КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Содержание
Введение
1. Экономическая сущность факторов производства
2. Классификация факторов производства
3. Пути повышения эффективности использования факторов производства в РФ и РТ
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Производство- это процесс изготовления материальных благ или процесс использования рабочей силы, оборудования в сочетании с природными ресурсaми и материалами для изготовления необходимых тoваров и услуг.
В производстве продукта человек воздействует на объекты природы, придает им формы, пригодную для удовлетворения материальных потребностей. Как уже отмечалось ранее, производство является переработкой веществ природы для последующего потребления или же для дальнейшего производства. Такая функция производства сохраняется при любой его социальной форме.
Для того чтобы начать процесс производства, необходимо иметь ресурсы, то есть факторы производства. В экономической теории под факторами производства понимается особо важный элемент или объект, который оказывает решающее воздействие на возможность и результаты производства.
Существует множество определений понятию факторов производства: "особо важный элемент", "важный объект", "условия производственной деятельности", "параметры производственного процесса, включающие технологию, организацию, информацию, финансы и т.д.", "главные факторы" и ряд других. Не рассматривая по существу эти так называемые показатели и факторы производства, необходимо отметить, что ни один из них не характеризует собственно производственный процесс и не находится в функциональной зависимости от его эффективности. Таким образом, самый важный фрагмент формирования результатов производства: производство, его производительные силы, факторы производства, их измерители, взаимосвязь с источниками образования стоимости и результата производства остается неизученным до сих пор. Между тем, именно физические объемы и качественные характеристики факторов производства, пропорции в их взаимодействии, обусловленные способами производства и тем самым предопределяющими уровень его развития, в полной мере обусловливают эффективность результатов производства как с позиции массы продукта, так и с позиции его стоимости.
1. Экономическая сущность факторов производства
По мнению А.С. Булатова: "Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг".
Макконнел К.Р. дает следующее определение экономических ресурсов: "экономические ресурсы - это те блага, которые используются для производства других благ". Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства или факторами экономического роста.
Все ресурсы можно подразделить на следующие виды:
- экономические - функционирующие;
- потенциальные - не вовлечённые в хозяйственный оборот.
Экономическая теория характеризует ресурсы как совокупность природного, социального и духовного потенциала в процессе производства товаров, услуг и иных ценностей.
Ресурсы по-своему многообразны, их обычно принято делить на четыре группы:
1) Природные - естественные, которые имеются в природе, экономические, производственные ресурсы в виде земли и земельных угодий, водных богатств, воздушного бассейна, они в свою очередь делятся на исчерпаемые - возобновляемые и невозобновляемые и неисчерпаемые.
2) Материальные (капитальные) - это все созданные руками человека средства производства - орудия и предметы труда, которые сами являются результатом производства и находятся в материально-вещественной форме.
3) Трудовые - это экономически активное, трудоспособное население, часть населения, которая обладает физическими и духовными способностям для участия в трудовой деятельности. Трудовые ресурсы на практике в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографический, профессионально-квалификационный и культурно-образовательный.
4) Финансовые (инвестиционные) - это совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает общество и в состоянии выделить на организацию производства. Финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия "поступления и расходов", распределения денежных средств, их накопления и использования.
Наряду с понятием "ресурсы производства" в экономической литературе используется такое понятие, как "факторы производства".
Общим между ними является то, что как ресурсы, так и факторы являются одними и теми же природными и социальными силами, с помощью которых осуществляется производство.
Различия заключаются в том, что к ресурсам относят те природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а к факторам - уже реально вовлеченные в процесс производства ресурсы. Значит, понятие "ресурсы" более широкое, чем "факторы".
Марксистская теория в качестве факторов производства рассматривала рабочую силу, предмет труда и средства труда. При этом все факторы производства сторонники данной теории разделяют на личные и вещественные факторы. Личные факторы производства определяются рабочей силой - совокупностью физических и интеллектуальных способностей человека к труду. Вещественные факторы представляют собой всю систему средств производства. Кстати, основным фактором производства К. Маркс считал труд, а все остальные - производными от него.
Маржиналистская теория выделяла четыре группы факторов производства. Это земля, труд, капитал и предпринимательские способности. Факторы производства рассматриваются в рамках этой концепции как необходимое условие существования производства, как его технико-экономические элементы.
Создатель теории предельной производительности труда Дж. Б. Кларк признавал лишь два фактора производства - труд и капитал, тогда как Э. Бем - Берг - природу и капитал.
В Отечественной экономической литературе факторы производства трактуют в узком и широком смысле слова. В узком значении под факторами производства понимают производительные силы общества; специфическое научное понятие, применяемое во многих экономических теориях. В широком значении под факторами производства понимаются любые элементы системы производства, любые явления (процессы), влияющие на производство. Различают материальные и идеальные, структурные и функциональные, статические и динамические, натуральные и стоимостные, природные и неприродные (искусственные), индустриальные и неиндустриальные факторы производства. В экономической науке термин "Фактор производства" применяется в качестве синонима производительных сил. В исследовании производительных сил все возрастающую роль играют такие факторы производства, как социальный, этический, гуманитарный, психологический и экологический. Понятие фактора производства применялось и продолжает применяться для разработки научных концепций. Так, в первой половине XIX века Сэй (Франция) выдвинул теорию трёх факторов производства. Суть этой концепции состоит в том, что капитал, земля и труд, являясь основными факторами производства, приносят соответствующий этим факторам доход - прибыль, ренту, заработную плату. По Сэю, эти три вида доходов образуют стоимость продукта. Причём степень участия каждого из названных факторов в создании стоимости (ценообразовании) доходов общества обусловлена якобы тем, кому из трёх классов - рабочим, капиталистам или землевладельцам - принадлежит соответствующий фактор. Между тем известно, что ни средства производства, ни земля как таковые не создают стоимости, а лишь участвуют в образовании стоимости в качества элементов трудового процесса. Понятие фактора производства было использовано сторонниками теории предельной производительности, согласно которой капитал, земля, труд являются производителями и обладают границами производительного эффекта, т.е. предельной производительностью.
Обратимся к современным толкованиям понятия факторов производства и элементов, включаемых в него.
"Современный экономический словарь" под редакцией Б. А. Райзберга трактует факторы производства как "используемые в производстве ресурсы, от которых зависят количество, качество, объём выпускаемой продукции". В их состав включаются земля, труд, капитал и предпринимательская активность или предпринимательские способности. Такого же мнения придерживается автор другого словаря экономических терминов - А. Б. Борисов. К числу факторов производства он также относит землю, труд, капитал и предпринимательскую активность, которые называют первичными. Однако данное определение представляется спорным, поскольку категория ресурсов производства подразумевает под собой конкретизированный в количественном и качественном отношении производственный потенциал отдельного объекта, тогда как категория факторов производства - скорее абстрактно - экономическое понятие.
Обратимся к другим экономическим справочникам. В. Г. Золотогоров в изданном им "Энциклопедическом словаре по экономике" факторами производства называют "основные компоненты, используемые в процессе производства продукции (работ, услуг)". В их число включается труд, земля, природные ресурсы, на которые направлено действие труда в сочетании с капиталом (или предметы труда), и капитал (средства труда). Определение, данное В.Г. Золотогоровым, носит достаточно усечённый характер, поскольку весьма сложно согласиться с предложенным им набором факторов производства.
"Большой экономический словарь" под редакцией А. Н. Азрилияна определяет факторы производства как элементы, необходимые для выпуска товаров и услуг. Более того, факторы производства группируются им на первичные (средства производства, материалы, труд, а также их комбинации как дополнительный фактор производства) и, видимо, вторичные, поскольку прямого указания на то, какие именно факторы производства именуются вторичными и что они в себя включают, нет.
Если обратиться к зарубежным трактовкам данного понятия, то в "Словаре современной экономической теории" под общей редакцией Дэвида У. Пирса факторами производства называются ресурсы общества, используемые в процессе производства. Они подразделяются на три основные группы - землю, труд, капитал, но "могут также включать и предпринимательство".
Несколько иначе трактуется понятие факторов производства соавторами К. Пассом, Б. Лоузом и Л. Дэвисом. Здесь под факторами производства понимаются "ресурсы, используемые фирмой в качестве факторов расхода в производстве товаров и услуг. Основные производственные факторы - природные ресурсы, труд и капитал".
Ещё одно определение факторов производства относится его авторами к категории классических и общепризнанных понятий. В этом случае под факторами производства понимаются ресурсы, реально вовлечённые в процесс производства и взаимодействующие между собой. При этом в состав факторов производства включается земля, капитал и труд как основные факторы производства и предпринимательские способности как особый фактор.
Интересно трактует категорию факторов производства Р. М. Нуреев, определяя их как "элементы, используемые для производства экономических благ". К важнейшим из них относятся земля, труд, капитал (в том числе и его организация), предпринимательские способности и информация.
А. И. Добрынин понимает под факторами производства элемент или объект, оказывающий решающее воздействие на возможность и результативность производства. В. И. Семёнов считает факторами производства основные производственные составляющие. Хотя представленное определение не вполне отражает сущность экономической категории - "факторы производства".
Позднее факторы производства стали рассматривать не только в качестве ресурсов, но и как параметры, непосредственно влияющие на производство. В их перечень включаются технология, организация производства, информационное обеспечение, экологический фактор и достижения научно-технического прогресса.
Итак, можно дать определение категории факторов производства. Факторы производства - важнейшие функциональные составляющие производства, успешное взаимодействие которых приводит к выпуску продукции с заданными характеристиками, а также к результативному существованию организации во внешней среде. Всю совокупность факторов производства условно можно разделить на две крупные группы: основные факторы производства, такие как труд, предпринимательские способности, капитал, включая землю и человеческий капитал, и обеспечивающие факторы производства, к которым можно отнести информацию, технологию и организацию производства, экологический фактор, научно - исследовательские и конструкторские разработки.
В экономической науке выделяют четыре группы факторов производства: человеческие ресурсы, природные ресурсы, капитал, предпринимательство - каждый из которых занимает свое место в экономической системе и выполняет определенные функции.
Под человеческими ресурсами или трудом подразумевают любую интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом, с целью достижения какого-либо полезного результата. Время, которое человек затрачивает на труд называется рабочим временем, величина которого имеет физические и духовные границы. Ведь человек не может работать двадцать четыре часа в сутки, требуется время для восстановления сил и удовлетворения духовных потребностей. Цена, выплачиваемая за труд, называется. Вследствие развития общества труд становится более квалифицированным, увеличивается время на профессиональную подготовку кадров, увеличивается производительность и интенсивность труда. Под интенсивностью труда понимается его напряженность, возрастание расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. На повышение производительности труда оказывают влияние самые различные факторы. Цена, выплачиваемая за труд, называется заработной платой.
Природные ресурсы - это естественные блага, которые используются при создании товаров и услуг (природные ископаемые, лес, вода, воздух и т.п.). Говоря о природных ресурсах как о факторе производства, экономисты часто используют термин "земля". Цена, уплаченная за пользование землей, называется рентой. Рента - доход владельца земли.
Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг. Термин "капитал" имеет много значений. В одних случаях капитал отождествляется со средствами производства (Д. Рикардо), в других - с накопленными материальными благами, с деньгами, с накопленным общественным интеллектом. А. Смит рассматривал капитал как накопленный труд, К. Маркс - как самовозрастающую стоимость, как общественное отношение. Капитал можно определять и как инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю. Капитал как фактор производства обычно разделяют на две составляющие: денежный и вещественный (реальный) капитал. К последнему относят средства производства, например, здания, оборудование, машины, инструменты. Т.е. вещественный капитал - это совокупность благ, используемых в процессе производства товаров и услуг. Денежный капитал, в свою очередь, - это финансовые средства, предназначенные для превращения благ в вещественный капитал, а также средства, направленные на закупку иных факторов производства. Но необходимо знать, что сами деньги фактором производства не являются, хотя и играют огромную роль в деятельности любого предприятия. Это происходит в силу денежного характера рыночной экономики, потому как приобретение реальных факторов производства опосредуется деньгами. Плата за использование чужих денег или физического капитала называется процентом, который является доходом поставщиков капитала.
Предпринимательство является особым фактором, при помощи которого происходит соединение перечисленных выше трех факторов производства. Предпринимательство - это разновидность трудовых усилий особого рода: управленческие и организационные навыки, необходимые фирмам для производства товаров и услуг. Следовательно, задачей предпринимателя является соединение указанных выше трех факторов производства наиболее эффективным рациональным способом. В случае успеха предприниматель получает предпринимательскую прибыль, неудачи - несет убытки. Таким образом, предпринимательская прибыль - это вознаграждение фактора предпринимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора - труд, земля и капитал.
Информация как фактор производства, крайне необходима в современных условиях функционирования. Она обеспечивает оперативность принимаемых решений, помогает развитию предпринимательской способности и повышению эффективности производственного процесса.
Также в качестве непременного фактора производства выступает технический прогресс. Это достижения науки и техники, способные оказывать решающее воздействие на уровень эффективности производства, процесс подготовки квалифицированного персонала, повышение уровня возможностей человеческого капитала. В современной жизни производителей технический прогресс имеет большое значение.
2. Классификация факторов производства
Земля как фактор производства в современной экономической теории - один из четырех основных факторов производства, который, для того чтобы стать производительным, обычно должен соединяться с трудом и капиталом.
Под землей как фактором производства понимаются все природные (воспроизводимые и невоспроизводимые) ресурсы. Они могут быть использованы для производства товаров и услуг потребительского и производственного назначения: производство сельскохозяйственной и промышленной продукции, социальной и промышленной инфраструктуры, строительство жилища, населённых пунктов, дорог и др.
К этому фактору относятся следующие элементы природы:
1) сельскохозяйственные земли;
2) леса;
3) воды океанов и морей, озер, рек, а также подземные воды;
4) химические элементы земной коры, именуемые полезными ископаемыми;
5) атмосфера, атмосферные и природно-климатические явления и процессы;
6) космические явления и процессы;
7) пространство Земли как место размещения вещественных элементов экономики, а также околоземное пространство.
От понятия "фактор" следует отличать понятие "ресурс". Ресурс - это потенциальный фактор производства. Следовательно, фактор производства -- это ресурс, вовлеченный в процесс производства, т.е. до того, как природные объекты оказались вовлеченными в производство, они выступали в качестве природных ресурсов: земельных, лесных, минеральных, энергетических и т.д.
Земля как фактор производства имеет свои особенности. Во-первых, земля в отличие от других факторов производства имеет неограниченный срок службы и не воспроизводится по желанию. Во-вторых, по своему происхождению она природный фактор, а не продукт человеческого труда. В-третьих, земля не поддается перемещению, свободному переводу из одной отрасли производства в другую, с одного предприятия на другое, т.е. она недвижима. В-четвертых, земля, используемая в сельском хозяйстве, при рациональной эксплуатации не только не изнашивается, но и улучшает свою продуктивность.
Одной из важнейших характеристик земли является ее ограниченность.
В связи с этим для земли как фактора производства характерен закон убывающей отдачи, т.е. рано или поздно дополнительное приложение труда к земле будет приносить все меньшую отдачу. Этот закон имеет место для земли, используемой в сельском хозяйстве. Однако закон убывающей отдачи лишь отчасти распространим на добычу природных ресурсов. Например, при добыче нефти применение дополнительных единиц труда приведет к тому, что скважина будет быстро исчерпана, и из нее просто нечего будет взять.
Землевладение означает признание права данного (физического или юридического) лица на определенный участок земли на исторически сложившихся основаниях и подразумевает собственность на землю. Землепользование же обозначает пользование землей в установленном обычаем или законом порядке (без собственности на землю).
Из этого можно сделать вывод: тот, кто владеет землей или использует ее, получает определенные преимущества. В связи с этим по поводу землевладения и землепользования возникают особые экономические отношения, порождающие особый доход и особую его экономическую форму - земельную ренту.
В неоклассической теории рентой является доход, получаемый любым собственником благ, естественно или искусственно ограниченных по сравнению со спросом. Для выражения этого явления используется и более общая категория - экономическая рента. Вместе с тем и неоклассическая теория рассматривает рентные доходы, прежде всего как доходы по поводу землевладения и землепользования. Рента, следовательно, есть форма, в которой земельная собственность реализует себя экономически, т.е. приносит доход.
Различными теоретическими школами исследуется проблема дифференциальной земельной ренты. Несмотря на различия концептуального подхода, экономисты подчеркивают неоднородность качества земельных участков. Это означает, что производительность земли как фактора производства будет различной в зависимости от ее плодородия, а также местоположения (близость к рынку сбыта сельскохозяйственной продукции). Значит, те, кто эксплуатирует лучшие земли, несут меньшие издержки и в результате имеют после реализации продукции некий излишек, называемый дифференциальным (разностным) доходом. Этот доход при передаче его собственнику земли и принимает форму дифференциальной ренты.
Худшие земли также приносят доход тем, кто их эксплуатирует. Абсолютная рента - это та часть дохода предпринимателя - землепользователя, которую он отдает в виде арендной платы собственнику земли. Согласно концепции К. Маркса в создании прибыли участвует лишь труд наемных работников, поскольку прибыль, созданная в сельском хозяйстве, выше средней прибыли. Этот избыток и является источником абсолютной ренты.
Собственно, рента как экономическая категория означает не просто доход от фактора производства. Это доход от какого-либо фактора производства, предложение которого неэластично. Таково определение ренты неоклассической школой. Исходя из него, рентой называется доход не только от сельскохозяйственной земли, а доход от любого ресурса, предложение которого неэластично.
Принцип установления ренты, или арендной платы (неоклассики часто используют эти два понятия как синонимы) как уравновешивающей цены таков же, как и в случае других факторов производства. Например, заработная плата выступает как цена, выравнивающая спрос и предложение труда; процент - уравновешивающий спрос и предложение капитала.
Капитал как фактор производства. Определяя капитал таким образом, многие экономисты отождествляют его со средствами производства. Капитал в широком смысле, по мнению других экономистов, -- это аккумулированная (совокупная) сумма товаров, имущества, активов, используемых для получения прибыли, богатства. Существует мнение, что капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономической системой для производства других товаров.
Другой взгляд на капитал связан с его денежной формой. "Капитал, когда он воплощен в еще не инвестированных финансах, есть сумма денег". Самое короткое определение капитала дал Карл Маркс (1818-1883): "это самовозрастающая стоимость". Внешне капитал выступает в конкретных формах: в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Во всех этих определениях есть общая идея, а именно: капитал характеризуется способностью приносить доход. Итак, можно высказать следующее определение: капитал в интерпретации современной экономической теории - это один из четырех основных факторов производства, создаваемый самой экономической системой, представленный всеми средствами и ресурсными возможностями производства, которые созданы людьми для того, чтобы с их помощью производить другие товары и услуги.
В экономических дисциплинах часто используются наряду с термином "капитал" и понятия "инвестиции", "инвестиционные ресурсы". Термин "капитал" используется для обозначения капитала в овеществленной форме, т.е. воплощенного в средствах производства. Инвестиции - это капитал еще не овеществленный, но вкладываемый в средства производства.
В современной западной экономической науке капитал трактуется как блага длительного пользования, созданные людьми для производства других товаров и услуг. Это определение капитала служит основой для различных понятий капитала, используемых в обиходном языке и экономической литературе.
Экономическая теория различает:
- физический (технический) капитал - совокупность материальных средства, которые используются в различных фазах производства и увеличивают производительность человеческого труда (станки, здания, компьютеры и т.п.);
- финансовый (денежный) капитал - совокупность денежных средств и денежное выражение стоимости ценных бумаг;
- юридический капитал - совокупность прав распоряжения некоторыми ценностями, причем эти права дают их обладателям доход без вложения соответствующего труда;
- человеческий капитал - это те вложения, которые увеличивают физическую или умственную способность человека.
В процессе производства различные элементы физического капитала ведут себя неодинаково. Одна часть функционирует на протяжении длительного времени (здания, машины), другая используется однократно (сырье, материалы). Первая часть капитала - основной капитал - капитал, который участвует в процессе производства на протяжении нескольких производственных циклов и переносит свою стоимость на создаваемые товары по частям. Вторая часть капитала - оборотный капитал - сырье, материалы, электроэнергия, вода и т.п. - участвует в производственном цикле лишь один раз и свою стоимость полностью переносит на созданные продукты.
Основной капитал, воплощенный в средствах труда, по мере использования подвергается износу. Экономисты различают физический и моральный износ.
Физический износ имеет место, во-первых, под воздействием самого процесса производства и, во-вторых, под воздействием сил природы (коррозия металл, разрушение бетона, потеря упругости или гибкости пластмассы и т.п.). Чем больше время эксплуатации основного капитала, тем больше физический износ.
С физическим износом связано понятие амортизации. Амортизация является экономической категорией и выражает экономические отношения по поводу той части стоимости основного капитала, которая перенесена на товары и вернулась после реализации товаров в денежной форме предпринимателю. Она накапливается на специальном счете, называемом амортизационным фондом.
Моральный износ (моральное старение) - это снижение полезных свойств основного капитала в глазах пользователей по сравнению с тем, что предлагают ему взамен. Моральный износ бывает двух видов. Первый вид связан с производством более дешевых машин, оборудования, транспортных средств и т.д. Второй вид связан с производством более совершенных машин. В этом случае предприниматели также несут убытки, продолжая использовать морально устаревшую технику или оборудование.
Для капитала, как фактора производства, доходом является процент.
Процентный доход - это доход на вложенный в бизнес капитал. В основе этого дохода лежат издержки от альтернативного использования капитала (вклад денег в банк, в акции и т.д.). Размер процентного дохода определяется процентной ставкой, т.е. ценой, которую банк или другой заемщик должен заплатить кредитору за пользование деньгами в течение какого-то времени. Т.е. процентная ставка - это отношение дохода на капитал, предоставленный в ссуду, к самому размеру ссужаемого капитала, выраженное в процентах.
Согласно неоклассической теории, равновесная ставка процента (норма процента) определяется на рынке капитала путем сравнения полезности (предельной доходности MRP) капитала и издержек (воздержания, ожидания MRC) от отказа использовать капитал в настоящее время.
Представленный на рис.11. график позволяет нам понять категорию процента как своеобразную равновесную цену: в точке пересечения кривых MRC и MRP устанавливается равновесие на рынке капитала. В точке Е происходит совпадение предельной доходности капитала и предельных издержек упущенных возможностей; спрос на судный капитал при этом совпадает с его предложением. Спрос на капитал будет тем выше, чем ниже процентная ставка. Процентная ставка, определяемая пересечением кривой спроса MRP и кривой предложения капитала MRC, является равновесной процентной ставкой.
Кроме рассмотренной неоклассической трактовки процента, которая получила в экономической науке название "реальная теория процента", существует и другая - кейнсианская. В противоположность такому взгляду он дал иное определение процента, суть которого заключается в том, что норма процента есть вознаграждение за расставание с деньгами как ликвидностью на определенный период. С его точки зрения, норма процента есть не что иное, как величина, обратная отношению суммы денег к тому, что можно получить, расставаясь с возможностью распоряжаться этими деньгами на обусловленный период времени.
Современные авторы считают, что "денежная" теория Кейнса оказывается столь же ограниченной, как и "реальная" теория. Поэтому была выдвинута общая теория процентной ставки, которая учитывает все факторы, оказывающие влияние на ее формирование. Таких факторов четыре:
предпочтение во времени, которое выражает нежелание хозяйственных субъектов откладывать на будущее потребности, которые можно удовлетворить в настоящем;
предельная производительность капитала, т.е. отдача, которую хозяйственный субъект надеется получить от использования дополнительного капитала;
предложение денег, связанное с кредитно-денежной политикой центрального банка;
предпочтение ликвидности, т.е. желание хозяйствующих субъектов сохранить в своих руках ликвидные средства, которые можно превратить в любой момент в другие виды имущества.
Кроме рассмотренных четырех факторов, оказывающих влияние на формирование процентной ставки, некоторые экономисты предлагают учитывать фактор риска. Кредитор, предоставляя капитал, всегда рискует, и за этот риск он требует вознаграждения.
Осуществление любых инвестиционных проектов предполагает разрыв во времени между затратами и доходами. Стоимость денег во времени возникает потому, что существуют альтернативные возможности получения дохода; она зависит от того момента, когда ожидается их получение. Финансовая теория утверждает, что будущие деньги всегда дешевле сегодняшних, и не только из-за инфляции. Деньги, которыми мы располагаем сегодня, могут быть "вложены в дело" и принести доход, и, таким образом, если мы получаем их через год, мы теряем эту возможность.
Следовательно, сложность анализа инвестиций заключается в необходимости сопоставления двух потоков - затрат и будущих доходов. Так как полезность доходов, получаемых в будущем, считается меньшей, чем сегодняшняя: на текущие доходы к будущему моно получить проценты. Поэтому нужно специальным образом пересчитывать будущие поступления путем дисконтирования.
Труд как фактор производства. Труд как экономическая деятельность представляет собой баланс между полезностью (производительностью) и неполезностью (издержками). Труд это сознательная деятельность человека, посредством которой он борется против нехваток, редкости благ и стремится увеличить их количество. Полезность труда есть его продуктивность, т.е. способность трансформировать вещи так, чтобы можно было увеличить степень удовлетворения потребностей.
Труд не только созидательный процесс, но и тяжелая деятельность, что выражается в неполезности труда (отрицательной полезности). Поэтому тот, кто трудится, несет издержки, т.е. труд равнозначен отказу от альтернативного использования времени (отказ от досуга). Кроме того, труд - это напряжение, требующее усилий: физических, умственных, психологических, волевых
В масштабах всего общества трудовые ресурсы представлены той частью населения страны, которая способна к труду, то есть обладает рабочей силой.
Труд имеет следующие характеристики:
Количественные характеристики отражают затраты труда, определяемые численностью работающих, их рабочим временем и интенсивностью труда, т.е. напряженностью труда в единицу времени.
Качественные характеристики труда отражают уровень квалификации работников. По этому уровню существует общее деление работников на квалифицированных, полуквалифицированных и неквалифицированных.
Квалификация работников находит отражение в степени сложности их труда. Неквалифицированный труд считается простым, а квалифицированный сложным, как бы возведенным в степень простым трудом, или простым трудом, помноженным на соответствующий коэффициент сложности.
Процесс труда включает в себя три основных компонента: целесообразную деятельность человека; предмет, на который направлен труд; средства труда, с помощью которых человек воздействует на предмет труда. Говоря о труде, необходимо остановится на таких понятиях, как производительность труда и интенсивность труда.
Интенсивность труда характеризует напряженность труда, определяемой степенью расходования физической и умственной энергии в единицу времени. Интенсивность труда увеличивается при ускорении работы конвейера, увеличении количества одновременно обслуживаемого оборудования, уменьшении потерь рабочего времени.
Производительность труда показывает, какое количество продукции производится в единицу времени. Для увеличения производительности труда решающую роль играет прогресс науки и техники. Так, например, внедрение в начале XX в. конвейеров привело к резкому скачку производительности труда.
Научно-техническая революция привела к изменениям в характере труда. Труд стал более квалифицированным, а физический труд в процессе производства стал цениться меньше.
Заработная плата - ещё одно понятие, с помощью которого можно охарактеризовать труд как фактор производства. Различают номинальную и реальную заработную плату. Под номинальной заработной платой понимается сумма денег, которую получает работник наемного труда, за свой дневной, недельный, месячный труд. По величине номинальной заработной платы можно судить об уровне дохода, но не об уровне потребления и благосостояния человека. Для этого надо знать, какова реальная заработная плата. Реальная заработная плата - это та масса жизненных благ и услуг, которые можно приобрести за полученные деньги. Она находится в прямой зависимости от номинальной заработной платы и в обратной - от уровня цен на предметы потребления и платные услуги. Помните (вне зависимости от того, будет ли кто-то работать на Вас или Вы на кого-то): заработная плата должна в первую очередь стимулировать работника к высокопроизводительному труду! Поэтому её размер должен соответствовать квалификации и уровню трудолюбия конкретного человека.
Предпринимательство - это неотъемлемый атрибут рыночного хозяйства, главная отличительная черта которого - свободная конкуренция. Это специфический фактор производства, во-первых, потому что, в отличие от капитала и земли, неосязаемо. Во-вторых, мы не можем трактовать прибыль как своеобразную равновесную цену, по аналогии с рынком труда, капитала и земли.
Основные функции предпринимательства:
создание нового, еще не знакомого потребителю материального блага или прежнего блага, но с новыми качествами;
введение нового, еще не применявшегося в данной отрасли промышленности способа производства;
завоевание нового рынка сбыта или более широкое использование прежнего;
использование нового вида сырья или полуфабрикатов;
введение новой организации дела, например, монопольного положения или, наоборот, преодоление монополии.
Субъектами предпринимательства могут быть, прежде всего, частные лица (организаторы единоличного, семейного, а также более крупного производств). Деятельность таких предпринимателей осуществляется на основе как собственного труда, так и наемного. Предпринимательская деятельность может осуществляться также группой лиц, связанных между собой договорными отношениями и экономическим интересом. Субъектами коллективного предпринимательства выступают АО, арендные коллективы, кооперативы и т.д. В отдельных случаях к субъектам предпринимательства относят и государство в лице его соответствующих органов. Таким образом, в рыночной экономике существуют три формы предпринимательской деятельности: государственная, коллективная, частная, каждая из которых находит свои ниши в хозяйственной системе.
Объект предпринимательства - наиболее эффективная комбинация факторов производства для максимизации дохода. "Предприниматели комбинируют ресурсы для изготовления нового, неизвестного потребителям блага; открытия новых способов производства (технологий) и коммерческого использования уже существующего товара; освоения нового рынка сбыта и нового источника сырья; реорганизации в отрасли с целью создания своей монополии или подрыва чужой" - Й. Шумпетер.
Для предпринимательства как метода ведения хозяйства первым и главным условием является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов, наличие у них определенной совокупности свобод и прав по выбору вида предпринимательской деятельности, источников финансирования, формированию производственной программы, доступу к ресурсам, сбыту продукции, установлению на нее цен, распоряжения прибылью и т.д.
Вторым условием предпринимательства - является ответственность за принимаемые решения, их последствия и связанный с этим риск. Риск всегда связан с неопределенностью, непредсказуемостью. Даже самый тщательный расчет и прогноз не могут устранить фактор непредсказуемости, он является постоянным спутником предпринимательской деятельности.
Третье условие предпринимателя - ориентация на достижение коммерческого успеха, стремление к увеличению прибыли.
Под прибылью предпринимателя понимается разница между доходами, полученными предприятием от продажи товаров, и расходами, которые были осуществлены им в процессе производственной и сбытовой деятельности.
3. Пути повышения эффективности использования факторов производства в РФ и РТ
Основными факторами роста производительности являются повышение капиталовооруженности труда, качества рабочей силы и НТП, реализуемый в инновациях различного вида (продуктовых, технологических и организационно-управленческих). К благоприятным условиям роста обычно относят также высокие темпы экономического роста (относительно большой удельный вес фазы подъема в экономическом цикле); высокую инвестиционную активность; низкий уровень структурной безработицы; умеренную (низкую) инфляцию.
В поисках решений следует исходить из базовой закономерности -- тесной зависимости уровней и динамики производительности от объемов и темпов роста капитальных вложений, то есть от параметров материального накопления.
В 2006 г. валовая норма накопления (инвестиции в основные фонды) составила в России 18.6% ВВП (50-е место в мире), тогда как в КНР она равнялась 43.3, Индии - 37.1 и даже в США - 19.6% . А если учесть степень износа и возраст основных фондов в нашей экономике, то резко поднять уровень производительности в стране возможно только при значительном росте эффективности накопления в основных секторах экономики [3, с.37].
Выступая на заседании Госсовета в феврале 2008 г., где речь шла о стратегии развития России до 2020 г., В. Путин назвал одним из факторов радикального повышения эффективности хозяйства "...изменение практически всех используемых в России технологий, почти всего парка машин и оборудования". По последним опубликованным данным возрастная структура производственного оборудования в промышленности на конец 2007 г. была следующей (%): оборудование в возрасте до 5 лет г- 8,6, 6410 лет тг,5.1, .11-15 лет - 12.3,16-20лет - 22.5, более 20 лет - 51.5. Средний возраст оборудования составил 21.2 года [3, с.39].
Целый ряд обстоятельств благоприятствует обновлению производства и роста на этой основе производительности: страна получает крупные средства от экспорта, расширяются кредитный и фондовый рынки, а также внутренние источники накопления в бизнес-структурах, не ослабевает приток иностранных инвестиций и т.д. Тем не менее параметры инвестиционного процесса не соответствуют потребностям хозяйства, и самое главное - мала его инновационная составляющая и, как следствие, общая эффективность. Необходимы нормализация инвестиционного процесса, в первую очередь улучшение его качественных характеристик, расширение и доступность рынка капитала для производителей, реализация крупно масштабных инфраструктурных проектов за счет частно-государственного финансирования и т.д. [4, с.97].
Коренная модернизация основных фондов тесно связана с их реструктуризацией. Успех этого процесса в значительной степени зависит от государственной политики, ее способности устанавливать приоритеты, выявлять слабости рынка, своевременно вносить изменения в юридическую и налоговую системы, разрешать конфликты между различными лоббирующими группами.
Широкомасштабное стимулирование модернизации необходимо осуществлять через налоговые льготы на закупку технологического оборудования, отмену пошлин и НДС по его импорту, закупку за рубежом оборудования по заявкам компаний через "институты развития" и предоставление его в лизинг.
Для радикального изменения технологической базы страны необходимо [3, с.40]:
- вывести из оборота старое советское оборудование в возрасте свыше 15 лет (в промышленности его доля достигает 74%); ввести штрафные санкции за использование устаревшего, несколько раз самортизированного оборудования (в Японии 70-80-х годов дала хорошие результаты государственная политика скрапирования, то есть уничтожения устаревших и малоэффективных фондов ) и плату за фонды старше, например, 15 лет;
- разрешить ускоренную амортизацию для нового высокотехнологичного оборудования, расширить права предприятий в этой области;
- создать условия для льготного целевого кредитования инвестиций в основной капитал и льготного импорта высокотехнологичных машин и оборудования (например, через государственные финансовые структуры и/или под государственные гарантии);
- освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на высокотехнологичные инвестиции в активную часть основного капитала;
- ввести налоговые инвестиционные кредиты и субсидии;
- развивать практику размещения госзаказов на высокотехнологичных предприятиях.
Важную роль в технологическом прорыве могут сыграть прямые иностранные инвестиции. Сейчас они ориентированы либо на добычу и первичную переработку ресурсов, либо на удовлетворение конечного потребительского спроса в сегментах с ограниченной инновационной емкостью. Кажущееся исключение - машиностроение - только подтверждает общее правило: здесь инвестиции идут в основном в сборочное производство (автопром, бытовая электроника) [4, с.98].
В этой связи необходимо стимулировать не просто увеличение объема иностранных инвестиций, которые часто приходят в форме репатриации прибыли наших же компаний, а инвестиции ведущих транснациональных компаний в полноценные проекты при жестких условиях передачи передовых технологий.
В то же время не надо забывать, что капиталовложения в материальные активы - необходимое, но далеко не достаточное условие роста производительности. В отличие от индустриальной стадии, где физический капитал играл определяющую роль, современная экономика в значительной степени опирается на нематериальное накопление, на крупные объемы человеческого, организационного, управленческого капитала, а соответствие и взаимодействие технологических и нематериальных факторов становятся первостепенными условиями повышения продуктивности общественного производства.
В век информации главным критерием оценки эффективности компании в достижении конкурентных преимуществ и обеспечении качественных параметров экономического роста выступает человеческий капитал, определяемый как совокупность природных врожденных способностей; дарований; творческого потенциала; морально-психологического и физического здоровья; накопленных и усовершенствованных в результате инвестиций знаний и профессионального опыта, необходимых для целесообразной деятельности в той или иной сфере общественного воспроизводства, приносящей доход их обладателю.
Подобно обычному капиталу, способности, знания, навыки человека имеют свойство накапливаться. При этом их формирование и развитие требует как от самого индивида, так и от общества в целом довольно значительных затрат времени, труда, материальных и финансовых ресурсов.
Структура вложений в человеческий капитал включает в себя следующие виды инвестиций [5, с.75]:
образование, подготовка на производстве;
здравоохранение;
мотивация;
поиск информации и миграция;
фундаментальные научные разработки;
экология и здоровый образ жизни;
культура и досуг.
Критическое значение для роста производительности приобретает качество человеческого капитала, его соответствие требованиям непрерывно меняющихся технологий и хозяйственной среды. В системе мер по повышению его отдачи важнейшая роль принадлежит росту уровня общего и профессионального образования. Особое внимание уделяется формам организации труда, стимулам и мотивации трудовой деятельности.
Образование и подготовка на производстве повышают уровень знаний человека, а, следовательно, увеличивают объем и качество человеческого капитала. При повышении уровня образования эффективность труда работника повышается либо посредством увеличения производительности труда, либо посредством получения знаний, которые делают работника способным осуществлять такую трудовую деятельность, результаты которой представляют большую ценность.
Еще с древних времен известно, что за сложный труд надо платить много кратно больше, чем за неквалифицированный. К сожалению, в России этого правила не придерживаются. В результате молодежь не идет в сферу образования, науку, здравоохранение; квалифицированных рабочих кадров, инженеров и техников не хватает во всех отраслях, даже в оборонно-промышленном комплексе.
В стране существует дисбаланс на рынке труда: дефицит одних кадров при избытке других.
Причины этого известны: ликвидация ПТУ без замены их иными учреждениями; падение престижа ранее наиболее уважаемых профессий, в том числе научных работников; бесконечные реформы школьного и вузовского образования; свободное (без обязательной работы по профессии в течение двух-трех лет) распределение выпускников вузов, даже получивших образование на бюджетной основе, и многое другое. Главной же причиной такого положения является несогласованность между государством и бизнесом в том, кого и как готовить для народного хозяйства и за чьи средства [5, с.75].
Государство должно заниматься вопросами подготовки кадров не единолично, а с учетом мнения всех субъектов собственности. Кроме того, не надо выстраивать перегородки между государственным и частным об учением, что затем выражается в разном уровне зарплаты в важнейших секторах хозяйства. О каких равных возможностях можно говорить, если один и тот же специалист, просто перейдя из одного здания в другое, получает в два-три раза большую зарплату. Задача государства -- приблизить оплату бюджетников к оплате работников частного сектора и поучиться у него мотивационным механизмам более или менее адекватной оплаты труда специалистов.
Чтобы устранить перекосы в балансе труда, нужно знать, специалисты каких профессий, какого уровня подготовки (начальное, среднее, высшее, послевузовское), по каким регионам потребуются в течение ближайших пяти-десяти лет; какие финансовые ресурсы необходимы для кадрового обновления и кто их может предоставить.
Одновременно следует знать, какие работники, в каких секторах хозяйства и видах деятельности, в каких регионах, в какие сроки будут в результате роста производительности труда высвобождаться, каковы возможности их переподготовки на местах, какая понадобится помощь их семьям в части жилья, обучения детей, транспорта, мобильного трудоустройства.
По мнению бизнес-сообщества, необходимо вернуться к практике бесплатной для абитуриентов подготовки кадров по госзаказу с обязательным распределением по ключевым предприятиям и компаниям. В целях повышения качества образования, особенно технического, представляется целесообразным сократить число соответствующих институтов с обязательным бюджетным финансированием оставшихся, прошедших жесткий отбор по качеству. Государство, безусловно, должно , контролировать трудоустройство выпускников бюджетных отделений, подобно тому, как банки контролируют возврат кредитов, выданных на образовательные цели.
Очевидно, что назрела реформа среднего профессионального образования. Радикальный подход - переместить его в прикладные факультеты вузов, готовящих выпускников на уровне бакалавриата. Противники такого подхода считают, что это может девальвировать само понятие "университет".
Второй подход - оставить эти учебные заведения в существующей системе среднего образования, но провести ребрендинг слова "ПТУ". В пользу такой точки зрения говорит опыт г. Москвы. Здесь ПТУ переименованы в колледжи, проведено перепрофилирование, укрупнение и оснащение их современными станками и оборудованием. Спрос на выпускников этих колледжей огромный.
Региональные власти, безусловно, должны организационно и финансово поддерживать процесс реформирования системы профобразования. На уровне регионов проще связать его бюджетное финансирование с конкретными целями государственной промышленной политики по развитию тех или иных отраслей и производств.
Возрождение профессионально-технических училищ также связано с уровнем обеспечения их общежитиями, поскольку в них, как правило, много иногородних студентов. Компании и предприятия должны получить возможность софинансирования, а также строительства жилья для своих рабочих (за счет льготного финансирования и землеотвода) без права коммерческой его перепродажи [5, с.75].
Сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на все еще сохраняющийся высокий уровень образования, возникла острая нехватка среднего технического персонала и высококвалифицированных инженеров. На это жалуются 90% руководителей существующих в стране малых предприятий. Обучение по-прежнему оторвано от реальных запросов экономики, в результате чего выпускники учебных заведений плохо адаптируются к современной профессиональной деятельности.
Положение усугубляется еще и тем, что переход на двухуровневую систему высшего образования и европейские стандарты обучения существенно трансформирует структуру организационно-трудовых операций, требует корректировки лекционных курсов и переподготовки профессорско-преподавательского состава.
Поэтому переход на новую модель обучения следует рассматривать как следующий этап его модернизации. Именно данная модель позволяет западным странам, лидирующим на мировых рынках высоких технологий, своевременно обеспечивать экономику специалистами как среднего, так и высшего профессионального уровня. Этот опыт свидетельствует: результаты обучения определяются не его сроками, а тем, какие при этом используются технологии, каково содержание учебных программ, насколько оно соответствует требованиям динамично развивающихся рынка труда и экономики.
Один из важнейших аспектов инновационной деятельности вузов - организация стратегического партнерства с производственным сектором, с бизнес-сообществом, совместная подготовка кадров для промышленности, а также ученых и специалистов высшего класса. Хрестоматийным стал опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГУ, где уже функционируют так называемые корпоративные университеты в рамках партнерства промышленности с учебными заведениями. Здесь студенты знают, где и на какой должности им предстоит работать по завершении учебы.
Наряду с образованием, наиболее важными являются вложения в здоровье человека. Экономическая ценность и значимость здоровья для накопления человеческого капитала безусловны. Низкий уровень продолжительности жизни в стране автоматически включает в число приоритетных затрат инвестиции на поддержание здоровья, что способствует продлению жизни человека, а, следовательно, и времени функционирования человеческого капитала.
К инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В процессе развития науки не только создаются интеллектуальные новации, на основании которых затем формируются новые технологии производства и способы потребления, но и происходит пре образование самих людей, которые выступают носителями новых способностей и потребностей. В информационном обществе наука превращается в своеобразный генератор "человеческого капитала".
В последние десятилетия с развитием информационных технологий резко возрастает зависимость производительности от систем организации и управления. В результате децентрализации многих производств и перехода к сетевой форме организации, горизонтальным, децентрализованным моделям управления взамен строго иерархической системы вертикальных связей открываются возможности для снижения издержек за счет структурной гибкости, быстрой реакции на изменения, большего простора для инноваций, инициативы, творческих подходов и решений.
В рамках развития российской и татарстанской экономики предполагается использование кластерного подхода.
Кластерный подход в управлении экономическими процессами - необходимое условие для поступательного, прорывного развития экономики любой территории, любого государства. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластероориентированной территориальной политики. Успешны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
Высокая конкурентоспособность и стабильность кластерных хозяйственных систем определяется, прежде всего, факторами, стимулирующими распространение новых технологий, характером и структурой взаимодействия науки, образования, финансирования, государственной политики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационной активности формируются на основе диверсификации межотраслевых связей. Разнообразие и относительная доступность внутри кластера различных источников технологических знаний и связей облегчает комбинирование факторов производства и становится предпосылкой эффективной инновации.
Кластерные системы характеризуются следующими особенностями [6]:
- наличием крупного предприятия - лидера, определяющего долговременную хозяйственную, инновационную стратегию всей системы;
- территориальной локализацией основной массы субъектов экономики - участников кластерной системы;
- устойчивостью хозяйственных связей субъектов экономики - участников кластерной системы, доминирующим значением этих связей для большинства ее участников;
- долговременной координацией взаимодействия участников системы в рамках ее производственных программ, инновационных процессов основных систем управления, контроля качества и пр.;
- ориентацией продукции кластеров, как правило, на экспорт или импортозамещение.
Кластерный подход предполагает косвенное воздействие органов управления на промышленное развитие через создание условий для развития бизнеса.
Преимущества кластеров очевидны: для администрации - увеличивается количество налогоплательщиков и налогооблагаемая база (центры управления малым и средним бизнесом, как правило, находятся на той же территории, что и сам бизнес, в отличие от вертикальных корпораций), появляется удобный инструмент для взаимодействия с бизнесом, снижается зависимость от отдельных бизнес-групп, появляются основания для диверсификации экономического развития территории [6].
Учитывая особенности татарстанской экономики, ее производственных и кооперационных и межрегиональных связей, имеющегося ресурсного потенциала, кроме уже существующих автомобилестроительного, нефтехимического и энергетического кластеров, необходимо направить усилия государственного управления на создание кластеров в области IT-технологий и электроники, в сферах АПК и строительства.
Список использованной литературы
1. Акимова Е.Н. Характеристика знания как ресурса "новой экономики" // Экономический вестник РТ. - 2008. - №5.
2. Коммисарова Т.А. Действия компаний, направленные на повышение эффективности труда персонала в условиях кризиса // маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1.
3. Кондратьев В. Проблемы повышения эффективности российский экономики. - 2008. - №12.
4. Маркова Н.Н. Пути повышения эффективности использования факторов производства на предприятиях // Экономический вестник РТ. - 2009. - №2.
5. Тугускина Г. Оценка эффективности инвестиций в человеческий капитал предприятия // Управление персоналом. - 2009. - №3.
6. Концепция территориальной экономической политики Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mert.tatar.ru/rus/info.php?id=108741
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |