого графика Гантта, графика Перта, сети Петри или в виде другой модели процесса организации во времени.
На следующей таблице отражен подробный перечень работ, необходимый для организации производственного процесса осваиваемого изделия на основе новых технологических процессов, которые оформляют в виде комплектов проектной, перспективной или директивной документации.
Таблица 2.2 Перечень работ по технической подготовке производства в цехе
Код работ |
Наименование работ |
Ожида---е-м-ое время, (дни) |
Работы (продолжительности работ и резервы времени в календарных числах) |
|||
(i - j) |
( согласно сетевому графику ) |
tожij |
Rп |
Rс |
Кнij |
|
0-1 |
Разработка программы выполнения работ |
14 |
0 |
0 |
1 |
|
1-2 |
Технологический анализ конструкций изделий |
24 |
0 |
0 |
1 |
|
2-3 |
Разработка проектной технологической документации |
15 |
0 |
0 |
1 |
|
2-4 |
Анализ загрузки производственных мощностей |
21 |
6 |
6 |
0,04 |
|
3-5 |
Проектирование агрегатного технологического оборудования |
46 |
22 |
0 |
0,68 |
|
3-6 |
Разработка рабочей технологической документации |
58 |
40 |
0 |
0,59 |
|
3-7 |
Разработка технологических нормативов (для нормы контроля) |
12 |
0 |
0 |
1 |
|
3-11 |
Заказ, покупка и доставка нового технологического оборудования |
29 |
39 |
39 |
0,31 |
|
4-8 |
Разработка дизайн-проекта (проекта художественного оформления) |
21 |
0 |
0 |
1 |
|
4-9 |
Разработка строительной документации на фундаменты |
7 |
7 |
0 |
0,83 |
|
4-10 |
Разработка технологической части проекта |
21 |
21 |
21 |
0,5 |
|
5-25 |
Изготовление агрегатного технологического оборудован. |
138 |
61 |
61 |
0,68 |
|
6-12 |
Проектирование переналаживаемой технологи-ческой оснастки(для участка №1 первой очереди) |
16 |
40 |
0 |
0,59 |
|
8-10 |
Разработка макета роботизированной линии |
21 |
0 |
0 |
1 |
|
9-10 |
Разработка энергетической части проекта |
28 |
7 |
7 |
0,83 |
|
10-11 |
Оформление, согласование и утверждение сводного комплекта проектно-сметной документации |
14 |
0 |
0 |
1 |
|
11-13 |
Демонтаж оборудования по буферной площадке ( демонтируемой на время работ цеховой ремонтной базы) |
14 |
0 |
0 |
1 |
|
11-14 |
Изготовление фундаментов под оборудование участка №1 (на буферной площадке демонтируемой цеховой ремонтной базы) |
14 |
0 |
0 |
1 |
|
11-28 |
Архитектурно-художественное оформление интерьера |
30 |
161 |
161 |
0,15 |
|
11-29 |
Реконструкция инженерных сетей и вентиляции |
56 |
170 |
170 |
0,24 |
|
12-15 |
Проектирование переналаживаемой оснастки для 2участка |
16 |
58 |
0 |
0,57 |
|
12-16 |
Изготовление технологической оснастки для участка №1 |
19 |
40 |
40 |
0,59 |
|
13-16 |
Монтаж и отладка оборудования участка №1 (подготовка площадки для монтажа оборудования участка №2) |
51 |
0 |
0 |
1 |
|
13-17 |
Изготовление фундаментов под монтаж оборудования участка №2 ( на высвобожденных площадях 1 участка) |
14 |
37 |
0 |
0,27 |
|
15-18 |
Проектирование технологической оснастки для 3 участка |
16 |
77 |
0 |
0,55 |
|
15-19 |
Изготовление технологической оснастки для 2 участка |
20 |
58 |
58 |
0,57 |
|
16-19 |
Монтаж и отладка оборудования 2 участка |
35 |
0 |
0 |
1 |
|
16-20 |
Изготовление фундаментов под оборудование 3 участка |
14 |
21 |
0 |
0,4 |
|
18-21 |
Проектирование технологической оснастки для 4 участка |
16 |
96 |
0 |
0,48 |
|
18-22 |
Изготовление технологической оснастки для участка №3 |
20 |
77 |
77 |
0,55 |
|
19-22 |
Монтаж и отладка оборудования на участке №3 |
35 |
0 |
0 |
1 |
|
19-23 |
Изготовление фундаментов под оборудование участка №4 |
14 |
21 |
0 |
0,4 |
|
21-24 |
Изготовление технологической оснастки для участка №4 |
20 |
96 |
96 |
0,48 |
|
22-24 |
Монтаж и отладка технологического комплекса на участке №4 |
35 |
0 |
0 |
1 |
|
24-25 |
Монтаж и отладка оборудования отделения ультразвуковой мойки |
7 |
0 |
0 |
1 |
|
24-26 |
Изготовление фундаментов под оборудование отделения по переработке отходов |
7 |
0 |
0 |
1 |
|
25-27 |
Монтаж и отладка оборудования отделения по переработке отходов |
7 |
0 |
0 |
1 |
|
27-28 |
Монтаж и отладка оборудования отделения технического контроля |
7 |
0 |
0 |
1 |
|
28-29 |
Монтаж оборудования цеховой ремонтной базы |
35 |
0 |
0 |
1 |
|
29-30 |
Освоение производственных мощностей |
42 |
0 |
0 |
1 |
|
2.3. Расчёт продолжительности этапов
Для каждой работы необходимо определить численные значения их продолжительности - Тст(эт). Для рассмотренного в данном примере случая это можно сделать, воспользовавшись специальными расчётами.
а) для проектных этапов:
tcт(эт) - трудоемкость стадии (этапа);
kреж - коэффициент перевода рабочих дней в календарные (отношение числа календарных дней к рабочим в течении года);
k д.в.- коэффициент, учитывающий дополнительные затраты времени на работы, которые не предусмотрены нормами (k д. в=1,1.....1,5);
Рi - количество работников, одновременно выполняющих данную стадию (этап);
Tсм - продолжительность смены;
kвн - коэффициент, учитывающий выполнение норм времени.
б) для этапов изготовления средств технологического оснащения:
T - общая трудоемкость выполнения работ по изготовлению средств технологического оснащения данного этапа работ;
Мi - среднесуточная производственная мощность i-го цеха подготовки производства, которую он может выделить для обеспечения выполнения данного этапа работ (в данном случае - это выделенная для данных работ пропускная способность вспомогательного цеха, т.е. произведение количества рабочих мест на эффективный суточный фонд времени одного рабочего места).
Такими расчётами можно воспользоваться, если известны конкретные объемы работ, численности исполнителей и нормативы времени на единицу объема работ. Вместе с тем во многих случаях, особенно когда речь идет о принципиально новых разработках, таких нормативов нет. Это приводит к необходимости определения экспертами вероятностных величин ожидаемого времени выполнения работ:
а)для нормального распределения б)для бета-распрделения
tожi - математическое ожидание случайной величины продолжительности работ;
tmin - минимальная продолжительность работ, при благоприятных обстоятельствах выполнения работы;
tн.в. - наиболее вероятная оценка времени для нормальных условий выполнения работ;
tmax-максимальная оценка продолжительности работ для неблагоприятного стечения обстоятельств.
В связи с вероятностными оценками ожидаемого времени выполнения работ рекомендуется вычислять также дисперсию (меру рассеяния), например:
Дополнительными расчётными параметрами могут быть: функции риска, функция Лапласа и другие оценки вероятностных величин - tожi работ сетевых графиков.
2.4. Расчёт сетевого графика
После построения сетевого графика обычно приступают к его расчёту и оптимизации. Вначале двигаясь от нулевой
(сходной- I) вершины производят расчёт ранних сроков свершения каждого события:
Трj = ТLmax( I - j ) (10).
Этот срок определяют выбором максимального из предшествующих данному событию путей, которые ведут от исходного к данному j-му событию. Далее, рассчитывая сетевой график в обратной последо-вательности от завершающего события ( С) к исходному, определяют поздний срок свершения каждого события:
Тп i= ТL критич.- ТL max ( i - C) (11).
Разность между этими сроками определяет резерв времени выполнения события
Rc= Тп - Тр (12).
На локальном сетевом графике эти величины из-за высокой плотности рисунка условно не показаны, так как они приведены в таблице, из которой их несложно перенести на сетевой график.
Выше мы ввели новые понятия:
Тп - это наиболее поздний срок наступления события, превышение которого вызывает аналогичную задержку наступления завершающего события:
Тр- это наиболее ранний срок, который необходим для выполнения всех работ, предшествующих данному событию;
ТL критич- это критический путь, который проходит через события с нулевыми резервами времени; он определяет общую продолжительность выполнения всех разработок данного сетевого графика в целом.
Из приведенного сетевого графика (см.плакат 2) видно, что часть работ не лежит на критическом пути.
Каждая из этих работ имеет резервы времени:
полный -Rп ij , свободный - Rс ij и, зависящий от них, коэффициент напряженности пути Кнij:
Rп ij =Tп J -Tрi -tiJ (13)
Rс ij = Tр J -Tрi -tiJ (14)
Коэффициент напряженности пути Кнij характеризует отношение продолжительности пути ТL ij (ТL max - ?ТL критич) к отрезку критического пути, который соединяет данные события ( ij ) Здесь ?ТL критич - участок, совпадающий с критическим путём. Этот коэффициент характеризует степень трудности каждой группы работ некритического пути. Его необходимо знать для последующей оптимизации сетевого графика.
Итак, при построении сетевого графика необходимо его оптимизировать как по времени, так и по издержкам. С этой целью необходимо выполнить оптимизацию с работ некритического пути на критический.
2.5. Оптимизация сетевого графика
Оптимизация сетевых графиков как общего вида, так и локальных имеет целью сокращение затрат времени и средств на выполнение разработок , которые предусматривают оргпроекты. Решение этой задачи вначале ищут на пути усовершенствования структуры работ:
повышения их параллелизации (например, для укрупненного сетевого графика, обеспечение технологичности конструкции изделий выносят на конструкторские этапы и стадии работ, а проектирование реконструкционных работ - на этапы технологической подготовки производства);
дифференциации некоторых трудоемких работ на серии, очереди, пусковые комплексы (для приведенного выше примера проектирование и изготовление средств технологического оснащения разделено на очереди);
устранения некоторых несущественных работ ( в приведенном выше примере замена работы (8-10)-”Разработка макета роботизированной линии” на фиктивную позволяет сократить длину критического пути на 7 дней) и т.д.;
Другими важными средствами сокращения затрат времени и средств на выполнение работ согласно сетевым графикам являются:
- унификация работ - в этом плане на практике широко используют стандарты ЕСКД (единой системы конструкторской документации), ЕСТД (единой системы технологической документации), другие унифицированные системы организации процессов (разработки организационно-распорядительной документации; технологической подготовки производства; постановки новой продукции на производство...);
-автоматизация процессов - для решения этой задачи в практике организационного проектирования широко используют САПР -системы автоматизированного проектирования; АСТПП - автоматизированные системы технологической подготовки производства ;САП- системы автоматизированного программирования; АСНИ- автоматизированные системы научных исследований; автоматизированные системы экспертизы инвестиционных проектов и другие системы автоматизации организационных процессов и другие CAD/CAM/CAE/PDM-системы;
- разработка технически обоснованных норм времени на выполнение работ, наиболее часто используемых в организационном проектировании (нормирование труда в научных организациях и инженерных службах предприятий; нормирование труда руководителей, специалистов и служащих; нормирование труда всех категорий рабочих, в том числе занятых обслуживанием производства; создание системы микроэлементных нормативов времени; применение математических методов и вычислительной техники при нормировании труда; применение фотографии рабочего дня и хронометража при анализе трудозатрат; разработка специальных приборов для хронометражных наблюдений...);
- повышение квалификации исполнителей на основе целевой подготовки специалистов в системе высшего и среднего профессионального образования; широкого применения инновационных методов подготовки специалистов; переподготовки кадров; дистанционного самообразования в компьютерных сетях; освоения новых технологий для использования в организационных проектах и других методов, направленных не только на снижение затрат
- времени и средств в организационном проектировании, но и обеспечивающих непременное развитие объектов организационного проектирования на основе научно-технического прогресса.
2.6. Матрица-модель управления программой.
Матрица-модель управления целевой программой, пример которой изображен на рис.6, позволяет в наглядной форме определить структуру временного творческого коллектива, который возглавляет главный инженер проекта или менеджер проекта. В других, более сложных случаях , ту же задачу может выполнять: самостоятельная дирекция программы, головное учреждение программы, центр управления программой, отдел министерства или другое учреждение управления, которое на основании сетевого графика определяет численность исполнителей, распределяет ресурсы, контролирует результаты работ. Из матрицы-модели управления (рис. 2.6) видно, что программно-целевое управление разработкой и выполнением оргпроектов дополняет вертикальные линейно-иерархические структуры управления более короткими горизонтальными структурами.
Исполнителей из названных на рис.2.6 служб на время выполнения работ согласно матрицы-модели управления программой освобождают от
оперативной работы соответствующих отделов или цехов для своевременного и качественного выполнения программных заданий. По завершении работ программы они продолжают исполнять свои обязанности по функциональной службе. Матричный метод, как показала практика, позволяет отбирать для выполнения программных заданий наиболее квалифицированных исполнителей, что существенно повышает качество работ с одновременным сокращением их сроков.
Рис2.6 Матрица-модель управления программой реконструкции цеха
Рабочие документы организационных проектов обычно разрабатывает бюро планирования (оно обозначено на рис.2.6.), которое формирует целевую программу при участии других служб:
ЦТБ - центральное технологическое бюро,
БМ - бюро мощностей,
БН - бюро мате-риальных нормативов,
ОПО - отдел проектирования оснащения,
ИНО - инструмен-тальный отдел,
ОПС - отдел программных станков,
ОМА - отдел механизации и авто-матизации,
БР - бюро реконструкции,
ОГМ - отдел главного механика,
ОГЭ - отдел главного энергетика,
ПЭО - планово-экономический отдел,
ОМТС - отдел материально-технического снабжения,
ОКС - отдел капитального строительства,
ТБ - технологическое бюро цеха,
ЦРБ - цеховая ремонтная база,
РЕМПРИН - мастерская по ремонту приспособлений и инструмента,
РМЦ - ремонтно-механический цех.
3. Разработка рабочей документации целевой программы
3.1. Разработка графика Гантта
График Гантта, равно как и календарный график относится к рабочей организационно-распорядительной документации целевой программы. Для его разработки рекомендуется изучить системы имитационного моделирования инвестиционных проектов, например, MS Office Project.
После запуска данного приложения активизируем команду Файл-> Создать в
результате чего на экране отобразится следующее окно (Рис.3.1)
Рис.3.1 Рабочее окно MS Office Project
Перед вводом данных необходимо добавить столбец, который в будущем заполнится данными об исполнителе работы. Имя столбца «Исполнитель».
Для отражения общего расписания работы над проектом необходимо указать рабочие дни и часы в календаре проекта наряду с обычным нерабочим временем (например, вечерами и выходными днями) и особыми нерабочими днями (например, отпусками). В меню Сервис выбрать команду Изменить рабочее время. После выполнить ряд следующих команд:
1. В области отображения дней при нажатой левой кнопке мыши выделить все дни с понедельника по пятницу.
2. Установить маркер в позиции Нестандартное рабочее время. Установить время работы. (с 8.00 до 17.00)
3. Посредством нажатой левой клавиши мыши выделить колонку всех дней субботы и установить работы (с 9.00 до 18.00)
4. Воскресные дни отметить нерабочими вышеуказанным способом, установив маркер в позиции Нерабочее время. Таким же образом выделить нерабочие дни.
Результат проделанных команд отображен на рис. 3.2.
Рис.3.2 Изменение рабочего времени
В соответствии с наличием двух типов задач: критической и простой необходимо создать второй календарь для простого типа задач. Отличие данного календаря состоит в установке субботы выходным днем.
Далее вводим значение в поле столбца «Название задачи». Одновременно с этим производим ввод остальных данных по работе: Длительность, Начало, Предшественник, Исполнитель. Ввод вышеуказанных данных осуществляется посредством двойного щелчка на выбранном поле. После чего на экране отображается активное окно (рис.3.3) «Сведения о задаче».
Рис.3.3 Сведения о задаче
В поле название ввести наименование работы. В поле Начало ввести начальную дату. В поле Длительность вводим ожидаемое время. После этого переходим к вкладке Дополнительно. (рис.3.4)
Рис.3.4 Сведения о задаче (вкладка «Дополнительно»)
В зависимости от типа выполняемой задачи устанавливаем в поле Календарь соответствующий тип «Стандартный» или «Копия Стандартный»
Далее выбираем вкладку Предшественники.(Рис.3.5) В ней в поле Название задачи выбираем ту задачу, которая предшествует выполнению текущей.
Рис.3.5 Сведения о задаче ( вкладка «Предшественники»)
Аналогичным набором действий руководствуемся для остальных задач. После этого на экране отображается график Гантта (рис.3.6)
Рис.3.6 График Гантта (завершенный вид)
3.2. Календарный график работ
Календарный график работ создается по схеме с использованием программы «Microsoft Project 2003».
Календарный план содержит:
а) Наименование этапов;
б) Длительность их выполнения;
в) Дата начала и окончания этапа;
г) Назначение ответственного за выполнение этапа;
Вводу основных данных по этапу задачи предшествует установка создание двух календарей для соответствующих типов задач (критическая и простая).
Календарь-средство планирования, определяющее рабочее время для ресурсов и задач.
В Microsoft Office Project 2003 используются календари четырех типов, определяющие доступность ресурсов и способ планирования задач:
1) Базовый календарь
2) Календарь проекта
3) Календарь задачи
4) Календарь ресурса
Вид отрезков, отображающих выполняемые задачи можно отформатировать с помощью Диаграммы Гантта.
1. В меню Вид выберите представление Диаграмма Ганта.
2. В меню Формат выберите команду Макет.
3. В группе Связи выберите нужный тип линий связи.
После ввода основных данных и форматирования в правой половине окна отображается графическое представление календарного графика. Календарный график данной курсовой работы представлен ниже.
3.3. Требования к разработке бизнес-плана программы
Бизнес-план является как инструментом для привлечения инвестиций, так и основой внутрифирменного планирования. Последовательность составления и принципы детализации бизнес-плана для разных компаний и
проектов не совпадают. При составлении бизнес-плана необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Рекомендуемая структура бизнес-плана с краткими рекомендациями по его разработке приведена ниже. Предлагаемая схема составления бизнес-плана не является обязательной;
Фонд будет рассматривать бизнес-планы написанные и в другой форме (при условии освещения всех ключевых вопросов). Форма представления бизнес-плана в большой степени будет зависеть от тех вопросов, которые являются наиболее значимыми для предприятия и необходимости привлечения средств иностранных компаний, фондов и др. кредиторов; в последнем случае требуется соответствие общепринятым в международной деловой практике требованиям.
Следуя требованиям сценарного подхода имеет смысл разработать несколько альтернативных прогнозов изменения значения исходных данных, соответствующих пессимистичному и оптимистичному вариантам развития проекта.
Рекомендуется также составление финансовой части бизнес-планов с помощью программного продукта Project Expert фирмы "ПРО-ИНВЕСТ КОНСАЛТИНГ", или пакетов "Альт-Инвест" фирмы "Альт", "АНАЛИТИК" - фирмы "ИНЭК".
1. ОБЗОРНЫЙ РАЗДЕЛ (РЕЗЮМЕ)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана и должно включать следующую информацию:
- наименование проекта;
- характеристика организации, обращающейся за предоставлением средств:
наименование
организационно-правовая форма
форма собственности
среднесписочная численность
уставной фонд
оборот за последний год
точный почтовый адрес, телефон
банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета)
фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя проекта.
-описание проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела;
- описание предприятия, его специфических черт, основные этапы в его развитии;
- краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими особенностями, применительно к настоящему проекту, обладает управленческий персонал, каковы доли участия управленческого персонала в капитале предприятия;
- описание ситуации на рынке (отечественном и зарубежном) и в отрасли;
- преимущество продукции или услуг предприятия, собственные ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние;
- долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени;
- тактический план, краткое изложение того, как будут достигаться поставленные цели;
- степень согласования проекта с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;
- потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- если заявитель является физическим лицом, то инвестор должен знать, каким имуществом он владеет;
- наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
- ключевые экономические показатели эффективности проекта;
- возможные риски и система страховок.
2. ОПИСАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
- цели и задачи на ближайший период и на перспективу;
- перечень основных владельцев, роль каждого из них в основании и деятельности предприятия;
- события, повлиявшие на развитие предприятия;
- финансирование предприятия в прошлом и в настоящее время;
3. ОПИСАНИЕ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
- функциональное назначение продукции, для каких целей она предназначена;
- примеры использования продукции;
- стоимость в зависимости от объемов производства;
4. АНАЛИЗ РЫНКА
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- размеры рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок);
- уровень и тенденции развития рынка;
- динамика цен на рынке за последние 5 лет;
5. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПЛАН
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане ( сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
6. ПЛАН СБЫТА
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
- цену продукции;
- методы ценообразования и установления гарантийного срока;
- схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
- размеры скидок;
- время на сбыт;
- уровень запасов;
- процент потерь;
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
- время задержки платежа.
7. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
8. АНАЛИЗ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой
продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение «безубыточного» объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства. Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.
9. Экологическая и нормативная информация
В бизнес-плане должно содержаться достаточно сведений относительно экологических аспектов проекта, чтобы можно было оценить его экологические последствия.
Следует дать описание распространяющихся на проект общегосударственных, региональных и местных требований, связанных с защитой окружающей среды, охраной здоровья персонала и обеспечением техники безопасности. Инвестор должен оценить нормативную базу реализации предлагаемого проекта.
4. Теория организации и её место в системе научных знаний
4.1. Организация
Некая группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.
Соединив в одну эти существенные характеристики, мы получаем важное определение: организация -- это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей
Для большей точности отметим, что приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях, за исключением, быть может, очень маленьких. И хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.
Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.
В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Более подробно я рассмотрю системный подход управления организацией.
Структура организации часто изображается в виде плоской двухмерной организационной блок-схемы. Эти блок-схемы представляют собой удобные модели, которые помогают увидеть сложные взаимоотношения между отдельными подразделениями, структурными единицами и людьми в данной организации.
В сегодняшнее время организации чрезвычайно трудно увидеть, как «лес», поскольку тут растет так много «деревьев», которые либо отвлекают внимание, либо загораживают перспективу и не дают возможности воспринять картину в целом. Изначальный недостаток подходов различных, школ к управлению заключается в том, что они сосредоточивают внимание только на каком-то одном важном элементе, а не рассматривают эффективность управления, как результирующую, зависящую от многих различных факторов.
Управление на основе системного подхода включает три этапа:
Определение сферы, уточнение области и масштабов деятельности субъекта управления, ориентировочное установление адекватных сфер, областей и масштабов деятельности, информационных потребностей.
Осуществление необходимых исследований (системный анализ).
Разработка альтернативных вариантов решения определенных проблем и выбор оптимального варианта по каждой задаче с применением экспертных оценок, в том числе и независимых экспертов.
Системный подход в управлении означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях. В социальных системах этот принцип предполагает тесную увязку решений экономических, социально-политических и культурных проблем в процессе решения управленческих задач.
Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачи, увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады в школы, которые в разное время доминировали в теории и практике управления.
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 30-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход -- это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, необходимо сначала определить, что такое система.
Система -- это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.
Машины, компьютеры, телевизоры -- все это примеры систем. Они состоят из множества частей, каждая из которых работает во взаимодействии с другими для создания целого, имеющего свои конкретные свойства. Эти части взаимозависимы. Если одна из них будет отсутствовать или неправильно функционировать, то и вся система будет функционировать неправильно. Например, телевизор не будет работать, если неправильно установлена настройка. Все биологические организмы представляют собой системы. Ваша жизнь зависит от правильного функционирования многих взаимозависимых органов, которые все вместе представляют уникальное существо, каким являетесь вы.
Особенностями любой системы являются: целостность (несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, невыводимость из последних свойств целого), структурность (возможность описания системы через установление ее структуры), иерархичность (каждая часть системы выступает как своего рода подсистема, обладающая своими качествами) и др.
Управление рассматривается как особая система, включающая в себя:
субъект и объект управления
собственно процесс управления
обратную связь между объектом и субъектом.
Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики, не содержащиеся в отдельности в образующих элементах - эффект целостности, ради которой и создаются системы.
По уровню иерархии системы классифицируются на:
Неживые: статистические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью.
Живые: открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию (животные), люди (самосознание, мышление, нетривиальное поведение), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие сегодня вне нашего сознания).
Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как и в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.
Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Часы -- знакомый пример закрытой системы. Взаимозависимые части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник накопленной энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Энергия, информация, материалы -- это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Для закрытых характерна детерминированность и линейность развития. Открытые системы предполагают обмен веществом, энергией, информацией с внешним миром в любой точке, а также стохастический характер процессов, подчас выводящий случайность на определяющие позицию. Управление такими системами предполагает выработку оптимального варианта на основании проработки множества вариантов принятия управленческих решений.
Руководители в основном занимаются системами открытыми, потому что все организации являются открытыми системами. Выживание любой организации зависит от внешнего мира. Подходы, развиваемые ранними школами в управлении, не могли удовлетворить всем ситуациям, поскольку в них предполагалось, по крайней мере неявно, что организации являются закрытыми системами. Они активно не рассматривали среду в качестве важной переменной в управлении.
Крупные составляющие сложных систем, таких как организации, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Понятие подсистемы это важное понятие в управлении. Посредством подразделения организации на отделы, о котором говорится е последующих главах, руководством намеренно создаются подсистемы внутри организации. Системы, такие как отделы, управления и различные уровни управления, - каждый из этих элементов играет важную роль в организации в целом, точно так же как подсистемы вашего тела, такие как кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет. Социальные и технические составляющие организации считаются подсистемами.
Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимозависимы, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом. Работа каждого отдела и каждого работника в организации очень важна для успеха организации в целом.
Рис.4.1 представляет собой упрощенное изображение организации как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.
Входы Преобразования Выходы
Рис.4.1 Организация - открытая система.
Поскольку это довольно новый подход, мы еще не можем полностью оценить истинное воздействие данной школой на теорию и практику управления. Тем не менее, уже сейчас можно сказать, что его влияние велико и, мне кажется, будет расти в будущем.
Однако, теория систем сама по себе еще не говорит руководителям, какие же именно элементы организации как системы особенно важны. Она только говорит, что организация состоит из многочисленных взаимозависимых подсистем и является открытой системой, которая взаимодействует с внешней средой (рис.4.2).
Эта теория конкретно не определяет основные переменные, влияющие на функцию управления. Не определяет она и того, что в окружающей среде влияет на управление и как среда влияет на результат деятельности организации. Очевидно, что руководители должны знать, каковы переменные организации как системы, для того чтобы применять теорию систем к процессу управления. Это определение переменных и их влияния на эффективность организации является основным вкладом ситуационного подхода, являющегося логическим продолжением теории систем.
1)Начнём с проблемы определения размеров и границ организации. Применительно к организациям экономическим (предприятиям, фирмам, корпорациям и проч.) данная проблема сводится фактически к определению размеров производства и сбыта продукции. Это обуславливается тем, что любой капитал в организованной форме последовательно проходит или три известные стадии движения, если он связан с производством, или две, если этот капитал оперирует только в сфере обращения, или одну, если это денежный капитал, предоставляемый в ссуду.
