23
Содержание
Государственная ценная бумага - ценная бумага, эмитированная с целью покрытия бюджетного дефицита от имени правительства или местных органов власти, но обязательно гарантированная правительством. Что обуславливает стабильность и низкий уровень риска, присущий данным финансовым инструментам. Во многом благодаря этому они пользуются стабильным спросом у инвесторов. Особое место занимают государственные ценные бумаги США, благодаря своей высокой надежности. Консервативные инвесторы отдают предпочтение им или английским государственным ценным бумагам в силу их высокой надежности (рейтинг AAA) и безупречной кредитной истории эмитента.
Поэтому в современных условиях мирового финансового кризиса рассмотрение развития рынка государственных ценных бумаг США представляется особенно интересным. Так как государственные ценные бумаги США играют особую роль среди прочих государственных ценных бумаг мира. Так, существенная часть резервного фонда РФ вложена в данные активы. По подсчётам экспертов, в начале 2008 г. в американскую ипотеку Россией было вложено порядка более 100 млрд. долл.
Но одновременно с этим нарастает недоверие инвесторов к данным финансовым инструментам и опасения относительно платежеспособности США как эмитента.
Однако, несмотря на это, государственные ценные бумаги США остаются наиболее устойчивым активом на сегодняшний день (наряду с английскими gilts), являющимся мировым резервным активом. Поэтому рассмотрение этих инструментов и их перспектив является крайне актуальным на сегодняшний день. В данной работе будут рассмотрены виды государственных ценных бумаг США, особенности рынкаданных активов, современное состояние мировых и российских вложений в них, а также возможные перспективы.
1.1 Развитие рынка государственных ценных бумаг США. Виды ценных бумаг
В условиях современной экономики рынок ценных бумаг повсеместно (за редкими исключениями) выступает главным источником покрытия бюджетного дефицита. Практически вся задолженность государства в большинстве развитых стран воплощена в ценных бумагах. В США более 99% задолженности федерального правительства приходится на государственные ценные бумаги.
Рынок государственных долговых обязательств США является самым крупным в мире. Основным эмитентом долговых обязательств в США выступает Казначейство, которое выпускает как рыночные, так и нерыночные ценные бумаги.
Наиболее распространенным типом государственных фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Классическим примером рыночных ценных бумаг служат казначейские векселя, различные среднесрочные инструменты (ноты) и долгосрочные государственные долговые обязательства (облигации).
Нерыночные государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения главным образом среди населения.
Кроме того, много разновидностей фондовых бумаг эмитируется органами власти на местах, а также учреждениями и организациями, пользующимися гарантиями правительства.
Управление государственным долгом США осуществляет Казначейство. Вплоть до начала XX века какое-либо регулирование на рынке ценных бумаг США со стороны государственных органов отсутствовало. Рынок ценных бумаг контролировался исключительно фондовыми биржами.
В целях финансирования государственного долга США Казначейством на регулярной основе выпускаются государственные ценные бумаги. Казначейство выпускает несколько типов государственных ценных бумаг -- казначейские векселя (T-bills), казначейские ноты (treasury notes), казначейские облигации (treasury bonds).
Казначейские ноты(T-notes) и облигации(T-bonds) представляют собой средне- и долгосрочные купонные ценные бумаги. Казначейские ноты выпускаются достоинством от 1 000 долл. и выше, со сроком погашения от 2 до 10 лет. Финансовое право зарубежных стран. // Под ред. А. Н. Козырина, А. А. Ялбулганова, Ю. А. Афанасьевой. - М.: 2005. Казначейские облигации могут иметь срок погашения от 10 до 30 лет. Их минимальная стоимость составляет также 1 000 долл. Ноты и облигации выпускаются с фиксированной процентной ставкой с выплатой процентов раз в полгода на протяжении всего срока их обращения. Казначейские ноты и казначейские облигации в течение длительного времени распространялись по подписке, однако с 1971 году они, как и казначейские векселя, стали продаваться на аукционной основе. Объявления о размещении казначейских нот и облигаций делаются за неделю до проведения аукционов. В них указывается срок, по наступлении которого прекращается прием заявок для участия в аукционах. Казначейские ноты и облигации, подобно казначейским векселям, выпускаются в бездокументарной форме.
Раньше Казначейство выпускало отзываемые облигации (callable bonds). Дата погашения отзываемой облигации не была определеной. Казначейство имело право, но не обязано отзывать, т.е. выкупать, облигации после даты отзыва. В начале 80-х годов, когда процентные ставки были очень высоки, Казначейство выпускало каждую новую долгосрочную облигацию с датой отзыва, которая наступала на 5 лет раньше конечного срока погашения. Дата отзыва давала Казначейству право рефинансировать часть долга, если процентные ставки снижаются. В настоящее время Казначейство не эмитирует отзываемые облигации.
Ценные бумаги, которые являются долговыми обязательствами правительства США, юридически оформленными федеральными властями с обязательством выплатить их в установленные сроки погашения. Постановление Конгресса (Acts, 1, 65; U.S.C., 5/241) возложило на Казначейство и на Секретаря Казначейства подготовку планов совершенствования и управления доходами и поддержки госкредита.
Согласно Публичному закону 92-5, произведено изменение второго Закона об облигациях Свободы (U.S.C., 31/757b), обеспечивающее, что в любой момент времени номинальная сумма обязательств, выпущенных и обращающихся в силу этого закона, а также номинальная сумма выпущенных и обращающихся обязательств, гарантируемых в части капитала и процентов Соединенными Штатами, не должна превышать в совокупности 400 млрд. дол., постоянный предел государственного долга.
Законом (P.L. 90-39) установлено, что номинальная сумма процентного дохода и сертификатов участия, выпущенных согласно разделу 303(с) Закона о создании федеральной национальной ипотеки (U.S.C., 12/1717с) бумаг и обращающихся в любой момент времени, должен быть добавлен к сумме, которая должна приниматься во внимание при определении, выполнены ли требования вышеупомянутых положений. Согласно совместной резолюции Палаты представителей № 520, постоянный лимит задолженности был увеличен до 1290,2 млрд. дол. (890,2 млрд. временного предела в дополнение к постоянному пределу 400 млрд. дол.). Ввиду большой вероятности сохранения высокого дефицита бюджета кажется возможным дальнейшее увеличение временного предела государственного долга. Энциклопедия банковского дела и финансов. http://www.cofe.ru/finance/
Закон о государственном долге предполагает единоличное решение министра финансов о продаже ценных бумаг, выпускаемых на конкурентной или другой основе, на процентной или вексельной основе, на комбинированной основе или по такой цене или ценам, какие может предписать министр финансов.
Практически вся торговля рыночными ценными бумагами американского правительства и федеральных агентств происходит на внебиржевом рынке ценных бумаг, хотя правительственные облигации внесены в список на Фондовой бирже Нью-Йорка, и торговля неполными лотами государственных ценных бумаг была введена на Американской фондовой бирже. Первичные рынки поддерживаются банковскими и небанковскими дилерами, которые, в свою очередь, обслуживаются брокерами по правительственным обязательствам, которые не определяют рынки, но обеспечивают дилеров информацией о котировках и брокерских торговых операциях. В операциях открытого рынка торговое бюро Федерального резервного банка Нью-Йорка ведет дела только с признанными или первичными дилерами.
Относительно небольшое количество дилеров держат в руках большинство сделок с ценными бумагами американского правительства. В роли дилера может выступать отделение крупного коммерческого банка или брокерской фирмы, а также отдельная фирма, специализирующаяся в этом бизнесе. Дилеры торгуют в основном с организациями-банками, страховыми компаниями, большими корпорациями, пенсионными фондами, иностранными фирмами, иностранными коммерческими и центральными банками.
Когда Казначейство продает новые ценные бумаги, оно создает первичный рынок ценных бумаг федерального правительства. Затем дилеры создают вторичный рынок, предлагая купить и продать эти ценные бумаги в период между датой выпуска и датой погашения. Хотя рынок ценных бумаг федерального правительства и не так хорошо известен, как биржа, ежедневный объем сделок с этими ценными бумагами на Уолл-Стрите превышает объем сделок на Нью-Йоркской Фондовой бирже. На вторичном рынке цены ценных бумаг правительства изменяются так же, как и цены на акции на бирже.
В дополнение к вторичному рынку частные лица могут покупать и продавать рыночные ценные бумаги федерального правительства в коммерческих банках и через брокеров. Обычно частные лица покупают гораздо меньшие количества ценных бумаг, чем те, которые продаются на вторичном рынке. Брокеры и коммерческие банки берут гонорары за каждую сделку.
В последние годы Государственное Казначейство начало продавать свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи, то есть сохраняя записи о сделке) вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979 года, а для среднесрочных векселей и облигаций -- с 1986 года.
Отмена бумажных сертификатов дает много преимуществ, как Казначейству, так и инвестору. Она уменьшает издержки Казначейства на печать и упраздняет проблему подделок. Кроме того, в этом случае инвестор защищен от потери или кражи бумажных сертификатов. Снижаются и издержки на хранение этих ценных бумаг.
Система торговли государственными ценными бумагами отличается различными уникальными особенностями. Ценные бумаги, отличные от векселей Казначейства, обычно котируются по курсу покупателя, а курс, предлагаемый продавцом, выражается в процентах от 100 дол. номинальной стоимости. (для процентных ценных бумаг фактическая оплаченная цена будет также включать все начисленные по выпуску проценты начиная с последней даты оплаты). Различие между ценой покупателя и ценой продавца, каждая из которых - нетто-цена без дилерской комиссии, называется разницей и обычно очень невелика для наиболее активных ценных бумаг, так что доминирующим фактором является объем совершаемой сделки.
Векселя Казначейства котируются по нетто-цене, определяемой размером учетной ставки от полной номинальной стоимости, исходя из 360 дней в году. Т. о., для векселей со сроком погашения шесть месяцев или меньше, пересчитанный годовой доход на основе дисконта может быть рассчитан как эквивалентный доход по облигациям (за 365 дней).
Для векселей Казначейства со сроком погашения более шести месяцев Казначейством и ФРС используется другой расчет, приводящий к более низкому пересчитанному на год эквивалентному доходу по облигациям, потому что по облигациям (и др. процентным ценным бумагам) дважды в год выплачиваются проценты, а по векселям Казначейства - нет).
Оплата за государственные ценные бумаги производится в федеральные фонды, т. е. фонды в федеральном резервном банке. Казначейство США разработало систему бух. записей для осуществления поставок государственных ценных бумаг, что позволило банкам хранить государственных ценных бумаг в федеральном резервном банке на счетах с компьютеризованным хранением записей. Таким образом, дилеры государственных ценных бумаг должны производить оплату через банки-члены, которые, связавшись по линии связи с ФРС. Банки дилеров участвуют в таких операциях за собственный счет. Деньги. Кредит. Банки // Под ред. Е.Ф. Жукова - М, 1999г.
В последние годы все большее распространение получило использование электронных систем котировки, которые фактически привели к радикальным переменам в процедурах котировки и торговли на рынке государственных ценных бумаг. В электронные системы котировки входят исполнительные системы и доска объявлений. Используя систему доски объявлений, идентифицированные дилеры-участники вносят в список свои расценки на ценные бумаги, которые выводятся на видео экраны для информирования подписчиков или получателей, которые, в свою очередь, для совершения сделок должны непосредственно связаться с соответствующим дилером. Исполнительная система также показывает на видео экране котировки фирм-продавцов и фирм-покупателей, но участники, выдвигающие предложения, не указываются. Т. о., чтобы произвести сделки, заинтересованный участник, желающий совершить фактические сделки покупки или продажи, должен войти в контакт с менеджером видео экрана, которые будет покупать или продавать от лица заинтересованного участника и одновременно продавать или покупать у не раскрываемого участвующего дилера, предложившего свои котировки.
Электронные системы котировки зарекомендовали себя как быстродействующее, дешевое и широко используемое средство распространения данных по котировкам предложения и спроса на государственные ценные бумаги (такие системы уже используются и для распространения данных по др. котировкам денежного рынка и валютным курсам). Они одновременно предоставляют данные по спросу и предложению всем участникам и т. о. дают возможности для непрерывной фактической торговли. Поэтому считается, что электронные исполнительные системы преобразуют дилерскую торговлю в реальный аукционный процесс.
ГЛАВА 2
2.2 Перспективы российских вложений в государственные ценные бумаги США
Как уже сказано выше Россия на сегодняшний день является седьмым в мире вкладчиком в государственные облигации соединенных штатов. Значительная часть средств Центробанка вместе с активыми Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда вложена именно в эти инструменты. В прошлом году, когда известнейшие Федеральные агенства США Фанни Мэй и Фредди Мак, а также Federal Home Loan Banks, в облигации которые в начале 2008 года было вложено более ста миллиардов долларов из российских, оказались на грани банкротства и были национализированы правительством, РФ понесла существенные убытки, несмотря на начавшийся постепенный вывод средств из данных фондов с января 2008 года. Это вызвало крайнюю настороженность российских властей. И привело к мерам по постепенному снижению инвестиций в американские активы. 30 января текущего года председатель Банка России Сергей Игнатьев сообщил, что ЦБ полностью продал все ценные бумаги Fannie Mae и Freddie Mac. http://www.lenta.ru/news/2009/03/26/reserves1/
Но одновременно за прошлый год Россия увеличила свои вложения в государственные ценные бумаги США в 3,5 раза за 2008 год. Поднявшись с 17ого места по уровню инвестиций в американскую экономику, на озвученное раньше 7ое.
Некоторые российские экономисты и политики давно говорят о необходимости прекратить перевод резервных средств в американские ценные бумаги и предлагают пустить средства на развитие российской экономики. Их оппоненты считают, что в данный момент не существует механизмов для эффективного использования денег внутри страны. Кроме того, сохранение нефтяных сверхдоходов в валютном стабфонде позволило России смягчить удар кризиса. Однако тяжелейшие проблемы, с которыми столкнулась экономика США, заставляют задуматься о надежности этих финансовых инструментов. Впрочем, пока российские эксперты в целом положительно расценивают увеличение пакета гособлигаций США. «Стандартные правила никто не отменял, доллар остается наиболее надежной валютой, и госбонды являются самым надежным долларовым активом, - подчеркивает начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев. - Кроме того, после снижения процентных ставок в США доходность облигаций выросла, таким образом, Россия может на этом неплохо заработать».
В целом информация по перспективам российских вложений в американскую экономику достаточно противоречива, то есть, с одной стороны, имеет место быть колоссальный рост российских вложений в государственные облигации США, с другой стороны, последние данные говорят о том, что РФ намерено снижать долю государственных ценных бумаг США в своем портфеле. Так, 9 июня Центробанк РФ заявил, что настаивает на сокращении доли ценных бумаг казначейства США в национальных валютных резервах.
Алексей Улюкаев сообщил, один из руководителей российского ЦБ, сообщил, что доля казначейских облигаций США в резервах Банка России будет снижаться. Он пояснил, что ЦБ увеличил долю Treasuries в связи с разразившимся экономическим кризисом, заместив этими инструментами другие, более рискованные. Доля казначейских облигаций США будет резко сокращаться, так как Банк России будет вкладывать в иные инструмент. Например, что Россия переведет часть резервов (около $10 млрд. по словам Алексея Кудрина) в бонды МВФ, причем размещать эти средства будет ЦБ, передает РИА Новости.
Речь идет об облигациях, которые МВФ собирается выпустить для пополнения своего фонда помощи странам, пострадавшим от кризиса. Эмиссия облигаций - один из способов увеличения резервов МВФ втрое (с нынешних $250 млрд. до $750 млрд.), о котором лидеры стран G20 договорились на саммите в Лондоне.
Как только цитаты из Алексея Улюкаева появились на новостных лентах, доллар, с утра уже снижавшийся на Forex, опустился до $1,4142 за евро. www.rbc.ru
В конце мая - начале июня сокращение вложений стран - крупных держателей гособлигаций США в Treasuries уже уронило доллар. В частности Министерство здравоохранения Южной Кореи объявило, что государственный пенсионный фонд снизит долю UST по отношению к другим активам. Инвесторы также выражают опасения, что Китай может приостановить наращивание вливаний в Treasuries или даже сократить принадлежащие ему долларовые активы.
Хочется напомнить, что так или иначе быстрый вывод российских средств из государственных облигаций США вряд ли возможен, тем более, учитывая размер вложенной сумму. Одновременно не стоит забывать, что значительная часть Резервного фонда и и Фонда будущих поколений по-прежнему инвестирована в американскую валюту, напрямую связанную с курсом государственных облигаций Казначейства. Правительство и ЦБ неоднократно заявляли о снижении вложений в американскую валюту, но это не значит полного отказа от неё, и не отменяет тесной зависимости веро, йены, фунта, а также облигаций МВФ, Соединенного Королевства и Японии от состояния экономики США.
Естественно, меры, принимаемые правительством нацелены на обеспечение экономической безопасности России. И максимально соотвествуют сложившейся ситуации, когда возникают опасения, что те, кто не успеют продать государственные бумаги США, понесут наибольшей эффект от возможного дефолта. Но, с другой стороны, такого рода действия со стороны Центральных Банков различных стран могут непосредственно спровоцировать данный дефолт.
Таким образом, российская политика относительно вложений в государственные ценные бумаги США официально состоит в постепенном снижении инвестиций в данные финансовые инструменты и возможно приведет к существенному снижению таких вливаний. Напомним, за 2008 год ЦБ РФ полностью избавился от облигаций федеральных ипотечных агенств США. Однако, учитывая, объем вложений на сегодняшний день и практическое отсутствие альтернатив для данных инвестиций (котируются только высоконадежные обязательства) РФ придется сохранить существенные объемы вкладов в облигации Казначейства США, что может как привести к получению прибыли засчет роста стоимости этих активов, так и привести к крайней уязвимости экономики РФ в случае обесценивания американских государственных ценных бумаг.
На сегодняшний день точные тенденции развития ситуации, к сожалению, сложно определить.
Вывод
Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные виды государственных ценных бумаг США, особенности функционирования рынка ценных бумаг США, а также оцененые перспективы мировых и российских вложений в данные финансовые инструменты.
Очевидно, что, несмотря на испытаваемые экономикой США трудности, уже серьезно повлиявшие на экономическую ситуацию во всем мире, данные активы остаются наиболее востребованными резервными бумагами, в которые инвестированы значительные объемы резервов крупнейших стран мира, таких как Китай, Великобритания, Япония, стран Европейского Союза, быстро развивающихся стран Азиатского региона.
По сути, государственные облигации США не имеют альтернативы на сегодняшний день, высокий кредитный рейтинг (ААА) и безупречная кредитная история эмитента делают их наиболее стабильными и надежными финансовыми активами на сегодняшний день.
Однако, опасения относительно перспектив американской экономики и платежеспособности США снижают инвестиционную привлекательность этих активов, заставляя правительства и центральные банки снижать объемы инвестирования или же меняя их структуру.
В свою очередь, данная тенденция вызывает серьезные опасения относительно всего существования нынешней мировой финансовой системы, поскольку США крайне зависимы от внешних инвестиций, в основном привлекаемых именно засчет государственных облигаций.
За 2008 год объем вложений в них существенно возрос, что было обусловлено фактом того, что американская экономика не выдержала бы последствий ипотечного кризиса без подобных вливаний, что привело бы к глубокому кризису во всех странах мира.
Однако, сегодня инвесторы обеспокоены тем, что вложили свои средства в потенциально опасные активы. Ситуация обостряется углублением рецессии в США.
Это приводит к тому, что инвесторы ищут новые возможности вложения средств, один за одним заявляя о снижении вложений в государственные ценные бумаги США. Данное поведение экономически обосновано, но может привести к непредсказуемым экономическим последствиям в мировом масштабе.
Россия является одним из крупнейших инвесторов США, но, исходя из недавно прозвучавших заявлений представителей Центрально Банка РФ, намерена снижать долю государственных облигаций в своих резервах.
США на сегодняшний день продолжает наращивать объемы выпуска государственных облигаций, высказывая даже возможность выпуска 100летних облигаций, что обусловлено состоянием американской экономики.
Вопрос в том, будет ли этот выпуск куплен и насколько оправданы опасения относительно возможной неплатежеспособности США (государственный долг 75% ВВП).
Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что государственные ценные бумаги США до сих пор являются важнейшим финансовым инструментом на мировом финансовом рынке, но сделать точный прогноз относительно развития данного рынка достаточно сложно.
Список литературы
1. Анализ мировых гоусларственных ценных бумаг, индексируемых на темпы роста инфляции//Рынок ценнных бумаг № 21 (348), 2007 г.
2. http://www.federalreserve.gov/
3. http://www.nwbroker.ru/analytics/treasure/
4. Деньги. Кредит. Банки // Под ред. Е.Ф. Жукова - М, 1999г.
5. Хроники кризиса//«Аналитический мониторинг № 01, 2009 г.
6. http://lenta.ru
7. http://rbc.ru
8. На бумажной игле //Время новостей»№89, 20 09 г.
9. Эдвин Дж. Долан, Колин Д. Кэмпбелл, Розмари Дж. Кэмпбелл// Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика - СПб, 1994 г.
10. Классификация и анализ государственных облигаций внутреннего долга с фиксированной ставкой по сроку обращения// Рынок ценнных бумаг № 5 (348), 2007 г.
11. Ratio economica: Токсичные примеры//Ведомости №66 (2336), 2009г.
12. Стрипование государственных облигаций: международный опыт//Банковское дело, №2, 2007 г.
13. Финансовое право зарубежных стран. // Под ред. А.Н. Козырина, А. А. Ялбулганова, Ю.А. Афанасьевой. - М.: 2005.
14. www.kommersant.ru
15. www.expert.ru
16. http://www.win.ru/china
17. Энциклопедия банковского дела и финансов. http://www.cofe.ru/finance/
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |