36
КУРСОВАЯ РАБОТА
По предмету: Мировая экономика
Изменение товарной и географической структуры мировой торговли на рубеже ХХ - ХХI веков
Содержание
1.1 Тенденции товарной и географической структуры мировой торговли
Международная торговля (МТ) - это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира.
Внешняя торговля - это обмен товарами и услугами между государственно-оформленными национальными хозяйствами. Термин «внешняя торговля» применим только к отдельно взятой стране.
Международную или внешнюю торговлю характеризуют три важных характеристики: общий объем (товарооборот), товарная и географическая структура.
Общий объем международной торговли (товарооборот) подразделяется на стоимостной и физический объем. Стоимостной объем, который исчисляется за определенный период времени в текущих ценах соответствующих лет с использованием текущих валютных курсов. Различают номинальный и реальный стоимостные объемы международной торговли. Номинальный - обычно выражается в долларах США в текущих ценах и поэтому сильно зависит от динамики обменного курса доллара к другим валютам. Реальный - представляет собой номинальный объем, конвертированный в постоянные цены с помощью дефлятора.
Физический объем исчисляется в постоянных ценах и позволяет производить необходимые сопоставления и определять реальную динамику международной торговли.
Эти показатели рассчитывается всеми странами в национальной валюте и переводится в доллары США в целях международного сопоставления.
Товарная структура представляет собой соотношение товарных групп в мировом экспорте (существует более 20 млн. видов выпускаемых изделий производственного и потребительского назначения, огромное число промежуточных изделий и более 600 видов услуг) Гиппиус, Ю.Б. Мировая экономика / Ю. Б. Гиппиус. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 312.
Характеризуется:
1. Снижением доли сырья и минерального топлива (конец 90-х гг. 40%, а в 2000-х - 12%. Экспорт сырья - на индустриальные страны -60,5%, развивающиеся страны - 33,4%, страны с переходной экономикой - 6.1%. Развитые страны являются как импортерами, так и экспортерами сырья в мире).
2. Диверсификация товарного потока - широкая номенклатура выпускаемых товаров (Германия - 180 позиций, США, Великобритания, ФРГ - 175 позиций, Япония - менее 160 позиций).
3. Высокий удельный вес готовых изделий - (80% торговли в мире, 40% - машино-технической продукции из них: развитые страны: экспорт - 77%, импорт - 70%; развивающиеся страны: экспорт - 22%, импорт - 28%).
4. Снижение удельного веса продовольствии (аграрный сектор): крупные экспортеры продовольствия - развитые страны, более 60%. - увеличение доли торговли текстилем и одеждой (развивающиеся страны (экспорт): текстиль - 48,3%, одежда- 60%; развитые страны (экспорт): текстиль - 49,3%, одежда - 35,4%).
5. Повышается «китайский фактор» в международной торговле, быстро растет торгово-экономический потенциал Индии, более значимыми становятся страны Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина, Чили).
Географическая структура представляет собой распределение торговых потоков между отдельными странами и их группами, выделяемыми либо по территориальному, либо по организационному признаку.
Территориальная географическая структура - это данные о международной торговле стран, принадлежащих к одной части света, либо к одной группе.
Со второй половины XX века заметно проявилась неравномерность динамики внешней торговли, это повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке (промышленно развитые страны - 70-75% международной торговли, развивающиеся - 20%, бывшие соцстраны - 10%).
Географическая конфигурация международной торговли (менее 70% экспорта):
Промышленно развитые страны - менее 70% экспорта, 75% импорта (США, ЕС, Япония менее 60% экспорта и импорта; «Большая семерка» 50% мирового товарооборота). В середине 90-х гг. - лидер Западная Германия, США, Япония. В 2000-х гг. США занимает 1 место.
Развивающиеся страны (тенденции роста в международной торговле) 90-е гг. - 22 %, 2000-е гг. - 32 %.
Высокий удельный вес новых индустриальных стран - Юго-Восточная Азия (Ю. Корея, Индонезия, Таиланд, Индонезия, Малайзия). Растет доля Китая (сегодня он входит в 10 крупнейших торговых держав мира).
Десятка ведущих мировых экспортеров: Китай, США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Индия.
Три четверти экспорта промышленно развитых стран идет в другие развитые страны. При этом 4/5 экспорта - непродовольственные товары Кауфман, М. И. Эволюция международной торговли на рубеже 20 - 21 вв. / М.И. Кауфман // Мировая экономика. - 2006. - № 7. - С. 24 - 27..
Поскольку в экспорте промышленно развитых стран преобладает сложная техника, большинство развивающихся стран представляют для них сравнительно меньший интерес как рынки сбыта такой продукции. Сложная техника часто бывает не нужна развивающимся странам, поскольку не вписывается в сложившийся производственный цикл. Иногда же она им просто не по карману.
Свои позиции на мировом рынке экспортеры из Азии усиливают в основном за счет стран Западной Европы. Это происходит как на традиционных для развивающихся стран рынках (текстиль, товары массового спроса), так и на рынках сложных изделий, включая средства производства. С 2001 по 2007 г. доля ЕС в мировом товарообороте снизилась с 44% до 36% по разным позициям, а доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона поднялась с 38 % до 42 %. В международной торговле заметно выросла роль Китая.
Организационная географическая структура - это данные о международной торговле между странами, принадлежащими к отдельным интеграционным и др. торгово-политическим группировкам, либо выделенными в определенную группу по тем или иным критериям (например страны-экспортеры нефти ОПЕК).
Субъектами международной торговли выступают: страны мира; ТНК; региональные интеграционные группировки.
Объектами международной торговли могут быть продукты труда человека - товары и услуги.
В зависимости от объекта международной торговли выделяют две ее формы:
1. Международная торговля товарами (МТТ) - это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда и выражающая их взаимную экономическую зависимость;
2. Международная торговля услугами (МТУ) - это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.
Международная торговля товарами является первой и наиболее развитой формой международных экономических отношений. На ее стабильный и устойчивый рост оказали влияние следующие факторы:
- развитие МРТ и интернационализация производства;
- НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
- активная деятельность ТНК на мировом рынке;
- либерализация международной торговли посредством мероприятий, проводимых ГАТТ/ВТО;
- развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.
Преимущественный рост внешней торговли по сравнению с общими темпами хозяйственного развития стран (например, за 2000-2005 гг. ВВП США вырос на 31,4%, в то время как экспорт - на 48,8%, импорт - на 50,5%; в Японии рост ВВП составил 13,2%. Экспорта - 53,1%, импорта - 37,1%).
Решающее влияние на развитие международной торговли оказывают факторы, действующие в сфере производства: структурные сдвиги и циклические колебания мирового хозяйства Багиев, Л. Ю. Мировая экономика: учебник для ВУЗов / Л. Ю. Багиев. - СПб.: Питер, 2007. - С. 73.
Рост экспортной квоты, свидетельствующий о возрастающем вовлечении стран в мировую экономику, т.к. экспортная квота показывает какая доля всей произведенной продукции реализуется на мировом рынке. У некоторых стран этот показатель превышает общемировой (17%) - например, Германия, Франция, Великобритания. В условиях усиления интернационализации хозяйственной жизни проявляется тенденция и к росту импортной квоты, что свидетельствует о растущем влиянии на национальные хозяйства происходящих на мировом рынке процессов.
Значительные изменения географической структуры международной торговли под влиянием экономических и политических изменений в мире в 90-х годах. Ведущая роль по-прежнему принадлежит промышленно развитым странам.
В группе развивающихся стран также наблюдается ярко выраженная неравномерность степени участия в международной торговле товарами. Снижается удельный вес международной торговле товарами стран Ближнего Востока, что объясняется нестабильностью цен на нефть и обострением противоречий между государствами ОПЕК. Нестабильно внешнеторговое положение многих стран Африки, входящих в группу наименее развитых. ЮАР обеспечивает 1/3 африканского экспорта. Недостаточно устойчиво и положение стран Латинской Америки, т.к. сохраняется их сырьевая экспортная ориентация (2/3 экспортных доходов им приносят сырьевые товары). Повышение удельного веса стран Азии в международной торговли было обеспечено высокими темпами роста экономики (в среднем 6% в год) и переориентацией ее экспорта на готовые изделия (2/3 стоимости экспорта). Таким образом, увеличение общей доли развивающихся стран в международной торговле товарами обеспечивается за счет НИС ЮВА и Китая.
Расширение торговли в рамках развивающихся стран, которая в настоящее время растет быстрее, чем между промышленно развитыми странами. Увеличивается товарооборот между развивающимися странами и промышленно развитыми странами, а также между промышленно развитыми странами и странами с переходной экономикой. Страны Юго-Восточной Азии стали крупнейшими торговыми партнерами США, Японии, Западной Европы. Страны ЕС увеличивают торговый оборот со странами Восточной Европы. Соотношение групп стран в мировом экспорте:
70 - 72 % - индустриальные страны;
24 - 26% - развивающиеся страны (в конце 80-х гг. - 22%);
3,7% - страны с переходной экономикой, в т.ч. страны СНГ - 2,3% (в конце 80-х доля социалистических стран составляла 6-8%).
По статистике МВФ в группу крупнейших экспортеров (более 100 млрд. долл. в год) входят США, Германия, Япония, Франция, Великобритания, Италия, Канада, Нидерланды, Гонконг, Бельгия/Люксембург, Китай, Корея, Сингапур, Тайвань, Испания.
Основной поток международной торговли приходится на промышленно развитые страны - 55%; 27% международной торговли ведется между промышленно развитыми странами и развивающимися странами; 7% - между развивающимися странами; 5% - между СПЭ и всеми другими странами Осипова, О. Н. Структура и сдвиги в международной торговле / О.Н. Осипова // Внешнеэкономическая деятельность. - 2007. - № 1. - С. 26 - 28..
2.1 Эволюция структур международной торговли в странах СНГ
Пережившее период дезинтеграции сообщество бывших советских республик стремится к объединению, о чем свидетельствует целый ряд интеграционных инициатив на постсоветском пространстве: Содружество независимых государств (СНГ) (1991 г.), ГУАМ (1997 г.), Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (2000 г.), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС) (2002 г.), Единое экономическое пространство (ЕЭП) (2003 г.). Однако из всех перечисленных проектов только СНГ нотифицировано в качестве зоны свободной торговли (1994 г.) в списке региональных торговых соглашений (РТС), который ведется в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле/Всемирной торговой организации (ГАТТ/ВТО). В него включены также двусторонние соглашения бывших советских республик.
Благодаря многосторонним и двусторонним соглашениям, удалось ликвидировать некоторые барьеры между торговыми партнерами, однако пока еще сохраняются значительные препятствия и разногласия в интеграционных проектах, что, как указывается в документе Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) «Развитие партнерских связей в торговле в регионе СНГ», «породило определенный скептицизм относительно искренности стремления их участников к региональной интеграции, и дебаты по вопросу о ее возможных формах и направлениях продолжаются и по сей день».
К концу 2008 года в мире число нотифицированных РТС достигло 367. Стремительный рост региональной интеграции в мировой экономике начался в 90-е годы. Если в период с 1948 по 1995 годы было зарегистрировано 124 соглашения, то за последние 10 лет - 243. Экономическая интеграция обладает известным потенциалом в увеличении эффективности экономики и благосостояния стран, объединяющихся в региональные блоки, однако далеко не всем удается реализовать его в полной мере: всего 214 РТС признаны реально действующими.
Региональная интеграция развивается под влиянием политических и экономических факторов. Цель данной статьи заключается в том, чтобы исследовать экономические особенности региональной торговли СНГ, выявить изменения в географической и товарной структуре внешней торговли товарами государств-участников, а также тенденции в торговой интеграции СНГ.
Несмотря на сложность и неоднозначность отношений между бывшими советскими республиками, в мировом сообществе СНГ признано как объединение государств, занимающее определенное место в мировой экономике, наряду с такими региональными блоками, как Европейский союз (ЕС), Северо-Американское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР), Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и др. На территории СНГ преодолен глубокий трансформационный кризис 90-х годов. С 1999 года наблюдается устойчивый положительный прирост валового внутреннего продукта (ВВП) (см. рисунок 1). В настоящее время, ВВП СНГ, исчисленный по паритету покупательной способности (ППС) и в сопоставимых ценах, превысил уровень докризисного 1991 года, а по текущему курсу и в текущих ценах - превышает ВВП бывшего СССР, который составлял $ 928.4 млрд в 1980 году и $ 776.9 млрд. в 1990 году.
Рисунок 1 - Темпы прироста ВВП в странах СНГ
Улучшились также и социально-экономические показатели: снизился уровень безработицы, доход на душу населения увеличился практически во всех государствах СНГ. В 2008 году средний по Содружеству доход на душу населения, исчисленный по ППС в ценах 2005 года, составил $ 9122 и превысил показатель 1991 года - $ 8871.
Однако после глубокого экономического кризиса, имевшего системный характер, пока не всем республикам удалось достигнуть показателей, сопоставимых с уровнем дохода в бывшем СССР, который на душу населения составлял $ 3498 в 1980 году и $ 2685 в 1990 году (по текущему курсу и в текущих ценах). В настоящее время отрицательное влияние на экономику Содружества может оказать мировой финансовый кризис: по прогнозам ООН темп прироста ВВП СНГ может сократиться с 8.5% в 2007 году до 4.9% в 2009 году. Особенно сильное сокращение ожидается в крупных экономиках Содружества в связи с падением мировых цен на их основные экспортные товары (минеральное сырье и металлы): в Казахстане с 8.9 до 4%, в России - с 8.1 до 4.8% в Украине - с 7.6 до 2.1% Трофимов, И. М. Новый базис региональной торговли стран СНГ / И.М. Трофимов // Вопросы экономики. - 2006. - № 7. - С. 31 - 35..
В социально-экономическом положении государств-участников СНГ имеются различия. По классификации Всемирного банка большинство из них - это страны, в которых валовой национальный доход (ВНД) на душу населения ниже среднего уровня (Армения, Азербайджан, Беларусь, Грузия, Молдова, Туркменистан, Украина). Три страны: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, - остаются в группе стран с низким уровнем дохода. Более благоприятное социально-экономическое положение имеют Россия и Казахстан: за последние два-три года они значительно улучшили свои позиции в мировой экономике и перешли в группу стран с доходом выше среднего уровня.
Наиболее заметной особенностью экономики СНГ является наличие крупного участника, который значительно превосходит по своему экономическому масштабу партнеров по блоку: на долю России приходится 77-78% ВВП регионального блока. Это объясняет ее существенное влияние на экономику СНГ, в том числе на внешнюю торговлю.
Сокращение внешней торговли бывших советских республик, имевшее место в начале 90-х годов, сменилось устойчивым ростом их экспорта и импорта. В результате положительной динамики, доля СНГ в мировом экспорте товаров возросла с 1.5 в 1993 году до 3.6% в 2006 году, а в импорте - с 1.2 до 2.3% соответственно. Для сравнения следует отметить, что в 1983 году доля СССР составляла 5% мирового экспорта и 4.3% мирового импорта товаров. Ожидалось, что к 2009 году внешнеторговый оборот СНГ, включающий экспорт и импорт товаров, составит $ 1.4 трлн., а его доля в мировом товарообороте увеличится до 4.2%. Однако мировой кризис заставляет пересматривать прогнозы: в 2009 году экспорт СНГ может сократиться на 4.2% на фоне снижения мирового экспорта на 4.4 % Винник, Я. М. Изменение структуры международной торговли / Я.М. Винник // Международная торговля. - 2008. - № 5. - С. 19 - 22..
СНГ - это региональный блок, который характеризуется высокой степенью неоднородности и асимметриями в торговле, что обусловлено присутствием участника, имеющего крупномасштабную экономику, превышающую размеры экономики партнеров по блоку. Как правило, крупный размер экономики сопровождается сравнительно меньшим участием страны в региональной торговле. Во внешнеторговом обороте России торговля со странами СНГ составляет 14-15%, в то время как в ряде стран, например, Белоруссии, Грузии, Молдове, Кыргызстане - около 40%.
Аналогичная ситуация характерна и для других РТС, включающих в свой состав крупную экономику, например, для НАФТА: во внешнеторговом обороте США региональная торговля составляет около 30%, а Канады и Мексики - более 70%.
В тех региональных блоках, где отсутствует ярко выраженный лидер, например в ЕС, взаимная торговля имеет более равномерный характер.
Для измерения однородности торгового блока используется сравнение двух показателей: агрегированной доли взаимной региональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте блока, с одной стороны, и средней доли, рассчитанной как среднее арифметическое значение долей государств-участников, - с другой. Превышение второго показателя над первым указывает на неоднородность торгового блока, связанную с присутствием крупного участника. В 2007 году средняя доля региональной торговли СНГ во внешнеторговом обороте СНГ составила 36%, в то время как агрегированная - 24%.
Содружество идет по пути интеграции в глобальную экономику. В результате либерализации экономических отношений заметно возросла открытость экономики государств-участников. Наиболее распространенным индикатором открытости экономики и ее интеграции в международную торговлю и мировую экономику является отношение внешнеторгового оборота страны (региона) к ВВП, характеризующее торговую интеграцию в глобальную экономику. Все страны СНГ имеют значительное увеличение этого показателя. В настоящее время для Содружества в целом он составляет 50%, что соответствует среднему мировому уровню и опережает некоторые региональные блоки.
Рисунок 2 - Отношение внешнеторгового оборота к ВВП, %
В период экономического подъема быстрый рост внешней торговли государств-участников СНГ сопровождался увеличением их взаимной торговли. Товарооборот между партнерами возрос с $ 60 млрд. в 1995 году до 192 - в 2008 году. Однако на фоне подъема абсолютных показателей происходило устойчивое снижение относительного показателя региональной торговли - ее доли в совокупном внешнеторговом обороте СНГ. В 1990 году на товарный обмен между советскими республиками приходилось 77% всей торговли, к 1994 году его доля сократилась до 34%, а к 2007 году - до 24%. Это объясняется изменениями в географической структуре внешней торговли государств-участников СНГ. Расширяя свое участие в международной торговле, многие из них формируют торговые отношения за пределами Содружества Третьяков, Р. А. Формы изменений в международной торговле / Р.А. Третьяков // Мировая экономика. - 2009. - № 9. - С. 49 - 51..
2.2 Диверсификация товарной и географической структур стран СНГ
Для большинства партнеров сохраняет свою значимость региональный импорт, в то время как в экспорте возрастает роль партнеров из дальнего зарубежья. Для многих государств-участников СНГ главным торговым партнером становится ЕС, имеющий большую долю в экспорте Армении (45%), Азербайджана (57%), Беларуси (46%), Казахстана (45%), Молдовы (51%), России (59%), Украины (32%) (WTO, 2008b).
В результате расширения круга экспортных рынков происходит диверсификация географической структуры экспорта государств-участников СНГ. На это указывает изменение индекса концентрации экспортного рынка. Он рассчитывается следующим образом:
где EMCij - индекс концентрации экспортного рынка;
Xij - экспорт страны i в страну j;
Xi - совокупный экспорт страны i.
Индекс может принимать значения от 0 до 100, - максимума, характеризующего наличие одного единственного торгового партнера. Показатель подвержен влиянию циклических колебаний и изменению относительных цен на мировых рынках, поэтому для анализа динамики показателя, как правило, используются усредненные значения за определенный период.
Для большинства участников СНГ за время рыночных реформ концентрация экспортных рынков заметно снизилась, за исключением Азербайджана, Кыргызстана, России и Узбекистана.
Доля региональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте является важным, но не единственным показателем торговой интеграции на региональном уровне. Еще один количественный измеритель - индекс интенсивности региональной торговли, основу которого составляет сопоставление доли региональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте, с одной стороны, и доли данного региона в мировой торговле - с другой. Показатель рассчитывается следующим образом:
где RTI - индекс интенсивности региональной торговли;
ХАА и МАА - региональный экспорт и импорт региона А;
ХА и МА - совокупный экспорт и импорт региона А;
XW и MW - мировой экспорт и импорт.
Индекс принимает значение, равное 1, в том случае, если страны региональной группы торгуют друг с другом с такой же интенсивностью, что и с другими странами мира. Превышение порогового значения свидетельствует о наличии региональных предпочтений и их влиянии на географическую структуру внешней торговли.
Таблица 1
Торговая интеграция региональных блоков в 2008 году
В 2008 году взаимная торговля стран-участников СНГ составила около 24% совокупного внешнеторгового оборота, а доля в мировом товарообороте - 3.6%. Несмотря на относительное сокращение, региональная торговля СНГ сохраняет высокий уровень интенсивности, сопоставимый с другими региональными блоками.
Заметные изменения происходят в товарной структуре внешней торговли государств-участников СНГ. Сокращается число товаров, произведенных в СНГ, выдерживающих международную конкуренцию на внешних рынках. Это проявляется в росте концентрации товарного экспорта. На основе индекса Герфиндаля-Хиршмана определяется следующий показатель:
где EPC - индекс концентрации товарного экспорта;
Xij - экспорт продукта i страной j;
Xj - совокупный экспорт страны j;
n - совокупное число экспортируемых продуктов на трехразрядном уровне
Международной стандартной торговой классификации (МСТК), составляющее согласно номенклатуре МСТК не более 261. В расчет для отдельной страны включаются только те товары, экспорт которых превышает $ 100 тыс. или 0.3% ее экспорта.
Максимальное значение показателя, равное 100, характеризует ситуацию полной моноспециализации, когда весь экспорт страны состоит из одного единственного продукта. Этот показатель, так же как и показатель концентрации экспортного рынка, подвержен влиянию циклических колебаний, поэтому для анализа используются усредненные значения.
За время рыночных реформ, концентрация товарного экспорта государств-участников СНГ, за исключением Молдовы и Узбекистана, заметно возросла. Особенно высокий уровень имеют Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Туркменистан.
Другая неблагоприятная тенденция заключается в том, что в экспорте СНГ преобладают сырьевые продукты и изделия с низкой добавленной стоимостью. Основную долю товарного экспорта государств-участников СНГ составляют следующие товары:
1. Армения: ферросплавы (31%), алмазы (27%), спиртные напитки (10%), медь (6%), ювелирные изделия (4%);
2. Азербайджан: нефть (82%), орехи (2%), фрукты (1%), хлопок (1%), полиэтилен (1%);
3. Беларусь: удобрения (19%), тракторы (5%), древесина (4%), грузовые автомобили (3%), железные прутки (3%);
4. Грузия: железный лом (15%), нефть (11 %), вино (8%), безалкогольные напитки (7%), ферросплавы (6%);
5. Казахстан: нефть (56%), медь (6%), ферросплавы (5%), уголь (2%), железная руда (2%);
6. Кыргызстан: железный лом (11 %), хлопок (9%), стекло (7%), электроэнергия (7%), цветные металлы (4%);
7. Молдова: вино (20%), железные прутки (13%), железная проволока (8%), обувь (4%), спиртные напитки (3%);
8. Россия: нефть (44%), газ (6%), алюминий (3%), уголь (3%), изделия из стали (2%);
9. Таджикистан: алюминий (64%), хлопок (19%), фрукты (3%), мужская одежда (2%), хлопчатобумажные ткани (2%);
10. Туркменистан: газ (84%), нефть (5%), хлопок (2%), хлопчатобумажная пряжа (2%), полипропилен (1%);
11. Узбекистан: хлопок (20%), газ (16%), автомобили (9%), медь (9%), золото (6%);
12. Украина: заготовки из стали (10%), железный прокат (5%), листовая сталь (4%), ферросплавы (3%), удобрения (3%).
Товарная структура внешней торговли СНГ носит несбалансированный характер: в экспорте преобладают сырьевые продукты, а в импорте - изделия обрабатывающей промышленности. Структура экспорта, в которой около 56% приходится на минеральное топливо, сильно отличается от структуры мировой торговли , где большую часть экспорта (импорта), - более 70%, - составляют промышленные товары, а на минеральное топливо приходится всего 15%. Это дает основание утверждать, что минеральное топливо является областью специализации СНГ в международной торговле, так как именно в этой области региональный блок обладает выявленным сравнительным преимуществом.
В настоящее время в составе СНГ выделяют две группы стран: во-первых, чистые экспортеры (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, Узбекистан), и, во-вторых, чистые импортеры нефти (Армения, Беларусь, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Украина).
Страны первой группы имеют устойчивое положительное сальдо, в то время как большинство государств - чистых импортеров нефти, наоборот, - хронический дефицит торгового баланса. Тем не менее, во внешней торговле товарами Содружество в целом имеет устойчивое положительное сальдо, в 2008 году составившее $141.7 млрд. (43% совокупного импорта СНГ). Это создает объективные предпосылки для углубления региональной интеграции, в частности для формирования зоны региональной резервной валюты.
Накануне мирового финансового кризиса Содружеству независимых государств удалось преодолеть экономический спад, вызванный рыночными преобразованиями, и восстановить основные макроэкономические показатели (ВВП, ВВП на душу населения), а также позиции в международной торговле. В результате рыночных реформ, значительно возросла открытость экономики и торговая интеграция государств-участников СНГ в глобальную экономику. Они расширяют торговые связи за пределами Содружества, что проявляется в диверсификации географической структуры их внешней торговли и относительном снижении доли региональной торговли, однако не ведет к сокращению регионального товарооборота.
Сохраняется высокая интенсивность взаимной региональной торговли, это дает основание рассматривать СНГ как торговый блок государств, вовлеченных и в региональную, и в глобальную интеграцию. Однако следует выделить некоторые его особенности и противоречия. Прежде всего, это неоднородный характер торгового блока и заметное влияние России (обладающей крупномасштабной экономикой) на макроэкономические и торговые показатели Содружества. В условиях экономического подъема оно имеет благоприятный характер, в частности, устойчивый торговый профицит во внешней торговле способствует укреплению позиций регионального блока в мировой экономике. В кризисных условиях снижением темпов экономического роста в России может усилить рецессию в государствах-участниках СНГ. Несмотря на положительные результаты, достигнутые бывшими советскими республиками в восстановлении дореформенных позиций в экономике, мировой кризис указывает на главную проблему торгового блока - сырьевую специализацию в международной торговле Гурина, Л. Ф. Географическая и товарная структура торговли стран СНГ / Л.Ф. Гурина // Российский экономический журнал. - 2007. - № 2. - С. 37 - 39.
.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Техническая подготовка производства |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |
Курсовая работа | Методика, формирование и анализ инновационной стратегии в организациях санаторно-курортной сферы |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Государственная поддержка малого предпринимательства |