Схематично это выглядит следующим образом:
Д - Т (с. п., р. с.) ... П ... Т - Д,
где первая фаза связана с приобретением необходимых факторов производства (средств производства и рабочей силы), вторая фаза - непосредственно производство, где происходит возрастание стоимости, третья - реализация товара.
Д - Т - Д,
где первая фаза связана с приобретением товаров у производителей оптом торговым капиталистом, а вторая - с его реализацией непосредственным потребителям.
Д - Д,
где денежный капитал предоставляет деньги в ссуду другому экономическому субъекту. Здесь отсутствует объем производства как таковой, но имеется параметр, фактически очень близкий ему. Это - общая величина денег, отдаваемая в ссуду.
Общий алгоритм решения подобного рода задачи для всех организованных форм капитала сводится к соотношению результата деятельности и затрат с ней связанных. Размер и граница организации будут связаны с максимизацией превышения результата над затратами (максимизацией прибыли от деятельности).
В экономической теории существуют два подхода к решению данной проблемы (один исторически предшествует другому). Первый - на основе неоклассических постулатов, когда задача определения размеров и границ фирмы связана с использованием аппарата производственной функции. В наиболее простой интерпретации объем производства, когда прибыль, получаемая фирмой, является максимальной, определяется при условии равенства предельных издержек и предельного дохода. Это означает, что фирма оптимальным способом использует имеющиеся у нее ресурсы, при условии бесплатности рыночных трансакций.
Второй подход дает возможность определить искомый объем производства с учетом трансакционных издержек при не бесплатности рыночных сделок (трансакций). Здесь аппарат производственной функции заменяется сопоставлением специфических издержек, которыми являются отмеченные выше трансакционные издержки. Их учет позволяет определиться с включением (исключением) в состав организации (фирмы, предприятия) той или иной конкретной деятельности, например, собственного производства комплектующих или их закупки, создания собственной сбытовой сети или работы с оптовым торговцем и проч.
Для организованного капитала, занятого профессионально сбытом продукции, доведением ее до конечного потребителя (торговая фирма, торговое предприятие), оба отмеченных подхода также правильны. В первом случае объем сбыта, при котором получается максимальная торговая прибыль, соответствует ситуации, когда предельные торговые издержки равны предельному торговому доходу (при условии бесплатности рыночных трансакций).
Во втором случае такой объем сбыта определяется посредством соотношения трансакционных издержек, когда торговец может установить, сбыт какой продукции и в каком объеме следует сделать частью собственной организации, а какой - исключить из структуры организации.
Для денежного капиталиста решение проблемы размеров и границ организации также лежит в русле двух отмеченных выше подходов, так как при рассмотрении данного вопроса денежный капиталист, как и всякий другой, соотносит результат и затраты, при необходимости превышения первого над вторым.
В рамках первого (неоклассического) подхода определяется величина денег, которые могут быть отданы в ссуду для получения максимума прибыли. При этом происходит соотнесение предельных издержек, связанных с выдачей денег в ссуду, с предельным доходом, который можно получить, предоставляя данные деньги в ссуду (решается задача оптимизации распределения ресурсов предприятия фактически при помощи аппарата, близкого к аппарату производственной функции, при условии бесплатности рыночных трансакций).
Второй подход (на основе трансакционных издержек) также дает возможность решения задачи определения границ и размеров организации. Денежный капиталист при условии не бесплатности рыночных трансакций определяет, какой вид деятельности сделать частью структуры организации, а какой - исключить.
2)Следующая задача теории организации - определение способа упорядочивания элементов организации.
Как мне представляется, это возможно только при помощи исследования внутренней структуры организации. В результате его проведения обозначились три различных подхода к решению отмеченной проблемы.
Первый связан с выделением линейной, функциональной, линейно-функциональной, дивизиональной, матричной структур организации. В работе подробно будут сопоставлены линейно-функциональная и дивизиональная структуры фирмы. Это связано, прежде всего, с тем, что данные структуры наиболее широко используются на современных предприятиях (в фирмах).
При всей своей распространенности данный подход страдает односторонностью и не учитывает важнейшие для менеджмента отношения: собственности, контроля и управления. Это противоречие снимается при рассмотрении другой классификации внутрифирменного упорядочивания элементов, делящей структуру организации на унитарную (У), холдинговую (Х) и мультидивизиональную (М) структуры. Самостоятельное значение имеет третий подход к решению проблемы определения способа упорядочивания элементов организации - сетизация, отказ от вертикальных структур организации, переход к плоским структурам Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1983.
3)Третий вопрос, который должна решать теория организации, - это определение элементарной единицы (“атома”) организации.
В экономических организациях (фирмах, предприятиях) выделяют два вида таких структурных единиц. Первый - технологическая единица на основе разделения труда на некоторые элементарные составляющие с закреплением трудовых заданий за определенными работниками (или группами работников). При этом возникают хорошо известные структурные единицы в виде отделов, служб, цехов, участков и т. д. Для их успешного функционирования особенно необходимой становится координация деятельности, которая даже может выделиться в специальную функцию менеджмента .
Второй вид структурной единицы организации - это бизнес-процесс, представляющий собой экономическую единицу, когда бизнес компании делится на некоторые составляющие, имеющие своего конечного потребителя как внутри фирмы, так и вовне. В результате появляются новые структурные единицы - процессные (процессные команды, группы и проч.)
4)Последним (четвертым) вопросом, решаемым теорией организации, является определение способа адаптации организаций к изменениям, прежде всего внешней среды.
Здесь выделяют два момента, имеющих не только содержательную, но и историческую стороны. До недавнего времени одним из незыблемых постулатов теории организации и менеджмента был постулат о жесткости структуры организации. В результате изменений во внешней среде организации (фирмы, предприятия) происходило только изменение функций и зон ответственности подразделений компаний. Незыблемость внутрифирменной структуры в рамках какого-то временного интервала сочеталась с известной гибкостью внутреннего содержания структурных подразделений.
В настоящее время в этом вопросе происходит кардинальное переосмысление самого постулата жесткости. На смену жестким структурам приходят гибкие. При изменении параметров внешней среды фирма изменяет саму структуру компании. Элементом приспособления к изменениям становится не внутреннее содержание жестких структур подразделений, а сами подразделения.
4.2. Неоклассический подход к теории организации
Неоклассический подход к теории организации базируется на нескольких фундаментальных положениях. К ним следует отнести: 1) ограниченность ресурсов, 2) рациональное поведение экономических субъектов и 3) бесплатность рыночных трансакций.
Первое положение не нуждается в специальных комментариях, так как ограниченность ресурсов - важнейшее условие существования самой экономической системы (принцип ограниченности ресурсов экономического субъекта и безграничности его потребностей).
Следующее положение восходит корнями к работам А. Смита. Именно ему и принадлежит термин “экономический человек”. Данный субъект не может поступать иначе, чем стремиться максимизировать свою выгоду. Это в конечном итоге делает его поведение рациональным. За примерами не стоит далеко ходить. Каждый из них стремится максимизировать свой чистый доход (доход за вычетом издержек). В результате фирма максимизирует прибыль (разность между выручкой (валовым доходом) и общими издержками), а потребитель максимизирует предельную (дополнительную) полезность при данном уровне дохода, сопоставляя свой валовой доход (общую полезность, получаемую от использования блага) с реальными денежными затратами на приобретение данного блага.
Последнее положение - бесплатность рыночных трансакций - также легко доказывается в рамках данного подхода. Конкурентная среда, рыночные начала позволяют фирме целиком полагаться на рынок при определении продажной цены на свою продукцию после процесса собственно производства. Таким образом, возможным представляется абстрагирование от издержек, связанных с функционирование самого рынка и рыночными трансакциями.
Однако исторический процесс развития хозяйства неизбежно подрывает справедливость, по крайней мере, некоторых из высказанных выше положений.
Мои сомнения не могут быть отнесены к тезису об ограниченности ресурсов, но другие положения, безусловно, требуют определенной корректировки.
Это, прежде всего, относится к принципу рациональности поведения экономических субъектов. В реальной действительности далеко не все субъекты и далеко не всегда ведут себя рационально. Наука связывает это с возможностью оппортунистического поведения, когда экономический субъект в силу ряда причин поступает нерационально. Здесь уместен такой пример. Фирма вроде бы должна максимизировать свою прибыль, но почему-то поступает нерационально и поэтому не получает ее. Причиной такой ситуации может быть, например, стремление каких-то высших менеджеров реализовать свои частные интересы в ущерб интересам компании. Это достаточно типичная ситуация. Неоклассический рационалистский подход фактически не учитывает частные интересы людей, работающих в конкретной фирме. Подход же на основе трансакционных издержек позволяет снять ограниченность первого из рассматриваемых подходов.
Положение о бесплатности рыночных трансакций также на известном этапе развития перестает соответствовать действительности. Рынок, на котором присутствуют монополистическая или монопсоническая, олигополистическая или олигопсоническая силы объективно не может быть бесплатным для экономических субъектов, которые должны стремиться снизить риск и неопределенность, связанные с внешней средой организации, которая становится все более агрессивной. Это можно сделать только за счет защиты трансакций какими-то юридическими соглашениями (например, контрактами). Здесь-то и появляются дополнительные (причем весьма значительные) издержки. Но и результат очевиден - теперь цена в условиях контрактной сделки определяется до начала процесса производства, да и сбыт продукции становится гарантированным.
Таким образом, вместо положения о бесплатности рыночных трансакций появляется положение о необходимости учета трансакционных издержек.
4.3. Современный подход к теории организации
Дальнейшее развитие экономической системы не укладывается в узкие рамки подхода к теории организации на основе трансакционных издержек. Требуется иной -современный -подход к теории организации. Его положения включают в себя все положения подхода на основе трансакционных издержек. Кроме этого, появляются дополнительные принципиальные постулаты. Они касаются определения элементарной единицы (“атома”) организации и способа адаптации экономической организации к изменениям.
Во-первых, происходит переход от технологической единицы в построении организаций к экономической единице построения организаций на основе бизнес-процессов (справедливо и для неоклассического и для трансакционного подходов).
Изменяется и способ адаптации. Если при неоклассическом и трансакционном подходах к теории организации характерной была жесткая структура организации, то в современных условиях таковой становится гибкая структура организации.
Представляется полезным свести все высказанные положения, касающиеся основных вопросов, решаемых в рамках теории организации, и основных подходов к теории организации, в таблицу (см. табл. 4.3).
После рассмотрения основных вопросов теории организации и основных подходов к ее изучению стоит специально, хотя бы кратко, остановиться на тектологии А. Богданова как исторической основе науки теории организации.
Всеобщая организационная наука (тектология) Александра Александровича Богданова явилась первым научным сочинением, специально посвященным вопросам организации, в котором автор сформулировал основные положения теории организации. Тектология, возникшая в начале нашего века, фактически открыла список междисциплинарных наук и послужила методологической основой для целого ряда других перспективных областей знания, таких как теория систем, системотехника, синергетика, кибернетика, информатика, теория коэволюции.
Таблица 4.3
Определение размеров и границ организации (А) |
Способы упорядочивания элементов организации (Б) |
||||||||||||||||
Неоклассический подход на основе определения оптимальных размеров предприятия при помощи аппарата производственной функции. Подход на основе трансакционных издержек, выбор организации между рыночными трансакциями, контрактной системой и внутрифирме нной иерархией.
4.4. Основные вопросы теории организации и основные подходы к ней
Дадим определение тектологии. В буквальном переводе с греческого тектология означает “учение о строительстве”. Принципиально важным представляется то, что тектология, в отличие от других наук, имеет произвольный переменный центр координат, или всеобщую точку зрения на мир опыта. Это положение означает, что во всех науках принципиальным становится вопрос организации (упорядочивания элементов, независимо от их природы (физической, химической, биологической, социальной, экономической)). Рассмотрение тектологического (организационного) вопроса позволяет любой науке решать задачи, определенные ее конкретным предметом. По А. Богданову, тектология - естественная всеобщая наука. Методы тектологии: общие: индукции (от частного к общему, от фактов к гипотезе), дедукции (от общего к частному, от гипотезы к теореме), аналогий (конкретное знание переносится на наименее изученный предмет), специализированные: математические, статистические, логические, абстракций, экономические и др., организационные: подбора (аналогия с отбором в учении Ч. Дарвина. Подбор - универсальный регулирующий механизм, определяющий развитие комплекса и его приспособление к среде), ингрессии (связывание элементов в систему, комбинирование, “клей”), дезингрессии (дестабилизация системы, распадение, “растворитель”). Организационные методы являются общими для всех наук: естественных, общественных, экономических. Все методы наук, по сути, организационные. Важное место в учении А. Богданова принадлежит определению элементов и комплексов как организационных единиц и их совокупностей. Элемент - единица комплекса, системы, организации. Комплекс - совокупность элементов. Комплексы бывают: 1) организованные, целое больше суммы частей. Пример - фирма как совокупность структурных элементов (подразделений), причем совокупность больше, чем механическая сумма элементов. Другим наглядным примером является кооперация: появляющаяся комбинированная рабочая сила является более производительной, чем механическая сумма индивидуальных производительностей труда; 2) дезорганизованные, целое меньше суммы частей. Пример - разбитый большой алмаз. Сумма цен маленьких алмазов (частей целого) во много раз меньше, чем цена одного большого. Другой пример - де кооперация, известная эффектом “лебедя, рака и щуки”; 3) нейтральные, целое равно сумме частей. Разделение слитка золота на части. Стоимость частей в этом случае равна сумме целого слитка металла. Центральной идеей тектологии является идея конъюгации. Это - объединение двух комплексов, находящихся во взаимодействии, при котором их элементы перемешиваются, влияют друг на друга, комбинируются, переходят из одного комплекса в другой. При этом возникают двоякого рода отношения: организационные (отношения связывания, комбинирования, “клея”), ингрессия. Для экономики это - слияние компаний, поглощение крупными компаниями меньших, создание финансово-промышленных групп, дезорганизационные (дестабилизация системы, “растворитель”), дезингрессия. Для экономики это - реструктуризация компаний, находящихся в кризисном состоянии, за счет их разделения. В тектологии различаются следующие виды связей: однородные (симметричные) - части системы выполняют в ней одинаковые функции (производственные подразделения в рамках линейно-функциональной организации, шеренги в строю, горизонтальная интеграция), неоднородные (несимметричные) - части выполняют разные функции в системе (начальник - подчиненный, ФПГ, вертикальная интеграция). Эти связи фактически являются элементами внутренней среды организации (фирмы, предприятия). Кроме однородных и неоднородных связей (отношений) А. Богданов рассматривает взаимодействие комплексов со средой (внешней) через различного рода регуляторы. В результате такого взаимодействия комплекс обретает равновесие. Равновесие комплекса - чрезвычайно важная характеристика любой системы. Можно привести примеры из различных областей естествознания. Атом, электрон, протон, нейтрон, живая клетка, клеточная мембрана, ядро клетки и др. - само их существование связано с тем, что они обретают равновесие (находятся в равновесном состоянии с окружающей их средой). Если равновесие нарушается и не восстанавливается, то система в конечном итоге разрушается. Именно поэтому не является вечной ни одна из приведенных выше элементарных систем (комплексов). Заключение
В результате проделанной работы был изучен и произведен анализ загрузки производственных мощностей, был построен и рассчитан сетевой график, а также разработан график Гантта. В процессе выполнения вышеуказанных работ были изучены основы имитационного моделирования инвестиционных проектов посредством применения приложения MS Office Project. Получены навыки в оформлении проектной документации с помощью ПК. В ходе работы были изучены и применены различные методы математического моделирования и оптимизации проектных решений на основе: определения регрессионных зависимостей, расчета на этой основе типовых интегралов, структурной оптимизации организационных решений целевой программы, подготовки исходных данных для имитационного моделирования на ЭВМ, а также использования нормативной документации для оформления проекта. Знания и практические навыки, полученные при выполнении данной курсовой работы, могут быть использованы в дальнейшем при разработке различных графиков организации производства продукции, для проектирования бизнес-планов, оформления проектно-сметной документации по реорганизации. Список литературы
1. Большакова. - М.: Проспект, 1999. 2. Богданов А.А. Тектология. - М.: Издатцентр, 1997. 3. Селиванов С.Г., Шерышева А.Н. «Проект целевой программы выполнения реконструкции производства». Методические указания для выполнения курсовой работы по дисциплине «Теория организации»./Уфимск.гос.авиац.техн.ун-т - Уфа, 2006г.-56c. 4. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. - М.: Экономика, 1983. 5. Project Expert-Biz Planner for Windows. Copyright./Руководство пользователя.-«Про-Инвест-Консалтинг»/. (Электронный учебник). |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |