39
ТЮМЕНСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по предмету:
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕМА: «Сущность, функции и задачи розничной торговли в условиях рынка»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Розничная торговая сеть
1.1.Функции и классификация розничного торгового предприятия
1.2.Специализация и типизация розничного торгового предприятия
1.3.Основные принципы размещения розничного торгового предприятия
2.Торговое предприятие - основное звено розничной торговой сети
3.Правила работы предприятий розничной торговли
4.Т/о - основной показатель предприятий торговли
5.Практическая часть
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля - торговля товарами народного потребления, как правило, за наличный расчет через розничную торговую сеть за удовлетворения личных потребностей населения. В розничной торговли происходит завершение процессов обращения, так как товары переходят в собственность потребителя выпадая из сферы обращения. Потребляются или образуют потребительский фонд.
Предприятие розничной торговли предназначено для продажи товаров населению. Основными задачами этого предприятия являются: удовлетворение спроса населения, как по ассортименту, так и по качеству товаров; организация соответствующего уровня обслуживания покупателей с предоставлением разнообразных услуг.
Цель коммерческой деятельности розничного торгового предприятия - получение прибыли.
Торговля влияет на развитие производства, обеспечивает его непрерывность и согласованность. Дает возможность наиболее эффективно использовать материальные ресурсы для удовлетворения потребностей населения. Важную роль торговля играет в экономических связях между городом и деревней, между промышленностью и сельским хозяйством.
Торговля является одной из крупнейших отраслей потребителей кредита. Она тесна, связана с денежным обращением страны, поскольку преобладающая часть наличных денег находится у населения.
Объем продажи товаров народного потребления через розничную торговую сеть и предприятий общественного питания, а также объем предоставленных услуг называется розничным т/о.
Розничный т/о - важнейший показатель хозяйственной деятельности торгового предприятия. Результат выполнения плана т/о влияют на многие экономические показатели. Анализ хозяйственной деятельности торгового предприятия начинают с изучения розничного т/о.
Для осуществления хозяйственной деятельности на коммерческой основе торговое предприятие должно располагать материально - технической базой, которая представляет собой совокупность материально - вещественных ценностей. Это основные производственные фонды и технологии производственных процессов.
1.РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВАЯ СЕТЬ
Розничная торговая сеть - это совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров), размещенных на определенной территории (город, поселок, населенный пункт) для организации обслуживания населения и оказания услуг покупателям.
Розничную торговую сеть делят на следующие виды: стационарную, передвижную и посылочную.
Основным видом розничной торговой сети является стационарная. Она включает магазины и мелкорозничную торговую сеть (палатки, киоски, павильоны, ларьки, торговые автоматы).
Основу розничной торговли составляют магазины (на их долю приходится примерно 90% всей сети). Они размещены в капитальных зданиях, располагают системой специальных помещений, оснащенных торгово-технологическим оборудованием, применяют различные формы продажи товаров в широком ассортименте, оказывают покупателям дополнительные услуги, обеспечивают высокую культуру торговли.
Мелкорозничная торговая сеть организует торговлю товарами частого спроса (мороженое, табачные изделия, овощи, фрукты, соки, безалкогольные напитки и так далее) через павильоны, палатки, ларьки и киоски. Сюда же относят и торговые автоматы, устанавливаемые на улицах, площадях, в местах отдыха населения, на вокзалах. В отличие от магазинов эти сооружения легкой конструкции не требуют больших капитальных затрат, но недостатком их является более узкий ассортимент товаров (нет подсобных помещений) и меньше удобств при обслуживании покупателей. Однако в летнее время, в период проведения массовых мероприятий и массового поступления в город овощей, ягод, фруктов роль мелкорозничной торговли повышается.
Торговые автоматы применяются для продажи штучных товаров, пива, соков, газированной воды, табачных изделий, горячих и холодных напитков, хлебобулочных изделий и др. Возможности использования их разнообразны. Их можно использовать для оснащения магазинов или отдельных секций, кафе-автоматов, торговли через витрины-автоматы (витроавтоматы), установки отдельных автоматов на улицах, в метро, на вокзалах.
Увеличение численности торговых автоматов позволяет сократить численность торговых работников, занятых обслуживанием покупателей, дает возможность населению приобретать товары в любое время суток с минимальными затратами времени, повышает культуру торговли.
Передвижную розничную торговую сеть делят на развозную к разносную.
Развозная сеть включает сельские и городские автомагазины, магазины-вагоны, магазины-суда. Она имеет большое значение для населения отдаленных районов, сельской местности, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Ассортимент товаров в данном случае формируется с учетом спроса определенного контингента покупателей.
Торговля через автомагазины получила более широкое распространение в крупных городах, чему способствовало развитие сет и автомагазинов на предприятиях, производящих молочные, мясные и некоторые другие продовольственные товары. Это современные, хорошо оснащенные холодильным и кассовым оборудованием автомагазины, имеющие привлекательный вид. Их устройство и оборудование позволяют покупателям беспрепятственно знакомиться с ассортиментом продаваемых товаров. Они ведут торговлю в наиболее оживленных местах,
Разносная торговля осуществляется с лотков, корзин и других простейших устройств. Ее организуют для продажи цветов, газет, книг, лотерейных билетов, мороженого, кондитерских и табачных изделий.
Передвижная торговая сеть обладает большой мобильностью. Она следует за покупателем и обслуживает его там, где не может быть организована стационарная торговля.
Посылочную торговлю в стране осуществляют конторы Посылторга Комитета торговли Российской Федерации, Посылторг Центросоюза, магазины «Книга - почтой», специальные секции некоторых крупных универмагов. Посылочная торговля является дополнительной формой торгового обслуживания населения.
Розничную посылочную торговлю осуществляют базы, отправляя посылки на основании заказов покупателей. Чтобы оформить заказ, покупатели заполняют специальные бланки, имеющиеся в почтовом отделении или высылаемые базами по запросу покупателей. Информацию о наличии товаров на базах посылочной торговли можно получить из специальных каталогов или перечня товаров. В каталогах и перечнях помещают также правила покупки товаров посредством посылочной торговли.
Посылторг имеет базы в Москве, Подольске, Туле, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Иркутске и других городах. В перспективе намечается строительство крупных посылочных предприятий, оснащенных современным технологическим оборудованием и электронно-вычислительной техникой. Посылочная торговля продовольственными товарами занимает незначительное место.
Также различают розничную торговую сеть:
· смешанную (торгующую продовольственными и непродовольственными товарами на одном рабочем месте продавца);
· специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов);
· узкоспециализированную (торгующую отдельными подгруппами и видами товаров);
· универсальную (торгующую всеми группами или про-довольственных, или непродовольственных товаров).
В настоящее время существует большое количество разнотипных и разномасштабных предприятий, которые можно классифицировать по ряду следующих признаков.
По масштабу деятельности розничные торговые предприятия делят на малые, средние и крупные.
В России к малым розничным торговым предприятиям относятся предприятия с численностью работающих не более 15 человек. Численность работающих как критерий для подразделения предприятий по масштабам деятельности широко используется также в зарубежной практике. Например, в соответствии с этим критерием все предприятия в США делятся на: наимельчайшие (численность не более 10 человек); мельчайшие (не более 20 человек); мелкие (не более 99 человек); средние (не более 500 человек); крупные (свыше 500 человек).
За рубежом широко распространены такие типы крупных розничных предприятий, как супермаркеты и гипермаркеты. Супермаркет, например во Франции, представляет собой крупный по объемам продаж и ассортименту товаров магазин. Размер торговой площади такого супермаркета составляет примерно 1 500 - 1 800 м2, осуществляющее продажу продовольственных и непродовольственных товаров с очень широким ассортиментом - до 50 000 наименований, из которых 4 000 - 5 000 наименований составляют продовольственные товары. Кроме того, в таких магазинах можно купить сопутствующие товары. Гипермаркеты размещаются, как правило, на окраинах города. Подобные виды крупных розничных предприятий имеются и в России, прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге.
По товарной специализации розничные торговые предприятия подразделяют на узкоспециализированные, специализированные, универсальные.
Узкоспециализированные розничные предприятия - это магазины, в которых реализуется один какой-либо товар, например магазины «Хлеб», «Колбасы».
Специализированные розничные торговые предприятия осуществляют продажу целой группы товаров. К таким предприятиям могут быть отнесены магазины «Мебель», «Хозяйственные товары» и т.п.
Розничные торговые предприятия, специализирующиеся на торговле потребительскими комплексами, включающими товары многих товарных групп, - «Все для дома», «Товары для детей» и т.д.
Универсальные розничные торговые предприятия - универмаги, универсамы, супермаркеты, гипермаркеты - должны располагать универсальным ассортиментом товаров.
По методу обслуживания покупателей различают розничные торговые предприятия самообслуживания, предприятия обслуживания покупателей через прилавки, предприятия торговли по каталогам, по почте и т.д. К предприятиям самообслуживания относятся прежде всего универсамы, супермаркеты, гипермаркеты. При этом следует отметить, что отнесение предприятия к той или иной классификационной группе по методу обслуживания во многом условно. Предприятие, используя преимущественно какой-либо один метод обслуживания, применяет в то же время, если это целесообразно, и другие методы обслуживания.
По группам обслуживаемых потребителей с учетом их возможностей приобретения товаров - еще один признак классификации розничных предприятий.
В последнее время в нашей стране в связи с большой дифференциацией доходов разных слоев населения сформировались три основные группы потребителей:
· группа лиц, чьи среднедушевые доходы во много раз превосходят прожиточный минимум;
· часть населения, среднедушевые доходы которого находятся на уровне прожиточного минимума или незначительно превышают его;
· основная масса населения, чьи среднедушевые доходы ниже и, как правило, значительно ниже прожиточного минимума.
Расслоение населения по возможности приобретения товаров на отмеченные выше три группы имеет место в большинстве развитых стран. Однако в России в отличие от них абсолютно преобладающей является треть группа потребителей и совсем небольшой частью населения представлена вторая группа.
Процесс формирования указанных групп потребителей вызвал во внутренней розничной торговле России тенденцию к становлению и развитию торговых предприятий, специально ориентированных на обслуживание покупателей одной из этих групп. А именно:
· предприятий розничной торговли, обслуживающих покупателей с весьма большими возможностями приобретения товаров. Это розничные предприятия с ассортиментом высококачественных (престижных), дорогостоящих товаров и высоким уровнем торгового обслуживания;
· розничных торговых предприятий, ориентирующихся на обслуживание социально незащищенных слоев населения.
1.1.Функции и классификация розничных торговых предприятий
Процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий.
Под торговым предприятием понимают имущественный комплекс, используемый организацией для купли-продажи товаров и оказания услуг торговли. В основу классификации розничных торговых предприятий положены следующие признаки:
· виды и особенности устройства;
· тип предприятия;
· форма торгового обслуживания;
· тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
· функциональные особенности предприятия.
По видам и особенностям устройства предприятия розничной торговли подразделяют на магазины, магазины-склады, павильоны, киоски, автомагазины, торговые автоматы и др.
Магазины располагают земельным участком, капитальным стационарным зданием или его частью, набором помещений, оборудования и инвентаря, необходимых для выполнения разнообразных торгово-технологических операций.
Магазины - склады осуществляют торговлю топливом, строительными материалами и т. п. Они имеют благоустроенные площадки, навесы и складские помещения для топлива и строительных материалов, а также помещения для товарных образцов, торговли хозяйственными товарами и оформления продажи строительных материалов и других товаров.
Павильоны и киоски представляют собой сооружения легкой конструкции и относятся к мелкорозничной торговой сети. В отличие от магазинов они предлагают более узкий ассортимент товаров и меньше удобств при обслуживании покупателей:
Павильон -- оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещения для хранения товаров. Может быть рассчитан на одно или несколько рабочих мест.
Киоск -- оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товаров. Рассчитан на одно рабочее место продавца, на площади которого хранится рабочий запас товаров.
К мелкорозничной торговой сети относятся и передвижные средства развозной и разносной торговли (автомагазины, тележки, лотки), палатки, а также торговые автоматы.
Автомагазины и другие средства передвижной торговли используют для обслуживания жителей небольших населенных пунктов, а также работников сельского хозяйства на полевых станах, отгонных пастбищах и т. д. Они широко используются и производственными предприятиями для реализации своей продукции в городах.
Палатка -- легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров. Товарный запас, рассчитанный на один день торговли, размещается на площади одного или нескольких рабочих мест продавца.
Торговые автоматы устанавливают в магазинах, на прилегающих к ним территориях, а также в местах массового скопления людей (в парках, на вокзалах и т. п.).
В зависимости от ассортимента реализуемых товаров и размера торговой площади магазины подразделяют на типы (универмаг, универсам и т. п.), а внутри каждого типа (в зависимости от величины торговой площади) -- на типоразмеры.
По формам обслуживания различают салонное обслуживание покупателей, индивидуальное обслуживание через прилавок или продавцом-консультантом в магазине самообслуживания, Форма торгового обслуживания -- организационный прием, представляющий собой сочетание методов обслуживания.
С учетом типа здания и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они также бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая комплексный торгово-технологический процесс товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций.
Основные торговые функции магазинов следующие:
· изучение покупательского спроса на товары;
· составление заявок на завоз товаров;
· формирование ассортимента товаров;
· реклама товаров и услуг.
К технологическим функциям (операциям) относят:
· прием поступивших в магазин товаров по количеству и качеству;
· обеспечение хранения товаров;
· выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка и др.);
· внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров в торговом зале;
· продажа товаров (предложение товаров и оказание помощи покупателям в их выборе, выполнение расчетных операций).
Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прием заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателю и т. д.).
Объем и характер выполняемых магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной самостоятельности, технической оснащенности, места расположения и других факторов. Например, магазин, обладающий полной хозяйственной самостоятельностью, кроме перечисленных выше функций выполняет также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществляет управление и хозяйственное обслуживание подчиненных ему торговых единиц. Здесь, как правило, имеется больше возможностей для оказания широкого круга дополнительных услуг.
1.2. Специализация и типизация розничного торгового предприятия
Одно из перспективных направлений совершенствования розничной торговой сети -- ее специализация. Она способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Специализация магазинов может осуществляться по:
· товарному профилю (признаку);
· формам торгового обслуживания;
· функциональной роли.
Ведущим направлением специализации является специализация магазинов по товарному признаку, предусматривающая ограничение их деятельности торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении ассортимента каждой группы.
Необходимость специализации розничных торговых предприятий -- следствие постоянного изменения ассортимента товаров, который нуждается в глубоком расчленении всей товарной массы на группы. В специализированных магазинах имеются лучшие условия для более тщательного изучения покупательского спроса, повышения квалификации торговых работников. Здесь имеется больше возможностей для предложения покупателям широкого ассортимента товаров в пределах одной или нескольких родственных товарных групп, для более эффективного воздействия на производство товаров.
В то же время чрезмерно узкая специализация магазинов может отрицательно сказаться на торговом обслуживании населения, так как она может привести к территориальному удалению их от потребителей, что, в свою очередь, вызовет увеличение затрат времени на приобретение товаров. Кроме того, рассредоточенность товаров по нескольким магазинам усложняет совершение единой комплексной покупки.
С учетом товарной специализации магазины делят на следующие группы:
· универсальные -- реализующие универсальный ассортимент продовольственных или непродовольственных товаров (универсам, универмаг и т. п.);
· специализированные, в основу построения ассортимента которых положены товары одной товарной группы пли ее части (узкоспециализированные);
· комбинированные -- реализующие несколько групп товаров, связанных общностью спроса и удовлетворяющих отдельные потребности (мясо-рыба, трикотаж-галантерея), а также специализирующихся на продаже потребительских комплексов (товары для женщин, для детей, для дома и т. д.).
· смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами, К этой группе относят магазины «Товары повседневного спроса».
Специализация магазинов по товарному признаку нашла более широкое распространение в городах, где довольно высокий уровень концентрации предприятий розничной торговли.
В потребительской кооперации специализированные магазины создаются, как правило, на основе использования или реконструкции действующих торговых предприятий. Рост их численности сдерживается из-за рассредоточения магазинов по небольшим населенным пунктам.
Для определения уровня специализации розничной торговой сети рассчитывают коэффициент специализации (Ксп) по формуле:
Ксп = Qсп/Qо
где Qсп -- количество специализированных магазинов в населенном пункте (районе);
Q0 -- общее количество магазинов в населенном пункте.
Уровень специализации может быть определен и путем отношения торговой площади специализированных магазинов к общей торговой площади магазинов:
Ксп = Sт.сп/Sт.о
или отношения розничного товарооборота специализированных магазинов к товарообороту всех магазинов
Ксп =Vт.сп/Vт.о
Рассчитав этот показатель приведенными тремя способами, можно составить более четкое представление об уровне специализации розничной торговой сети в населенном пункте, районе и т. д.
На рациональное развитие розничной торговой сети, ее построение и размещение большое влияние оказывает типизация предприятий розничной торговли.
Под типизацией понимают систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективным типов магазинов.
Типизация позволяет устранить излишнее многообразие типов магазинов и способствует более рациональному управлению розничной торговой сетью. Благодаря ей можно шире применять типовые решения по таким направлениям, как формирование товарного ассортимента, выбор торгово-технологического оборудования, внедрение рациональной организации труда и т. д.
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади.
В зависимости от применяемых форм торгового обслуживания и размера торговой площади предприятия розничной торговли можно разделить на несколько групп, каждая из которых включает в себя различные типы магазинов:
· универсальные магазины (Гипермаркет, Универсам (супермаркет), Универмаг, Универмаг «Детский мир», Магазин-склад, Гастроном и т. п.);
· специализированные продовольственные магазины (Рыба, Мясо, Сыры, Минеральные воды и т, п.);
· специализированные непродовольственные магазины (Одежда, Обувь, Мебель, Хозяйственные товары и т. п.);
· магазины прочей товарной специализации (Природа, Семена, Книги и т. п.);
· неспециализированные продовольственные магазины (Продукты и т. п.);
· неспециализированные непродовольственные магазины (Дом торговли, Все для дома, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т. п.).
При организации сети магазинов в городах и поселках городского типа пользуются Номенклатурой типов магазинов. Она включает основные и дополнительные типы магазинов.
Основные типы магазинов представляют собой предприятия, на основе которых и перспективе должна быть создана рациональная система торгового обслуживания населения. Магазины этой группы создаются за счет нового строительства и реконструкции действующих предприятий с изменением в случае необходимости их ассортиментного профиля.
Дополнительные типы магазинов предназначены для применения при реконструкции и использовании действующих торговых помещений.
Действующая номенклатура типов продовольственных и непродовольственных магазинов предусматривает не только магазины с универсальным ассортиментом соответствующих товаров (универсамы и универмаги), но и достаточно широкий перечень специализированных и узкоспециализированных магазинов, подразделяющихся и зависимости от размеров торговой площади на типоразмеры. Так, например, универсамы, расположенные в городах, могут иметь размеры торговой площади 400, 650, 1000, 1500 или 2000 м2, универмаги -- 3500, 4500, 6500, 8500, 11000, 15500 или 22000м2.
Кроме того, номенклатура предусматривает соответствующие типоразмеры магазинов для городов с численностью населения до 50 тыс. человек, от 50,1 до 100, от 100,1 до 250, от 250,1 до 500 и от 500,1 до 1000 тыс. человек.
Сеть магазинов потребительской кооперации представлена широкой номенклатурой, включающей основные типы магазинов для проектирования и нового строительства и типы магазинов для переспециализации действующих предприятий.
Типы магазинов для проектирования и нового строительства также делятся на типоразмеры. К группе ведущих типов здесь следует отнести магазин с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров -- «Универмаг» и магазин с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и отделом непродовольственных товаров повседневного спроса -- «Универсам». Наиболее массовый тип предприятия этой группы -- магазин по продаже товаров повседневного спроса. В эту же группу включены магазины «Продукты», «Промтовары», торгующие соответственно продовольственными и непродовольственными товарами различных групп, а также специализированные магазины по торговле продовольственными или непродовольственными товарами, комиссионные магазины и магазины-заготпункты различной торговой площади.
Еще более разнообразна номенклатура типов магазинов для переспециализации, которая не предусматривает деление по размерам торговой площади и включает в основном магазины по продаже отдельных продовольственных товаров (молоко и молочные продукты; мясо и мясопродукты и т. д.), а также магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров (обувь, ткани, бытовые электротовары и т. д.).
В отдельные группы розничных торговых предприятий выделены мелкорозничные предприятия; павильоны, киоски и передвижные предприятия торговли (автомагазины, суда-магазины и т. д.).
Типы торговых предприятий не являются неизменными. Они совершенствуются под влиянием процессов, связанных с переходом к рыночной экономике, а также научно-технического прогресса и других факторов. Так, в последние годы в городах появились супермаркеты -- крупные магазины самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно продовольственных товаров и большим объемом товарооборота. Магазины оснащены современной торговой мебелью и торгово-тсхнологическим оборудованием. В них применяется прогрессивная технология.
В зарубежной торговле все более широкое распространение получают гипермаркеты. В них, как и в супермаркетах, применяется самообслуживание. Главное отличие гипермаркетов от других магазинов -- очень большие (не менее 5000м2) торговые площади и огромные объемы продаж. Кроме того, в них применяется политика низких цен и небольших наценок. Оплата за товары производится в едином контрольно-кассовом узле магазина при выходе. У гипермаркетов устраиваются большие стоянки для автомашин покупателей. Их удобно посещать всей семьей и совершать закупки продуктов па длительное время. Первые гипермаркеты уже появились и в крупных городах России.
В кооперативной торговле в перспективе могут получить распространение кооперативные торговые центры, состоящие из трех интегрированных предприятии бизнеса: супермаркета с торговой площадью не менее 600м2 и ба-зовым ассортиментом из 300 наименований товаров; кафе быстрого питания и пекарни, реализующей свою продукцию через сумермаркет и другие предприятия торговли.
1.3.Основные принципы размещения розничной торговой сети
Постоянное развитие и обновление розничной торговой сети, совершенствование ее структуры требует рационального размещения предприятий торговли. К размещению торговой сети предъявляется ряд требований и методов.
Методы размещения розничной торговой сети:
· равномерный - с целью максимального приближения к населению;
· концентрический или ступенчатый - общегородской тип, тип жилых районов;
· групповой - создание торговых улиц, торговых центров.
Факторы, влияющие на размещение розничной сети:
· градостроительные - величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение мест приложения труда, административных, культурных и спортивных центров;
· транспортные - направление и интенсивность основных потоков движения общественного и индивидуального транспорта;
· социальные - возможность снижения затрат времени на посещение предприятий розничной торговли, достижение высокого уровня обслуживания;
· экономические - эффективность капитальных вложений, оптимальный уровень их доходности.
Рациональное размещение розничной торговой сети, всех ее видов, с учетом развития, обновления, совершенствования ее структуры, ее специализация и типизация позволяет сократить затраты на строительство я реконструкцию, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания.
Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети:
· плотность торговой сети - количество торговых единиц, приходящихся на 10 000 жителей;
· обеспеченность населения розничной торговой сетью - торговая площадь, приходящаяся на 100 жителей;
· доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети;
· уровень специализации розничной торговой сети - отношение количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли;
· общая численность торговых предприятий;
· средняя торговая площадь магазина;
· соотношение торговой к неторговой площади магазина.
Итак, характеристику розничной торговой сети определяют термины и определения.
Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей.
Функции розничной торговой сети: закупка товаров; продажа товаров; транспортировка; хранение; принятие риска; финансовая деятельность; маркетинговая деятельность; подсортировка, подработка, приведение к товарному виду.
Классификация розничной торговой сети по двум признакам:
· по стационарности;
· по товарно-ассортиментному профилю.
Специализация розничной торговой сети - это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров.
Типизация торговых предприятий - это система мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов, используя следующие показатели: торговую площадь, товарный ассортимент, форму продажи товаров.
2.ТОРГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ
Торговое предприятие на современном этапе рыночной экономики является самостоятельным хозяйствующим субъектом, который с целью удовлетворения потребностей рынка и получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров.
Сущность предприятия торговли рассматривается в трех аспектах: юридическом, хозяйственном и отраслевом.
Юридический аспект имеет наиболее общий характер, присущий всем предприятиям независимо от отраслевой принадлежности. Все торговые предприятия являются юридическими лицами с правовой точки зрения. Значение законодательного оформления торгового предприятия проявляется в том, что оно:
· позволяет определенным образом организовать, упорядочить внутренние отношения между участниками (учредителями) предприятия, объединить интересы каждого в общую цель;
· является оптимальной формой для долговременного объединения капиталов;
· позволяет ограничить имущественный риск участни-ков суммой вклада в капитал конкретного предприятия;
· создает основания для гибкого управления капиталом.
Все юридические лица в России должны проходить государственную регистрацию, иметь печати и открывать счета в банках. Но эти внешние атрибуты не отражают сущности торгового предприятия как юридического лица. Выделяются четыре основополагающих признака, на основании которых торговое предприятие признается юридическим лицом:
· первый признак - организационное единство, которое предполагает наличие определенной иерархии, соподчиненности органов управления предприятием (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, четкую регламентацию отношений между его участниками;
· второй признак - имущественная обособленность, которая создает материальную базу деятельности торгового предприятия, т. е. для организации торгового процесса требуется наличие материальных, финансовых и других ресурсов, принадлежащих только данному предприятию;
· третий признак - самостоятельная гражданско-правовая ответственность юридического лица означает, что каждое торговое предприятие самостоятельно несет гражданско-правовую ответственность по своим обязательствам на основе имеющегося обособленного имущества, которым оно может отвечать перед кредиторами (статья 56, ГК РФ);
· четвертый признак - выступление в гражданско-правовом обороте от собственного имени означает возможность приобретать и осуществлять гражданские права, нести обязательства, выступать истцом и ответчиком в суде.
Юридическое лицо приобретает гражданские права и обязательства через свои органы управления. Оно может иметь как один орган (директор), так и одновременно несколько органов (директор и дирекция) управления. Органы управления могут назначаться, если у предприятия единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько.
3.ПРАВИЛА РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
В целях улучшения работы розничных торговых предприятий и усиления защиты интересов покупателей с учетом региональных особенностей на территориях крупных городов, областей и т. п. утверждены и действуют правила работы предприятий, осуществляющих розничную торговую деятельность. Они определяют в соответствии с действующим законодательством, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также постановлениями и распоряжениями региональных органов власти порядок розничной торговли на предприятиях, осуществляющих торговую, деятельность на соответствующей территории независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и форм торговли.
В общих положениях этих Правил определены основные задачи предприятий розничной торговли, их обязанность иметь лицензию на право торговли определенными группами товаров. Торговое предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля и его организационно-правовой формы, фирменного наименования.
Правилами работы предприятий розничной торговли установлено, что товарный профиль и тип предприятия определяются его уставом. Изменение товарного профиля должно осуществляться по согласованию с органами местной администрации. По согласованию с последними устанавливается и режим работы муниципальных предприятий.
При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассиры прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы торгового предприятия, но покупатели, имеющие на руках кассовые или товарные чеки, должны быть обслужены.
В магазине самообслуживания все покупатели, находящиеся в торговом зале при закрытии их на обед или по окончании работы, должны быть обслужены.
Закрытие предприятия на санитарный день, ремонт, переоборудование и т. п. должно согласовываться с органами местной администрации, о чем покупатели заблаговременно (обычно за 5 дней) оповещаются специальным объявлением, в котором следует указать адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичным товаром.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии не реже одного раза в год и удостоверяться специальным клеймом и свидетельством о поверке на каждый прибор. Соответствующие документы должны нахо-диться у администрации магазина и предъявляться по первому требованию покупателей, а также лиц, уполномоченных для проверки.
В магазине должна быть представлена следующая информация:
· указатели расположения отделов, секции или продаваемых товаров;
· фамилии и инициалы работников торгового зала на рабочих местах или нагрудных знаках;
· перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
· текст Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
· правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;
· о внеочередном обслуживании отдельных категории граждан;
· адреса и телефоны местных органов администрации.
На доступном для покупателей месте должна находиться книга отзывов и предложений, пронумерованная, прошнурованная, заверенная соответствующей подписью и печатью.
В правилах работы розничных торговых предприятий следует также определить:
· основные положения, связанные с приемкой, хранением и подготовкой товаров к продаже;
· порядок продажи товаров;
· требования, предъявляемые к продавцам;
· контроль за работой розничных торговых предприятий.
Принятые по количеству и качеству товары приходуются в день их поступления по фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления из-за вызова эксперта, проверки цены, качества в товарном отчете должна быть сделана отметка о поступлении товара с указанием поставщика, посредника (продавца), общей стоимости товара в отпускных (оптовых) или закупочных ценах, а также причины невозможности оприходования.
Хранение товаров должно быть организовано с учетом строгого соблюдения основных принципов товарного соседства, санитарных и других правил, а также соответствующих режимов.
Перед поступлением в торговый зал товары должны быть подготовлены к продаже.
Продажа товаров должна осуществляться всем гражданам па общих основаниях. Отдельные категории населения должны обеспечиваться льготами, предоставленными законодательством.
Запрещается продажа несовершеннолетним алкогольных напитков, пива, табачных изделий и игральных карт.
Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены специальные правила торговли, должна осуществляться с соблюдением этих правил.
В магазинах самообслуживания (кроме специализированных хлебных и овощных) отбор товаров покупателями должен производиться только в инвентарные корзины и тележки, размещаемые при входе в зал самообслуживания.
Работникам магазина или отдела самообслуживания не разрешается требовать от покупателей предъявления при входе в торговый зал товаров, приобретенных в других магазинах. Нельзя ставить на них штампы или делать другие отметки, а также обязывать оставлять личные вещи. Если покупатель изъявил желание оставить при входе в торговый зал хозяйственную сумку, портфель и т. п., то магазин обязан обеспечить их сохранность.
На все реализуемые товары, подлежащие сертификации, предприятия торговли должны иметь сертификаты установленной формы, выданные уполномоченными на то органами. Они должны удостоверять качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей.
Запрещена продажа товаров с истекшими сроками реализации.
Товары, на которые органами местной администрации установлены нормы отпуска, должны продаваться с соблюдением этих норм.
Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других.
В магазинах, торгующих продовольственными, на доступном месте в торговом зале должны установлены контрольные весы, контрольные мерные устройства (кружки, мензурки и т.п.), а в торгующих тканями, -- контрольные метры.
Покупателю должно быть предоставлено право проверки правильности цены, веса и меры отпущенных ему товаров, а также сроков храпения продовольствен и наличие сертификата. Администрация мага: создать для этого необходимые условия.
Отобранные покупателем непродовольственные товары могут храниться на контроле (с обязательной отметкой в товарном чеке о времени их выписки) до оплаты не более часа.
Магазин должен предоставлять покупателю возможность оставлять на храпение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары па срок до 3-х суток.
Контрольно-кассовые машины, используемые на предприятиях торговли, должны быть зарегистрированы в налоговых службах в установленном порядке.
В правилах работы предприятий розничной особое место уделяется требованиям, предъявляемым к продавцам, которые должны быть терпеливыми, внимательными, предупредительными, вежливыми и корректными.
Продавец должен хорошо знать ассортимент товаров, их характеристику, назначение, способы использования и ухода за ними. Он должен уметь предложить или помочь выбрать товар покупателю и т. п. В правилах же сформулированы и другие профессиональные требования к продавцам, а также предусмотрен раздел, касающийся контроля за их соблюдением.
4.Т/О - ОСНОВНОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ
Розничный т/о называется выручка от продажи товаров непосредственному потребителю - населению. Розничный т/о включает в продажу товары непосредственно из товарной сети за наличный расчет и в кредит с рассрочкой платежа. Т/о характеризуется емкостью и конъектурой рынка. Емкость рынка представляет собой общий платежеспособный спрос и рассчитывается путем сложения покупательных фондов населения, закупков товаров приезжих населения, организаций и предприятий.
Е = ПФ + ИС + МО
Где Е -емкость рынка
ПФ - покупательские фонды
ИС - инарайонный спрос
МО - мелкий опт
ПФ = Д - НР
Где Д - доход населения
НР - нетоварные расходы
Предприятие должно изучать изменения емкости рынка и знать долю предприятия емкости рынка. Для предприятия емкость рынка является ориентиром для определения прогноза товарооборота.
Розничный товарооборот выражает экономические отношения, возникающие на конечной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем обмена на денежные доходы населения.
Под розничным товарооборотом понимается объем реализации товаров народного потребления населению и другим потребителям в денежном исчислении. Ассортиментный состав проданных товаров по группам или отдельным товарным наименованиям характеризует структуру розничного товарооборота и служит его качественной характеристикой.
Розничный товарооборот - один из важнейших показателей социально-экономического развития страны, характеризующий заключительный этап движения товаров в сферу потребления. Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с денежным обращением: в нем участвует преобладающая часть обращающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в кассы банков.
Вместе с тем розничный товарооборот, как и любой другой стоимостный показатель, имеет и некоторые недостатки. На его размеры непосредственно влияет уровень цен на товары. Он может увеличиться за счет изменения ассортимента: сокращение продажи и «навязывания» покупателю дорогих изделий и т.п. Это нужно учитывать при анализе.
В состав розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли включаются:
· выручка от продажи продовольственных и непродовольственных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле, аптеках и на других подобных предприятиях;
· товарооборот предприятий общественного питания, который включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров;
· выручка от продажи: сахара с сахарных заводов при государственных закупках сельскохозяйственной продукции; книг, газет, журналов, в том числе по подписке; горючесмазочных материалов индивидуальным владельцам транспортных средств и т.п.;
· выручка мастерских за пошив и ремонт одежды, белья, головных уборов, обуви, услуги по ремонту товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, индивидуальных транспортных средств;
· выручка мастерских за химическую чистку и крашение одежды, ремонт и строительство жилых помещений и домов;
· выручка от продажи топлива, стандартных домов, лесоматериалов и других строительных материалов со складов торговых, промышленных и транспортных предприятий и организаций, а также леса на корню;
· выручка от продажи форменного обмундирования и спецодежды из розничной сети и со складов материально-технического снабжения, непродовольственных товаров из комиссионных магазинов государственной торговли, а также из комиссионных магазинов Союза художников, Союза охотников и рыболовов;
· выручка от торговых кооперативов, созданных при предприятиях, в кооперативах общественного питания, и наценка;
· выручка магазинов за доставку товаров населению на дом, стоимость невозвращенной в магазины порожней стеклопосуды, приобретенной населением вместе с наполнением, выручка магазинов за раскрой тканей при продаже их населению; выручка от продажи торгующими организациями прокатным пунктам товаров ку льтурно-бытового назначения и хозяйственного обихода; выручка от продажи сельскохозяйственных продуктов, скота, птицы и других товаров непосредственно из совхозов, а также из подсобных хозяйств, принадлежащих организациям, учреждениям и предприятиям; посылочных ящиков (к моменту отпуска их) тароприемными и лесозаготовительными предприятиями; стоимость товаров, разыгрываемых в денежно-вещевых лотереях; выручка от продажи потребительской кооперацией сельскохозяйственных продуктов, закупленных у колхозов, совхозов, колхозников и других граждан по ценам согласно договоренности, а также товаров, выработанных на промышленных предприятиях потребительской кооперации из этих сельхозпродуктов;
· продажа населению товаров в кредит с рассрочкой платежа. При этом в товарооборот включается полная стоимость товаров в момент фактической покупки их населением независимо от времени уплаты денег;
· мелкооптовый товарооборот - выручка от продажи товаров рыночного фонда из розничной торговой сети и со специально организованных мелкооптовых баз кооперативам, организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения и для текущих хозяйственных нужд.
Величина товарооборота складывается из суммы торговой выручки, сданной в Госбанк или кассу вышестоящей торговой организации; суммы мелкооптовых продаж (по безналичному расчету); расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). При продаже продовольственных товаров из сумм кассовой выручки исключают стоимость стеклянной посуды, которая поступила от поставщика (по залоговым ценам) в отчетном году.
В соответствии с Инструкцией по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», утвержденной постановлением Госкомстата России по согласованию с Минэкономики России от «17» ноября 1997 года № 76 в редакции постановлений Госкомстата РФ от «20» мая 1998 года № 56, от «08» декабря 1998 года № 122 и от «23» февраля 1999 года № 14 в состав товарооборота розничной торговли включается:
1. Стоимость проданных населению потребительских товаров:
· за наличный расчет;
· по кредитным карточкам;
· по расчетным чекам банков;
· по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
2. Стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
3. Стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
4. Стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
5. Стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры, и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
6. Полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
7. стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
8. стоимость упаковки, имеющий продажную цену, не входящую в цену товара;
9. стоимость проданной порожней тары.
Не включается в оборот розничной торговли: стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы; стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
5.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Рассмотрим выполнение плана т/о магазина «Спортмастер» за год и по кварталам по данным:
Таблица 1
Анализ выполнения т/о магазина за год и по кварталам
Квартал |
план |
Факт |
Индекс цен |
Сопоставимый т/о, тыс.р. |
% выполнения |
||||
Сумма,тыс.р. |
Удел. вес, % |
Сумма, тыс.р. |
Удел. вес, % |
В дейст. ценах |
В соп. ценах |
||||
1 |
11070 |
23,6 |
11050 |
23,5 |
1,162 |
12863,3 |
99,8 |
85,9 |
|
2 |
11540 |
24,6 |
11660 |
24,8 |
2,241 |
25861,1 |
101 |
45,1 |
|
3 |
11960 |
25,5 |
12040 |
25,6 |
4,465 |
53401,4 |
100,7 |
22,5 |
|
4 |
12340 |
26,3 |
12270 |
26,1 |
6,315 |
77927,1 |
99,4 |
15,7 |
|
итого |
46910 |
100 |
47020 |
100 |
170052,9 |
100,2 |
27,7 |
||
1.Удельный вес = часть объема/весь объем?100
1 кв. 11070/46910 = 23,6%
11050/47020 = 23,5%
2 кв. 11540/46910 = 24,6%
11660/47020 = 24,8%
3 кв. 11960/46910 = 25,5%
12040/47020 = 25,6%
4 кв. 12340/46910 = 26,3%
12270/47020 = 26,1%
2.Сопост. т/о = план ? индекс цен
1 кв. 11070?1,162 = 12863,3 тыс. р.
2 кв. 11540?2,241 = 25861,1 тыс. р.
3 кв. 11960?4,465 = 53401,4 тыс. р.
4 кв. 12340?6,315 = 77927,1 тыс. р.
3.% выполнения в действ. ц. = факт/план?100
1 кв. 11050/11070?100 = 99,8 тыс. р.
2 кв. 11660/11540?100 = 101 тыс. р.
3 кв. 12040/11960?100 = 100,7 тыс.р.
4 кв. 12270/12340?100 = 99,4 тыс. р.
Итого: 47020/46910?100 = 100,2 тыс. р.
4.% выполнения в сопост. ц. = факт/соп. т/о?100
1 кв. 11050/99,8?100 = 85,9 тыс. р.
2 кв. 11660/101?100 = 45,1 тыс.р.
3 кв. 12040/100,7?100 = 22,5 тыс.р.
4 кв. 12270/99,4?100 = 15,7 тыс.р.
Итого: 47020/100,2?100 = 27,7 тыс.р.
В целом за год план т/о в действительных ценах перевыполнен на 0,2 тыс. р. (100,2 - 100) за счет повышения цен. Фактически в сопоставимых ценах план в целом за год не выполнен на 72,3 тыс. р. (100 - 27,7). В том числе в 1 кв. план не выполнен на 14,1 тыс. р. (100 - 85,9), во 2 кв. не выполнен на 54,9 тыс. р. (100 - 45,1), в 3 кв. не выполнен на 77,5 тыс. р. (100 - 22,5), в 4 кв. не выполнен на 84,3 тыс.р. (100 - 15,7).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Розничная торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и времени, приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Также повышается культура обслуживания населения, создается максимальные удобства для покупателей и сокращается время на приобретение товаров.
Розничный т/о является завершающей стадией процесса обращения предметов личного потребления. В результате розничной продажи дальнейшее движение товара прекращается, он становится предметом удовлетворения потребностей отдельных членов общества.
На практике в розничный т/о включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям, организациям, предприятиям для коллективного потребления или текущих хозяйственных нужд, но не для производственного потребления.
Розничный т/о является важным звеном в общем процессе осуществления требований экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный т/о на потребляемые товары.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Аванесова Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. М., 1996.
2.Гребнева А.И. Экономика торгового предприятия. М., 1996.
3.Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. Р-н-Д., 2001.
4.Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. М.,2002.
5.Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли. Р - н - Д., 2002.
6.Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности. М., 1999.
7.Раицкий К. А. Экономика предприятия. М., 2002.
8.Соломатина А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. М., 2000.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |