Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Состояние молодежного рынка труда на территории Павлодарской области



ВВЕДЕНИЕ

Безработица - это социально- экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Вопросы рынка труда и ситуации в сфере занятости населения являются одними из глобальных вопросов современности. Ведь безработица оказывает значительное влияние на экономическую ситуацию в любой стране.

Актуальность выбранной темы исследования заключается, прежде всего, в возрастающей доли молодежи в численности рабочей силы и необходимости разработки, в связи с этим, мероприятий по решению проблем, связанных с молодежной безработицей в Павлодарском регионе. Именно актуальностью данной темы обусловлен тот факт, что вопросы молодежи, и прежде всего ее занятости, являются предметом государственной политики.

Молодежь, как специфическая возрастная группа, испытывает свои трудности на современном казахстанском рынке труда. К ним, в первую очередь, можно отнести дискриминацию на рынке труда. Пути выхода из сложившейся кризисной ситуации на молодежном рынке труда наталкиваются на препятствия в социальной, экономической, правовой, политической сферах нашей жизни, поэтому все меры должны приниматься комплексно.

Цель написания научной работы - освещение и анализ проблемы современной казахстанской молодежи в сфере труда и занятости, а также разработка комплекса мероприятий по решению проблемы молодежной безработицы на основе изучения теоретической базы и анализа ситуации на рынке Павлодарского региона.

Соответственно, задачей данной работы стало проведение анализа ситуации в области занятости молодежи в Павлодарской области, выявление проблем безработицы среди молодежи и выработка путей дальнейшего эффективного развития молодежного труда в Павлодарском регионе.

Методами решения поставленной задачи являются:

нормативный и позитивный анализ

абстрагирование

индукция и дедукция

социологические методы

статистические методы

Научная новизна данной работы заключается в том, что авторы на основе анализа текущей ситуации на молодежном рынке труда нашего региона и обобщения зарубежного опыта предлагают создание единого центра, координирующего деятельность государственных органов, молодежных кадровых агентств и работодателей, а также возрождение в сельских районах Павлодарской области межшкольных учебных комбинатов, где школьники старших классов приобретали бы первичные навыки тех или иных специальностей (и не только сельскохозяйственных).

В ходе проведения данной работы были изучены законы «О молодежной государственной политике в Республике Казахстан», «О занятости населения», а также соответствующие программы Министерства труда и социальной защиты населения, областного Управления внутренней политики. Кроме того, использовались данные статистических сборников, бюллетеней Агентства по статистике, документы иных государственных органов, а также обзоры, отчеты и публикации, подготовленные различными международными организациями.

В качестве основной возрастной группы была выделена молодежь от 15 до 24 лет. Временной промежуток исследования - 2006 - 2-ой квартал 2008 г. По вышеуказанным возрастным группам молодежи рассматриваются показатели и тенденции в разрезе половой принадлежности, места проживания (город/сельская местность).

1. МОЛОДЕЖЬ И БЕЗРАБОТИЦА. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

1.1 Понятие безработицы, ее основные причины и социально-экономические последствия

Безработица является экономической категорией, отражающей сложность процесса согласования предложений рабочих сил со спросом на них. Этот процесс, рассматриваемый в масштабе государства, пропорционально зависит от обширности территории, различий в ней природно-климатических условий, структуры экономики и занимаемого места в этой структуре промышленности, отраслей и типов предприятий. Безработица является объективно существующим спутником наемного труда. Она - неотъемлемая часть любого государства независимо от того, проводится ли официальная оценка численности безработных и их регистрация [1].

Официальные данные по безработице в Казахстане публикует Национальное агентство по статистике совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей.

Чтобы попасть в выборку, человек, прежде всего, должен принадлежать к неинституциональному населению. Это все те, кто достиг 16 лет и старше и не находится при этом в государственных институтах, таких, как тюрьма или больница.

Для того чтобы в обследовании человека отнесли к категории безработных, он должен:

входить в неинституциональное население;

не иметь работы в течение недели, охватываемой обследованием;

предпринимать конкретные попытки найти работу на протяжении предшествующих 4 недель;

быть в данный момент в состоянии приступить к работе.

Отношение числа безработных к общему числу рабочей силы дает цифру официального уровня безработицы, которая после того как ее публикует Агентство, оказывается в центре внимания средств массовой информации.

В общем виде выделяют безработицу:

- фрикционную (связанную с переменой места работы или первым появлением на рынке труда молодого специалиста),

- структурную (обусловленную изменением в структуре совокупного спроса и внедрением новых технологий),

- циклическую (ее причиной является общий спад в экономике).

На данный момент в Республике Казахстан мы можем наблюдать все вышеперечисленные виды безработицы, включая циклическую, вызванную мировым финансовым кризисом, неизбежно отразившимся и на нашей стране.

Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне [2].

Неэкономические последствия безработицы - это психологические и социальные и политические последствия потери работы.

Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).

Экономические последствия безработицы на уровне общества в целом состоят в недопроизводстве валового национального продукта, отставании фактического ВВП от потенциального ВВП.

Наличие циклической безработицы (когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень) означает, что ресурсы используются не полностью. Поэтому фактический ВВП меньше, чем потенциальный (ВВП при полной занятости ресурсов).

Зависимость между отставанием объема выпуска (в то время ВНП) и уровнем циклической безработицы эмпирически, на основе изучения статистических данных США за ряд десятилетий, вывел экономический советник президента Дж.Кеннеди, американский экономист Артур Оукен (A.Okun).

В начале 60-х годов он предложил формулу, которая показывала связь между отставанием фактического объема выпуска от потенциального и уровнем циклической безработицы. Эта зависимость получила название «закона Оукена» [2].

,

Если применять коэффициент 2, 5( ) , предложенный Оукеном, и в качестве естественной безработицы () взять общепринятую цифру в 4 %, то можно с помощью данной формулы рассчитать потери экономики Казахстан за 2007 год (уровень фактической безработицы по стране () составил 7,3 %)) :

= -2,5 ( 7,3-4) = -8,25 %

Очевидно, что Казахстан по причине незанятости трудовых ресурсов потеряла 8,5 % от ВВП, который составил в 2007 году 77,9 млрд долларов. То есть потери можно рассчитать как :

77,9 млрд долл * 8,25 % = 6,6 млрд долл.

Расчет экономических последствий позволяет сделать вывод, что безработица является серьезной проблемой для государства и требует активной правительственной политики.

1.2 Понятие молодежи и молодежной безработицы. Зарубежный опыт регулирования молодежного рынка труда

Серьезной социальной проблемой выступает угроза безработицы среди молодых специалистов. Для начала определимся, какую часть населения мы будем относить к категории «молодежь».

Согласно Закона Республики Казахстан «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» к категории «молодежь» относятся граждане Республики Казахстан в возрасте от четырнадцати до двадцати девяти лет.

По данным Агентства Республики Казахстан по статистике на 1 января 2006 года численность молодых граждан составляет 4.229.172 человек, т.е. 27.8% от общей численности населения республики. За прошедшие полтора года это число увеличилось почти на 136.000 человек при росте 3%, что составляет одну треть населения страны в 2008 году [3].

Особый интерес представляет анализ положения молодежи на отечественном рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами: во-первых, молодые люди составляют около трети трудоспособного населения Казахстана, во-вторых, они - будущее страны.

Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.

На молодежный возраст приходятся главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека: завершение общего образования, выбор и получение профессии, вступление в брак, рождение детей. Эта категория населения подразделяется на ряд групп, определяющих положение на рынке труда [4].

Сегодня в Казахстане ведется последовательная и планомерная молодежная политика, основы формирования и реализации которой определены в Концепции государственной молодежной политики и одноименном законе от 7 июля 2004 года. А непосредственным документом по развитию молодежной политики в Республике Казахстан является программа «Молодежь Казахстана - 2009». Ведь государство должно создавать условия для расширения возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха, независимо от его материального уровня и социального положения. Только в этом случае окажется действенной основная задача молодежной политики - обеспечение самореализации молодежи.

Кратко остановимся на положительном опыте развитых стран в области молодежной политики и содействия развитию молодежного рынка труда [5]:

Структурирование молодежной политики по уровням - общенациональному, региональному и местному. Эта система наиболее четко выражена в Германии

Использование принципа субсидиарности, когда основная ответственность, в т.ч. финансовая, возлагается на низовой уровень (коммунальный; в казахстанских условиях - местный). Во Франции на местном уровне осуществляется экспертиза и финансирование молодежных инициатив - программа «Проект М» (от 15 до 20 тыс. проектов в год с участием свыше 100 тыс. молодых людей).

Условное разделение единого массива молодежи. В Германии молодежь (22 млн. чел, что составляет 25% населения) делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), т.к. приоритеты у этих возрастных групп различны.

Применение комплексного подхода. Во Франции в 1997г. была введена программа «Новые услуги, новые рабочие места», имевшая целью предоставить постоянные (не менее 5 лет) рабочие места молодым людям без трудового опыта и, одновременно, удовлетворить потребность в рабочей силе в некоторых отраслях.

Сотрудничество власти и неправительственных организаций на всех трех уровнях реализации молодежной политики. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном - представителей молодежных групп) на всех уровнях власти.

Регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами.

Повышение качества и доступности образования как важного канала успешной социализации, увеличение числа молодых людей, продолжающих учебу после окончания средней школы (повышение квалификации, профессионально-техническая подготовка, обучение в ВУЗах) является одним из главных направлений молодежной политики в обеих странах.

Следует отметить, что использование зарубежного опыта разработки осуществления молодежной политики с адаптацией мероприятий к отечественным условиям будет способствовать более эффективному функционированию молодежного рынка труда в Республике Казахстан.

1.3 Государственная молодежная политика

Неоспоримым фактом является то, что молодежные проблемы не могут быть решены только силами самой молодежи. В нашей стране государством последовательно осуществляется политика, направленная на борьбу с молодежной безработицей и обеспечение занятости молодого населения.

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы занятости молодежи, является Закон РК «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан» от 23 января 2001 года. Кроме того, утверждены Концепция государственной молодежной политики, Государственная программа «Молодежь Казахстана».

Мероприятия, проводимые государством, можно условно разделить на активные и пассивные [6] [7].

К пассивным мероприятиям относится социальная помощь по безработице, которая оказывается в виде содействия в трудоустройстве, направления на профессиональную подготовку, повышение квалификации, переподготовку, а также посредством привлечения к общественным работам и оказания адресной социальной помощи.

К основным видам активных мер содействия занятости молодежи, применяемым в Казахстане, можно отнести:

создание новых рабочих мест в различных отраслях экономики, в том числе посредством развития малого и среднего предпринимательства;

стимулирование создания социальных рабочих мест;

содействие трудоустройству выпускников в государственных организациях или организациях с государственным участием;

предоставление информации по имеющимся вакантным рабочим местам;

профессиональное обучение безработных;

содействие развитию молодежного предпринимательства;

развитие молодежных строительных отрядов;

молодежную практику;

привлечение молодежи к общественным работам по посадке леса и благоустройству городов;

молодежные социальные службы трудовой занятости.

Мониторинг с целью оценки эффективности реализуемых мер ведется, в основном, в рамках отдельных программ, направленных на обеспечение занятости и трудоустройства молодежи. На уровне регионов в рамках программ занятости отдельно по молодежи осуществляется, прежде всего, мониторинг трудоустройства выпускников организаций высшего и профессионального образования в государственных организациях и на предприятиях с государственным участием.

В рамках реализации молодежной политики высокую эффективность, в том числе в плане затрат на них, показали мероприятия по привлечению молодежи к выполнению общественных работ по программе озеленения “Жасыл ел” на 2005-2007 гг.. По итогам первого года осуществления она позволила задействовать в общественных работах около 28000 человек из числа молодежи, и при этом общая сумма заработанных ими денег составила около 300 млн. тенге, т.е. заработок 1 человека составил примерно 10715 тенге. Для сравнения, по Программе занятости на 2006 год было выделено около 2518,9 млн. тенге с ожидаемой численностью привлеченных к общественным работам в 111600 безработных (примерно 22570 тенге на 1 человека). Наряду с этим, важным преимуществом данного направления является высокий потенциал в плане обеспечения занятости сельской молодежи. В то же время его основным недостатком является временный и сезонный характер трудоустройства, что требует проведения дополнительных мероприятий, направленных на постоянное трудоустройство молодежи, вовлекаемой в общественные работы.

В отношении возможных негативных побочных последствий от реализации программ по обеспечению занятости молодежи можно отметить, что таковые возможны в рамках создания социальных рабочих мест, субсидируемых из местных бюджетов. На практике субсидирование из местных бюджетов социальных рабочих мест может приводить к сокращению рабочих мест для иных категорий работников. Хотя полномасштабный анализ таких возможных негативных воздействий пока не проводился. К тому же количество таких рабочих мест довольно ограничено, и при этом молодежь представляет лишь одну из целевых групп, обладающих правом на получение социальных рабочих мест.

В Павлодарском регионе государственную политику содействия трудоустройству молодежи реализует Управление координации занятости и социальных программ Павлодарской области. Также в области на данный момент действует 50 молодежных общественных организаций, способствующих активному вовлечению молодежи в социально-экономические процессы. Одно из наиболее известных объединений, ведущее целенаправленную работу не только с молодежью, но и непосредственно с представителями государственных органов - «Молодежная биржа труда».

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО РЫНКА ТРУДА В ПАВЛОДАРСКОМ РЕГИОНЕ

2.1 Анализ состояния молодежного рынка труда в Павлодарской области в 2006-2008 году

Рассмотрим уровень молодежной безработицы Павлодарской области в сравнении с другими регионами Казахстана (при этом в расчет возьмем основные индикаторы рынка труда за последние три года).

В 2006 году при уровне общей безработицы 7,4% молодежная безработица составляла 6,3%. При этом в среднем по Казахстану статистические данные определены в пределах 7,8% и 12,1% соответственно. В целом по республике уровень молодежной безработицы превышает общую цифру безработных на 4,3%.

Подобная диспропорция наблюдается во всех 14 областях Казахстана, кроме Кызылординской и Павлодарской областей. В городах Астана и Алматы количество безработных в возрасте от 15 до 24 лет превышает почти вдвое уровень общей безработицы. Причем в нашем регионе самый низкий уровень молодежной безработицы по стране - 6,3%.

Если рассматривать за этот же период рынок труда в разрезе сельское/городское население, то можно увидеть следующую картину. Во 2 квартале 2006 года безработных из числа сельской молодежи было значительно меньше, чем городской в таких областях как Кызылординская, Мангистауская, Павлодарская.

Для сравнения: в нашей области в этот период при уровне безработицы сельского населения 5,5% процент молодых безработных составлял лишь 0,6. В то время как молодые безработные горожане Павлодарской области составляли 9,7% при общей безработице городского населения в 8%. Самый низкий уровень молодежной безработицы городского населения в рассматриваемый период можно отметить в Алматинской области - 5,4%.

Кого больше в 2006 году было среди безработных - мужчин или женщин? Говоря в целом по республике, то «слабый» пол оказался менее востребованным на рынке труда. Это касается как молодежи, так и людей более зрелого возраста. В целом по Казахстану показатели занятости мужчин (6,4%.) в рассматриваемый период превышают показатели занятости женщин (9,2%). Лишь в Мангистауской области процент безработных мужчин превысил уровень женской безработицы на 2,6%.

Уровень молодежной безработицы среди девушек в среднем по республике в 2006 году составлял 14,7%, среди молодых людей - 10%. Однако согласно статистическим данным в некоторых областях безработных молодых людей значительно больше, чем безработных девушек. Например, в Кызылординской области количество безработных парней превышает количество безработных девушек на 1,2%, в Павлодарской - на 0,5%: Лишь эти две области стали исключением из общего правила, где женская безработица выше мужской.

В 2007 году уровень безработицы в целом по Казахстану снизился с 7,8% до 7,3% и на 2,7% за год уменьшился уровень молодежной безработицы. Что касается нашего региона, количество молодых людей среди безработных по сравнению с 2006 годом стало на 0,1% меньше, что принесло области третью лидирующую позицию среди 14 областей (6,2%). Но теперь на первых позициях оказались Актюбинская (2,6%) и Алматинская (4,7%) области. Незначительно изменилось в анализируемом году и соотношение безработных в городе и селе. По-прежнему, очень высок процент безработных среди горожан, и в том числе молодежи. Среди тех регионов, кто успешно справляется с этой проблемой Актюбинская, Западно-Казахстанская, Кызылординская области.

В Павлодарской области в 2007 году уровень молодежной безработицы среди горожан достигал 8,7% (при общей цифре по области 7,8%), среди сельчан 3,6% (при общей цифре по области 5,4%). Значит, уровень городской молодежной безработицы более чем в два раза превышает сельский уровень.

Во 2 квартале 2008 года уровень молодежной безработицы незначительно увеличился по сравнению с 2007 годом на 0,4%, при этом общая цифра безработных по региону снизилась с 6,9% до 6,5 % [7]. В таблице 1 приведен рейтинг регионов Казахстана по уровню молодежной безработицы во 2 квартале 2008года.

Таблица 1

Уровень молодежной безработицы в Казахстане за 2008 год( 2 квартал)

Уровень безработицы

0-3 %

3-7 %

7-8 %

8-10 %

10-12 %

Регион Казахстана

Актюбинская область

Южно-Казахстанская,Алматинская,

Павлодарская,

Атырауская,

Жамбылская

области

Западно-

Казахстанская,

Костанайская,

Кызылординская

области

Мангистауская,

Карагандинская

области

Акмолинская,

Восточно-

Казахстанская,

Северо-

Казахстанская области

Анализ статистических данных за 2 квартал текущего года показывает, что абсолютным лидером, добившимся самого низкого уровня молодежной безработицы (2,2 %), является Актюбинская область. Самый же высокий показатель уровня молодежной безработицы - 11,3 % - принадлежит Северо-Казахстанской области.

Наша область, имея показатель по безработице среди молодежи 6,5 %, уступает Южно-Казахстанской и Алматинской областям (уровень в которых соответственно составили - 4,5 % и 5 %).

Говорить о тенденции к уменьшению или увеличению процента безработной молодежи в Павлодарской области в период с 2006 по 2008 год трудно. Колебания были, но незначительные и неравномерные. В течение трех лет уровень молодежной безработицы колебался от 6,2% в 2007 году до 6,5% во втором квартале 2008 года, в 2006 году он составлял 6,3%.

Другое дело, если мы возьмем для сравнения наш регион за последние шесть лет. На диаграмме 1 изображено соотношение уровней общей и молодежной безработицы в разрезе Казахстана и Павлодарской области за период 2001-2008 годы.

Рисунок 1

Уровень общей и молодежной безработицы (2001-2008)

В 2002 году уровень молодежной безработицы в Павлодарской области составлял 14,4%, в 2003 году - 13,4%, в 2004 году - 11,1%, в 2005 году - 11,2%, в 2006 году - 6,3% и в 2007 году - 6,2%. В целом, согласно основным показателям труда в Казахстане, снижение показателя молодежной безработицы очевидно, с 17,3% в 2002 году этот показатель опустился до 9,4% в 2007 году.

Можно отметить и другую тенденцию - уровень безработицы в городе всегда превышал уровень безработицы на селе. Это касается и молодежи.

Рисунок 2

Уровень молодежной безработицы в Павлодарском регионе по месту проживания(город/село)

Объяснение такому явлению - большой отток сельчан в город. Не найдя работу дома, они направляются в город, в надежде найти там подходящую работу и нередко пополняют ряды безработных горожан из-за недоступности жилья, отсутствия прописки, профессионального образования и стажа работы. Кроме того, студенты из числа сельчан, получив дипломы о средне специальном или высшем образовании, не спешат возвращаться домой даже при реальном их трудоустройстве в родном селе.

Впрочем, соотношение безработицы городской и сельской молодежи не отражает реальной картины молодежной безработицы на селе, поскольку значительная ее часть скрыта так называемой самозанятостью. То есть считается, что наличие подсобного хозяйства обеспечивает сельскому жителю статус самозанятого, и, таким образом, статистика не фиксирует его как безработного и число таких людей растет.

Напряженность на рынке труда как городской, так и сельской молодежи усиливают выпускники школ и других учебных заведений, не трудоустроенные после учебы, молодежь, не закончившая учебу по различным причинам, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет. Стоит также отметить, что темпы снижения молодежной безработицы в городе существенно выше. В городе чаще открываются предприятия малого и среднего бизнеса, а также активнее расширяются имеющиеся производственные предприятия.

В таблице 2 приведена динамика снижения обращающихся в органы занятости согласно данным Управления координации занятости и социальных программ Павлодарской области за 2006-2007 годы, а также за 10 месяцев текущего года.

Таблица 2

Мониторинг обратившихся в органы занятости и трудоустроенных

2006 г.

2007 г.

2008 г.(10 месяцев)

обратилось в органы занятости (чел.)

4026

3500

2722

трудоустроено (чел.)

2606

2520

1940

Направлено на общественные работы (чел.)

757

758

452

трудоустроено на социальные рабочие места (чел.)

150

136

132

направлены на профобучение (чел.)

433

432

427

организация молодежной практики (чел.)

281

204

175

По данной таблице видно, что в государственные органы занятости обращается с каждым годом все меньше людей. Связано это с тем, что все меньше людей нуждается в помощи государства при поисках работы. На 01.10.2008 года на учете в органах занятости состоит 520 молодых людей.

Правительством Республики Казахстан принята Концепция о поддержке и развитии конкурентоспособности молодежи на 2008-2015 года, руководствуясь которой, местные исполнительные органы должны оказывать молодым людям содействие в подборе работы и трудоустройстве.

Кроме того, молодежь трудоспособного возраста, зарегистрированная в качестве безработных в органах занятости, с их согласия может быть направлена на общественные работы или пройти профессиональную подготовку и переподготовку.

2.2 Анализ рынка учебных заведений Павлодарской области

Нельзя забывать о влиянии образования на экономическую активность, которая приводит, главным образом, к сдвигу с менее возрастных групп молодежи на более возрастные.

В Казахстане это, в первую очередь, касается увеличения сроков обучения в общеобразовательной школе и значительного увеличения количества учащихся начального (профшколы и лицеи) и среднего профессионального образования (колледжи). Однако здесь следует подчеркнуть, что численность безработных с незаконченным высшим и высшим образованием имеет тенденцию к увеличению, тогда как по лицам со средним специальным образованием наблюдается обратная тенденция.

Это свидетельствует о том, что получение высшего образования само по себе не рассматривается в качестве гарантии нахождения места на рынке труда, а с другой стороны - о возрастающих потребностях рынка в квалифицированном рабочем и обслуживающем персонале.

Подобная возрастающая потребность, прежде всего, отражается в росте количества учащихся лицеев и колледжей. Если в 2005 году в Павлодарском регионе насчитывалось 33 государственных и негосударственных колледжей и 27 лицеев, то в 2008 году дополнительно открылись еще 3 частных колледжа и 1 государственная профессиональная школа-лицей. Динамика роста количества средних специальных учебных заведений за период с 2005 по 2008 годы в нашем регионе изображена на рисунке 4.

Рисунок 4

Количество профессиональных школ (лицеев) и колледжей

С открытием новых учебных заведений, дающих техническое и профессиональное образование, соответственно привело к увеличению количества их учащихся.

Рисунок 5

Контингент учащихся учебных заведений начального (государственного/негосударственного) и среднего профессионального образования

Связано это с растущим дефицитом рабочих кадров, ужесточением требований к поступлению в высшие учебные заведения и увеличением государственных ассигнований в сеть учебных заведений начального и среднего профессионального образования. Такую тенденцию можно отследить на данных контингента учащихся бюджетных групп.

Рисунок 6

Контингент учащихся, обучающихся в бюджетных группах сети учебных заведений начального и среднего профессионального образования

Динамика роста выпускников как в государственных, так и в частных лицеях и колледжах хорошо прослеживается на рисунке 7.

Рисунок 7

Выпуск квалифицированных рабочих и специалистов

Таким образом, можно сделать вывод, что статус рабочего человека повышается, и все больше молодых людей предпочитают быть востребованным высококвалифицированным токарем или плотником, чем безработным таможенником (юристом, бухгалтером…) с дипломом о высшем образовании.

Прослеживая динамику числа государственных и частных вузов наблюдается следующая тенденция: число государственных вузов в течение пяти последних лет увеличилось на одно, в то время как число частных вузов не стабильно. В 2004/2005 учебном году в четырех государственных вузах области обучалось 16 тысяч 200 студентов, в 2005/2006 году - 15 тысяч 600, в 2006/2007 году их число увеличилось на 200 человек. Если рассматривать частные вузы, то их количество в 2002/2003 годах составляло 14, сегодня уже в течение нескольких лет их насчитывается 8 и число обучающихся в них превышает число студентов государственных высших учебных заведений. Связано это в первую очередь с тем, что в частных вузах обучаются те, кто набрал на ЕНТ невысокие баллы, но хотел бы получить высшее образование и имеет для этого материальные возможности.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно заключить, что Павлодарская область занимает по уровню молодежной безработицы промежуточное положение среди регионов Республики Казахстан. Однако, несмотря на тенденцию к снижению уровня молодежной безработицы, в области остается обширное поле деятельности для совершенствования механизмов государственной политики в сфере обеспечения занятости.

2.3 Проблемы молодежного рынка труда в Павлодарском регионе и пути их решения

Проблема молодежной безработицы, как показал проделанный анализ, была, есть и остается не до конца решенной в Республике Казахстан, а следовательно и в Павлодарской области, несмотря на большое количество реально осуществляемых мероприятий. Очевидно, что необходимо изыскивать более эффективные способы снижения незанятости молодежи в общественном производстве.

На основе проведенного исследования нами выявлен ряд проблем, с которыми сталкивается молодежь на рынке труда:

- низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда из-за недостатка профессиональных знаний, отсутствие квалификации и трудовых навыков;

- диспропорция спроса и предложения на местных рынках труда;

- среди молодежи низок престиж рабочих профессий;

- стихийная миграция сельских жителей (особенно молодежи) в города.

Изучив законодательную базу и статистические отчеты различных управлений, мы предлагаем следующие пути решения этих проблем.

1. акиматы всех уровней должны активно следить за положением на рынке труда своего региона, и прежде всего молодежи. Они должны способствовать созданию единого центра, который взаимодействовал бы со специализированными агентствами для молодежи, с центрами занятости и предприятиями региона. В этот центр могли бы обращаться молодые люди, не только ищущие работу, но и желающие пройти практику либо стажировку на одном из предприятий области.

2. Высшие и средне-специальные учебные заведения должны быть нацелены не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного учебного заведения должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.

3. Изменить характер заключения учебными заведениями договоров с работодателями на прохождение производственной практики и стажировки. На деле они носят декларативный характер. В основном, предприятия не берут на практику студентов, мотивируя отсутствием производственной необходимости. Наличие координирующего органа (центра) позволило бы контролировать исполнение заключенных договоров и привлекать руководителей этих предприятий к ответственности. К сожалению, у руководителей учебных заведений отсутствуют рычаги воздействия на таких работодателей. Следовательно, необходимо на государственном и законодательном уровне решить эту проблему.

4. установление квоты на предприятиях для молодых специалистов - выпускников средне-специальных и высших учебных заведений.

5. Содействие предпринимательству на селе. Напряженность на рынке труда сельской молодежи могли бы снять льготы в налогообложении и микрокредитовании. Получив небольшой кредит (до 200 000 тенге под 10% годовых), молодой сельчанин мог бы открыть небольшое частное предприятие. Например, парикмахерскую, швейную мастерскую, цех по ремонту бытовой техники и т.д. Гарантом для получения такого микрокредита вполне может стать сельский акимат. В качестве альтернативы банкам могут выступить сельские кредитные товарищества. Развитие инфраструктуры села - открытие библиотек, клубов, спортивных комплексов - также является привлекательными для того, чтобы молодежь оставалась на селе.

6. После окончания колледжа или института молодые люди, направленные на работу в село, зачастую не задерживаются там и любыми путями стараются уехать и трудоустроиться в городе, при этом понимая, что работу в городе найти очень трудно и они реально могут пополнить ряды безработных. Выходом из положения в подобных случаях должна стать всесторонняя поддержка молодого специалиста государством. Молодому специалисту нужна не только выдача подъемных и др. компенсационных выплат, но и обеспечение отдельным нормальным жильем, углем, скотом для личного подворья и кормами для этого скота на первые несколько лет.

7. заключение меморандумов между учебными заведениями региона и отраслевыми министерствами приведет к установлению реальной живой связи между ними и устранит диспропорцию на молодежном рынке труда. Необходимо формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям местного рынка труда.

8. возрождение в сельских регионах Павлодарской области межшкольных учебных комбинатов, где школьники старших классов приобретали бы первичные навыки тех или иных специальностей (и не только сельскохозяйственных).

Хочется подчеркнуть тот факт, что рассмотренные выше действия могут быть вполне реализованы в масштабах Павлодарской области.

Сегодня назрела необходимость в подготовке целевой программы «Занятость молодежи Павлодарской области» (как минимум 3-хлетней - на 2009-2011гг.). Для принятия специальной программы по решению даже одного блока проблем молодежи (занятости) необходимо более детальное изучение многих факторов (социальная помощь молодым семьям, отсутствие собственного жилья, трудности в получении образования, низкая зарплата и т.д.)

Последовательная и непрерывная реализация указанных мероприятий будет содействовать устойчивому снижению молодежной безработицы и способствовать трудоустройству той молодежи, которая высвобождается в результате сокращения, имеющего место на предприятиях в настоящее время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе проведенного анализа состояния молодежного рынка труда на территории Павлодарской области можно сформулировать следующие выводы:

1.На базе комплексного исследования выявлены основные проблемы занятости молодежи и определены перспективы развития молодежного рынка труда;

2.Нельзя сказать, что проводимые местными государственными органами мероприятия не эффективны. Но они не дают в полной мере ожидаемых результатов. Поэтому проведенные исследования позволили разработать ряд предложений по совершенствованию политики в сфере молодежной занятости.

Полученные результаты могут быть использованы государственными органами в целях проведения конкретных мероприятий, а также могут послужить базой для более глубокого исследования.

Нельзя не сказать и о начавшемся в прошлом году мировом финансовом кризисе, сильно пошатнувшем международные финансовые рынки. В своем выступлении на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан Президент РК Н.Назарбаев поручил Правительству и акимам в рамках стабилизационной программы продумать меры по повышению доходов и занятости населения через реализацию дополнительных инвестиционных и региональных программ, в том числе принимает все необходимые меры для расширения сферы социальной защиты и поддержки социально уязвимых слоев населения, в число которых входит и молодежь. Аким области Б.Сагинтаев и руководители крупных предприятий региона подписали меморандум о взаимном сотрудничестве по содействию социально-экономическому развитию и исполнению трудового законодательства РК (о социальном партнерстве).

Таким образом, исполнительной властью Павлодарской области принята одна из мер во исполнение поручения Главы государства о надежной социальной защите населения в условиях мирового экономического кризиса. Меморандум направлен на обеспечение трудовых прав и гарантий работников (в том числе и молодых специалистов) и призван содействовать решению социальных проблем на производстве.

Список используемых источников

1. Советский энциклопедический словарь, Москва, 1987 год

2. Матвеева Л.С., «Макроэкономика. Курс лекций для экономистов», Москва, 2006 год

3. Национальное информационное агентство "Казинформ" www.inform.kz

4. Лисовский В.Т., «Социология молодежи». Учебник, Санкт-Петербург, 1996

5. Молодежная политика: европейский опыт. Доклад Института Европы РАН №163. Москва.: ИЕ РАН- «Огни ТД», 2005 год

6. Ситуационный анализ «Труд и занятость молодежи», Международная организация труда, Первое издание, Алматы, 2007 год

7. Калибеков Д. Современные проблемы молодежи. «Вопросы экономики», 2000, № 8

8. Информация Управления по статистике Павлодарской области за период с 2002 по 2008 годы

9. Экспресс-информация Агентства Республики Казахстан по статистике от 12 августа 2008 года

10. Подшивка областной газеты «Звезда Прииртышья» за 2005-2008 годы

11. «О создании Совета по молодежной политике при Президенте Республики Казахстан», Указ Президента Республики Казахстан от 1 июля 2008 года N 625;

12. «О государственной молодежной политике в Республике Казахстан», Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149

13. «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан", Распоряжение Премьер-Министра Республики Казахстан от 10 февраля 2005 года N 21-р

14. «О занятости населения», Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года N 149

15. О Программе "Молодежь Казахстана",Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 февраля 2001 года N 249

16. «Об утверждении Плана мероприятий по совершенствованию системы занятости населения Республики Казахстан на 2008-2010 годы», Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 ноября 2007 года N 1114

17. «Об утверждении Соглашения государств - участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве в сфере работы с молодежью», Постановление Правительства Республики Казахстан от 15 августа 2006 года N 771

18. «Об утверждений Положения об Общереспубликанском форуме молодежи Казахстана», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 сентября 2005 года N 982




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование речи у дошкольников в сюжетно–ролевой игре
Курсовая работа Сущность финансового механизма на предприятии в современных условиях
Курсовая работа Бюджетная система РФ
Курсовая работа Современные подходы к оценке качества сестринской помощи
Курсовая работа Предпринимательство в РФ: сущность, виды и субъекты
Курсовая работа Двойные звезды
Курсовая работа Посредничество в международной деятельности
Курсовая работа Аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ОАО "Икар"
Курсовая работа Конкурентоспроможність продукції на зовнішньому ринку та шляхи її підвищення на прикладі ВАТ "Київхліб"
Курсовая работа Инвестиционная стратегия и анализ инвестиционных проектов
Курсовая работа Бизнес-план инвестиционного проекта "Производство медицинской техники"
Курсовая работа Экономика предприятия ресторанно-гостиничного бизнеса на примере ресторана "Персона"
Курсовая работа Исследования групповых форм работы на уроках истории
Курсовая работа Влияние стиля педагогического общения на взаимоотношения дошкольников
Курсовая работа Уголовно-правовая характеристика преступлений против половой свободы