4
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕРГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АТР
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции
1.2. История создания и этапы развития АТЭС
ЧАСТЬ 2. ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН АТЭС
2.1.Место стран АТЭС в мировой экономике
2.2.Экспортно-импортные связи стран АТЭС
ЧАСТЬ 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АТЭС
3.1. Перспективы развития экономических связей в АТР в торговле
3.2. Перспективы участия России в АТЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение
Вторая половина XX и начало XXI веков характеризуются усилением развития интеграционных процессов во всех регионах мира. Примерами могут служить Европейский Союз, АСЕАН, НАФТА, соглашения о свободной торговле и т.д. В основе многообразия данных мировых процессов лежат развитие научно-технического прогресса и международного разделения труда, постепенная выработка ресурсов биосферы, деятельность транснациональных корпораций, а также другие факторы. Они привели к тому, что настала пора, когда только мировое хозяйство в целом может самостоятельно поддерживать и расширять масштабы своей деятельности. Принятие решений и их реализация переносится с национального на глобальный уровень.
Одним из наиболее динамичных элементов интеграционных процессов является развитие стран АТЭС. В последние десятилетия АТЭС превратился в наиболее динамично развивающуюся часть мирового хозяйства. Ключевым звеном в механизме стремительного развития экономики восточно-азиатских стран стало активное использование внешнеэкономических факторов роста и политики экспортной ориентации. Благодаря международному сотрудничеству увеличиваются масштабы передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через национальные границы, сближаются национальные экономики.
Россия, две трети территории которой находятся в Азии, является неотъемлемой частью Азиатско-Тихоокеанского региона, поэтому естественно, что происходящие здесь процессы непосредственно затрагивают российские интересы. Активное участие России в делах АТЭС, подключение к идущим интеграционным процессам обуславливают актуальность обращения к теме «Экономические связи стран в рамках АТЭС».
Целью курсовой работы является раскрыть содержание и специфику экономических связей в АТЭС и место России в них.
Для достижения указанной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность и содержание понятия международной экономической интеграции, ее формы;
- раскрыть историю создания и этапы развития АТЭС;
- определить место стран АТЭС в мировой экономике;
- охарактеризовать экспортно-импортные связи стран АТЭС;
- определить перспективы развития экономических связей в АТР в торговле и перспективы участия России в АТЭС.
Цель и задачи курсовой работы определили ее структуру. Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованных источников.
1.1. Сущность и содержание понятия международной экономической интеграции
Развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Процессы международной экономической интеграции заметно активизировались во второй половине XX в. в различных регионах земного шара. На пороге XXI в. возник так называемый «новый регионализм».
Резкое усиление межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы, новые сферы конкуренции и более жесткое соперничество на традиционных рынках становятся не под силу отдельному государству или корпорации. Это обусловливает необходимость кооперации как материально-финансовых, так и производственных усилий территориально сопряженных стран, позволяя укрепить свои позиции в глобализирующейся экономике, использовать потенциал крупного экономического пространства, наконец, выступать единой силой против общих конкурентов на мировом рынке. В результате имеет место не просто определенная увязка национально-государственных интересов, но и их возвышение до уровня региональных интересов.
Таким образом, процессы глобализации в мировом хозяйстве сопровождаются регионализацией - хозяйственным сближением стран на региональной основе, принимающим форму экономической интеграции (economic integration). Термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX в. в работах немецких и шведских экономистов, однако и сегодня имеется несколько десятков его определений.
В переводе с латыни интеграция (integratio) означает сращивание, объединение частей в единое целое. Следовательно, под международной экономической интеграцией понимается высокая степень интернационализации производства на Основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, ведущая к постепенному сращиванию воспроизводственных структур.
Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг, капиталов и постепенно при соответствующих условиях и заинтересованности стран-партнеров ведет к единому экономическому, правовому, информационному пространству в рамках региона. Формируется новое качество международных экономических отношений. При этом интеграция - процесс не стихийный. Он предполагает соответствующую политику стран и заключение между ними соглашений о создании региональной интеграционной группы (РИГ) того или иного типа. Создается и соответствующая правовая база хозяйственного взаимодействия. Проводится сознательное целенаправленное регулирование взаимных торгово-экономических связей.
Понятие «региональный»» данном случае означает не просто географические границы той или иной организации. Имеется в виду исторически сложившаяся региональная общность, предполагающая сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований, которые, используя многообразные преимущества «экономики масштаба», по мнению ряда аналитиков, уже в ближайшем будущем окажутся более эффективными и реальными субъектами МЭО, чем национальные государства, способными обеспечить формирование нового полицентрического и более стабильного, чем ныне, миропорядка. Развивающийся сначала в считанном количестве регионов мира интеграционный процесс в последние годы охватил почти все континенты, приведя к образованию многочисленных региональных и субрегиональных торгово-экономических групп. По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованы после 1995 г. Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный «интеграционный бум» [23].
Региональные объединения различаются по глубине и характеру выбранной интеграционной стратегии и институциональному устройству, по сферам и
масштабам их деятельности, по количеству государств-членов.
Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран:
- устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;
- согласованием экономической политики стран-участниц;
- взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;
- широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместным финансированием развития экономики и ее инновационного механизма;
- связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;
- сближением национальных законодательств, норм и стандартов;
- целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);
- региональностью пространственных масштабов интеграции.
Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение взаимопроникновение и сращивание воспроизводственных процессов, протекающих в виде «частичных интеграции». Интеграционный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы:
1) Рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту по-
токов факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. - это так называемая «поверхностная» (или «мягкая») интеграция (shallow integration);
2) собственно производство (глубокая интеграция - deep integration);
3) сферу принятия решении (на уровне фирм, предпринимательских союзов, национальных правительств, международных межправительственных и
национальных организаций).
Интеграция - сложный, противоречивый процесс. Противоречивость интеграции в значительной степени базируется на различиях интересов сторон, на неодинаковой способности отдельных звеньев воспроизводственных структур к участию в самом процессе легко она протекает в сферах рыночного (особенно товарного) обращения, менее поддается интегрированию непосредственно производственная сфера, наиболее сложна валютная интеграция.
Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.
Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются:
- организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства);
- общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.);
- общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.
Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежна облекается в определенные политические формы.
Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы «содружества», «сообщества» и «союза».
Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, используемая в нашем регионе Евразии после распада Советского Союза. Она представляет собой такой способ осуществления интеграции, который ориентирует правительства на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками СНГ в советский период их истории. Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. Межгосударственные органы, созданные в СНГ, принимают лишь рекомендательные, а не обязывающие решения и правовые акты. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс малоуправляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и по существу, не стимулирует развития интеграции. В философском понимании такая форма типична для «неразвитого начала» интеграционного процесса. Органы «содружества» в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.
Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки (и принципы) международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для «сообществ» характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.
Союз как форма организации предполагает постепенное «отрицание» межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство («соединенные штаты», «федеральные земли» и т.п.); преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование функций надгосударственных исполнительной, представительной и судебной властей союза (единого правительства, единого парламента, единого суда).
В странах СНГ, в том числе среди ученых-экономистов, довольно широко распространено мнение о необходимости «реинтеграции» экономики бывших республик СССР (ныне независимых государств).
Однако реальной международной экономической интеграции на своей
территории Советский Союз не обеспечил. СССР сложился как единое централизованно управляемое государство с единым народнохозяйственным комплексом. Союзные советские республики реальным государственным суверенитетом не обладали. Товарно-денежные отношения ограничивались. Соответственно основные принципы международной экономической интеграции не могли быть и не были реализованы. Союз возник на развалинах единого имперского государства и фактически воспроизвел многие признаки империи и, прежде всего, такой признак, как безусловное подчинение национальных окраин центральной власти.
Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации.
Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.
На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры.
Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета.
В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д.
Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов.
1.2. История создания и этапы развития АТЭС
Особенность интеграционной ситуации в АТР состоит в том, что здесь отсутствует межгосударственная структура типа ЕС. Интеграционное взаимодействие азиатских государств происходит на трех уровнях - на уровне форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), на уровне субрегиональных интеграционных группировок, реально существующих - АСЕАН (была учреждена в 1967 году с целью содействия социально-экономическому развитию стран-членов, сотрудничеству в промышленности и сельском хозяйстве, проведению научно-исследовательских работ. В ее состав входят все десять стран субрегиона: Индонезия , Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины(со дня основания), впоследствии к ней присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма и Камбоджа. Ежегодно в рамках АСЕАН проводятся встречи на высшем уровне и на уровне ключевых министров. В настоящее момент усилия Ассоциации сосредоточены на поддержке региональной безопасности и стимулировании экономического сотрудничества в регионе.), АСЕАН+3 (АСЕАН подписывает соглашение о создании зоны свободной торговли отдельно с Японией, отдельно с Южной Кореей и отдельно с Китаем) или только обсуждаемых и намечаемых к созданию, и на уровне двусторонних отношений (например, зона свободной торговли Япония-Сингапур или переговоры о таможенном союзе Южной Кореи и Японии).
Первоначально в АТЭС вошли 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Южная Корея, Новая Зеландия, США, Япония, Канада) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). К 1997 г в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг(1993), КНР(1993), Мексика(1994), Папуа-Новая Гвинея(1994), Тайвань(1993), Чили(1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов - России, Вьетнама и Перу - введен десятилетний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума. На долю АТЭС приходится свыше 60 процентов мирового ВНП и около половины мирового экспорта, здесь сосредоточено около 2/5 населения мира. В регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), а также Япония [29].
Движение в сторону создания в регионе организаций экономического сотрудничества началось с учреждения в 1967 г Тихоокеанского Экономического Совета - ТЭС (является международной неправительственной организацией, объединяющей через национальные комитеты стран-участниц крупные компании, деятельность которых охватывает весь Азатско-Тихоокеанский регион. Деятельность ТЭС направлена на поощрение либерализации торговли и инвестиций, развитие других видов предпринимательства во взаимодействии с правительствами стран АТР и международными организациями. С этой целью регулярно проводятся неформальные встречи руководства ТЭС с министрами и другими высокопоставленными официальными лицами.). Затем, в 1968г, была создана Тихоокеанская Конференция по Торговле и Развитию - ПАФТАД, а в 1980г появился Совет по Тихоокеанскому Экономическому Сотрудничеству - СТЭС. Все эти организации были неправительственными. Они отразили желание наладить сотрудничество в регионе и заложили основу для создания АТЭС - межправительственного форума экономического сотрудничества, который в настоящее время является наиболее влиятельной экономической организацией в АТЭС.
Формирование форума АТЭС началось в ноябре 1989 года, когда в Канберре состоялась встреча министров иностранных дел и торговли десяти стран АТР. Правильнее сказать, что тогда произошел скорее обмен мнениями между государствами региона, имевшими сходные взгляды на то, в каком направлении развивать региональное экономическое сотрудничество.
США, Япония, Южная Корея и Австралия, принимавшие наиболее активное участие в подготовке этой встречи, ближе других государств подошли к пониманию того, что в регионе необходимо установить межправительственное взаимодействие по вопросам международных экономических отношений. В Канберре было решено, что новая организация будет иметь консультативный статус, а ее участники будут добиваться своевременного завершения Уругвайского раунда ГАТТ. Также предполагалось, что АТЭС, работая в тесном контакте с деловыми кругами стран АТР, будет определять главные направления и сферы экономического сотрудничества в регионе в 21 веке и содействовать частному капиталу как главной движущей силе регионального экономического развития.
Была утверждена и программа сотрудничества, основу которого составили такие принципы, как либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле, экономическое и техническое сотрудничество. Было также определено, что в мероприятиях АТЭС могут участвовать международные региональные организации, и представители Секретариата АСЕАН, Секретариата Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и Южно-тихоокеанского форума (ЮТФ) стали подключаться к деятельности АТЭС уже на ранних этапах существования форума. Было решено, что все решения в АТЭС (в том числе и по приему новых участников) принимаются на основе консенсуса.
Остановимся подробнее на принципах.
Первый основной принцип - как либерализация торговли и инвестиций - чрезвычайно важен, с точки зрения способности АТЭС добиться Богорской Цели свободной торговли в зоне АТЭС к 2020 году. Этот принцип реализуется на основе односторонней либерализации, означающей, что каждый член АТЭС добровольно соглашается на либерализацию в определенной сфере торговли и инвестиций. АТЭС разработал базовый инструмент выполнения этого основного принципа - индивидуальные планы действий (известные под акронимом IAP (ИПД)). Все страны АТЭС должны подготовить такой план и регулярно обновлять его.
Каждый ИПД включает в себя подробную информацию о 15 секторах, определенных Осакской программой действий. К этим секторам относятся следующие сферы деятельности: тарифы, нетарифные меры, услуги, инвестиции, стандарты и соответствие, таможенные процедуры, права интеллектуальной собственности, конкурентная политика, государственный заказ, правила, касающиеся происхождения товара, посредничество в спорах, мобильность бизнесменов (деловых людей), внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле, сбор и анализ информации.
В дополнение к каждому ИПД, описывающему, что члены АТЭС делают в указанных сферах, в рамках АТЭС создаются рабочие группы, которые трудятся над достижением дальнейшего прогресса в каждом из 15 секторов. АТЭС сделал ИПД более доступными для бизнеса за счет упрощения формата и создания электронных ИПД. Эти «е-ИПД» заработали в полную силу в ноябре 2000 г. Кроме того, члены АТЭС коллективно работают в указанных сферах деятельности, используя коллективные планы действия, известные как CAP (КПД).
Второй принцип - содействие торговле - по существу, нацелено на то, чтобы сделать ведение бизнеса в регионе более простым и менее затратным. Хотя работа в это направлении продолжается «по всему фронту», АТЭС уже достиг значительного прогресса во многих сферах, включая стандарты, таможню, электронную коммерцию, деловые поездки, телекоммуникации, энергию, рыбный промысел и государственный заказ.
Третий принцип - экономическое и техническое сотрудничество. В рамках АТЭС экономическое и техническое сотрудничество сокращенно описывается термином «Экотех». Для начала необходимо подчеркнуть, что Экотех не означает содействия развитию развивающихся стран АТЭС. Напротив, целями Экотех являются: достижение существенного роста и справедливого развития в рамках АТЭС, сокращение экономических диспаритетов, повышение экономического и социального благосостояния людей, углубление духа общности в АТЭС.
На своей встрече в Маниле в 1996 году лидеры АТЭС определили шесть приоритетных областей работы АТЭС в сфере Экотех: развитие «человеческого капитала»; создание благоприятных условий для безопасных и эффективных рынков капитала; укрепление экономической инфраструктуры; использование технологий для будущего; содействие экологически стабильному росту; стимулирование роста мелких и средних предприятий. В настоящее время АТЭС реализует 250 проектов в сфере Экотех.
Большую роль в организационном укреплении форума сыграли последующие встречи министров иностранных дел АТЭС в Сингапуре (1990 год), в Сеуле (1991 год) и в Бангкоке (1992 год).
Новый этап развития АТЭС начался в 1993 году, когда после прихода к власти в США администрации Б. Клинтона высшим органом АТЭС по предложению Вашингтона стала неформальная встреча глав государств и правительств (саммит) стран АТЭС, а США стали играть главенствующую роль в деятельности АТЭС. По рекомендации США довольно быстро выработался «клубный» характер этой встречи, и сразу стало ясно, что дело не только в том, что быть членом клуба престижно, и что это позволяет пользоваться такими привилегиями, которые недоступны другим. Участники АТЭС взяли на себя выработку новых правил международного экономического взаимодействия и стали говорить о «видении АТЭС» (APEC vision), которое подразумевало некое новое, вне политических рамок, восприятие сложившихся в АТР реалий. Неполитический характер форума подчеркивает и то обстоятельство, что в его рамках участники АТЭС называют себя «экономиками» - что позволяет им, в частности, не втягиваться в дискуссию о статусе Тайваня (как известно, КНР и Тайвань по-разному подходят к этому вопросу).
Саммиты АТЭС стали проводиться ежегодно (в ноябре). В их ходе обсуждаются актуальные проблемы мировой экономики, рассматриваются основные итоги деятельности форума и принимаются документы, определяющие перспективные долгосрочные направления его деятельности. К 1998 году проведено пять таких саммитов (Сиэтл, Богор, Осака, Манила, Ванкувер), каждый из которых дал мощный импульс интеграционному процессу в АТР.
В 1994 году в Богоре (Индонезия) лидеры АТЭС сделали исторический шаг, объявив о своей четкой цели создания к 2020 году крупнейшей в мире зоны свободной торговли и инвестиций. В рамках АТЭС эта задача стала известна как «Богорские Цели». По плану, развитые страны достигнут состояния свободной торговли к 2010 году, а развивающиеся страны последуют их примеру в 2020 году.
На своей встрече в Японии в 1995 году лидеры стран АТЭС утвердили то, что стало известно как Осакская Программа Действий. В рамках этого подхода, АТЭС разработал три основных принципа своей работы в области сотрудничества: либерализация торговли и инвестиций, содействие торговле и экономическое и техническое сотрудничество. На основании документов, принятых в Богоре и Осаке, лидеры АТЭС в 1996 году приняли «Манильский план действий». В итоге, этот план действий облек «в плоть» тот «скелет», который сформировался в Богоре и Осаке. Манильский план наметил те меры, которые необходимы для либерализации торговли и инвестиций, и которые должны содействовать достижению Богорских Целей. Он также создал систему коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения Богорских Целей каждой из стран.
В 2001г, в Шанхае, лидерами АТЭС было принято так называемое «Шанхайское соглашение» о подведении в 2005г промежуточных итогов процесса либерализации торговли и инвестиций и отдельное заявление по борьбе с международным терроризмом. Также в этом документе уделяется повышенное внимание активности в рамках ЭКОТЕК.
Одна из важнейших основ деятельности АТЭС - заявленная его участниками приверженность принципам «открытого регионализма», что подразумевает постепенную ликвидацию ограничений на перемещение товаров, капиталов, технологий, рабочей силы и услуг внутри этого региона, защиту свободной торговли и противодействие формированию закрытых экономических блоков, соблюдение принципов и правил, выработанных в рамках ГАТТ / ВТО. Не менее важно, что участники АТЭС отказались от протекционизма, и выразили готовность не ограничивать развитие своих экономических связей рамками региона. Ожидается, что все это позволит обеспечить экономический рост стран АТР и будет содействовать развитию всего АТР. Многие практические вопросы работы АТЭС обычно рассматриваются в ходе многочисленных семинаров, симпозиумов, встреч для обмена опытом и других мероприятий, на которых страны-участницы представлены экспертами - сотрудниками министерств и других государственных ведомств, учеными, руководителями крупных корпораций.
Основные направления деятельности форума определяются на ежегодных саммитах АТЭС и на совещаниях министров иностранных дел, а также в ходе встреч ряда отраслевых министров, возглавляющих приоритетные для АТЭС направления деятельности (министры финансов, по развитию людских ресурсов, энергетики и некоторые другие). Практическая деятельность форума осуществляется через рабочие группы и некоторые другие подразделения АТЭС.
Главное содержание деловой активности рабочих групп АТЭС состоит в том, чтобы действовать, исходя из решений и документов, принимаемых в ходе саммита стран АТЭС, и намечать основные конкретные направления сотрудничества на ближайшую перспективу. Разработкой таких направлений деятельности рабочих групп занимаются Секретариат АТЭС и руководство рабочей группы; предлагаемые ими рекомендации обсуждаются и утверждаются на пленарных заседаниях рабочих групп в присутствии делегаций всех стран-участниц, обозревателей и гостей.
Каждая из имеющихся в АТЭС десяти рабочих групп рассматривает специфический круг вопросов, интересующих именно ее участников, имеет собственные приоритеты и особенности, хотя и работает в тесном контакте с Секретариатом АТЭС. На заседаниях каждой из рабочих групп рассматриваются конкретные вопросы в тех сферах сотрудничества, которые определены участниками в качестве приоритетных.
Две рабочие группы имеют непосредственное отношение к проблемам эксплуатации человеком морской среды.
Рабочая группа по рыболовству (The Fisheries Working Group). Создана в 1991 году для изучения действующих соглашений по вопросам международного сотрудничества в области рыболовства, определения эффективной роли АТЭС в этих вопросах и сбора информации о деятельности соответствующих национальных и региональных организаций.
Рабочая группа по сохранению морских ресурсов (The Marine Resource Conservation Working Group) создана в 1990 году. Занимается продвижением среди участников АТЭС инициатив, направленных на защиту морской среды и морских ресурсов, выступает за то, чтобы обеспечивать такую эксплуатацию морских ресурсов участниками АТЭС, которая сделала бы выгодной поддержание чистоты акватории моря.
Рабочая группа по региональному энергетическому сотрудничеству (The Regional Energy Cooperation Working Group) создана в 1990 году для сбора и анализа данных об энергетических ресурсах участников АТЭС, выявления факторов, замедляющих поступление инвестиций в сферу энергетики, и для выработки рекомендаций, содействующих привлечению инвестиций.
Рабочая группа по развитию людских ресурсов (The Human Resources Development Working Group) создана в 1990 году. Является самой крупной по численности рабочей группой АТЭС. В ее задачи входит выявление основных тенденций рынка рабочей силы в странах АТЭС, регулирование спроса и предложения рабочей силы в этих странах, подготовки и переподготовки специалистов и эффективного использования людских ресурсов во всех сферах занятости. А со второй половины 90-х годов в ее рамках, по сути, осуществляется координация всей деятельности АТЭС по развитию людских ресурсов, причем в значительной степени учитывается и ситуация в данном вопросе, складывающаяся на всем пространстве АТР.
В составе рабочей группы функционируют пять крупных подгрупп: по проблемам делового менеджмента (Business Management Network), проблемам образования (Education Forum), менеджмента по вопросам экономического развития (Network for Economic Development Management), по подготовке специалистов в вопросах промышленной технологии (Network on Human Resources Development for Industrial Technology) и по сбору информации о рынке труда (Labour Market Information Group).
Рабочая группа по промышленной науке и технологии (The Industrial Science and Technology Working Group) создана в 1990 году для налаживания сотрудничества в вопросах обмена информацией и технологиями, улучшения методики подготовки людских ресурсов в сфере науки и технологий, содействия продвижению совместных региональных проектов в этих сферах.
Рабочая группа по телекоммуникациям (The Telecommunications Working Group) создана в 1990 году для налаживания сотрудничества в сфере телекоммуникаций (обмен информацией, координация действий, проведение консультаций по вопросам развития и стандартов, подготовка проектов либерализации торговли и инвестиций).
Рабочая группа по туризму (The Tourism Working Group) создана в 1991 году. Заседания рабочей группы проводятся дважды в год и в них, помимо представителей АТЭС, как правило, участвуют представители Всемирного совета путешествий и туризма.
Рабочая группа по обзору торгово-инвестиционной статистики (The Trade and Investment Data Review Working Group) создана в 1990 году для того, чтобы обеспечить сравнимость опубликованных участниками АТЭС статистических данных о торговле.
Рабочая группа по содействию торговле (The Trade Promotion Working Group) создана в 1990 году для того, чтобы привлекать представителей частного сектора (главным образом, малые и средние предприятия) к деятельности АТЭС.
Рабочая группа по транспорту (The Transportation Working Group) создана в 1990 году с учетом необходимости обеспечения транспортных перевозок в обширном пространстве АТР.
В рамках рабочих групп и других органов АТЭС рассматриваются текущие вопросы деятельности форума, определяется целесообразность использования всеми участниками форума конкретных проектов и высказываются рекомендации о приоритетном финансировании этих проектов.
Возникновение форума АТЭС было обусловлено желанием стран - основателей содействовать экономическому росту, стимулировать и укреплять торговлю, и повысить жизненный уровень в азиатско-тихоокеанском регионе.
АТЭС работает на основе консультаций и достижения консенсуса. Новая политика, выработанная на встречах АТЭС, выработана добровольно, и большая часть достигнутого АТЭС прогресса обязана тем примерам, который подают друг другу члены АТЭС, а также давлению со стороны членов «своего круга». Основным элементом процесса является открытый обмен информации между членами АТЭС и общественностью, в том числе созданной системой коллективных и индивидуальных планов действий, детализирующих пути достижения определенных Форумом целей каждой из стран. Сохраняя формально консультативный статус, АТЭС фактически превратился в механизм выработки региональных правил ведения торговли и инвестиционной деятельности. С помощью АТЭС страны активно вовлечены в процессы интеграции, создания зон свободной торговли, формулирования принципов ведения бизнеса, которые должны стать общеобязательными для всех стран. Работа ведется в соответствии с Индивидуальными Планами Действий по либерализации торговли и инвестиций (Individual Action Plan), которые подготовлены участниками АТЭС по единой схеме, и которые продолжают постоянно дорабатываться и корректироваться.
АТЭС функционирует как коллективный, многосторонний, экономический и торговый форум. Экономики АТЭС принимают как индивидуальные, так и коллективные действия, направленные на то, чтобы сделать свои рынки доступными и открытыми, а также поддержку экономического роста.
ЧАСТЬ 2. Формы сотрудничества стран АТЭС
2.1. Место стран АТЭС в мировой экономике
АТР - зона интересов трех главных ядерных держав: США, России, Китая, трех самых мощных экономических держав: США, Китая, Японии, двух самых населенных стран мира: Китая и Индии.
Экономическое развитие азиатских стран АТР происходило по модели «Стаи летящих гусей». Первым произошел взлет Японии, ее примеру последовали «четыре азиатских дракона: Тайвань, Южная Корея, Гонконг и Сингапур. К примеру, в Южной Корее в 1960 году доход на душу населения составлял 80 долларов, в 1998 году - 5000 долларов. Затем к ним присоединились страны Юго-Восточной Азии: Индонезия, Малайзия, Таиланд другие государства Индокитая, Китай.
Не случайно сегодня к этому региону приковано внимание всего мира. Регион располагает мощным финансовым, технологическим и производственным потенциалом, кадрами, опытом и навыками в области организации и управления, разветвленной системой коммуникаций, а также громадными, можно сказать, неисчерпаемыми трудовыми ресурсами.
Темпы роста экономики в ведущих странах региона превышают аналогичные темпы в США и Европе. За последние 30 лет ВВП Малайзии увеличился в 6 раз, Южной Кореи - 13, Тайваня - 25 раз, Японии в 4,2, Китая в 9,5 раз [27].
Тенденция роста прослеживается практически во всех сферах, однако наиболее заметна она в растущем вкладе государств региона в мировую экономику. По состоянию на начало 2000 года в странах этого региона проживает около 40% населения земли, они производят более 60% мирового ВВП и на них приходится около 50% объема мировой торговли [27].
Рис.1 Потенциал стран АТР Источник [28]
Значительный прогресс наблюдается практически во всех областях - начиная с роста выпуска продукции, развития высокотехнологичных производств, повышения емкости азиатского рынка, особенно для высокотехнологичных товаров ведущих стран Запада, темпов развития экономики, и заканчивая состоянием рынка рабочей силы и последними демографическими данными.
С созданием АТЭС государства региона получили возможность оказывать существенное влияние на установление международных правил в торговле и экономическом сотрудничестве. В документах ведущих исследовательских организаций США подчеркивается, что несмотря на двухлетнюю депрессию, которая сопровождалась финансовым кризисом, уже в 1999 году рост экономики в Азии составил около 6%, практически полностью стабилизировался валютно-финансовый рынок, наблюдался процесс восстановления потоков иностранных инвестиций [27] (табл.1).
Таблица 1
Регион |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Мировой |
1,8 |
2,6 |
3,7 |
3,1 |
3,0 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Страны с высоким доходом |
1,4 |
2,1 |
3,3 |
2,6 |
2,5 |
|
Развивающиеся страны |
3,4 |
4,8 |
5,4 |
5,2 |
5,0 |
|
Восточная Азия и страныТихоокеанского региона |
6,7 |
7,7 |
7,4 |
6,7 |
6,3 |
|
Европа и Центральная Азия |
4,6 |
5,5 |
4,9 |
4,8 |
4,7 |
|
Латинская Америка и страныКарибского бассейна |
-0,6 |
1,3 |
3,8 |
3,7 |
3,5 |
|
Ближний Восток и Северная Африка |
3,3 |
5,1 |
3,7 |
3,9 |
4,0 |
|
Южная Азия |
4,3 |
6,5 |
7,2 |
6,7 |
6,5 |
|
Африка к югу от Сахары |
3,3 |
2,4 |
3,4 |
4,2 |
3,9 |
|
Источник: [27]
Таблица 2
ВВП стран членов АТЭС
Страна |
ВВП, млрд. долл. |
Темпы роста в % к 2000г |
||
2000 г |
2007г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Австралия |
446 |
761 |
170,6 |
|
Бруней |
6 |
19.6 |
326,7 |
|
Вьетнам |
154 |
221 |
143,5 |
|
Гонконг |
159 |
229.8 |
144,5 |
|
Индонезия |
654 |
837.8 |
128,1 |
|
Канада |
775 |
1265.8 |
163,3 |
|
КНР |
4500 |
6991 |
155,4 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Малайзия |
224 |
357.4 |
159,6 |
|
Мексика |
915 |
1346 |
147,1 |
|
Новая Зеландия |
68 |
111.7 |
164,3 |
|
Папуа-Новая Гвинея |
4 |
11.9 |
297,5 |
|
Перу |
123 |
219 |
178 |
|
Южная Корея |
765 |
1200.8 |
157 |
|
Россия |
1120 |
2087.8 |
186,4 |
|
Сингапур |
110 |
228 |
207,3 |
|
США |
9299 |
13843.8 |
148,9 |
|
Тайвань |
289 |
695.4 |
240,6 |
|
Таиланд |
24 |
48.9 |
203,8 |
|
Филиппины |
77 |
299.6 |
389,1 |
|
Чили |
153 |
231 |
151 |
|
Япония |
3150 |
4289.8 |
136,2 |
|
Всего по странам АТЭС |
23015 |
35297.1 |
153,4 |
|
Всего по миру |
43600 |
64903.2 |
148,9 |
|
Страны АТЭС в % от общемировых показателей |
52.7 |
54.4 |
- |
|
Из таблицы 2 [31] мы видим, что совокупный валовой продукт стран АТЭС более 35 млрд. долл. И составляет 54.4% от общемирового. Также мы видим, что темпы роста к 2000г в среднем по странам АТЭС составил 156%. Но также мы видим, что большие темпы роста ВВП (более 200%) с 2000г по 2007г были у таких стран, как Бруней, Папуа-Новая Гвинея, Сингапур, Тайвань, Таиланд и Филиппины, что говорит о положительном влиянии их решения о вступлении в ряды АТЭС.
В ряде стран региона успешно проводятся структурные экономические и финансовые реформы, что позволяет прогнозировать дальнейшую стабилизацию политической ситуации, расширение внутреннего спро са и дальнейший рост экономики на основе наиболее современных методов ведения хозяйства с опорой на последние научные достижения. Быстрое развитие средств связи и коммуникаций создало более благоприятные условия для разработки ресурсов этого региона
межнациональными монополиями.
По существующим данным АТР к 2000 году превратился в главный центр мировой экономической мощи, превосходящий Североамериканский (НАФТА) и Европейский (ЕС).
Объяснений этому феномену предпринято немало. Считается, что главной причиной ускоренной модернизации стран АТР явился оптимальный синтез в развитии элементов традиции и современности.
Другим важным фактором ускоренного развития региона была более высокая, чем на Западе роль государства. Здесь был найден необходимый баланс между рынком и государственным вмешательством, государственным протекционизмом.
Еще одна причина заключается в том, что эти страны сумели плавно из фазы научно-технической революции войти в фазу интеллектуальной революции в сочетании с социальным преуспеванием.
2.2. Экспортно-импортные связи стран АТЭС
В истекшем десятилетии успешные показатели экономического развития государств АТЭС способствовали росту экономической взаимозависимости между странами региона через рост внешней торговли, а также международного движения капиталов.
Доля внутрирегиональной торговли в общем объеме внешней торговли стран-членов АТЭС повысилась с примерно 60% в начале 1980-х гг. до 70% процентов в начале 1990-х годов.
Рис. 2 - Внутрирегиональная торговля в АТР, %
Следует отметить, что усиление взаимозависимости во внешнеторговой сфере происходило сразу по нескольким направлениям. Во-первых, происходит рост взаимной торговли на уровне крупнейших субрегионов АТР (Восточная Азия и Океания, с одной стороны, и Северная и Южная Америка, с другой). В то же время, растет доля взаимной торговли и между странами внутри этих двух крупных субрегионов. Вместе с тем, товарная структура торговли в регионе АТЭС демонстрирует прогрессирующие темпы перехода от вертикального к преимущественно горизонтальному типу международного разделения труда.
В период 1991 - 1993 гг., 66% экспорта и 69 % импорта стран АТЭС, расположенных в западном полушарии (государства Северной и Латинской Америки), связано с другими странами-членами АТЭС. Эти показатели для государств Восточной Азии и Океании (восточное полушарие) составили 72%.
Необходимо также указать на то, что за истекшие десятилетия произошли значительные изменения и в товарной структуре экспорта и импорта государств АТЭС. Для большинства стран, значительно сократилась доля сырьевых товаров, причем как в экспорте, так и в импорте, в то время как значительно возрос удельный вес продукции обрабатывающей промышленности.
Приведем объемы внешней торговли всех стран АТЭС.
Таблица 3
Объемы внешней торговли стран АТЭС 2000-2007г
Страна |
2000г |
2007г |
Темпы роста экспорта в % к 2000г |
Темпы роста импорта в % к 2000г |
|||
экспорт в млрд долл США |
импорт в млрд долл США |
экспорт в млрд долл США |
импорт в млрд долл США |
||||
Австралия |
63,87 |
71,53 |
141,32 |
165,33 |
221,3 |
231,1 |
|
Бруней |
3,9 |
1,11 |
7,67 |
2,1 |
196,7 |
189,2 |
|
Вьетнам |
14,48 |
15,64 |
48,39 |
60,83 |
334,2 |
388,9 |
|
Гонконг |
202,68 |
214,04 |
349,39 |
370,13 |
172,4 |
172,9 |
|
Индонезия |
65,4 |
43,6 |
118,01 |
92,38 |
180,4 |
211,9 |
|
Канада |
276,64 |
244,79 |
418,97 |
389,6 |
151,4 |
159,2 |
|
КНР |
249,2 |
225,09 |
1217,78 |
955,95 |
488,7 |
424,7 |
|
Малайзия |
98,23 |
81,96 |
176,21 |
146,98 |
179,4 |
179,3 |
|
Мексика |
166,37 |
182,71 |
271,99 |
296,28 |
163,5 |
162,2 |
|
Новая Зеландия |
13,27 |
13,91 |
26,97 |
30,89 |
203,2 |
222,1 |
|
Папуа-Новая Гвинея |
2,1 |
1,15 |
4,67 |
2,91 |
222,4 |
253 |
|
Перу |
7,03 |
7,42 |
27,96 |
20,18 |
397,7 |
272 |
|
Южная Корея |
172,27 |
160,48 |
371,49 |
356,85 |
215,6 |
222,4 |
|
Россия |
105,57 |
44,66 |
355,18 |
223,42 |
336,4 |
500,3 |
|
Сингапур |
137,8 |
134,55 |
299,27 |
263,16 |
217,2 |
195,6 |
|
США |
781,92 |
1259,3 |
1162,48 |
2020,4 |
148,7 |
160,4 |
|
Тайвань |
151,36 |
140,64 |
246,38 |
219,65 |
162,8 |
156,2 |
|
Таиланд |
69,06 |
61,92 |
153,1 |
140,8 |
221,7 |
227,4 |
|
Филиппины |
39,78 |
37,03 |
50,47 |
57,99 |
126,9 |
156,6 |
|
Чили |
19,21 |
18,51 |
68,3 |
47,11 |
355,5 |
254,5 |
|
Япония |
479,25 |
379,51 |
712,77 |
621,09 |
148,7 |
163,7 |
|
Всего по странам АТЭС |
2940,24 |
3197,34 |
5897,47 |
6207,2 |
200,6 |
194,1 |
|
Источник [26].
Из табл.3 мы видим, что по странам АТЭС объемы внешней торговли выросли в два раза с 2000г по 2007 г. Особенно высокие темпы роста объемов внешней торговли с 2000г по 2007г (более, чем в три раза) обозначены в таких странах, как Вьетнам, КНР, Перу и Россия.
Экономическое развитие стран АТЭС в прошедшие десятилетия сопровождалось значительными изменениями в структуре экономики указанных государств, связанными с повышением удельного веса третичного сектора, а также прогрессирующим увеличением доли наукоемких производств внутри вторичного сектора экономики (обрабатывающей промышленности). Вместе с тем, происходит постоянное снижение удельного веса первичного сектора (добывающая промышленность, сельское хозяйство) в валовом внутреннем продукте. Так, в США удельный вес вторичного сектора в экономике сократился с 31% в 1970 г. до 22% в 1999 г. В то же время, доля сферы услуг (третичный сектор) увеличилась за этот же период с 50 до 65%. В Японии доля вторичного сектора в ВВП сократилась с 35,5% в 1990 г. до 28,1% в 1999 г., в то время как удельный вес третичного сектора возрос с 62,1 до 70,5% в указанный период. На Тайване доля обрабатывающей промышленности в ВВП сократилась с 45,8% в 1980 г. до 32,4% в 2000 г., в Гонконге - с 31% в 1980г. до 15% в 1999 г.
Однако, указанная тенденция не является общей для всех стран- членов АТЭС, прежде всего развивающихся государств Юго-Восточной Азии, основную роль в экономике и экспорте которых продолжает играть сектор обрабатывающей промышленности. Так, в Таиланде доля вторичного сектора в ВВП выросла с 29% в 1980 г. до 40% в 1999 г.
Американская экономика в 1990-е гг. развивалась весьма высокими темпами (циклический подъем продолжался в течение девяти лет). В 2000г. был достигнут экономический рост в 4,1%, что во многом способствовало поддержанию высокого уровня спроса на импортные товары из стран Восточной Азии. Соединенные Штаты остаются основным рынком для экспорта из азиатских экономики АТЭС (на долю США приходится более 20% от общего объема экспорта последних). Таким образом, динамичное развитие экономики Соединенных Штатов в 90-е гг. создавало благоприятный климат для экономического роста в регионе АТР в целом.[28]
Рассмотри подробнее товарную и географическую структуру экспорта-импорта США.
Таблица 4
Товарная структура экспорта-импорта США 2005г.
Основные статьи экспорта |
Млрд $ |
Основные статьи импорта |
Млрд $ |
|
Капитальные товары (кроме автомобилей) |
331,1 |
Промышленное сырье и материалы |
412,4 |
|
Промышленное сырье и материалы |
203,6 |
Потребительские товары (кроме автомобилей) |
373,2 |
|
Потребительские товары (кроме автомобилей) |
102,8 |
Капитальные товары (кроме автомобилей) |
343,8 |
|
Автомобили и сопутствующие товары |
88,2 |
Автомобили и сопутствующие товары |
228,4 |
|
Пищевые продукты и напитки |
56,3 |
Пищевые продукты и напитки |
62,2 |
|
Итого, в т.ч. остальное |
819 |
Итого, в т.ч. остальное |
1470 |
|
Источник [15]
Таблица 5
Географическая структура экспорта-импорта США 2005г.
Основные направления экспорта |
% от общего объема |
Основные источники импорта |
% от общего объема |
|
Канада |
23,5 |
Канада |
17,4 |
|
Мексика |
13,7 |
Китай |
13,3 |
|
Япония |
6,7 |
Мексика |
10,6 |
|
Соединенное Королевство |
4,6 |
Япония |
8,8 |
|
Китай |
4,3 |
Германия |
5,2 |
|
Страны Евросоюза |
21,4 |
Страны Евросоюза |
19,1 |
|
Источник[15]
Канада отправляет в США до 80% своего сырья, идущего на экспорт и 76% Канадского импорта идет из США. Для Японии рынок США является основным (13 японского экспорта). В основном это потребительская продукция (бытовая техника, авто). А экспорт США в Японию - это в основном промышленная электроника, телекоммуникации, лазеры, программное обеспечение, фармацевтика и продукты сх.
Структура экспорта США в Китай - это машины и оборудование, автомобили и сопутствующие товары, телекоммуникации, сложные компьютеры для глобальных измерений. Структура импорта США из Китая - это сырье, одежда, текстиль, обувь, бытовая электроника.
Девяностые годы прошлого столетия стали своего роды “потерянным десятилетием” для Японии, экономика которой все еще не может выйти из затянувшейся рецессии, несмотря на политику фактически нулевых процентных ставок, проводимую Банком Японии, а также многочисленные пакеты финансовых вливаний в экономику со стороны государства. Некоторое оживление в японской экономике в период 1999 - 2000 гг. способствовало росту импорта из стран Восточной Азии. Однако последовавшие понижательные тенденции в темпах экономического роста значительно ослабляют потенциальные возможности японской экономики стать в обозримой перспективе “локомотивом” нового подъема как в Восточной Азии, так и в регионе АТР в целом. Вместе с тем, на долю Японии приходится не менее 10% от совокупного экспорта прочих стран АТЭС.
Рассмотрим товарно-географическую структуру экспорта-импорта Японии.
Таблица 6
Товарная структура экспорта-импорта Японии 2005г.
Основные статьи экспорта |
Млрд $ |
Основные статьи импорта |
Млрд $ |
|
Электормеханизмы |
132,8 |
Механизмы и оборудование |
142,3 |
|
Транспортное оборудование |
30,4 |
Минеральное топливо |
98,5 |
|
Неэлектрические механизмы |
116,5 |
Пищевые продукты |
48,9 |
|
Химические препараты |
48,3 |
Химические препараты |
35,2 |
|
Металлы |
37,5 |
Сырье и материалы |
28,3 |
|
Итого, в т.ч. остальное |
566 |
Итого, в т.ч. остальное |
455 |
|
Источник [15]
Таблица 7
Географическая структура экспорта-импорта Японии 2005г.
Основные направления экспорта |
% от общего объема |
Основные источники импорта |
% от общего объема |
|
США |
22,4 |
Китай |
20,7 |
|
Китай |
13,1 |
США |
13,7 |
|
Ю.Корея |
7,8 |
Ю.Корея |
4,8 |
|
Тайвань |
7,4 |
Австралия |
4,3 |
|
Гонконг |
6,3 |
Тайвань |
3,7 |
|
Источник[15]
Основными партнерами, как мы видим из таблиц 6 и 7 являются США и Китай.
Что же касается китайской экономики, то, несмотря на ряд серьезных проблем циклического и структурного характера, стране удается сохранять высокие темпы экономического роста. В последние годы, определенное замедление темпов роста экспорта из КНР было в значительной степени компенсировано ростом внутреннего спроса. Этому способствовало, в частности, увеличение капиталовложений в развитие инфраструктуры в менее развитых районах страны, а также достигнутое за годы реформ увеличение покупательного спроса со стороны населения. Так, если в 1999г. рост китайской экономики составил 7,1%, то в 2000 г. - 8%.
Крупнейшие страны партнеры Китая это США и Япония.
Таблица 8
Товарная структура экспорта-импорта Китая 2005г.
Основные статьи экспорта |
Млрд $ |
Основные статьи импорта |
Млрд $ |
|
Офисное оборудование |
87,1 |
Электромеханизмы |
110,5 |
|
Телекоммуникационное оборудование |
68,5 |
Нефтепродукты |
44,5 |
|
Белье и одежда |
61,9 |
Профессиональная и научная аппаратура |
33,3 |
|
Электромеханизмы |
59,5 |
Офисное оборудование |
29,6 |
|
Текстиль |
33,4 |
Прочие механизмы |
26,3 |
|
Итого, в т.ч. остальное |
593 |
Итого, в т.ч. остальное |
561 |
|
Источник [15]
Таблица 9
Географическая структура экспорта-импорта Китая 2005г.
Основные направления экспорта |
% от общего объема |
Основные источники импорта |
% от общего объема |
|
США |
21,0 |
Япония |
16,8 |
|
Гонконг |
17,0 |
Тайвань |
11,5 |
|
Япония |
12,4 |
Ю.Корея |
11,1 |
|
Ю.Корея |
4,7 |
США |
8,0 |
|
Германия |
4,0 |
Германия |
5,4 |
|
Источник[15]
Среди “новых индустриальных стран” Республике Корея и Тайваню в целом удалось восстановить тенденцию к сравнительно высоким темпам экономического роста после валютно-финансового кризиса 1997 - 1998 гг. На рубеже столетий обе экономики смогли получить значительный выигрыш за счет глобального бума в развитии информационных технологий (рост спроса на соответствующие товары прежде всего на американском рынке), а также посткризисного восстановления рынков стран Восточной Азии. Тем не менее, внутренний спрос в этих странах в последние годы развивался весьма вяло, что может оказать сдерживающее действие на ближайшие перспективы экономического роста.
На рубеже 90-х - 2000-х гг. наблюдалось улучшение макроэкономических показателей для стран Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд). Тем не менее, темпы роста в этом регионе являлись более умеренными, чем в субрегионе Северо-Восточной Азии.
В 2000 г. на долю стран региона АТЭС приходилось 15% российского экспорта и 18% импорта страны.
Начало 21 века не принесло существенных изменений в развитие экономического сотрудничества России со странами АТЭС. Так, в 2002 г. общий объем товарооборота РФ с зарубежными странами составил 151,7 млрд. долл., из них на долю стран АТЭС пришлось 24,9 млрд. долл.
Из общего объема российского экспорта в 105,8 млрд. долл. в страны АТЭС направлялось всего 24,9 млрд. долл., для импорта соответствующие показатели составили 46,0 и всего лишь 8,7 млрд. долл. Товарооборот РФ с КНР в указанном году составил 9,2 млрд. долл., США - 6,9 млрд. долл., Японией - всего 2,8млрд.долл. [15]
Товарную структуру России экспорта в основном составляют сырье(ТЭК) и материалы, и оборудование. А импорта - механизмы и оборудование, пищевые продукты и химические препараты. (табл 10)
Таблица 10
Товарная структура экспорта-импорта России 2005г.
Основные статьи экспорта |
Млрд $ |
Основные статьи импорта |
Млрд $ |
|
Топливо |
100,0 |
Механизмы и оборудование |
20,9 |
|
Металлы |
28,9 |
Пищевые продукты и алкоголь |
9,3 |
|
Механизмы и оборудование |
12,5 |
Химические препараты |
8,3 |
|
Химические препараты |
11,0 |
Металлы |
3,7 |
|
Итого, в т.ч. остальное |
183,2 |
Итого, в т.ч. остальное |
75,6 |
|
Источник [15]
Таблица 11
Внешняя торговля Российской Федерации по основным странам
(миллионов долларов США)
|
Январь - декабрь 2006 |
Январь-декабрь 2007 |
Темпы роста, % |
|||||||||
|
ОБОРОТ |
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ |
Доля в обороте,% |
ОБОРОТ |
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ |
Доля в обороте,% |
ОБОРОТ |
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Весь Мир |
439 051,0 |
301 244,1 |
137 806,9 |
100,0 |
552 181,2 |
352 473,3 |
199 707,9 |
100,0 |
125,8 |
117,0 |
144,9 |
|
АТЭС |
74 908,8 |
35585,8 |
39323,0 |
17,1 |
105 977,7 |
42387,6 |
63590,1 |
19,2 |
141,5 |
119,1 |
161,7 |
|
АВСТРАЛИЯ |
524,6 |
29,1 |
495,4 |
0,1 |
698,0 |
47,7 |
650,3 |
0,1 |
133,1 |
163,6 |
131,3 |
|
БРУНЕЙ-ДАРУССАЛАМ |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
8,8 |
7,6 |
10,6 |
|
ВЬЕТНАМ |
653,5 |
303,6 |
349,9 |
0,1 |
1 091,9 |
570,6 |
521,3 |
0,2 |
167,1 |
187,9 |
149,0 |
|
ГОНКОНГ |
440,3 |
354,0 |
86,2 |
0,1 |
448,7 |
343,3 |
105,4 |
0,1 |
101,9 |
97,0 |
122,2 |
|
ИНДОНЕЗИЯ |
607,2 |
186,9 |
420,3 |
0,1 |
916,0 |
251,6 |
664,4 |
0,2 |
150,9 |
134,6 |
158,1 |
|
КАНАДА |
1 265,4 |
362,4 |
903,0 |
0,3 |
1 555,3 |
334,9 |
1220,4 |
0,3 |
122,9 |
92,4 |
135,1 |
|
КИТАЙ |
28 668,4 |
15758,1 |
12910,3 |
6,5 |
40 294,9 |
15893,4 |
24401,5 |
7,3 |
140,6 |
100,9 |
189,0 |
|
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА |
9 515,6 |
2735,0 |
6780,6 |
2,2 |
14 985,9 |
6149,9 |
8836,0 |
2,7 |
157,5 |
224,9 |
130,3 |
|
МАЛАЙЗИЯ |
1 133,9 |
239,4 |
894,5 |
0,3 |
1 902,9 |
440,1 |
1462,8 |
0,3 |
167,8 |
183,9 |
163,5 |
|
МЕКСИКА |
433,2 |
248,2 |
185,0 |
0,1 |
697,1 |
285,1 |
412,0 |
0,1 |
160,9 |
114,9 |
222,7 |
|
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ |
92,1 |
3,9 |
88,2 |
0,0 |
97,2 |
5,1 |
92,1 |
0,0 |
105,5 |
130,4 |
104,4 |
|
ПАПУА-НОВАЯ ГВИНЕЯ |
4,1 |
0,7 |
3,4 |
0,0 |
3,8 |
0,0 |
3,7 |
0,0 |
91,3 |
3,7 |
108,7 |
|
ПЕРУ |
128,1 |
107,0 |
21,1 |
0,0 |
209,5 |
182,6 |
26,9 |
0,0 |
163,6 |
170,6 |
127,7 |
|
СИНГАПУР |
1 226,8 |
790,4 |
436,4 |
0,3 |
1 540,4 |
1088,1 |
452,3 |
0,3 |
125,6 |
137,7 |
103,7 |
|
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ |
15 043,1 |
8638,4 |
6404,7 |
3,4 |
17 473,5 |
8048,2 |
9425,3 |
3,2 |
116,2 |
93,2 |
147,2 |
|
ТАИЛАНД |
907,2 |
347,2 |
560,0 |
0,2 |
1 336,2 |
330,3 |
1005,8 |
0,2 |
147,3 |
95,1 |
179,6 |
|
ТАЙВАНЬ (КИТАЙ) |
1 687,2 |
930,5 |
756,8 |
0,4 |
2 109,6 |
894,6 |
1215,0 |
0,4 |
125,0 |
96,1 |
160,6 |
|
ФИЛИППИНЫ |
166,9 |
79,3 |
87,6 |
0,0 |
241,1 |
117,1 |
124,0 |
0,0 |
144,5 |
147,7 |
141,5 |
|
ЧИЛИ |
166,5 |
14,1 |
152,4 |
0,0 |
281,5 |
22,4 |
259,1 |
0,1 |
169,1 |
158,9 |
170,0 |
|
ЯПОНИЯ |
12 244,6 |
4457,5 |
7787,2 |
2,8 |
20 094,4 |
7382,6 |
12711,8 |
3,6 |
164,1 |
165,6 |
163,2 |
|
Источник [30]
Из табл. 11 мы видим, что доля в торговом обороте со странами АТЭС за 2007г составила 19.2%. Основные страны партнеры АТЭС России это Китай, затем Япония, далее США и Корея.
Подробная товарная структура экспорта в страны АТЭС отражена в табл. 12.
Как видно из данных табл. 12, основными экспортируемым группами по РФ являются топливно-энергетические товары (58,9%) и древесина (19,8%).
Наибольшая стоимость экспорта в анализируемом периоде 2006 года пришлась на следующие страны АТЭС: Китай, Японию, Республику Корея и Сингапур.
Стоимость экспорта, приходящаяся на Китай, в 2006 г. составила 1814,26 млн. долл. и увеличилась на 31,8% за счет легких дистиллятов - на 88,96 млн. долл., мазута - на 226,8 млн. долл., лесоматериалов необработанных - на 71,28 млн. долл., декоративных изделий из дерева - на 26,11 млн. долл., проката плоского из прочих легированных сталей - на 23,18 млн. долл., руд и концентратов свинцовых - на 6,05 млн. долл., цинковых руд - на 4,06 млн. долл., рыбы и морепродуктов - на 12,27 млн. долл.
Таблица 12
Товарная структура экспорта в страны АТЭС
Коды товаров |
Наименования товаров |
2005 г. |
2006 г. |
Удельный вес в % |
Темп роста в % к 2005 г. |
|
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
211,41 |
178,43 |
4,1 |
84,4 |
|
В т.ч. 03 |
Рыба и морепродукты |
176,52 |
172,54 |
3,9 |
97,7 |
|
25-27 |
Минеральные продукты |
2056,35 |
2641,26 |
59,9 |
128,4 |
|
В т.ч.27 |
Топливно-энергетические товары |
2000,76 |
2583,93 |
58,6 |
129,1 |
|
28-40 |
Продукция химической пром-ти, каучук |
29,63 |
32,48 |
0,7 |
109,6 |
|
41-43 |
Кожевенное сырье, пушнина |
0,286 |
0,626 |
0,0 |
218,8 |
|
44-49 |
Древесина и изделия из нее |
727,05 |
874,72 |
19,8 |
120,3 |
|
50-67 |
Текстиль, текстильные изделия, обувь |
19,32 |
5,99 |
0,1 |
31,0 |
|
72-83 |
Металлы и изделия из них |
592,99 |
463,64 |
10,5 |
78,2 |
|
84-90 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
225,89 |
145,77 |
3,3 |
64,5 |
|
Прочие товары |
11,26 |
65,32 |
1,5 |
в 5,8 раза |
||
Источник: [30]
Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Китай пришелся на следующие товарные группы: нефть и нефтепродукты кроме сырых - 49,99%, лесоматериалы необработанные - 25,85%, черные металлы и изделия из них - 8,08% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Японию, в 2006 г. составила 839,52 млн. долл. и сократилась на 3,4% за счет рыбы и морепродуктов - на 9,72 млн. долл., руд свинцовых - на 6,17 млн. долл., цинковых руд - на 9,97 млн. долл., нефти сырой, включая газовый конденсат - 66,84 млн. долл., плавучих средств - на 10,59 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Японию пришелся на следующие товарные группы: уголь каменный и твердое топливо из него - 25,75%, нефть сырую и нефтепродукты сырые - 25,17%, лесоматериалы необработанные - 26,43%, нефть и нефтепродукты кроме сырых - 9,98% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся на Республику Корея, в 2006 г. составила 543,98 млн. долл. и сократилась на 16,3% за счет руд свинцовых - на 2,99 млн. долл., легких дистиллятов - на 13,62 млн. долл., отходов и лома черных металлов - на 49,8 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали - на 8,06 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали - на 7,04 млн. долл., изделий из черных металлов - на 2,49 млн. долл., плавучих средств - на 69,1 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта в Р. Корея пришелся на следующие товарные группы: черные металлы и изделия из них - 25,19%, нефть и нефтепродукты кроме сырых - 17,22%, лесоматериалы необработанные - 16,8%, уголь каменный и твердое топливо из него - 13,84%, нефть сырую и нефтепродукты сырые - 9,13% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Сингапур, составила 292,21 млн. долл. и увеличилась в 4,7 раза за счет дизельного топлива - на 212,92 млн. долл., стоимость которого составила 72,86% стоимости экспорта в Сингапур, плавучих средств - на 29,21 млн. долл., инструментов и аппаратов оптических - на 3,89 млн. долл. [30]
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Тайвань, составила 101,46 млн. долл. и увеличились на 9,9% за счет полуфабрикатов из углеродистой стали - на 33,06 млн. долл. Основными статьями экспорта в данную страну стали: отходы и лом черных металлов - 40,28%, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали - 35,52%, уголь каменный и твердое топливо из него - 20,86% [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на США, составила 99,43 млн. долл. и увеличилась на 44,5% за счет нефти и нефтепродуктов сырых, стоимость которых составила 75,3% от стоимости экспорта в США [30].
Стоимость экспорта, приходящаяся в 2006 г. на Вьетнам, составила 81,91 млн. долл. и сократилась на 19,4% за счет дизельного топлива - на 11,77 млн. долл., полуфабрикатов из углеродистой стали - на 9,65 млн. долл., проката плоского из углеродистой стали - 2,27 млн. долл. Наибольший удельный вес стоимости экспорта во Вьетнам составили: нефть и нефтепродукты кроме сырых - 73,88%, черные металлы и изделия из них - 12,39%, асбест - 6,75% [30].
Подробная товарная структура импорта из стран АТЭС отражена в табл. 13.
Как видно из данных табл. 13, основными импортируемыми группами товаров по РФ являются машины, оборудование и транспортные средства (61,2%), текстиль, текстильные изделия, обувь (10,4%) и продовольственные товары и с/х сырье (9,5%).
Наибольшая стоимость импорта пришлась на следующие страны АТЭС: Республика Корея, Япония, Китай и Соединенные Штаты Америки (рис. 3).
Таблица 13
Товарная структура импорта из стран АТЭС
Коды товаров |
Наименования товаров |
2005 г. |
2006 г. |
Удельный вес в % |
Темп роста в % к 2005 г. |
|
01-24 |
Продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) |
278,43 |
509,91 |
9,5 |
183,1 |
|
В т.ч. 03 |
Рыба и морепродукты |
12,29 |
23,27 |
0,4 |
189,2 |
|
25-27 |
Минеральные продукты |
37,18 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |