Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Курсовая работа

Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Учреждение "Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь", его характеристика и анализ работы в области оказания платных услуг


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра менеджмента

РЕФЕРАТ

На тему:

«Учреждение «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь», его характеристика и анализ работы в области оказания платных услуг»

МИНСК, 2009

Общая характеристика учреждения, его организационно-

управленческая структура

Учреждение «Гродненское областное управление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (далее - Управление) создано в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 11 сентября 1998 г. № 442 "О реорганизации Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., № 26, ст. 666), Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 35 "Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 7, 1/44) и является территориальным органом Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС), осуществляющим управление в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности на территории Гродненской области (далее - область).

Управление является правопреемником по всем правам и обязанностям реорганизованного областного управления военизированной пожарной службы Главного управления военизированной пожарной службы Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Управление в своей деятельности руководствуется конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, а также настоящим «Положением о Гродненском областном управлении министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».

Управлению подчинены:

- пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах области;

- учебные и научные учреждения, центры, предприятия и другие подразделения, созданные в установленном порядке при Управлении.

Структура и штатная численность Управления утверждаются Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - Министр).

Управление:

- является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, соответствующие бланки и штамп, другие необходимые реквизиты, самостоятельный баланс, а также расчетные и иные счета в учреждениях банков;

- отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у Управления денежных средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет МЧС; - вправе в установленном порядке заключать договоры, соответствующие целям его деятельности, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде; - не вправе без согласия МЧС отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.

Управление подотчетно и подконтрольно МЧС, Коллегии МЧС, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательством, - областному исполнительному комитету.

Месторасположение Гродненского областного УМЧС: Республика Беларусь, 231000 г.Гродно, пер.Дзержинского,15 факс 78-16-40.

В связи со спецификой своей деятельности данное учреждение выполняет следующие задачи:

· организация, непосредственное руководство, координация и методическое обеспечение оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений, поддержание их высокой боеготовности путём их постоянного контроля и периодических проверок;

· реализация государственной политики в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности на территории области;

· организация и участие в осуществлении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами, работниками и гражданами, организация пожарно-профилактических мероприятий;

· осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· координация деятельности организаций области независимо от организационно-правовых форм в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности;

· осуществление комплекса мероприятий по военно-мобилизационной работе;

· проведение кадровой политики, направленной на комплектование подчиненных подразделений высококвалифицированными специалистами, подбор, расстановка и использование кадров, формирование резерва кадров на выдвижение;

· организация, контроль и руководство финансово-хозяйственной деятельностью и экономической работой подчиненных подразделений;

· материально-техническое, вещевое снабжение и социально-бытовое обеспечение деятельности подчиненных подразделений и личного состава;

· Выполнение иных задач, предусмотренных законодательством

Основными функциями учреждения «Гродненское областное Управление МЧС Республики Беларусь» (далее ГОУ МЧС РБ) являются:

Ш руководство, проверка и анализ оперативно-служебной деятельности подчиненных подразделений, оказание им практической помощи в организации работы по выполнению возложенных задач;

Ш организация и контроль за исполнением подчиненными подразделениями нормативных актов, регламентирующих служебную деятельность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям;

Ш подготовка предложений о совершенствовании законодательства по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

Ш осуществление правовой работы, оказание практической и методической помощи в организации этой деятельности подчиненным подразделениям;

Ш организация взаимодействия и сотрудничества подчиненных подразделений местными исполнительными, распорядительными, правоохранительными и надзорными органами, физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и общественностью по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности;

Ш выявление, обобщение и распространение передовых форм и методов работы подчиненных подразделений, организация рационализаторской работы;

Ш участие в обеспечении функционирования территориальной подсистемы государственной системы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны (далее - ГСЧС и ГО), а также государственной системы пожарной безопасности;

Ш организация и осуществление научно-практической деятельности по исследованию и экспертизе пожаров, проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области безопасности жизнедеятельности, испытанию и сертификации продукции промышленного, сельскохозяйственного и бытового назначения на соответствие требованиям пожарной безопасности;

Ш организация разработки, реализации и контроля за выполнением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Ш организация работы по составлению, отработке и корректировке областных и районных планов привлечения подразделений по чрезвычайным ситуациям, других сил и средств территориальной подсистемы ГСЧС для ликвидации чрезвычайных ситуаций, проверке готовности указанных сил и средств;

Ш организация и руководство в установленном порядке тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций;

Ш организация учета и расследования пожаров, аварий, катастроф, бедствий, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций, передача в установленном порядке материалов для привлечения виновных к ответственности в соответствии с законодательством;

Ш обеспечение постоянной боевой и мобилизационной готовности сил и средств подчиненных подразделений к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, организация несения гарнизонной и караульной службы в указанных подразделениях;

Ш организация, методическое обеспечение и контроль за работой центров обучения граждан способам предупреждения и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, их филиалов, внештатных формирований;

Ш информирование в соответствии с законодательством местных исполнительных и распорядительных органов, физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, населения по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Ш организация и осуществление в соответствии с законодательством государственного надзора за обеспечением пожарной безопасности физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами, работниками и гражданами;

Ш организация и проведение в установленном порядке пожарно-технических обследований объектов физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, выдача предписаний, предупреждений, заключений и рекомендаций по устранению выявленных нарушений, проверка соблюдения лицензионных требований и условий;

Ш приостановка в установленном порядке полностью или частично работы объектов физических и юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм, строительства, реконструкции, реставрации, технического переоснащения, рента объектов и производства других работ при нарушении противопожарных требований или невыполнении соответствующих предписаний;

Ш запрещение в установленном порядке эксплуатации зданий, сооружений, помещений, машин, приборов, оборудования и других устройств, функционирующих с нарушением требований пожарной безопасности, а также выпуска, реализации и использования продукции, не соответствующей противопожарным требованиям;

Ш проведение в соответствии с законодательством дознания и осуществление делопроизводства по делам об административных правонарушениях;

Ш согласование в установленном порядке технических условий на выпускаемую пожароопасную продукцию;

Ш непосредственное, в установленном порядке, осуществление государственного пожарного надзора за соблюдением противопожарных требований при разработке документации отдельными проектными организациями и выполнением противопожарных мероприятий на наиболее важных строящихся и эксплуатируемых объектах;

Ш участие в проведении государственной экспертизы и осуществлении государственного надзора и контроля за выполнением установленных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Ш разработка проектов штатов подчиненных подразделений, ведение учета штатно-должностной и лимитной численности;

Ш проведение работы по подбору, расстановке и профессиональной подготовке, обеспечению социально-правовой защиты работников подчиненных подразделений;

Ш анализ состояния охраны труда и техники безопасности в подчиненных подразделениях, расследование случаев производственного травматизма, разработка и внедрение предложений по снижению травматизма, создание безопасных и здоровых условий несения службы;

Ш учет и анализ состояния дисциплины среди работников подчиненных подразделений, подготовка обзоров и информационных писем, организация разработки, реализации и контроля за реализацией мероприятий по укреплению дисциплины, проведение служебных расследований по фактам чрезвычайных происшествий среди личного состава;

Ш организация и контроль финансово-хозяйственной деятельности подчиненных подразделений;

Ш обеспечение своевременной выплаты денежного содержания работникам подчиненных подразделений, назначения и выплаты пенсий, пособий и компенсаций работникам подразделений по чрезвычайным ситуациям, пенсионерам из их числа и их семьям, производство необходимых расчетов и открытие кредитов для указанных подразделений;

Ш учет и контроль за рациональным и эффективным расходованием денежных средств и материальных ресурсов, выделяемых на содержание подчиненных подразделений;

Ш материально-техническое и вещевое снабжение, в установленном порядке, подчиненных подразделений;

Ш заключение, в установленном порядке, договоров на создание подразделений по чрезвычайным ситуациям, организация работы по привлечению внебюджетных средств из иных источников;

Ш определение потребностей и распределение материально-технических ресурсов, расходных материалов, запасных частей для обеспечения оперативной деятельности подчиненных подразделений, разработка и проведение мероприятий по их экономии;

Ш подготовка проектов смет, расчетов и технико-экономических обоснований к ним по подчиненным подразделениям;

Ш организация учета, правильного содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта техники, технического вооружения и оборудования, средств связи, компьютерной техники, строительства и содержания зданий;

Ш организация работы по оказанию в установленном порядке платных услуг юридическим и физическим лицам;

Ш выполнение иных функций, предусмотренных законодательством.

Организационная структура Управления представлена на рисунке 1.

Далее я приведу краткую характеристику каждого элемента данной структуры, в большей степени уделив внимание руководству управления.

Учреждение возглавляет начальник Управления, который назначается на должность и освобождается от нее Министром на основании решения Коллегии МЧС.

Рис. 1. Структура учреждения «Гродненское областное управление МЧС РБ»

Начальник Управления имеет заместителей, в том числе одного первого, численность которых определяет Министр.

Начальник Управления подчиняется Министру и его первому заместителю и является главным государственным инспектором области по пожарному надзору.

Начальник Управления осуществляет следующие функции и полномочия:

v руководит деятельностью Управления и подчиненных подразделений, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на указанные подразделения области задач и функций;

v назначает и увольняет рабочих, служащих, лиц рядового и начальствующего состава органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в пределах своей номенклатуры, присваивает в пределах предоставленных ему прав и представляет к присвоению специальных званий, принимает решение о продлении срока службы работников в специальном звании до старшего прапорщика внутренней службы включительно;

v устанавливает в соответствии с нормативными документами МЧС компетенцию структурных подразделений Управления, утверждает должностные обязанности их руководителей, работников Управления и руководителей;

v утверждает планы работы подчиненных подразделений Управления включая структурные;

v готовит и вносит в МЧС предложения по разработке штатов подчиненных подразделений в пределах установленных лимитов численности;

v обеспечивает соблюдение законности в деятельности Управления и подчиненных подразделений, профессиональную подготовку их личного состава;

v издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам служебной деятельности Управления и подчиненных подразделений, обеспечивает организацию их исполнения;

v направляет в установленном порядке сотрудников Управления и подчиненных подразделений в служебные командировки, предоставляет отпуска, поощряет и привлекает их в пределах своих полномочий к дисциплинарной ответственности, проводит аттестацию;

v представляет органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям области в отношениях с местными исполнительными и распорядительными органами, средствами массовой информации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

v распоряжается денежными средствами, выделяемыми Управлению из бюджета и иных источников финансирования;

v заключает от имени Управления договоры с юридическими и физическими лицами на создание аварийно-спасательных подразделений и ввод дополнительной численности работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в области;

v в пределах своей компетенции информирует местные исполнительные и распорядительные органы, юридических и физических лиц, независимо от их организационно-правовых форм, по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

v организует и ведет прием граждан, рассматривает предложения, заявления и жалобы по вопросам, относящимся к деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, принимает по ним необходимые меры;

v осуществляет другие полномочия, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Беларусь, ведомственными документами МЧС.

1-й заместитель Начальника Управления подчиняется Начальнику Управления. Он несет ответственность за управление, организацию и эффективную деятельность органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям по следующим направлениям:

1. Организационное обеспечение областной подсистемы ГСЧС и ГО.

2. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

3. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

4. Государственный пожарный надзор.

5. Правовое регулирование, нормотворческая деятельность.

6. Организационно-методическое обеспечение надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

7. Анализ, организация, координация, контроль и инспектирование деятельности органов, подразделений и организаций учреждения, координация деятельности заместителей начальника учреждения.

8. Информатизация, компьютеризация и программирование деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, областной подсистемы ГСЧС и ГО.

9. Статистика и учет чрезвычайных ситуаций и деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области.

10. Оценка соответствия товаров, работ и услуг требованиям технических нормативных правовых актов и лицензирование в области пожарной безопасности.

11. Пропаганда и взаимодействие со СМИ, информирование об обстановке с чрезвычайными ситуациями и результатах деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, областной подсистемы ГСЧС и ГО.

12. Организация и поддержка добровольческого движения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Содействие и поддержка внештатных формирований по защите от чрезвычайных ситуаций.

14. Научно-техническая деятельность.

Организует системную реализацию требований:

1. Законов Республики Беларусь:

1.1. «О пожарной безопасности».

1.2. «О чрезвычайном положении».

1.3. «О гражданской обороне».

1.4. Указа Президента Республики Беларусь от 9 июня 2006 г. № 277. «Об утверждении Концепции совершенствования государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны на 2006 - 2009 годы».

2. Постановлений Совета Министров Республики Беларусь:

2.1. От 10 апреля 2001 г. № 495 «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

2.2. От 4 июля 2003 г. № 905 «Об утверждении Положения о государственном надзоре и контроле в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

2.3. От 8 февраля 2002 г. № 181 «Об утверждении перечня республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, в которых создаются отраслевые подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Курирует деятельность:

1. Отдела планирования и организации ГСЧС и ГО.

2. Отдела защиты населения и территорий.

3. Организационно-аналитического отдела.

4. Отдела надзора и профилактики.

5. Отдела нормативно-технической работы и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

6. Центра пропаганды и обучения при учреждении.

7. Центра информатики и компьютеризации при учреждении.

8. Научно - практического центра.

9. Берестовицкого РОЧС.

10. Вороновского РОЧС.

11. Гродненского РОЧС.

12. Лидского РОЧС.

13. Свислочского РОЧС.

Участвует в:

1. Совете органов государственного надзора;

2. работе Белорусской молодежной общественной организации спасателей-пожарных.

Обеспечивает взаимодействие с:

1. Комиссией по чрезвычайным ситуациям при облисполкоме.

2. Управлением территориальной планировки, градостроительства и архитектуры облисполкома.

3. Гродненским областным управлением Департамента по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС Республики Беларусь.

4. Управлением жилищно-коммунального хозяйства облисполкома.

5. Управлением культуры облисполкома.

6. Управлением здравоохранения облисполкома.

7. Управлением торговли и бытовых услуг облисполкома.

8. Комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома.

9. Отделом контроля и режимно-секретной деятельности облисполкома.

10. Отделом по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий аварий на ЧАЭС комитета по строительству, энергетике, транспорту и коммуникациям облисполкома.

11. Гродненским областным управлением статистики.

12. Управлением Западного оперативного командования.

13. Республиканским унитарным предприятием Гродненский центр стандартизации и метрологии Государственного комитета по стандартизации.

14. Государственным учреждением «Гродненский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья».

15. Гродненским областным военным комиссариатом.

16. Прокуратурой Гродненской области.

17. Гродненским областным управлением фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

18. Гродненским областным унитарным предприятием «Киновидеопрокат».

19. Республиканским унитарным предприятием радиотелецентр «Телерадиокомпания «Гродно».

20. Областным унитарным информационно-рекламным предприятием «Редакция газеты «Гродненская правда».

21. Гродненским филиалом Республиканского унитарного предприятия «Белпочта».

22. Филиалом Белгосстраха по Гродненской области.

23. Гродненским областным советом общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество».

24. Гродненским областным управлением Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения.

25. Берестовицким районным исполнительным комитетом.

26. Вороновским районным исполнительным комитетом.

27. Гродненским районным исполнительным комитетом.

28. Лидским районным исполнительным комитетом.

29. Свислочским районным исполнительным комитетом.

Является заместителем главного государственного инспектора Гродненской области по надзору и контролю за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также по пожарному надзору.

Второй заместитель - Несет ответственность за управление и организацию эффективной деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области по следующим направлениям:

1. Материально-техническое обеспечение.

2. Создание и обеспечение сохранности государственного и мобилизационного материальных резервов.

3. Обеспечение населения средствами коллективной и индивидуальной защиты от чрезвычайных ситуаций.

4. Хозяйственная деятельность.

5. Финансово-экономическое обеспечение.

6. Строительство, реконструкция и ремонт объектов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, областной подсистемы ГСЧС и ГО.

7. Содержание и благоустройство территории и зданий.

8. Охрана зданий, сооружений и мест чрезвычайных ситуаций, в т. ч. и вооруженная.

9. Создание и поддержание резервов материальных средств органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, отраслевых и областной подсистем ГСЧС и ГО.

10. Охрана труда, техника безопасности и пожарная безопасность в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям области.

11. Организация рационализаторской и изобретательской работы.

12. Геральдика и ритуалы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям области.

13. Комендантская служба, соблюдение правил ношения формы одежды.

Организует системную реализацию требований постановлений Совета Министров Республики Беларусь:

? от 20 ноября 1998 г. № 1800 «О создании республиканской системы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

? от 26 декабря 2007 г. № 1537 «Об утверждении государственной программы оснащения органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь современной техникой, пожарным и аварийно-спасательным оборудованием, другим имуществом в 2008 - 2010 годах».

Курирует деятельность:

1. Отдела техники, материального обеспечения и строительства.

2. Группы по охране труда и пожарной безопасности.

3. Финансово-экономического отдела.

4. Пенсионной группы.

5. Учреждения «Производственно-технический центр Гродненского областного управления МЧС Республики Беларусь».

6. Ивьевского РОЧС.

7. Островецкого РОЧС.

8. Ошмянского РОЧС.

9. Сморгонского РОЧС.

Обеспечивает взаимодействие с:

1. Общим отделом облисполкома.

2. Комитетом по труду и социальной защите облисполкома.

3. Финансовым управлением облисполкома.

4. Комитетом экономики облисполкома.

5. Гродненским областным территориальным Фондом государственного имущества.

6. Государственной автомобильной инспекцией Управления внутренних дел облисполкома.

7. Государственным областным унитарным предприятием «Управление капитального строительства Гродненского облисполкома».

8. Отделом топлива облисполкома.

9. Управлением ценовой политики облисполкома.

10. Гродненской областной землеустроительной и геодезической службой при облисполкоме.

11. КУП «Белгосэкспертиза по Гродненской области» при облисполкоме.

12. Главным управлением Министерства финансов Республики Беларусь по Гродненской области.

13. Комитетом государственного контроля Гродненской области.

14. Инспекцией Министерства по налогам и сборам по Гродненской области.

15. Гродненским областным управлением департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

16. Инспекцией департамента контроля и надзора за строительством по Гродненской области.

17. Гродненским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды.

18. Гродненской региональной таможней.

19. Республиканским автотранспортным унитарным предприятием «Гроднооблавтотранс».

20. Республиканским унитарным предприятием электроэнергетики «Гродноэнерго».

21. Производственным республиканским унитарным предприятием «Гроднооблгаз».

22. Республиканским унитарным предприятием «Беларусьнефть - Гроднооблнефтепродукт».

23. Гродненским областным Советом общественного объединения «Белорусское добровольное пожарное общество».

24. Ивьевским районным исполнительным комитетом.

25. Островецким районным исполнительным комитетом.

26. Ошмянским районным исполнительным комитетом.

27. Сморгонским районным исполнительным комитетом.

Является заместителем главного государственного инспектора Гродненской области по надзору и контролю за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Третий заместитель - Несет ответственность за управление и организацию эффективной деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области по следующим направлениям:

1. Идеологическая работа.

2. Кадровое обеспечение органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области.

3. Организационно-штатная работа.

4. Профессиональная подготовка работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области, в том числе и руководящего состава.

5. Обучение руководящего состава, должностных лиц, работников и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

6. Медицинское обеспечение работников органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям области.

7. Культурно-массовая и досуговая деятельность, работа с ветеранами в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям области;

8. Взаимодействие с учебными заведениями МЧС.

9. Музейная и библиотечная работа.

Организует системную реализацию требований:

1. Указа Президента Республики Беларусь от 15 июня 2008 г. «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 3 марта 1999 г. № 130» (Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь).

2. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 23 августа 2001 г. № 1281 «О порядке подготовки руководителей, должностных лиц и работников республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций, общественных объединений и населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Курирует деятельность:

1. Отдела идеологической работы и кадрового обеспечения.

2. Отдела организации обучения населения и профессиональной подготовки.

3. Группы морально-психологического обеспечения.

4. Учебного центра при учреждении.

5. Дятловского РОЧС.

6. Кореличского РОЧС.

7. Новогрудского РОЧС.

8. Слонимского РОЧС.

Обеспечивает взаимодействие с:

1. Управлением идеологической работы облисполкома.

2. Управлением образования облисполкома.

3. Управлением юстиции облисполкома.

4. Управлением областной службы занятости населения облисполкома.

5. Отделом по архивам и делопроизводству облисполкома.

6. Отделом по делам молодежи облисполкома.

7. Гродненским областным комитетом общественного объединения «Белорусский республиканский союз молодежи».

8. Общественной организацией ветеранов органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям «Спасатель».

9. Гродненским пограничным отрядом.

10. Гродненским областным объединением профсоюзов.

11. Дятловским районным исполнительным комитетом.

12. Кореличским районным исполнительным комитетом.

13. Новогрудским районным исполнительным комитетом.

14. Слонимским районным исполнительным комитетом.

Является заместителем главного государственного инспектора Гродненской области по надзору и контролю за деятельностью по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Заместители начальника Управления назначаются на должность и освобождаются от нее Министром по представлению начальника Управления.

Характеристика оказываемых платных услуг и их потребителей

Согласно Приложению Положения об оказании платных услуг подведомственными МЧС органами, подразделениями и организациями от 22.12.1999 № 90 подразделениям МЧС определён список платных услуг которые они могут выполнять исходя из имеющихся сил и средств. Изначально перечень содержал 129 видов платных услуг, но в связи с тем, что некоторые виды услуг, на протяжении долгого времени не применялись, их исключили из перечня и сейчас перечень содержит 120 видов услуг.

1. Проверка внутреннего и наружного противопожарного водопровода*.

2. Проверка пожарных гидрантов*.

3. Откачка (заполнение) водой искусственных водоемов, подвалов и недоступных мест*.

4. Откачка и сбор агрессивных жидкостей*.

5. Проведение наружных высотных работ на зданиях, сооружениях*.

6. Заправка огнетушителей и баллонов*.

7. Дежурство при проведении зрелищных, спортивных и других мероприятий*.

8. Извлечение транспортных средств из завалов, воды и т.п. и их транспортировка*.

9. Подвоз воды для хозяйственных нужд*.

10. Погрузочно-разгрузочные, подъемные и строительно-монтажные работы*.

11. Распиловка древесины, изготовление столярных изделий*.

12. Перевозка пассажиров и грузов автомобильным транспортом*.

13. Вскрытие и разрушение строительных конструкций*.

* - здесь и далее в перечне услуг знаком «*» отмечены услуги, которые оказываются Учреждением «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь».

14. Землеройные работы*.

15. Разборка и снос зданий и сооружений.

16. Ремонт и обслуживание пожарно-технического вооружения, оборудования и пожарных рукавов*.

17. Сопровождение и мойка сельскохозяйственной техники*.

18. Сдача в аренду зданий, сооружений, помещений, оборудования и техники*.

19. Преподавательская деятельность*.

20. Обучение специалистов предприятий, организаций правилам пожарной безопасности*.

21. Обучение специалистов предприятий, организаций правилам проведения аварийно-спасательных и других работ*.

22. Разработка планов эвакуации, инструкций, паспортов и других документов*.

23. Пожарно-техническая экспертиза проектов на строительство объектов (по запросу)*.

24. Проведение обследований технического состояния зданий и сооружений*.

25. Проведение обследований защитных сооружений гражданской обороны.

26. Разработка и осуществление вариантов противопожарной защиты предприятий и организаций*.

27. Консультации по вопросам пожарной безопасности*.

28. Промывка канализации.

29. Проведение пожарно-технических экспертиз по пожарам и проведение исследований пожаров*.

30. Разработка нормативных документов системы противопожарного нормирования и стандартизации, технических условий на продукцию*.

31. Разработка разделов проектно-сметной документации*.

32. Участие в комиссиях по испытаниям продукции, веществ и материалов*.

33. Проведение всех видов (сертификационных, периодических и т.д.) испытаний*.

34. Экспертная работа в области пожарной безопасности*.

35. Сертификация продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности*.

36. Очистка кровель зданий и сооружений от снега и льда.

37. Лечебно-диагностические услуги*.

38. Медицинская и методическая помощь*.

39. Профилактическая дезинфекция*.

40. Физиотерапевтическое лечение, массаж и лечебная физкультура*.

41. Санаторные услуги*.

42. Проверка, зарядка аккумуляторных батарей*.

43. Установка и обслуживание охраняемых и противоугонных систем автотранспортных средств*.

44. Прочая деятельность, относящаяся к пассажирским и грузовым перевозкам.

45. Деятельность школ подготовки и переподготовки водителей транспортных средств.

46. Изготовление металлоконструкций.

47. Сварочные работы*.

48. Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств и оборудования*.

49. Ремонт и установка радиостанций*.

50. Информационные и библиотечные услуги*.

51. Переводческие и патентные услуги.

52. Выпуск пожарной техники и средств противопожарной защиты.

53. Утилизация снесенных зданий и сооружений.

54. Обеспечение пожарной безопасности при проведении огневых работ.

55. Перевозка сильнодействующих веществ и опасных грузов*.

56. Буксировка автотранспортных средств.

57. Навязка рукавов*.

58. Производство и реализация пенообразователя, порошков других составов*.

59. Обучение в учебных заведениях МЧС.

60. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы*.

61. Проведение расчетов и подготовка обоснований, регламентов*.

62. Проведение семинаров, конференций, выставок, учений*.

63. Разработка программных обеспечений*.

64. Участие в съемках кинофильмов, а также помощь в проведении театральных, концертных и спортивных мероприятий*.

65. Фото-, видеосъемка и монтаж*.

66. Публикация информации и рекламы*.

67. Музейные услуги*.

68. Юридические консультации*.

69. Хранение и складирование.

70. Организация круглосуточного контроля за состоянием противопожарной автоматики на объектах*.

71. Помывка зданий, сооружений и дорожного покрытия.

72. Открывание дверей.

73. Извлечение животных из вентиляционных шахт, колодцев.

74. Ремонт пожарных рукавов*.

75. Разборка завалов, уборка аварийных деревьев (по заявкам)*.

76. Организация платной стоянки транспортных средств*.

77. Рецензирование учебно-методической литературы.

78. Ремонт бытовых электроприборов.

79. Испытание пожарно-технического вооружения (по заявкам)*.

80. Выдача копий сертификатов соответствия требованиям пожарной безопасности.

81. Проведение инспекционного контроля за сертифицированной продукцией, а также лицензиатов (по заявкам).

82. Обучение водителей сторонних организаций управлению пожарной автоцистерной.

83. Выдача заключений об области и условиях применения технических средств противопожарной защиты и пожароопасной продукции (по заявкам).

84. Техническое обслуживание, ремонт и настройка аппаратуры проводной связи.

85. Ремонт, поверка, градуировка и консервация дозиметрических приборов и приборов для определения сильнодействующих ядовитых веществ.

86. Монтаж и ремонт средств связи, радиоаппаратуры, автосигнализации на автомобили.

87. Обработка металлов.

88. Ремонт и обслуживание аппаратов на сжатом воздухе.

89. Сбор и обработка ртутьсодержащих предметов*.

90. Подготовка заключений по результатам экспертизы технических условий и технических описаний (по заявкам).

91. Проверка средств индивидуальной защиты и дозиметрических приборов организаций (по заявкам).

92. Проведение взрывных работ*.

93. Наведение понтонных мостов и переправ.

94. Проведение подводно-технических водолазных работ.

95. Разработка конструкторской документации на новые образцы пожарной техники и оборудования (по заявкам).

96. Конструкторское сопровождение изготовления новых образцов пожарной техники и оборудования (по заявкам).

97. Конструкторское сопровождение модернизации пожарной техники и оборудования (по заявкам).

98. Проверка толщины стенок трубопроводов установок пожарной автоматики (по заявкам).

99. Полиграфическая деятельность.

100. Деятельность по организации отдыха, развлечений и культуры, физкультурно-оздоровительная деятельность*.

101. Реализация продукции подсобных хозяйств.

102. Установка столярных изделий для юридических и физических лиц.

103. Услуги гостиничные.

104. Производство огнезащитных составов и выполнение услуг с их применением.

105. Проведение информационно-разъяснительной работы по вопросам страхования огневых рисков в организациях и среди населения.

106. Обработка посевов с использованием авиационных средств.

107. Лесоавиационные работы.

108. Деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию.

109. Деятельность метеорологической службы.

110. Технические испытания и исследования с использованием авиационных средств.

111. Аэрофотосъемка.

112. Промывка внутренних систем отопления.

113. Мойка транспортных средств.

114. Услуги по обработке земель, посадке и уборке сельскохозяйственной продукции.

115. Выработка и подача электроэнергии от автономного источника питания.

116. Определение технических заданий, согласование проектно-сметной документации на разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

117. Подготовка, издание и реализация брошюр, буклетов, учебников и аналогичных публикаций.

118. Деятельность в области промышленной безопасности*.

В 2003-м году Постановлением МЧС Республики Беларусь № 36 от 27.11.2003 были введены следующие дополнения:

приложение дополнить пунктами следующего содержания:

1. Обработка посевов с использованием авиационных средств.

2. Лесоавиационные работы.

3. Деятельность воздушного транспорта, не подчиняющегося расписанию.

4. Деятельность метеорологической службы.

5. Технические испытания и исследования с использованием авиационных средств.

6. Аэрофотосъемка.

7. Промывка внутренних систем отопления.

8. Мойка транспортных средств.

9. Услуги по обработке земель, посадке и уборке сельскохозяйственной продукции.

10. Выработка и подача электроэнергии от автономного источника питания.

11. Определение технических заданий, согласование проектно-сметной документации на разработку инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

12. Подготовка, издание и реализация брошюр, буклетов, учебников и аналогичных публикаций.

13. Обслуживание организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе.

Оказание платных услуг осуществляется при наличии лицензии, которая выдаётся в установленном законодательством Республики Беларусь порядке.

Согласимся, что перечень видов оказываемых платных услуг подразделениями и подчинёнными им организациями достаточно широк, но подразделения МЧС имеют право оказывать лишь ограниченный список из всех этих услуг. Каждому Областному (или Минскому городскому) Управлению МЧС Республики Беларусь Министром подписывается определённый перечень платных услуг, которые может оказывать подразделения подчинённые тому или иному Областному Управлению. Из вышеперечисленного списка 131 видов работ Учреждению «Гродненское областное Управление МЧС» разрешено оказывать записанных в перечне 85 видов платных услуг (в вышеперечисленном списке они помечены звёздочкой).

Изучив вышеуказанный перечень можно заметить, что не все платные услуги выполняются при помощи специализированной техники или при помощи спасательного оборудования. Есть и такие платные услуги, которые оказываются в учебных центрах и специализированных классах.

Потребителями платных услуг являются физические и юридические лица. Для физических лиц характерны заказы таких услуг как: заправка огнетушителей и баллонов, подвоз воды для хозяйственных нужд, выдача справок, разборка завалов, уборка аварийных деревьев и т.д. Для юридических лиц характерны такие услуги: проверка внутреннего и наружного противопожарного водопровода, проверка пожарных гидрантов, заполнение водой недоступных мест и др. Существуют так же льготное оказание услуг. Инвалидам I-II групп, ветеранам и участникам различных воин и конфликтов, одиноким пенсионерам по заявке услуги предоставляются за счёт бюджетных средств.

Таким образом, из анализа двух предыдущих подразделов следует, что Учреждение «Гродненское областное управление МЧС» является типичной бюджетной организацией, поэтому проблема расширения платных услуг и повышение эффективности является для такой организации важной и актуальной.

Порядок оформления документов при оказании платных услуг

Документами, регламентирующими экономические отношения органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям с организациями-потребителями и физическими лицами (заказчиками услуг), являются заключенные между ними договоры или заказы-наряды установленного образца. Наряду с договорами от заказчиков могут приниматься письма с гарантией оплаты, а от физических лиц - письменные заявления физических лиц, которые по своему характеру являются своеоб разной формой договора. При этом письма заказчиков с гарантией оплаты должны иметь все почтовые и банковские реквизиты заказчика, подпись руководителя и главного бухгалтера, заверенные печатью.

Договор или заказ-наряд составляется органами (подразделениями) по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица и оказывающими платные услуги в соответствии с законодательством, согласовывается с работниками финансовых органов и подписывается начальниками органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям. Начальники подразделений центрального подчинения с правом юридического лица могут выдавать доверенность сроком на один год начальникам подчиненных подразделений, разрешающую оказывать платные услуги и заключать договоры с юридическими и физическими лицами.

Договоры, имеющие неоднократный характер и сумму, превышающую 1000 евро, подписываются непосредственно начальниками подразделений центрального подчинения с правами юридического лица.

Платные услуги оказываются на основании заключенных договоров возмездного оказания услуг в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

К заключаемому договору должны прилагаться:

- протокол согласования отпускной цены. Протокол оформляется, если расчеты с заказчиками осуществляются по отпускным ценам, отличным от помещенных в прейскурантах на размер представляемой скидки, а также по разовым (индивидуальным) заказам;

- расчет стоимости услуг, плановые сметы или плановые калькуляции с расшифровкой статей затрат.

В необходимых случаях к договору прилагается техническое задание и календарный план с указанием этапов выполнения услуг, сроков их исполнения и стоимости.

Органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, оказывающие платные услуги, ведут учет оказанных услуг и контролируют своевременную оплату их заказчиками. Заказчики услуг производят расчеты на условиях полной, частичной предоплаты или оплата производится за оказанные услуги.

Договоры, заказы-наряды, письма с гарантией оплаты, письменные заявления физических лиц подлежат обязательной регистрации в установленном порядке органами (подразделениями) по чрезвычайным ситуациям.

Финансовые органы (бухгалтерии) должны иметь документы, подтверждающие выполнение услуг (договоры, акты сдачи-приемки услуг, заказы-наряды, письма с гарантией оплаты, письменные заявления физических лиц, счета-фактуры на предоплату, счета-фактуры по НДС), и вести учет поступающих средств.

Порядок определения стоимости платных услуг

При определении стоимости платных услуг органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям должны руководствоваться Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. N 43 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 39, 8/316), и иными нормативными правовыми актами.

Органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям при формировании отпускных цен (тарифов) на оказываемые услуги в обязательном порядке должны составлять плановые калькуляции (сметы) с расшифровкой статей затрат с учетом принятой учетной политики.

Отпускные цены на оказываемые платные услуги формируются на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством, прибыли, необходимой для воспроизводства, определяемой с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка.

Включение затрат в себестоимость услуг производится в соответствии с основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), а также в соответствии с законодательством, распространяющимся на органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, в том числе в соответствии с условиями оплаты труда работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Основу стоимости выполняемых услуг составляют трудовые и материальные затраты, которые необходимы для оказания услуг. Отпускная цена (стоимость) на платные услуги определяется органами (подразделениями) по чрезвычайным ситуациям исходя из экономически обоснованных норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных руководителями подчиненных МЧС органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, если не установлен иной порядок.

Отпускные цены на платные услуги определяются органами (подразделениями) по чрезвычайным ситуациям с правами юридического лица и утверждаются начальниками этих органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Отпускные цены на платные услуги помещаются в прейскуранты и хранятся на бумажных носителях.

Отпускные цены на платные услуги подлежат регистрации в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18 июня 1999 г. N 944 "Об утверждении порядка регистрации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями Республики Беларусь цен (тарифов) при невозможности соблюдения ими установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов)" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 49, 5/1115).

Порядок планирования доходов и расходов

Органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, имеющие внебюджетные средства, составляют сметы доходов и расходов внебюджетных средств по каждому виду деятельности в разрезе разделов, подразделов, видов и параграфов с представлением общего свода в разрезе разделов, подразделов и видов, а также общего свода по главе, по форме, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 апреля 2002 г. N 59 "Об утверждении бланков смет организаций, финансируемых из бюджета" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., N 51, 8/8042).

В доходную часть сметы включаются планируемые поступления денежных средств по соответствующему виду деятельности. Остаток денежных средств по этому же виду деятельности на начало планируемого года в смету не включается.

В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с их распределением по кварталам, а также статьям, подстатьям и элементам бюджетной классификации.

Расходы на заработную плату исчисляются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет внебюджетных средств, применительно к типовым штатам и штатным нормативам, нормам нагрузки, ставкам заработной платы (должностным окладам) и условиям оплаты труда работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Расходы по остальным статьям, подстатьям и элементам сметы определяются исходя из норм, нормативов, тарифов, расценок и из расчета действительной потребности в соответствующих затратах в зависимости от вида деятельности, установленного законодательством, распространяющимся на органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, и с учетом проведения мероприятий по экономии финансовых ресурсов.

В смете могут предусматриваться расходы на оплату коммунальных, транспортных услуг и услуг связи. В случаях, когда указанные расходы не могут быть определены исходя из действующих норм расходов и цен на данные виды оказываемых услуг, объем средств по указанным расходам определяется расчетным путем пропорционально планируемым объемным показателям по видам приносящей доходы деятельности и аналогичной деятельности за счет средств бюджета или пропорционально сумме планируемых поступлений средств от деятельности, приносящей доходы, и плановому объему ассигнований из бюджета по соответствующим статьям бюджетной классификации. Кроме того, в расходной части сметы может предусматриваться направление внебюджетных средств на финансирование других бюджетных расходов в соответствии с законодательством.

При планировании расходов на приобретение оборудования и предметов длительного пользования к смете прилагаются их подробный перечень и обоснование необходимости закупки. К смете на расходы по капитальному ремонту прилагается проектно-сметная документация на проведение ремонта, утвержденная в установленном законодательством порядке, и другие документы, необходимые для проведения ремонтных работ.

При отсутствии норм, нормативов, тарифов, расценок суммы расходов по отдельным статьям, подстатьям и элементам сметы исчисляются по средним расходам, сложившимся по отчетным данным, с применением коэффициентов, определяемых расчетным путем на основании макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь на очередной год, утверждаемых в установленном законодательством порядке. Расходы по смете не могут превышать сумму, предусматриваемую в ее доходной части. В случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду деятельности превышает сумму расходов по этому виду деятельности, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами.

Сумма превышения доходов над расходами исчисляется как разница между общей суммой доходов планируемого года и расходами, в том числе налогами, сборами (пошлинами) и другими обязательными платежами, уплачиваемыми в соответствии с законодательством, за исключением налога на прибыль и иных налогов, сборов (пошлин), уплачиваемых из превышения доходов над расходами.

Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, определяется путем вычитания из суммы превышения доходов над расходами платежей налога на прибыль, а также других налогов и сборов (пошлин), уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.


Сметы подписываются должностными лицами, которые уполномочены подписывать сметы расходов органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям за счет ассигнований по бюджету. К смете прилагаются расчеты по доходам и расходам по каждой статье, подстатье, элементу. Сметы в двух экземплярах представляются на рассмотрение в вышестоящие органы по подчиненности.

Вышестоящие органы, которым представлены сметы, рассматривают их как в отношении правомерности образования внебюджетных средств, так и в отношении исчисления доходов, налогов, сборов и других обязательных платежей, целевого направления средств, соблюдения режима экономии в исчислении расходов, сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям.

Сметы утверждаются в сроки, установленные для утверждения смет расходов по бюджету, за исключением смет по услуге "Обслуживание организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе". Сводные сметы по услуге "Обслуживание организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе" утверждаются после подписания договоров с предприятиями - заказчиками услуг.

Утверждение сметы оформляется подписью начальника (заместителя начальника) вышестоящего органа по подчиненности с датой утверждения, а также оттиском печати этого органа на всех экземплярах сметы.

На основе представленных смет составляется сводная смета доходов и расходов внебюджетных средств МЧС в двух экземплярах по каждому разделу, подразделу, виду и параграфу бюджетной классификации, а также сводная смета по главе. Сводные сметы представляются в Министерство финансов Республики Беларусь для согласования, а в последующем утверждаются Министром по чрезвычайным ситуациям.

Изменения в сметах органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям путем увеличения расходов по одним статьям, подстатьям, элементам и уменьшения по другим статьям, подстатьям и элементам допускаются в пределах одного вида приносящей доходы деятельности и утверждаются начальником органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям с обязательным уведомлением вышестоящего органа, утвердившего смету. Аналогичным образом вносятся изменения в сметы в связи с увеличением (уменьшением) их доходной части.

Передвижение сметных назначений из сметы одного вида приносящей доходы деятельности в смету другого вида деятельности не допускается.

Действие утвержденных смет прекращается 31 декабря текущего года. Остатки внебюджетных средств, оставшиеся к концу года на текущем счете как превышение доходов над расходами, остаются в распоряжении органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям. В случае не утверждения до 1 января следующего за отчетным годом смет разрешается до их утверждения производить расходы в пределах сумм поступающих доходов, но не свыше одной двенадцатой части годовой суммы расходов ежемесячно, исчисленных в проектах смет. Расходование данных средств допускается только по утвержденным видам внебюджетных средств.

Учет и использование внебюджетных средств

Для учета внебюджетных средств орган (подразделение) по чрезвычайным ситуациям открывает один текущий счет (в белорусских рублях и иностранной валюте) по внебюджетным средствам по местонахождению своего основного бюджетного счета.

Зачисление средств на текущий счет по внебюджетным средствам производится путем безналичных перечислений со счетов плательщиков на основании установленных расчетно-кассовых документов либо через кассу органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям (банка) при внесении платежей (доходов) наличными деньгами. Перечисление средств с текущего счета по внебюджетным средствам производится в пределах остатков средств на текущем счете.

Прием наличных денег в кассу органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям, а также все операции, связанные с движением денежных средств в кассе, осуществляются в порядке, установленном законодательством.

Использование внебюджетных средств осуществляется по каждому виду приносящей доходы деятельности в пределах утвержденных смет и фактического поступления доходов. Использование доходов, поступивших по одному виду деятельности, на покрытие расходов по другому виду деятельности не допускается.

По результатам приносящей доходы деятельности создаются фонды производственного и социального развития. По услуге "Обслуживание организаций пожарными аварийно-спасательными подразделениями на договорной основе" денежные средства направляются в тот фонд, на который выделены средства организациями - заказчиками услуг. Средства фонда производственного и социального развития направляются на:

- укрепление материально-технической базы органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям;

- текущие расходы по содержанию органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям (коммунальные услуги, услуги транспорта, услуги связи и другие расходы), связанные с их основной (уставной) деятельностью при отсутствии либо недостаточности ассигнований;

- частичное покрытие расходов по содержанию общежитий для работников и ведомственного жилого фонда;

- проведение оздоровительных мероприятий для работников и членов их семей, в том числе на приобретение медикаментов, путевок в санаторно-курортные и оздоровительные организации;

- приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря с круглосуточным пребыванием для детей работников и сотрудников;

- проведение культурно-просветительных и физкультурных мероприятий;

- поддержку спортивных команд и коллективов художественной самодеятельности органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям;

- удешевление и усиление питания для работников (за исключением государственных служащих);

- оплату представительских расходов и на благотворительные цели в соответствии с законодательством;

- уплату взносов в международные организации;

- оказание безвозмездной финансовой помощи нуждающимся в улучшении жилищных условий работникам для первоначального взноса на кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, а также на частичное погашение задолженности по полученным на жилищное строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения льготным кредитам в соответствии с законодательством;

- проведение торжественных мероприятий органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям в соответствии с действующим законодательством;

- предоставление займов работникам на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в соответствии с законодательством;

- оплату ритуальных услуг в случае смерти работника.

Распределение средств по фондам производится органом (подразделением) по чрезвычайным ситуациям не реже одного раза в квартал.

Средства фондов расходуются в соответствии со специально составленными сметами, утверждаемыми начальниками органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям. Не использованные в отчетном периоде средства фондов изъятию не подлежат и используются в последующие периоды.

Вопросы отражения в бухгалтерском учете операций по внебюджетным средствам регулируются законодательством.

Внебюджетные средства, полученные органами (подразделениями) по чрезвычайным ситуациям от приносящей доходы деятельности, подлежат налогообложению в соответствии с законодательством.

Отчетность об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам составляется в соответствии с законодательством.

Ревизии и проверки правильности образования, учета использования и отчетности внебюджетных средств организуются и проводятся вышестоящими органами, а также другими контролирующими органами в установленные сроки одновременно с ревизиями и проверками по основной деятельности. При необходимости могут проводиться внеплановые проверки.

Учет и использование средств, полученных от реализации

материально-технических ресурсов, объектов недвижимости, сдачи

вторичных ресурсов и оказания платных услуг работниками,

содержащимися за счет бюджетных средств

Средства, приравненные к бюджетному финансированию, планируются в составе сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета, по графам "Прочие источники, приравненные к финансированию" по элементам бюджетной классификации.

Средства, приравненные к бюджетному финансированию, подлежат зачислению на бюджетный счет органа (подразделения) по чрезвычайным ситуациям и расходуются с него в соответствии с утвержденной сметой.

Не использованные на конец финансового года остатки средств, приравненные к бюджетному финансированию, по окончании счетного периода вносятся в доход бюджета.

Счетный период включает финансовый год (с 1 января по 31 декабря календарного года) и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.

Бухгалтерский учет поступления и использования средств, получаемых от реализации материалов, продуктов питания, основных средств, объектов недвижимости, отдельных предметов в составе оборотных средств (стоимость с учетом дооценки), оказания платных услуг работниками, содержащимися за счет бюджетных средств, осуществляется в соответствии с законодательством.

Органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям одновременно со сдачей квартальных, годового отчетов в составе отчетности представляют отдельно отчеты по форме 2 "Об исполнении сметы расходов" за счет средств, поступающих от реализации материально-технических ресурсов, объектов недвижимости, сдачи вторичных ресурсов, оказания платных услуг работниками, содержащимися за счет бюджетных средств.

Средства, поступающие от сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь, зачисляются на бюджетный счет органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям и используются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 октября 2003 г. № 1410 "О распределении средств, полученных от сбора и сдачи лома и отходов драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 121, 5/13272).

Премирование работников органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям за сбор и сдачу в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, осуществляется в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 18 марта 2006 г. № 36 "Об утверждении Инструкции о порядке премирования работников организаций, финансируемых из бюджета, за сбор и сдачу в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь лома и отходов, содержащих драгоценные металлы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 55, 8/10733).

Органы (подразделения) по чрезвычайным ситуациям реализуют юридическим и физическим лицам исходя из цен, определяемых в соответствии с законодательством:

- отдельные предметы в составе оборотных средств;

- запасные части;

- неликвиды, товары и другие материальные ценности, приобретенные для собственного производства и (или) потребления и неиспользованные на эти цели (излишние и неиспользуемые данным органом (подразделением) по чрезвычайным ситуациям, подлежащие продаже, утилизации).

Продажа объектов недвижимости производится в соответствии с законодательством. Базой для оценки является их балансовая стоимость, отраженная в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января текущего года с учетом данных последней переоценки и индексации, проведенной по решению Совета Министров Республики Беларусь. Продажа производится посредством проведения конкурсов и аукционов объектов недвижимости.

Реализация техники и специального имущества, вторичных ресурсов, находящихся в ведении органов (подразделений) по чрезвычайным ситуациям, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Оказание платных услуг работниками, содержащимися за счет бюджетных средств, может осуществляться в свое основное рабочее время и должно соответствовать роду занимаемой деятельности.

По средствам, приравненным к бюджетному финансированию, составляется сводная смета расходов в разрезе функциональной классификации в порядке, предусмотренном для утверждения смет расходов организаций, финансируемых из бюджета.

Анализ производственно-хозяйственной деятельности Учреждения

«Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь» в

области оказания платных услуг

Анализ объёмов оказываемых услуг

Учёт объёма оказываемых платных услуг в Учреждении «Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь» приведён в табл. 1.

Таблица 1 Объём выручки от оказанных платных услуг за 2006-2008 г.

№ п/п

Статьи затрат

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

Объём выручки, р.

204 969 490

1 886 346 786

2 416 555 792

2

Сельхоз налог (2006-3%, 2007-3,9%), р.

6 149 085

73 567 525

3

Местные целевые сборы (1,15%)

2 286 435

4

Чистая выручка

196 533 971

1 812 779 261

2 416 555 792

Поступления объёмов выручки по данным таблицам указано за 3 года. Согласно действующим законодательным документам в 2006-2007 году выручка облагалось всеми налогами кроме НДС. Законодательство по платным услугам изменилось в 2007-м году, с 01.01.2008 вся выручка стала необлагаемой, точно также стала необлагаемая и балансовая прибыль, а также был отменён налог на недвижимость по платным услугам. Средства от выручки приравнивались к бюджетным средствам.

Анализ табл. 1 показывает, что объем платных услуг растёт. Но наибольший рост был в 2007 году в сравнении с 2006 - 920%. В 2008 году в сравнении с 2007 объём выручки увеличился всего на 28%. Замедление темпов роста объясняется снижением заинтересованностью работников МЧС в росте платных услуг без получения ими наличных денег, а поощрении только через фонд социального развития.

Анализ структуры и динамики себестоимости оказываемых услуг

Структура и динамика себестоимости платных услуг приведена в табл. 2.

Таблица 2 Динамика и структура себестоимости платных услуг за 2006-2008 годы

Статьи затрат

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Топливо 26,8%

13 083 707

444 607 936

515 470 203

Смазочные и другие эксплуатационные материалы 5%

2 440 990

82 949 242

96 169 814

Ремонт автомобильных шин 2%

976 396

33 179 697

38 467 926

Ремонт и техническое обслуживание подвижного состава 19%

9 275 763

315 207 119

365 445 293

Амортизация основных фондов 5%

2 440 990

82 949 242

96 169 814

Расход материалов и МБП (без топлива и ГСМ) 40%

19 527 922

663 593 934

769 358 511

Инновационный фонд, 0,2%

97 640

3 317 970

3 846 793

Прочие затраты 2%

976 396

33 179 697

38 467 926

Итого

48 819 804

1 658 984 835

1 923 396 278

Анализ табл. 2 показывает, что себестоимость возрастает примерно пропорционально выручки в 2007 - 2008 годах. Удельный вес себестоимости в выручке 2006 г. намного ниже чем аналогичный удельный вес в последующих годах, что объясняется, видимо, списанием в 2006 г. части реальных затрат на оказание платных услуг на основную деятельность МЧС. Это, скорее всего, делалось для повышения рентабельности платных услуг в отчётах перед руководством.

Структура себестоимости с годами меняется не значительно, вместе с тем следует отметить тенденцию роста удельного веса стоимости топлива в составе себестоимости, что видимо, объясняется ростом цен на энергоносители.

Анализ прибыли учреждения

Динамика изменения структуры прибыли по годам показана в табл. 3. Анализ таблицы показывает резкий скачёк рентабельности в 2006 г. Причины этого скачка изложены в предыдущем пункте. Рентабельность в 2008 г. в сравнении с 2007 выросла с 9% до 26%.

Таблица 3 Прибыль за 2006-2008 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

1

2

3

4

Балансовая прибыль

147 714 167

153 794 426

493 159 514

Налог на недвижимость

10 010

59 824

Облагаемая прибыль (прибыль облагаемая налогом на прибыль)

147 704 157

153 734 602

Налог на прибыль

35 448 998

36 896 304

Транспортный сбор (2,5% от п. 3)

3 692 604

3 843 365

Прибыль в распоряжении

108 562 555

112 994 932

Фонд производственного развития*

54 281 278

56 497 466

246 579 757

Фонд социального развития*

54 281 278

56 497 466

246 579 757

Рентабельность

303%

9%

26%

Примечание. Согласно действующей инструкции средства между двумя фондами денежные средства распределяются по согласованию с заказчиком, если заказчик указывает конкретный фонд, в который необходимо направить прибыль, оставшуюся от его средств, эта прибыль направляется в указанный фонд. Если же заказчик не указывает фонд, то чистая прибыль делится между фондами наполовину.

Анализ производительности труда и заработной платы

Проведение данного анализа невозможно, поскольку фонд материального поощрения в 2006 - 2008 годах отсутствовал, следовательно, заработной платы в части оказания платных услуг не было. Однако возможно просмотреть динамику изменения производительности труда по основной деятельности ГОУМЧС (см. табл. 4, причём в табл.4 вместо выручки от основной деятельности взята себестоимость основной деятельности, а производительность труда рассчитана как отношение себестоимости к численности работающих). Анализ табл. 4. показывает, что средняя выработка на одного работающего от года к году понемногу возрастает, а средняя выработка на один рубль зарплаты примерно постоянно.

Таблица 4 Динамика изменения производительности труда по основной деятельности в 2006-2008 годам

2006 г

2007 г

2008 г

Себестоимость выполненных работ, млрд. руб.

51,2

56,3

62,5

Численность работающих, чел.

2 527

2 511

2 519

Основная заработная плата за год, млрд. руб.

18,5

19,8

21,3

Средняя зпт. одного работающего, тыс. руб. в месяц

612

658

705

Средняя себестоимость на одного работающего, млн. руб.

20,3

22,4

24,8

Средняя себестоимость на рубль зарплаты, руб.

2,8

2,8

2,9

Вывод

Учреждение «Гродненское областное управление МЧС» является типичной бюджетной организацией, поэтому проблема расширения платных услуг и повышение эффективности является для такой организации важной и актуальной.

Анализ темпов роста по ГОУМЧС показывает, что названные темпы замедляются. Замедление темпов роста объясняется снижением заинтересованностью работников МЧС в росте платных услуг без получения ими наличных денег, а поощрении только через фонд социального развития.

Литература

1. Функ Я. Предпринимательская деятельность организаций, финансируемых из бюджета // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. № 4. С. 70-74.

2. Москалёва, Л. Комментарий к Постановлению Минфина № 152 от 12.11.2002 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования, учёта и использования средств, получаемых организациями, финансируемыми из бюджета, от приносящей доходы деятельности» // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2003. № 1. С. 30-31.

3. Чернюк, А. Об учёте доходов и расходов в бюджетных организациях // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2006. № 2. С. 79-80.

4. Колыкин, С. Некоторые вопросы порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) бюджетными организациями (самоучитель бухгалтера) // Главный бухгалтер. Бюджетные организации. 2008. № 6. С. 33-39.

5. Финансовая и статистическая отчетность предприятия Гродненское областное управление МЧС Республики Беларусь».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Социальная защита пожилых людей
Курсовая работа Проектно–конструкторская документация на семейство моделей женской зимней одежды для серийного производства в условиях промышленных предприятий
Курсовая работа Состав и структура оборотного капитала предприятия
Курсовая работа Разработка и совершенствование организационной структуры предприятия на примере ООО "Автолайн"
Курсовая работа Состояние и перспективы развития делового туризма для инострацев в Ростовской области
Курсовая работа Анализ кадровой политики организации
Курсовая работа Управление человеческими ресурсами
Курсовая работа Проблема дисграфии у детей и ее коррекция
Курсовая работа Физическое воспитание детей дошкольного возраста
Курсовая работа Религиозный туризм
Курсовая работа Статистическое изучение заработной платы
Курсовая работа Учет и анализ основных средств и нематериальных активов
Курсовая работа Судебная власть в Российской Федерации
Курсовая работа Пути увеличения капитала коммерческого банка
Курсовая работа Управление проектами