Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Статистика цен и инфляции


41

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Статистика инфляции и цен
    • 1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции
    • 1.2 Инфляция и ее статистическое изучение
    • 1.3 Система показателей статистики цен
    • Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции
    • 2.1 Изучение индексов потребительских цен
    • 2.2 Индекс потребительских цен на региональном уровне
    • 2.3 Оценка инфляции
    • Заключение
    • Тест
    • Список литературы

Введение

Переход нашей экономики на рыночные отношения резко повысил значение денег. Проблемы денежного хозяйства становятся основными и в практических мероприятиях по реконструкции народного хозяйства и в теоретических исследованиях. Поэтому, несмотря на оживленное обсуждение указанных вопросов, на страницах экономической прессы, актуальность их не уменьшается. Высокая стоимость анализа инфляционных процессов, большое число действующих факторов затрудняют выработку правильной денежной политики.

Как показывает опыт нашей, а также других стран, переход на рыночные отношения сопровождается быстрым ростом цен, усилением действия инфляционных факторов. Очень важно правильно оценить, является ли сам переход на рыночные отношения причиной углубления инфляции или при этих отношениях накопленный ранее инфляционный потенциал получает свое реальное выражение.

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Опыт многих стран показал, что длительное функционирование централизованного планирования, как правило, приводит к нарушению сбалансированности материальных и денежных потоков.

Инфляция - неизбежный спутник долгосрочного развития экономики с гибкими ценами. Поддержание уровня полной занятости без инфляции - цель государственного регулирования рыночной экономики. Однако инфляция - сложный и по-разному проявляющийся социально-экономический феномен, вызывающий споры и разногласия среди экономистов. Сущность и происхождение инфляции далеко не одинаково трактуются представителями различных экономических школ. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.

Во время инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к трем вещам. Во-первых, в период золотого стандарта инфляция выражается в повышении рыночной цены золота в бумажных деньгах. Во-вторых, аналогичный процесс ведет к возрастанию цены товаров.

В-третьих, при инфляции курс национальной валюты падает по отношению к иностранным денежным единицам, которые сохранили прежнюю стоимость или обесценились в меньшей степени. В связи с этим различают твердую валюту, устойчивую по отношению к собственному номиналу (нарицательной стоимости, обозначенной на бумажных деньгах), и падающую валюту, которая обесценивается по отношению к своему номиналу и к курсу других валют. В нашей стране такой процесс был наиболее заметен при сравнении рубля с долларом США.

Для анализа и регулирования экономических процессов, наряду с наблюдениями за изменением цен на конкретные виды благ, необходимы обобщающие показатели динамики уровней цен на разные классы благ - индексы цен. До недавнего времени в нашей стране дискуссии о способах построения индексов цен, обсуждение их скудных публикаций были уделом узкого круга специалистов. При свободном ценообразовании, особенно в периоды бурной инфляции, возрастает интерес к индексам цен, обостряется потребность в них. Индексы цен могут сыграть огромную роль в стабилизации и эффективном развитии экономики.

Индексы цен были первыми агрегированными показателями, которые стали регулярно публиковаться с первой половины прошлого века в Англии, затем в США, Германии, России и других странах. Долгое время эти публикации имели чисто информационный характер.

С 20-х годов нашего века в России, а затем в других странах регулярно публикуется большое количество разных агрегированных экономических показателей, среди которых большое место занимают индексы цен. Эти индексы различаются по многим признакам. Среди них рассматриваемые классы товаров и услуг (дефляторы национального продукта, индексы цен промышленных, сельскохозяйственных товаров, а также других, в том числе более мелких секторов экономики), региональные аспекты (отдельно региона или страны в целом), рассматриваемые экономические операции (индексы цен производителей, оптовой, розничной, внешней торговли, потребляемых населением благ) и другие.

Глава 1. Статистика инфляции и цен

1.1 Понятие, экономическая сущность цены и инфляции

Цена - это многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто ведёт за собой серьёзнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано всё общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования. Нужно отметить, что на государственном уровне изучением статистики цен занимается самостоятельная служба, но на данное время сложились ещё и альтернативные службы статистики цен.

Статистика изучает закономерности ценообразования и изменения цен, опираясь на современную экономическую теорию. Как известно, существуют различные взгляды на экономическую природу стоимости, а значит, и цены. Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) определяет сущность цены как денежную форму стоимости товара, создаваемой общественно необходимым рабочим временем. Теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк) трактует цену как продукт субъективных со стороны покупателя и продавца определений стоимости, где общая стоимость благ, участвующих в производстве, регулируется предельной полезностью конечного продукта. Известны также другие теории стоимости, сочетающие эти две противоположные точки зрения (например, неоклассическая теория А. Маршала, признающая равную роль издержек и полезности в формировании цены).

Большинство отечественных экономистов (Ш.Л. Турецкий, С.Г. Столяров, Г.А. Горина, Т.Г. Евдокимова, Д.Ф. Ковалевский и др.) ориентировались на марксистскую теорию цены. В начале XX века российские экономисты, как и их зарубежные коллеги, придерживались точки зрения на понятие цены, аналогичной взглядам современных маркетологов. Например, В.С. Войтинский утверждал, что цена - это сумма денег, за которую отчуждается товар в акте купли-продажи. В основе мотивации как исходного пункта теории цены - соображения полезности. П.Б. Струве считал, что стоимость - не производственное общественное отношение, а отношение в обмене, когда рыночная цена - “производная множества сталкивающихся воль", а “типическая ценность вырастает из реальной цены” (“что не имеет цены - не имеет ценности”).

В зарубежной экономической науке широкое распространение получила точка зрения П. Самуэльсона, считающего, что конкурентная цена определяется спросом и предложением и ограниченно - издержками производства, а также теория (Ф. Котлера), согласно которой цена есть денежная сумма, взимаемая за единицу товара, т.е. измеритель, эквивалент, по которому товар обменивается на деньги.

Таким образом, сущность цены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

1) индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и т.д.);

2) маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.

Отечественное ценообразование в своем развитии прошло несколько этапов, тесно связанных с экономическим развитием страны.

Основной вид цен дореволюционного периода - свободно калькулируемые цены. В условиях командно-административной экономики на основную массу товаров назначались государственные прейскуранты цен.

Розничные цены формировались с учетом взаимозаменяемости товаров (по аналогу). Оптовая цена промышленности определялась вычитанием из розничной цены твердо установленных сбытовой скидки (дохода оптового посредника) и торговой скидки (дохода торгов, в чьем подчинении находились магазины).

Оптовая цена предприятия состояла из себестоимости продукции и норматива прибыли предприятия. Буфером, соединяющим расчеты производства и торговли, служили налог с оборота, акциз или дотации государства.

Основные недостатки планового ценообразования - многоступенчатость системы согласования цен, затратный механизм ценообразования, отсутствие или запоздалая реакция на изменение спроса, невозможность охватить большое разнообразие товаров, предотвратить вымывание дешевых товаров под видом обновления ассортимента, искусственное сдерживание цен, усиливающее дефицит товаров и др., не позволяли цене в полной мере выполнять важную функцию регулятора производства и потребления.

В условиях плановой экономики кроме государственного планового ценообразования существовало и рыночное - на колхозном и неофициальном “черном" рынке. Уровень цен рыночной торговли устанавливался в соответствии с издержками производителей, соотношением спроса и предложения, уровнем цен монополиста (государства).

В розничном товарообороте в целом по стране доля колхозного рынка была незначительной (1-3%), но цены его в большинстве городов (за исключением наиболее крупных) сильно влияли на средний уровень розничных цен (например, на мясо) вследствие острого дефицита продуктов по твердым государственным ценам. В конце 80-х годов переплаты населения за товары, купленные на “черном" рынке, составляли несколько миллиардов рублей ежегодно и увеличивались за год в 2-3 раза.

В качестве пробного рыночного элемента в 80-х годах получили распространение договорные цены (на опытные партии и особо модные товары) и льготные цены (стимулирующие производство особо ценных сельскохозяйственных культур).

В процессе перехода к рыночной экономике в системе цен произошли значительные изменения. Реформа цен от 02.04.91 г. установила три типа цены:

предельно фиксированные прейскурантные цены (устанавливались верхние лимиты);

регулируемые цены (отпускная цена предприятия и торговая надбавка 20%);

свободные цены (договор между оптовой и розничной торговлей с учетом спроса, торговая наценка не более 20%).

Кроме цен, контролируемых государством, в переходный к рынку период появились и другие разновидности розничных цен - цены коммерческих магазинов, кооперативов, цены на товары, изготовленные частниками. С 01.01.92 г. практически все цены, за исключением цен на стратегические товары, отпущены правительством “на свободу". Либерализация цен означало право продавца и в первую очередь производителя назначать свою цену. Невозможность государственных магазинов самостоятельно назначать цену продажи при фиксированном размере торговой накидки (15-25% к цене, по которой магазин закупает товар у поставщика) привела к заинтересованности обеих сторон в росте цен.

В условиях развитого рынка основным видом цен являются свободные от жесткого регулирования цены, а ценообразование становится инструментом маркетинга. Выработка ценовой стратегии в первую очередь зависит от целей, преследуемых фирмой на рынке. Это, как правило, максимизация прибыли или доли на рынке, достижение стабильного положения.

Наряду с таким понятием как цена в плотной взаимосвязи находится и понятие инфляции.

Инфляция - это повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Инфляция - представляет собой переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и рост цен.

В экономической литературе выделяют следующие виды инфляции:

1. В зависимости от “глубины” государственного регулирования экономики, инструментария антиинфляционной политики инфляция может протекать в явной или подавленной форме. Процесс инфляции в явной (открытой) форме проявляется в росте цен, снижении курса национальной валюты и т.п. Явная инфляция не разрушает механизмы рынка: одновременно с ростом цен на одних рынках наблюдается их снижение на других. Это объясняется тем, что механизмы рынка продолжают работать, посылают в экономику ценовые сигналы, подталкивают инвестиций, стимулируют расширение производства и предложения. Следовательно, борьба с явной (открытой) инфляцией.

Подавленная инфляция протекает в скрытой форме и проявляется в снижении качества продукции, изменении структуры ассортимента, увеличении дефицита в экономике, росте очередей. Подавленная инфляция возникает, если макроэкономическое равновесие спроса сопровождается всеобщим государственным контролем цен. Это случается, когда государство, обеспокоенное инфляционным не равновесием рынков, обращает внимание не на породившие его причины, а на последствия. Вместо того чтобы систематически заниматься профилактикой инфляции и при необходимости демонтировать ее механизмы, оно пытается подавить ее проявления. Например, временно замораживаются цены и доходы, устанавливаются верхние пределы их роста и т.д. Иногда государство ставит задачу удержать динамику заработной платы на уровне, не превышающем темп роста производительности труда.

Механизм подавленной инфляции связан с неизбежным возникновением разрыва между административно установленными и более высокими рыночными ценами. Появляется дефицит, покупатели в поисках нужного товара переплачивают торговцам. Начинается перемещение товарных масс из официальной экономики в теневую. Образуется как бы “дыра", в которую проваливаются товары. Любые попытки закрыть ее с помощью правоохранительных органов, общественного контроля и т.п. в лучшем случае приводят к временному выправлению ситуации, но не могут сломать инфляционный механизм. Не удается это сделать и путем административного повышения цен, ибо если в этом случае спрос немного снижается, то противоинфляционные выплаты вновь поднимают его, и не равновесие восстанавливается. В результате хронический товарный дефицит в государственном секторе сопровождается процветанием теневой экономики, перепродающей товары по ценам, близким к ценам равновесия.

2. В зависимости от объекта исследования различают национальную, региональную и мировую инфляцию. В национальном и региональном масштабах объектом анализа является динамика оптовых и розничных цен, дефлятор ВНП в какой-либо стране, на уровне объединения стран, на международном рынке (например, ЕС).

3. В зависимости от инфляционных импульсов по отношению к системе вызываемых внутренними и внешними факторами, различают импортируемую и экспортируемую инфляцию. В случае поддержания в стране твердого валютного курса любое повышение цен на импортные товары будет импортировать инфляцию в страну. Значение этого фактора в развитии инфляционного процесса в стране зависит от доли внешней торговли в общем, объеме ВНП. Чем она выше, тем больше эффект “импорта” инфляции.

4. В зависимости от темпов роста цен: до 10% в год - различают умеренную или ползучую инфляцию. При росте 200% в год - отмечают галопирующую или “латинскую". Свыше 200% - гиперинфляцию (по американскому экономисту Ф. Кэгану - свыше 50% в месяц).

5. В зависимости от того, насколько успешно экономика адаптируется к темпам роста цен, инфляция подразделяется на сбалансированную и несбалансированную. В первом случае цены растут умеренно и стабильно. Все остальные макроэкономические показатели изменяются практически адекватно. При несбалансированной инфляции цены на товары разномоментно подскакивают вверх, а экономика не успевает приспособиться к изменяющимся условиям.

6. В зависимости от способности государства воздействовать на инфляционный процесс она подразделяется на контролируемую и неуправляемую. В первом случае государство может замедлять или ускорять темпы роста цен в среднесрочном аспекте. Во втором - реальных источников для корректировки уровня инфляции нет.

7. В зависимости от изменения показателя ВНП при росте спроса в экономике различают истинную и мнимую инфляцию. При мнимой инфляции наблюдается увеличение реального объема производства, обгоняющее рост цен (рост реального объема ВНП). На второй стадии по мере увеличения давления спроса происходит рост издержек, расстройство денежного обращения, стагнация производства (рост номинального объема ВНП).

8. В зависимости от точности прогноза хозяйственных агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.

9. В зависимости от факторов, порождающих и питающих инфляционный процесс, выделяют инфляцию “спроса" и инфляцию “издержек". Инфляция спроса и инфляция издержек - это системы или разновидности именно монетарной инфляции, так как развитие инфляционных процессов сопровождается и порождается обесцениванием денежной единицы, (приложение 1, рис.3).

Инфляция спроса - это вид инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по определённым причинам не успевает производство.

Другой вид инфляции - инфляция издержек. В этом случае механизм инфляции начинает раскручиваться в силу того, что растут издержки. Возможны два исходных момента: издержки начинают расти в результате повышения заработка (давление профсоюзов, требования рабочих) или в силу удорожания сырья и топлива (рост импортных цен, изменение условий добычи, повышение транспортных расходов и т.п.)

Таким образом, инфляция - это результат разбалансирования совокупного спроса и совокупного предложения в обществе. Исходя из уравнения обмена количественной теории денег, совокупный спрос можно представить как произведения предложения денег и скорости их оборота; совокупное предложение - можно представить как произведение физического объема выпускаемой продукции и уровня цен. Следовательно, всякое увеличение количества денег в обращении или скорости их оборота приводит к росту совокупного спроса и наоборот. Рост денежной массы в обращении, влекущий за собой рост совокупного спроса, может быть вызван различными причинами: экспансионистской финансовой политикой, политикой государства, покрытием бюджетного дефицита с помощью “печатного станка”, режимом расширения кредита, инвестиционным бумом, структурными сдвигами в потребительском вкусе и др.

Уже в сегодняшнее время стали различать реальную и номинальную инфляцию. В отличие от номинальной реальная инфляция формируется под влиянием не денежных факторов, непосредственно связанных со сменой структуры производства, совершенствованием его технической и технологической систем. Очень часто понятие инфляции трактуется лишь как номинальное, она рассматривается как формальный процесс повышения общего уровня цен.

Современная экономическая теория и практика хозяйствования не оперирует понятиями номинальной инфляции, они ее обозначают как инфляцию в ее собственном, непосредственном значении. Если мы отмечаем, что инфляция возросла на протяжении года на столько - то процентов, то имеем в виду именно номинальную инфляцию, которая “ идет в ногу” с обесцениванием денежной единицы. Номинальная инфляция и обесценивание денег тождественны, они выступают как определенные и разные стороны одного и того же экономического процесса.

Основными факторами формирования реальной инфляции являются преобразование технологической и технической структуры экономики, совершенствование продукции (инвестиционные и потребительские товары высшего качества обладают большей ценностью, стоимостью, а также имеют более высокую рыночную цену).

Реальной ее обозначают потому, что она развивается под влиянием такого специфического экономического процесса, как рост ценности (стоимости) материальных благ и услуг в значительном рыночном периоде времени. Если условно допустить, что номинальная инфляция отсутствует, то рост совокупных цен, вызванный возрастанием стоимости (ценности) благ и услуг под влиянием их совершенствования и соотношения между ними (возрастание уровня совокупных цен и стоимости благ и услуг), будет или пропорциональным, или даже тождественным.

В условиях реальной инфляции как одной из составляющих фактической инфляции временные изменения уровней совокупных цен перестают быть пропорциональными и тождественными по часовым изменениям уровней обесценивания денег.

В странах с развитой рыночной экономикой реальная инфляция развивается параллельно с номинальной, поэтому фактический уровень инфляции имеет две составляющие - номинальную, развивающуюся под влиянием и как результат обесценивания денег, и реальную, являющуюся результатом совершенствования продукции или же благ и услуг.

Реальная инфляция может быть двух типов.

1-й тип способствует возрастанию ее общего уровня выше номинального. Развитие такой положительной инфляции свидетельствует о том, что в экономике есть определенное совершенствование технологии и продукции.

2-м типом является отрицательная реальная инфляция. Она существует, когда в экономической системе технология и продукция ухудшаются. Существует такое мнение, что отрицательная инфляция повышает общий ее уровень. Но большинство исследователей считает, что отрицательную реальную инфляцию необходимо учитывать или путем добавления к номинальному уровню, или вообще не принимать во внимание, так как она аккумулирует себя в факторах развития номинальной инфляции. В частности, при ухудшении качества и эффективности технологии и продукции увеличиваются затраты ресурсов на изготовление единицы изделия, приводящие к развитию инфляции затрат как одного из наиболее типичных видов номинальной инфляции.

Некоторые экономисты полагают, что отдельно учитывать и выделять нужно лишь положительную реальную инфляцию, поскольку она дополнительно способствует возрастанию совокупных цен независимо от уровня номинальной инфляции. Вместе с тем данная точка зрения не разделяется большинством ученых, так как считается (и в определенной степени обоснованно), что положительная реальная инфляция дополнительно себя не проявляет и ее влияние аккумулируется в развитии дефлятивных процессов (совершенствование технологий и продукции приводит к снижению удельных затрат ресурсов, а значит, способствует обратному движению уровня совокупных цен в направлении дефляции).

Такое мнение верно лишь в случае реальной инфляции, развивающейся под влиянием улучшения технологий. Но когда она вызвана совершенствованием продукции, то способствует определенному повышению уровня совокупных цен (товары высшего качества выше ценой, независимо от затрат на их изготовление).

Реальная инфляция в отличие от номинальной почти всегда положительно влияет на функционирование экономической системы, она является индикатором ее совершенствования и стимулирует техническое и технологическое развитие производства. Это обстоятельство должно учитываться государственным регулированием макроэкономических (инфляционных) процессов. Если номинальную инфляцию необходимо сдерживать, то реальную надо стимулировать и создавать условия для ее развития.

Она существует во многих экономически развитых странах, таких как Япония, Германия. Данную инфляцию очень трудно определить.

Реальная инфляция имеет положительное, отрицательное и нулевое значение.

Положительной она будет, когда уровень возрастания совокупных цен выше темпов обесценивания национальной валюты. Такая экономическая ситуация характерна для большинства развитых стран Запада. По ориентировочным оценкам, реальная инфляция в них составляет приблизительно 2 - 5% в год.

Отрицательная реальная инфляция означает ухудшение качества продукции и услуг. Существует и тогда, когда возрастание совокупных цен превышает темп обесценивания денег.

1.2 Инфляция и ее статистическое изучение

При нарушении воспроизводственного процесса, которое сопровождается обесцениванием бумажных денег, безналичных денежных средств, падением курса национальной валюты, ростом цен и услуг, снижением покупательной способности денег, возникает феномен инфляции. Существуют монетаристский и немонетаристский подходы объяснения причин этого сложного многофакторного явления.

Согласно монетаристской концепции американского экономиста И. Фишера, одно из главных условий возникновения инфляции кроется в более быстром росте денежной массы по сравнению с ростом объема реального продукта, вследствие чего возникший избыток денег приводит к их обесцениванию и росту цен.И. Фишер строит свою концепцию на основании выведенного им уравнения обмена, согласно которому алгебраическая совокупность денежной массы М, находящейся в обороте, и скорости обращения денег V уравновешивает совокупность уровня цен Р и количества реальных товаров и услуг Q:

Из данного равенства И. Фишер определяет зависимость роста уровня цен:

Если составить уравнение темпов роста Тр для непродолжительных периодов времени на основании данной совокупности показателей, то нетрудно видеть, что

Из данного уравнения следует вывод, что темп роста цен (инфляции) напрямую зависит от темпов роста денежной массы при неизменяющихся объемах реального продукта и скорости обращения денег.

Немонетаристский подход (кейнсианский) объясняет причины инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростом издержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой рост цен и рост заработной платы.

Статистика исследует все основные виды инфляции: открытую инфляцию (параллельный процесс инфляции спроса и издержек), структурную инфляцию (возникает в периоды структурных перестроек и сопровождается макроэкономической межотраслевой несбалансированностью) и подавленную инфляцию (возникает в условиях регулируемых цен, вследствие чего возникает товарный дефицит и избыток денежной массы).

Важнейшим показателем в статистическом исследовании является показатель уровня инфляции, который измеряется с помощью системы ценовых индексов, среди которых наибольший интерес представляют индекс-дефлятор ВВП (дефлятор ВВП) и показатель нормы инфляции.

Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране. Он рассчитывается как отношение номинального ВВП (NВВП) к реальному ВВП (RВВП):

где - валовой продукт исследуемого периода в текущих ценах; - валовой продукт в ценах базисного периода.

В статистическом анализе инфляции используется также показатель нормы инфляции (ИN), который определяется по формуле

где It и It-1 - индексы смежных периодов.

Норма инфляции отражает процентное изменение уровня инфляции за данный период времени. В статистике принято считать, что если норма инфляции менее 10%, то имеет место "ползучая" инфляция; если норма инфляции около 50%, то имеет место "гиперинфляция". Норма инфляции 10 - 99% характерна для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран.

1.3 Система показателей статистики цен

Характеристика инфляции тесно связана с анализом ценовой политики. В рыночной экономике одной из важнейших функций цены является балансирующая функция, которая заключается в установлении баланса между производством и потреблением, предложением и спросом.

Цена выполняет также учетно-стоимостную функцию (выражает стоимость затрат через результат производства), стимулирующую функцию (активизирует эффективность производства), а также распределительную функцию (является показателем распределения и перераспределения произведенной стоимости, что важно для решения социальных задач).

Целью статистического анализа цен являются измерение их уровня в пределах определенных товарных групп, анализ структурных различий этих уровней, изучение их динамики. Широко используются индивидуальные и сводные индексы цен, а также исчисляется индекс динамики средних цен.

Средняя цена - это средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Она определяется путем деления стоимости () на общее количество изучаемых единиц (). Если данные о продаже представлены в натуральном выражении, то для определения средней величины используется формула средней арифметической взвешенной

Если данные о продаже представлены в стоимостном выражении, то средняя цена определяется по формуле средней гармонической взвешенной

Определение средней цены как простой арифметической допускается лишь в случаях расчета рыночных средних цен за месяц.

Важнейшим разделом статистики цен являются исчисление и анализ индексов цен производителей, сводных показателей цен на промышленную продукцию, анализ динамики цен и тарифов на основе выборочных исследований сети базовых предприятий. В этих целях ежемесячно производится регистрация цен в один из согласованных с предприятием дней (примерно с 17-го по 27-е число каждого месяца). Регистрируются фактические цены на продукцию, которая произведена и отгружена в текущем месяце на внутренний рынок, за вычетом косвенных налогов (НДС, акцизный сбор и другие спецналоги).

В группу базовых предприятий, где производится регистрация цен, включаются предприятия различных форм собственности, различных организационно-правовых форм, различные по величине (динамика цен на мелких предприятиях может существенно различаться). Как правило, для данной группы предприятий характерен выпуск наиболее типичной отраслевой товарной продукции.

Такой подход позволяет получать относительно достоверную статистическую информацию о регистрируемых ценах, а также обеспечивать сопоставимость регистрируемых цен.

В целях обеспечения сопоставимости регистрируемых цен индексы цен, рассчитанные по отдельным товарам, представляющим отрасль, распространяются поэтапно на продукцию отрасли с учетом уровней агрегации товаров в отрасли. При этом используются такие приемы, как регистрация цены "старого" и "нового" товара одновременно по двум смежным месяцам, использование метода перехода с регистрации цен одного вида товара на регистрацию цен другого вида товара, изучение динамики цены за любой период текущего года и т.д.

В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена за декабрь предыдущего года.

Средние индексы цен по отраслям производства рассчитываются в определенной последовательности:

1) вначале определяются сводные индексы (цепные и базисный) по конкретной группе товаров;

2) затем рассчитываются сводные индексы (цепные и базисный) по товарным группам;

3) на заключительном этапе рассчитываются сводные индексы цен по отраслям, подотраслям, промышленной продукции в целом по формуле Ласпейреса

где ipj - индексы цен по отдельным отраслям промышленности; p0 q0 - товарный выпуск продукции в базисном периоде; n - количество отраслей промышленности.

Полученные сводные данные поступают в государственную отчетность.

Важное место в статистике цен отводится анализу цен потребительского рынка, где статистическое наблюдение осуществляется по отобранному набору товаров и услуг.

Для характеристики динамики потребительских цен исчисляется сводный индекс потребительских цен (Iипц). Для расчета индекса необходимы данные как об изменении цен, так и о структуре реальных потребительских расходов населения за истекший год. В целом данный индекс отражает соотношение стоимостей фактического фиксированного набора товаров и услуг (потребительская корзина) в текущем и базисном периодах.

Сводный индекс потребительских цен является важнейшим показателем уровня инфляции. Его расчет осуществляется по модифицированной формуле Ласпейреса с периодичностью в месяц, квартал, а также с нарастающим итогом за период с начала года:

где Q0 - объем потребительской корзины в базисном периоде; p1 p0 - цена товара (услуги) в потребительском наборе отчетного (текущего) и базисного периодов.

В статистике цен используются также показатели: покупательная способность денег и покупательная способность рубля.

Показатель покупательной способности денег отражает количество товаров и услуг, которые можно приобрести на одну денежную единицу (1 руб) при текущем уровне цен и тарифов.

Показатель покупательной способности рубля применяется для измерения инфляции, поскольку он показывает, во сколько раз обесценились деньги. Он исчисляется как индекс, обратный индексу цен и тарифов.

Глава 2. Изучение индексов потребительских цен и инфляции

2.1 Изучение индексов потребительских цен

Индекс потребительских цен является относительным показателем, измеряющим общее изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг, или потребительской корзины среднего потребителя.

Для характеристики изменения цен на потребительские товары и услуги используется система индексов при помощи, которых можно решать задачи различной трудности. Можно сказать, что эту систему образуют:

сводный индекс потребительских цен, характеризующий изменение фиксированного полного набора товаров и услуг;

сводный индекс потребительских цен характеризующий изменение стоимости фиксированного набора товаров и услуг;

индекс стоимости прожиточного минимума;

индексы потребительских цен для отдельных социально-демографических групп.

На практике, как правило, расчёт индекса потребительских цен производится на основе модификации формулы Ласпейреса:

Уp = 56,60· 6,3· 46,29 + 11,44· 7,77· 30 + 6,46· 5,90· 39,1

46,29 7,77 5,90 =

5,90· 39,1 + 7,77· 30 + 46,29·

= 1,22· 6,3· 46,29 + 1,47· 7,77· 30 + 1,09· 5,90· 39,1 =

230,69 + 233,1 + 291,62

355,8 + 342,7 + 251,5 = 950,0 = 1,25 или 125%

755,41 755,41

Данный расчёт производился по трём товарам: говядине, молоку и муке. В среднем по трём товарам цены выросли в 1,25 раз или рост составил 125%.

В результате увеличения цен на 25% покупатели заплатили 194,59 млн. рублей больше в 2007 году, чем в 2006 г, т. е 950руб. - 755,41руб. =194,59 руб.

В данном случае отчётным периодом является октябрь 2007 года, а базой октябрь 2006 года.

2.2 Индекс потребительских цен на региональном уровне

Индекс потребительских цен по модифицированной формуле Ласпейреса рассчитывается на региональном и федеральном уровнях.

Расчёт индекса потребительски цен на региональном уровне необходим, с одной стороны, как один из этапов вычисления сводного индекса для страны в целом, а с другой - для характеристики цен на потребительские товары в данном регионе и в какой-то мере для управления её экономикой.

На региональном уровне местными органами управления регулируются цены на основные продукты питания, социально-значимые непродовольственные товары, услуги транспорта, связи и др.

Для сопоставимости различных видов ИПЦ применяется единая методология их расчёта. Несомненно, в Астраханской области данная методология присутствует и успешно работает.

Расчёт ИПЦ может производиться поэтапно. С начала можно находить индивидуальные индексы цен по какому-либо товару, услуге, а в последствии уже рассчитываются агрегатные индексы.

Исходя из полученных данных можно судить о том, насколько произошло изменение индивидуального индекса цен, либо индекса физического объёма, т. е может быть как уменьшение, так и увеличение этих показателей.

Можно с уверенностью сказать, что в 2005 - 2006 гг. индивидуальный индекс цен и индекс физического объёма в Астраханской области был несколько предпочтительнее, нежели в России и в отдельных её регионах.

В Астраханской области наблюдалось снижение цен на отдельные виды продтоваров, и увеличивались объёмы продаж товаров. Всё сказанное можно подкрепить конкретными фактами.

В Астраханской области индивидуальные индексы цен составили (ip):

(отчётным периодом является 2006 год, база - 2005 год)

ip, жив. масло =18896 = 1,00 или 100%

18829

ip, говядина = 14204 = 1,00 или 100%

14071

ip, молоко= 2393 = 1,04 или 104%

2297

ip,растительное масло = 13370 = 0,99 или 99%

13392

ip, сахар = 4969 = 0,97 или 97%

5094

По таким товарам как говядина, животное масло цены остались на прежнем уровне и изменению не подлежали.

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005 индивидуальный индекс цен составил:

1) цена на молоко и молочные продукты выросла на 4%;

2) цена на растительное масло уменьшилась на 1%;

3) цена на сахар уменьшилась на 3%;

4) цены на говядину, животное масло остались неизменными.

Индивидуальный индекс цен (ip) по России за 2005-2006гг. составил:

ip= p1/p0

говядина = 1,13 или 113%

мука = 1,07 или 107%

животное масло =1,14 или 114%

сахар =0,82 или 82%

молоко =1,13 или 113%

Цены на продукты, их рост, безусловно, вызваны экономическими факторами в регионе и ряде регионов.

Ещё можно выделить такой индекс как индекс физического объёма продукции.

По Астраханской области за 2005 - 2006гг. он составил:

Iq = q1/q0

Iq, говядина =10,5 = 1,27 или 127%

8,3

iq, молоко = 61,4 = 1,42 или 142%

43,1

iq, мука = 34 = 1,26 или 126%

26,7

iq, крупа = 1 = 1,11 или 111%

0,9

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2006 по сравнению с базисным годом 2005 индивидуальный индекс физического объёма составил:

рост реализации говядины на 27%;

увеличение реализации молока на 42%;

увеличение реализации пшеничной муки на 26%;

увеличение реализации крупы на 11%;

К 2007 году цены в отдельных регионах России приближаются друг к другу, однако, брать в учёт районы крайнего Севера, поскольку там цена на продукты первой значимости достигают невероятно высоких пределов.

Что же касается Астраханской области, то изменение цен за 2005-2007 гг. было следующим:

ip= октябрь 2007года

октябрь 2006года

ip, говядина= 56,60 = 1,22 или 122%

46,29

ip, молоко= 6,46 = 1,09 или 109%

5,90

ip, сахар= 16,70 = 1,81 или 181%

9,18

ip, картофель= 3,86 = 1,14 или 114%

3,37

ip, яйцо= 13,03 = 1,12 или 112%

11,62

ip, макар. изд-я= 21,13 = 1,04 или 104%

20,14

Аналитическое исследование показало, что в Астраханской области в отчётном году, т.е. 2007 по сравнению с базисным годом 2006 индивидуальный индекс цен составил:

цена на говядину увеличилась на 27%;

цена на молоко выросла на 9%;

цена на сахар увеличилась на 81%;

цена на картофель увеличилась на 14%;

цена на яйцо выросла на 12%;

цена на макаронные изделия увеличилась на 4%.

Таким образом, 2007-й год стал годом увеличения цен не только на продтовары, но и на промышленные и, которые в свою очередь были обусловлены как внутренними факторами, так и внешними (тяжёлое положение на мировом нефтяном рынке). Ведь повышение цен на энергоносители вели к повышению и на продуктовом потребительском рынке.

Наряду с данным расчётом ИПЦ существуют цепные и базисные индексы. Цепные индексы позволяют проследить изменение поэтапно, например от месяца к месяцу, или какого - либо другого периода. В статистической практике Хакасии широко используются все указанные методы. Их наглядность позволяет проследить малейшее изменение будь то изменение цены, либо товародвижения продукции.

Следует иметь в виду, что ИПЦ характеризует изменение цен на фиксированный набор товаров и услуг. К тому же данный набор для всех групп населения одинаков и остаётся неизменным в течение длительного периода времени.

В данный набор входит двадцать пять продуктов питания. Причём население должно располагать определёнными средствами к их приобретению. Всё сказанное можно объединить в такие понятия, как прожиточный минимум и бюджет прожиточного минимума.

Была определена сумма, которую необходимо потратить, чтобы приобрести некоторые видов продуктов. Эта сумма рассчитана в среднем на душу населения Астраханской области.

Сначала был произведён расчёт индекса цен прожиточного минимума в среднем на душу населения Астраханской области на сентябрь 2007 года:

Q = е qн· p

Q - стоимость прожиточного минимума;

qн - социальный норматив потребления отдельных видов продуктов, включённый в продуктовый набор;

p - цена на эти виды продуктов;

Q = 7,83· 29,32 + 14,87· 1,73 + 17,7· 5,94 + 12,62· 12,85 = 229,5 + 25,7 + 105,1 + 162,1 = 522,40 рублей,

т.е. на приобретение продуктов необходима сумма в 522 рубля и 40 копеек в месяц.

Далее был произведён расчёт индекса цен прожиточного минимума в среднем на душу населения Астраханской области на октябрь 2007 года:

Q = 7,83· 29,13 + 1,73· 16,70 + 17,7· 6,46 + 12,62· 13,03 = 228,0 + 114,3 + 164,4 = 535,5 рублей.

Таким образом, на приобретение таких продуктов питания, как: овощей, сахара, молочных продуктов и яиц необходимо 535 рублей 50 копеек в месяц.

Тогда индекс цен прожиточного минимума будет равен:

Ур = е p qн

е р qн

Уp = 535,5 = 1,025 или 102%

522,4

Данный индекс показывает, что цены на определённые продукты питания изменились на 102% или их рост составил 2% при том, что потребление продуктов осталось на прежнем уровне.

Разность между числителем и знаменателем показывает изменение стоимости прожиточного минимума в текущем периоде по сравнению с базисным, вызванным только изменением цен:

Qр = 535,5 - 522,4 = 13,1,

т.е. стоимость продуктового набора увеличилась на 13,1 рублей.

В процессе анализа можно выяснить, как повлияло на изменение стоимости прожиточного минимума:

а) изменение цен на отдельные виды продуктов питания;

б) отклонение фактического объёма потребления от нормативного;

в) ассортиментные различия фактической структуры продуктового набора от нормативной.

Индекс цен прожиточного минимума, рассчитанный на постоянной основе, позволяет оценить масштабы роста цен, которыми сталкивается семья и отдельные индивиды.

2.3 Оценка инфляции

Оценка инфляции основывается на использовании системы показателей. С помощью этой системы показателей определяют уровень и динамику инфляции в целом по экономике и отдельных её отраслях.

На практике для наиболее общей характеристики уровня инфляции целесообразно использовать два показателя:

Индекс потребительских цен; данный показатель позволяет оценить уровень инфляции на потребительском рынке. Исчисляется он по формуле Ласпейреса:

Ур = 56,60· 6,3 + 11,44· 30 + 6,46· 39,1 = 356,58+343,2+ 252,586

46,29· 6,3 + 7,77· 30 + 5,90· 39,1 291,627 + 233,1 +230,7

= 952,366 = 1,26 или 126%

755,417

В период с октября 2006 года по октябр ь 2007 года инфляция составила 26% или цены на продукты питания в Астраханской области увеличились на 26%.

Скажем можно по данной формуле найти инфляцию за любой временной промежуток. Так, если рассматривать период с октября 2005 по октябрь 2006 года, то инфляция в Астраханской области составила:

Ур = е p q0

е p q0

Ур = 14157· 8,1 + 2375· 39,9 + 3540· 26 = 114671,7 + 94762,5+

12116· 8,1 + 1953· 39,9 + 2853· 26 98139 + 76362,3 +

92040 = 301474,2 = 1,21 или 121%

74178 248679,0

цены увеличились, и инфляция составила 21%.

2) дефлятор валового внутреннего продукта; он позволяет оценить уровень инфляции по всей совокупности благ, производимых и потребляемых в государстве, включая инвестиционные товары, экспорт, импорт.

Дефлятор ВВП можно определить по формуле Пааше:

Ур = е p q1

е p q1

Размер же инфляции рассчитывается:

(Ур - 1) 100

В 2007 году инфляция за месяц (октябрь) в Астраханской области составила:

Ур = 1,25 или 125%, инфляция = 25%

Существует ещё и такой показатель как индекс покупательной способности денег, поскольку нужно объяснить такой факт, что когда растут цены на потребительские товары, то это в свою очередь приводит к обесцениванию денег, т.е. снижается их покупательная способность (имея на руках туже сумму денег, что и до инфляции мы можем купить гораздо меньше продуктов или каких-либо других товаров).

Упсд = 1/Ур

Ур = 125%

1: 1,25 = 0,8 (Упсд-1) 100 = (0,8 - 1) 100 = - 20%,

т.е. покупательная способность денег снизилась на 20%.

При изучении динамики уровня инфляции используют показатель - норма инфляции, выраженный в процентах:

N = In - In-1 · 100,

Где In-1

In и In-1 - индексы цен за текущий и предыдущий периоды.

Рынок продовольственных товаров Астраханской области не стал исключением в том плане, что на нем, как и на других рынках России действуют рыночные механизмы. Повышение цен неизбежно ведёт к снижению покупательной способности денег и, следовательно, желание купить не только лучше товар, но и больше падает. Однако, как правило, на продтовары первой значимости спрос резко не падает, как скажем на товары роскоши и другие товары не первой необходимости.

Заключение

Согласно вышеизложенному, можно сделать вывод, что чаще всего инфляция является следствием какой-то деятельности правительства, изменении политики государства, а во вторую очередь с наступлением войны и других катаклизмов.

Прежде всего, от инфляции страдает основная масса населения, то есть рабочие, служащие и т.д., тех, кто получает относительно фиксированные денежные доходы и "субсидирует" тех, чьи денежные доходы меняются. Непредвиденная инфляция наказывает владельцев сбережений. Она приносит выгоды получателям займов за счет кредиторов. Некоторые семьи, владеющие недвижимостью или держащие какие-то финансовые активы, могут и выиграть и проиграть при инфляции, т.к при инфляции Финансовые активы могут обесцениваться, а недвижимость обязательно растет в цене.

Можно подчеркнуть, что последствия инфляции в сфере перераспределения произвольны в том смысле, что они возникают независимо от целей и ценностей общества. У инфляции отсутствует общественное сознание, поэтому она берет у одних и дает другим, будь то богатые или бедные, молодые или старые, здоровые или больные.

Последствия инфляции сложны и разнообразны. Небольшие ее темпы содействуют росту цен и норм прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере углубления инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Галопирующая инфляция дезорганизует хозяйство, наносит серьезный экономический ущерб, как крупным корпорациям, так и мелкому бизнесу, прежде всего из-за неопределенности рыночной конъюнктуры. Инфляция затрудняет проведение эффективной макроэкономической политики. К тому же неравномерный рост цен усиливает диспропорцию между отраслями экономики и обостряет проблемы реализации товаров на внутреннем рынке. Такая инфляция активизирует бегство от денег к товарам, превращая этот процесс в лавинообразный, обостряет товарный голод, подрывает стимул к денежному накоплению, нарушает функционирование денежно-кредитной системы.

Кроме того, в условиях инфляции обесцениваются сбережения населения, потери несут банки и учреждения, предоставляющие кредиты. Интернационализация производства облегчает переброс инфляции из страны в страну, осложняя международные валютные и кредитные отношения. Инфляция подавляет мотивы к высокопроизводительному труду, обрекает производство на низкую эффективность и технологическую отсталость.

Инфляция имеет и социальные последствия: она ведет к перераспределению национального дохода, является как бы сверхналогом для населения, что обуславливает отставание темпов роста номинальной, а также реальной заработной платы от резко возрастающих цен на товары и услуги.

Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб стабильности предприятий и финансовых учреждений, экономическому развитию страны, ее населению, подрывают доверие народа к правительству.

Таким образом, из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Инфляция в настоящее время в той или иной степени охватывает практически все страны мира. Борьба с ней с целью ее снижения требует больших сил и материальных затрат.


Негативные последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика. Москва, изд-во МГУ, 1994 г.

Индексы цен могут быть полезны во многих сферах деловой жизни. Так при анализе эффективности инвестиционных проектов индексы цен необходимы для инфляционной коррекции денежных потоков и стоимости основных средств рассматриваемого предприятия, для выявления иллюзорной инфляционной составляющей в доходности и росте стоимости капитала. При этом прогнозируемые значения индексов цен могут служить в качестве одного из количественных показателей степени риска: чем выше будет темп инфляции, тем неустойчивее будет ценовая и общая деловая ситуация с рассматриваемым проектом.

Только на основе индексов цен возможна оперативная корректировка стоимости производственных фондов предприятий. От этого в условиях инфляции сильно может зависеть эффективность их функционирования. Например, от стоимости основных фондов зависит объем амортизационных затрат в издержках производства. Чем больше амортизационные затраты, тем меньше объем добавленной стоимости и прибыли, и, соответственно, меньше налоги предприятий с этих показателей. Отставание с переоценкой стоимости основных фондов ведет к увеличению по указанным причинам инфляционной составляющей в налогах.

В периоды инфляции для поддержания прежнего физического объема обратных фондов (запасов, материалов, топлива, нереализованной продукции и др.) требуется увеличение их номинальной стоимости. Важно, чтобы эта инфляционная компенсация не проходила по налогооблагаемой статье "чистые инвестиции". (Впрочем, даже без реальных налогов, затраты предприятий на увеличение оборотных средств из-за роста цен будут по сути неявным "инфляционным налогом")

Тест

1. Инфляция - это

А. повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием. Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров

В. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг

Г. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране

2. Реальная инфляция имеет

А. положительное, отрицательное и нулевое значение Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. только положительное значение

В. только отрицательное значение

Г. только нулевое значение

3. Отрицательная реальная инфляция означает

А. ухудшение качества продукции и услуг. Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. улучшение качества продукции и услуг

В. улучшение качества продукции

Г. улучшение качества услуг

4. Характеристика инфляции тесно связана с анализом

А. ценовой политики Аллен Р. Экономические индексы

Б. индекса цен

В. инфляционной политики

Г. все ответы верны

5. Средняя цена - это

А. средний уровень цены отдельного товара в группе однородных товаров или совокупности качественно однородных товаров. Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен

Б. Средняя арифметическая цена

В. Цена в период между началом и окончанием инфляции

Г. все ответы верны

6. Немонетаристский подход (кейнсианский) объясняет причины инфляции избытком совокупного спроса (инфляция спроса) или ростом издержек производства (инфляция издержек), что влечет за собой

А рост цен и рост заработной платы Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. рост цен

В. рост заработной платы

Г. ничего не влечет

7. Сводный индекс потребительских цен характеризует

А. Изменение фиксированного полного набора товаров и услуг Аллен Р. Экономические индексы

Б. Среднюю стоимость товара

В. Среднее арифметическое значение индекса цены

Г. Сводную характеристику качества

8. В качестве базисной цены для определения индексов цен в течение текущего года принимается цена

А. за декабрь предыдущего года. Аллен Р. Экономические индексы

Б. за сентябрь предыдущего года.

В. за январь предыдущего года.

Г. за 25 апреля предыдущего года.

9. Целью статистического анализа цен являются измерение

А. их уровня в пределах определенных товарных групп,

Б. анализ структурных различий этих уровней

В. изучение их динамики

Г. Все ответы верны Гусаров В.М. Статистика

10. Дефлятор ВВП (Iдеф) характеризует

А. Степень инфляции по всей совокупности товаров и услуг, которые производятся и потребляются в данной стране Гусаров В.М. Статистика

Б. Внутренний валовый продукт

В. Дефлятор внешнего валового продукта

Г. Индекс цены

11. Норма инфляции отражает процентное изменение

А. уровня инфляции за данный период времени.

Б. уровня цены за данный период времени

В. цены и инфляции

Г. нормы

12. В статистике принято считать, что если норма инфляции менее 10%, то имеет место

А. "ползучая" инфляция

Б. "гиперинфляция".

В.10% -ная инфляция

Г. Все ответы верны

13. Если норма инфляции около 50%, то имеет место

А. "гиперинфляция".

Б. "ползучая" инфляция

В.50% -ная инфляция

Г. Все ответы верны

14. Норма инфляции 10 - 99% характерна

А. для стран с переходной экономикой или для развивающихся стран Борисов Е.Ф. Экономическая теория

Б. только для стран с переходной экономикой

В. только для развивающихся стран

Г. развитых стран

15. Инфляция проведение эффективной макроэкономической политики

А. затрудняет

Б. улучшает

В. способствует

Г. не влияет на

Список литературы

1. Аллен Р. Экономические индексы. - М.: Статистика, 2001.

2. Амосов А. Особенности инфляции и возможности противодействия ей. // Экономист, 2005, №1

3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. - М. - Финансы и статистика. - 2001

4. Гусаров В.М. Статистика: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001

5. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / Под ред.И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2003

6. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики. - М.: ИНФРА-М, 2003

7. Иванов Ю.Н. Экономическая статистика. - М.: ИНФРА-М, 2003

8. Кендельский М. Статистические методы исследования структуры цен. - М.: Владос, 2003

9. Кильдишев Н.Н. Общая теория статистики, - М, - Статистика. - 2003

10. Ковалевский Г.В. Индексный метод в экономике. - М.: Финансы и статистика, 2003

11. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Назарова, - М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

12. Назаров М. Рынок и статистика. - М.: Финансы и статистика, 2003

13. Общая теория статистики. Под редакцией Башиной О.А. и Спирина А.А. - М. - 2003

14. Ряузов Н.Н. Общая теория статистики, - М. - Финансы и статистика, - 2003

15. Салин В.Н., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2003.

16. Статистика рынка товаров и услуг/ под Ред. д. э. н., профессора Белявского И.К. - М.: Финансы и статистика, 2003

17. Теория статистики. Под редакцией И.Г. Молого. - М. - Финансы и статистика. - 2003

18. Теория статистики: Учебник. - 3-е изд., перераб. / Под ред.Р.А. Шмойловой. - М.: Финансы и статистика, 2003

19. Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика, 2002

20. Уткин Э.А. Цены, ценообразование и ценовая политика. - ЭКМОС, 2004

21. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2005

22. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Манускрипт, 2004



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Создание нового товара и маркетинговая деятельность
Курсовая работа Вспашка зяби однолетних трав под возделывание ячменя на глубину 20-24 сантиметров
Курсовая работа Право собственности в международном частном праве
Курсовая работа Классификация предприятий общественного питания
Курсовая работа Игротерапия как средство развития межличностных отношений у старших подростков
Курсовая работа Конкурентоспособность товара, её оценка
Курсовая работа Анализ товарных запасов
Курсовая работа Прибыль фирмы, ее формирование, распределение и использование
Курсовая работа Модели оценки опционов
Курсовая работа Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка на среднем этапе обучения
Курсовая работа Оценка финансовой устойчивости предприятия
Курсовая работа Договорные взаимоотношения и партнерские связи в предпринимательской деятельности
Курсовая работа Аттестация муниципальных служащих
Курсовая работа Создание педагогических условий в семье для развития творческих способностей детей в музыкальной деятельности
Курсовая работа Валютные операции коммерческого банка