41
Социально-экономический потенциал России
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание социально-экономического потенциала России
1.1 Сущность, общие понятия и состав экономического потенциала
1.2 Понятие индекс развития человеческого потенциала
1.3 Роль ИРЧП в концепции развития человека
2. Методы определения социально-экономического потенциала страны
2.1 Методы оценки объема ВВП как показателя СЭПНХСС
2.1.1 Производственный метод исчисления ВВП
2.1.2 Распределительный метод исчисления ВВП
2.1.3 Исчисление ВВП методом конечного использования
2.2 Методика расчета ИРЧП
3. Анализ социально-экономического потенциала РФ
3.1 Определение объема ВВП и его анализ
3.1.1 Производственный метод
3.1.2 Распределительный метод исчисления ВВП
3.1.3 Исчисление ВВП методом конечного использования
3.2 Расчет и анализ ИРЧП для Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Последнее десятилетие ХХ века ознаменовалось широкомасштабными радикальными преобразованиями, которые в корне изменили основы социально-экономического уклада России. Как субъект собственности и хозяйствования государство было вытеснено из экономики. Механизм народнохозяйственного и отраслевого управления пришел в упадок. Национальная экономика утратила общую управляемость и погрузилась в глубокий кризис.
Выход из создавшегося положения видится в обобщении и использовании применительно к российским условиям мирового опыта по выводу страны из системного кризиса. Везде этот опыт имеет нечто общее: уважение к национальным традициям и ценностям; прагматизм и осторожность при дозировании скорости и масштабов преобразований; учет реальной экономической обстановки; активная роль государства в регулировании экономики, направлении трансформационных процессов в русле национальных интересов данных стран, в поддержке отечественного предпринимательства, в активной социальной политике.
Очевидно, что и в России одним из результатов системной трансформации, должно стать формирование российской модели национальной экономики, главными чертами которой явятся эффективность, конкурентоспособность, способность к динамичному экономическому прогрессу в русле самых современных тенденций.
Единый народнохозяйственный организм, определяющий существо национальной экономики - взаимосвязанная система комплексов и потенциалов, которая включает совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы, выявляющий современные уровни ее эффективности и конкурентоспособности. Поэтому для национальной развивающейся рыночной экономики изучение сущности и содержания социально-экономического потенциала России является особенно актуальным.
Так же необходимо добавить, что радикальные экономические преобразования и возрождение Росси невозможны без активного подключения к этому процессу социального фактора. Исходя из признания роли человеческого фактора, а благополучия самого человека в качестве цели экономического развития, от уровня жизни следует перейти к качеству жизни.
Таким образом, целью данной курсовой работы является рассмотрение социально-экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
во-первых, это анализ сущности и состава социально-экономического потенциала;
во-вторых, это рассмотрение методик расчета показателей социально-экономического потенциала России;
в третьих, анализ валового внутреннего продукта и индекса развития человеческого потенциала как важнейших составляющих социально-экономического потенциала России.
Объектами исследования в данной курсовой работе являются ВВП и ИРЧП России.
1. Сущность и содержание социально-экономического потенциала России
1.1 Сущность, общие понятия и состав экономического потенциала
Категория «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» (СЭПНХСС) представляет собой явление сложное по структуре и многоаспектное по сути, а также по роли и значению для развития общества и государства. Поэтому СЭПНХСС в теории и практике мирового и национального хозяйствования трактуется весьма неоднозначно в зависимости от того, с какой стороны и с каких позиций осуществляется подход к рассмотрению сущности, состава, роли, места и значения этого потенциала в масштабе национального и мирового хозяйства.
В теории и практике мирохозяйствования пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки СЭПНХСС, но и отсутствует единство во мнениях о методологических принципах и методических подходах к оценке этого потенциала (принципы формирования единой интеграционной оценки, состав показателей, включаемых в оценку, и способы их экспертной оценки).
Тем не менее, обобщив все имеющиеся в научной литературе мнения и подходы к пониманию сущности и состава СЭПНХСС, оценке его роли и значения в практике национального хозяйствования, совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны можно определить как обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает страна (государство) в процессе достижения целей и решения задач в области экономического и социального прогресса, стоящих в конкретный период ее развития Лисов В. И. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность, М.: Экономика, 2000, стр. 24.
Андрианов В. В. Потенциал экономического возрождения // Экономист, №10, 2000, стр.34.
Наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т.п. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФА-М, 1998.
ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической деятельности на территории страны в течение длительного срока (не менее года). Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг.
При оценке постоянного объема ВВП как измерителя или характеристики (параметра) СЭПНХСС необходимо принимать во внимание также влияние естественных условий, которые объективно оказывают воздействие на уровень возможной реализации СЭПНХСС. Таким образом, можно выделить следующие факторы, влияющие на размер и структуру СЭПНХСС, его динамику в каждом конкретном периоде:
· объем и доступность располагаемых ресурсов экономики;
· достигнутый уровень развития технического прогресса;
· накопленный страной потенциал в области научных исследований, уровень подготовки кадров, определяющий качество трудовых ресурсов страны.
1.2 Понятие индекса развития человеческого потенциала
Независимо от уровня социально-экономического развития общества, проблемы изучения уровня жизни населения являются актуальными для всех стран. Комплексный подход к изучению проблемы уровня общественного развития связан с попытками разработки обобщающих показателей, связывающих демографические и экономические процессы. Поскольку отдельно взятые экономические и демографические показатели, отражающие в большей степени количественную или качественную сторону одного из аспектов развития общества, не способны полностью охарактеризовать благосостояние населения.
Такой комплексный показатель, характеризующий состояние экономических и социальных условий, был разработан специалистами программы развития ООН (ПРООН) для наблюдения за социальным прогрессом отдельных стран и человечества в целом. Это индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или индекс человеческого развития (ИЧР).
Индекс развития человеческого потенциала - расчетный статистический показатель, в котором учитываются не только объемы потребления материальных благ, но и возможности для развития человека, обеспечиваемые системами здравоохранения и образования. Иванов. Ю.Н, Саградов. А.А. К вопросу об исчислении и анализе показателей человеческого развития в регионах России.// Вопросы статистики №2, 2000, стр. 23
ИРЧП является интегральным показателем не только уровня жизни, но и экономики в целом, интегрируя три компонента:
- ожидаемую продолжительность жизни;
- уровень образования;
- уровень экономического развития (ВВП на душу населения).
Ожидаемая продолжительность жизни характеризует способность прожить долгую и здоровую жизнь, что составляет естественный жизненный выбор и одну из основных универсальных потребностей человека. Базовый показатель долголетия - средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.
Уровень образования рассматривается как способность к получению и накоплению знаний, к общению, обмену информацией. Характеристиками образованности являются грамотность взрослого населения и полнота охвата обучением. Под грамотностью понимается способность человека прочитать, понять и написать короткий простой текст, касающийся его повседневной жизни.
Уровень экономического развития (уровень жизни) характеризует доступ к материальным ресурсам, необходимым для достойного существования, включая «ведение здорового образа жизни, обеспечение территориальной и социальной мобильности, обмен информацией и участие в жизни общества». Уровень жизни, в отличие от долголетия и образованности, только открывает возможности, имеющиеся у человека, но не определяет их использование.
Большое число факторов, подлежащих учету, отсутствие регулярно собираемой информации по одним, сложность и (или) несопоставимость исчисления других - все это нарушает принцип формирования интегрального показателя и делает практически невозможной оценку уровня жизни с помощью какого-либо прямого показателя.
В связи с этим для оценки уровня жизни используется косвенный базовый показатель - валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения. Для межстранового сравнения используется реальный ВВП на душу населения, рассчитанный в соответствии с паритетом покупательной способности (ППС) валюты.
Таким образом, величина ИРЧП служит критерием разделения стран на группы с различным уровнем человеческого развития вне зависимости от уровня экономического развития. Помимо ранжирования и разделения стран на группы, вычисление ИРЧП позволяет оценить соответствие сложившейся ситуации неким ориентирам, выраженным оптимальными значениями показателей человеческого развития.
1.3 Роль ИРЧП в концепции Развития человека
Ежегодным отчетом о развитии человека начиная с 1990 года является Доклад о развитии человека. Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000, стр.13 Политики нуждаются в обобщенном показателе оценки прогресса, особенно в таком, который больше фокусируется на благосостоянии человека, чем на его доходах. С этой целью Доклады о развитии человека публикуют индекс развития человеческого потенциала. Этот показатель дает общее представление о некоторых основных измерениях развития человека.
Легче измерить доходы государства, чем развитие человека. Поэтому многие экономисты в конце 80-х - начале 90-х гг. 20 века доказывали, что национальный доход представляет собой хороший показатель человеческого благополучия. Хотя между ИРЧП и национальным доходом явно существует тесная связь, так как экономический рост является важным средством развития человека, социальный потенциал не зависит лишь от экономического роста и уровня национального дохода. Оно также зависит от того, как используются эти ресурсы -- на вооружение или производство продуктов питания, строительство дворцов или обеспечение чистой водой. А результаты деятельности людей, такие как демократическое участие в процессе принятия решений и равные права мужчин и женщин, не зависят от доходов. По этим причинам Доклад представляет большой перечень показателей по важным результатам деятельности человека, достигнутым в странах мира.
Хотя ИРЧП представляет собой полезную точку отсчета, важно помнить, что концепция развития человека шире и сложнее, чем это способны отразить любые совокупные измерения, даже если они подкрепляются другими показателями. ИРЧП не является всеохватывающим параметром. Он не включает важные аспекты развития человека, прежде всего возможность участвовать в принятии решений, влияющих на чью-либо жизнь и пользоваться уважением других членов сообщества. Человек может быть богатым, здоровым и образованным, но отсутствие этой возможности препятствует его развитию. Недоучет этого измерения развития человека в ИРЧП стал очевиден со времени первых Докладов о развитии человека -- и способствовал разработке в 1991 г. индекса человеческой свободы и в 1992 г. -- индекса политической свободы. Ни один из параметров не просуществовал и года с момента их введения, что послужило свидетельством сложности подобного количественного измерения таких комплексных аспектов развития человека.
ИРЧП четко проводит различие между доходами и человеческим благополучием. Путем измерения средних достижений в здравоохранении, образовании и доходах ИРЧП может дать более полную картину состояния развития страны, чем только измерение уровня доходов.
2. Методы определения социально-экономического потенциала страны
2.1 Методы оценки объема ВВП как показателя СЭПНХСС
Как уже отмечалось, наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС является валовой внутренний продукт (ВВП). Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики страны, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т.п.
ВВП может быть рассмотрен на стадии производства, стадии образования доходов и стадии использования доходов. Соответственно различают три метода исчисления ВВП: производственный метод, метод формирования ВВП по источникам доходов и метод конечного использования.
2.1.1 Производственный метод исчисления ВВП
В основе производственного метода исчисления ВВП лежат следующие показатели:
1. выпуск товаров и услуг,
2. промежуточное потребление,
3. валовая добавленная стоимость. Салин В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика, М.: 2001 стр.97.
Выпуск (В) сектора, отрасли или экономики в целом представляет собой стоимость всех товаров и услуг, произведенных в текущем периоде резидентными производственными единицами, входящими в состав соответственно сектора, отрасли или национальной экономики.
Под промежуточным потреблением (ПП) понимается стоимость товаров и услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в данном периоде в процессе производства других товаров и услуг. Оно включает следующие составные элементы: материальные затраты, оплату нематериальных услуг, расходы на командировки и другие элементы промежуточного потребления (представительские расходы, расходы по гарантийному ремонту и обслуживанию, затраты на содержание научно-исследовательских лабораторий и бюро и т.д.).
Промежуточное потребление оценивается в рыночных ценах (ценах покупателей) на момент поступления соответствующих товаров и услуг в производство.
Разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением называется валовой добавленной стоимостью (ВДС):
ВДС = В - ПП. (1)
Термин «валовая» означает, что при исчислении показателя добавленной стоимости из выпуска не вычитается потребление основного капитала, которое, так же как и стоимость других потребленных в производстве товаров и услуг, является результатом производственной деятельности предшествующих периодов. Потребление основного капитала (А) определяется в СНС как уменьшение стоимости основного капитала в процессе производства товаров и услуг в результате физического и морального износа или обычных повреждений. Если из валовой добавленной стоимости исключить потребление основного капитала, то получим показатель, называемый чистой добавленной стоимостью (ЧДС). Он более точно отражает вновь созданную в текущем периоде стоимость, добавленную к стоимости потребленных в процессе производства товаров и услуг:
ЧДС = ВДС - А. (2)
Сумма валовой добавленной стоимости всех секторов национальной экономики равна сумме добавленной стоимости всех отраслей. Для определения ВВП в рыночных ценах сумма валовой добавленной стоимости отраслей или секторов экономики уменьшается на величину косвенно измеряемых услуг финансового посредничества и увеличивается на величину чистых налогов на продукты (ЧНП) Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФА-М, 1998, стр.98:
ВВП = ВДС + ЧНП (3)
2.1.2 Распределительный метод исчисления ВВП
На стадии формирования доходов ВВП может быть исчислен как сумма первичных доходов, подлежащих распределению между непосредственными участниками процесса производства Салин В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика, М.: 2001., стр.101.. Эти доходы являются компонентами добавленной стоимости текущего периода, созданной в процессе производства. К ним относятся следующие доходы от производства:
· оплата труда наемных работников (резидентов и нерезидентов);
· чистые налоги на производство и импорт;
· валовая прибыль и валовые смешанные доходы.
Выплаты за использование заемных активов называются в СНС доходами от собственности. Если из этого элемента исключить потребление основного капитала, то получим чистую прибыль и чистые смешанные доходы.
Данный метод расчета ВВП используется для анализа его стоимостной структуры.
В процессе распределения первичных доходов принимают участие не только резиденты региона, но и нерезиденты (остальной мир). Часть первичных доходов должна быть передана нерезидентам в виде оплаты труда и в виде доходов от собственности (дивидендов, процентов и др.). Вместе с тем резиденты могут получить первичные доходы от прямого или косвенного участия в производстве ВВП других стран также в виде оплаты труда и доходов от собственности.
2.1.3 Исчисление ВВП методом конечного использования
ВВП представляет собой сумму расходов резидентов на конечное потребление, валовое накопление и чистого экспорта.
Под конечным потреблением понимается использование товаров и услуг для удовлетворения индивидуальных потребностей населения и коллективных потребностей общества в целом.
Расходы на конечное потребление имеют институциональные единицы трех секторов экономики: домашние хозяйства (), государственные учреждения () и некоммерческие организации (), обслуживающие домашние хозяйства.
В составе расходов на конечное потребление государственных учреждений () могут быть выделены две группы:
· расходы на индивидуальные товары и услуги, предоставляемые домашним хозяйствам () (стоимость нерыночных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, а также стоимость товаров и услуг, приобретенных ими для передачи домашним хозяйствам в качестве социальных пособий в натуральной форме);
· расходы на коллективные услуги () охватывают стоимость нерыночных услуг бюджетных организаций в области управления, обороны безопасности, науки, защиты окружающей среды и т.п.
Под фактическим конечным потреблением понимается стоимость фактически потребленных товаров и услуг независимо от источника финансирования. Оно включает:
· стоимость всех индивидуальных товаров и услуг, приобретенных домашними хозяйствами-резидентами (фактическое конечное потребление домашних хозяйств) ;
· стоимость коллективных услуг, предоставленных государственными учреждениями обществу в целом (фактическое конечное потребление государственных учреждений) .
Для отдельных секторов расходы на конечное потребление не равны фактическому конечному потреблению. Для экономики в целом конечное потребление может быть исчислено двумя методами:
· как сумма расходов на конечное потребление всех секторов: ;
· как сумма фактического конечного потребления домашних хозяйств и государственных учреждений: .
Помимо расходов на конечное потребление основными компонентами конечного использования ВВП являются валовое накопление и чистый экспорт товаров и услуг. Валовое накопление охватывает следующие три элемента:
· валовое накопление основного капитала;
· прирост запасов материальных оборотных средств;
· чистое приобретение ценностей Покупка за вычетом продаж для каждого сектора. На уровне экономики в целом - чистое потребление вновь произведенных или импортированных ценностей..
Валовое накопление основного капитала - это вложение средств институциональными единицами-резидентами в объекты основного капитала с целью получения экономической выгоды от использования их в производстве в последующих периодах.
Изменение запасов материальных оборотных средств включает в себя прирост запасов сырья и материалов, готовой продукции, незавершенного производства, товаров для перепродажи, государственных материальных резервов.
Чистый экспорт товаров и услуг представляет собой разность между экспортом и импортом товаров и услуг во внутренних ценах.
ВВП методом конечного использования исчисляется как сумма следующих компонентов:
· конечное потребление товаров и услуг,
· валовое накопление,
· чистый экспорт товаров и услуг.
Статистическое расхождение между произведенными и использованным валовым региональным продуктом может возникнуть ввиду различия источников данных и классификаций, используемых в расчетах разными методами, недостатка необходимой информации и других причин объективного и субъективного характера. Оно служит общей оценкой качества проводимых расчетов в рамках СНС.
2.2 Методика расчета ИРЧП
ИРЧП состоит из трех равнозначных компонентов:
· уровня экономического развития, определяемого показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
· уровня образования, определяемого показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 6 до 23 лет (с весом в 1/3);
· ожидаемой продолжительности жизни, определяемой через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни). Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2003, стр. 156
Для каждого из частных индексов установлены фиксированные минимальные и максимальные значения показателя:
· продолжительность предстоящей жизни при рождении 25 и 85 лет
· грамотность взрослого населения: 0% и 100%
· совокупная доля учащихся среди детей и молодежи: 0% и 100%
· реальный ВВП на душу населения: 100 и 40000 долл. США Иванов. Ю.Н, Саградов. А.А. К вопросу об исчислении и анализе показателей человеческого развития в регионах России.// Вопросы статистики №2, 2000, стр.25.
Частные индексы рассчитываются по следующей формуле:
(4)
Хi - это фактическое значение показателя, Xi min - минимальное значение показателя, Xi max - максимальное значение показателя.
Индекс продолжительности жизни определяется по формуле,
гдеe00- фактическая средняя продолжительность предстоящей жизни при рождении.
(5)
При расчете индекса ВВП в исходную формулу подставляются не сами значения, а их логарифмы:
(6)
где XВВП - величина реального ВВП на душу населения в долл. США по паритету покупательной способности (ППС Паритет покупательной способности - отношение между двумя или несколькими валютами, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг.
Теория паритета покупательной способности - теория, в соответствии с которой в международной торговле, ограниченной операциями формирующими баланс, для покупки идентичных потребительских корзин товаров и услуг потребуется идентичная сумма денег при конвертации одной валюты в другую по рыночному курсу. ).
Индекс достигнутого уровня образования (образованности) определяется по формуле:
(7)
где Iграм - индекс грамотности взрослого населения;
Iуч - индекс совокупной доли учащихся;
2/3, 1/3 - весовые коэффициенты.
Индексы грамотности взрослого населения и совокупной доли учащихся определяются по формулам:
(8)
(9)
гдеXграм - фактическая грамотность взрослого населения;
Xуч - фактическая совокупная доля учащихся.
ИРЧП представляет собой среднее арифметическое индекса продолжительности жизни Ie, индекса достигнутого уровня образования Iобр и индекса ВВП IВВП: Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000., стр. 31
.(10)
ИРЧП может принимать значения от 0 до 1.
Считается, что регионы (страны) с индексом развития человеческого потенциала:
ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития,
0,5 - 0,8 - средний уровень,
0,8 и больше - высокий уровень развития Андрианов В. В. Потенциал экономического возрождения // Экономист, №10, 2000, стр.27
.
3. Анализ социально-экономического потенциала РФ
3.1 Определение объема ВВП и его анализ
Валовой внутренний продукт (ВВП) является основным показателем оценки СЭПНХСС. Рассмотрим на практике применение методов определения объема ВВП для Российской Федерации.
Для проведения расчетов ВВП удобно составить таблицы.
3.1.1 Производственный метод
Исходные данные приведены в приложении 1.
ВВП=ВДС+ЧНП (формула 3)
ВДС=В-ПП (формула 1)
Таблица 1. Расчет ВВП РФ производственным методом (по годам, млн. руб., до 1998 г. - млрд. руб.)
Выпуск товаров и услуг (В) |
Промежуточное потребление (ПП) |
Налоги на продукты |
Субсидии на продукты (-) |
Валовой внутренний продукт (ВВП) |
||
1993 |
305481,0 |
149528,9 |
26028,6 |
10471,2 |
171509,5 |
|
1994 |
1044341,5 |
481494,6 |
71923,4 |
24025,1 |
610745,2 |
|
1995 |
2784495,5 |
1364433,7 |
184071,2 |
63640,2 |
1540192,8 |
|
1996 |
3831830,3 |
1868664,2 |
269095,0 |
86605,6 |
2145655,8 |
|
1997 |
4393359,6 |
2086742,4 |
320255,8 |
104931,5 |
2521941,5 |
|
1998 |
4618675,4 |
2138410,6 |
305304,1 |
91030,3 |
2684538,6 |
|
1999 |
8303203,0 |
3975329,0 |
613855,0 |
118494,0 |
4823234,0 |
|
2000 |
12552212,0 |
6080013,0 |
980880,0 |
147433,0 |
7305646,0 |
|
2001 |
15922788,0 |
8076695,0 |
1268911,0 |
171422,0 |
8943582,0 |
|
2002 |
19012673,0 |
9419629,0 |
1430348,0 |
189222,0 |
10834170,0 |
|
2003 |
23089724,0 |
11385058,0 |
1787011,0 |
20436,0 |
13285241,0 |
|
3.1.2 Распределительный метод исчисления ВВП
ВВП=ОТ+ЧНПИ+ВП+ВСД,
тогда удобно составить следующую таблицу: (исходные данные приведены в приложении 2).
Таблица2. Расчет ВВП РФ распределительным методом исчисления ВВП (по годам, млн.руб)
Оплата труда наемных работников (ОТ) |
Налоги на производство и импорт |
Субсидии на производство и импорт |
Валовая прибыль (ВП) и валовые смешанные доходы (ВСД) |
ВВП |
||
1993 |
76346,2 |
28672,8 |
10471,2 |
76961,7 |
171509,5 |
|
1994 |
300997,6 |
85044,1 |
26640,9 |
251344,4 |
610745,2 |
|
1995 |
695804,4 |
253326,8 |
71012,8 |
662374,4 |
1540492,8 |
|
1996 |
1064174,5 |
380685,6 |
90023,8 |
790819,2 |
2145655,8 |
|
1997 |
1241155,7 |
471657,2 |
112959,2 |
921087,8 |
2521941,5 |
|
1998 |
1323403,5 |
492697,0 |
96652,1 |
965090,2 |
2684538,6 |
|
1999 |
1933603,0 |
88308,0 |
125193,0 |
2131512,0 |
4823234,0 |
|
2000 |
2937230,0 |
1404112,0 |
155628,0 |
3119932,0 |
7305646,0 |
|
2001 |
3848399,0 |
1585833,0 |
183251,0 |
3692601,0 |
8943582,0 |
|
2002 |
5047545,0 |
1725229,0 |
198998,0 |
4260394,0 |
10834170,0 |
|
2003 |
6132200,0 |
1991415,0 |
217681,0 |
5379267,0 |
13285241,0 |
|
Рассмотрим структуру ВВП РФ по видам первичных доходов.
рис.1
Анализируя нормированную гистограмму на рис.1, видим, что наименьшую часть ВВП РФ занимают ЧНПИ (1993г-10,46%, 2003г.-13,35%), тогда как оплата труда и ВП и ВСД в течение того же периода занимают соответственно 44,51-46,16% и 45,03-40,49%.
3.1.3 Исчисление ВВП методом конечного использования
ВВП=КП+ВН+ЧЭ. (исходные данные приведены в приложении 1)
Таблица3. Расчет ВВП РФ методом конечного использования (по годам, млн. руб.)
Конечное потребление (КП) |
Валовое накопление (ВН) |
Экспорт товаров и услуг |
Импорт товаров и услуг |
ВВП |
||
1993 |
106755,4 |
46316,9 |
65524,7 |
52300,0 |
166297,0 |
|
1994 |
422052,7 |
155971,4 |
169534,3 |
141665,5 |
605892,9 |
|
1995 |
1095820,9 |
391588,4 |
426735,4 |
373592,7 |
1540552,0 |
|
1996 |
1544658,8 |
528694,9 |
532239,0 |
442815,1 |
2162777,6 |
|
1997 |
1888797,5 |
582077,7 |
597651,0 |
524175,1 |
2544351,1 |
|
1998 |
2048256,2 |
438049,1 |
853990,5 |
643066,7 |
2697229,1 |
|
1999 |
3285678,0 |
715320,0 |
2084585,0 |
1262349,0 |
4823234,0 |
|
2000 |
4476851,0 |
1365734,0 |
3218866,0 |
1755805,0 |
7305646,0 |
|
2001 |
5886861,0 |
1963110,0 |
3299562,0 |
2165928,0 |
8943582,0 |
|
2002 |
7461213,0 |
2185955,0 |
3790344,0 |
2646204,0 |
10834170,0 |
|
2003 |
8969328,0 |
2737471,0 |
4649444,0 |
3134212,0 |
13285241,0 |
|
Необходимо заметить, что расчет ВВП на основе разных составляющих может привести к несовпадению его количественных оценок. Объяснение возникающих несовпадений состоит в несовершенстве статистической методологии, которая находится в постоянном развитии, а также в том, что собираемые статистические данные не дают абсолютно достоверного отражения количественного содержания экономических операций Курс социально-экономической статистики / под ред. М. Г. Назарова, М.: 2002., стр. 168.
Рассмотрим структуру использования ВВП.
рис.2
Наибольшую долю в структуре использования ВВП России занимает конечное потребление (более 60%). Валовое накопление занимает от 20 до 40% ВВП, а чистый экспорт товаров и услуг занимает от 5-20% за период 1993-2003гг.
Анализ отраслевого состава произведенного ВВП РФ показывает вклад каждой отдельно взятой отрасли в формирование ВВП. (исходные данные приведены в приложении 3.)
Таблица 4. Отраслевая структура ВВП (в процентах к итогу).
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Промышленность |
32,44 |
31,49 |
26,05 |
27,15 |
27,05 |
27,23 |
27,97 |
28,05 |
30,91 |
24,36 |
24,35 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сельское хозяйство |
7,55 |
6,05 |
6,70 |
6,55 |
5,87 |
5,10 |
6,58 |
5,75 |
7,19 |
5,16 |
4,64 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строительство |
7,48 |
8,73 |
8,49 |
8,19 |
7,64 |
6,71 |
5,53 |
5,87 |
8,06 |
6,28 |
6,41 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспорт |
7,44 |
8,44 |
9,95 |
9,89 |
9,45 |
8,07 |
7,00 |
6,69 |
8,09 |
6,67 |
6,56 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Связь |
0,71 |
1,06 |
1,45 |
1,60 |
1,85 |
1,80 |
1,53 |
1,34 |
1,73 |
1,60 |
1,84 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Торговля, общественное питание и заготовки |
17,93 |
17,66 |
19,77 |
17,94 |
16,99 |
18,63 |
20,84 |
21,15 |
24,31 |
19,96 |
19,96 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Жилищное хозяйство |
1,84 |
1,91 |
2,10 |
1,81 |
1,99 |
1,87 |
1,36 |
1,05 |
1,35 |
1,22 |
1,25 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коммунальное хозяйство |
1,08 |
1,37 |
1,93 |
1,84 |
1,88 |
1,81 |
1,25 |
1,19 |
1,52 |
1,35 |
1,48 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Финансы, кредит, страхование |
4,86 |
4,25 |
1,67 |
0,52 |
0,72 |
0,39 |
0,92 |
1,25 |
2,71 |
2,75 |
3,02 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наука и научное обслуживание |
1,04 |
0,94 |
0,93 |
1,28 |
1,06 |
0,94 |
0,74 |
0,81 |
1,03 |
0,98 |
1,06 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здравоохранение, физическая культура, социальное обеспечение |
2,54 |
3,08 |
2,45 |
2,73 |
3,07 |
2,90 |
2,12 |
2,00 |
2,68 |
2,74 |
2,67 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Образование |
3,56 |
3,78 |
2,70 |
2,94 |
3,24 |
3,16 |
2,21 |
2,03 |
2,75 |
2,90 |
2,71 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление (включая оборону) |
1,50 |
2,66 |
4,52 |
4,16 |
5,01 |
5,59 |
4,37 |
4,19 |
5,55 |
4,74 |
4,75 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие отрасли |
10,03 |
8,58 |
11,29 |
13,40 |
14,18 |
15,80 |
17,58 |
18,63 |
2,12 |
19,29 |
19,30 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВП в основных ценах
Проанализировав структуру произведенного ВВП, можно сделать следующие выводы: наибольшая доля в структуре производства ВВП приходится на промышленность, но доля этого главного производителя уменьшилась с 32,44% в 1993 г. до 24,35% в 2003 г. Кроме того, весьма значима для ВВП РФ доля отрасли «Торговля, общественное питание и заготовки», которая характеризовалась увеличением удельного веса с 17,93% в 1993г. до 19,96% в 2003. Так же за этот период увеличилась доля коммунального хозяйства (с 1,08% до 1,48%), связи (с 0,71% до 1,84%), управления и обороны (с 1,5% до 4,75%), а уменьшилась доля строительства (с 7,48% до 6,41%), образования (с 3,56% до 2,71%) и сельского хозяйства (с 7,55% до 4,64%). Для расчета ИРЧП используют следующий показатель. Рассчитаем ВВП России на душу населения по паритету покупательной способности национальной валюты (по отношению к доллару США).
Таблица 5. Расчет ВВП РФ на душу населения по ППС, 2002 год.
3.2 Расчет и анализ ИРЧП для Российской Федерации
Для расчета ИРЧП необходимо рассчитать следующие индексы: индекс продолжительности жизни, индекс ВВП и индекс образованности взрослого населения. Исходные данные приведены в приложении 4. 1. Индекс продолжительности жизни. 2. Индекс достигнутого уровня образования (образованности). Для вычисления индекса образованности нужно получить еще два дополнительных индекса: индекс грамотности и индекс совокупной доли учащихся. Индекс грамотности составляет: Индекс совокупной доли учащихся: Таким образом, индекс образованности равен: 3. Индекс ВВП. Индекс развития человеческого потенциала. Он представляет собой среднее арифметическое этих трех индексов. И составляет для России:
Как было указано выше, считается, что страны с индексом развития человеческого потенциала: · ниже 0,5 имеют низкий уровень человеческого развития, · 0,5 - 0,8 - средний уровень, · 0,8 и больше - высокий уровень развития. Таким образом, Россия имеет средний уровень развития человеческого потенциала. Проведем анализ структуры ИРЧП. рис.3 Проведя анализ вышеприведенной гистограммы (рис.3) видно, что в период 1989-2002гг. ИРЧП в России характеризуется слабой положительной динамикой. Причем низкий темп роста вызван снижением значения индекса совокупной доли учащихся (с 0,4624 до 0,2173; доля учащихся сократилась более, чем в два раза). Несмотря на увеличение численности грамотных, индекс образованности населения России в целом снизился (с 0,7521 в 1989г. до 0,7377 в 2002г.). Также отрицательной динамикой характеризуется и индекс ВВП (с 0,761 до 0,729 за тот же период). Индекс продолжительности жизни характеризуются ростом (с 0,580 до 0,668 за тот же период). Необходимо отметить, что при достижении совокупной доли учащихся 1989 года и сохранении показателей экономического развития и долголетия на существующем уровне, ИРЧП в 2002 году составил бы 0,74, что выше реального ИРЧП на 0,028. Отсюда следует, что в Российской Федерации необходимо повысить уровень образованности граждан, а это значит, что должна увеличиться доля грамотных лиц и лиц, охваченных обучением различных ступеней образования. Заключение
Россия располагает многими объективными предпосылками для того, чтобы стать одним из наиболее развитых государств мира, обеспечивающих своему народу достойное существование и гармоничное развитие в мировом сообществе. Своеобразие России прежде всего в том, что она - крупнейшее государство мира, имеющее древнюю историю и разнообразную многонациональную культуру, обладающее богатейшими природными, интеллектуальными и духовными ресурсами. Очевидно, что современное социально-экономическое положение России в мировой экономике не соответствует ее интеллектуальному и духовному потенциалу. Анализ положения России в последнее десятилетие показал, что спад производства и сокращение валового внутреннего в России в 90-х годах, связанные с трансформационным переходом к рыночной экономике, привели к тому, что Россия на сегодняшний день находится лишь в группе стран со средним уровнем социально-экономического потенциала. В данной курсовой работе были приведены два показателя социально-экономического потенциала: 1. валовой внутренний продукт на душу населения; 2. ИРЧП (индекс развития человеческого потенциала или индекс человеческого развития). Анализ структуры валового внутреннего продукта показал, что в России активно развивается промышленность, торговля и общественное питание. За счет их роста, особенно в последние пять лет, валовой внутренний продукт также характеризуется ростом. В то же время, необходимо не забывать, что представление о том, что производство все большего количества товаров и услуг является наилучшим и единственным путем повышения уровня жизни населения и решения других социально-экономических задач, является в определенной степени односторонним. Уровень жизни может быть относительно низким и при высоких показателях экономического роста. Следовательно, традиционные макроэкономические показатели не являются адекватными характеристиками социально-экономического развития во всем его многообразии. Анализ ИРЧП в Российской федерации показал, что в нашей стране, в первую очередь необходимо повысить уровень образованности граждан. Еще в 1989 году индекс уровня образованности граждан был намного выше чем в 2002г.. Если не изменять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию, то даже при положительной динамике всех остальных составляющих показателей, в частности, ВВП на душу населения, Россия не достигнет высокого уровня развития социально-экономического потенциала. Таким образом, совокупность знаний и квалификации населения является принципиально важным источником развития любой, и в частности нашей, страны. Следовательно, образование, наука, здравоохранение - все социальные сферы должны рассматриваться не как потребляющие и непроизводственные сферы, являющиеся обузой для экономики страны, а как совокупность отраслей экономики, состояние которых является важнейшим фактором социально-экономического развития. Это подразумевает и само определение качества жизни. Качество жизни как обобщающая социально-экономическая категория включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей населения, здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт и многие другие факторы, оказывающие влияние на человека. В данной курсовой работе были рассмотрены сущность и содержание социально-экономического потенциала страны. Кроме того, был проведен статистический анализ социально-экономического потенциала Российской федерации. Таким образом, цель данной курсовой работы достигнута. Список использованной литературы
1. Айвазян С.А. Интегральные показатели качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях. М.: ЦЭМИ РАН, 2000. 2. Андрианов В. В. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал. М.:1999. 3. Бункина М. К. Национальная экономика. М.: Деловая литература, 2002. 4. Виноградов А. К. Экономика России; М.: Юристъ, 2001. 5. Градов А. П. Национальная экономика. СПб: Спец литература, 2000. 6. Курс социально-экономической статистики / под ред. М. Г. Назарова, М.: 2002. 7. Лисов В. И. Национальная экономика России: потенциалы, комплексы, экономическая безопасность, М.: Экономика, 2000. 8. Салин В.Н., Шпаковская Е. П. Социально-экономическая статистика, М.: 2001. 9. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И. Елисеевой.- М.: Финансы и статистика, 2003. 10. Шульгин В. А. Национальная экономика. М.:2002. 11. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФА-М, 1998. 12. Андрианов В. В. Потенциал экономического возрождения // Экономист, №10, 2000. 13. Иванов. Ю.Н, Саградов. А.А. К вопросу об исчислении и анализе показателей человеческого развития в регионах России.// Вопросы статистики №2, 2000. 14. Российский статистический ежегодник: Федеральная служба государственной статистики; М:2004г. 15. Российский статистический ежегодник: Федеральная служба государственной статистики; М:1999г. Приложение 1
Счет товаров и услуг. (млн. руб.)
Приложение 2
Счет образования доходов (млн. руб.)
Приложение 3
Счет производства по отраслям (млн. руб.)
|
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Миграция рабочей силы |
Курсовая работа | Основные направления работы классного руководителя |
Курсовая работа | Аудит основных средств на примере ОАО "Дальтрубопроводстрой" |
Курсовая работа | Анализ финансового состояния страховой компании |
Курсовая работа | Исследование ценностных ориентаций старшеклассников |
Курсовая работа | Православное учение о Промысле Божием |
Курсовая работа | Управление активами, пассивами и ликвидностью коммерческого банка |
Курсовая работа | Финансовое планирование и прогнозирование на предприятии |
Курсовая работа | Управление социальной сферой |
Курсовая работа | Системный подход в управлении |
Курсовая работа | Эффективность использования трудовых ресурсов в организации |
Курсовая работа | Факторы повышения эффективности управления организацией |
Курсовая работа | Проблема просроченной задолженности в банках |
Курсовая работа | Свободные экономические зоны в России |
Курсовая работа | Подготовка и обработка экономической информации |