СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..3
1.Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции……………....5
1.1Условия возникновения совершенной конкуренции……..……………………5
1.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции…………..10
1.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде……………..…13
1.4 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде…………….16
1.5 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде……………..19
2. Типовые методы конкуренции и выбор стратегии конкурентной фирмы….25
2.1 Типовые методы конкуренции………………………………………………...25
2.2 Стратегии конкуренции………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованной литературы……………………………………………...32
Введение
Тема данной курсовой работы «Особенности поведения фирмы в условиях современной конкуренции. Типовые методы конкурентной борьбы».
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизации.
Каждый действительно грамотный экономист знает, что рынок тем эффективнее, чем он больше удовлетворяет условиям совершенной конкуренции. Только на таком рынке цены служат надежной информацией о том, что, как, сколько и для кого нужно производить.
В связи с тем, что реальная рыночная экономика немыслима без конкуренции возникает настоятельная необходимость в изучении конкуренции и возможного поведения предприятий в её условиях, ее уровня и интенсивности, методов конкурентной борьбы, в знании сил и рыночных возможностей наиболее сильных конкурентов, перспектив конкуренции на выбранных рынках,.
Рассмотрение поведения предприятия в условиях рынка совершенной конкуренции и типовых методов конкурентной борьбы представляет интерес, прежде всего потому, что само отношение к содержанию термина «конкуренция» в отечественной экономике совсем недавно претерпел кардинальное изменение. Конкуренция и все процессы, связанные с ней (демонополизация) новы для Украины и потому их изучение для нас важно и актуально.
Цели курсовой работы:
Рассмотреть принципы существование рынка совершенной конкуренции;
Проанализировать особенности поведения фирмы рынка совершенной конкуренции в условиях краткосрочного и долгосрочного периодов.
Рассмотреть типовые методы конкурентной борьбы.
1 Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции
1.1 Условия возникновения совершенной конкуренции
Каковы условия возникновения такой конкурентной среды и почему именно она более всего подталкивает фирмы к повышению экономической эффективности?
Рынок совершенной конкуренции может быть устойчив лишь в том случае, если в основе его существования присутствуют все необходимые условия:
1.Большое число фирм, производящих однородную продукцию, и малость субъектов рынка. Малость субъектов рынка означает, что объемы предложения (спроса) даже наиболее крупных продавцов (покупателей) настолько малы по сравнению с суммарным объемом продаж на рынке, что эти субъекты не могут влиять на рыночную цену.
Теоретически описанная выше ситуация, строго говоря, невозможна. Действительно, сдвиг кривой индивидуального предложения любого производителя неминуемо приведет к некоторому сдвигу кривой рыночного (суммарного) предложения, что вызовет изменение равновесной цены. Однако в реальной жизни небольшие фирмы обычно не влияют на рыночную цену. Чтобы устранить это противоречие малость субъектов рынка трактуют как ситуацию, в которой доля каждой фирмы в общем объеме продаж бесконечно мала, а число фирм отрасли бесконечно велико. Примером служат рынки сельскохозяйственной продукции, фондовая биржа и рынок иностранных валют.
Фирма, имеющая свою продукцию на конкурентном рынке, называется конкурентной фирмой, т.к. эти фирмы не могут воздействовать на цену, они выступают как принимающие цену (ценополучатели).
2.Однородность продукции разных предприятий, то есть нет опасности, что потребители в массе своей предпочтут товары одной из фирм из-за их разительного превосходства по свойствам или качеству от продукции других фирм. Например, рынок картофеля, весьма вероятно, конкурентный. Много фермеров продает картофель каждый день. Ни один из них не имеет более 1% объема продаж на рынке за день. Если доля одного из них, за счет дополнительно проданного картофеля возрастает до 2%, то это никак не повлияет на рыночную цену.
В терминах теории полезности однородность продукта означает, что продукты разных производителей полностью взаимозаменяемы для каждого покупателя, причем предельная норма замещения одного продукта другим равна единице. Например, замена в наборе апельсина одного производителя на апельсин другого производителя не изменяет полезности набора. В этом случае каждая кривая безразличия покупателя представляет собой отрезок прямой, наклоненный к осям координат под углом 450. На рис.1.1 кривая безразличия для продуктов двух разных производителей обозначена через АВ. Через X обозначено количество в наборе продукта первого производителя, а через Y - второго производителя.
В реальной жизни абсолютно однородные продукты встречаются крайне редко (дистиллированная вода, акции корпорации, жетон метро). Высокой степенью однородности обладают нефть, сахар, помидоры. И уж совсем нельзя считать однородными такие товары, как книги, авиабилеты, игрушки.
3.Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из него. Входным барьером для вступления в отрасль может стать:
Ё Наличие патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию (производство алкогольных напитков, лицензирование экспорта);
Ё Относительно высокие затраты, необходимые для организации производства в отрасли (тяжелая промышленность);
Ё Значительная отдача от масштаба производства, которая обеспечивает преимущества крупным предприятиям, уже получившим выгоду от расширения производства (естественные монополии);
Ё Прикрепление покупателей к продавцам (обслуживание жилого дома определенной коммунальной службой);
Ё Ограничение мобильности производственных ресурсов (правила регистрации граждан нередко препятствуют свободному перемещению трудовых ресурсов между территориальными рынками труда).
Свободный вход в отрасль и выход из нее гарантируют, что между действующими в отрасли производителями не возникает соглашение о повышении цен посредством снижения выпуска. Любое повышение цен может привлечь в отрасль новые фирмы, которые увеличат объем предложения.
4.Равный доступ ко всем видам информации («информационная прозрачность рынка»). Это значит, что все покупатели имеют полную информацию о характеристиках продукта, ценах на него, а производители располагают информацией о производственной технологии, ценах на факторы производства. Если продавцы располагают большим объемом информации о потребительских свойствах товара, чем покупатели, то такой рынок называют рынком с ассиметричной информацией. Примером служит рынок медицинских услуг, на котором покупатели (пациенты) не могут квалифицированно судить о качестве оказываемых им услуг, степени их необходимости, соответствии качества услуг их цене.
5.Совершенная мобильность. Покупатель (продавец) может мгновенно заключить сделку с любым продавцом (покупателем), причем для этого не требуется дополнительных затрат. В настоящее время совершенная мобильность субъектов рынка достигается при заключении сделок с помощью компьютера. В других случаях «переключение» одного покупателя с одного продавца на другого обычно требует затрат времени, а нередко и транспортных расходов. Если имеется совершенная мобильность и совершенная информационность субъектов рынка, то однородный товар продается по единой цене.
6.Рациональное поведение всех участников, преследующих собственные интересы. Сговор в какой-либо форме исключен.
7.Затраты фирм на изготовление товаров различаются не очень существенно вследствие сходности технологии и цен на приобретаемые для производства ресурсы. Если это условие не соблюдается и одна из фирм имеет существенно более низкие затраты на производство, то она сумеет легко нарушить рыночное равновесие, например, предложив товары по более низкой цене (недоступной другим конкурентам) и захватив благодаря этому существенно большую долю рынка, чем конкуренты (нарушится условие 1).
7.Транспортные затраты не играют большой роли в формировании предложения, то есть нет опасности, что многие производители окажутся неконкурентоспособными из-за слишком дорогой доставки своих товаров к покупателям (их цены окажутся в итоге выше, чем у конкурентов, предприятия которых находятся ближе к основным рынкам сбыта).
7.Уместность. Чистая конкуренция на практике встречается довольно редко. Это не означает, однако, что анализ конкурентного рынка - неуместное логическое упражнение.
Существует несколько отраслей, более близких к конкурентной модели, чем в любой другой рыночной структуре. Например, многие особенности американского сельского хозяйства легче понять, зная, как функционируют конкурентные рынки.
Чистая конкуренция представляет собой простейшую ситуацию, к которой применимы понятия «доход» и «издержки». Чистая конкуренция служит ясной многозначной отправной точкой для любого обсуждения вопросов ценообразования и определения объема производства.
Функционирование чистой конкурентной экономики дает нам образец, или стандарт, с которым можно сравнивать и по которому можно оценивать эффективность реальной экономики. Короче говоря, чистая конкуренция - это модель рынка, которая помогает понять и оценить значение реальной экономики
1.2 Спрос на продукт фирмы в условиях совершенной конкуренции
Спрос на продукт фирмы есть максимально возможный объем продаж этой фирмы (в единицах продукта) при некоторой установленной ею цене на свой продукт. Спрос на продукцию отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции абсолютно эластичен, кривая спроса - горизонтальная линия (рис.1.1.).
Это значит, что конкурентная фирма может продать любое количество товара по цене P0 или ниже ее. При рассмотрении графика спроса конкурентной фирмы возникает вопрос, как горизонтально расположенная линия спроса фирмы сочетается с отрицательным наклоном кривой спроса? Кривая спроса имеет отрицательный наклон, когда показываются все возможные комбинации выбора покупателя на рынке. Фирма, со своей стороны, может продать по цене равновесия любое количество единиц товара. Именно это и показывает горизонтально расположенная линия спроса фирмы (рис.1.2).
P
P0
Совершенно конкурентная фирма принимает цену на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции.
Произведение цены единицы продукции конкурентной фирмы и объёма реализованной продукции представляет валовый доход.
Допустим, в отрасли действуют 10 тыс. конкурирующих фирм, каждая из которых выпускает по 100 единиц продукта. Совокупное предложение, таким образом, составляет 1 млн. единиц. Теперь предположим, что одна из этих 10 тыс. фирм сокращает свое производство до 50 единиц. Скажется ли это на цене? Нет. И причина ясна: сокращение выпуска одной фирмой оказывает почти незаметное воздействие на совокупное предложение - точнее, общая величина предложения уменьшается с 1 млн. до 999 950 единиц. Это очевидно недостаточное изменение совокупного предложения, для того чтобы заметно повлиять на цену продукции. Но при любой цене, превышающей p0 даже на небольшую величину, объем спроса равен 0. Фирма потеряет своих клиентов, если попытается поднять цену выше p0. Если же конкурентная фирма устанавливает цену, меньшую рыночной цены, то все покупатели будут приобретать товар только у данной фирмы, и величина спроса на продукцию фирмы будет равна величине рыночного спроса по установленной цене. Но такая цена никогда не будет установлена конкурентной фирмой, поскольку это ведет к ее убыточности. Таким образом, конкурентная фирма всегда устанавливает цену на свой продукт, равную сложившейся рыночной цене.
Данные столбцов (1) и (2) табл.1.1 описывают кривую совершенно эластичного спроса при рыночной цене, равной 142дол. Фирма не в состоянии добиться более высокой цены, ограничивая объем выпуска; не нуждается она и в более низкой цене для увеличения объема продаж.
Таблица 1.1-Спрос на продукт фирмы и ее доход в условиях чистой конкуренции.
Очевидно, что кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода. То, что в столбце (1) табл.2.1 обозначено как цена на единицу продукта для покупателя, представляет собой выручку от продажи единицы продукта, или средний доход продавца. Утверждение о том, что покупатель должен заплатить цену 142 дол. за единицу продукта, тождественно следующему тезису: выручка от единицы продукта, или средний доход, полученный продавцом, составляет 142 дол. Цена и средний доход - это одно и то же, но с разных точек зрения.
Валовой доход при любом объеме продаж можно легко определить путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма способна продать (столбец (3)). В данном случае валовой доход увеличивается на постоянную величину 142 дол. - с каждой дополнительной единицы продаж. Каждое проданное изделие прибавляет к валовому доходу свою цену.
Всякий раз, когда фирма планирует какое-либо изменение объема производства, ее интересует, как изменится доход в результате этого сдвига в выпуске. Каким будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукта? Предельный доход есть изменение валового дохода, то есть добавочный доход, который является результатом продажи еще одной единицы продукта. Как показано в столбце (3) табл.1.1, валовой доход равен нулю, когда продано ноль единиц продукта. Первая проданная единица увеличивает валовой доход с нуля до 142 дол. Предельный доход - увеличение валового дохода в результате продажи первой единицы продукта - составляет, следовательно, 142дол. Вторая проданная единица увеличивает валовой доход со 142 до 284 дол., то есть предельный доход опять составит 142 дол. В столбце (4) предельный доход есть постоянная величина, равная 142 дол., поскольку именно на такую неизменную величину возрастает валовой доход по мере каждой дополнительной единицы продукта.
1.3 Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Краткосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности каждого предприятия (фирмы) фиксированы, а выпуск может быть изменен за счет изменения объемов использования переменных ресурсов. Общее число предприятий в отрасли остается неизменным. Будем считать, что объем производства равен объему продаж.
Выручка конкурентной фирмы (TR) при неизменной рыночной цене (p) пропорциональна объему продаж (Q):
TR=p*Q (1.1)
Из данной формулы следуют два вывода:
1. средняя выручка (AR) конкурентной фирмы равна рыночной цене продукта.
2. предельная выручка (MR) конкурентной фирмы также равна рыночной цене продукта.
Отсюда получаем следующее соотношение:
AR=MR=p (1.2)
Прибыль фирмы рассчитывается по формуле:
П=TR-TC (1.3);
Где: TC-издержки
Если прибыль отрицательна, то превышение издержек над выручкой называется убытками. Величина убытков положительна.
Равновесный выпуск - объем производства, при котором прибыль фирмы максимальна. В состоянии равновесия фирмы предельная выручка равна предельным издержкам и рыночной цене продукта:
MR=MC=p (1.4)
На рис.1.3 (а) кривая выручки конкурентной фирмы изображена прямой, проходящей через начало координат. Её наклон определяется ценой продукта. Кривая общих издержек пересекает кривую выручки в точках Q1 и Q2. При этих объемах производства прибыль фирмы равна 0. Если выпуск меньше Q1 или больше Q2 , то издержки больше выручки и прибыль фирмы отрицательна (рис.1.3 (б)).
Р
Q1 Q* Q2
Рисунок 1.3- Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Если выпуск фирмы лежит в пределах от Q1 до Q2, то кривая выручки расположена выше кривой издержек, и прибыль фирмы положительна. Для каждого выпуска из этого промежутка прибыль равна длине вертикального отрезка, соединяющие соответствующие точки кривой выручки и кривой издержек. На рис.1.3 (а) эти отрезки образуют фигуру, которая напоминает рыбу, а максимальная прибыль равна самому толстому сечению этой «рыбы». Максимум прибыли достигается, когда касательная к графику общих издержек параллельна графику функции выручки, то есть предельные издержки равны цене продукта. На рис.1.3 равновесный выпуск обозначен через Q*.
Если выпуск фирмы меньше равновесного значения Q*, то касательная к кривой общих издержек имеет меньший наклон к оси абсцисс, чем кривая выручки, то есть предельные издержки меньше цены продукта. В этом случае увеличение выпуска на единицу увеличивает прибыль фирмы. Если же выпуск больше равновесного значения, предельные издержки больше цены продукта и целесообразно сокращать выпуск.
На рис.1.3 (в) показано, что равновесный выпуск конкурентной фирмы соответствует точке пересечения графика постоянной функции предельной выручки и графика функции предельных издержек (изображен случай, когда предельные издержки возрастают при любом выпуске).
1.4 Предложение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
Используем полученное выше условие равновесия конкурентной фирмы для выяснения экономической сущности ее кривой индивидуального предложения в краткосрочном периоде. Сперва определим, при какой цене продукта конкурентной фирме целесообразно прекратить производство. Рассмотрим убыточную фирму. В краткосрочном периоде у нее имеются две возможности: продолжить производство с минимальными убытками или прекратить производство.
В случае продолжения производства убытки фирмы будут равны разности общих издержек и выручки:
TC - pQ (1.5)
где Q - равновесный объем производства.
В случае прекращения производства выручка фирмы равна нулю, а ее убытки равны общим издержкам, которые при нулевом выпуске равны постоянным издержкам FC. Фирма прекратит производство, если издержки в первом случае больше издержек во втором случае, то есть:
1.5 Предложение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
Долгосрочным периодом называют такой период, в течение которого производственные мощности могут быть приспособлены к условиям спроса и издержек. Если условия деятельности неблагоприятны для фирмы, то она может уйти с рынка (отрасли). С другой стороны, новые фирмы могут войти на рынок (отрасль) в случае благоприятных условий. Таким образом, количество фирм в отрасли в долгосрочном периоде является переменной величиной.
Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.
С течением времени на рынке совершенной конкуренции цена продукта тяготеет к минимальным долгосрочным средним издержкам ( рис.1.5).
Во-первых, цена не может на длительное время опускаться ниже минимальных долгосрочных средних издержек (цена p1 на рис.1.5), поскольку в такой ситуации фирма убыточна. Это следует из формулы, задающей величину прибыли фирмы в долгосрочном периоде:
П=Q(p - AC) (1.8)
Где: Q - выпуск;
p - цена продукта;
LRAC - долгосрочные средние издержки.
Во-вторых, цена не может длительное время превышать минимальные долгосрочные средние издержки (цена p2 на рис.1.5), поскольку в этой ситуации прибыль фирмы положительна. Положительная прибыль привлекает в отрасль новые фирмы, что увеличит рыночное предложение и снизит рыночную цену. Цена будет снижаться до тех пор, пока вновь не достигнет минимума долгосрочных средних издержек.
Тот факт, что прибыль типичной фирмы в долгосрочном периоде равна нулю, вовсе не означает, что у предпринимателей нет стимула к продолжению своего бизнеса. Та минимальная прибыль, которая еще стимулирует предпринимательскую деятельность в отрасли, называется нормальной прибылью. Она по своей сущности относится к издержкам предпринимателя, поскольку является платой за его трудовые усилия, нервные перегрузки, коммерческий риск и т.д. Поэтому говорят, что в условиях долгосрочного равновесия равна нулю экономическая прибыль, а фирма получает нормальную прибыль. Если некоторая фирма внедрила прогрессивную технологию с более низкими издержками, чем у конкурентов, то она получает сверхприбыль. С течением времени другие фирмы внедрят ту же технологию, вследствие чего рыночная цена снизится, и экономическая прибыль фирмы-новатора также станет нулевой.
В долгосрочном периоде кривая предложения отрасли не может быть получена суммированием кривых предложения фирм отрасли, поскольку количество этих фирм в долгосрочном периоде меняется. Конфигурация кривой предложения отрасли в долгосрочном периоде зависит от того, меняется ли, а если да, то как, расположение кривой средних долгосрочных средних издержек типичной фирмы в результате изменения отраслевого выпуска. Различают три типа отраслей: с неизменными, возрастающими и убывающими издержками.
Исследуем долгосрочное равновесие отрасли с неизменными средними издержками. Будем считать, что цена продукта увеличивается в результате сдвига вправо кривой рыночного спроса в краткосрочном периоде. Тогда объем предложения в отрасли в краткосрочном периоде также увеличится (закон предложения). Кроме того, с течением времени в отрасль войдут новые фирмы, привлеченные повышенной ценой и положительной экономической прибылью. В результате кривая предложения сдвинется вправо, рыночная цена уменьшится, а отраслевой выпуск увеличится (рис.1.6 (а)). Поскольку в данном случае увеличение отраслевого выпуска не приводит к увеличению цен ресурсов и сдвигу кривой долгосрочных средних издержек фирмы, новое равновесие установится при начальной цене продукта, равной минимальным долгосрочным издержкам.
Таким образом, в долгосрочном периоде отрасль с неизменными средними издержками имеет единственную цену предложения, равную величине минимальных долгосрочных средних издержек. Долгосрочная кривая отрасли в этом случае имеет вид горизонтальной линии.
На рис.1.6(а) долгосрочная кривая предложения отрасли с неизменными издержками изображена жирной линией и обозначена SL. Через p0 обозначены минимальные долгосрочные средние издержки, через Q1 - отраслевой выпуск до увеличения рыночной цены, через Q2 - отраслевой выпуск после повышения рыночной цены.
Примером отрасли с постоянными издержками может служить рынок металлической посуды. Очевидно, что как бы не возрастал отраслевой выпуск, его рост не создаст дефицита на рынке металла. Поэтому цена металла не увеличится, а кривая долгосрочных средних издержек производства посуды не изменит своего положения.
Исследует долгосрочное равновесие отрасли с возрастающими средними издержками. В этом случае увеличение цены продукта также приведет к сдвигу краткосрочной кривой рыночного предложения вправо и к увеличению отраслевого выпуска. Однако с ростом выпуска в данном случае будут также расти и цены на ресурсы. Поэтому долгосрочная кривая средних издержек типичной формы сдвинется вверх, и новое рыночное равновесие установится при более высокой цене, равной новому минимуму долгосрочных средних издержек.
Таким образом, в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с возрастающими средними издержками имеет положительный наклон, то есть увеличение отраслевого выпуска возможно только при увеличении цены продукта. На рис.1.6(б) долгосрочная кривая предложения отрасли с возрастающими издержками изображена жирной линией и обозначена через SL. Через p0 обозначена начальная величина средних издержек, а через p1 - их конечная величина.
Примером отрасли с возрастающими издержками может служить рынок хлеба. Увеличение отраслевого выпуска хлеба может привести к увеличению цены зерна, а тогда для стимулирования роста выпуска хлеба необходимо увеличить его цену.
В случае отрасли с убывающими средними издержками рост цены на продукт и связанный с ним рост отраслевого выпуска вызывают снижение цен используемых ресурсов. Поэтому в долгосрочном периоде кривая предложения отрасли с убывающими средними издержками имеет отрицательный наклон.
В качестве примера отрасли данного вида рассмотрим электроэнергетику. Краткосрочное увеличение цены на электроэнергию приводит к увеличению ее отраслевого выпуска, что вызывает увеличение потребности электростанций в угле. Возросшая потребность в угле позволяет эффективно разрабатывать крупные его месторождения, которые не использовались при малых объемах выпуска. В результате себестоимость одной тонны угля уменьшится, и новое равновесие в отрасли установится при рыночной цене электроэнергии, меньшей ее начального значения. Таким образом, рост выпуска электроэнергии сопровождается уменьшением ее цены.
2. Типовые методы конкуренции и выбор стратегии конкурентной фирмы
2.1 Типовые методы конкуренции
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим ключевые позиции, производители стремятся возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы целенаправленно снижая себестоимость и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется «война цен» - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства.
Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.
Вот почему в наши дни нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских свойств товаров, которое невозможно отрицать.
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало: так.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее. «Американские покупатели готовы переплатить 1 - 2 тыс. долларов за хорошо зарекомендовавший себя японский автомобиль, чем покупать аналогичную машину местного производства»*. К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала), зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый (например старые 5 Интернет - карточек можно обменять на 1 новую достоинством определённого времени), поставку оборудования уже не «под ключ», а на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная металлоемкость, предотвращение загрязнения природы и другие аналогичные улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие на ведущее место в перечне неценовых аргументов в пользу товара.
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы, как «хорошего гражданина» той страны, на рынке которой предприниматель выступает во внешней торговле.
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых, закупка образцов с целью их копирования. По свидетельству французского МОСИ, наиболее активны «фирмы-имитаторы», находящиеся в Марокко, Гонконге, на Тайване, в Турции, на Сингапуре, в Южной Корее, Японии, Швейцарии, Мексике, Бразилии.
2.2 Стратегии конкуренции.
Для производственного предприятия имеются в основном три стратегии, которые приводят к получению прибыли:
1. Предприятие (одно или с несколькими конкурентами) может завоевать рынок путем сбыта большого количества изделий, производя их с минимальными расходами и продавая по низким ценам.
2. Изделие и предприятие отличаются от других конкурентов особыми свойствами, за которые покупатели готовы платить. Это может быть и лучший внешний вид, более совершенное функционирование, улучшенный сервис и т. д. Такие особенности называют USP (Unique Sales Proposition) и обещают изделию хорошие перспективы продаж. Такого рода USP могли бы, например, возникнуть, если бы предприятие, в отличие от своих конкурентов, дало на продукцию пятилетнюю гарантию. В этом случае предприятие обеспечивает решение проблемы в большом сегменте рынка.
3. Для малых и средних предприятий в качестве альтернативной стратегии рекомендуется селективная обработка рынка с достижением лидерства по ценам в отдельных рыночных нишах (малых сегментах рынка) или предложением средств решения проблем в таких нишах. Это означает, что предприятие использует свою способность предлагать решения проблем, возникающих у специфических групп потребителей. В то же время следует понимать, что при малом объеме продаж и, следовательно, при высоких ценах попытки конкуренции с поставщиками массовых товаров бесперспективны.
Для большей наглядности рекомендуемой стратегии конкурентной борьбы, можно составить следующую таблицу:
Решение проблемы |
Лидерство по ценам |
||
Обработка больших сегментов рынка |
Дифференциация в узком смысле (решение проблем в больших сегментах созданием USP). |
Лидерство по расходам и ценам. |
|
Обработка |
Селективная обработка рынка |
||
рыночных ниш (малые сегменты) |
Предложение средств решения проблем в нише. |
Лидерство по ценам в нише. |
Заключение
Рынок совершенной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляет незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой»,принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли. В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок
На рынке с условиями чистой конкуренции спрос на продукт отдельно взятой фирмы является абсолютно эластичным. При этом следует отметить, что это утверждение по отношению ко всем производителям какой либо отрасли не верно, так как все они вмести могут оказать влияние на объём производства, рыночную цену в отрасли производства.
На чисто конкурентном рынке фирма в точке равновесия устанавливает цену, которая будет равна предельным издержкам и одновременно равна средним издержкам. Равенство цены и средних издержек означает, что конкуренция вынуждает фирму на конкурентном рынке производить товар в точке минимума средних издержек и устанавливать цену, которая соответствует этим издержкам. Очевидно, что в этом случае потребители выигрывают от наиболее низких цен на продукцию, при издержках преобладающих в данное время. Кроме того, на конкурентном рынке отсутствуют издержки на рекламу, которые также ведут к снижению цены.
Равенство цены и предельных издержек показывает, что ресурсы распределяются так, чтобы произвести совокупную продукцию, состав которой наилучшим образом соответствует предпочтениям потребителя.
Совершенная конкуренция предполагает равный доступ всех фирм к ресурсам, в том числе и к технологической информации. Поэтому в долгосрочном периоде каждая фирма может выбрать и реализовать наиболее эффектный вариант производства, в результате чего кривые общих издержек всех фирм одной отрасли будут идентичны, и можно говорить, что в долгосрочном периоде отрасль состоит из одинаковых, или типичных, фирм.
Успех деятельности конкурентной фирмы находится в прямой зависимости от выбора метода конкурентной борьбы.
В экономике принято разделять конкуренцию по ее методам на:
- ценовую или конкуренцию на основе цены;
неценовую или конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами - аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у соперников, надежность, меньшую «цену потребления», более современный дизайн и так далее.
К числу неценовых методов относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе обучение персонала).
Сильнейшим орудием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы фирмы не только доносят до покупателей информацию о потребительных свойствах своих товаров, но и формируют доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы.Список использованной литературы:
«Толковый словарь рыночной экономики». Москва. 1993г.
Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов - сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992г.
Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 1992г.
Дж. В. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Москва. 1986г.
Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории. - М.: «ВЛАДОС», 1995г.
Антонова Л.В., Липсиц И.В., Любимов Л.Л.. Раскрывая тайны экономики. - М.: «Вита-Пресс», 1994г.
Дж. Ф. Стенлейк, «Экономикс для начинающих».- Москва, изд. "Республика", 1994 г.
Кэмпбэлл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю. «Экономикс: принципы, проблемы, политика».- Москва, изд. "Республика", 1993 г.
«Основы рыночной экономики. Терминологический словарь».- Москва, изд. МАИ, 1992г.
Р. Нуриев, Н. Розанова. «Поведение потребителя в рыночной экономике».- Вопросы экономики № 1, 1994 г.
ЭдвинДж. Долан.«Микроэкономика».- Издательство АО "Санкт-Петербург оркестр",199 г.
Пиндайк Р.С., Рубинфелд Д.Л. Микроекономика /Пер. З англ. - К.:Основа, 1996г.
Микро- и макроэкономика, практикум. АО “Литера плюс”, “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 г.
Долан З.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок микроэкономическая модель /Пер. с англ. - СПб., 1992г.
М. Сажина. Рынки ресурсов (материалы к лекции). Российский экономический журнал № 4, 1994 год.
Р. Нуриев, Н. Розанова. Поведение потребителя в рыночной экономике. Вопросы экономики № 1, 1994 год.
Р. Нуриев, С. Авдашева. Базовые экономические понятия. Вопросы экономики № 11, 1993 год.
Основы рыночной экономики. Терминологический словарь. Москва, издательство МАИ, 1992 год.
Эдвин Дж. Долан. Микроэкономика. Издательство АО “Санкт-Петербург оркестр”, 1994 год.
Список специальной литературы:
Л. Завьянов, Д. Демидов «Формула успеха. Маркетинг: сто вопросов - сто ответов, как действовать на внешнем рынке». Москва. 1992.
Элвин Дж. Долан, Дэйвид Е. Линдсей «Рынок: микроэкономическая модель». Санкт-Петербург. 1992.
Дж. В. Робинсон «Экономическая теория несовершенной конкуренции». Москва. 1986.
Ю. Б. Рубин, В. В. Шустов. Конкуренция: реалии и перспективы. Москва. 1990.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |