3
Тема: «Казахстанско-Канадские внешнеполитические связи на современном этапе».
Содержание
В обращении к народу с традиционным ежегодным посланием, где подводятся итоги первых пяти лет независимости. Президент Республики Казахстан Нурсул-тан Назарбаев подчеркнул: "Без международного признания, гарантий гра-ниц со стороны мирового сообщества любые рассуждения о становлении государственности, суверенитете, экономических реформах, развитии со-циальной сферы оставались бы пустым звуком". Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. - Алматы: Казахстан, 1996.-624 с. С. 569-570.
Показателем укрепления государственности и его международного авторитета является то, что Республику Казахстан признали 117 государств мира, со 105 из них установлены дипломатические отношения. В Казахста-не открыты более 40 посольств зарубежных стран и 16 представительств международных организаций. Более чем в 40 странах мира Казахстан от-крыл свои дипломатические представительства, стал полноправным чле-ном ООН, ОБСЕ и многих других международных организаций, участни-ком важнейших международных конвенций, договоров Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. // Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. - С. 5..
Процесс вхождения Казахстана как нового государства в мировое сообщество зависит, прежде всего, от выбранного страной курса во внешней и внутренней политике. Установле-ние равноправных дипломатических отношений с другими государствами, двустороннее и многостороннее сотрудничество, проводимые в стране, ре-формы представляют огромный интерес для исследования.
Целью исследования является изучение Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе, их эффективность и результативность в повышении благосостояния населения, выяснение причин успеха и неудач, определение значения реформенных процессов в Казахстане как элементов геополитики, становления и развития государства, так и для его междуна-родного положения.
Казахстанская внешняя политика основывается на полном учете уча-стниками международных отношений взаимных интересов. В целом, внешнеполитический курс Казахстана формируется с учетом следующих основных моментов: во-первых, международные отношения оказывают позитивное воз-действие на проведение экономических и политических реформ и модер-низацию внутри страны; во-вторых, благоприятная международная обстановка может быть создана лишь на политической основе вместе с соседними государст-вами и прежде всего с Россией и Китаем, а также заинтересованными странами, такими как США и Канада.
Актуальность проблемы обусловливается новым геополитическим положением Республики Казахстан. Лишь после обретения Казахстаном государственной независимости начались реформы во всех сферах общест-венно - политической жизни страны, самостоятельная внешняя политика, также признание его мировым сообществом.
Актуальность исследования возрастает в силу приграничного гео-графического положения Казахстана с Россией, Китаем, молодыми госу-дарствами Центральной Азии. Это дает возможность широкого использо-вания богатых потенциальных ресурсов в развитии многопланового, мно-гополюсного, масштабного сотрудничества не только с соседними госу-дарствами, но и с Европой, Азией и Америкой. Казахстан может служить уникальным Евроазиатским мостом прогресса в XXI веке, и это актуализирует как со-временный этап развития, так и безопасность государства. Диапазон поли-тических аспектов этих взаимоотношений весьма широк. Он включает в себя спектр проблем от традиций народов до уровня современных контак-тов, способных оказать благотворное влияние на региональное участие Казахстана, как в Европе, так и в АТР.
Актуальность темы определяется также вовлечением в реальные процессы взаимоотношений (политические, общественные, экономиче-ские, культурные) множества людей, государственных институтов, различ-ных предпринимательских структур зарубежных стран.
Задачами исследования являются изучение и анализ сотрудничества и форм международных отношений в Казахстане и в частности Казахстано-Канадских внешнеполитических, экономических, культурных связей на современном этапе, определение факторов влияющих на это сотрудничество, их оценка и прогноз.
Предметом исследования является анализ сотрудничества Казахстана и Канады, их особенности. На примере взаимоотношений Казахстана и Канады рассматривается, что в силу объективного развития современной цивилизации, мировой эконо-мики, техники и технологии все страны, независимо от своего положения и места в мировом сообществе, втянуты в глобальную систему взаимосвя-зей, качественно новый характер партнерства между странами и его значение для оздоровления и обеспечения устойчивости всей международной обстановки и в частности в АТР.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе «Международные отношения в Республике Казахстан» рассматриваются вопросы МЭО Казахстана в мировом сообществе, современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения, работа Министерства иностранных дел Республики Казахстан, хроника внешней политики независимого Казахстана: 1991-2001 годов.
Во второй главе «Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе», освещаются вопросы МЭО Казахстана в АТР и с Канадой в области политики, экономики и культуры, торговли, инвестиционного кредитования, сотрудничества в строительстве, на транспорте, в предпринимательстве, и т.д., развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан на 2001 год.
В заключении даётся оценка современного состояния МЭО в Казахстане и Казахстано-Канадского сотрудничества, перспективы развития совместных проектов, экспортно-импортных торговых взаимоотношений.
Новизна исследования вопросов Казахстано-Канадских связей на современном этапе, определяется вышеизложенным, и в частности изменением международной обстановки, ростом авторитета Республики Казахстан, увеличением и расширением межгосударственного сотрудничества между Республикой Казахстан и Канадой.
Но в любом случае, идет попытка сохранения баланса сил как внутри страны, так и за ее пределами. И если внутри страны, эта практика более или менее эффективна, то на внешней арене, у Казахстана уже сейчас возникает проблема с геополитическими приоритетами и выбором стратегии.
Основными источниками, явились межправительственные Договора, книги Н. Назарбаева, К. Токаева, статьи Е. Ертысбаева, Г. Б. Хана, Л. С. Суворова и другие.
Например, г-н Токаев, имеющий дипломы Пекинского лингвистического института и Дипломатической академии МИД РФ, является автором нескольких книг документального, публицистического и исторического характера, многих статей по вопросам внешней политики. Изыскания в данном направлении позволили ему успешно защитить в Москве докторскую диссертация по теме "Внешняя политика Казахстана в период становления нового мирового порядка" и получить научную степень доктора политических наук.
Также использовался сборник выступлений, статей и исследований известного политика и исследователя Е. Ертысбаева, Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.
в котором анализируются ключевые события политической жизни Казахстана в 1990 - 2000 гг. Автор приводит документальные свидетельства событий, подкрепляет анализ статистическими данными, историческими сравнениями, богатым сравнительным материалом.
Прошло более десяти лет. За это время произошли значительные коли-чественные и качественные изменения в экономике республики: она стала открытой. Со многими странами ближнего и дальнего зарубежья установле-ны экономические отношения, из года в год растет объем экспорта - импор-та.
Преодолевая определенные трудности, казахстанские товары постепенно пробивают дорогу к мировым рынкам, где находят свою нишу. "На сегодня суверенитет Казахстана признан всей мировой общественностью. И мнение сейчас о нем другое. Международное сообщество теперь уже не приглядыва-ется к нам, не проверяет, на что мы способны, а налаживает с нами связи", - отметил Президент Республики Казахстан Н. А.. Назарбаев в своем выступле-нии на заседании коллегии МИД 14 сентября 1998 г. Николаев В. Укреплять международные позиции Казахстана. // Казахстанская правда, 1998, 15 сентября.
Современное состояние международных отношений, можно охарактеризовать несколькими главными тенденциями глобального и регионального масштабов:
Первое. Снижение эффективности сложившейся системы безопасности и попытки создания новой системы безопасности, а также трансформация роли ООН. Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г., с. 5. При этом Соединенные Штаты стремятся закрепить свое доминирующее положение в международных делах.
Ключевая роль в трансформации существующего мирового порядка отводится НАТО. Таким образом, Североатлантический блок реально становится важнейшим инструментом закрепления мирового лидерства США и одним из главных регуляторов процессов международной безопасности, куда также входит и Канада.
Эти стратегические ориентиры нашли свое отражение в новой Стратегической концепции НАТО, принятой в Вашингтоне на юбилейном саммите Североатлантического альянса. Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.) с. 2. Стратегическая концепция НАТО обозначила новые подходы Альянса к обеспечению безопасности, влияющие на всю систему сложившейся международной безопасности.
Второе. Противоречия между Россией и США. В течение последних лет разногласия между РФ и США были кристаллизованы в нескольких проблемных узлах: 1) операция НАТО в Косово; 2) стремление США к пересмотру Договора о противоракетной обороне. Появление новых ядерных держав и ослабление бывшего главного контрпартнера - России толкают США на ревизию Договора о ПРО. В целом, в сложившихся условиях сохранение Договора о ПРО от 1972 г. больше выгодно России, нежели США. Разрыв Договора окончательно закрепит второстепенную роль РФ по отношению к США в военно-политической области в мировом масштабе. 3) война на Северном Кавказе и маршруты основных экспортных трубопроводов на Каспии.
Третье. Военно-политическое противостояние США и Китая. По мере роста политической и экономической мощи КНР, Вашингтон проявляет все большую обеспокоенность формированием влиятельного полюса, который может стать реальным противовесом американскому мировому лидерству.
Роль Китая как глобального стабилизатора наглядно проявилась в ходе финансово-экономического кризиса в Юго-Восточной Азии. Важную стабилизирующую роль Китай играет и в урегулировании обострившегося в последние годы противостояния Индии и Пакистана.
При этом американская стратегия направлена на всемерное сдерживание растущего влияния Китая для обеспечения жизненно важных интересов США в азиатском регионе и мире. За последнее время произошло значительное ухудшение китайско-американских отношений по двум основным позициям: противоречия по косовской проблеме и намерение Вашингтона включить Тайвань в американо-японскую систему ПРО ТВД.
Вместе с тем, несмотря на существование острых проблемных узлов, обе стороны заинтересованы в налаживании стабильных и партнерских отношений, прежде всего в экономической области. Китай нуждается в Соединенных Штатах как в экспортном рынке, а также с точки зрения инвестиций и технологий. Вероятно, в ближайшее время экономические интересы не дадут руководству КНР и США допустить чрезмерного спада в отношениях, тем более перехода к открытой конфронтации.
Четвертое. Одним из ключевых факторов геополитики в начале XXI века будет, скорее всего, увеличение стран, обладающих ядерным оружием.
Об опасности "ядерной" тенденции говорит тот факт, что сегодня насчитывается свыше десятка пороговых стран, способных создать или желающих приобрести ядерное оружие (Индия и Пакистан, Израиль, ЮАР, Иран, Ливия, Аргентина, Бразилия, Северная Корея, Ирак, Тайвань, Южная Корея). Кроме этого, к пороговым государствам можно причислить страны, имеющие развитую атомную промышленность.
Ряд пороговых стран находится в сложных, а порою и враждебных отношениях с США. Увеличение ядерных государств представляет реальную угрозу обеспечению глобальной безопасности. А наличие его у политически нестабильных государств резко повышает потенциальную вероятность применения ядерного оружия.
Учитывая указанные выше теоретические и практические складывающиеся международные условия, Республика Казахстан демонстрирует свое видение международных отношений. Казахстан не является в них крупным игроком. В этой связи он должен адекватно оценивать свой потенциал, геополитическое положение, возможности своей внешней политики. В книге "Под стягом независимости" премьер-министр Казахстана К. Токаев, долгое время занимавший в правительстве пост министра иностранных дел, пишет: "В самом деле, было бы непонятно и даже смешно, если бы Казахстан стал претендовать на лидирующие позиции в международных вопросах, которые не соответствуют его статусу. В то же время было бы неоправданным замкнуться в кругу собственных проблем и индифферентно взирать на происходящее вокруг".Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. - с. 14
Исходя из этого, внешнеполитический курс Казахстана является отражением состояния современных международных отношений. С периодом обретения суверенитета, независимости, отхода от монополии коммунистической идеологии Казахстан выдвинул ряд внешнеполитических принципов, а вместе с ними действий и инициатив.
Первое. Важным принципом казахстанской внешней политики выступает многовекторность. Речь в первую очередь идет об обеспечении собственной независимости, а также возможности принимать наиболее оптимальные решения посредством построения взаимовыгодных отношений со всеми государствами. Данный принцип предполагает поиск баланса сил в сотрудничестве с разными геополитическими и экономическими "центрами силы". Так, находясь между Россией, Китаем и мусульманским миром, Казахстан развивает сотрудничество со всеми, параллельно развивая отношения с мировым лидером - США, крупнейшим международным рынком - ЕС, а также странами АСЕАН, Японией и Канадой.
Казахстан установил сотрудничество со всеми основными институтами международного сотрудничества - форумами и организациями.
Второе. Укрепление глобальной и региональной безопасности. Важнейшим шагом, стал отказ от ядерного оружия. Республика сотрудничает с различными международными организациями, обеспечивающими безопасность, такими как ОБСЕ, МАГАТЭ, НАТО и другие, присоединилась к таким договорам как ДНЯО, ДВЗЯИ, РСМД и прочие.
Также значительным действием стало вступление Казахстана в систему Договора о коллективной безопасности (ДКБ), который является пока единственным реальным инструментом обеспечения внешней безопасности государства в регионе. Еще одним шагом в области укрепления международной и региональной безопасности стала инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), высказанная на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Важное место в обеспечении национальной безопасности является участие Казахстана в такой организации, как "Шанхайская пятерка". В рамках этого форума обеспечено взаимное доверие в области границ пяти стран-участниц, что существенно укрепляет региональную безопасность.
Третье. Развитие регионального сотрудничества. Помимо вопросов безопасности и многовекторности, а также с учетом мировой тенденции экономической глобализации, Казахстан выдвинул и поддержал ряд инициатив по региональному сотрудничеству, наиболее значимыми из которых явились: Содружество Независимых Государств, Центральноазиатское Экономическое Сообщество (ЦАЭС), Евразийское Экономическое Сообщество, Организация Экономического Сотрудничества (ОЭС) и др.
Интеграция в Центральной Азии является важнейшим приоритетом в развитии государств региона, вопросы создания рынка с населением более 50 миллионов, вопросы решения проблем безопасности, вопросы водообеспечения и проч. В частности, 30 апреля 1994 г. подписан трехсторонний Договор о создании Единого экономического пространства между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном. Договор о создании Единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан (г. Чолпон-Ата, 30 апреля 1994 года) (внесены изменения Решением Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан от 17 июля 1998 года) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 8.
Интеграционные процессы в СНГ проходят с различной скоростью, в этой связи им необходимы различные подходы. Так, были созданы различные блоки - ГУУАМ, Таможенный Союз, Интеграционный Комитет и проч. В 1993 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев выдвинул идею создания Евразийского союза, предполагающую кардинально новые подходы к интеграции на постсоветском пространстве. В 2000 г. эта идея нашла свое практическое воплощение в создании Евразийского Экономического Союза.
Для политиков и деловых людей Запада Казахстан представляет инте-рес в первую очередь как источник сырья, рынок сбыта с дешевой рабочей силой. Н. А. Назарбаев в работе "Казахстан-2030" отмечает, что "... как это ни парадоксально, мировой опыт показывает, что многие страны, обладающие природными богатствами, не смогли правильно ими распорядиться и так и не вышли из разряда бедных" Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. 1997. стр .6
. К этим странам можно отнести Нигерию, То-баго, Венесуэлу. Их пути не должен повторить Казахстан.
Важное место в политической элите современного Казахстана занимает премьер-министр РК Касымжомарт Кемелевич Токаев. Касымжомарт Токаев - одна из самых известных и знаковых фигур в президентской администрации Республики Казахстан. По сути дела, на сегодняшний момент, г-н Токаев - один из немногочисленных профессионалов в высших эшелонах государственной власти. 25.07.01 Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR) Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS), с. 6.
Как результат - за последние годы в казахстанскую экономику только прямых иностранных инвестиций было вложено свыше 12,5 млрд. долларов. В прошлом году достигнут наибольший рост ВВП среди стран СНГ - 9,6 процента. Там же, с. 7.
2 декабря 1991 г. В Алма-Ате состоялась пресс-конференция для зарубежных корреспондентов и журналистов республиканских средств массовой информации. Нурсултан Абишевич Назарбаев получил мандат первого Президента Казахстана. На пресс-конференции выступил Президент Казахской ССР Н. А. Назарбаев, отметив роль Казахстана в межгосударственных отношениях и заявив о его открытости. Президент подчеркнул, что государство, имеющее срединное геополитическое положение, должно стать мостом между Европой и Азией. Казахстан не будет замыкаться только на Азиатском континенте, у страны должен быть разумный баланс между Европой и Азией. Республика Казахстан будет иметь экономические и политические связи со всеми государствами мира. Пресс-релиз Министерства иностранных дел Республики Казахстан, посвященный предстоящему празднованию 10-летия Независимости Республики Казахстан планируется выпускать с конца января с.г., посвящая каждый месяц отдельному году независимости Республики Казахстан. Январский выпуск посвящен первому году становления суверенного Казахстана 1991 - 1992 гг.
2 марта 1992 г. Вступление Казахстана в Организацию Объединенных Наций (ООН). На пленарном заседании 6-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН без голосования принято решение о принятии Республики Казахстан в члены Организации Объединенных Наций. После заседания состоялась торжественная церемония поднятия флага Казахстана перед штаб-квартирой ООН. Автоматически после вступления Республики Казахстан в ООН, Республика Казахстан стала членом Экономической и Социальной Комиссии для Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО).
6 апреля 1992 г. Состоялся обмен нотами об установлении дипломатических отношений между Республикой Казахстан и Канадой. Америка, Канада (Республика), а 10.04.92 обмен нотами об установлении дипломатических отношений. Декларация об экономическом сотрудничестве между Республикой Казахстан и Канадой. Алма-Ата, 10/07/92. (Вступила в действие с момента подписания) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 1.
18 апреля 1993 г. В Алматы открылась выездная сессия Всемирного экономического форума, на которую прибыли представители деловых кругов из тридцати стран мира. Первое пленарное заседание открыл президент ВЭФ Клаус Шваб. На сессии выступил Президент Н. А. Назарбаев, подчеркнувший, что Казахстан заинтересован в расширении сотрудничества в области вложения иностранных инвестиций, создании высокоэффективных совместных производств.
Британский специалист в области стратегии Гарольд Маккиндер однажды назвал обширное географическое пространство Центральной Азии, сердцевиной, важнейшей зоной в мировой истории. В XXI веке Центральная Азия как часть евро-атлантического пространства по-прежнему сохраняет за собой это свое ключевое значение. НАТО как оплот евро-атлантической безопасности готова углублять сотрудничество с государствами Центральной Азии во имя всеобщего блага. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.)
Важным итогом двусторонних усилий стало подписание 25 января 1995 года в Брюсселе Президентом Н. Назарбаевым и председателем Совета ЕС Л. Жюппе Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (СПС), вступившего в силу 1 июля 1999 года. Абыкаев Нуртай. Первый Вице-Министр иностранных дел Республики Казахстан. // Казахстан - Европейский союз: партнерство и cотрудничество.: "Казахстанская правда", 24 июня 2000 г.
Таким образом, была заложена основа нашим отношениям, которые в настоящий момент приобретают все более динамичный характер. Кроме того, продолжается работа над формированием соответствующей договорно-правовой базы двусторонних отношений, включая торговлю сталью, текстильной продукцией, материалами и сельскохозяйственной продукцией. В 1997 году вступил в силу подписанный тремя годами раньше базисный договор по Европейской энергетической хартии. Этот документ имеет для Казахстана принципиальное значение, прежде всего потому, что гарантирует недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов.
Дипломатические отношения Казахстана с Канадой установлены 10 ап-реля 1992 г. К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента МИД Республики Казахстан. Казахстанско-канадские отношения, отношения со странами латинской Америки. Из книги «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана». Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., с. 398-402.
Важный импульс развитию двусторонних отношений при-дал состоявшийся в марте 1995 г. визит в Канаду делегации Рес-публики Казахстан во главе с премьер-министром А. Кажегельдиным. В ходе него были подписаны: "Декларация о принципах вза-имоотношений между РК и Канадой" Декларация о принципах взаимоотношений между Республикой Казахстан и Канадой. Оттава, 29/03/95. (с момента подписания). Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1997, № 2.
В соответствии с принятым в ходе визита Меморандумом о намерениях стороны обязались провести дополнительные перего-воры экспертов двух стран для подготовки "Конвенции об избе-жании двойного налогообложения" и "Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций". 25 сентября 1996 г. подписана "Конвенция об избежании двойного налогообложения между Республикой Казахстан и Ка-надой" Конвенция между Правительством РК и Правительством Канады об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и на капитал. Протокол к Конвенции. Алматы, 25/09/96. (с 30 марта 1998 г.) Опубликовано в Бюллетене международных договоров, 1998, № 6
Активно развивается сотрудничество министерств и ведомств Казахстана с отдельными фирмами и компаниями Канады. Ка-надская сторона считает, что существует много возможностей для совместных инвестиционных проектов в различных секторах экономики Казахстана, включая энергетику, горное дело, металлур-гию, телекоммуникации, аграрную сферу и др. Так, по линии Министерства промышленности и торговли в стадии проработки находится соглашение об участии канадских фирм "Вест групп Интернэшнл" и "Хэч Ассошиэйшн" в строительстве завода по производству нержавеющих сталей в Актюбинске, подписаны про-токолы о намерениях по реконструкции НПО Жезказганцветмет (фирма "СНС -- Лавалин Интернэшнл"), производству прицеп-ных широкозахватных жаток в Акмоле (фирма "Дон Март"), про-изводству пневматических сеялок на базе АО "Казахсельмаш" (Акмола), проведена экспертиза по проекту внедрения непрерывной разливки стали на Карагандинском металлургическом комбинате. Совместно с канадской фирмой "Голдбелт Рисорсиз" АО "Лениногорский ПМК" создано совместное предприятие "Казголд" для выемки и переработки около 100 млн. тонн полиметаллических отходов. Предполагается получение около 2 800 кг золота и 14 200 кг серебра. С целью содействия ускоренной реализации проекта в рамках совместного предприятия "Казголд" между НАК "Казакстан тусты металдары" и канадской фирмой "Голдбелт Ресорсиз" заключено соглашение о мерах по сотрудничеству в области фи-нансирования деятельности СП.
Министерством энергетики и угольной промышленности РК и канадской компанией "СНС - Лавалин Интернэшнл" подписан протокол о намерениях по сотрудничеству в области строитель-ства гидроэлектростанций, а также реабилитаций ряда действую-щих тепловых.
С целью разведки и добычи нефти в Атырауской области Министерством геологии РК подписан протокол о намерениях и рассматривается проект по сотрудничеству с канадской фирмой "Лоун Пайн", начаты предварительные переговоры с фирмой "Канадиэн Оксидентал Петролеум Лтд" о сотрудничестве по раз-ведке нефти в юго-восточных районах Казахстана. Государственным комитетом по управлению государствен-ным имуществом РК с компанией "Харрикейн Хайдрокарбонз Лтд" подписан контракт о передаче ей в управление сроком на 20 лет АО "Южнефтегаз" с дочерним предприятием "Харрикейн Кумколь". В соответствии с условиями контракта компания в течение шести лет должна вложить в данное предприятие порядка 280 млн. долларов.
По открытой в 1993 г. кредитной линии в 20 млн. канадских долларов Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 7 октября 1992 года № 293-р «Об использовании кредита Канады». корпорацией "Вестерн комбайн", являющейся одним из учредителей СП "Аквест", осуществлялась поставка зерноубороч-ного оборудования с соответствующей технологией по производ-ству комплектующих и сборке канадских комбайнов и других ви-дов оборудования для сельского хозяйства (произведена сборка 60 комбайнов). Из этого же кредитного транша финансировалось стро-ительство в Акмолинской области свиноводческой фермы (фирма "Векан проджект девелопмент"), а также велась разработка ТЭО третьей линии Жанажольского нефтегазоперерабатывающего за-вода. В осуществлении данного проекта участвует канадская фир-ма "СНС - Лавалин Интернэшнл". Предусматривается увеличение мощностей на 3 млн. т в год.
Объем торговли между Казахстаном и Канадой в настоящее время незначителен. Товарооборот составил в 1995 г. 10,3 млн. дол-ларов США (экспорт - 2,4 млн. долл., импорт -7,9 млн. долл.) Удельный вес казахстанско-канадского товаро-оборота в общем товарообороте страны составил 1,5%. За первый квартал 1996 г. внешнеторговый оборот составил 2,2 млн. долларов. Основные статьи экспорта - ферро-хром, урановая руда, ткани хлопчатобумажные, прокладки, лен-ты транспортерные, импорта - титановые изделия, машины и оборудование для сельскохозяйственного производства, смазоч-ные масла, автопогрузчики, автомобили, комбайны и запчасти.
Складывается сотрудничество в области образования. В ок-тябре 1996 г. известный канадский университет Макгилл совмест-но с казахстанским институтом менеджмента экономики и про-гнозирования (КИМЭП) приступил к созданию канадско-казахстанской программы обучения специалистов руководящего звена отраслей горнодобывающей промышленности Республики. В раз-работке программы примут участие многие специалисты и орга-низации. Принять участие в работе курсов, которые пройдут в Ка-наде, будут приглашены чиновники ряда министерств.
В Республике осуществляют свою деятельность около 30 СП. К крупным предприятиям относятся СП "Аквест" (учредители: канадские фирмы "Вестерн комбайн", "Инлайн" и завод "Казсельхозмаш", Акционерный банк "Туранбанк" Распоряжение Премьер-министра Республики Казахстан от 12 августа 1992 года № 3-10р «О создании совместного с Канадской фирмой "ВЕГА-Д" предприятия "Туранпетролеум"»., объединение "Агропром техника") и СП "Мистер Гудбай Интер-прайзис Инк" и АО АХБК.
В Республике аккредитованы представительства крупных ка-надских фирм, таких как "Ферст Либерти Групп" (производство шин для автобусов, грузовых и легковых машин; создание юве-лирного производства с НАК "Алтын алмас" и Усть-Каменогорс-ким свинцово-цинковым комбинатом), "Артур Деффер Ходинг Лтд" (производство мебели, коммерция), "Голдбелт Ресорсиз" (зо-лотодобыча), "Маклауд диксон" (услуги в области корпоративно-го, торгового и банковского права), "СНС - Лавалин Интернэшнл" (инжиниринг в области нефтегазовой промышленности).
За десять лет независимости внешняя политика Казахстана прочно утвердилась в качестве неотъемлемого элемента государственной политики.
Усилия казахстанской дипломатии увенчались успехом на канадском, европейском и других направлениях по обеспечению безопасности, добрососедства и дружбы. Казахстанской дипломатией были созданы необходимые внешние условия для укрепления суверенитета страны, продвижения экономических интересов страны.
Подводя итоги внешнеполитической деятельности за десять лет независимого развития, важно отметить непреходящее значение обретения Казахстаном статуса безъядерного государства, приверженного режиму нераспространения. Казахстан является непосредственным участником глубоких трансформационных процессов, которые происходят сейчас в мире.
Судьбоносные решения руководства страны в военно-политической, экономической, а также в сфере демократических преобразований и государственного строительства позволили Казахстану осуществить плавное вхождение в мировое сообществе.
Путь, пройденный казахстанской дипломатией за первое десятилетие независимости отражает такие ключевые события, как принятие «Закона о дипломатической службе Республики Казахстан» Закон Республики Казахстан от 12 ноября 1997 года N 187-1 «О дипломатической службе» (внесены изменения Законом РК от 4.11.99 г. N 472-1 (вступил в действие с 1.01.2000)); в основном завершен процесс создания зарубежной инфраструктуры; возрос международный авторитет страны; далеко за ее пределами известны внешнеполитические инициативы Казахстана, прежде всего, касающиеся вопросов обеспечения глобальной и региональной безопасности и стабильности, стимулирования интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых Государств.
Как и всем, казахстанцам импонирует широкий спектр задач, обозначенных ЮНЕСКО перед человечеством в среднесрочной стратегии на пороге XXI века: обновление систем образования; содействие продвижению, передаче и распространению знаний; повышение роли культурного наследия и поощрение творчеств; содействие свободному распространению информации и развития коммуникаций; поддержка и укрепление демократических процессов; содействие предупреждению конфликтов и постконфликтному миростроительству. Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сборник статей. Ст. “Казахстан - ЮНЕСКО: навстречу XXI веку”. Даненов, стр. 84.
Важно в полной мере воспользоваться широкими возможностями не только ЮНЕСКО, но и других подразделений ООН: ЭСКАТО, ПРООН, ЮНЕП, ВОЗ.
География международных связей нашей республики охватывает практически все континенты. Среди наших партнеров есть ведущие страны Азии, Европы, Америки и далекая Австралия. Благодаря сбалансированной и многосторонней политике успешно развиваются отношения Казахстана с США, Китаем, Японией, Францией, Канадой, Турцией, Ираном, Индией, Пакистаном, Египтом, Саудовской Аравией, Венгрией и другими восточно-европейскими государствами, с Прибалтикой, Скандинавией, Украиной и Закавказьем. Наметились подвижки в латиноамериканском направлении и с государствами Юго-восточной Азии. Активизируются связи с арабским и в целом с мусульманским миром. Токаев. “Внешняя политика Казахстана”. Сб. Статей. Выступление президента Н. А. Назарбаева на совещании по вопросам внешней политики. Алматы, 15 февраля 1995 г., стр. 5.
Нам удалось избежать “провинциализма” в политике, выйти на уровень внешнеполитических инициатив, отвечающих основным тенденциям мирового развития.
В целом, резюмируя итоги внешнеполитической деятельности, можно сделать вывод о том, что в основном сформировались ее инфраструктура и договорно-правовая база. Сложился международный имидж республики как серьезного и надежного партнера, примером могут служить Казахстано- Канадские взаимоотношения.
9. A new era and outlooks of the Eurasian Union//Oil Watch.- Almaty,2001, N 65,February 1-15.-P.15-21.О роли Евразийского Экономического Союза ( EAEU) в новую эпоху.// Время нефти. Алматы, 1-15 февраля 2001 г., №65, с. 15-21.
10. Абазов Р. АТР в новых условиях. //Мировая экономика и международные отношения. 1995, №8. стр. 151
11. Абыкаев Нуртай. (Первый Вице-Министр иностранных дел Республики Казахстан.) Казахстан - Европейский союз: партнерство и cотрудничество.// Казахстанская правда, 24 июня 2000 г.
12. Актуальные проблемы внешней политики Казахстана. Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.
13. Батурин А. Внутреняя социальная политика Канады.//Иммигрант и турист. - Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с. 2.
14. Батурин А. Канада: Исскуство выживать….//Иммигрант и турист. - Алматы, ТОО «Лингва», Сентябрь, 2001 г., с. 3.
15. Ертысбаев Е.К. Демократизация в Казахстане: 1990-2000 годы.-Алматы: Атамура, 2000.-352с.
16. Жумасултанов Т. Казахстан сегодня - Алматы: ТОО «Инфэком - Азия», 1998 г., 150 с.
17. Идрисов Е. МИД - не торговый дом (О новом качестве казахстанской дипломатии) статья Министра иностранных дел РК Е. Идрисова. // "Республика", 26 апреля 2001 г.
18. История Казахстана в лицах: Политические портреты / под ред В. К. Григорьева и А. К. Кусаинова./ - Акмола, 1999. -128 с
19. Kazakstans New oil policy places new burdens on foreign firms//Oil watch.- Almaty,2001,february 16 - 28.- P.11-12.- На англ.яз. Иностранные фирмы участвуют в разработке нефтяных месторождений в Казахстане.// Время нефти. Алматы, 16-28 февраля 2001 г., с. 11-12.
20. Key points of the National Economy. Interview of Zhaksybek Kulikeyev, Minister of Economy of the Republic of Kazakstan//Alpari Journal. Economic Journal.- Almaty,2000, Special Issue.- P.47-49.- На анг.яз. Ключевые моменты национальной экономики. Интервью Жаксыбека Куликеева, Министра Экономики Республики Казахстан.//Альпари. Экономический журнал. - Алматы, 2000 г, специальный выпуск, с. 47-49.
21. Мальцева 0. Семенов Е. Экономическая интеграция в АТР. // Мировая экономика и международные отно-шения. 1995, №9. стр.71
22. Nazarbayev outlines priorities of economic development//Oil Watch.-Almaty,2001,N 65,February 1-15.-P.1.- На анг.яз. Назарбаев уделяет внимание приоритетному развитию экономики Казахстана. Время нефти. Алматы, 1-15 февраля 2001 г., №65, с. 1.
23. Н. Назарбаев. На пороге XXI века. - Алма-Ата. Онер. 1996, 288 с.
24. Н. Назарбаев. 5 лет независимости. - Алма-Ата. Казахстан. 1996, 624 с.
25. Н. Назарбаев. Европейский союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997 гг. - М. Фонд содействию и развитию социальных и политических наук. 1997, 480 с.
26. Н. А. Назарбаев. Казахстан - 2030. Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана, Алматы. Дипломатический курьер. 1997, №4, 117стр.
27. Назарбаев Н. Выступление Президента Н. Назарбаева на расширенном заседа-нии Коллегии МИД РК. 14 сентября 1998 г. //Дипломатия жаршысы. Спец-выпуск. 1998. - октябрь. 5-7.
28. Н. Назарбаев. Послание Президента страны народу Казахстана.
Октябрь, 2000 г. К свободному, эффективному и безопасному обществу.// "Казахстанская правда", 21 Октября, 2000 г.
29. Нигматуллин М. Привлекая западные капиталы. // Финансы Казахстана. 1997. №8, стр. 63
30. Петрова В. Ф. Демократия посттоталитарного мира: история и современность. - Алматы, 1999. - 224 с
31. Пресс-релиз Министерства иностранных дел Республики Казахстан, посвященный предстоящему празднованию 10-летия Независимости Республики Казахстан
32. Робертсон Дж. "Партнерство во имя мира", статья Генерального Секретаря НАТО Дж.Робертсона (газета "Казахстанская правда", 4 июля 2000 г.)
33. Служба политического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR). Представительство Международного Центра социально-политических исследований в Центральной Азии (ISS). Аналитический доклад. Развитие и перспективы внутриполитической и внешнеполитической ситуации в Республике Казахстан на 2001 год. От 18. 09. 2001 г.
34. Сыздыков М.З. Современная система международных отношений: попытка аналитического прочтения.//Республика, №17, 2001 г.
35. Токаев К. Внешняя политика: Время размышлений, время действий.//Казахстан и мировое сообщество. 1995, №2
36. Токаев К.К. Под стягом независимости. Очерки внешней политики. - Алматы, Б1л1м 1997. - 610 с.с. 14
37. Токаев К. К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. - Алматы, 2000. - 584 с.
38. Умаров. К. Е. Казахстанско-канадские отношения, отношения со странами латинской Америки. К. Е. Умаров, Заместитель директора Департамента МИД Республики Казахстан. В книге «Актуальные проблемы внешней политики Казахстана.» Сборник статей под редакцией К. К. Токаева. Подготовлено МИД Республики Казахстан. М.: Русский Раритет - 1998 г., 450 с.
39. Шепель В. Н., Касымбеков М.Б. Первый Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев. (Хроника деятельности 1.06.93 - 30.06.97) - Алматы: Ана Тили - 1997 г., 400 с.
40. Г. Б. Хан, Л. С. Суворов. “АТР в мировой экономике и политике”, “Казахстан и АТР: перспективы сотрудничества”, стр. 43. Алматы, 1996 г.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Анализ производительности труда и резервы ее повышения |
Курсовая работа | Пути снижения издержек производства |
Курсовая работа | Учёт реализации товаров и анализ товарооборота торговой организации |
Курсовая работа | Оборотные средства организации и эффективность их использования |
Курсовая работа | Институт опеки и попечительства |
Курсовая работа | Учет и анализ движения денежных средств |
Курсовая работа | Исследование рынка кофе Nescafe Classic |
Курсовая работа | Юридическая ответственность |
Курсовая работа | Аудит расчетов с покупателями и заказчиками |
Курсовая работа | Цены и ценообразование в рыночной экономике |
Курсовая работа | Организация коммерческой деятельности предприятия |
Курсовая работа | Оборотный капитал предприятий |
Курсовая работа | Развитие внимания у младших школьников |
Курсовая работа | Пути достижения конкурентного преимущества продукции на рынке |
Курсовая работа | Обстоятельства, смягчающие наказание |