СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Методологические вопросы оценки уровня и экономическое значение кооперирования производства
2. Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства (на примере ПО «БелАЗ»)
3. Мероприятия по повышению уровня кооперации (на примере ПО «БелАЗ»)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Современное производство характеризуется постоянно изменяющимися параметрами внешней и внутренней среды, острой необходимостью оперативно применять прогрессивные технологии изготовления продукции, организации и управления предприятием, в короткие сроки внедрять эффективные технологические процессы, направленные на значительное снижение затрат ресурсов, повышение качества продукции и услуг, безопасности выполнения работ и улучшение экологической ситуации.
Рыночная экономика естественно вынуждает находить новые эффективные управленческие решения по непрерывному повышению конкурентоспособности выпускаемой предприятием продукции.
Важное место в системе экономических связей играет кооперация производства, которая позволяет добиться более высокой загрузки производственных мощностей, увеличить объем выручки путем увеличения объемов производства, повысить качество выпускаемой продукции и тем самым существенно улучшить финансовые показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Вышесказанным, и обусловлена актуальность настоящей работы.
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: рассмотреть сущность, формы и экономическое значение кооперации на примере конкретного предприятия.
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
- рассмотрение понятия и форм кооперации;
- методика оценки эффективности кооперации;
- анализ механизма кооперации на примере конкретного предприятия;
- разработка предложений по совершенствованию кооперации на примере рассматриваемого предприятия.
Структура настоящей работы определена поставленными задачами и включает в себя введение, три вопроса, заключение и список использованных источников.
При проведении исследования настоящей темы использовались в качестве основных методов сравнительный и исторический методы исследования, метод анализа документов. В работе были использованы и другие научные методы - анализа и синтеза, логический, системно-структурный.
На основе трудов ученых, таких как Ильин А.И., Волков О.И., Егорова Н.Е., Ансофф И. и ряда других были раскрыты теоретические вопросы.
Следует отметить, что вопросы, связанные с кооперированием производства освещены в научной и периодической литературе в объеме, достаточном для написания работы.
1. Методологические вопросы оценки уровня и экономическое значение кооперирования производства
Становление нового типа хозяйственного механизма обусловливает специфику поведения предприятий, особенности механизма их взаимодействий и своеобразие последствий межфирменных отношений и структур отраслей, регионов для экономики в целом. Трансформационная экономика как особое состояние экономической системы вообще и отечественная специфика, в частности, характеризуются рядом черт, таких, как структурная неравновесность и диспропорциональность, высокая степень монополизма, которые, формируя внешнюю среду деятельности предприятий, оказывают влияние на их функционирование и позволяют считать, что рыночные отношения в нашем государстве развиваются на другой основе, чем рынки промышленно развитых стран.
Переход к преимущественно рыночным методам хозяйствования, непосредственный выход на внешние рынки отечественных производителей потребовали новой идеологии, теоретических и методических подходов к решению проблем специализации и кооперации общественного производства. Ориентация на западные экономические школы и модели не принесли ожидаемых позитивных результатов. Их насаждение во взаимоотношениях между хозяйствующими субъектами привело к потере управляемости воспроизводственных процессов в стране, отраслях, регионах к резкому обострению социальных, экономических и политических противоречий.
Более того, развитие мировой экономики в конце 90-х годов, серия международных локальных, региональных и межрегиональных финансово-экономических и политических кризисов, не оправдавшиеся прогнозы на счет устойчивых темпов роста западных, новых индустриальных стран показали, что их модели специализации и кооперации общественного производства далеки от совершенства, а дальнейшее стихийное развитие чревато непредсказуемыми последствиями.
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показывают, что необходим качественно новый подход к исследованию сущности и содержания современной специализации и кооперации общественного производства, к определению целей и критериев, механизма и моделей, показателей ее оптимального развития, поиску бесконфликтных путей перехода к качественно новым более прогрессивным и гуманным формам общественной организации труда.
С точки зрения системного подхода микроэкономические взаимодействия объектов предпринимательства следует рассматривать как некоторый процесс, результат которого зависит как от предпринимаемых действий субъектов (экономических агентов) этого процесса, так и от условий (воздействия) внешней среды. При этом в качестве экономических агентов фигурируют различные хозяйственные, производственные, управленческие и другие самостоятельные единицы, рассматриваемые как системы и имеющие вход и выход. В число рассматриваемых взаимодействующих систем входят предприятия. Процесс их взаимодействия с другими экономическими агентами предполагает связи между выходом одной или нескольких систем и входом другой (других) систем. Этот процесс может быть описан и классифицирован с использованием различных признаков (критериев) в зависимости от целей и задач исследования.
Так, можно рассматривать взаимодействия малых предприятий с производственно-хозяйственными структурами (различными предприятиями); со структурами управления и регулирования (налоговыми органами, органами местного самоуправления и т.д.); со структурами финансово-кредитной системы (банками, кредитными организациями).
Малые предприятия могут взаимодействовать либо с крупными предприятиями, либо с себе подобными по величине малыми структурами.
Малые предприятия могут либо создаваться на базе крупной производственной структуры, либо порождаться другим малым предприятием.
Рис.1. Формы взаимодействия малых и крупных предприятий:
а) интрапренерство;
б) инкубаторство;
в) сателлитная (к - крупное предприятие).
Рассматривая экономическое содержание данного вида взаимодействий, можно отметить следующее.
На базе крупных предприятий реального сектора предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм (см. рис.1):
1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного коллектива для реализации некоторой цели или под разработку некоторой идеи, необходимой для повышения технического уровня крупного предприятия);
2) инкубаторство («выращивание» малой фирмы, оказание различной помощи на этапах ее становления);
3) сателлитная форма (организация малых фирм-сателлитов -- различных дочерних фирм, сохраняющих «родственные связи» с «родителями», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно зависимых от коренной структуры и т.д.). [8, с.12].
Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства, как интрапренерство и инкубаторство, в белорусских условиях пока не получили должного развития. Сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время, как результат реструктуризации предприятий, т.е. путем выделения малой фирмы из крупного предприятия. Они образуются также из самостоятельных хозяйственных объектов, при этом обычно крупный объект является центром притяжения малого.
Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур реализуется преимущественно на основе субконтрактации и наблюдается как «дипольная», «атомарная», «сетчатая» или «корпоративная» структура (см. рис.2).
Рис.2. Схема разновидностей (структур) сателлитной формы взаимодействия малых и крупных предприятий:
а) дипольная;
б) атомарная;
в) сетчатая;
г) корпоративная.
Субконтрактация, как разновидность делового партнерства, предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. При этом крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтрактации может осуществляться и работа малых предприятий на давальческом сырье (своего рода толлинг), и реализация продукции крупного предприятия.
Причинами популярности субконтрактации являются:
· более низкие издержки производства у субподрядчика;
· временная нехватка производственных мощностей на крупной фирме при перегруженном портфеле ее заказов;
· наличие так называемых маргинальных партий изделий (либо объем заказа недостаточно велик для большой фирмы, либо необходимо производство сугубо специализированных видов изделий);
· потребность в проникновении на рынок с малыми партиями товара без затрат на создание сбытовых систем;
· обеспечение адаптивности к «пиковым» ситуациям на рынке и т.д. [9, с.47].
Особенно широко субконтрактация распространена на Западе. Так, в швейной промышленности США на ее долю приходится около трети всего производства Так называемые джобберы (работодатели) приобретают материал, обеспечивают раскрой и передают полуфабрикат малым фирмам, которые завершают изготовление готовой одежды. По этой же системе работает около 70% предприятий швейной промышленности Японии. В Канаде примерно треть рабочей силы занята на производстве по субконтрактации.
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:
а) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
б) «атомарная» (множество независимых малых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
в) «сетчатая» (сеть взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);
г) «корпоративная» (взаимодействие нескольких крупных предприятий осуществляется через сетчатую структуру малых фирм) и т.д.
В этом случае, если взаимодействие малой и крупной фирм базируется на получении взаимной выгоды и носит устойчивый характер, между предприятиями образуется экономический симбиоз [2, с.126].
Атомарные структуры чаще всего возникают в следующих ситуациях:
· в результате развития франчайзинга (подобная разновидность взаимодействия получила широкое распространение на Западе: в США, например, такие фирмы составляют 80% предприятий розничной торговли);
· как следствие реструктуризации крупной фирмы, имеющей ряд непрофильных или убыточных производств; в этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия.
Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).
Малые формы в атомарной структуре имеют разную степень близости (тесноты связи) к «материнскому» предприятию (находятся на разных «орбитах» по отношению к центру).
Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. В значительной степени сохраняя свою самостоятельность, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности, и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры. При этом консолидация их усилий позволяет более эффективно решать задачи, обусловленные совместной деятельностью с крупным предприятием.
Экономический симбиоз предприятий представляет собой союз малого и крупного предприятий -- партнеров по бизнесу, взаимовыгодный для обеих сторон. Иными словами - это такое устойчивое (долговременное) экономическое взаимодействие, которое дает положительный эмерджентный эффект; в связи с этим величина эффекта от совместной деятельности больше, чем сумма экономических эффектов отдельно действующих предприятий:
Примеры эффективного взаимодействия малых и крупных предприятий различных форм и разновидностей можно наблюдать в нефтяной отрасли, являющейся лидером в сфере структурной перестройки и реструктуризации крупных предприятий.
Довольно редкие формы взаимодействия малых и крупных предпринимательских структур (инкубаторство, интрапренерство) демонстрирует другой российский гигант - РАО «Газпром». Наряду с громадными по величине российскими месторождениями, имеются и мелкие, которые практически не осваивались из-за нерентабельности и сосредоточения крупных предприятий на проблемах «большого газа». В результате, значительные запасы природных ресурсов оказывались не освоенными. Для отобранных малых месторождений в НИИ и проектных институтах «Газпрома» разрабатываются концепции их освоения, технологии обустройства и эксплуатации; осуществляется обоснование проектов, материально-технической базы, заказывается оборудование (обычно в блочно-модульном исполнении). Только после этого компанией принимается решение о создании самостоятельной малой фирмы по разработке газового месторождения с небольшими запасами и осуществляется ее финансовая и материальная поддержка. Аналогичный подход используется и в отношении отдельных месторождений, вступивших в завершающую фазу разработки.
Отметим, что взаимодействия малых и крупных структур в нефтегазовом комплексе имеют, как правило, устойчивый, симбиотический характер.[10, с.98].
Взаимодействие малых предприятий друг с другом наиболее распространено в тех отраслях, где имеется высокая концентрация малого предпринимательства. Это достаточно новый вид микровзаимодействий в малом бизнесе. При этом в зависимости от генезиса образовавшихся взаимосвязей он может принимать формы дочерних структур и альянсов.
Дочерние структуры - система малых фирм, образовавшихся на базе одного, обычно доминирующего, малого предприятия. Экономическая целесообразность подобных образований кроется, как правило, в попытке максимальной диверсификации производственной деятельности и снижении сбытовых рисков.
Альянсы образуются из первоначально самостоятельных малых предприятий. Как уже указывалось, главной причиной объединения (кооперации) деятельности малых структур является снижение трансакционных издержек в результате наиболее эффективных способов координации работы их участников (оказание взаимной помощи, использование системы взаимозачетов, безвозмездных услуг, общей схемы оптимизации налогообложения, организация «касс финансовой взаимопомощи» и т.д.). Такие формы обычно называются кооперативными взаимодействиями и основаны на системе согласованных экономических интересов. Обычно подобные формы взаимодействий являются неформальными, образующимися стихийно, в порядке личной инициативы участников, поскольку законодательная база подобных объединений не разработана [11, с.46].
Структура данного вида взаимодействий малых предприятий не всегда имеет четкие очертания: она не успела выкристаллизоваться вследствие своей относительной незрелости. Однако можно предположить, что формы, разновидности и типы взаимодействий в этом случае будут аналогичными рассмотренным ранее ситуациям взаимодействия малых и крупных предприятий. При этом роль «крупного» предприятия принадлежит одному доминирующему малому предприятию. Таким образом, с известной долей условности, можно говорить о сателлитных формах взаимодействия малых фирм с дипольной, атомарной, сетчатой и корпоративной структурой.
Эффект кооперативного взаимодействия предприятий является специфическим. Он не сводится к эффекту объединения предприятий, так как малые предприятия в рассматриваемых кооперативных структурах сохраняют свою относительную самостоятельность (поэтому не происходит, например, экономии на издержках управления, аппарат управления у каждого из предприятий сохраняется). Этот эффект не определяется так же ростом масштабов производства у каждого из предприятий - членов кооператива. Малые предприятия характеризуются относительно небольшими изменениями роста объемов производства по своему определению (в противном случае они переходят в разряд других объектов- средних или крупных предприятий). Более того, они, как правило, функционируют на достаточно узких сегментах рынка, не допускающих значительного расширения производства.
Поэтому эффект кооперации следует считать не эффектом роста масштаба, а эффектом, обусловленным применением новых способов более рационального расходования производственных факторов; способов, которые можно реализовать лишь с привлечением в процесс производства новых участников (членов кооперации).
С точки зрения кибернетики, образование и функционирование кооперационных альянсов можно объяснить достигаемым синергическим эффектом: того, что не может достичь малое предприятие в одиночку, оно достигает при совместном функционировании вместе с другими малыми предприятиями альянса. [12, с. 96].
Понятие синергизма является достаточно новым (особенно в приложении его к экономическим исследованиям) и требующим некоторых комментариев.
Важными вопросами являются вопросы существования кооперативных структур малых предприятий. Для того, чтобы малые предприятия образовали кооперативную структуру, необходимо, чтобы эффекты (выгоды) от их кооперации были бы больше затрат на формирование кооперации; тогда появятся стимулы к объединению их в кооперативный альянс. Для того, чтобы новое образование существовало достаточно долго (было устойчивым), превышение кооперационных эффектов над кооперационными затратами должно обеспечивать компенсацию убытков от воздействия внешней среды.
При этом должно соблюдаться еще одно условие: внутри подобных структур должна существовать «сила взаимного притяжения», которая должна превышать предпочтения (преимущества) автономного функционирования объектов.
Заметим, что с течением времени эффекты кооперационных связей могут исчерпываться (затухать); при привлечении большого числа участников затраты на формирование кооперационных связей могут превысить возникающие при этом выгоды; могут значительно усилиться негативные воздействия внешней среды (например, в периоды кризисов); могут усилиться центробежные силы внутри кооперативной структуры («каждый сам себе хозяин»). В этом случае кооперативная структура распадается, и, если возникают для этого предпосылки, через некоторое время создается новая структура. [16, с.34].
Кооперация в современном мире становится воспроизводственной базой социально-экономического и научно-технического прогресса стран мира, сердцевиной мирохозяйственных процессов, региональной экономической интеграции, транснационализации (производства, НИОКР, информационно-финансовой сферы и т.п.), международного промышленного сотрудничества, глобализации мировой экономики. Эта форма взаимодействия стала ускорителем структурной перестройки промышленности, ее отраслевых и межведомственных комплексов на новой технологической основе, в том числе на основе широкого применения электронных и информационных технологий.
Основные формы международной кооперации. В соответствии с концепцией ЕЭК ООН среди форм промышленного сотрудничества выделяются:
- поставка комплектных предприятий и оборудования с последующей оплатой их стоимости продукцией, которую предстоит изготовить на их основе;
- предоставление лицензий и (или) производственного опыта, а также знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной с их использованием;
- подряд;
- совместное производство, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- совместные предприятия;
- совместные проекты. [19, с.12].
Приведенное распределение является довольно условным и далеко не исчерпывает всего разнообразия форм промышленного сотрудничества, которые используются в зависимости от конкретных целей и интересов партнеров, их возможностей и потребностей, специфики отраслей экономики. К тому же в различных соглашениях о той или иной форме кооперирования часто содержатся отдельные элементы других форм. В особенности это касается более сложных видов кооперирования, таких как совместные предприятия или трехсторонняя кооперация, которые могут включать субподрядные отношения и прочие формы.
Поставка комплектных предприятий, оборудования с последующей оплатой их стоимости, изготовленной на их основе продукцией, или сырьем, которое будет добыто, представляет собой особую форму производственной кооперации. Ее еще называют кооперационное сотрудничество на компенсационной основе или просто «компенсационные соглашения». Кроме поставок машин, оборудования, технологических линий и их монтажа она включает также сопутствующие услуги, которые предоставляет поставщик и цена которых, как правило, входит в стоимость соглашения. Поставщик предоставляет клиенту план выполнения работ, обучает местный персонал, оказывает помощь при введении объекта в эксплуатацию и т.п. Часто сотрудничество распространяется на обмен технической документацией и информацией, проведение совместных исследований по усовершенствованию продукции, осуществление производственного процесса и совместного маркетинга.
Сотрудничество на компенсационной основе целесообразно осуществлять в случаях, когда имеют место протоколы о продлении тесного сотрудничества и после завершения пускового периода. При этом поставщику выгодно получать часть стоимости деталями или конечной продукцией, когда он непосредственно принимает участие в развитии предприятия, которое было им создано, и может заручиться гарантиями относительно качества, регулярности поставок и приемлемых цен.
Близкой по своей сути к первой форме кооперационного сотрудничества является предоставление лицензий, производственного опыта и знаний с последующей оплатой их стоимости поставками продукции, полученной с их использованием. Эта форма сотрудничества лишь условно может рассматриваться как форма кооперации, поскольку в этом случае не гарантируется установление непосредственных постоянных производственных или научно-технических связей между партнерами. Подобные компенсационные соглашения перерастают в кооперационные при условии налаживания совместного производства.
Подряд - это наиболее простая, начальная форма кооперации, при которой подрядчик обязывается выполнять определенные работы в соответствии с заданием своего партнера по кооперации, его заказом и по его технической документации или спецификации. Общей чертой соглашений данного вида кооперационного сотрудничества является короткий срок их действия - большинство из них включают в себя краткосрочные обязательства, которые ежегодно возобновляются.
Если часть продукции остается у подрядчика, то на ее использование, как правило, вводятся суровые ограничения и не предусматривается использование торговых знаков.
В целом кооперационное сотрудничество на основе простых подрядных отношений следует рассматривать как переходный этап к более сложным формам сотрудничества, например к таким, как совместное производство.
Совместное производство предусматривает обмен узлами и деталями с последующей сборкой готовой продукции на предприятии одного или обоих партнеров. Предпосылкой для успешного осуществления этой формы сотрудничества служит решение вопросов стандартизации, унификации и типизации отдельных деталей и узлов, конечной продукции. Оно сопровождается, как правило, большим объемом взаимных поставок и ведет к большей взаимозависимости и большей взаимосвязи партнеров. Совместное производство предусматривают поставку каждым партнером определенного количества узлов, деталей и других компонентов для изготовления конечного продукта на предприятии одного или обоих партнеров. Сюда же включается разработка технических условий на указанные компоненты, распределение их производства между партнерами с установлением объема и специфики производства. Часто подобное сотрудничество распространяется и на проведение общих НИОКР. В этом случае может иметь место передача разработанной технологии обеим сторонам и сотрудничество должно быть строго сбалансировано.
Совместные предприятия (СП) - более сложная, комплексная форма производственной кооперации. Базируясь на принципах совместного участия партнеров в капитале, управлении, распределении доходов и рисков, они предусматривают большую заинтересованность в выполнении взятых на себя обязательств. Совместные предприятия концентрируют преимущества и выгоды всех форм кооперирования (повышение технического уровня продукции и ее конкурентоспособности, выпуск продукции в более сжатые сроки при меньших затратах на производство, ускорение инновационного цикла, проникновение на рынки других стран с расширением экспортной продажи на них).
В рамках этой организационной формы международного кооперирования стороны договариваются об объединении производственных и финансовых ресурсов, совместном осуществлении соответствующих видов работ, распределении дохода и рисков и т.п. Совместное имущество, совместное управление, совместное распределение дохода и рисков -- три основных элемента, которые отличают СП от других форм сотрудничества (иногда первые два элемента могут не входить составной частью в соглашение, если речь идет о контрактном СП).
Кооперационное сотрудничество в форме совместных проектов представляет собой сотрудничество двух или более стран для реализации проекта (соответственно двухстороннего или многостороннего) как в интересах стран базирования партнеров по кооперированию, так и для его выполнения по заказу любой другой страны.
Совместные проекты могут осуществляться в различных организационных формах: на чисто договорных принципах или путем объединения на основе консорциума, совместного предприятия и т.п.
За последние два десятилетия значительное распространение в мире приобрела транснациональная кооперация корпоративных структур, которая в зависимости от формы своего существования объединяет в себе практически все приведенные выше формы международного кооперирования. Появление и распространение в мире новых организационных структур в виде транснациональных компаний (ТНК) вызвано осложнениями и взаимопереплетениями хозяйственных процессов, усилением межфирменной и межгосударственной конкурентной борьбы за рынки сбыта и источники сырья. Под ТНК, как правило, понимается основанное на договоре (соглашении) долговременное добровольное сотрудничество между юридически и экономически самостоятельными предприятиями, которые размещены в разных странах, для достижения общей цели путем сознательного согласованного поведения партнеров, число которых не ограничивается.
Формы подобного предпринимательского сотрудничества в первую очередь определяются: родственностью производственной деятельности предприятий и технологических процессов, которые на них осуществляются, наличием или отсутствием механизма акционерного соучредительства. При наличии последнего возникает феномен транснациональной финансово-промышленной корпорации, причем много развитых корпоративных структур - это объединения финансово-промышленного характера.
В качестве показателей, характеризующих эффективность кооперации предприятия можно привести как общие показатели эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, использования его ресурсов, так и специфические, характеризующие экономические аспекты кооперации:
- удельный вес материалов и комплектующих изделий собственного производства в общей стоимости выпускаемой продукции;
- коэффициент загрузки производственных мощностей предприятий и его зависимость от наличия договоров подряда;
- коэффициент оборачиваемости оборотных средств и его динамика в зависимости от условий хозяйственных договоров, регулирующих кооперационное взаимодействие. Например, предоплата по договорам поставки комплектующих изделий приводит к снижению оборачиваемости оборотных средств;
- показатели рентабельности и величины прибыли, их динамика в зависимости от величины и объемов кооперационного взаимодействия;
- снижение себестоимости в результате использования более дешевых узлов и агрегатов, приобретенных по заключенным договорам кооперации.
Таким образом, кооперационное взаимодействие предприятий представляется выгодным и целесообразным в случае получения совместного экономического эффекта.
В ряде случаев кооперация между инновационными, производственными, сбытовыми и финансовыми структурами позволяет сократить сроки освоения новой техники, более гибко адаптировать выпускаемую продукцию под требования рынка, обеспечить потребность в оборотных средствах а также предложить более гибкую систему расчетов за продукцию конечному потребителю. Подобные преимущества существенно усиливают конкурентные преимущества предприятий и организаций, задействованных в цепочке «разработка-производство-сбыт». В то же время зачастую становится практически невозможным определить экономический эффект от подобного кооперационного взаимодействия. В ряде случаев об экономическом эффекте можно судить лишь приблизительно.
В заключение вопроса следует сказать: мировой опыт показывает, что кооперация труда и производства - объективный исторический процесс, который присущ всем способам производства, странам с любым социально-экономическим строем. В кооперации производства объединяются и материализуются передовые идеи, достижения в отраслях фундаментальной науки, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР), производственных, конструкторских, управленческих и информационных технологиях.
2. Анализ уровня и экономического значения кооперирования производства
Рассмотрим значение кооперирования производства на примере крупнейшего белорусского предприятия - ПО «БелАЗ».
17 апреля 1958 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР «О создании Жодинского машиностроительного завода по производству самосвалов грузоподъемностью 25 тонн и седельных тягачей на их базе». Впредь указанный завод именуется «Белорусский автомобильный завод».
ПО «БелАЗ» является государственным предприятием республиканской собственности. Объединение находится в ведении Министерства промышленности РБ. Расположено в г.Жодино Минской области.
ПО «БелАЗ» осуществляет разработку, производство и сбыт карьерных самосвалов большой и особо большой грузоподъемности (от 30 до 280 тонн) в Республике Беларусь, государствах СНГ и странах дальнего зарубежья. Самосвалы предназначены для перевозки горной породы, сыпучих грузов на открытых разработках месторождений полезных ископаемых, на строительстве крупных промышленных гидротехнических сооружений.
Самосвалы изготавливаются для различных климатических и дорожных условий эксплуатации.
Кроме карьерных самосвалов ПО «БелАЗ» производит поставку потребителям техники по пяти дополнительным направлениям.
Первое направление - это производство и сбыт дорожно-строительной техники: фронтальные погрузчики, бульдозеры, автогрейдеры.
Второе направление - производство и сбыт машин для обслуживания карьеров и карьерной техники: тягачи-буксировщики для эвакуации поврежденных самосвалов, передвижные мастерские техпомощи, поливооросительные машины для орошения забоев и дорог, самосвальные полуприцепы и автопоезда грузоподъемностью до 40 тонн.
Третье направление - специализированный транспорт для металлургической промышленности: шлаковозы грузоподъемностью до 80 тонн и тяжеловозы - до 150 тонн.
Четвертое направление - вспомогательная техника: аэродромные тягачи для буксировки самолетов взлетным весом до 260 т.
Пятое направление - производство и сбыт товаров народного потребления: прицепы к легковым автомобилям и запасные части к ним, электробытовые товары (электрошашлычница, электроконвектор), садово-огородный инвентарь, хозяйственный инвентарь, детские игрушки, мебельная фурнитура.[14, с.7].
В состав ПО «БелАЗ» входит Белорусский автомобильный завод и Республиканское производственно-сервисное унитарное предприятие «БелАЗ-Сервис».
В структуре Белорусского автомобильного завода находится комплекс основных и вспомогательных цехов, необходимых для выполнения производственного процесса изготовления карьерной техники, товаров народного потребления и других видов продукции и оказания услуг. ПО «БелАЗ» принимает участие в качестве учредителя предприятий негосударственной формы собственности -АКБ «Промстройбанк».
Без права юридического лица в состав завода входит производство товаров народного потребления, МСП «БелАЗстройкомплекс», а также управления и отделы, обеспечивающие создание и освоение новой техники, технико-экономическое планирование, учет, материально-техническое обеспечение, маркетинговые исследования, реализацию продукции.
Все производственные единицы завода работают на принципах хозрасчета.
БелАЗ является учредителем 19 малых дочерних предприятии, которые находятся в странах СНГ, в т.ч. в России - 13 предприятий, Казахстане - 2, Украине - 3, Узбекистане - 1.
Основными видами деятельности являются: гарантийное и фирменное обслуживание продукции БелАЗ: самосвалов, погрузчиков и др., организация, ремонта узлов и агрегатов самосвалов, поставка и сбыт запасных частей для ремонтно-эксплуатационных нужд и др.
Продукция ПО «БелАЗ» является совместным продуктом производства Республика Беларусь-Россия.
Основные материалы и комплектующие изделия поступают на БелАЗ из различных регионов России, на предприятиях которых занято более 50 тысяч высококвалифицированных специалистов. Ежегодно более 70 % готовой продукции БелАЗа возвращается в качестве основных транспортных средств на российские предприятия добывающих отраслей промышленности, металлургических производств и строительство крупных гидротехнических сооружений.
Объемы производства карьерных самосвалов и другой техники для горных отраслей полностью зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития добывающих отраслей промышленности в России показывают о нарастании потребности в карьерных самосвалах грузоподъемностью 130 и выше тонн. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемая техника БелАЗа должна соответствовать мировым уровням качества.
Эти положения учтены в прогнозировании выпуска на 2007 год карьерной техники по количеству и моделям.
Объем производства промышленной продукции на 2007 год запланирован в сумме 332,8 млрд. руб. в действующих ценах без НДС и других налогов.
Темп роста товарной продукции в сопоставимых ценах на 2007 год составит 105,0 % к уровню 2006 года.
В натуральном выражении планируется изготовить 805 автомобилей, что составляет 100,5 % к уровню 2007 года.
В 2007 году значительно увеличен выпуск автомобилей грузоподъемностью 120-220 тонн., пользующихся спросом у потребителей. Их удельный вес в общем выпуске автомобилей составит 22,7 %, за 2006 год - 12,9 %.
Производство потребительских товаров в сопоставимых ценах возрастет на 6 % к уровню 2006 года.
Экспорт продукции в 2008 году составит 177,2 млн. долларов США и увеличится к ожидаемому уровню 2007 года на 5 %.
Темп роста импорта на 2007 год запланирован в размере 103 % к уровню 2006 года
Внешнеторговое сальдо будет положительным и составит 86,8 млн. долларов США, при этом наибольший вклад в формирование положительного внешнеторгового сальдо будет оказывать торговля с Российской Федерацией.
В странах СНГ создана товаропроводящая сеть по реализации продукции и сервисному обеспечению эксплуатации. На 2008 г. планируется
- создание сервисного технического центра в г. Кривой Рог (Украина).
- организация участка агрегатно-узлозых ремонтов в г. Первоуральск (Россия);
- расширение сети опасных пунктов в Узбекистане.
По состоянию на 01.01.07 г. основные производственные фонды составляют 388127 млн. рублей, в том числе оборудование 265 397 млн.руб. Износ составляет соответственно 67,9% и 59,9 %.
Ожидаемая среднегодовая производственная мощность 2007 года обеспечивает выпуск объема товарной продукции согласно проекту плана на 2008 год.
Выходная производственная мощность на 01.01.2007 года составляет 2735 единиц автомобилей. Фактическое использование мощности составляет по автомобилям 52,6%.
В 2008 году предполагается ввести технологическое оборудование на 3 725 млн. рублей, модернизировать оборудование на 1616 млн. рублей, капитально отремонтировать - на 1954 млн. рублей.
Материально-техническое снабжение ПО «БелАЗ» обеспечивает сбалансированность ресурсов с производственной программой по выпуску и реализации продукции, снижение затрат на их приобретение, что способствует устойчивому развитию предприятия, повышению качества и конкурентоспособности его продукции.
Материально- техническое снабжение ПО «БелАЗ» осуществляется по трем основным направлениям:
- обеспечение предприятия сырьем и основными материалами;
- обеспечение вспомогательными материалами;
- обеспечение комплектующими изделиями.;
Снижение затрат на приобретение товароматериальных ценностей достигается путем приобретения сырьевых ресурсов по прямым поставкам. Практически все комплектующие изделия приобретаются на основании прямых долгосрочных договоров. На год заключается порядка двухсот договоров на их поставку. Исключением из числа крупных договоров является, например договор на поставку двигателей производства ОАО «Автодизель», г. Ярославль, на сумму 149,4 млн. рублей РФ в год. Эти двигатели ПО «БелАЗ» получает через официального дистрибьютора - ЗАО «БелАЗкомплект» (г. Москва). Черный и цветной металлы по прямым договорам поставляются со следующих предприятий:
- СПЗ «Балтийский сталепрокатный завод» г. Санкт-Петербург - (сварочная проволока);
- «Трубный завод» г.Череповец (трубы);
- Завод «Серп и Молот» г.Москва (калиброванный прокат).
Остальной металл поставляется через следующих официальных дистрибьюторов:
- ЗАО «УралБелсервис» г. Челябинск;
- ЗАО «БелАзкомплект» г. Москва;
- «БелАвтоСиб» г. Горно-Алтайск.
Поставка вспомогательных материалов на 80% осуществляется по прямым договорам.
По причине недостатка оборотных средств на заводе и нестабильной работы некоторых заводов-поставщиков комплектность запасов невысокая. Постоянно в течение производственного процесса ощущается нехватка шин (БШК, г.Бобруйск), двигателей (ОАО «Автодизель», г.Ярославль), тягового электрооборудования (ГУП «Татэлектромаш», г.Наб.Челны), а также некоторых подшипников, литья, трубки радиаторной медной и т.д.
Очевидно, что выпуск такой сложной техники как карьерные самосвалы невозможен без кооперационного взаимодействия ПО «БелАЗ» и целого ряда поставщиков-соисполнителей. Более 40 % комплектующих изделий, используемых в производстве карьерных самосвалов, сегодня приобретаются предприятием на основании заключенных договоров. Структурно это выглядит следующим образом (рис.3):
Рис. 3. Структура изделий собственного производства и покупных комплектующих изделий ПО «БелАЗ».
Как видно из рис.3., 40 % комплектующих изделий ПО «БелАЗ» приобретает с целью дальнейшего использования в производственном процессе. Следовательно, предприятие представлено широким спектром взаимодействия в области кооперированных поставок.
Как правило, взаимодействие с предприятиями-поставщиками осуществляется на базе субконтрактации. Основными причинами выбора такого варианта кооперации являются более низкие издержки производства у субподрядчика а также отсутствие производственных мощностей по выпуску ряда комплектующих.
В качестве наиболее показательного примера кооперации по «БелАЗ» следует также привести изготовление кузовных деталей на жодинском заводе тяжелых штамповок (КЗТШ). Деятельность этого предприятия изначально направлена на удовлетворение нужд производства ПО «БелАЗ» и большая часть продукции, выпускаемой КЗТШ (более 80 %) предназначена для ПО «БелАЗ».
Таким образом, на рассматриваемом предприятии - ПО «БелАЗ» кооперация получила широкое развитие, что обусловлено материалоемкостью продукции, а также использованием широкой номенклатуры комплектующих изделий и покупных полуфабрикатов в процессе производства. Среди форм кооперации преимущественное развитие получила субконтрактация.
3. Мероприятия по повышению уровня кооперации
Как видно из проведенного анализа, кооперация на рассматриваемом предприятии - ПО «БелАЗ» представлена достаточно широко. Тем не менее с целью снижения себестоимости продукции, увеличения загрузки производственных мощностей а также улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности необходимо дальнейшее совершенствование кооперации рассматриваемого предприятия.
В качестве мероприятия, направленного на снижение себестоимости продукции ПО «БелАЗ» следует предложить создание экономичной теплоэлектростанции (ТЭЦ) для совместной выработки с энергоснабжающей организацией г. Жодино - РУП «Жодинские электросети» электрической и тепловой энергии путем реконструкции заводской котельной в малую газотурбинную ТЭЦ. Основные показатели эффективности проекта представлены в табл.2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Значение показателя |
|
Стоимость проекта, всего |
8 064,0 млн. руб. |
|
в т.ч. проектные работы |
108,0 млн.руб. |
|
строительно-монтажные работы |
912,0 млн. руб |
|
оборудование |
7044,0 млн. руб. |
|
Источник финансирования |
амортизационные отчисления |
|
Рост объемов производства тепло- и электроэнергии |
40 % |
|
Снижение себестоимости 1 кВт-ч., Гкал энергии |
30 % |
|
Ожидаемый объем выручки, млн. руб. |
16129 млн. руб. |
|
Ожидаемый объем прибыли в год, млн. руб. |
2304,1 млн.руб. |
|
Срок окупаемости проекта |
3,5 года |
|
Как видно из данных табл.2, кооперация ПО «БелАЗ» с РУП «Жодинские электросети» позволит значительно увеличить объем выручки, обеспечит окупаемость проекта в течение 3,5 лет, а также обеспечит рост объемов производства тепло- и электроэнергии на 40 %, позволит снизить себестоимости 1 кВт-ч., Гкал энергии на 30 %, что приведет к снижению энергоемкости продукции и снижению ее себестоимости, что становится особенно актуальным в условиях повышения цен на энергоносители. Кроме этого, проведение данного мероприятия позволит повысить рентабельность работы предприятия, а также обеспечить энергонезависимость от внешних поставщиков тепло- и электроэнергии.
Также представляется целесообразной работа по осуществлению программы импортозамещения. В качестве примера можно привести перевод поставки реле УТД-1-24, реле-регулятора РН 21М с ОАО «Автоэлектроника» г. Калуга; счетчика авточасов СВН-24 с ОАО «Восток-Амфибия» г.Чистополь на АО «Электромеханический завод» г. Молодечно; датчика Д5 с завода «Автоприбор», г.Саранск на ЗАО «Инструментальные технологии» г.Минск (блок БПЧ-3,2); вилки, розетки СШ32, СШ35 с завода «Элекон», г.Казань на завод «Радиотехника» г. Ошмяны; электродвигателя ДП165 с «Электромеханического завода» г.Томск, на завод «БАТЭ» г.Борисов (электродвигатель 5602,3780) и т.д. [14, с.28].
Данное мероприятие по проведенным на предприятии маркетинговым исследованиям позволит снизить себестоимость выпускаемых самосвалов до 8 %. Кроме этого, в результате проведения мероприятий по импортозамещению будет исключен фактор роста себестоимости за счет роста курса российского рубля по отношению к белорусскому. Также данное мероприятие позволит увеличить загрузку производственных мощностей указанных белорусских предприятий, снизит транспортные затраты ввиду более компактного размещения производителей комплектующих изделий а также снизить сроки производства конечного продукта. Все это приведет к повышению оборачиваемости оборотных средств, и соответственно к росту рентабельности и увеличению прибыли предприятия.
Объемы производства карьерных самосвалов и другой техники для горных отраслей полностью зависят от развития этих отраслей в Российской Федерации. Совместные исследования развития добывающих отраслей промышленности в России показывают о нарастании потребности в карьерных самосвалах грузоподъемностью 130 и выше тонн. При этом, чтобы сохранять и расширять свой сектор рынка в условиях глобальной конкуренции с западными производителями, выпускаемая техника БелАЗа должна соответствовать мировым уровням качества.
В связи с этим в рамках дальнейшего развития кооперации ПО «БелАЗ» представляется целесообразным создание двух сборочных производств карьерных самосвалов - в Российской федерации на базе ОАО «Тижнетагильский вагоностроитель ный завод» и в Китайской республике совместно с государственной корпорацией «Всекитайская экспортно-импортная компания».
Обоснованность такого шага усиливается тем обстоятельством, что кроме возрастающей потребности в карьерных самосвалах ПО «БелАЗ» необходимо увеличивать загрузку производственных мощностей, так как в настоящее время она составляет по автомобилям 52,6%. Поэтому предоставляется целесообразным организовать сборку карьерных самосвалов в указанных местах, при этом производя основные необходимые узлы и агрегаты на ПО «БелАЗ».
Организация сборочных производств позволит существенно увеличить загрузку производственных мощностей предприятия, доведя ее до 100 %. Кроме этого, размещение производств в указанных местах позволит существенно снизить издержки на приобретение комплектующих за счет того, что многие комплектующие, которые в настоящее время приобретаются в России, облагаются ввозной пошлиной. Организация сборочного производства в России позволит избежать обложения пошлиной, что в свою очередь, приведет к снижению себестоимости карьерных самосвалов. Кроме этого, производство карьерных самосвалов в местах, максимально приближенных к местам их эксплуатации позволит более своевременно удовлетворять потребности потребителей, оказывать сервисные услуги и их ремонт. Это обстоятельство позволит усилить конкурентные преимущества ПО «БелАЗ» на рынке карьерных самосвалов.
Потребности китайской экономики в карьерных самосвалах очень значительны и характеризуются возрастающим спросом. Карьерные самосвалы широко используются в добывающей промышленности Китая. Создание совместного сборочного производства карьерных самосвалов на базе комплектующих изделий ПО «БелАЗ» также позволит увеличить загрузку производственных мощностей по производству комплектующих. Необходимо также иметь ввиду заинтересованность добывающих отраслей Китайской республики в белорусских карьерных самосвалах. Учитывая, что значительная часть используемых в настоящее время карьерных самосвалов представлена американскими и японскими производителями, имеющих стоимость в 1,5 - 2 раза выше белорусских аналогов.
Кроме этого, проведение подобных мероприятий позволит усилить конкурентные позиции на мировом рынке карьерных самосвалов, максимально приблизить продукцию к конечному потребителю, организовать сервисное обслуживание и обеспечить устойчивый поток валютных поступлений.
Данные мероприятия в значительной степени увеличат выручку предприятия, обеспечат повышение рентабельности выпускаемой продукции и будут способствовать улучшению финансово-хозяйственных показателей работы предприятия в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оценка общего состояния теории и практики развития специализации и кооперации производства в рамках макро-, мезо- и микроэкономики, определение условий взаимосогласованного развития всех факторов базисного и надстроечного характера дифференциации и интеграции труда является крупной научно-практической проблемой, требующей самого пристального внимания ученых.
Предпосылками для образования кооперации являются:
- достижение определенного уровня концентрации числа предприятий в той или иной сфере экономики;
- налаженность между предприятиями различного рода взаимосвязей в процессе решения общих задач и наличие определенного уровня доверительности отношений между ними;
- исчерпание возможностей взаимодействия с предприятиями по ряду направлений деятельности;
- необходимость использования малозатратных способов функционирования предприятий в условиях слабой доступности финансовых и кредитно-инвестиционных ресурсов;
- наличие у каждого из предприятий способов более рационального использования производственных и иных ресурсов при условии вовлечения в хозяйственный процесс новых участников;
- факторы недостаточно благоприятной экономической среды и отсутствия необходимой государственной поддержки, стимулирующие к консолидации малых предприятий против агрессивных внешних воздействий.
В ряде случаев кооперация производства позволяет предприятию обеспечить увеличение выручки, повышение рентабельности, обеспечить более полную загрузку производственных мощностей, усилить конкурентные позиции на рынке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Волков О.И., Девяткин О.В. Экономика предприятия (фирмы). М.: ИНФРА-М, 2003 - 601 с.
2. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 1. Стратегическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000.
3. Русакович М.В. Обеспечение конкурентоспособности промышленных предприятий путем диверсификации производства. М.: КТПУ, 2004. - 23 с.
4. Кожекин Г.Я., Синица Л.М. Организация производства. - Мн.: Экоперспектива, 1998.
5. Ильин А.И., Синица Л.М. Планирование на предприятии: Учеб. пособие: В 2 ч. Ч. 2. Тактическое планирование / Под общ. ред. Ильина А.И. Мн.: Новое знание, 2000 - 416с.
6. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов / Т.Г. Морозова, А.В. Пулькин, В.Ф. Тихонов и др.; Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пулькина. - ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 603 с.
7. Маренный М.А. Методы финансового анализа кооперационных взаимодействий малых промышленных предприятий. М.: РЭА, 2001. - 50 с.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер, 1999. - 127 с .
9. Абрамов А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия: ч. I - М.: «Экономика и жизнь», 2004. - 486 с.
10. Данилина Я.В., Клейнер Г.Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. - 398 с.
11. Данилина Я.В., Клейнер Г.Б. Управление малыми многопрофильными корпорациями. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. - 254 с.
12. Егорова Н.Е. Вопросы согласования плановых решений с использованием имитационных систем. М.: Наука, 1997. - 283 с.
13. Малый бизнес в России. Аналитическое пособие. М., КОНСЭКО, 1998. - 196 с.
14. Бизнес-план развития производственного объединения «Белорусский автомобильный завод на 2006-2010 гг.» Жодино, 2005. - 138 с.
15. Хачатрян С.Р., Королева Н.В. Моделирование стратегии развития инновационно-ориентированных малых предприятий с использованием производственных функций. М.: ЦЭМИ РАН, 1999. - 166 с.
16. Перламутров В.Л. Первоочередные меры по стабилизации российской экономики. - Сб. Пути стабилизации экономики России / Ред. Г.Б.Клейнер, М.: Бизнес-Тезаурус, 1999. - 133 с.
17. Лебедев В.В. Математическое моделирование социально-экономических процессов. М.: Изограф, 1997. - 358 с.
18. Розенмюллер И. Кооперативные игры и рынки. М.: Мир, 1994. - 110 с.
19. Егорова Н.Е., Хачатрян С.Р., Королева Н.В., Маренный М.А. Методы измерений взаимодействия малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М., ЦЭМИ РАН, 2001 - 68 с.
20. Хелферт Э. Техника финансового анализа. - М.: Аудит, 1996. - 456с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Страхование от несчастных случаев, как один из видов личного страхования |
Курсовая работа | Участие адвоката в гражданском процессе |
Курсовая работа | Особенности оценки кредитоспособности предприятия с точки зрения банка |
Курсовая работа | Оценка эффективности рекламной кампании на примере компании ООО "Центр" |
Курсовая работа | Рак легкого |
Курсовая работа | Учет и анализ денежных средств ООО "Стрела" |
Курсовая работа | Социально-экономическая основа потребительской кооперации |
Курсовая работа | Разработка электронного органайзера средствами C++ Builder 6 |
Курсовая работа | Организация рабочего места |
Курсовая работа | Фискальная политика: инструменты и эффективность |
Курсовая работа | Законодательные основы правового регулирования сферы социального обеспечения в Российской Федерации |
Курсовая работа | Процессный подход к управлению |
Курсовая работа | Товарная политика компании |
Курсовая работа | Активные операции коммерческих банков и их доходность |
Курсовая работа | Создание кадрового резерва |