Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Экономика и закон спроса


Содержание

Ведение

Глава 1. Экономика и ее роль в обществе

1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация

1.2 Предмет экономической теории

1.3 Функции и методология экономической теории

Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса
Заключение
Список используемой литературы

Введение

Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций.

Современная экономическая теория раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства. Во всем мире быстро развиваются транснациональные и международные интеграционные связи. Экономические отношения принимают все более цивилизованный и социально ориентированный характер. В странах Запада утвердилась смешанная экономика и новая система управления национальным хозяйством, при котором государство выполняет множество социально-экономических функций.

Порядок хозяйства и общества должен быть основан на самых сильных и самых лучших побуждениях человека. Экономическая наука с самого начала ее самостоятельного существования исходит из самого сильного человеческого побуждения - собственного интереса. Экономическая теория анализирует и конструирует социальные институты и порядки деятельности, основанные на собственном интересе.

Чистая экономическая теория является могучим инструментом для анализа рациональной деятельности и ее эффективной координации. Если разумное и эффективное движение к цели является характерным признаком человека, а этика и политика стараются способствовать ему на индивидуальном и общественном уровнях, то понятно, что обе вынуждены прибегать к экономическому принципу и экономической теории.

Экономика - такая область жизни общества, с которой сталкиваются все люди. Каждый с детства что-то узнает из повседневной практики и постоянно расширяет свой кругозор. Таким способом формируется обыденное экономическое мышление, подмечаются и обобщаются многие существенные и типичные черты хозяйствования. Именно так возникают ориентиры, правила поведения людей в области хозяйственной деятельности. Исходя из здравого смысла с древнейших времен строилось всеобщее экономическое обучение в его простейшем и своеобразном виде - в форме образцов народной мудрости (пословиц, поговорок, сказаний).

В отличие от обыденного научное экономическое мышление стремится выяснить объективную истину. То есть отразить внешний мир таким, каким он существует в действительности - вне зависимости от чьих либо мнений и желаний. Углубленное понимание реальных событий дает силу ориентировки в хозяйственной деятельности. Научное мышление отражает экономику всесторонне и в ее целостности, стремится увидеть всю панораму событий. И тогда появляется возможность понять: то, что хорошо и выгодно при определенных условиях отдельному хозяйству, может быть плохо и убыточно для общества, и наоборот. Положим, покупатель заметил на рынке, что цена товара во многом зависит от изменения спроса покупателей и предложения продавцов. На каком уровне установится цена, если спрос и предложение уравновесятся? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо знать законы рыночной экономики.

Экономическая теория стремится проникнуть за покров внешней видимости хозяйственных явлений и обнаруживает сущность - их внутреннее содержание. Однако для этого надо в совершенстве владеть всей совокупностью способов и приемов, применяемых для научного познания экономических отношений.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений - экономическими связями и экономическими отношениями пронизаны все сферы общества, все виды деятельности людей. Только теоретически подготовленные, экономически грамотные специалисты, могут на практике воплотить полученные знания, реализуя конечную цель своей деятельности - наиболее эффективное функционирование рыночного механизма, а соответственно и всего народного хозяйства страны.

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность экономической теории, ее роль в жизни общества. Для достижения поставленной цели в каждой части данной работы ставились определенные задачи, сущность которых изложена ниже.

В первой части работы рассматривается главная функция, структура и системная организация экономики, дается характеристика человеческим потребностям, как основному побудительному мотиву производственной, распределительной и обменной деятельности людей. Во второй части рассматривается собственно предмет экономической теории. В третьей части работы анализируется сущность экономической теории как науки, то есть изучаются функции и методология экономической теории.

Во второй главе работы рассматривается одна из самых фундаментальных рыночных категорий - спрос. Анализируется закон спроса и такая его основная характеристика, как эластичность.

При выполнении курсовой работы использовалась литература экономистов-теоретиков, учебники и учебные пособия. Применялись методы экономической статистики и математического моделирования.

Глава 1. Экономика и ее роль в обществе

1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация

Главная функция экономики. По моему мнению, изучение роли экономики в обществе следует начать с исходного вопроса о том, что такое экономика. Экономика - такая сфера деятельности людей, в которой создается богатство для удовлетворения их разнообразных потребностей.

Современной экономикой принято называть национальное хозяйство. Оно состоит из различных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и другие виды хозяйственной деятельности), куда входит множество соответствующих предприятий. Все они создают блага и услуги, необходимые для жизнедеятельности людей. Экономика постоянно производит два основных рода богатства: предметы потребления и средства производства.

Значение экономики для общества определяется тем, что она непрерывно обеспечивает его предметами потребления (пищей, одеждой, жилищами и другими полезными вещами), без которых не может существовать ни один человек. Отсюда очевидна главная функция (назначение) народного хозяйства - производить богатство, удовлетворяющее разнообразные потребности людей. [6. c. 34-46]

Вполне естественно, что о степени развитости хозяйства мы судим по показателям производства продукции первого рода - по объему, разнообразию и качеству предметов потребления и по степени обеспеченности ими жителей. При этом экономическая теория изучает не быстро протекающие и случайные события, а стремится к научным обобщениям типичных фактов, для чего она обращается к экономической статистике. Последняя дает точное описание и измерение количественных процессов, которые свойственны массовым явлениям хозяйственной жизни на протяжении продолжительного периода - 10, 20 и более лет.

Выполнять главную функцию национального хозяйства невозможно без изготовления натурального богатства второго рода - средств производства (хлопка, нефти, металла, древесины, станков и т. п.). Выше говорилось, что о состоянии экономики судят по показателям производства продукции первого рода, но без производства средств производства не будет и предметов потребления, следовательно, не менее важен и другой показатель - объем выпуска средств производства на душу населения.

Помимо натуральных форм богатство общества существует и в совершенно другом виде. В начале развития товарного хозяйства (3 - 5 тыс. лет тому назад) появился третий род богатства - деньги. Деньги являются воплощением и знаком стоимости товаров, средством обращения (купли и продажи материальных благ). С их помощью необычайно облегчился и ускорился рыночный обмен, что благоприятно сказалось на расширении производства всех полезных вещей. Вместе с тем возникла особая сфера обогащения людей - в отличие от накопления натуральных продуктов: нажива посредством увеличения стоимости, денег (этим первоначально занимались купцы и ростовщики). [3. c. 60-89]

Современная экономика представляет собой единый процесс производства богатства в его двух естественных видах и в стоимостной, денежной форме. Поэтому достоверно судить о развитии народного хозяйства можно лишь при сопоставлении натуральных и стоимостных статистических показателей. Они сигнализируют о той или иной, так сказать, траектории (линии движения) экономики. Какова же эта траектория?

Если посмотреть в статистическом сборнике о развитии экономики на цифры, которые характеризуют увеличение стоимости выпускаемой продукции в какой либо стране за длительный период, то будет видно, что в данном случае национальное хозяйство словно поднимается вверх по прямой линии. Но если внимательно проследить действительное движение продукции в ее натуральном виде, то мы столкнемся с парадоксом.

Дело в том, что экономике свойственны воспроизведенные процессы. Все создаваемые материальные блага рано или поздно исчезают при их использовании, потреблении. Из-за этого необходимо воспроизводить - непрерывно возобновлять процесс создания новых предметов потребления и средств производства взамен выбывающих. В результате хозяйственная деятельность по изготовлению каждого вида благ продвигается словно бы по круговой траектории. И только суммарные статистические показатели могут создавать видимость прямолинейного движения хозяйства страны.

В ходе воспроизводства своей материальной жизни люди получают из окружающей природной среды вещества и энергоносители и, в конце концов, возвращают обратно ненужные производственные отходы. Это в какой-то мере напоминает круговорот веществ в природе. Однако в обществе происходит иной круговорот, связанный с созданием «второй природы» - наиболее благоприятной для людей искусственной среды обитания и деятельности.

Общественное богатство совершает движение по такому наибольшему по масштабам кругу: производство - распределение - обмен - потребление.

Начальной фазой является непосредственное производство - созидательный процесс изготовления полезных продуктов. В это время работники приспосабливают вещество и силы природы к удовлетворению человеческих потребностей (скажем, из древесины изготавливается мебель). Производство имеет основополагающее значение для всей экономики. Если не создан продукт, то, естественно, нечего распределять, обменивать и потреблять. Эту непреложную истину особенно остро ощущает население стран с низким уровнем национального хозяйства. Здесь невозможно решительно поднять благосостояние народа. Убедительной иллюстрацией служат, положим, данные о производстве валового внутреннего продукта (суммы стоимости товаров и услуг, созданных в стране), в расчете на душу населения. Если валовой внутренний продукт в расчете на душу населения, произведенный в США в 1992 году принять за 100%, то этот показатель составил в Германии 89,1, в Японии - 87,2, Канаде - 85,3, а в то же время в Танзании - 2,7, Мозамбике - 2,5 и Эфиопии - 1,5%.[4. c. 47-59]

Распределение - такая фаза круговорота, где устанавливаются количественные соотношения прежде всего при производстве разных благ в соответствии с видами человеческих потребностей. Чтобы создавать все многообразие полезных вещей, требуется разместить работников и орудия труда по неодинаковым родам и видам хозяйственной деятельности. Такое разделение труда со временем все более углубляется и расширяется.

Распределению, в конечном счете, подлежит доход, образующийся в результате затрат труда и средств производства. В связи с этим выявляется доля каждого человека в созданном богатстве. Она зависит, с одной стороны, от количества изготовленных благ. По мере роста производства увеличивается и объем распределяемого дохода. С другой стороны, сам способ распределения продуктов может оказывать сильное воздействие на увеличение размера выпуска изделий. Вряд ли нужно доказывать, что чем больше дохода получает работник за свою хозяйственную деятельность, тем лучше он работает. И наоборот, если распределение не вызывает материальной заинтересованности людей в результатах труда, то это отрицательно сказывается на выпуске изделий.

Обмен - как важная форма экономической связи между людьми - прежде всего глубоко вторгается в производство. Ведь разделение труда вынуждает работников совершенствовать свои способности в разных направлениях. Из-за этого возникает необходимость обмениваться способностями и деятельностью в целях получения общего хозяйственного результата. Такое сотрудничество можно наблюдать, положим, на автомобильном заводе, продукция которого - плод совместного труда конструкторов, инженеров, технологов, рабочих разных профессий и многих других людей, включая управленческий персонал.

Доставшиеся от распределения блага зачастую нельзя израсходовать для личного потребления, если люди нуждаются в совершенно других вещах. Тогда происходит обмен продуктами труда.

Потребление в первую очередь непосредственно связано с производством. На предприятиях расходуются жизненные силы и способности работников. Используется также сырье, топливо, машины и другие вещественные условия выпуска продукции, то есть совершается производительное потребление.

Вместе с тем потребление составляет особый - заключительный - этап движения продукта, когда он идет на удовлетворение личных нужд людей. В это время полезные вещи известным образом исчезают в процессе непроизводительного потребления, после чего их требуется заново создавать.

Потребность вообще - это особое психологическое состояние человека, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», несоответствие между внутренними и внешними условиями жизнедеятельности. Поэтому потребность становится побудителем активности, направленной на устранение возникшего несоответствия. Человек изыскивает реальные возможности удовлетворить потребности, а при отсутствии таких возможностей - подавляет или заменяет данную потребность другой, наиболее близкой к ней. Так нельзя поступить только с нуждами, прямо связанными с жизнеобеспечением.

Человеческие потребности весьма многообразны. В частности, по субъектам (носителям потребностей) различаются индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) запросы людей подразделяются на материальные, духовные, этические и эстетические. По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления работоспособности) и экономические.[12. c. 119-136]

Чтобы точнее изучить динамику потребностей, статистика разделила предметы потребления на три основные группы: продовольственные товары; промышленные изделия, входящие в обычный набор потребителя и высококачественные блага длительного пользования.

Вполне очевидно, что для правильной ориентации в практической хозяйственной деятельности важно знать, какие сдвиги происходят в структуре покупок населения каждой страны за определенный период. Это позволяет своевременно переключиться на выпуск новых и более высококачественных продуктов, искать пути их продвижения на внутреннем и международном рынках.

И с теоретической и с практической точек зрения несомненный интерес представляет вопрос, каковы варианты соотношения между потребностями, потреблением и производством в сегодняшней мировой экономике, в какой взаимосвязи они находятся.

В хозяйственной жизни разных стран складываются три основных критерия соотношений между производством - с одной стороны, и потребностями и потреблением населения - с другой стороны.

Занимаясь той или иной хозяйственной деятельностью, человек не всегда замечает, что его работа составляет определенное звено в большой цепи экономических отношений.

То, что экономические отношения могут прочно связать отдельного человека с мировым хозяйством, мы можем видеть на примере простого фермера, который занят выращиванием пшеницы для продажи на рынке. Фермер надеется получить выручку от реализации товара, исходя из простых арифметических подсчетов: умножает предполагаемое количество собранного зерна на его рыночную цену, установившуюся в момент посева. Но действительная продажная цена, по которой приходится сбывать пшеницу, не всегда оправдывает надежды. Цена на внутреннем рынке зависит от общего урожая зерновых культур: она упадет в очень урожайный год и поднимется в неурожайный. На уровень цены повлияют также размеры ввоза в страну или вывоза зерна за границу, спрос на него на мировом рынке. Чтобы не ошибиться в расчетах, необходимо знать, в какой связи находится положение отдельного хозяйства со всей совокупностью экономических отношений, включая и международные.[9. c. 23-40]

Независимо от того, осознает человек этот факт или нет, он объективно находится в определенной системе взаимоотношений, которая развивается по свойственным ей законам. Экономическая система - это целостная совокупность прочно взаимосвязанных хозяйственных отношений. Такая система, как уже отмечалось выше, обладает тремя характерными чертами:

- единством и целостностью всех ее составных частей. Так, рассматривая экономику как единый хозяйственный организм, установлена взаимосвязь всех ее составных частей: «производство - распределение - обмен - потребление»;

- взаимозависимостью материально-вещевой стороны хозяйствования и его общественной стороны;

- сложностью структуры - каждый элемент сложного экономического целого выступает как его системная часть (или подсистема - соподчиненная часть более широкой системы). Например, современное производство имеет две подсистемы: сферы материального и нематериального производства.

После того, как в первой части достаточно основательно была рассмотрена сущность экономики, можно перейти к ознакомлению с предметом экономической теории.

1.2 Предмет экономической теории

Экономика как особая область жизнедеятельности по своему определению - область особых, специфических отношений людей. Именно люди как субъекты экономики делают выбор и принимают решения, инвестируют капитал, соединяются со средствами производства, реализуют товары, получают доходы, платят налоги, оценивают эффективность деятельности, используют доходы для содержания членов семьи и инвестиций. Именно субъекты экономики вступают друг с другом в отношения по поводу производства и обмена продуктами и получения дохода от их реализации, ступают в отношения с государством не только по поводу выплат из своих доходов, но и получения от государства субсидий, дотаций и других средств и т.д. Перечень разновидностей отношений в экономике можно продолжать. По мере развития экономики эти отношения усложняются, появляются новые субъекты и новые формы отношений, а присвоение продуктов и доходов осуществляется все новыми и новыми участниками этого процесса. в экономической теории это усложнение отношений находит выражение, например, при последовательном анализе экономического кругооборота от его простейших форм до усложненных - с участием государства и внешнеэкономических отношений, при переходе от анализа индивидуального воспроизводства к анализу макроэкономических проблем и т.д.[2. c. 12-49]

Вся совокупность отношений людей в процессе экономической деятельности настолько сложна, что, на первый взгляд, не поддается систематизации. Однако более детальный анализ показывает, что все отношения участников экономической деятельности могут быть систематизированы по нескольким критериям.

Во-первых, по критерию движения ресурсов и продуктов от производства к потреблению. Экономические отношения в данном аспекте выступают как отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ. На каждой стадии единого процесса воспроизводства они получают разные формы, а в отношения вовлекаются все новые и новые субъекты.

Во-вторых, по критерию принятия рациональных экономических решений. Экономический выбор ставит перед субъектами экономической деятельности трудную задачу принятия обоснованных решений при ограниченных ресурсах. Это означает, что на передний план выступает принцип классификации экономических отношений, исходя из другой линии и логики действий - учета тех объективных факторов, которые определяют принятие решений и их реализацию в условиях системы рынков, различных видов конкуренции и т.д.

Названные критерии классификации не только не исключают, но и предполагают друг друга. Однако нельзя не видеть и особенностей данных классификаций. Первая делает упор на последовательность отношений, их субординацию по мере движения продукта от производства к потребителю. Вторая классификация в центр внимания ставит проблему взаимосвязи отношений в процессе в процессе функционирования рыночной системы и поиска рационального выбора решений. Следовательно, неизбежно должны различаться последовательность и логика взаимосвязи элементов экономических систем при их теоретическом анализе.

В-третьих, экономические отношения различаются по критерию характера воздействия тех или иных факторов на развитие экономической системы. Этот аспект особенно важен, когда экономика анализируется с точки зрения ее развития. В данном случае выделяются прежде всего технико-экономические отношения. Их особенность состоит в том, что они непосредственно не определяются отношениями спроса и предложения, а зависят от уровня техники и имеющихся технологий.

При данном уровне развития техники производство и удовлетворение потребностей определяются техническим уровнем средств труда, наличием современных информационных систем и т.д. Современное производство на рубеже ХХI века требует не столько индустриальных, основанных на использовании машинных способов производства, сколько новых постиндустриальных технологий. Отсталость технологических условий сказывается на всех сторонах экономики, ограничивает свободу выбора рациональных решений. Лишь по мере развития техники и технологий создаются условия для развития системы, перехода ее в новое состояние.

Вторая группа - отношения социально-экономического присвоения благ, или отношения собственности. Именно они определяют социально-экономический характер системы и ее противоречия, а также стимулы развития системы, заключенные в характере распределения факторов и результатов производства.

Третья группа отношений - организационно-экономические, или организационно-управленческие отношения. В системе всех экономических отношений они определяют зависимость развития экономики от ее институтов, организации и управления. Экономические отношения изменяются под воздействием управления экономикой, благодаря чему открываются новые возможности для динамичного развития системы. Организационно-управленческие отношения осуществляются через деятельность экономических институтов общества, включая организационно-правовые структуры, учреждения, правовые и другие нормы и т.д. Именно эти отношения являются базой для институциональной экономики.[10. c. 79-102]

Таким образом экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода. Все эти отношения сосуществуют в данный момент времени и взаимодействуют между собой.

Задача любой науки состоит в анализе реальных процессов, фактов, выявлений внутренних взаимосвязей, определении закономерностей и тенденций изменения явлений. Не является исключением из этого и экономическая теория. Вся история экономической теории показывает, что это был постоянный поиск целостного системного анализа экономической жизни общества, стремления описать, объяснить и предвидеть тенденции развития, выяснить законы экономической жизни, обосновать способы наиболее рациональных экономических решений.

Экономическая теория, как и другие социальные науки, имеет ряд особенностей по сравнению с естественными науками. Во-первых, экономическая теория имеет дело с деятельностью людей и в силу этого является общественной, социальной наукой в отличие от естественных наук, которые изучают не опосредованные волей и сознанием людей явления и процессы. Во-вторых, экономические действия и, следовательно, экономическая теория прямо связаны с экономическими интересами и идеологией. Это ставит перед экономической теорией задачу постоянно обращаться к другим социальным наукам и дисциплинам: социологии, политологии, истории и т.д. В-третьих, в силу прямой связи экономической теории с экономическими интересами людей экономическую теорию интересуют не просто рациональные экономические решения, а необходимость реализации этих решений при учете социально справедливого распределения продуктов и благ, признаваемого обществом.

Предметом экономической теории являются экономические отношения в обществе.

Поскольку экономические отношения представляют в обществе целостную систему, то предмет экономической теории имеет и другое определение.

Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений в обществе.

Экономическая теория, опираясь на изучение реальных экономических процессов, вырабатывает основу для принятия эффективных решений применительно как ко всей экономике, так и при решении конкретных задач. Поскольку принятие этих решений предполагает в первую очередь всестороннее изучение объекта, т.е. того, что он собой представляет, исходная задача экономической теории - определения содержания и структуры экономической системы. Только поняв систему, ее особенности можно принять рациональные экономические решения, сделать правильный экономический выбор.[14. c. 37-65]

В силу сложности экономических систем экономическая теория в современных условиях представлена совокупностью направлений и школ. Однако несмотря на имеющиеся различные методологические подходы к анализу экономики, в современных условиях сформировалась достаточно стройная структура современной экономической теории.

Составные части современной экономической теории и непосредственный предмет ее отдельных частей могут быть правильно определены в контексте двух основополагающих признаков.

1. Экономическая теория развивается вместе с обществом - экономика и теоретические взгляды на экономику эволюционируют вместе с развитием реальных экономических отношений.

2. усложнение экономических отношений, появление новых моделей экономических систем неизбежно порождает дифференциацию экономической теории и возникновение новых направлений и школ.

В условиях переходной экономики содержание и название дисциплин, составляющих экономическую теорию определяют, с одной стороны, общемировые тенденции развития науки, а с другой стороны, особенности объекта исследования - реальной переходной экономики.

1.3 Функции и методология экономической теории

Из существа экономической теории вытекают ее функции. Однако при их изучении возникают определенные трудности. Дело в том, что в отечественной экономической литературе издавна применяются устоявшиеся и оправдывающие себя термины и понятия. В западной литературе (в первую очередь в экономикс) при характеристике одних и тех же явлений применяются разные термины и понятия. Поэтому для облегчения международного общения важно овладевать как отечественными, так и зарубежными понятиями и терминами.

С этих позиций кратко ознакомимся с основными функциями экономической теории: познавательной, прогностической и практической.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономикс все это обозначено как «описательная наука», занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

Нельзя переоценить значение фактов для подлинных научных исследований. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. К добротному научному материалу относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документы, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т. п. Только такие источники информации позволяют избежать ошибочных теоретических построений, оторванных от реальности.

Чтобы глубже познать изучаемые процессы, ученые прибегают к теоретическим обобщениям реальных фактов, открывают тенденции и законы хозяйственного развития. В западной литературе в этом случае пишут о позитивной экономической теории, которая путем анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей. При этом применяются: экономический анализ (из соответствующих фактов выводятся экономические закономерности); экономические модели (абстрактное, отвлеченное от второстепенных моментов обобщение действительности) и экономические принципы, законы (обобщение мотивов и практики хозяйственного поведения людей). Все это позволяет лучше предвидеть ход экономического развития. [3. c. 49-57]

Прогностическая (гр. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории заключается в формировании научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция во многих случаях связана с разработкой соответствующих плановых критериев и показателей. Она приобретает важное значение в связи с составлением планов и прогнозов развития предприятий и национального хозяйства.

В экономике хозяйственное предвидение часто сводится только к способности частных предпринимателей принимать рациональное или целенаправленное решение, основанное на учете выгод и производственных затрат, которые могут быть следствием их действий.

Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования. В западной литературе в таком случае пишут о нормативной экономической теории - научном направлении, которое определяет, какой должна быть экономика и хозяйственная политика государства.

В последние десятилетия значительно повысился уровень мировой экономической науки, что связано с широким применением математических методов и статистики для изучения усложнившихся хозяйственных процессов и разработки практических проблем. Начиная с 1969 года, Шведская академия наук ежегодно стала присуждать Нобелевские премии по экономике за лучшие научно-практические разработки. Всего насчитывается свыше тридцати лауреатов Нобелевской премии, внесших вклад в практическую разработку экономических проблем.

Методология экономических исследований - учение о способах научного исследования. Во всякой науке используется определенная сумма методов исследования. Эти методы подразделяются на: всеобщие (философские), вооружающие все области познания, например, метафизический и диалектический методы, общенаучные - исторический, логический, математический и др. и специфические - для каждой области науки. В экономической теории применяются два противоположных философских метода - метафизика и диалектика.

Метафизика рассматривает все явления разрозненно, в состоянии покоя и неизменности. Такой подход к изучению экономики допускается в тех случаях, когда приходится тщательно анализировать какой-то элемент системы в отдельности или выяснять внутреннюю структуру хозяйственных отношений, не принимая в расчет любые их изменения.

Так, основоположник американской школы политической экономии Дж. Кларк в книге «Распределение богатства» впервые рассмотрел состояние техники, технологии, организации производства и распределении доходов общества в статике (неизменном виде) и в динамике (под воздействием прогрессивных перемен). Кларк Дж.Б. Распределение богатства. Пер. с англ. М.:1992. с. 46 - 48

Экономическая теория полнее отражает действительность, если берет на вооружение диалектику - учение о наиболее общих закономерностях становления и развития всех явлений природы, общества и мышления. Выдающийся немецкий философ Георг Гегель (1770-1831 гг.) - создатель систематической теории диалектики - центральное место в этой теории отводил противоречию. Последнее он рассматривал как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих друг друга противоположностей. Это, разумеется, в полной мере относится и к экономике. [16. c. 38-49]

При изучении хозяйственных процессов авторы, например, Экономикс, констатируют наличие противоречий в рыночной системе, в управлении всей экономикой и в других областях хозяйственной деятельности. Так, профессора К. Макконнелл и С. Брю пищут в экономикс: «Не существует экономических систем без слабостей и недостатков». Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс. Т. 1 стр. 16 В частности, они доказывают и необходимость, и «несостоятельность» государственного сектора экономики, приводят аргументы в пользу равенства в распределении доходов и против равенства, а также выставляют аргументы «за» и «против» рынка. [11. c. 14-30]

Диалектический метод отражает не только противоречия, но и неотрывность и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целостность казалось бы несоединимые стороны явления. Поэтому в хозяйственной деятельности возникают различные формы, позволяющие находить компромисс (соглашение между различными сторонами, достигаемое путем уступок).

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе - исторический метод, который позволяет рассматривать хозяйственные системы последовательно их историческому развитию. Такой подход помогает конкретно и наглядно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Однако исторический подход к анализу хозяйственной деятельности таит в себе существенные недостатки. Обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднять серьезное теоретическое изучение экономики. Подобным путем не удается четко выявить типические черты систем производства. Преодолеть эти недостатки помогает логический метод.

Логический метод позволяет применить законы и формы правильного мышления. Это служит непременным условием достижения истинности высказываемых предположений и выводов.

Использование логического метода помогает глубже понять причинно-следственные зависимости в экономике. Люди не всегда замечают, что между хозяйственными процессами существуют определенные объективные связи. Последние изменяются по времени и в пространстве с естественной последовательностью, которую можно назвать объективной логикой (внутренней закономерностью развития хозяйственных явлений). Если, скажем, по какой-то причине приостанавливается добыча нефти, то это с неизбежностью влечет за собой множество нежелательных последствий: прекращают работать нефтеперерабатывающие заводы, предприятия нефтехимии, не производится моторное топливо, отключаются тепловые электростанции и т. д. Чтобы освободиться от стихийных сил хозяйственного развития, или, по крайней мере, уменьшить их разрушительные последствия, экономическая наука стремится как можно полнее и глубже познать объективную логику экономического развития в масштабе каждого предприятия, страны и всего мира. Полученные теоретические и практические выводы используются для прогнозирования и улучшения управления хозяйством. [3. c. 54-57]

Рассмотрение качественных признаков экономических систем дополняется изучением количественной стороны хозяйственных процессов при помощи методов математики и статистики. В экономической теории широко применяются специальные разделы данных наук: экономико-математические методы и экономическая статистика.

Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу - выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.

Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса

В условиях свободного рынка взаимоотношения собственников товаров и денег складываются естественным порядком и никем не регулируются. Рынок превращается в арену своеобразной экономической демократии, чем он решительно отличается от всякого нормированного распределения продуктов. В свободной оценке товаров, учитывая их стоимость и полезность, участвуют и продавцы и покупатели. Таким способом открывается или закрывается путь всякому продукту в сферу потребления. Итоги этой деятельности отражаются в рыночных ценах.

Рыночная цена - это фактическая цена, которая определяется в соответствии со спросом и предложением товаров. В зависимости от разных условий купли-продажи благ и услуг устанавливаются неодинаковые виды цен: свободные, договорные (контрактные), регулируемые, государственные, оптовые, розничные, тарифы, биржевые и аукционные цены.

Кроме государственной, твердо фиксированной цены, все другие их виды в той или иной мере имеют общее свойство - они изменяются под воздействием конъюктуры (стечения различных обстоятельств) рынка. В свою очередь, цены закономерно влияют на экономическое положение продавцов и покупателей, их заинтересованность в купле-продаже товаров. Проанализируем это взаимодействие. Вполне естественно начать при этом с одной из самых фундаментальных рыночных категорий - спроса. [3. c. 167-205]

Спрос - это платежеспособная потребность, то есть сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за какие-то нужные им товары.

Рассмотрим сначала качественную сторону спроса. Очевидно, что спрос самым теснейшим образом связан с потребностями людей. Однако далеко не всякая потребность может быть и действительно бывает учтена рынком. Для этого она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации. Часто говорят, что спрос определяется максимальными возможностями покупателя или его максимальной готовностью заплатить за товар.

Естественно, что спрос нельзя отождествлять с потребностью как таковой: если человек испытывает нужду в каком-то благе, но у него нет денег, то он не обладает покупательским спросом.

Вместе с тем у любого явления имеется и количественная сторона. И именно в отношении количественных характеристик спроса в нашем сознании бытует множество превратных представлений. Прежде всего далеко не всегда осознаются те конкретные ограничения, при которых вообще имеет смысл говорить о величине спроса. А величина (или объем) спроса определяется именно тем максимальным количеством данного блага, которое может приобрести данный покупатель (покупатели) за данный период времени при данных условиях.

В этом определении важны оба уточнения. Во-первых, объем спроса - это поток, протекающий во времени. Поэтому надо всегда четко определять, к какому периоду времени относится данная величина спроса. Во-вторых, условия, при которых формируется данный объем спроса, чрезвычайно важны, так как именно они характеризуют ту среду, в которой находится принимающий решение о покупке потребитель. Попробуем выделить в этой среде главные факторы, воздействующие на выбор покупателя:

- цена данного товара (Р);

- цены товаров, заменяющих данный в потреблении, или товаров-субститутов (Рs1,…, Рsn);

- цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплементарных благ (Рс1,…,Рсm);

- доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

- вкусы и предпочтения потребителя (Z);

- объективные, естественные (внешние) условия потребления (N);

- ожидания потребителей (E).

Зависимость величины спроса от соответствующих указанным факторам величин называется функцией спроса:

Qd = f(P, Ps1,…, Psn, Pc1,…, Pcm, Y, Z, N, E).

Функция спроса, взятая в таком обобщенном виде, позволяет описать зависимость между указанными переменными даже в том случае, когда точное количественное соотношение между ними неизвестно. Например, зная, что при повышении цены на хлеб с 2500 до 3000 объем спроса на него уменьшится, мы можем не знать, на сколько именно он уменьшится, но мы можем выразить зависимость между ними в общей функциональной форме:

При P Qd

Конечно, можно расширить данный список факторов, воздействующих на спрос (детерминант спроса). Однако и приведенной совокупности вполне хватит, чтобы обречь практика на долгие наблюдения и вычисления. Поэтому чаще всего поступают обратным образом: сокращают число принимаемых во внимание факторов до необходимого минимума. Фактически это означает, что прочие факторы считаются неизменными. В крайнем случае получается зависимость объема спроса от цены данного товара: Qd = f(P).

Эту зависимость уже достаточно легко оценить, проводя соответствующие измерения и обобщая полученные в ходе статистических наблюдений данные в виде таблиц (шкал) либо графиков. [8. c. 105-167]

Предположим на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл. 1).

Таблица 1 Шкала спроса

Цена яблок (руб. за кг)

2000

1500

1300

1000

800

500

Продано (тонн)

2

4

6

9

15

25

Шкала спроса показывает, сколько товаров можно купить по различным ценам за данный период. Анализ этой шкалы позволяет легче выявить взаимозависимость цены и спроса.

При всем многообразии определяемых таким образом конкретных функций спроса их объединяет одно общее свойство: с ростом цены (при прочих равных условиях, т.е. когда значения всех факторов, перечисленных выше не меняются) количество товара, которое способен приобрести потребитель, сокращается (точнее не растет). Именно эта эмпирически выведенная зависимость и является законом спроса. Соответственно выражающая ее на графике кривая спроса (рис. 1) имеет поэтому отрицательный наклон.

Р

Р1

Q1 Q

Рисунок 1

Вместе с тем взаимосвязь цены и покупаемого количества можно рассматривать и в обратном направлении. В таком случае та же самая кривая спроса на том же самом графике будет показывать, какую именно максимальную цену готов заплатить данный потребитель за данное количество товара (рис. 2).

Р

Р1

Q1 Q

Рисунок 2.

А в аналитической форме такая обратная зависимость максимальной цены, которую в состоянии заплатить данный покупатель, от количества покупаемого товара соответственно может быть выражена в виде обратно функции спроса: Pd = h(Q0).

Такая обратная зависимость также является убывающей: максимальная цена при покупке большого количества того же самого товара всегда снижается (например, оптовые скидки).

Пересечение горизонтальной и вертикальной осей графика кривой спроса выражает, с одной стороны тот факт, что даже бесплатное потребление любого данного блага за ограниченный период времени имеет свои пределы, а с другой стороны, что далеко не все товары покупаются нами даже в очень небольших количествах (или, по обратной функции спроса, чаще всего существует максимальная цена, выше которой потребитель вообще не будет приобретать данный товар).

Когда цена товара изменяется, то имеет место движение вдоль кривой спроса. Когда изменяется по крайней мере одно из «прочих равных» условий - цены на другие товары, доход, вкусы и предпочтения и т.д. - происходит сдвиг самой кривой спроса. Важно различать движение вдоль кривой спроса и сдвиг самой кривой - отражающие соответственно изменение величины (объема) спроса и изменение спроса. [8. c. 140-167]

Коме того, необходимо учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты. Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).

Для измерения чувствительности изменения функции к изменению аргумента в экономике часто изучают связь не абсолютных изменений в переменных, а их относительных изменений.

Для этих целей используется показатель эластичности, введенный в экономический анализ А.Маршаллом. эластичностью данной величины можно считать измеряемую в относительной форме степень изменения ее значения в ответ на изменение значения другой сопоставимой с ней при анализе величины. В аналитическом выражении эластичность (величины спроса Q по цене Р (или просто ценовая эластичность спроса) может быть найдена исходя из соотношения относительных изменений объема спроса и цены. Иногда пренебрегая формальными тонкостями, говорят, что ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на один процент.

Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения спроса («чувствительность» его объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса (Кс).

Кс = Рост объема спроса (в %)/Снижение цен (в %)

Эластичным спрос бывает тогда, когда величина спроса изменяется на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении цены автомобиля на 1% объем продаж снизился на 2%. В этом случае:

Кс =-2%/1%= -2

Величина эластичности спроса по цене всегда отрицательна, ибо числитель и знаменатель дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности спроса по цене (за долгосрочный период со знаком минус): канцелярские принадлежности - 0,6; бензин - 1,5; жилье - 1,9; кино - 3,9.

Абсолютное значение коэффициента эластичности может изменяться в диапазоне от нуля до бесконечности, однако важной границей является единица, поскольку она разделяет реакцию, превышающую исходный импульс, и менее чувствительные изменения. При | Кс | меньше 1 степень изменения, например, объема спроса меньше исходного изменения цены - значит мы имеем дело с товаром неэластичного (жесткого) спроса. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или не понижались цены на электроэнергию или коммунальные услуги, спрос на них неизменен. При единичной эластичности |Кс| = 1, исходный импульс и ответная реакция совпадают по относительной величине. Если же | Кс| больше 1, то можно говорить о товаре эластичного (гибкого) спроса (рис. 3).

Р

3

1

2

Q

Крайними случаями являются: с одной стороны, нулевая эластичность (прямая 1). В этом случае кривая спроса строго вертикальна: Q = 0 при любых изменениях цены, т.е. величина спроса совсем не реагирует на изменения цены. С другой стороны, это бесконечная эластичность (прямая 2). В этом случае кривая спроса строго горизонтальна: Q = при самых незначительных изменениях цены, то есть объем спроса при малейшем соответственном росте или падении цены снизится до 0. кривая спроса с постоянной эластичностью - это график степенной функции - гипербола (кривая 3).

Рассмотрим основные факторы, влияющие на величину коэффициента ценовой эластичности спроса. Прежде всего, это степень необходимости данного вида товара для данного потребителя. Очевидно, что чем она выше, тем менее эластичен спрос на такие товары. При Кс меньше единицы мы чаще всего сталкиваемся с предметами первой необходимости, а Кс больше единицы обычно имеют предметы роскоши. [3. c. 167-198]

Далее важной является степень заменяемости данного блага другими, аналогичными для данного потребителя. Проще говоря, чем больше у данного товара субститутов, тем выше эластичность спроса на него. Особым случаем степени заменяемости товаров фактически является проблема определения границ его сходства и различия с другими товарами: чем шире круг конкретных предметов, считаемых нами однотипными и охватываемыми данным понятием, тем меньше эластичность спроса на такую группу. Например, известно, что спрос на хлеб в нашей стране неэластичен. Однако если мы от понятия «хлеб в целом» перейдем к различению понятий «черный хлеб» и «белый хлеб», а затем - к рассмотрению уже по отдельности спроса на различные сорта белого и черного хлеба, да еще станем как самостоятельные виды товара рассматривать, например, бородинский хлеб, продающийся в данной области, городе, районе и даже в конкретной булочной - то мы, проведя соответствующие наблюдения и исследования, сразу увидим, что с последовательной конкретизацией понятия «хлеб», а фактически - с сужением круга охватываемых этим понятием товаров, коэффициент эластичности спроса будет постоянно возрастать. Так что владелец конкретной булочной, решивший существенно поднять цену на конкретный сорт хлеба, продающийся в его магазине, может обнаружить по реакции покупателей, что коэффициент эластичности спроса на данный товар значительно выше единицы, особенно если у него достаточно заменителей, да и другие булочные, торгующие по прежним ценам, находятся неподалеку.

Еще один фактор ценовой эластичности спроса - удельный вес расходов на данный товар в общем бюджете данного потребителя. Очевидно, что при прочих равных условиях потребитель скорее всего будет более чувствителен к изменению цен тех товаров, чья доля в его общих расходах выше.

Наконец, немаловажен и период времени, за который определяется реакция потребителя. Нередко изменения в условиях потребления являются такими, на которые в полной мере отреагировать потребитель может лишь спустя определенный срок. Поэтому обычно величина коэффициента эластичности с ростом временного интервала повышается.

Коэффициенты эластичности различных видов широко применяются в научной и практической экономической деятельности. Они позволяют переводить на язык конкретных цифр связи между самыми разнообразными экономическими явлениями и процессами. [11. c. 79-105]

Заключение

Страны с переходными экономиками переживают период всесторонних и радикальных преобразований, затрагивающих все сферы жизни общества. Их успех во многом зависит от того, в какой степени осуществляемые меры позволяют обеспечить рост эффективности экономики и социальный прогресс. Переходная экономика анализируется представителями всех направлений экономической науки, однако, экономическая теория по-особому подходит к анализу ее содержания и опыта. Она анализирует основные закономерные тенденции процесса преобразований, социально-экономическую структуру и экономический строй переходной экономики, а также определяет наиболее общие принципы и формы преобразований. При этом экономическая теория опирается на обобщение реальных фактов преобразований, анализируя их во внутренней взаимосвязи и противоречивости.


На современном этапе рыночной экономики в стране предъявляются высокие требования к уровню экономических исследований, методам хозяйственного руководства.

Сейчас, когда возрастает конкурентная борьба между товаропроизводителями, только глубокий научный подход к руководству производственно-коммерческой деятельностью предприятия обеспечит максимизацию прибыли, позволит предприятию в полной мере использовать свои преимущества.

Необходимыми условиями дальнейшего повышения эффективности производства являются овладение точными методами количественного анализа, широкое использование математики в бизнес-планировании. Современная компьютерная техника способна точно решать сложные и большие по объему экономические задачи, которые в иных условиях неизбежно решаются условно и приближенно.

В нашей стране накоплен большой опыт решения экономико-математических задач. Успешно развиваются методы оптимального планирования. Решено значительное количество практических задач по составлению оптимальных планов - от сравнительно простых, например, маршрутизации перевозок или уменьшения отходов при раскрое материала, до сложных проблем оптимального размещения и специализации производства на различных производственных площадках предприятий.

Рассмотренные в данной работе темы относятся к кругу проблем методического и методологического обеспечения экономической теории как науки, призванной решать задачи, возникающие при производстве богатств, удовлетворяющих разнообразные потребности людей.

Несомненно, экономическая теория, как наука, находится в тесном взаимодействии со многими отраслями научного знания - социологией, статистикой, политологией и т.д. Она проникает во все сферы человеческой деятельности, находится с ней в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии.

Именно сейчас в нашей стране как никогда остро стоит вопрос о подготовке грамотных, квалифицированных специалистов, способных на практике наиболее эффективно решать задачи, поставленные экономической теорией и реалиями социально-экономических преобразований.

Список используемой литературы

1. Адамчук В.В. и др. Экономика труда: Учебник/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.Я. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. - М.: ЗАО «Финстатинформ» 1999. - 431 с.

2. Басовский Л.Е. Теория экономического анализа: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2002 г.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Курс лекция для студентов ВУЗов. М.: Общество «Знание» России. Центральный институт непрерывного образования 1996. - 478 с.

4. Гальперин В.М., Игнатьев С.М. Микроэкономика в 2-х т. - СПб: Экономическая школа, 1996 г.

5. Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1998

6. Корнан Я. Путь к свободной экономике. - М.: ИНФРА М, 1999. 356 с.

7. Козловски П. Принципы этической экономии. СПб.: Экономическая школа, 1999. - 344 с.

8. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: учеб. пособие/ под ред. проф. А.В.Сидоровича. - М.: МГУ им М.В.Ломоносова, изд-во ДиС, 1997. - 736 с.

9. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику. Лекции 3,4,5. - М.: ЮНИТИ, 1991.

10. Липсиц И.В. Экономика. В 2 кн. Кн. 1: Учебник для 9класса общеобразоват. Учрежд.- 3-е изд..- М.: Вита-Пресс, 1998.

11. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2 т. пер. с англ. т. 1, гл. 2. М.: 1992

12. Макроэкономика: Учебник /Под общей ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича - М.: Изд-во «Дело и Сервис» - 2001 г

13. Пономарев Л.Н., Попов В Д., Чичканов ВТ. Экономическая культура (сущность, направления развития). - М.: Мысль, 1987.

14. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А. Современная экономика. Программа и сборник учебных материалов.-М.,: Наталис, 1998. - 56 с.

15. Рузавин Г., Мартынов В. Курс рыночной экономики: Учеб. Пособие/ под. Ред. Г. Рузавина. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. - 160 с.

16. Хейне Пол Экономический образ мышления.-Пер. с англ. Издание второе, стереотипное.-М.: Изд-во “Дело” при участии Изд-ва “Catallaxy”, 1993.

17. Экономическая история России 19-20 вв.: Современный взгляд. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. - 624 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Франчайзинг
Курсовая работа Социально-педагогическая поддержка детей группы риска
Курсовая работа Анализ трудовых ресурсов предприятия
Курсовая работа Правонарушение и юридическая ответственность
Курсовая работа Профессиональная деформация сотрудников органов внутренних дел и пути её преодоления
Курсовая работа Разработка маркетингового комплекса строительного предприятия
Курсовая работа Анализ бухгалтерского баланса
Курсовая работа Влияние подвижных игр для развития физических качеств у детей младшего школьного возраста
Курсовая работа Организация деятельности торгового предприятия на примере магазина "DENIM"
Курсовая работа Методика патриотического воспитания в начальной школе
Курсовая работа Формы обеспечения возвратности банковского кредита 2
Курсовая работа Управление затратами
Курсовая работа Право собственности
Курсовая работа Романский и готический стили западноевропейского средневековья
Курсовая работа Особенности профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях с учениками старших классов