88
Белорусский национальный технический университет
Автотракторный факультет
Кафедра: «Экономика и управление на транспорте»
Курсовая работа
по дисциплине: «Макроэкономика»
Тема: «Уровень жизни, его показатели, факторы роста и динамика в Республике Беларусь»
Минск 2008
Введение
Экономическое развитие - не самоцель, а средство улучшения жизни. Социальные аспекты жизни общества по отношению к экономике вторичны: уровень жизни народа прямо зависит от уровня развития экономики. Однако именно социальные аспекты жизни общества являются главной целью экономического развития страны, главной целью экономических преобразований, основным критерием их эффективности.
Повышение уровня и качества жизни населения является комплексом мер, предпринимаемых государством, по поддержанию экономической и социальной стабильности в обществе, обеспечению правовой защиты, созданию социальных гарантий в обществе.
С этой целью политика повышения уровня и качества жизни всегда направлена на поддержание экономической стабильности, обеспечение более равноправного и равномерного распределения и перераспределения доходов общества.
Республика Беларусь выбрала социально-ориентированную модель развития экономики, где особое внимание уделяется повышению благосостояния населения, а именно улучшению уровня и качества жизни, поэтому изучение данных вопросов приобрело для нашей страны особую актуальность.
Цель работы - рассмотреть уровень жизни и качество жизни, показатели уровня и качества жизни, изучить необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
Задачи работы:
- рассмотреть уровень и качество жизни как основу благосостояния населения;
- изучить показатели уровня и качества жизни в современных условиях;
- описать необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь.
Объект исследования - уровень и качество жизни.
Предмет исследования - показатели уровня и качества жизни, необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республики Беларусь.
При написании работы использовались методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, математический метод.
Вопросам изучения уровня и качества жизни уделяют внимание как отечественные, так и зарубежные авторы, тем не менее, продолжают оставаться проблемы, требующие решения.
(1)
Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные.
Основными источниками доходов являются оплата труда, социальные трансферты (от лат. transferre - переносить, переводить) и доходы от собственности и предпринимательской деятельности.
1.2.2 Показатели измерения уровня и качества жизни
Характерной особенностью получаемых, распределяемых и используемых доходов является их неравенство, дифференциация. В экономической науке широко используется показатель, который достаточно точно отражает неравномерность распределения получаемых доходов между различными группами населения. Этот показатель, введенный американским статистиком и экономистом Максом Лоренцем (1876-1959), получил название кривой Лоренца (иногда говорят «лук Лоренца») [7, с. 322]. Графически кривую Лоренца можно представить в следующем виде:
20 40 60 80 100 Население
Рисунок 1 - Кривая Лоренца
По горизонтали на графике отложены процентные группы населения, по вертикали - проценты дохода, получаемые этими группами. Если бы в обществе существовало абсолютное равенство в распределении получаемых доходов, то 20% населения получали бы 20% доходов, 40% населения - 40% дохода, 60% населения - 60% дохода и 80% населения - 80% дохода. При равном распределении доходов эта зависимость выглядела бы как биссектриса.
При абсолютном неравенстве в распределении доходов все 100% доходов получал бы один человек, стоящий последним на линии OF, а ломаная линия OFE - это линия абсолютного неравенства.
В реальной жизни нет ни абсолютного равенства, ни абсолютного неравенства, истинная картина распределения доходов выглядит как линия, прогнутая вниз. Ее опорными точками являются О, А, В, С, D, Е. Величина отклонения этой прогнутой кривой от биссектрисы показывает степень неравенства в распределении доходов. Оценка степени натянутости «лука Лоренца» - один из самых сложных социальных вопросов. Если прекратить натягивание тетивы «лука Лоренца», то в обществе сократится количество стимулов к труду и предпринимательству. Если тетиву лука натянуть слишком сильно, - будет нарушена социальная справедливость, в обществе начнет нарастать социальная напряженность [7, с. 323]. Мировая практика показывает, что предельно-критическое соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения не должно превышать отношения 10:1; в России это отношение в 1995 г. составило 15:1, то есть на пять пунктов выше мирового стандарта. На долю 10% бедных приходится 2,0% дохода, на долю 10% богатых - 30% совокупного дохода.
Дифференциацию социального расслоения характеризует также показатель, который предложил итальянский статистик Коррадо Джини (1884-1965). Этот показатель в экономической науке получил название коэффициента Джини, который определяется следующим образом:
(2)
где G - показатель, измеряющий степень неравенства доходов, или степень концентрации доходов (или богатства);
pi - доля i-й группы в общем объеме совокупности (например, в численности населения);
yi - доля i-й группы в совокупном богатстве, или в совокупном доходе;
Cum yi - кумулятивная доля богатства, доля дохода.
Чем ближе к единице значение коэффициента, тем выше уровень неравенства; чем ближе к нулю, тем выше уровень равенства.
Коэффициент Джини можно получить и более простым путем. Если разделить заштрихованную площадь (Т) на графике, который характеризует кривую Лоренца, на всю площадь треугольника OFE, то получится доля, которая отражает степень неравенства в распределении доходов, то есть G=Т/OFE. Это отношение также характеризует степень концентрации доходов. Чем выше значение показателя, тем неравномернее распределены доходы в обществе [7, с. 324].
Коэффициент глубины бедности выражает среднее отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
Коэффициент остроты бедности - средневзвешенное отклонение доходов обследуемых семей от величины прожиточного минимума.
К бедным, или малообеспеченным, относят те группы населения, доходы которых по не зависящим от них причинам ниже установленных в обществе границ прожиточного минимума. По мировым стандартам доля населения, находящегося на уровне прожиточного минимума, не должна превышать 10%.
По данным ООН, бедность определяется доходом в 2 доллара в день на человека, нищета - в 1 доллар в день.
Черта бедности - минимальный уровень жизни, по которому устанавливается граница бедности. Население, не располагающее таким минимумом, относится к бедным слоям. В международной практике наибольшее распространение получило установление черты бедности в процентах от среднего уровня доходов населения. В некоторых странах «порог бедности» составляет 40-60% от уровня среднего дохода взрослого человека [10, с. 340].
Важным показателем уровня жизни населения является прожиточный минимум населения, в который включаются расходы на продукты питания из расчета минимальных размеров их потребления, расходы на непродовольственные товары и услуги, а также налоги и обязательные платежи, исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей [7, с. 325].
Прожиточный минимум - стоимость минимально необходимого человеку набора благ, жизненных средств, позволяющих поддерживать жизнедеятельность. Прожиточный минимум выступает в качестве размера денежного дохода, обеспечивающего при данном уровне цен удовлетворение основных физических, духовных и социальных потребностей человека, принятых обществом как минимально допустимые [10, с. 335].
Он включает стоимость соответствующей потребительской корзины, налоги и обязательные платежи. Прожиточный минимум определяется в расчете на «среднестатистического» жителя и для различных социально-демографических групп населения на основе научно обоснованных норм потребления, рациональных и других особенностей и с учетом реальных возможностей экономики. Прожиточный минимум используется в качестве базы для обоснования минимальной заработной платы. Минимальная заработная плата представляет собой минимально допустимый уровень выплат работнику за его труд. Минимальная заработная плата - это официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты [10, с. 336].
Одним из показателей уровня жизни является закон Энгеля. Немецкий статистик Э. Энгель установил, что с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание понижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а удельный вес расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает [7, с. 325].
Кроме указанных, статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.
Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения [14, с. 653].
Потребительская корзина - расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. При расчете потребительской корзины рекомендуют брать рациональный уровень потребления (наиболее благоприятный для человека), минимальный уровень потребления (на грани обеспечения нормальных условий существования) и физиологический минимум потребления (уровень физического существования). Потребительская корзина используется для расчета минимального потребительского бюджета исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Она служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.
Потребительский бюджет семьи - семейный бюджет, таблица доходов и расходов семьи за определенный период времени, чаще всего за месяц и год. Потребительский бюджет бывает: фактический; нормативный (рациональный); минимальный [10, с. 336].
Производится оценка уровня инфляции. В настоящее время в официальной статистике в качестве основного индикатора инфляции применяется индекс потребительских цен. Этот индекс определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, обычно потребляемых населением.
Кроме индекса потребительских цен также рассчитывают дефлятор ВНП, который позволяет оценить уровень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, включая экспорт, инвестиционные товары, импорт и так далее.
Отношение номинального ВНП к реальному называется дефлятором ВНП, он показывает, насколько ВВП возрос за счет роста уровня цен.
Дефлятор ВВП выражает различия между номинальным и реальным ВВП и используется для определения уровня инфляции. Он показывает, насколько ВВП возрос за счет роста уровня цен [10, с. 75].
Для получения сводной характеристики уровня жизни населения в ООН разработан ряд показателей, важнейшим из которых является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).
ИРЧП представляет среднюю из трех стандартизированных индексов, которые рассчитываются по формуле:
(3)
где Хф, Xmin, Xmах - фактический, минимальный и максимальный уровень показателя.
Стандартизированные индексы меняются от нуля до единицы и учитывают продолжительность предстоящей жизни, обучаемость населения и объем производства ВВП на душу населения, который пересчитывается в доллары с помощью паритета покупательной способности валют.
При расчете индекса продолжительности предстоящей жизни Xmin = 25 лет, Xmах = 85 лет.
Индекс образованности населения (J2) при расчете делится на две части. Две трети занимает индекс грамотности населения от 15 лет и старше, а одну треть - обучаемость населения от 6-24 лет, Xmin = 0, а Xmах = =100%.
При расчете индекса ВВП на душу населения сначала исходные данные об уровне этого показателя переводятся в доллары с помощью паритета покупательной способности валют, а затем логарифмируются (Xmin =100 дол., Xmах = 40 000 дол.). При логарифмировании используются значения десятичных логарифмов. Чем ИРЧП ближе к единице, тем выше уровень жизни в стране [16, с. 334, 335].
Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Таким образом, показатели уровня жизни многоплановы. Широко используются для характеристики уровня жизни такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Рассчитываются коэффициенты глубины и остроты бедности, определяется черта бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина, потребительский бюджет семьи. Производится оценка уровня инфляции. В настоящее время в официальной статистике в качестве основного индикатора инфляции применяется индекс потребительских цен. Кроме индекса потребительских цен также рассчитывают дефлятор ВНП. Для получения сводной характеристики уровня жизни населения в ООН разработан ряд показателей, важнейшим из которых является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В Республике Беларусь показателями уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Дебет |
Кредит |
|||
Материальные затраты, связанные с приобретением товаров и услуг в стране (5210) |
МЗ |
ВР |
Реализация товаров и услуг в стране (8775) |
|
Затраты на импорт (материальные затраты, связанные с приобретением товаров и услуг за пределами страны) (2010) |
И |
Э |
Экспорт товаров и услуг (980) |
|
Добавленная стоимость, созданная в бизнесе (3460) |
ДС |
ИЗ |
Изменение запасов товарно-материальных ценностей в бизнесе (925) |
|
(10680) |
= |
= |
(10680) |
|
Национальный счет 2. Образование чистого национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Амортизация (затраты на покрытие износа основных фондов) (810) |
А |
ДС |
Добавленная стоимость, созданная в бизнесе (3460) |
|
Чистый национальный доход (2650) |
ЧНД |
|||
(3460) |
= |
= |
(3460) |
|
Национальный счет 3. Распределение национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Заработная плата, начисленная при производстве и распределении товаров и услуг (1210) |
ЗП |
ЧНД |
Чистый национальный доход (2650) |
|
Доход от предпринимательства (часть прибыли) и имущества (560) |
Д |
|||
Нераспределенная прибыль бизнеса (880) |
НП |
|||
(2650) |
= |
= |
(2650) |
|
Национальный счет 4. Перераспределение чистого национального дохода (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Прямые налоги (на доходы и прибыль) (490) |
ПН |
ЧНД |
Чистый национальный доход (2650) |
|
Отчисления на социальное страхование (490) |
СС |
СВ |
Социальные выплаты домохозяйствам(290) |
|
Подоходный налог и прочие отчисления (80) |
ПОД |
|||
Косвенные налоги (350) |
КН |
СУБ |
Субсидии бизнесу (420) |
|
Располагаемый личный доход (1950) |
РЛД |
|||
(3360) |
= |
= |
(3360) |
|
Национальный счет 5. Использование располагаемого личного дохода (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Потребление (1210) |
П |
РЛД |
Располагаемый доход (1950) |
|
Сбережения (740) |
С |
|||
(1950) |
= |
= |
(1950) |
|
Национальный счет 6. Изменение имущества (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Вложения в реальный капитал (1210) |
ВК |
С |
Сбережения (740) |
|
А |
Амортизация (810) |
|||
Финансовое сальдо (340) |
ФС |
|||
(1550) |
= |
= |
(1550) |
|
Национальный счет 7. Кредитование и финансирование (млрд. руб./год)
Дебет |
Кредит |
|||
Изменение объема кредитования (130) |
ИК |
ФС |
Финансовое сальдо (340) |
|
ИЗ |
Изменение объема задолженности (-210) |
|||
Статистическая погрешность (0) |
СП |
|||
(130) |
= |
= |
(130) |
|
Процентное изменение величины реализации товаров и услуг в стране, %?РТУ |
Величина реализации товаров и услуг в стране, РТУ |
Величина национального дохода, НД |
Процентное изменение величины национального дохода, %?НД |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
0 |
8775 |
2650 |
0 |
|
5 |
9214 |
3089 |
17 |
|
10 |
9653 |
3528 |
33 |
|
15 |
10091 |
3966 |
50 |
|
20 |
10530 |
4405 |
66 |
|
НД=f(РТУ)= +(РТУ-)= 2650+(РТУ-8775)
НД= РТУ-6125
%?НД=f(%?РТУ)= 3.3*%?РТУ
Процентное изменение величины прямых налогов, %?T |
Величина прямых налогов, Т |
Величина располагаемого дохода, РД |
Процентное изменение величины располагаемого дохода, %?РД |
Величина сбережений, S |
Процентное изменение величины сбережений, %?S |
|
0 |
490 |
1950 |
0 |
740 |
0 |
|
5 |
514.5 |
1925.5 |
-1.3 |
715.5 |
-3.3 |
|
10 |
539 |
1901 |
-2.5 |
691 |
-6.6 |
|
15 |
563.5 |
1876.5 |
-3.8 |
666.5 |
-9.9 |
|
20 |
588 |
1852 |
-5 |
642 |
-13.2 |
|
1) РД=f(Т)=- (Т-)= 1950 - (Т-490)=2440-Т
2)%?РД=f (%?Т) =-1.3/5*%?РД= -0.26*%?РД
3) S=f (Т) =- (Т-) =740 - (Т-490) =1230-Т
4)%?S=f (%?Т)=-3.3/5*%?Т= -0.66*%?Т
Период (месяц) |
Изменение величины совокупного спроса |
Равновесный уровень цен, P |
Равновесный объем национального производства Y, млрд. руб. |
||
|
|||||
млрд. руб. |
% прироста к предыдущему периоду |
||||
1 |
0.0 |
0.0 |
153 |
259.1 |
|
2 |
400 |
60.1 |
153 |
659.1 |
|
3 |
400 |
37.8 |
141.7 |
1059.1 |
|
4 |
400 |
27.4 |
169.7 |
1459.1 |
|
5 |
163.1 |
10.0 |
197.7 |
1622.2 |
|
6 |
636.9 |
28.2 |
235.3 |
2259.1 |
|
7 |
400 |
15.0 |
264.5 |
2659.1 |
|
8 |
400 |
13.0 |
293.7 |
3059.1 |
|
9 |
400 |
11.6 |
309.6 |
3459.1 |
|
10 |
400 |
10.3 |
412.3 |
3859.1 |
|
а) На кейнсианском отрезке совокупного предложения AS уровень цен не изменяется, а на промежуточном и классическом отрезках уровень цен увеличивается.
б) Т. к. на каждом отрезке совокупного предложения AS величина совокупного спроса изменяется на определенную величину, а равновесный объем национального производства растет следовательно процент прироста совокупного спроса уменьшается.
Период (месяц) |
Уровень цен |
Объем национального производства |
|||||
|
начальный |
конечный |
дефляция, % |
начальный, млрд. руб. |
конечный, млрд. руб. |
прирост, % |
|
1 |
153 |
135 |
11.8 |
259.1 |
358.1 |
38.2 |
|
2 |
153 |
135 |
11.8 |
659.1 |
759.2 |
15.2 |
|
3 |
141.7 |
135 |
4.7 |
1059.1 |
1158.0 |
9.3 |
|
4 |
169.7 |
164.6 |
3.0 |
1459.1 |
1489.0 |
2.0 |
|
5 |
197.7 |
192.5 |
2.6 |
1622.2 |
1652.2 |
1.8 |
|
6 |
235.3 |
230.1 |
2.2 |
2259.1 |
2289.3 |
1.3 |
|
7 |
264.5 |
258.9 |
2.1 |
2659.1 |
2689.2 |
1.1 |
|
8 |
293.7 |
288.2 |
1.9 |
3059.1 |
3089.3 |
1.0 |
|
9 |
309.6 |
291.4 |
5.9 |
3459.1 |
3559.1 |
2.9 |
|
10 |
412.3 |
394.2 |
4.4 |
3859.1 |
3959.1 |
2.6 |
|
На кейнсианском отрезке совокупного предложения AS дефляция не возникла, т. к. уровень цен не изменился; на промежуточном и классическом отрезках возникла дефляция из-за изменения параметров совокупного предложения в экономике.
На кейнсианском отрезке совокупного предложения AS прирост не возник, т. к. уровень цен не изменился; на промежуточном и классическом отрезках возник прирост из-за изменения параметров совокупного предложения в экономике.
Национальный доход, Y, млрд. руб. |
Потребительские расходы, C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы, I, млрд. руб. |
Государственные расходы, G, млрд. руб. |
Итого совокупные расходы, E=C+I+G, млрд. руб. |
Дефицит (излишек), Y-E, млрд. руб. |
|
|
||||||
0 |
-39.2 |
210 |
180 |
350.8 |
-350.8 |
|
300 |
197.8 |
210 |
180 |
587.8 |
-287.8 |
|
600 |
434.8 |
210 |
180 |
824.8 |
-224.8 |
|
900 |
671.8 |
210 |
180 |
1061.8 |
-161.8 |
|
1200 |
908.8 |
210 |
180 |
1298.8 |
-98.8 |
|
1670.5 |
1280.5 |
210 |
180 |
1670.5 |
0 |
|
1500 |
1145.8 |
210 |
180 |
1535.8 |
-35.8 |
|
1800 |
1382.8 |
210 |
180 |
1772.8 |
27.2 |
|
2100 |
1619.8 |
210 |
180 |
2009.8 |
90.2 |
|
2400 |
1856.8 |
210 |
180 |
2246.8 |
153.2 |
|
2700 |
2093.8 |
210 |
180 |
2483.8 |
216.2 |
|
Рисунок 4.1 - Крест Кейнса в базовом периоде
E=C+I+G; C=a+b*(Y-T);
E=108+0.79 (Y-180) +180+210=355.8+0.79*Y;
Y-355.8-0.79*Y= -0.05Y
0.26Y=355.8
Y=1368.5
; E=C+I+G; C=a+b*(Y-T);
E=108+0.79 (Y-180) +180+210=355.8+0.7*Y;
Y-355.8-0.79*Y=0.05Y
0.16Y=355.8
Y=2223.75
Y=E Y= a+b*(Y-T) +I+G,
Y=1/ (1-0.79)*(108-0.79*180+210+180) =1694.3
C=108+0.79 (1694.3-180) =1304.3
C= 997*1.1=1096.7
1096.7=108+b (1694.3-180)
b=0.65
Период (месяц) |
Потреби-тельские расходы, C, млрд. руб. |
Инвести-ционные расходы, I, млрд. руб. |
Государст-венные расходы, G, млрд. руб. |
Итого совокупные расходы, E=C+I+G, млрд. руб. |
Нацио-нальный доход, Y, млрд. руб. |
|
|
||||||
1 |
1568.6 |
280.0 |
180 |
2028.6 |
2028.6 |
|
2 |
1726.0 |
322.0 |
180 |
2228.0 |
2228.0 |
|
3 |
1908.1 |
370.3 |
180 |
2458.6 |
2458.6 |
|
4 |
2117.6 |
426.0 |
180 |
2723.8 |
2723.8 |
|
5 |
2358.4 |
490.0 |
180 |
3028.6 |
3028.6 |
|
Рисунок 4.2 - Крест Кейнса при изменении инвестиционных расходов.
; ; ;
;
;
;
; I=0.21Y-162
;
;
;
С ^> Y^> I^
Период (месяц) |
Потребительские расходы, C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы, I, млрд. руб. |
Государственные расходы, G, млрд. руб. |
Итого совокупные расходы, E=C+I+G, млрд. руб. |
Национальный доход, Y, млрд. руб. |
|
|
||||||
1 |
1568.6 |
280 |
180 |
2028.6 |
2028.6 |
|
2 |
1944.8 |
280 |
234 |
2504.8 |
2504.8 |
|
3 |
2207.9 |
280 |
304 |
2838.1 |
2838.1 |
|
4 |
2554.0 |
280 |
396 |
3276.2 |
3276.2 |
|
5 |
2998.0 |
280 |
514 |
3838.1 |
3838.1 |
|
Рисунок 4.3 - Крест Кейнса при изменении государственных расходов
, ;
; ;
Мультипликатор госрасходов равен инвестиционному мультипликатору.
Период (месяц) |
Т, млрд. руб. |
C, млрд. руб. |
I, млрд. руб. |
G, млрд. руб. |
E=C+I+G, млрд. руб. |
Y, млрд. руб. |
|
1 |
180 |
1360.7 |
210 |
180 |
1406.7 |
1765.7 |
|
2 |
216 |
1225.3 |
210 |
180 |
1630.3 |
1630.3 |
|
3 |
260 |
1059.7 |
210 |
180 |
1464.8 |
1464.8 |
|
4 |
311 |
867.9 |
210 |
180 |
1272.9 |
1272.9 |
|
5 |
373 |
634.7 |
210 |
180 |
1039.7 |
1039.7 |
|
Рисунок 4.4 - Крест Кейнса при изменении налогов
;
Налоговый мультипликатор меньше инвестиционного мультипликатора и мультипликатора госрасходов.
Y, млрд. руб.
1 |
130 |
1744.4 |
210 |
130 |
2201.4 |
2201.4 |
|
2 |
182 |
1548.8 |
210 |
182 |
2010.8 |
2010.8 |
|
3 |
255 |
1274.2 |
210 |
255 |
1731.2 |
1731.2 |
|
4 |
306 |
1082.3 |
210 |
306 |
1539.3 |
1539.3 |
|
5 |
367 |
852.8 |
210 |
367 |
1309.8 |
1309.8 |
|
Рисунок 4.5 - Крест Кейнса при изменении государственных расходов и налогов
Рисунок 6.6 - Механизм работы сбалансированного госбюджета на кресте Кейнса
Процентная ставка r |
Потребительские расходы С, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
Сбережения S, млрд. руб. |
|
2 |
2237 |
458 |
180 |
2875 |
2875 |
458 |
|
4 |
2117 |
426 |
180 |
2723 |
2723 |
426 |
|
6 |
1996 |
394 |
180 |
2570 |
2570 |
394 |
|
8 |
1876 |
362 |
180 |
2418 |
2418 |
362 |
|
10 |
1756 |
330 |
180 |
2266 |
2266 |
330 |
|
12 |
1635 |
298 |
180 |
2113 |
2113 |
298 |
|
14 |
1525 |
266 |
180 |
1961 |
1961 |
266 |
|
16 |
1395 |
234 |
180 |
1809 |
1809 |
234 |
|
18 |
1274 |
202 |
180 |
1656 |
1656 |
202 |
|
20 |
1154 |
170 |
180 |
1504 |
1504 |
170 |
|
Рисунок 5.1. - Формирование функции IS
Выше линии IS:
1) Y=2500; r=15
E=108+0.79 (2500-180)+490-16*15+ +180=2371
Y-E=2500-2371=129 - излишек
2) Y=2700; r=10
E=108+0.79 (2700-180)+490-16*10+ +180=2609
Y-E=2700-2609=91 - излишек
3) Y=2200; r=20
E=108+0.79 (2200-180)+490-16*20+ +180=2054
Y-E=2200-2054=146 - излишек
4) Y=2500; r=10
E=108+0.79 (2500-180)+490-16*10+ +180=2451
Y-E=2500-2451=49 - излишек
Ниже линии IS:
1) Y=2500; r=5
E=108+0.79 (2500-180)+490-16*5+ +180=2531
Y-E=2500-2531=-31 - дефицит
2) Y=2000; r=10
E=108+0.79 (2000-180)+490-16*10+ +180=2051
Y-E=2000-2051=-51 - дефицит
3) Y=2100; r=10
E=108+0.79 (2100-180)+490-16*10+ 180=2135
Y-E=2100-2135=-35 - дефицит
4) Y=2700; r=2
E=108+0.79 (2700-180)+490-16*2+ +180=2737
Y-E=2700-2737=-37 - дефицит
1) Y=E
Y= (108-0.79*180+490-16*r+180)/0.21= (636-16*r)/0.21
r=5% Y=2648
r=7% Y=2495
r=12% Y=2114
r=17% Y=1733
2)% излишка (дефицита)=(Y-E)/Y*100
а)
;
0.28Y=636-16*r; Y= (636-16*r)/0.28
r=5% Y=1986 r=12% Y=1586
r=7% Y=1871 r=17% Y=1300
б) ;
0.35Y=636-16*r; Y=(636-16*r)/0.35
r=5% Y=1589 r=12% Y=1269
r=7% Y=1497 r=17% Y=1040
в) ;
0.14Y=636-16*r; Y= (636-16*r)/0.14;
r=5% Y=3971 r=12% Y=3171
r=7% Y=3743 r=17% Y=2600
г)
0.07Y=636-16*r; Y= (636-16*r)/0.07;
r=5% Y=7943 r=12% Y=6343
r=7% Y=7486 r=17% Y=5200
Рисунок 5.1 - Формирование функции IS и графики линий, соответствующие указанным дефицитам и излишкам
1. Товарный рынок будет находиться в равновесии -
Y= (636-16*r)/0.21
2. а) дефицит 7% - Y= (636-15*r)/0.28
б) дефицит 14% - Y=(636-16*r)/0.35
в) излишек 7% - Y= (636-16*r)/0.14;
г) излишек 14% - Y= (636-16*r)/0.07.
;
0.26Y=740-16*r; Y= (740-16*r)/0.26
r=12% Y=(636-16*12)/0.26=1708
0.16Y=636-16*r; Y= (636-16*r)/0.16
r=5%, Y=3475
Банк (клиент) |
Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. |
Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. |
Дополнительные избыточные резервы К, млрд. руб. |
Накопленная денежная масса Ms, млрд. руб. |
|
1 |
10.4 |
1.25 |
9.15 |
10.4 |
|
2 |
9.15 |
1.1 |
8.05 |
19.55 |
|
3 |
8.05 |
0.97 |
7.1 |
27.6 |
|
4 |
7.1 |
0.85 |
6.3 |
34.7 |
|
5 |
6.3 |
0.76 |
5.5 |
41.0 |
|
6 |
5.5 |
0.66 |
4.8 |
46.5 |
|
7 |
4.8 |
0.58 |
4.2 |
51.3 |
|
8 |
4.2 |
0.5 |
3.7 |
55.5 |
|
9 |
3.7 |
0.44 |
3.3 |
59.2 |
|
10 |
3.3 |
0.4 |
2.9 |
62.5 |
|
; ;
2-R=1.44, R=0.56
Таблица 5.3 - Моделирование денежного мультипликатора
Банк (клиент) |
Дополнительный депозитный счет D, млрд. руб. |
Дополнительные обязательные резервы MR, млрд. руб. |
Дополнительные избыточные резервы К, млрд. руб. |
Накопленная денежная масса Ms, млрд. руб. |
|
1 |
10.4 |
2.5 |
7.9 |
10.4 |
|
2 |
7.9 |
1.9 |
6.0 |
18.3 |
|
3 |
6.0 |
1.44 |
4.56 |
24.3 |
|
4 |
4.56 |
1.09 |
3.47 |
28.9 |
|
5 |
3.47 |
0.83 |
2.64 |
32.37 |
|
6 |
2.64 |
0.63 |
2.01 |
35.01 |
|
7 |
2.01 |
0.48 |
1.53 |
37.02 |
|
8 |
1.53 |
0.37 |
0.16 |
38.55 |
|
9 |
0.16 |
0.04 |
0.12 |
38.71 |
|
10 |
0.12 |
0.03 |
0.09 |
38.83 |
|
Дополнительный депозитный счет, дополнительные обязательные и избыточные резервы уменьшаются с большей скоростью при увеличении нормы обязательных резервов, а накопленная денежная масса увеличивается с меньшей скоростью.
Процентная ставка r |
Величина спроса на деньги (M/P) D, млрд. руб. |
Величина предложения денег (M/P) S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
|
2 |
507 |
507 |
744 |
|
4 |
507 |
507 |
964 |
|
6 |
507 |
507 |
1185 |
|
8 |
507 |
507 |
1405 |
|
10 |
507 |
507 |
1626 |
|
12 |
507 |
507 |
1847 |
|
14 |
507 |
507 |
2067 |
|
16 |
507 |
507 |
2288 |
|
18 |
507 |
507 |
2509 |
|
20 |
507 |
507 |
2729 |
|
Рисунок 5.2 - Формирование функции LM (совмещенные графики: r - (M/P), r-Y)
(M/P)D=e*Y-f*r
(M/P)S=MS /P
Излишек (дефицит)= (M/P)S - (M/P)D
1) r =20%; Y=1500
(M/P)D=0.97*1500-107*20=-685
(M/P)S=1050 /2.07=507
507 - (-685) = 1192 - излишек
2) r =15%; Y=2000
(M/P)D=0.97*2000-107*15=335
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-335= 172 - излишек
3) r =5%; Y=1000
(M/P)D=0.97*1000-107*5=435
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-435= 72 - излишек
4) r =20%; Y=2000
(M/P)D=0.97*2000-107*20=-200
(M/P)S=1050 /2.07=507
507 - (-200)= 707- излишек
1) r =5%; Y=1500
(M/P)D=0.97*1500-107*5=920
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-920= -413 - дефицит
2) r =10%; Y=2000
(M/P)D=0.97*2000-107*10=870
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-870= -363 - дефицит
3) r =15%; Y=2500
(M/P)D=0.97*2500-107*15=820
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-820= - 313 - дефицит
4) r =10%; Y=3000
(M/P)D=0.97*3000-107*10=1840
(M/P)S=1050 /2.07=507
507-1840= - 1333 - дефицит
1)
507=0.97*Y-107*r
Y=522.7+110.3*r
r =5% Y=1074.2; r =12% Y=1846.3;
r =7% Y=1294.8; r = 17% Y=2397.8
2)
а)
507-0.97*Y+107*r= - 35.49
Y= (542.49+107*r)/0.97=559.27+110.3*r;
r =5% Y=1111; r =12% Y=1883;
r =7% Y=1331; r = 17% Y=2434.
б);
507-0.97*Y+107*r= - 70.98;
Y= (577.98+107*r)/0.97=595.86+110.3*r;
r =5% Y=1147; r =12% Y=1919;
r =7% Y=1367; r = 17% Y=2470.
в)
507-0.97*Y+107*r=35.49
Y= (471.51+107*r)/0.97=486+110.3*r;
r =5% Y=1038; r =12% Y=1810;
r =7% Y=1258.1; r = 17% Y=2361.
г);
507-0.97*Y+107*r=70.98;
Y= (436.02+107*r)/0.97=449.5+110.3*r;
r =5% Y=1001; r =12% Y=1773;
r =7% Y=1222; r = 17% Y=2325
3) Денежный рынок находиться в равновесии (работает без дефицита и излишка).
Y=522.7+110.3*r
а) дефицит 7% - Y= 559.27+110.3*r;
б) дефицит 14% - Y=695.86+110.3*r;
в) излишек 7% - Y=486+110.3*r;
г) излишек 14% - Y=449.5+110.3*r;
Рисунок 5.3 - Формирование функции LM и графики линий, соответствующие указанным дефицитам и излишкам
507-0.97*Y+107*r= - 25.35
Y= (532.35+107*r)/0.97=548.8+110.3*r;
r =12% Y=1872;
;
507-0.97*Y+107*r= 25.35
Y= (481.65+107*r)/0.97=496.5+110.3*r;
r =5% Y=1048; r =12% Y=1820;
r =7% Y=1269; r = 17% Y=2372.
Процентная ставка r |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на товарном рынке YIS, млрд. руб. |
Национальный доход, обеспечивающий равновесие на денежном рынкеYLM, млрд. руб. |
|
2 |
2875 |
804 |
|
4 |
2723 |
1035 |
|
6 |
2570 |
1266 |
|
8 |
2418 |
1497 |
|
10 |
2266 |
1728 |
|
12 |
2113 |
1959 |
|
14 |
1961 |
2190 |
|
16 |
1809 |
2421 |
|
18 |
1656 |
2652 |
|
20 |
1504 |
2883 |
|
Рисунок 5.4 - Совмещенный график IS/LM для базового периода
C=a+b·(Y-T)
I=c-d·r
E=C+I+G
Излишек (дефицит)=Y-E
(M/P)D=e·Y-f·r
(M/P)S=MS /P
Излишек (дефицит) (M/P)S - (M/P)D
E=108+0.79 (Y-180)+490-16*r+180=455.8+0.79*Y-16*r
(M/P)D=0.97*Y-107*r
(M/P)S=1050/2.07=507
а) товарный и денежный излишек
1. r=15% Y=1500
E=455.8+0.79*1500-16*15=1400.8
Y-E=1500-1387=113 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*1500-107*15=-150
(M/P)S - (M/P)D=507 - (-150)=657 - денежный излишек
2. r=15% Y=2000
E=455.8+0.79*2000-16*15=1795.8
Y-E=2000-1795.8=204.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*2000-107*15=335
(M/P)S - (M/P)D=507-335=172 - денежный излишек
3. r=20% Y=1000
E=455.8+0.79*1000-16*20=925.8
Y-E=1000-925.8=74.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*1000-107*20=-1170
(M/P)S - (M/P)D=507 - (-1170)=1677 - денежный излишек
4. r=20% Y=2000
E=455.8+0.79*2000-16*20=1715.8
Y-E=2000-1715.8=284.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*2000-107*20=-200
(M/P)S - (M/P)D=507 - (-200)=607 - денежный излишек
б) товарный излишек и денежный дефицит
1. r=5% Y=2000
E=455.8+0.79*2000-16*5=1955.8
Y-E=2000-1955.8=44.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*2000-107*5=1405
(M/P)S - (M/P)D=507-1405= -898 - денежный дефицит
2. r=10% Y=2500
E=455.8+0.79*2500-16*10=1380.8
Y-E=2500-1380.8=1119.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*2500-107*10=1355
(M/P)S - (M/P)D=507-1355= -848 - денежный дефицит
3. r=5% Y=2500
E=562+0.7*2500-15*5=2237
Y-E=2500-2237=263 - товарный излишек
(M/P)D=0.91*2500-105*5=1750
(M/P)S - (M/P)D=522-1750= -1228 - денежный дефицит
4. r=10% Y=3000
E=455.8+0.79*3000-16*10=2665.8
Y-E=3000-2665.8=334.2 - товарный излишек
(M/P)D=0.97*3000-107*10=1840
(M/P)S - (M/P)D=507-1840= -1333 - денежный дефицит
в) товарный и денежный дефицит
1. r=2% Y=1000
E=455.8+0.79*1000-16*2=1213.8
Y-E=1000-1213.8= -213.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1000-107*2=756
(M/P)S - (M/P)D=507-756= -249 - денежный дефицит
2. r=2% Y=1200
E=455.8+0.79*1200-16*2=1371.8
Y-E=1200-1371.8= -171.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1200-107*2=950
(M/P)S - (M/P)D=507-950= -443 - денежный дефицит
3. r=4% Y=1300
E=455.8+0.79*1300-16*4=1418.8
Y-E=1300-1418.8= -118.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1300-107*4=833
(M/P)S - (M/P)D=507-833= -326 - денежный дефицит
4. r=5% Y=1500
E=455.8+0.79*1500-16*5=1560.8
Y-E=1500-1560.8= -60.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1500-107*5=920
(M/P)S - (M/P)D=507-920= -413 - денежный дефицит
г) товарный дефицит и денежный излишек
1. r=5% Y=1000
E=455.8+0.79*1000-16*5=1165.8
Y-E=1000-1165.8= -165.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1000-107*5=435
(M/P)S - (M/P)D=507-435= 72 - денежный излишек
2. r=10% Y=1200
E=455.8+0.79*1200-16*10=1243.8
Y-E=1200-1243.8= -43.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1200-107*10=94
(M/P)S - (M/P)D=507-94= 413 - денежный излишек
3. r=15% Y=1000
E=455.8+0.79*1000-16*15=1005.8
Y-E=1000-1005.8= -5.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*1000-107*15= -635
(M/P)S - (M/P)D=507 - (-635)= 1142 - денежный излишек
4. r=5% Y=500
E=455.8+0.79*500-16*5=770.8
Y-E=500-770.8= -270.8 - товарный дефицит
(M/P)D=0.97*500-107*5= -50
(M/P)S - (M/P)D=507 - (-50)= 557 - денежный излишек
а) на товарном рынке излишек 5% и на денежном рынке излишек 5%:
507-0.97*Y+107*r= 26.1
0.25Y=455.8-16*r; Y= (480.9+107*r)/0.97
Y= (455.8-16*r)/0.25 Y=495.8+110.3*r;
Y=1823.2-64*r 1823.2-64*r=495.8+110.3*r
r=10% Y=1183.2
б) на товарном рынке излишек 5% и на денежном рынке дефицит 5%:
;
0.25Y=455.8-16*r; 507-0.97*Y+107*r= - 26.1
Y= (455.8-16*r)/0.25 Y= (533.1+107*r)/0.97
Y=1823.2-64*r Y=549.6+110.3*r;
1823.2-64*r=549.6+110.3*r r=9% Y=1247.2
в) на товарном рынке дефицит 5% и на денежном рынке дефицит 5%:
; ;
0.35Y=455.5-16*r 507-0.97*Y+107*r= - 26.1
Y= (455.8-16*r)/0.35 Y= (533.3+107*r)/0.97
Y=1302.3-45.7*r Y=549.6+110.3*r
1302.3-45.7*r=549.6+110.3*r
r=6% Y=1028.1
г) на товарном рынке дефицит 5% и на денежном рынке излишек 5%:
0.35Y=455.8-16*r 507-0.97*Y+107*r= 26.1
Y= (455.8-16*r)/0.35 Y= (480.9+107*r)/0.97
Y=1302.3-45.7*r Y=495.8+110.3*r;
1302.3-45.7*r=544.95+110.3*r
r=7% Y=982.4
Рисунок 5.5 - Совмещенный график IS/LM для базового периода на котором показаны комбинации точек и излишка и дефицита на товарном и денежном рынках
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
|
базовый |
9.3 |
1547 |
341.2 |
180 |
2001 |
|
1 |
10.4 |
1666 |
323.6 |
234 |
2152.2 |
|
2 |
11.8 |
1821 |
301.2 |
304 |
2348 |
|
3 |
13.6 |
2022 |
272.4 |
395 |
2603 |
|
4 |
16.2 |
2307 |
230.8 |
514 |
2936 |
|
5 |
19 |
2626 |
186 |
668 |
3367 |
|
базовый |
78.6 |
507 |
507 |
2068.2 |
||
1 |
323.6 |
507 |
507 |
2223.6 |
||
2 |
526.2 |
507 |
507 |
2426.2 |
||
3 |
789.4 |
507 |
507 |
2689.4 |
||
4 |
1151.8 |
507 |
507 |
3051.8 |
||
5 |
1580 |
507 |
507 |
3480 |
||
Рисунок 6.1 - Стимулирующая фискальная политика на графике IS/LM
C=a+b·(Y-T)
С=108+0.79 (Y-180)=-34.2+0.79*Y=1253.5
Y=1630
(M/P)D=e·Y-f·r
(M/P)S=MS /P
(M/P)S =(M/P)D
r=(e*Y - MS /P)/f
r=(0.97*1630-507)/107=10%
I=c-d*r
I=490-16*9=346
E=C+I+G
E=Y
G=E - C - I
G=1630-1253.5-346=30.5
G=1.1*180=198
C=108+0.79 (2089-180) =1616
Таблица 6.2 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей фискальной политики
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
|
базовый |
9.3 |
1547 |
341.2 |
180 |
2001 |
|
6 |
5 |
1123 |
284.2 |
180 |
1520 |
|
базовый |
78.6 |
507 |
507 |
2001 |
||
6 |
21.6 |
507 |
507 |
1520 |
||
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
|
базовый |
9.3 |
1547 |
341.2 |
180 |
2001 |
|
1 |
2.7 |
1511 |
265 |
180 |
1956 |
|
2 |
2.5 |
1434 |
245 |
180 |
1859 |
|
3 |
2.3 |
1341 |
220 |
180 |
1741 |
|
4 |
2.1 |
1230 |
190 |
180 |
1600 |
|
5 |
1.9 |
1096 |
154 |
180 |
1430 |
|
базовый |
78.6 |
507 |
507 |
2001 |
180 |
|
1 |
265 |
507 |
507 |
1956 |
216 |
|
2 |
245 |
507 |
507 |
1859 |
259 |
|
3 |
220 |
507 |
507 |
1741 |
311 |
|
4 |
190 |
507 |
507 |
1600 |
373 |
|
5 |
154 |
507 |
507 |
1430 |
448 |
|
Рисунок 6.2 - Сдерживающая фискальная политика на графике IS/LM
С=108+0.79 (Y-T)=1.1*1547=1702
Y=1500+T
92914-86.11*T=57615+38.41*T
T=283
5.2.3.
T=1.1*180=198
C=108+0.79 (1997-198) =1529
6.3 Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
;
;
;
Таблица 6.4 - Прогноз показателей национальной экономики при проведении стимулирующей монетарной политики
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
Совокупные расходы E, млрд. руб. |
|
базовый |
14.9 |
1488 |
251.6 |
180 |
1927 |
|
1 |
14.6 |
1504 |
256.4 |
180 |
1947 |
|
2 |
14.3 |
1524 |
261.2 |
180 |
1972 |
|
3 |
14 |
1547 |
266 |
180 |
2002 |
|
4 |
13.7 |
1575 |
270.8 |
180 |
2037 |
|
5 |
13.4 |
1609 |
275.6 |
180 |
2080 |
|
Период (месяц) |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P)D, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P)S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
||
базовый |
259 |
507 |
507 |
1927 |
||
1 |
263 |
608 |
608 |
1947 |
||
2 |
268 |
730 |
730 |
1972 |
||
3 |
245 |
876 |
876 |
2002 |
||
4 |
282 |
1051 |
1051 |
2037 |
||
5 |
291 |
1262 |
1262 |
2080 |
||
Рисунок 6.3 - Стимулирующая монетарная политика на графике IS/LM
;
;
;
;
;
;
;
3 |
254 |
389 |
389 |
1903 |
|
4 |
251 |
312 |
312 |
1887 |
|
5 |
248 |
249 |
249 |
1874 |
|
Рисунок 6.4 - Сдерживающая монетарная политика на графике IS/LM
;
;
;
;
;
;
;
;
Период (месяц) |
Процентная ставка r |
Потребительские расходы C, млрд. руб. |
Инвестиционные расходы I, млрд. руб. |
Государственные расходы G, млрд. руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
базовый |
14.9 |
1488 |
251.6 |
180 |
|
1 |
15.6 |
1471 |
240.4 |
180 |
|
2 |
16.1 |
1458 |
232.4 |
180 |
|
3 |
16.6 |
1469 |
224.4 |
180 |
|
4 |
16.9 |
1456 |
219.6 |
180 |
|
5 |
17.2 |
1446 |
214.8 |
180 |
|
Период (месяц) |
Сбережения S, млрд. руб. |
Спрос на деньги (M/P) D, млрд. руб. |
Предложение денег (M/P) S, млрд. руб. |
Национальный доход Y, млрд. руб. |
|
1 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
базовый |
259 |
507 |
507 |
1927 |
|
1 |
255 |
406 |
406 |
1906 |
|
2 |
251 |
324 |
324 |
1889 |
|
3 |
254 |
389 |
389 |
1903 |
|
4 |
251 |
312 |
312 |
1887 |
|
5 |
248 |
249 |
249 |
1874 |
|
;
;
Рисунок 6.9 - Комбинированная экономическая политика на графике IS/LM
Y=Y
P=20928/6583=2.98
Заключение
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Уровень жизни - это степень обеспеченности населения необходимыми для жизни материальными, духовными и социальными благами. Качество жизни как показатель (категория) благосостояния характеризуется степенью удовлетворения потребностей, отношениями к соответствующим нормам, обычая и традициям.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия, как в личностном, так и в социальном аспектах.
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Рассматривая уровень и качество жизни, экономисты уделяют особое внимание проблеме бедности. Бедность - состояние постоянного отсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образа жизни, приемлемого в данном конкретном случае. Существование проблемы бедности связано с тем, что денежные доходы распределяются между людьми неравномерно, что характерно для всех стран мира.
Показатели уровня жизни многоплановы. Широко используются для характеристики уровня жизни такие обобщенные показатели, как валовой национальный продукт (валовой внутренний продукт, или национальный доход) на душу населения. Анализ многочисленных показателей уровня жизни показывает, что самым характерным признаком и самой доступной для населения характеристикой уровня жизни являются доходы: номинальные, располагаемые, реальные, личные, семейные. Рассчитываются коэффициенты глубины и остроты бедности, определяется черта бедности, прожиточный минимум, потребительская корзина, потребительский бюджет семьи. Производится оценка уровня инфляции.
В настоящее время в официальной статистике в качестве основного индикатора инфляции применяется индекс потребительских цен. Кроме индекса потребительских цен также рассчитывают дефлятор ВНП. Для получения сводной характеристики уровня жизни населения в ООН разработан ряд показателей, важнейшим из которых является индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). В Республике Беларусь показателями уровня жизни населения являются: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Необходимость повышения уровня и качества жизни заключается в том, что любое общество состоит не только из категории работающих людей, в нем всегда есть лица, уже не работающие (пенсионеры, инвалиды и так далее) и еще не работающие (дети, школьники, студенты), инвалиды, которые нуждаются в заботе со стороны семьи, государства, кроме того, государство должно поддерживать существование безработных.
Пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь включают: создание условий трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей, обеспечение рациональной занятости населения, повышение доходов и заработной платы, снижение малообеспеченности. Государственная политика повышения уровня и качества жизни населения Республики Беларусь проявляется в разнообразных формах: пособия по безработице; пенсии; пособия по болезни, инвалидности; жилищные пособия; пособия на получение образования; медицинская помощь; гарантирование государством минимального уровня доходов.
В текущем году сохраняется тенденция высоких темпов роста денежных доходов населения, причем наибольший рост доходов населения обеспечен за счет повышения оплаты труда и увеличения размеров социальных трансфертов. Рост денежных доходов сопровождался снижением уровня малообеспеченности. Возросла покупательная способность заработной платы. Обеспечено выполнение прогнозных показателей пенсионного обеспечения. Продолжаются работы по оказанию помощи и государственной поддержки, произошло фактическое перераспределение социальных трансфертов в пользу малообеспеченных. Увеличились размеры единовременной и ежемесячной адресной помощи. Среди получателей адресной социальной помощи возросло количество семей с детьми-инвалидами, полных семей с детьми в возрасте до трех лет, одиноких граждан.
Список использованных источников
1. Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: Учебное пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. Мн.: Книжный Дом, 2005. 320 с.
2. Динамика важнейших макроэкономических показателей в сравнении со странами СНГ // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 9-13.
3. Доходы населения и оплата труда, социальная защита населения // Экономический бюллетень. 2008. №8. С. 23 - 27.
4. Зайченко Н.П., Полоник С.С., Богданович А.В., Александрович Я.М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь за период до 2020 года // Белорусский экономический журнал. 2004. №3. С. 4-19.
5. Зайченко Н. Экономике - конкурентоспособность, человеку - благосостояние // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2006. №2 (7). С. 6 - 16.
6. Кайко Т.К. Социальный работник - это звучит гордо // Охрана труда и социальная защита. 2006. №2. С. 79.
7. Козырев В.М. Основы современной экономики: Учебник. М.: Финансы и статистика, 1998. 368 с.
8. Курс экономической теории: Конспект лекций / Е. М. Анципович, А.В. Бондарь и другие; Под общ. ред. Э.И. Лобковича. Мн. ООО «МИСАНТА», 1997. 336 с.
9. Макконнелл К., Бурш С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика В 2 т.: Пер. с англ. - М.: Республика, 1995, - 400 с.
10. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. М.:Новое знание, 2002. 462 с.
11. Макроэкономика: социально-ориентированный подход / Э.А. Лутоухина [и др.]; под ред. Э.А. Лутоухиной. Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. 400 с.
12. Макроэкономика: Учеб. пособие / А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и др. Мн.: БГЭУ, 2007. 415 с.
13. Микро- и макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2004. 224 с.
14. Национальная экономика Беларуси // Под. ред. В.Н. Шимова. 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: БГЭУ, 2006. 751 с.
15. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. 21 декабря. №303. С. 19 - 26.
16. Статистика: показатели и методы анализа: справ. Пособие / Н.Н. Бондаренко, Н.С. Бусыгина, Л.И. Василевская и др.; Под ред. М.М. Новикова. - Мн.: «Современная школа», 2005. - 628 с.
17. Обзор результатов научной деятельности НИЭИ за 2006 г. // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь №6 2007 С. 4 - 9.
18. Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. Мн., ИП «Экоперспектива», 1997. 336 с.
19. Потупчик В. Фундамент устойчивости // Экономика Беларуси: итоги, тенденции, прогнозы. 2008. №1. С. 40 - 47.
20. Рынок труда и денежные доходы населения // Экономический бюллетень. 2008. №2. С. 26 - 34.
21. Экономическая теория: Учебник / Н.И. Базылев, А.В. Бондарь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Мн.: ИП «Экоперспектива», 2001. 752 с.
22. Экономическая теория: Учеб. пособие / Л.Н. Давыденко, А.И. Базылева, А.А. Дичковский и др.; Под общ. ред. Л.Н. Давыденко. - Мн.: Выш. шк., 2002. 366 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |