23
Итак, в своей курсовой работе я решил рассмотреть проблему стоимости и все, что связанно с ней, а именно: товар и его свойства, двойственный характер труда и, конечно же, законы и механизмы формирования величины стоимости.
Итак, К. Маркс рассматривает товар как внешний предмет, вещь, способную удовлетворять ту или иную потребность человека, обмениваться в определенных количественных пропорциях на другие вещи. В “Капитале” Маркс выделяет свойства товара.
В основе первого свойства товара лежит его полезность или ценность. Без этого свойства всякое передвижение вещи от одних лиц к другим оказывается бессмысленным. Покупатель, приобретая на рынке товар, оценивает его полезный эффект, а не затраты труда на его производство. Ценность полезного эффекта категория во многом субъективная, а отсюда ни как не может быть свойством, объективно присущим вещам. Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя. Людьми ценятся самые различные материальные и духовные блага и услуги не в результате того, что на их производство затрачен общественно необходимый труд, а потому, что эти блага имеют полезность. Мы уже говорили о том, что высокая цена билета на концерт эстрадной певицы определяется отнюдь не затратами "какого-то" общественно необходимого труда, а тем полезным эффектом, который получает (или ожидает получить) зритель. Но каждому отдельному товару разные люди дают разную оценку полезности. Субъективная оценка полезности зависит от двух факторов: от имеющегося запаса данного блага и от степени насыщения потребности в нем. По мере удовлетворения потребности "степень насыщения" растет, а величина конкурентной полезности падает. Производителю (продавцу) нужно одно, потребителю (покупателю) другое. Производителем движет мысль, высказанная А. Смитом: включаясь в общественное производство, он (продавец) преследует только свою личную выгоду. Но он получит эту выгоду только в том случае, если на продукцию его труда найдется покупатель (ценитель полезных свойств его товара). Как видно из этого изречения ценность блага также двойственна: производитель (продавец) измеряет его издержками производства (затраченным живым и прошлым трудом), потребитель (покупатель) - степенью полезности. Два начала ценности блага не противостоят друг другу, а сосуществуют, взаимодополняют друг друга. Итак, способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека, быть полезным (ценным), составляет его потребительную стоимость.
Вторая ценность товара заключается в его обмениваемости на другие полезные вещи. Что лежит в основе приравнивания одного товара к другому? Здесь подход разный. Но в начале о самом товаре. Под благом вообще принято считать способность предметов удовлетворять потребности человека. Сторонники неоклассического направления в экономической теории разграничивают блага на экономические и неэкономические. К последним относят то, что имеется в неограниченном количестве и доступно для каждого человека вне всякого обмена. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая сто-имость. Но меновую стоимость я рассмотрю чуть позже.
У товарного продукта два начала: естественное (из веществ природы) и общественное (в связи с предназначенностью товара для обмена). В связи с этим товар обладает двумя свойствами:
Потребительная стоимость (полезность);
Стоимость (общественно-необходимый труд, воплощенный в товаре).
Потребительная стоимость - совокупность свойств товара, связанных непосредственно как с самим товаром, так и сопутствующими услугами, определяющих его способность удовлетворять производственные, общест-венные, личные и иные потребности людей. Она составляет вещественное содержание богатства. Поэтому в первоначальном своем проявлении потребитель-ная стоимость -- это естественное свойство блага. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие -- косвенно, опосредованно как средство производства (ста-нок, сырье).
Одно из свойств продукта труда заключается в том, что один и тот же продукт труда может удовлетворять многообразные потребности, равно как и одна и та же потребность может быть удовлетворена различными потреби-тельными стоимостями. Например, огнь может служить для получения тепла, света, приготовления пищи, но так же пища может быть приготовлена с использованием электричества. Исходя из этого, вытекает особенность материальной потребительской стоимости: удовлетворение одной потребности исключает одновременное удовлетворение других потребностей, потому что процесс потребления или уничтожа-ет, или преобразует данную конкретную потребительную стои-мость в нечто иное. Ещё две особенности потребительской стоимости заключается в том, что она (потребительная стоимость), во - первых, относится ко всем продуктам (сырьё и т.д.), и, во - вторых, составляет вещественное содержание богатства.
Подытожив вышесказанное, получим, что потребительная стоимость должна:
быть создана трудом;
удовлетворять потребности не ее создателя, а других людей;
обмениваться на другой товар (механизм купли-продажи), то есть товар должен обладать способностью обмениваться на другие товары.
Продукт труда получает общественное признание посред-ством удовлетворения потребности общества то ли в своей нату-рально-вещественной, то ли в опосредованной форме, когда его признание осуществляется через обмен. В последнем случае про-дукт труда приобретает форму товара. Общественная форма потребительной стоимости означает, что купленный товар необходим обществу. Отсюда можно сделать вывод, что обществен-ная потребительная стоимость представляет собой общественную значимость блага или ценность его для общества. Благо может об-ладать естественным свойством - удовлетворить ту или иную потреб-ность, но общество может не купить его. Следовательно, оно не обладает ценностью для общества, тогда как по натурально-веще-ственной форме благо обладает естественной потребительной сто-имостью. К примеру: имеется ручка, пригодная для письма. Следовательно, она обладает естест-венным свойством удовлетворять потребность в письме, т.е. явля-ется потребительной стоимостью. Но данную ручку никто не жела-ет покупать. А это значит, что она не обладает ценностью, значи-мостью для общества. Ее естественная потребительная стоимость не трансформировалась в общественную потребительную стои-мость. Таким образом, и вещь, и затраты на ее производство оказались ненужными обществу.
Таким образом, общественная потребительная стоимость - это также потребительная стоимость, которая:
обладает полезностью, то есть создана не для собственного потребления, а для обмена на рынке;
создана в количествах и структуре соответствующей общественной потребности или, во всяком случае, не превышающей ее;
Так же следует добавить, что общественная потребительная стоимость является потребительной стоимостью не только отдельных вещей, а всей массы вещей данного рода, предназначенных для продажи в сопоставлении с потребностью их в обществе.
Как товар обладает потребительной стоимостью, так и продукт имеет потребительские свойства. Эти два понятия неразрывно связаны между собой, так как потребительские свойства являются носителями потребительской стоимости. Есть ещё одна особенность, которую следует упомянуть: с течением времени и под воздействием разнообразных обстоятельств потребительские свойства не меняются, а потребительная стоимость может измениться. Итак, потребительские свойства подразделяют на несколько категорий.
Социальные;
Функциональные;
Эргономические;
Надежности;
Эстетические;
Безопасности.
Так функциональные свойства характеризуют полезность товара, то есть способность изделия выполнять свои функции. Социальные свойства характеризуют пригодность, значимость продукта для общества. Эргономические свойства характеризуют гигиеничность, удобство и комфорт эксплуатации изделия в системе “человек - изделие - среда”. Свойства надежности показывают способность изделия отвечать нормам надёжности и безопасности, принятым в обществе. Как видно из определения свойства надёжности и безопасности перекликаются между собой. Эстетические свойства - способность продукта отвечать нормам приличия, в какой - то мере качества, используемым в данной сфере.
Стоимость - это форма и количественная мера экономических отношений между людьми по поводу производства различных вещей для обмена и присвоения их через эквивалентно возмездный обмен; отношение между людьми по поводу вещей (производственное отношение); форма функционирования общественного характера производства в условиях общественного разделения труда и экономическое обособление производственно-хозяйственных ячеек отношениями собственности. Так же стоимость является основой, вокруг которой колеблются цены в зависимости от изменения соотношения между спросом и предложением. Также можно считать, что стоимость - это овеществленный в товаре труд, то есть стоимость как бы не существующая, или существующая всего лишь в потенции. Получается, что можно затратить, овеществить в продукте свой труд, но продукт этот не будет продан, то есть не станет товаром, а, следовательно, и овещест-вленный труд в этом продукте никогда не станет общественной стоимостью.
Стоимость бывает индивидуальная и общественная. Индивидуальная - это стоимость товара каждого отдельно взятого производителя. Возьмём несколько товаропроизводителей, которые выпус-кают одни и те же товары, например, диски. Совершенно оче-видно, что, каждый, допустим, из пяти рабочих, занимаясь производством дисков, будет затрачивать на их изготовление различное количество часов рабочего времени. Следовательно, в дисках будут содержаться различные затраты труда, а поэтому они должны иметь разную стоимость. Затраты труда каждого отдельного произ-водителя на выпуск того или иного товара образуют его индивиду-альную стоимость. Однако каждый рабочий выходит со своим диском на рынок, на котором при одинаковом качестве дисков будет установлена единая цена, по которой они будут продаваться.
Общественная стоимость проявляется на рынке. Другими словами, общественная стоимость - это индивидуальная стоимость, признанная на рынке. Общественная стоимость складывается стихийно, под воздействием стремления каждого участника обмена к максимальному удовлетворению своих потребностей. Существует особенность, заключающаяся в том, что при наличии большого числа участников обмена цена, при которой может состоятся обмен, оказывается заключённой в более узкие границы, чем при изолированном обмене между двумя индивидами, в связи с этим субъективные ценности сводятся к единой общественной.
Процесс образования рыночной стоимости товара показан на условном примере в таблице 1, в которой представлены три группы товаропроизводителей, для которых характерны различные усло-вия производства, а следовательно, и затраты на изготовление еди-ницы продукции. Показан процесс формирования общественной рыночной стоимости товара, в соответствии с которой реализуют свою продукцию товаропроизводители всех групп, сопоставляя ее со своими индивидуальными стоимостями.
Таблица 1. Образование общественной стоимости товара.
Группа товаро-произво-дителей |
Количество единиц изготовлен-ных това-ров, шт. |
Индивидуальная стоимость, руб. |
Рыночная (общественная) стоимость. руб. |
Отклоне-ние рыночной (общественной) стоимости всей массы товаров от их индивидуальной стоимости |
|||
единицы товара |
всей массы товаров |
единицы товара |
всей массы товаров |
||||
I |
100 |
30 |
3000 |
40 |
4000 |
+ 1000 |
|
II |
800 |
40 |
32 000 |
40 |
32000 |
Совпадает |
|
III |
100 |
50 |
5000 |
40 |
4000 |
- 1000 |
|
Сумма |
1000 |
40000 |
40000 |
||||
Итак, основой обмена одного товара на другой является стоимость - то общее, что свойственно всем товарам. Труд, воплощенный или овеществленный в товаре, и представляет его стоимость. Это внутреннее свойство товара.
1-я особенность: потребительная стоимость становится формой проявления своей противоположности, стоимости.
2-я: конкретный труд становится здесь формой проявления своей противоположности, абстрактно человеческого труда.
3-я: частный труд становится формой своей противоположности, то есть трудом в непосредственно общественной форме.
Ш Простая форма стоимости в целом
Простая форма стоимости товара заключается в его стоимостном отношении к неоднородному с ним товару (или в его меновом отношении к этому последнему).
v Простая, или развернутая, форма стоимости.
Ш Развернутая относительная форма стоимости
Не обмен регулирует величину стоимости товара, а величина стоимости товара регулирует его меновые отношения.
Ш Особенная эквивалентная форма
Определенная натуральная форма каждого из товаров есть особенная эквивалентная форма наряду со многими другими.
Ш Недостатки полной, или развернутой, формы стоимости
Относительное выражение стоимости товара является здесь незавершенным, т.к. ряд выражений его стоимости никогда не заканчивается. Такая цепь образует пеструю мозаику разрозненных и разнородных выражений стоимости.
v Всеобщая форма стоимости
Ш Измененный характер формы стоимости.
Товары выражают свои стоимости:
Во-первых, просто, т.к. они выражают их в одном и том же товаре;
Во-вторых, единообразно, т.к. они выражают их в одном и том же товаре.
Ш Отношения между развитием относительной формы стоимости и эквивалентной формы
В той самой степени, в какой развивается форма стоимости вообще, развивается и противоположности между двумя ее полюсами - относительной формой стоимости и эквивалентной формой.
Ш Переход от всеобщей формы стоимости к денежной форме
Товар находится во всеобщей эквивалентной форме лишь тогда и поскольку, когда он как эквивалент, выталкивается всеми другими товарами из их среды.
v Денежная форма
Золото лишь потому, противостоит другим товарам как деньги, что оно раньше уже противостояло им как товар.
Двуединая сущность товара как стоимости и потребительной сто-имости является результатом двойственного характера труда, со-здающего товар, открытого К. Марксом. На основе этого открытия К. Маркс показал источник эксплуатации. Сущность двойственного характера труда, создающего товар, заключается в следующем:
с одной стороны, это конкретный труд, создающий потребитель-ную стоимость и определяемый конкретной целью, специфическим характером операций, предметами, орудиями и результатами труда;
с другой -- это абстрактный труд, создающий стоимость и пред-ставляющий собой затраты человеческой энергии и вообще, расхо-дование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.
По известному выражению У. Петти, труд -- это отец богатства. Его единственным субъектом может быть только человек, хотя другие живые существа подчас способны и к более сложным физическим манипуляциям и более тонкой организации своей жизнедеятельности, например, существование пчелиного роя. Ведь труд -- не инстинктивная, а целесообразная деятельность, притом такая, которая основана на применении изготовленных самим человеком (а не просто найденных им в природе) средств производства. Подчеркивая человеческую природу трудовой деятельности, ученые констатируют, что труд создал человека. Он не только его создал, но и воспроизводит, ибо с совершенствованием трудового прогресса развиваются способности индивида.
В потребительной стоимости каждого товара содержится определенная целесообразная производительная деятельность или полезный труд. Потребительные стоимости не могут противостоять друг другу как товары, если в них не содержатся качественно различные виды полезного труда.
Товарные тела, представляют собой соединения двух элементов: вещества природы и труда.
Всякий труд есть: расходование человеческой рабочей силы в физиологическом смысле, и в этом своем качестве одинакового, или абстрактно человеческого, труд образует стоимость товаров. Всякий труд есть с другой стороны, расходование человеческой рабочей силы в особой целесообразной форме, и в этом своем качестве конкретного полезного труда он создает потребительные стоимости.
Конкретный труд.
Поскольку труд -- это сознательная и целесообразная деятель-ность человека, направленная на создание определенного блага, то он всегда выступает в определенной полезной форме как конкрет-ный труд. Конкретная форма труда обусловлена тем, что он всегда направлен на создание вполне конкретных потребительных стои-мостей (например, стула, костюма, книги). Для того чтобы произ-вести любое благо, необходимы конкретные условия: конкретная профессиональная подготовка (например, столяра), вполне кон-кретный предмет труда (дерево), вполне конкретные средства труда (пила, молоток, долото, рубанок). Поэтому любая трудовая дея-тельность всегда есть не что иное, как конкретный труд. Вне кон-кретной формы трудовой деятельности нет труда как такового.
Абстрактный труд.
Известно, что весь товарный мир -- это мир продуктов труда. Но в то же время весь мир товаров, или потребительных стоимостей -- это мир существования многообразных разнородных видов кон-кретного труда. Однако попытаемся отвлечься, абстрагироваться от конкретных форм труда, в которых он протекает. В таком случае мы увидим, что и стол, и костюм, и туфли -- это овеществленный труд вообще. Труд, обезличенный или взятый вне его конкретной формы и овеществленный в продукте, называется абстрактным трудом. Иными словами, абстрактный труд -- это труд, отвлеченный от его конкретной формы. Поэтому критерием уравнивания разнообразных потребительных стоимостей (товаров) в процессе обмена выступает абстрактный труд. В связи с этим можно заклю-чать, что стоимость товара представляет собой овеществленный в товаре труд и выражает его затраты на производство того или иного товара. Также абстрактный труд - это труд, создающий стоимость и пред-ставляющий собой затраты человеческой энергии и вообще, расхо-дование энергии, мускулов, нервов. Это материальное явление, то есть реальная затрата реальной рабочей силы в физиологическом смысле.
Таким образом, труд имеет двойственный характер. С одной стороны, он выступает в форме конкретного труда, направленного на создание потребительной стоимости, с другой стороны, он вы-ступает в форме абстрактного труда, который является субстанцией стоимости товара. При этом труд, создавая стоимость товаров, т.е. являясь ее субстанцией, сам стоимостью не обладает, ибо не может существовать вне овеществленной формы.
Предположим, портной шьет костюм. В процессе производства портной с помощью своего конкретного труда трансформирует ткань в костюм, точно так же, как в свое время ткач своим конкрет-ным трудом превратил пряжу в ткань. Но в то же время в каждом из этих процессов изготовления товаров и портной, и ткач затратили определенные усилия в самом широком физиологическом смысле этого слова, что собственно и делает эти разнородные товары (ткань и костюм) похожими друг на друга: и ткань, и костюм оли-цетворяют собой сгустки овеществленного труда ткача и портного. В процессе труда последний овеществляется в своем продукте -- товаре.
Несмотря на то, что конкретный и абстрактный труд имеют раз-личные результаты (соответственно потребительную стоимость и стоимость), тем не менее как две противоположности на уровне синтеза они переходят друг в друга. Конкретный труд и потреби-тельная стоимость выступают как стоимостнобразующая основа, находящая свое проявление в качественных характеристиках аб-страктного труда (сверхсложный, сложный, менее сложный, про-стой труд) и соответственно в больших или меньших величинах создаваемой стоимости.
Также нужно заметить и то, что один и тот же конкретный труд (например, портного) может иметь различный уровень квалификации, а следовательно, одни и те же потребитель-ные стоимости могут иметь различные качественные характерис-тики. В свою очередь, проявление уровня квалификации конкрет-ного труда находит свое выражение в категории сложного труда, который характеризует уровень развития абстрактного труда. Кон-кретный труд, не имеющий квалификации, находит адекватное проявление в простом абстрактном труде. Следовательно, конкрет-ные виды труда отличаются друг от друга уровнем их квалифика-ции, что находит свое проявление в уровнях сложности абстракт-ного труда. Отсюда можно сделать вывод, что более качественные характеристики одной и той же потребительной стоимости являют-ся результатом более квалифицированного труда.
С другой стороны, на величину стоимости оказывает влияние и сложность труда. По мнению К. Маркса, сложный труд - это умноженный или возведенный в степень простой труд. Таким образом, меньшее количество товаров сложного труда должно обмениваться на большее количество товаров простого труда. Следовательно, можно сказать, что за единицу времени более сложный труд создает большую стоимость по сравнению с менее сложным или простым трудом. Поэтому более высокая квалификация позволяет создавать более качествен-ные потребительные стоимости, которые по стоимости будут выражаться большими величинами, чем те же потребительные стоимос-ти, но созданные менее квалифицированным трудом.
Данная взаимосвязь между квалификацией конкретного труда и сложностью абстрактного труда прослеживается применительно не только к однородным видам труда, но и к любым видам деятельнос-ти. Например, можно сопоставить труд ювелира и плотника. Со-вершенно очевидно, что эти два обособившихся, дифференциро-ванных вида конкретного труда направлены на создание разнород-ных потребительных стоимостей или благ. Каждая из этих двух специальностей имеет свои уровни квалификации, но в то же время одна из них (ювелирное дело) по сравнению с другой (плотницкое дело), несомненно, обладает высшим уровнем подготовки, или более высоким общим квалификационным уровнем. Следователь-но, с точки зрения создания стоимости один час сложного труда ювелира может создать такую же стоимость, как и восьмичасовой менее сложный труд плотника.
Также важным аспектом в формировании величины стоимости является и то, что стоимость нужно рассматривать и социальном смысле. Для более ясного понимания этого термина рассмотрим следующие ситуации.
Допустим, потреб-ность в костюмах составляет 100 шт., тогда как портные поставили на рынок только 50 шт. Продавая костюмы по цене, превышаю-щей их стоимость в 2 раза, портные получают за каждый проданный костюм не 500, а 1000 руб. Общая их выручка, следовательно, со-ставит 50 000 руб. (50 шт. * 1000 руб.). Фактически они получили сумму денег, как если бы произвели 100 костюмов, которые прода-ли по цене, соответствующей стоимости затраченного на один кос-тюм труда, равной 500 руб.
Представим себе противоположную ситуацию на рынке сапог. Обществу необходимо 50 пар сапог, тогда как сапожники сшили их 100 пар. Допустим, что стоимость одной пары сапог, согласно оценке трудовых затрат, также равна 500 руб. Однако в связи с тем, что сапожники предлагают в 2 раза большее количество сапог, они будут продаваться по цене в 2 раза ниже их стоимости, т.е. по 250 руб. В таком случае сапожники, продав свою продукцию по ры-ночной цене, получат доход, равный 25 000 руб. (100 пар х 250 руб.). В результате, несмотря на то, что в их продукции содержится стои-мость, оцениваемая сточки зрения затрат труда в физиологическом смысле в 50000 руб., они получили в 2 раза меньший доход.
Таким образом, можно сказать, что сапожники не получили воз-мещения половины затрат труда в физиологическим смысле на производство своей продукции, тогда как портные присвоили на половину большую величину дохода по сравнению с реальными затратами их труда в физиологическом смысле.
Это свидетельствует о том, что в обществе сложилась такая си-туация, когда в обувную промышленность было направлено труда в два раза больше, чем требовалось для удовлетворения потребнос-тей населения, что привело к нехватке труда в швейной промыш-ленности. Однако совокупные затраты труда на костюмы и сапоги оказались равными совокупным потребностям общества. Через ме-ханизм рынка произошло перераспределение совокупных затрат труда в социальном смысле, что указывает на наличие стоимостной субстанции в том и другом виде цен.
Из этих двух примеров видно, что величина стоимости товара также зависит и от общественных потребностей в нём и количества труда, направленного на производство продукции.
Схема 1
Таблица 1.
Стоимость некоторых товаров (в часах рабочего времени за единицу товара).
Вид товара |
РФ |
Польша |
Германия |
|
Говядина, кг. |
3,4 |
1,7 |
0,3 |
|
Молоко, л. |
0,7 |
0,2 |
0,03 |
|
Яйцо, дес. |
1,3 |
0,8 |
0,05 |
|
Сахар, кг. |
1,3 |
0,4 |
0,08 |
|
Картофель, кг. |
0,5 |
0,1 |
0,04 |
|
Сорочка мужская, шт. |
11,2 |
8,3 |
0,07 |
|
Ботинки мужские, пара |
48 |
16 |
3 |
|
Холодильник, шт. |
596 |
143 |
82 |
|
Бензин автомобильный, л. |
0,5 |
0,3 |
0,06 |
|
Таблица 2.
Денежные доходы населения по регионам РФ.
Среднедушевые денежные доходы (в месяц). Руб. (до 1998 г - тыс. руб.) |
Реальные денежные доходы, в процентах к предыдущему году |
||||||||
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||
Российская Федерация |
940,8 |
1007,8 |
629,6 |
2192,9 |
106,3 |
83.7 |
86,8 |
110,9 |
|
Центральный федеральный округ |
312,8 |
489,6 |
453.2 |
3278,7 |
|||||
Московская область
|
740,7 |
907,2 |
458,0 |
1908,3 |
|||||
г. Москва |
3524,2 |
4083.2 |
6859.2 |
9291,3 |
|||||
Северо-западный федеральный округ |
908.3 |
1007.4 |
1580,3 |
2169,5 |
|||||
г Санкт-Петербург |
1021.8 |
1178,8 |
1842.9 |
2589.3 |
|||||
Южный федеральный округ |
599.4 |
625,5 |
1029,2 |
1328.7 |
|||||
Приволжский федеральный округ |
687,2 |
737.5 |
212.8 |
623,9 |
|||||
Уральский федеральный округ |
1130,5 |
1105,5 |
1773.5 |
2557.5 |
|||||
Сибирский федеральный округ |
863.6 |
840.8 |
1315,1 |
1765,6 |
|||||
Дальневосточный федеральный округ |
1098.7 |
1149.1 |
1760,9 |
2227.5 |
|||||
Таблица 3.
Структура потребительских расходов домашних хозяйств.
(по материалам выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, в процентах)
1930 |
1985 |
1991 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Потребительские расходы - всего |
100 |
100
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |