Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета


2

Министерство образования РФ

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра статистики

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине "Статистика"

На тему:

"Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета"

Калуга, 2007

Оглавление

1. Введение

2. Теоретическая часть

2.1 Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы

2.2 Бюджетная классификация

2.3 Структура доходов и расходов государственного бюджета

2.4 Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

3. Расчетная часть

4. Аналитическая часть (статистический анализ налоговых доходов)

5. Заключение

6. Список используемой литературы

Введение

Государственный бюджет -- важный инструмент государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищенных категорий населения. Основной задачей статистики государственного бюджета является характеристика его основных показателей, определяющих содержание и направленность фискальной политики. Более конкретно задачи статистики государственного бюджета состоят в том, чтобы определить:

- общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер превышения расходов над доходами (дефицит) или доходов над расходами (профицит);

- структуру доходов государственного бюджета;

- структуру расходов государственного бюджета;

- источники финансирования бюджетного дефицита;

- размеры государственного внутреннего долга;

- эффективность проведения государством фискальной политики;

- влияние фискальной политики на экономический рост и уровень жизни населения.

Практическая статистика государственных финансов обобщает данные и подготавливает статистическую информацию, необходимую для анализа и планирования деятельности учреждений государственного управления и выработки экономической политики.

Целью своей курсовой работы я вижу изучение теоретической стороны государственного бюджета, принципов его построения, бюджетной классификации, структуры бюджета, изучение основных методов статистики бюджета, важнейших аналитических показателей, исполнение бюджетов за 2003 и 2004 годы. Задачи для выполнения цели будут следующие: изучение и анализ статистических данных, основных статистических показателей, исполнения бюджета РФ за 2004 год и сравнение его с предыдущими периодами.

Для написания курсовой работы я постаралась использовать различные источники литературы: федеральные законы о федеральном бюджете за различные годы, бюджетный кодекс, аналитические и теоретические статьи экономистов из Интернета, учебные пособия по статистике.

Статистическая база для моей работы также была собрана в аналитических статьях и, конечно, в законах о бюджете. В аналитической части своей работы я поставила задачей сделать расчет структуры доходной части государственного бюджета, цепных и базисных индексов ,позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

В работе для автоматизированного статистического анализа данных я использовала компьютерную технику (MS Excel).

Теоретическая часть

1. Понятие государственного бюджета. Принципы бюджетной системы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как “форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления”. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджет как экономическая категория выражает систему императивных денежных отношений между государством и другими субъектами воспроизводства по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта (главным образом, национального дохода) в процессе образования основного общегосударственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общественного воспроизводства.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической категории, проявляется в ее функциях. Общественное предназначение бюджетных отношений заключается в:

- образовании основного общегосударственного фонда денежных средств (в ходе реализации этой функции обеспечивается концентрация основной части централизованных финансовых ресурсов в бюджетной системе государства);

- использовании средств основного общегосударственного фонда (данная функция реализуется в процесс расходования бюджетных средств);

- осуществлении контроля за движением бюджетных ресурсов, и на этой основе -- за динамикой экономического развития, за ходом социально-экономических процессов в целом

Как специфический финансовый план бюджет представляет собой юридически оформленный документ, в котором в количественном выражении отражается процесс получения и перераспределения государством денежных ресурсов, необходимых для выполнения его основных функций.

Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

БК РФ дает следующее определение бюджетной системы: “основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов”.

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов) Рябушкин Б.Т. Основы статистики финансов. ? М.: Финстатинформ, 1997. ? С. 27..

Бюджетный кодекс Российской Федерации, который был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Основным статистическим показателем является консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Бюджетным кодексом РФ (Глава 5) Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 5. Статья 28

законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

- единства бюджетной системы Российской Федерации;

- разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной. системы;

- самостоятельности бюджетов;

- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированности бюджета;

- эффективности и экономности использования бюджетных средств;

- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

- гласности;

- достоверности бюджета;

- адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

- наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;

- законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;

- право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

- недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

- недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы и иные обязательные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством РФ подлежат отражению в бюджете в обязательном порядке и в полном объеме.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня

Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2. Бюджетная классификация

Особую роль в современных условиях играет принцип единства бюджетной системы, призванный, при наличии самостоятельных бюджетов, сохранить целостность бюджетной системы. Одним из инструментов, обеспечивающих принцип единства, является бюджетная классификация.

Доходы и расходы бюджетов разных уровней по своим характеристикам очень разнообразны, именно поэтому при составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджетов необходимо обеспечить их сопоставление, систематизацию по однородным признакам, осуществляемую путем применения единой бюджетной классификации.

Действующая в настоящее время редакция бюджетной классификации утверждена Приказом МФ РФ от 6.01.98 г. № 1н “О бюджетной классификации Российской Федерации”.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и источников финансирования дефицитов этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов бюджетов

РФ, обеспечивает адресность выделения финансовых ресурсов. Бюджетный кодекс. Часть 2. Раздел 1. Глава 4. Статья 19.

Согласно БК РФ (Глава 4) бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификации расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;

- классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

Бюджетная классификация в части классификации доходов бюджетов Российской Федерации, функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, классификации источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации является единой для всех уровней бюджетной системы и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе своими нормативными актами производить дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации Российской Федерации.

3. Структура доходов и расходов государственного бюджета

В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

- налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

- налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе

отчисления из заработной платы на социальное страхование;

- налоги на собственность, включает разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Налоги также классифицируются на прямые, которыми облагаются непосредственно индивиды и фирмы; и косвенные, это налоги на товары и услуги.

К доходам государственного бюджета также относятся и неналоговые поступления -- это возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовая прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные поступления (штрафы, текущие частные пожертвования).

Расходы государственного бюджета -- это все невозвратные платежи независимо оттого, являются ли они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются (текущие или капитальные). Трансфертные платежи другим учреждениям государственного управления включаются в расходы и не выделяются в самостоятельную категорию.

Государственные расходы также могут быть разделены на четыре категории:

- потребление в государственном секторе ;

- государственные инвестиции, включающие разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

- трансферты частному сектору, включающие пенсию за выслугу лет, страхование по безработице, льготы ветеранам и другие платежи ;

- проценты по государственным долгам;

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим образом в % (табл. 1.1, табл. 1.2).

Таблица 1.1

Структура бюджетных доходов

Налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор

75-85 %

Неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли

5-8 %

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы

10-12 %

?Источник :Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)

Таблица 1.2

Структура бюджетных расходов

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели

40-50 %

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ

10-20%

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам

10-20 %

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих

5-10 %

Платежи по государственному долгу

7-8 %

?Источник :Агентство экономической информации «Прайм-ТАСС» (www.prime-tass. ru)

Относительные величины структуры характеризуют долю отдельных частей в общем объеме совокупности, их рассчитывают как отношение числа единиц (или объема признака) в отдельных частях совокупности к общей численности единиц (или объему признака) по всей совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются по сгруппированным данным.

Расчет относительных величин структуры за несколько периодов позволяет выяснить структурные сдвиги.

Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат или перевести его в доход бюджета следующего года.

4. Основные показатели и методы статистики государственного бюджета

Статистика государственного бюджета занимается совершенствованием бюджетных классификаций и привидением их в соответствие с принятыми международными классификациями. Статистика определяет степень исполнения бюджетов разных уровней, объемы и динамику доходов и расходов, структуру бюджетных источников доходов и основных направлений их расходования. В задачи статистики входит сбор и обработка материалов об исполнении бюджетов, систематизации данных для их разработки. Наличие внутреннего и внешнего долгов государства, влияющих на расходную часть бюджета, делают необходимым определять их объем, динамику и структуру.

Источниками информации о государственном бюджете являются показатели федерального бюджета, устанавливаемые Законом о федеральном бюджете на каждый год, показатели региональных и местных бюджетов, принятые соответствующими законодательными органами, отчетность Главного управления федерального казначейства, отчетность Министерства РФ по налогам и сборам, отчетность Государственного таможенного комитета РФ, отчетность Центрального банка России, а также статистическая отчетность предприятий и организаций.

Для изучения бюджета широко используются различные статистические методы. Наибольшее применение получил метод группировки доходов и расходов бюджетов. Проведение группировок обеспечивается наличием бюджетной классификации.

Метод группировок применяется для решения задач, возникающих в ходе научно-статистического исследования:

- выделения социально-экономических типов явлений;

- изучение структуры явления и структурных сдвигов, происходящих в нем;

- выявление связей и зависимостей между отдельными признаками явления.

Для решения этих задач применяют три вида группировок: типологические, структурные, аналитические (факторные).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов. Признаки, по которым производится распределение единиц изучаемой совокупности на группы, называются группировочными признаками.

Структурной называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью типологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какому-либо варьирующему признаку.

Одной из задач группировок является исследование связей и зависимостей между изучаемыми явлениями и их признаками. Это достигается с помощью аналитических (факторных) группировок.

Временной анализ показателей государственного бюджета предполагает построение динамических рядов.

Ряд динамики представляет собой ряд расположенных в хронологической последовательности числовых значений статистического показателя, характеризующего изменение явления во времени.

В каждом ряду динамики имеется два основных элемента: время t и конкретное значение показателя (уровень ряда) y.

Уровни ряда - это показатели, числовые значения которых составляют динамический ряд. Время - это моменты или периоды, к которым относятся уровни.

При построении ряда динамики принципиальным моментом является обеспечение сопоставимости уровней бюджетных показателей отражаемых в рядах динамики, поскольку бюджетная классификация, применяемая для группировки доходов и расходов государственного бюджета, с течением времени претерпевает изменения. Сопоставимость уровней может быть достигнута путем перегруппировки доходов и расходов за предшествующие годы согласно действующей в данный момент классификации. Кроме того, причиной несопоставимости уровней рядов динамики может быть меняющиеся масштабы цен, причина которых инфляция. Преодолеть подобную несопоставимость можно путем замены абсолютных показателей относительными, либо путем пересчета показателей с учетом индекса инфляции.

Для разработки плана и прогнозов исполнения бюджета используется метод экстраполяции и экспертных оценок. Применительно к бюджету метод экстраполяции заключается в составлении перспективы экономического развития исходя из практики предшествующих периодов, показателей социально-экономического развития страны, отдельных ее регионов, а метод экспертных оценок - это прогноз, базирующийся на оценках сделанных и обоснованных высококвалифицированными специалистами.

Аналитические показатели ряда динамики:

Показатели динамики с постоянной базой (базисные показатели) характеризуют окончательный результат всех изменений в уровнях ряда от периода, к которому относится базисный уровень, до данного (i-ого) периода. Показатели динамики с переменной базой (цепные показатели) характеризуются интенсивностью изменения уровня от периода к периоду в пределах изучаемого промежутка времени.

Абсолютный прирост () определяется как разность между двумя уровнями динамического ряда и показывает на сколько данный уровень ряда превышает уровень, принятый за базу сравнения:

где - абсолютный прирост,

- уровень сравниваемого периода,

- уровень базисного периода.

При сравнении с переменной базой абсолютный прирост будет равен:

где - уровень непосредственно предшествующего периода.

Абсолютный прирост с переменной базой иначе называют скоростью роста.

Коэффициент роста определяется как отношение двух сравниваемых уровней и показывает, во сколько раз данный уровень превышает уровень базисного периода.

При сравнении с постоянной базой .

При сравнении с переменной базой .

Если коэффициенты роста выражают в процентах, то их называют темпами роста: Тр = К*100%.

Темп прироста показывает на сколько процентов уровень данного периода больше (или меньше) базисного уровня. Этот показатель может быть рассчитан двояко:

1. как отношение абсолютного прироста к уровню, принятому за базу сравнения

или

2. как разность между темпом роста (в процентах) и 100%

Тп = Тр - 100%

Абсолютное значение одного процента прироста рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу (в%) за тот же период времени.

Метод расчета среднего уровня ряда динамики зависит от вида временного ряда:

а) Для интервального ряда динамики абсолютных показателей средний уровень за период определяется по формуле простой средней арифметической:

,

где n - число уровней ряда.

б) Для моментального ряда с равными интервалами:

где n - число дат, y1,y2,…,tn - уровни ряда в последовательные моменты времени.

в) для определения среднего уровня моментального ряда с неравными промежутками времени вычисляется средняя арифметическая взвешенная:

,

где ti - количество дней (месяцев) между смежными датами.

Средний абсолютный прирост (или средняя скорость роста) рассчитывается как средняя арифметическая из показателей скорости роста за отдельные промежутки времени.

,

где yn и y1 - соответственно конечный и начальный уровни динамического ряда.

Средний коэффициент роста определяется по формуле, и показывает во сколько раз в среднем на единицу времени изменяется уровень динамического ряда.

.

Средний темп роста представляет собой средний коэффициент роста, выраженный в процентах.

,

где - средний годовой коэффициент роста.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела доходов (расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать вывод о самых значимых статьях доходной (или расходной) частях бюджета. Наличие подобных данных в динамике дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших эти изменения.

Превышение доходов над расходами (профицит) или превышение расходов над доходами (дефицит) также очень значимые показатели статистики.

Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и «кредитования минус погашение».

Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. С точки зрения финансирования дефицита он может быть определен как:

Дефицит = (Заимствование -- Погашение долга) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств.

Для аналитических целей наряду с основными показателями применяются другие показатели, в совокупности призванные характеризовать роль бюджета в проведении экономической и социальной политики. Исходной посылкой при формировании системы показателей, характеризующих динамику и структуру государственного бюджета, является то, что доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы необходимы для удовлетворения общегосударственных потребностей. Итог финансовой деятельности государства выражается, как указывалось выше, в превышении доходов над расходами (профиците). Величину дефицита государственного бюджета принято сопоставлять с показателем объема ВВП. Этот аналитический показатель является характеристикой финансового положения страны. Финансовое положение страны считается нормальным, если отношение величины бюджетного дефицита к ВВП не превышает 3%. Важно и то, каким образом покрывается дефицит государственного бюджета -- инфляционным или неинфляционным, т. е. за счет внешних заимствований и операций с ценными бумагами, каково соотношение между внутренними и внешними источниками финансирования бюджетного дефицита (см.таб 1.3).

Таблица 1.3

Результат финансовой деятельности государства (2003-2004 г.г. млр.руб.)?

Годы

Доходы

Расходы

Профицит (+)

Дефицит (-)

2003

2586.2

2372.0

+214,2

2004

3428.9

2708.6

+720,3

?Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Масштабы перераспределительных процессов посредством государственного вмешательства отражает показатель, определяющий отношение доходной части государственного бюджета к ВВП (табл. 1.4).

Таблица 1.4

Отношение доходной и расходной частей бюджета в % к ВВП.?

2003

исполнено

В % к ВВП

( 13201,1)

2004

исполненл

В % к ВВП

(16778,8)

Доходы

2586,2

19,6

3428,9

20,4

Расходы

2372,0

18,0

2708,6

16,1

Профицит

214,2

1,6

720,3

4,3

? Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Рис.1.1 Удельный вес доходов консолидированного бюджета РФ (% к ВВП)

Статистические данные о бюджете позволяют анализировать величину задолженности по налогам, а также недоимки по отдельным их видам.

Статистический анализ данных государственного бюджета предполагает исчисление цепных и базисных индексов, позволяющих сделать вывод об интенсивности изменения показателей во времени.

Под индексом в статистике понимают относительный показатель, характеризующий изменение величины какого-либо явления во времени, пространстве или по сравнению с любым эталоном (нормативом, планом, прогнозом и т.д.). При анализе изменения индексируемых величин за ряд лет, возникает необходимость построения индексов за ряд последовательных периодов, которые образуют индексные системы. В зависимости от базы сравнения системы индексов бывают базисными и цепными.

В системе базисных индексов сравнения уровней индексируемого показателя в каждом индексе производят с уровнем базисного периода, а в системе цепных индексов с уровнем предыдущего периода.

Для характеристики интенсивности, т.е. относительного изменения уровня динамического ряда за какой - либо период времени исчисляют темпы прироста показателей.

Показатель интенсивности изменения уровня ряда, выраженный в долях единицы называется коэффициентом роста, а в процентах - темпом роста. Коэффициент роста (снижения) показывает во сколько раз сравниваемый уровень больше уровня, с которым производится сравнение. Темп роста всегда положительное число.

Темп прироста (сокращения) показывает, на сколько процентов сравниваемый уровень больше или меньше уровня, принятого за базу сравнения и вычисляется как отношение абсолютного прироста к абсолютному уровню принятому за базу сравнения. Чтобы правильно оценить значение темпа прироста, его рассматривают в сопоставлении с показателем абсолютного прироста. Результат выражают показателем, который называют абсолютным значением одного процента прироста и рассчитывают как отношение абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период времени.

В тех случаях, когда сравнение производится с отдалением периода времени, принятого за базу сравнения, рассчитывают пункты роста, которые представляют собой разность базисных темпов роста, % двух смежных периодов.

В отдельных случаях возникает необходимость установить тенденцию изменения отдельных показателей. В этом случае прибегают к аналитическому выравниванию ряда динамики бюджетных показателей.

Важной задачей статистики бюджета является изучение и анализ закономерностей формирования и расходования средств бюджета на всех уровнях бюджетной системы.

Основные факторами влияющими на уровень доходов федерального и регионального бюджетов можно отнести следующие макроэкономические с показатели:

- объем валового внутренний продукта (ВВП));

- объем использованного национального дохода;

- объем налоговых поступлений в бюджет и т.д.

К числу факторов влияющих на изменение налоговых поступлений , относится изменение налоговых ставок и величины налоговой базы.

Таким образом, абсолютное изменение объема налоговых поступлений по одному виду налога в отчетном периоде по сравнению с базисным за счет двух факторов (изменение объема налоговой базы и изменение налоговой ставки) может быть исчислено по формуле:

=

Новой аналитической задачей статистики государственного бюджета являются изучение источников бюджетного финансирования и определение роли каждого источника в покрытии дефицита государственного бюджета.

Определение степени исполнения бюджета происходит путем сравнения фактических показателей доходов расходов с установленными (расчетными) показателями (табл. 1.5). Такие сопоставления производятся по сводным показателям, так и по отдельным статьям доходов и расходов бюджета и являются исходным пунктом установления причин дефицита (или профицита) бюджета.

Таблица 1.5

Исполнение Федерального бюджета Российской Федерации в 2004 году?

Статьи бюджета

Утверждено ФЗ «О ФБ на 2004 г.) млр.руб.

Фактически исполнено

млр.руб.

Фактически исполнено в % отношении к утвер.бюджету млр.руб.

1.Доходы всего

3273,8

3428,9

104,7

1.1.Доходы без ЕСН

2835,6

2986,7

1.2. ЕСН

438,2

442,2

100,9

2.Расходы всего

2768,1

2708,6

98,8

2.1.Национальная оборона

411,5

410,7

99,8

2.2.Фундаментальные исследования и содействие НТП

46,2

48

103,9

2.3.Сельское хозяйство и рыболовство

29,6

25,04

84,6

2.4.Промышленность,энергетика и строительство

67,6

64,15

94,9

2.5.Образование

117,8

120,6

102,4

2.6.Культура и искусство

16,1

16,3

101,2

2.7.Здравоохранение и физкультура

47,1

47,3

100,4

3.Профицит

505,7

720,3

?Источник: Пресс-релиз к заседанию Правительства РФ рт 26.05.2005 http:// www.govrnment.gov.ru

Статистические данные о государственном бюджете выполняют и контрольную функцию, так как с их помощью можно определить, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от хозяйствующих субъектов и соответствует ли размер этих ресурсов объему общественных потребностей и их составляющим, ранжированным в порядке первоочередности. Формами прямого и косвенного воздействия на экономику являются: субсидирование предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование, субвенции и др.

Расчетная часть

Тема: Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета

Имеются следующие выборочные данные (выборка 25%-ная механическая) о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие, млн. руб.:

Таблица 2.

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

№ региона п/п

Доходы бюджета

Расходы бюджета

1

4,2 III

5,4 IV

16

1,2 I

3,1 II

2

3,8 III

5,2 IV

17

3,6 III

4,5 III

3

6,4IV

8,7 V

18

2,2 II

3,8 III

4

2,1II

3,2 II

19

0,9 I

1,9 I

5

2,4 II

4,6 III

20

2,3 II

3,1 II

6

2 II

3,5 III

21

3,5 III

4,6 III

7

0,7 I

2 II

22

4,4 III

6,2 IV

8

3,9 III

5 IV

23

4,8 III

7,2 V

9

8 V

7,4 V

24

7,5 V

8 V

10

4,2 III

6 IV

25

0,8 I

1,7 I

11

2,5 II

4,6 III

26

3,5 III

4,7 III

12

3,9 III

4,9 III

27

4,1 III

6,5 V

13

7,6 V

8,6 V

28

6,3 IV

8,6 V

14

4,1 III

5,8 IV

29

5,3 IV

6,8 V

15

0,5 I

1,8 I

30

5,2 IV

7,1 V

Задание 1

Признак - доходы бюджета.

Число групп - пять.

Решение.

Статистическая группировка в зависимости от решаемых задач подразделяются на типологические, структурные, аналитические. Статистическая группировка позволяет дать характеристику размеров, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Важным направлением в статистической сводке является построение рядов распределения, одно из назначений которых состоит в изучении структуры исследуемой совокупности, характера и закономерности распределения.

Ряд распределения - это простейшая группировка, представляющая собой распределение численности единиц совокупности по значению какого-либо признака.

1. Признак - это доходы бюджета (х).

Построим ранжированный ряд. Для этого найдем i.

Величина равного интервала рассчитывается по формуле:

, (2.1)

где - число выделенных интервалов.

Таким образом распределение по группам:

1 группа: 0,5-2,0

2 группа: 2-3,5,0

3 группа: 3,5-5,0

4 группа: 5-6,5,0

5 группа: 6,5-8,0

Заполним таблицу по группам.

Таблица 2.1

Распределение регионов по доходам бюджета

№ группы

Группы субъектов РФ по уровню доходов бюджета, млн. руб.

Число областей группы

1

0,5-2,0

5

2

2-3,5,0

6

3

3,5-5,0

12

4

5-6,5,0

4

5

6,5-8,0

3

Итого





Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны
Курсовая работа Почвообразовательные процессы и развитие почв во времени
Курсовая работа Управление финансами
Курсовая работа Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России
Курсовая работа Гражданский иск в уголовном процессе
Курсовая работа Защита авторских и смежных прав
Курсовая работа Syntax and semantics of verbals in English
Курсовая работа Формирование и использование финансовых результатов
Курсовая работа Теория потребительского поведения и ее развитие на современном рынке
Курсовая работа Страхование транспортных средств КАСКО
Курсовая работа Управление оборотными средствами организации (на примере ОАО "Брянскпиво")
Курсовая работа Комплексный анализ издержек обращения торгового предприятия
Курсовая работа Саморегуляция в учебной деятельности младших школьников
Курсовая работа Правовое регулирование перевозки автомобильным транспортом
Курсовая работа Маркетинговое исследование предпочтений потребителей продуктов питания среднеценового сегмента