51
СОДЕРЖАНИЕ
52
1. Определение малого предприятия как рыночного образования
В соответствии с толковым словарем В. Даля предпринимательство - есть исполнение какого-либо нового дела, совершение чего-либо значительного.
В специальных исследованиях используется его трактовка - это деятельность тем или иным способом связанная с получением прибыли, дохода.
В Энциклопедическом словаре предпринимателя мы находим такое определение: «Предпринимательство (фр. entreprise) -- инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель (фр. entrepreneur) может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Понятие малого предпринимательства неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов - малых предприятий.
В соответствии с законом от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007года) к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим:
1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;
2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Виды малого бизнеса
Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений.
По численности собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества.
По виду или назначению предпринимательская деятельность может быть производственной, финансовой, консалтинговой, коммерческая (торговая, торгово-закупочная, торгово-посредническая, на товарных биржах) и др. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. (табл. 2.1)
Табл. 2.1.
Виды предпринимательской деятельности.
Виды предпринимательской деятельности |
||||
Производственная |
Коммерческая |
Финансовая |
Консалтинговая |
|
*Инновационная *Научно-техническая *Производство товаров и оказание производственных услуг *Производственное потребление товаров и услуг *Выполнение строительных, ремонтно-строительных и сельскохозяйственных работ *Выполнение транспортных операций и операций связи *Информационная |
*Торговая *Торгово-закупочная *Торгово-посредническая *На товарных биржах |
*Банковская *Страховая *Лизинговая *На фондовых биржах |
*Общее управление *Администрирование *Финансовое управление *Управление кадрами *Маркетинг *Информационные технологии |
|
3. Регистрация и лицензирование деятельности малых предприятий.
Еще одной проблемой является бюрократизация нашего государственного аппарата. Ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации. На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом, должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения. Естественно, бюрократия тесно связана со взяточничеством. Еще одной из проблем торможения развития малого предпринимательства в РФ является система отчетности, в приложении 1 приведен табель (перечень) централизованных форм государственной статистической отчетности на 2008 год.
Каждое вновь созданное предприятие малого бизнеса подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 года. С момента государственной регистрации предприятие считается созданным и в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации приобретает статус юридического лица. [10]
Для государственной регистрации любой субъект предпринимательской деятельности представляет регистрирующему органу исполнительной власти следующие документы:
· заявление, которое подписывает учредитель предприятия;
· учредительный договор или решение о создании предприятия;
· устав предприятия, утвержденный учредителями;
· документ, подтверждающий оплату не менее 50% размера уставного капитала предприятия;
· свидетельство об уплате государственной пошлины;
· документ, подтверждающий согласие соответствующего антимонопольного органа на создание предприятия, в случае если размер уставного капитала превышает величину, установленную законодательством Российской Федерации.
Государственная регистрация должна быть осуществлена в срок не более 5 рабочих дней со дня предоставления документов в регистрирующий орган.
Важное условие функционирования предприятия малого бизнеса- лицензирование его деятельности. Оно осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с последующими дополнениями и изменениями. К лицензируемым относятся такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. [10]
Лицензия выдается на каждый лицензируемый вид деятельности, на определенный срок не менее чем 5 лет.
4. Особенности финансирования, налогообложения деятельности МП
Для становления и развития малого бизнеса ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в нашей стране налоговая политика не экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение убивает в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли). Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия. Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.
Финансирование в процессе функционирования МП осуществляется за счет внутренних и внешних источников. Внешние источники - банковские кредиты, средства различных фондов. Внутренние - финансовые ресурсы и внутрихозяйственные резервы МП (прибыль, амортизационные резервы, различные резервные и страховые фонды).
Финансирование из внешних источников представляет собой господдержку малого бизнеса, которая осуществляется через специальные организационные структуры, формирующие целевые программы. [5, c.74]
В сегодняшних российских условиях возможность привлечения внешнего финансирования крайне ограничена. Чем хуже положение предприятия, тем эта возможность меньше. Банковское кредитование сведено к минимуму.
Предприниматели пытаются преодолеть узкие рамки внутрифирменного финансирования, перераспределяя полученный доход между заработной платой и инвестициями.
29 декабря 2001 г. введены специальные налоговые режимы Федеральным законом и включены в Налоговый кодекс РФ. Малого бизнеса касаются главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» ( введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 104-ФЗ), 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» (введена тем же Федеральным законом) и 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей» [4,с. 377]
5. Статистика по малым предприятиям России и Самарской губернии.
1. Технико-экономическая характеристика ООО «Сельский лад».
В данной работе будет рассмотрено торговое предприятие «Сельский лад». Предприятие находится в г. Похвистнево Похвистневского района по адресу: ул. Комсомольская, 19. Предприятие было образовано в 1995 году в виде ЧП, затем реорганизовано на основании учредительного договора от 5.02.2002 года одним учредителем с суммой уставного капитала в размере 10000 тыс. руб. Сейчас по своей организационно-правовой форме оно является обществом с ограниченной ответственностью. ООО «Сельский лад» действует на основании Устава.
Миссия организации- предоставление людям качественных товаров в ассортименте и по ценам достаточным для постоянного наращивания экономического потенциала предприятия.
Основной вид деятельности ООО «Сельский лад»- коммерческая, торгово-закупочная деятельность товарами народного потребления.
ООО «Сельский лад» занимается продажей следующих видов товара:
· моющие средства;
· средства личной гигиены;
· оргтехника;
· бытовая техника;
· посуда;
· продукты питания.
Режим работы ООО «Сельского лада»:
Понедельник-пятница с 9 часов до 18 часов;
Суббота и воскресенье с 9 часов до 14 часов.
Управление персоналом.
Под персоналом понимается совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
По численности работающих ООО «Сельский лад» является микропредприятием.
На предприятии работают 12 человек:
· заведующий магазином;
· бухгалтер;
· товаровед;
· продавцы - 5 чел.;
· грузчики - 2 чел.;
· водитель;
· техничка.
Все права и обязанности работодателя и работника соблюдаются согласно Трудовому кодексу РФ (ст.63-250) и отражены в трудовом договоре с работником.
Рассмотрим численность, состав, структуру персонала. Анализ приведен в табл. 1.1.
Таблица 1.1
Анализ структуры трудовых ресурсов по категориям персонала.
Показатели |
01.01.2005г. |
01.01.2006г. |
01.01.2007г. |
Абсол. изменение, чел.(2005 к 2007) |
Темп изменения, %(2005 к 2007) |
||||
Чис-ть, чел. |
Уд. вес, % |
Чис-ть, чел. |
Уд. вес, % |
Чис-ть, чел. |
Уд. вес, % |
||||
Среднесписочная численность персонала, всего |
15 |
100 |
14 |
100 |
13 |
100 |
-2 |
86,66 |
|
административно-управленческий персонал |
5 |
33,33 |
4 |
28,57 |
4 |
30,76 |
-1 |
80,00 |
|
Продавцы |
6 |
40,00 |
6 |
42,85 |
5 |
38,46 |
-1 |
83,33 |
|
Грузчики |
2 |
13,33 |
2 |
14,28 |
2 |
15,38 |
0 |
100 |
|
Водитель |
1 |
6,66 |
1 |
7,14 |
1 |
7,69 |
0 |
100 |
|
Техничка |
1 |
6,66 |
1 |
7,14 |
1 |
7,69 |
0 |
100 |
|
При возникновении необходимости подбора нового сотрудника администрация пользуется услугами СМИ, кругом знакомых. При приеме на работу человек получает вводный инструктаж. Оговариваются условия труда и размер оплаты труда. Устанавливается испытательный срок на 3 месяца.
Формы оплаты труда утверждены положением об оплате труда работников ООО «Сельский лад». При оплате труда применяются месячные оклады. Для правильного начисления оплаты труда работникам, большое значение имеет учет отступлений от нормальных условий работы. Поэтому к основной зарплате, согласно действующему трудовому законодательству РФ, в ООО «Сельский лад» предусмотрены следующие надбавки и доплаты:
1. оплата за работу в праздничные дни;
2. оплата труда за работу в сверхурочное время.
Показатель |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
Изм. 2006 к 2004 |
|||||
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Тыс. руб. |
Уд. Вес, % |
Абсолют. |
Относит. |
||
Транспортные расходы |
100,10 |
4,85 |
115,00 |
5,69 |
157,30 |
7,23 |
+57,2 |
+2,38 |
|
Заработная плата |
690,00 |
33,48 |
720,00 |
35,63 |
780,00 |
35,84 |
+90 |
+2,36 |
|
Отчисления на соц. нужды |
180,00 |
8,77 |
189,00 |
9,35 |
254,00 |
11,67 |
+74 |
+2,90 |
|
Амортизация осн. средств |
640,20 |
31,07 |
530,56 |
26,26 |
470,29 |
21,60 |
-169,91 |
-9,47 |
|
Расходы на содержание помещения |
295,00 |
14,32 |
307,00 |
15,19 |
320,00 |
14,69 |
+25 |
+0,37 |
|
Расходы на топливо, электроэнергию |
40,17 |
1,95 |
65,28 |
3,23 |
86,30 |
3,96 |
+46,13 |
+2,01 |
|
Расходы на рекламу |
45,70 |
2,22 |
1,40 |
0,06 |
1,260 |
0,06 |
-44,44 |
-2,16 |
|
Прочие расходы |
69,00 |
3,34 |
92,40 |
4,57 |
107,90 |
4,96 |
+38,9 |
+1,62 |
|
Итого затрат |
2060,17 |
100 |
2020,64 |
100 |
2177,05 |
100 |
+116,88 |
||
Показатели |
На 01.01.2005 |
На 01.01.2006 |
На 01.01.2007 |
Отклонение 2006 к 2005 |
Отклонение 2007 к 2006 |
||||||
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
Сумма, тыс. руб. |
Уд. вес, % |
По сумме |
По уд. Весу |
По сумме |
По уд. весу |
||
Здания |
4461,0 |
87,88 |
4925,0 |
90,03 |
5520,0 |
88,84 |
+464 |
+2,15 |
+595 |
+1,19 |
|
Машины, оборудование |
173,0 |
3,40 |
130,0 |
2,37 |
197,0 |
3,17 |
-43 |
-1,03 |
+67 |
+0,8 |
|
Транспортные средства |
373,0 |
7,34 |
330,0 |
6,03 |
397,0 |
6,38 |
-43 |
-1,31 |
+67 |
+0,35 |
|
Другие виды |
69,0 |
1,35 |
85,0 |
1,55 |
99,0 |
1,59 |
+16 |
+0,2 |
+14 |
+0,04 |
|
Итого |
5076 |
100 |
5470 |
100 |
6213 |
100 |
+394 |
0,00 |
+743 |
0,00 |
|
Показатели |
Наличие на начало 01.01.2006 г. |
Поступило за отчетный период (2006 г.) |
Выбыло за отчетный период (2006 г.) |
Наличие на конец 31.12.2006 |
|
Здания |
4925,0 |
735,0 |
140 |
5520,0 |
|
Машины, оборудование |
130,0 |
71,0 |
4 |
197,0 |
|
Транспортные средства |
330,0 |
115,0 |
48 |
397,0 |
|
Другие виды |
85,0 |
43,0 |
29 |
99,0 |
|
Итого |
5470 |
964 |
221 |
6213 |
|
Показатели |
Уровень показателя на 01.01.2006 |
Уровень показателя на 01.01.2007 |
Изменение |
|
Коэффициент обновления |
0,10 |
0,15 |
+0,05 |
|
Срок обновления, лет |
7,83 |
5,67 |
-2,16 |
|
Коэффициент выбытия |
0,02 |
0,04 |
+0,02 |
|
Коэффициент прироста |
0,08 |
0,13 |
+0,05 |
|
2. Общая оценка финансового состояния и финансовых результатов работы ООО «Сельский лад».
Анализ финансового состояния предприятия является важным элементом в системе управления предприятием, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов и управленческих решений.
Главная информационная база для проведения анализа финансового состояния - бухгалтерская отчетность.
На практике применяют структурно-динамический анализ с помощью составления уплотненного баланса, табл. 2.1, в тыс. руб.
Табл. 2.1
Уплотненный баланс
Актив |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
Пассив |
На начало года |
На конец года |
Изменение |
|
Раздел 1 Внеоборотные активы |
1861 |
2734 |
+873 |
Раздел 3 Капитал и резервы |
11762 |
11951 |
+189 |
|
То же, % к итогу |
6,24 |
8,24 |
+2 |
То же, % к итогу |
39,42 |
35,44 |
-3,98 |
|
Раздел 2 Оборотные активы |
27975 |
30452 |
+2477 |
Раздел 4 Долгосроч. обязательс. |
0 |
0 |
0 |
|
То же, % к итогу |
93,76 |
91,76 |
+2 |
То же, % к итогу |
0 |
0 |
0 |
|
Раздел 5 Краткоср. Обазат. |
18074 |
21235 |
+3161 |
|||||
То же, % к итогу |
60,57 |
63,98 |
+3861 |
|||||
Валюта баланса-всего |
29836 |
33,186 |
+3350 |
Валюта баланса-всего |
29836 |
33186 |
+3350 |
|
То же, % к итогу |
100,00 |
100,00 |
- |
То же, % к итогу |
100,00 |
100,00 |
- |
|
Данные таблицы показывают, что общий оборот хозяйственных средств, т. е. активов против начала года увеличился на 3350 тыс. руб., что является положительным фактором. Но за этот же период увеличились и обязательства организации. Следует обратить внимание на увеличение краткосрочных обязательств на 3161 тыс. руб.
Показатели |
За 2004 г. |
За 2005 г. |
За 2006 г. |
Изменение |
|||
2005 к 2004 |
2006 к 2005 |
2006 к 2004 |
|||||
Выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг. |
13425 |
12584 |
15451 |
-841 |
+2867 |
+2026 |
|
Прибыль до налогообложения |
2305 |
2336 |
4013 |
+31 |
+1677 |
+1708 |
|
Себестоимость проданных товаров |
11001 |
7564 |
9544 |
-3437 |
+1980 |
-1457 |
|
Валовая прибыль |
2424 |
4020 |
4907 |
+1596 |
+887 |
+2483 |
|
Коммерческие расходы |
79 |
54 |
35 |
-25 |
-19 |
-44 |
|
Прибыль от продаж |
2305 |
2336 |
4013 |
+31 |
+1677 |
+1708 |
|
Операционные доходы и расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Внереализационные доходы и расходы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Чистая прибыль |
854 |
955 |
1401 |
+101 |
+446 |
+547 |
|
Показатели |
Порядок расчета |
2004 год |
2005 год |
2006 год |
|
Рентабельность продукции, % |
Валовая прибыль/выручка от реализации |
18,05 |
31,95 |
31,75 |
|
Рентабельность основной деятельности, % |
Прибыль от продажи/себестоимость реализованной продукции |
20,95 |
30,88 |
42,04 |
|
Рентабельность совокупного капитала, % |
Чистый доход/итог среднего баланса-нетто |
16,49 |
16,82 |
18,57 |
|
Рентабельность собственного капитала, % |
Чистый доход/средняя величина собственного капитала |
21,97 |
23,03 |
27,70 |
|
Период окупаемости собственного капитала |
Средняя величина собственного капитала/чистый доход |
4 |
4 |
3 |
|
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
Себестоимость реализованной продукции/выручка от реализации |
0,81 |
0,60 |
0,61 |
|
Показатель |
Расчетная формула |
Цифровые данные ,% |
|
Рентабельность активов (имущества) |
Чистая прибыль/ср. величина активов100 |
4,17 |
|
Рентабельность оборотных активов |
Чистая прибыль/ср. величина оборот. активов100 |
5,17 |
|
Рентабельность собственного капитала |
Чистая прибыль/источники собственных средств (итог разд. 3 пассива баланса) |
27,70 |
|
Рентабельность реализованной продукции |
Чистая прибыль/объем реализ. Продукции100 |
2,23 |
|
Рентабельность инвестиций |
Прибыль до налогообложения/краткосрочные обязат.100 |
36,41 |
|
Текущие активы |
На 01.01.2006 г. |
На 01.01.2007 г. |
|
Денежные средства |
846 |
972 |
|
Краткосрочные фин. вложения |
1150 |
1576 |
|
Итого по первой группе (А1) |
1996 |
2548 |
|
Дебиторская задолженность |
218 |
198 |
|
Прочие оборотные активы |
1659 |
1559 |
|
Итого по второй группе (А2) |
1877 |
1757 |
|
Производственные запасы |
529 |
605 |
|
Итого по третьей группе (А3) |
529 |
605 |
|
Четвертая группа (А4) внеоборотные активы |
5733 |
6423 |
|
Пассивы |
На 01.01.2006 г. |
На 01.01.2007 г. |
|
Кредитор. задолженность (П1) |
2899 |
2736 |
|
Займы и кредиты (П2) |
413 |
543 |
|
Долгосроч. Обязательства (П3) |
0 |
0 |
|
Капитал и резервы |
7187 |
7258 |
|
Итого по четвертой группе (П4) |
7187 |
7258 |
|
Показатели |
Нормальные значения |
01.01.2006 г. |
01.01.2007 г. |
Изменения за период |
|
Коэффициент абсолютной ликвидности |
>0,2 |
0,50 |
0,64 |
+0,14 |
|
Коэффициент текущей ликвидности |
>2 |
3,49 |
3,27 |
-0,51 |
|
Коэффициент общей платежеспособности |
>2 |
2,06 |
2,56 |
+0,50 |
|
Показатели |
На 01.01.2006 |
На 01.01.2007 |
Изменение по сумме |
|
Запасы |
23573 |
25522 |
+1949 |
|
Готовая продукция и товары для перепродажи |
529 |
625 |
+96 |
|
Дебиторская задолженность |
218 |
198 |
-20 |
|
Краткосрочные финансовые вложения |
1150 |
1576 |
+426 |
|
Денежные средства |
846 |
972 |
+126 |
|
Прочие оборотные активы |
1659 |
1559 |
-100 |
|
Итого |
27975 |
30452 |
+2477 |
|
Показатели |
На 01.01.2006 |
На 01.01.2007 |
Изменение |
|
Коэффициент оборачиваемости |
4 |
5,4 |
+1,4 |
|
Коэффициент загрузки |
0,2 |
0,18 |
-0,02 |
|
Длительность оборота |
90 |
66 |
-24 |
|
1. Внешне организационно-правовые проблемы
Значительная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития ООО Сельский лад лежит за рамками самой сферы предпринимательства. Можно выделить ряд основных проблем, с которыми сталкивается в своей деятельности ООО Сельский лад .Рассмотрим их подробнее.
Главная из них - малая величина собственного капитала. Для большинства малых предприятий основным источником пополнения средств вложенных в бизнес является самофинансирование и лишь в случае достаточно успешного ведения деловых операций появляется возможность использовать банковский кредит. Но финансовая поддержка со стороны кредитно-банковской системы и органов власти играет крайне незначительную роль, как при создании малых предприятий, так и на этапе их развития. По мнению руководителя ООО Сельский лад, получение банковского кредита затрудняют очень высокие проценты-16% годовых, ограниченность сроков кредитования-1 год, длительность процедуры принятия решений, трудности связанные с оформлением соответствующих документов. Для получения очередного кредита приходится использовать личные связи в банке и даже оформлять его на подставное лицо, например на одного из сотрудников.
Следующая проблема - это налоговая система, которая должна быть простой, справедливой, стабильной, а процедура её применения прозрачной. Да, стало проще составлять бухгалтерскую отчётность с введением новой налоговой системы. Но, зато органы местного самоуправления продолжают оказывать существенное негативное влияние на деятельность малых предприятий, вводя дополнительные местные налоги и сборы пытаясь компенсировать часть налогов теряемых из-за перераспределения средств на региональный и федеральный уровни. Неразвитость системы информационной поддержки малых предприятий - ещё одна проблема. Практически недоступна широкому кругу предпринимателей информация о мерах государственной поддержки, об услугах по кредитованию и лизингу.
Ещё одной проблемой является бюрократия госаппарата. Нужно потратить много времени и денег, лишь на то чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления для получения того же льготного кредита.
2. Проблемы внутриорганизационного характера.
1. Отсутствие профессиональных знаний у работников, в том числе в области экономики и управления, снижают эффективность работы предприятия. В ООО Сельский лад работают 13 человек, из них всего двое имеют высшее образование причем одно- экономическое ( бухгалтер), другое -техническое (директор).
2. Взаимоотношения между сотрудниками. В ООО Сельский лад наблюдается прогрессирующий конфликт между управляющим персоналом и рядовыми сотрудниками, впрочем как и между заведующим и бухгалтером. Года три назад в ООО Сельский лад не было должностной единицы -заведующий и выходило так, что по степени главенства бухгалтер шёл после директора. Сейчас ситуация изменилась, что не очень нравится бухгалтеру, который часто демонстративно игнорирует указания заведующего магазином.
3. Отсутствие инициативности и ответственности. Управленческий персонал не решается принимать какие-либо управленческие решения без благословения директора. Рядовые сотрудники вообще бояться какой-либо ответственности. Результат- не выключенное на ночь электричество в магазине, не проставленная дата на ценниках, периодические кражи товара покупателями.
4. Постоянные недостачи. Эта проблема плавно вытекает из выше описанных проблем.
5. Интенсивная ротация среди рядовых сотрудников. Постоянными работниками, а именно проработавших более пяти лет, являются бухгалтер и заведующий; товаровед работает чуть менее 3 лет. Остальные меняются почти каждый год.
3. Возможные пути решения проблем.
К настоящему времени сделаны только первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки.
Для успешного развития малых предприятий в стране необходимо эффективное взаимодействие различных общественных и государственных структур, которые будут способствовать созданию благоприятных условий для развития малого бизнеса, участвовать в разработке законов, регулирующих деятельность малых предприятий, и механизмов их действия, осуществлять цивилизованное лоббирование интересов малого бизнеса на всех уровнях власти. Решение многих проблем малых предприятий находится в непосредственной зависимости от государственной власти и связано с преобразованием экономических условий, оздоровлением финансовой ситуации, рациональной приватизацией, учитывающей национальные интересы, обеспечением реальных и равных прав для всех субъектов хозяйственной деятельности, развитием рыночной инфраструктуры и обеспечением действенности правовых реформ. Реализация этих преобразований может быть осуществлена только при активном взаимодействии общественных объединений с властными органами.
В настоящее время существует ряд льгот для банков и страховых компаний финансирующих малый бизнес. Так банки предоставляющие не менее 50 процентов общей суммы кредитов малым предприятиям, работающим в приоритетных направлениях, и страховые компании, которые не менее 50 процентов страховых взносов за отчетный период получили от страхования имущественных интересов малых предприятий, уплачивают налог на прибыль по ставке сниженной в полтора раза. Эти льготы следует распространить на все сферы деятельности малого предприятия.
Основными источниками собственных финансовых средств являются прибыль, амортизационные отчисления, денежные накопления предпринимателей, средства от страхования деятельности и т.п. Инфляция, уровень налогообложения подрывают значение внешних источников финансирования. Переход к самофинансированию означает интенсификацию процесса обособления, повышение хозяйственно-оперативной самостоятельности малых предприятий, что является важным практическим шагом на пути к созданию необходимых социально-экономических условий функционирования рыночной экономики. Важнейшим источником самофинансирования может явиться изменение налогообложения малого бизнеса, т.к снижение налогов непосредственно приведёт к увеличению прибыльности малого бизнеса, его рентабельности, создаст реальную материальную базу для роста инвестиций.
Успех дела во многом определяется взаимоотношениями внутри фирмы, как по линии руководитель-работник, так и между работниками. От степени мотивированности работников к труду зависит возможность его интенсификации и потенциал предприятия. Наиболее действенный способ повысить их заинтересованность в успехе фирмы -установить тесный неформальный контакт с руководителем, т.к. именно с ним в представлении работников отождествляются победы и поражения. Если руководителю удастся сплотить, увлечь, повести за собой, появляется реальный шанс перевоплотить живой труд в фактор роста бизнеса. Тесные личностные отношения руководителя и работников возможны, т.к. организационная структура фирмы простая. Это позволяет найти индивидуальные стимулы, мотивы повышения производительности труда каждого работника. Это могут быть как угроза лишиться работы, так и постоянного заработка, а также возможности самореализации. Предприятие будет гораздо устойчивее, если материальную заинтересованность сочетать с профессиональной, где работники рассчитывают на перспективу.
Чтобы снизить текучесть кадров, необходимо стимулирование в работе: распределение четких обязанностей среди персонала, премии.
Следует использовать свои преимущества.
Преимущества ООО Сельский лад.
1. Длительный опыт работы на местном рынке.
2. Большая по местным меркам торговая площадь.
3. Часть торговой площади приспособлено под самообслуживание.
4. Большой ассортимент товара. Причём оргтехника продаётся только в ООО Сельский лад.
5. ООО Сельский лад первая ввела сервисное обслуживание клиентов -это доставка товара по району, причем в черте города бесплатно; система заказа необходимого товара, с внесением 50% от стоимости товара; при покупке компьютера, предлагается платная услуга программиста по установке необходимого программного обеспечения.
6. Расположение ООО «Сельский лад» является выгодным. Предприятие расположено в центре г. Похвистнево с удобной развязкой и стоянкой для автомобилей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время вопрос развития малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации народного хозяйства страны.
Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщения рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.
Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.
В заключении работы можно выделить следующие аспекты, которые обобщено характеризовали бы основные моменты.
В первой главе работы были рассмотрены теоретические основы существования малого предприятия, его образование, реорганизация, основные организационно-правовые формы МП.
Во второй главе был проведен поэтапный анализ технико-экономической характеристики предприятия ООО «Сельский лад».
Анализ показал, что по основным показателям, характеризующим эффективность деятельности предприятия, наблюдается улучшение. Так, например, заметно снизилась доля себестоимости в выручке, что является положительным моментом в деятельности предприятия.
Рост рентабельности основной деятельности составил 21.04%.
На основании произведенных расчетов, можно сделать вывод, что предприятие стабильно получает прибыль, причем данный показатель постоянно растет.
В 2005 году выручка снизилась по сравнению с предыдущим на 841 тыс. руб., но так как в этом году произошло снижение уровня себестоимости, то на прибыли это не отразилось.
Выявлены проблемы: увеличение краткосрочных обязательств, снижение коэффициента текущей ликвидности.
На основании проведенного анализа в третьей главе предложены следующие пути совершенствования деятельности ООО «Сельский лад»:
1. улучшение использования основных средств;
2. внедрение стратегии роста;
3. улучшение мотивированности и заинтересованности кадров;
4. использование своих преимуществ для дальнейшего развития и расширения деятельности.
12. Перов В. И. Тенденции развития и новые формы функционирования малого бизнеса на юге российской федерации сборник научных трудов СевКавГТУ. серия «экономика», 2006, №31
ТАБЕЛЬ (ПЕРЕЧЕНЬ)
централизованных форм государственной статистической отчетности
на 2008 год
№ |
Наименование формы государственной статистической отчетности, |
Индекс |
Периодич-ность формы |
Кто представляет форму |
|
Срок представления |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
СТАТИСТИКА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И СТРУКТУРНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ
1. |
Отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства |
1-мп |
Годовая |
Юридические лица (коммерческие организации) - субъекты малого предпринимательства (кроме перечисленных в Указаниях по заполнению настоящей формы) |
Отделу статистики в районе, городе (районе города Минска) |
12 февраля |
|
2. |
Квартальный отчет о финансово-хозяйственной деятельности субъекта малого предпринимательства |
1-МП |
Квартальная(за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь) |
Юридические лица (коммерческие организации) - субъекты малого предпринимательства в соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению формы 1-МП по перечню, определяемому Министерством статистики и анализа Республики Беларусь |
Отделу статистики в районе, городе (районе города Минска) |
20 числа после отчетного периода |
|
3. |
Основные сведения о выпуске товаров и услуг по видам экономической деятельности (№ 328 от 19.10.07 г.) (№ 29 от 24.03.08 г.) |
1-У |
Квартальная (за январь-март, январь-июнь, январь-сентябрь) |
1. Коммерческие организации: юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс (кроме банков и организаций, представляющих государственную статистическую отчетность по форме 1-МП)
2. Некоммерческие организации: юридические лица, их обособленные подразделения, производящие промышленную продукцию (работы, услуги промышленного характера) |
Органу государственной статистики (по указанию областного, Минского городского управления статистики) |
23 числа после отчетного периода |
|
4. |
Отчет по основным показателям отдельных организаций, осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях (№ 444 от 12.12.07 г.), (№ 11 от 18.02.08 г.), (№ 29 от 24.03.08 г.) |
1-МГ |
Квартальная |
Юридические лица, их обособленные подразделения в соответствии с пунктом 1 Указаний по заполнению данной формы |
Отделу статистики по району |
8 числа после отчетного периода |
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |