42
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономика организации»
на тему: «Себестоимость, прибыль, рентабельность в системе качественных показателей эффективности деятельности предприятия»
Работа защищена
«___» _____________ 2007 г.
оценка __________________
________________________
подпись преподавателя
ИРКУТСК - 2007
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу. Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулирования хозяйственного процесса.
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значение в определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественном анализе финансово-хозяйственной деятельности.
В настоящее время появляется всё больше и больше торговых предприятий. Каждое предприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальных затратах. Для обеспечения прибыльности своего дела предпринимателю следует глубоко анализировать сложившуюся ситуацию на рынке, а также внутри своего предприятия. Достижение главной цели - максимизации прибыли, возможно, только при правильном и продуманном планировании деятельности торгового предприятия.
Результат деятельности фирмы оценивается системой качественных показателей, основными из которых являются: себестоимость, прибыль и рентабельность.
Для функционирования предприятия необходимо не только его ресурсное обеспечение, но и соответствующее с ним хозяйствование. Результативность этого хозяйствования находит свое отражение в достижении соответствующей себестоимости производства и реализации продукции, а также в получении дохода и прибыли. Они по сути дела являются конечными показателями работы предприятия. Каждый из них характеризуется своим специфическим содержанием и ролью в оценке результативности работы предприятия, а также методами своего исчисления.
Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны.
1.1.Экономическая сущность себестоимости продукции.
Каждое предприятие или производственное звено должны знать, во что обходится ему произ-водство продукции (работ, услуг). Данный фактор особенно ва-жен в условиях рыночных отношений, так как уровень затрат на производство продукции влияет на конкурентоспособность пред-приятия, его экономику.
Для того чтобы знать, во что обходится изготовление продук-та, предприятие должно производить стоимостную оценку затрат по вещественному и количественному составу (средства и пред-меты труда), а также по качеству и количеству затрат труда, тре-буемых для его изготовления.
В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших функций:
1. учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции;
2. база для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности;
3. экономическое обоснование целесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия;
4. определение оптимальных размеров предприятия;
5. экономическое обоснование и принятие любых управленческих решений и др.
Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару, упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы).
Различают индивидуальную и среднеотраслевую себестоимость.
Индивидуальная себестоимость обусловливается конкретными условиями, в которых действует то или другое предприятие.
Среднеотраслевая себестоимость определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она находится ближе к общественно необходимым затратам труда.
1.2 Структура себестоимости и классификация затрат.
Под структурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:
1)специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого, различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);
2)ускорение научно-технического прогресса. Этот фактор влияет на структуру себестоимости многопланово. Но основное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукции увеличивается;
3)уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;
4)географическое местонахождение предприятия;
5)инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.
Структуру себестоимости продукции характеризуют следующие показатели: соотношение между живым и овеществленным трудом; доля отдельного элемента или статьи в полных затратах; соотношение между постоянными и переменными затратами, между основными и накладными расходами, между производственными и коммерческими (непроизводственными) расходами, между прямыми и косвенными и др.
Структура затрат позволяет выявить основные резервы по их снижению и разработать конкретные мероприятия по их реализации на предприятии.
Структура затрат на каждом предприятии должна анализироваться как в поэлементном, так и в постатейном разрезе. Это необходимо для управления издержками на предприятии с целью их минимизации.
Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании себестоимости продукции на предприятии, является Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа. 1992 г. № 552 и последующими дополнениями и изменениями.
В себестоимость продукции согласно инструкции включаются:
§ затраты на подготовку и освоение производства;
§ затраты, связанные непосредственно с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства;
§ затраты на оплату труда;
§ затраты, связанные с использованием природного сырья;
§ затраты некапитального характера, связанные с совершен-ствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции;
§ расходы, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями;
§ затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт);
§ затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
§ расходы, связанные с набором рабочей силы;
§ текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранительного значения;
§ расходы, связанные с управлением производством;
§ затраты на подготовку и переподготовку кадров;
§ расходы по транспортировке работ пиков к месту работы и обратно, отчисления на государственное социальное Страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции;
§ отчисления по обязательному медицинскому страхованию;
§ платежи по страхованию имущества предприятия;
§ затраты на оплату процентов по краткосрочным ссудам банков, оплата услуг банков;
§ затраты по гарантийному обслуживанию;
§ расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка);
§ затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление);
§ износ (амортизация) по нематериальным активам;
§ потери от брака;
§ потери от простоев по внутрипроизводственным причинам.
Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования.
Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется спросом и предложением на ресурсы. Отсюда для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, обусловливающий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой -- качество их использования, причем предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и экономической точки зрения.
Каждое предприятие стремится выбрать такой технически эффективный процесс, который обеспечивал бы наименьшие издержки производства. В решении этой задачи используется производственная функция Кобба -- Дугласа, которая задает выпуск продукции (Y) как функцию (/) затрат капитала (К) и труда (L):
Y = f(AKaLb),
где А, а и b -- положительные константы.
Издержки производства формируются непосредственно на предприятии и поэтому отражают индивидуальные затраты и условия производства, существующие на нем.
Отсюда издержки производства (себестоимость) на разных предприятиях неодинаковы. Поскольку рыночные цены на продукцию складываются на основе общественных среднеотраслевых издержек, то каждое предприятие стремится сделать их ниже общественных или равными им, с тем, чтобы получить прибыль.
В соответствии с назначением вышеназванные затраты группируются по экономическим элементам, калькуляционным статьям, по способу отнесения на себестоимость продукта и по отношению к объему производства. В первом случае это отражает их распределение по экономическому содержанию независимо от формы использования в производстве того или иного вида продукции и места осуществления затрат и применяется при составлении сметы затрат на производство всей выпускаемой продукции. Она составляется на определенный период времени (год, квартал, месяц) и отражает издержки производства по экономическим элементам
Смета необходима не только для снижения затрат по их элементам, но и для составления материальных балансов, нормирования оборотных средств, разработки финансовых планов и др. Для предприятий всех отраслей промышленности установлена следующая обязательная номенклатура затрат на производство по экономическим элементам:
§ материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
§ затраты на оплату труда (все виды оплаты труда и другие выплаты);
§ отчисления на социальные нужды;
§ амортизация основных фондов;
§ прочие денежные затраты.
По экономическим элементам ведется бухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме расходов на производство продукции. Классификация затрат по экономическим элементам дает возможность знать структуру себестоимости и позволяет проводить целенаправленную политику по улучшению экономики предприятия на основе экономии затрат.
При разработке сметы затрат на производство используются следующие методы:
* Сметный метод основан на расчете всех затрат предприятия в целом и обеспечивает взаимоувязку разделов плана, так как сумма затрат по экономическим элементам определяется данными соответствующего раздела «Плана технико-экономического раз-вития предприятия».
* Сводный метод предусматривает свод в единую систему общих затрат по всем цехам основного, вспомогательного производства и обслуживающих хозяйски. В цеховую смету затрат включаются: прямые издержки данного цеха (материальные затраты и покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, начисления на их заработную плату, прочие прямые денежные расходы).
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).
Распределение затрат для производства продукции может быть прямым или косвенным. При прямом распределении существуй очевидная взаимосвязь между количеством затраченного ресурса; и количеством выпущенной продукции. При косвенном распределении взаимосвязь между затраченными ресурсами и количеством: продукции устанавливается аналитическим путем.
Калькуляция бывает: плановой -- составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств производства; отчетной -- вычисляется на основе данных учета и характеризует фактический уровень затрат; нормативной -- в ее основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат.
Калькуляции составляются по видам продукции. В калькуляции основные виды затрат исчисляются в зависимости от их назначения (выделяются расходы, связанные непосредственно с технологическим процессом изготовления конкретных видов продукции): на сырье и материалы, топливо и энергию, на технологические цели; на заработную плату производственных рабочих и отчисления на социальное страхование; на подготовку и освоение производства; на содержание и эксплуатацию оборудования, в том числе его амортизацию, текущий ремонт и т.д.; общецеховые, общезаводские и другие расходы.
В отчетной калькуляции выделяются непроизводительные расходы (потери от брака). Калькуляционные расходы ведутся на специальных бланках, в которых отражены данные о плановых и фактических расходах по калькуляционным статьям затрат на весь выпуск товарной продукции за отчетный период. Документ, в который заносятся эти расходы, называется калькуляцией, а система расчетов для определения себестоимости продукции -- калькулированием. В отличие от группировки по экономическим элементам калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с производством конкретного вида изделия. В эти расходы входят как материальные затраты, так и расходы по созданию, обслуживанию и управлению производством данного вида продукции. На основе калькуляционных расчетов определяется ее цеховая, производственная и полная себестоимость.
При составлении сводной сметы затрат по предприятию необходимо учесть кроме цеховых затрат общепроизводственные и общехозяйственные расходы по предприятию в целом, для чего составляются соответствующие сметы по этим расходам.
Группировка затрат по калькуляционным статьям расходов отражает их состав в зависимости от направления (назначения) расходов (на производство или его обслуживание) и места возникновения (основное производство, вспомогательные службы, обслуживание хозяйства и др.).
Для расчета калькуляций по изделиям необходимо дополнительно составлять сметы затрат по комплексным статьям калькуляции:
§ общепроизводственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
§ общехозяйственные расходы (по цехам и предприятию в целом);
§ коммерческие расходы.
Сумма затрат по комплексным статьям распределяется затем по изделиям одного из общепринятых методов:
а) общепроизводственные, общехозяйственные расходы определяются в процентах к основной заработной плате производственных рабочих;
б) коммерческие расходы распределяются пропорционально производственной себестоимости продукции.
По способу отнесения затрат на себестоимость продукции, при ее калькулировании, затраты подразделяются на:
§ прямые, непосредственно связанные с изготовлением определенной продукции и относимые к отдельным ее видам или заказам;
§ косвенные, связанные с работой цеха или предприятия в целом.
Последние относятся к себестоимости отдельных видов продукции в порядке распределения (т.е. косвенным образом) по какому-либо установленному признаку (пропорционально объему производства или затратам и т.п.).
По отношению к объему производства затраты и расходы подразделяются на:
§ постоянные расходы, которые остаются неизменными при изменении объема производства: амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата и др.;
§ переменные расходы, изменяющиеся пропорционально объему производства продукции (сдельная зарплата, сырье и материалы, технологическое топливо, электроэнергия, налоги и отчисления от сдельной зарплаты, расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования исключая амортизацию) и др.
1.3. Экономическая сущность прибыли, её источники и функции.
Прибыль -- один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляются финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Прибыль -- это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.
Основными источниками получения прибыли являются:
*первый источник образуется за счет монопольного положения предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта. Сохранение этого источника предполагает постоянное обновление продукта;
*второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения адаптировать развитие производства к постоянно меняющейся конъюнктуре. Величина прибыли зависит от правильности выбора производственного профиля предприятия по выпуску продукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом); от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг (цена, сроки поставки, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживание и т. д.); от объемов произ-водства (чем больше объем производства, тем больше масса прибыли); от структуры снижения издержек производства;
*третий источник проистекает из инновационной деятельности предприятия. Его использование предполагает постоянное совершенствование технологии, обновление выпускаемой продукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличение массы прибыли.
Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:
§ объем реализации;
§ структура товарооборота;
§ величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли (проценты полученные и уплаченные, доходы от участия в других организациях, прочие операционные и внереализационные доходы и расходы);
§ уровень налогообложения прибыли.
Факторы, влияющие на прибыль можно разделить на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
§ политическая стабильность;
§ состояние экономики;
§ демографическая ситуация;
§ конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров;
§ темпы инфляции;
§ ставка процента за кредит.
К внутренним факторам относятся:
§ объем валового дохода (и, соответственно, факторы, его определяющие);
§ производительность труда работников;
§ скорость оборачиваемости товаров;
§ наличие собственных оборотных средств;
§ эффективность использования основных фондов.
Вместе с тем прибыль на предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видов деятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и на практике выделяют так называемую «балансовую прибыль». Ее название говорит само за себя. Она состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов, минус затраты на производство и реализацию продукции), плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.), минус внереализационные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.) Кроме того, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом. Таким образом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:
Пб=Пр+Пи+Пв.о. , где
Пр - прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Пи - прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия;
Пв.о. - доходы (убытки) от внереализационных операций.
Как правило, основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг.
Прибыль облагается налогом, поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. Последняя представляет собой валовую прибыль, за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения. В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль. Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные выплаты, образует фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.
От прибыли зависит нормальная деятельность любого предприятия, т.к.:
§ прибыль обеспечивает расширенное воспроизводство (капитальные вложения в основные фонды и прирост оборотных средств),
§ прибыль необходима для развития НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), обеспечивающие НТП;
§ за счет прибыли финансируются затраты на социальные нужды;
§ прибыль необходима для выплаты дивидендов, а следовательно от нее зависят инвестиции.
Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое значение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.
Как правило, выделяют две основные функции прибыли -- измеритель (мера) эффективности общественного производства и стимулирующая функция.
Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т. п.
Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход акционерам компании, связанный с выплатой дивидендов, но и создает возможности для наращивания капитала, а соответственно и увеличения объема производства, роста сегмента рынка, на котором действует фирма, возможность выхода на новые рынки сбыта, что в свою очередь приводит к увеличению рабочих мест, увеличению налоговых поступлений в бюджет.
1.4. Рентабельность предприятия, её значение и сущность.
При рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия оцениваются системой показателей, главным из которых является рентабельность. Рентабельность определяется как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При вычислении рентабельности используется различные показатели прибыли. Показатели рентабельности позволяют выявить не только общую эффективность работы торгового предприятия, но и оценить различные стороны его деятельности.
Цель предпринимательской деятельности -- не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность -- относительный показатель и показывает степень доходности предприятия. Рентабельность отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса. Они являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли и дохода предприятия. По этой причине они служат обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Существует великое множество показателей рентабельности, главным из которых является показатель общей экономической рентабельности торгового предприятия. Он вычисляется по формуле:
Р = П / Т * 100,
где: Р - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности торгового предприятия;
П - сумма прибыли (валовой или чистой);
Т - объем товарооборота ( без НДС).
Следующим показателем является показатель, характеризующий эффективность использования собственного капитала. Он называется показателем рентабельности собственного капитала, который вычисляется по формуле:
Р = П / К *100,
где П - сумма прибыли торгового предприятия,
К - средняя величина собственного капитала.
Этот показатель имеет важное значение для акционеров торгового предприятия. Он служит критерием оценки уровня котировки акций акционерного торгового предприятия на фондовой бирже. Этот показатель позволяет инвесторам оценить потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. Также существует показатель рентабельности всего капитала, который находится путём деления суммы прибыли на величину всего капитала.
Показатель рентабельности основных производственных средств (фондов) предприятия рассчитывается по следующей формуле:
Р = П / ОФ *100,
где П - сумма прибыли;
ОФ - средняя стоимость основных фондов;
Аналогично высчитывается показатель рентабельности материальных оборотных средств, только вместо показателя средней стоимости основных фондов применяется показатель средней стоимости материальных оборотных средств. Эти два показателя часто объединяют и вычисляют один показатель рентабельности основных фондов:
Р = (П / (ОФ + МС) * 100),
где МС - средняя стоимость материальных оборотных средств.
Если торговое предприятие арендует помещения или сдаёт помещения в аренду, то среднюю стоимость основных фондов целесообразно исчислять с учётом сданных и полученных в аренду основных средств. В этом случае средняя величина основных средств определяется путём вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду.
Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение п Наряду с основными показателями рентабельности используется большое количество частных показателей, таких как: рентабельность эффективности текущих затрат (отношение прибыли к издержкам обращения), рентабельность затрат живого труда (отношение прибыли к заработной плате), рентабельность оборотных средств (отношение прибыли к средней величине оборотных средств), рентабельность эффективности использования рабочей силы (отношение прибыли к численности занятых на предприятии рабочих), рентабельность эффективности использования торговых площадей, рентабельность эффективности использования основного капитала и т.д.. Частные показатели рентабельности характеризуют эффективность использования отдельных видов ресурсов торговыми предприятиями. Рентабельность является одним из важнейших показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия, поэтому при анализе наряду с показателями рентабельности используется их динамика.
Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Они отражают конечный финансовый результат и отражаются в бухгалтерском балансе и отчетности о прибылях и убытках, о реализации, о доходе и рентабельности. Рентабельность можно рассматривать как результат воздействия технико-экономических факторов, а значит как объекты технико-экономического анализа, основная цель которого выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов производственно- хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов.
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «Швейная фабрика» г. Красноярска
ОАО «Швейная фабрика» начала свою деятельность в 1957 году. На фабрике было 5 швейных цехов: раскройный, подготовительный, экспериментальный, ватный, склад готовой продукции, а также механические мастерские.
Основной вид деятельности: производство и реализация.
Основные виды продукции, выпускаемые фабрикой:
§ пальто женское зимнее;
§ пальто демисезонное;
§ пальто мужское;
§ куртку;
§ плащи;
§ костюмы;
§ спец. одежда.
При швейной фабрике работает ателье с выполнением заказов клиента, на любой вкус.
2.2 Анализ затрат на производство продукции
Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на изменение себестоимости и выявить резервы по снижению себестоимости продукции.
Объектами анализа себестоимости продукции являются:
§ сумма затрат на производство;
§ себестоимость товарной и реализованной продукции;
§ затраты на 1 руб. товарной продукции;
§ снижение затрат на руб. товарной продукции по сравнению с предыдущим (базовым) периодом;
§ экономия от снижения себестоимости товарной продукции;
§ затраты на 1 руб. товарной продукции по отдельным калькулируемым группам.
В зависимости от цели проведения анализа себестоимости продукции следует различать ретроспективный, оперативный и перспективный анализ.
Ретроспективный анализ себестоимости продукции производится с целью получения информации о динамике затрат в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом, установления факторов, влияющих положительно и отрицательно на сумму затрат. Результаты ретроспективного анализа необходимы для составления бизнес-плана, формирования ценовой политики и принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, а также принятии решения в области учетной политики для целей налогообложения, например, изменения режима налогообложения.
Оперативный анализ себестоимости продукции проводится ежедневно или по данным учета за 5--10 дней. В процессе оперативного анализа ежедневно изучаются те краткосрочные изменения, которые происходят в затратах на производ-ство, Оперативный анализ позволяет проводить повседневный контроль за ходом выполнения бизнес-плана по затратам на производство как в целом по предприятию, так и в отдельных его подразделениях. Именно оперативный анализ позволяет своевременно выявить отклонения от бизнес-плана по нормам расхода трудовых и материальных ресурсов и установить конкретные причины отклоне-ний в затратах от плановых заданий, норм и параметров. Оперативный анализ своевременно обеспечивает систему управления хозяйствующим субъектом информацией, позволяющей менеджменту предприятия принимать оптимальные управленческие решения на всех уровнях управления.
Перспективный (прогнозный) анализ себестоимости продукции производится с целью оценки возможного увеличения или снижения себестоимости продукции в связи с прогнозируемыми изменениями как на рынке ресурсов, так и в налогообложении. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа состояния "издержки -- объем -- прибыль". Именно перспективный анализ позволит руководству предприятия принять правильное решение относительно изменения режима налогообложения или освобождения от обязанностей плательщика НДС в тех случаях, когда выполняются необходимые положения НК РФ, при которых это возможно. Например, в связи с тем, что c l января 2006 года до 2 млн.руб. увеличиваются показатели выручки за три последовательных календарных месяца, при которых организация или индивидуальный предприниматель могут перейти и далее осуществлять свою деятельность без обязанности уплаты НДС (ст. 145 НК РФ), а также предельные показатели выручки за 9 месяцев (15 млн.руб.), при которых возможен переход на УСН в случае выполнения прочих требований, и при которых возможно функционирование в рамках этого режима до конца календарного года (20 млн.руб.) (ст. 346П НКРФ).
Источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции и затрат на производство являются:
-- бизнес-план и расчеты к нему, сметы затрат, расчеты цен и т.п.;
-- бухгалтерская отчетность, а именно -- форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №5 "Приложение к балансу", материалы пояснительной записки к годовому отчету;
-- статистическая отчетность, т.е. форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)", форма №П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников" и др. (отметим, что субъекты малого предпринимательства, а также организации, перешедшие на УСН, не предоставляют статистическую отчетность по форме 5-з);
-- данные бухгалтерского учета, а именно -- информация аналитического учета по счетам производственных затрат (20, 23, 25, 26, 28, 29), по счету 90 "Про-дажи", а также регистры и первичные документы бухгалтерского учета, в том исле материалы инвентаризации;
-- калькуляции себестоимости в соответствии с принятой системой калькулироваиия;
-- внеучетная информация, в частности, приказ по учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения, договора с заказчиками и постав-щиками товарно-материальных ценностей;
-- нормы и нормативы, установленные законодательством;
-- статистические данные и данные маркетинговых исследований о ценах и прогнозах на их изменение на потребляемые ресурсы, ценах конкурентов и пр.
Предприятие приняло заказ на изготовление жакетов для одного из ведущих клубов города. Необходимо составить калькуляцию одного изделия.
Таблица 1 - Расчет материальных затрат на один жакет
№ п/п |
Перечень статей |
Ед. изм.- |
Норма расхода |
Цена за единицу, (руб.) |
Сумма , (руб.) |
|
1 |
Основные материалы: |
- |
- |
- |
- |
|
1.1 |
Ткани: |
- |
- |
- |
- |
|
1.1.1 |
Ткань верха |
м2 |
1,8 |
133,33 |
239,99 |
|
1.1.2 |
Подкладная ткань |
м2 |
1,54 |
57,14 |
88 |
|
1.1.3 |
Клеевая ткань |
м2 |
0,2 |
63,64 |
12,73 |
|
1.2 |
Фурнитура: |
- |
- |
- |
- |
|
1.2.1 |
Нитки, за 100м |
м |
120 |
4,5 |
5,4 |
|
1.2.2 |
Пуговицы |
шт. |
5 |
10 |
50 |
|
1.2.3 |
Ярлыки |
шт. |
1 |
3 |
3 |
|
1.3 |
Уценка маломерных остатков |
% |
1 |
- |
3,99 |
|
ИТОГО основных материалов |
395,13 |
|||||
Расчет:
Нам потребуется: ткань длиной 1,20м. и шириной 1,5м., ценой 200руб; подклад длиной 1,10м. и шириной 1,40м., ценой 80руб.; клеевая ткань, цена которой 70руб. за 1м и ширина 1,10м.
1) Рассчитываем норму расхода ткани по формуле:
НР=L*Ш,
где: НР - норма расхода ткани (м2 );
L - длина ткани (м);
Ш - ширина ткани (м).
НР ткани верха = 1,20*1,50 = 1,8 м2
НР подкладной ткани = 1,10*1,40 = 1,54 м2
2) Рассчитываем цену за 1 м2 по формуле:
Ц м2 = N/Ш,
где: Ц м2 - цена ткани за 1 м2;
N - цена погонного метра.
Ц м2 ткани верха = 200/1,5 = 133,33 руб.
Ц м2 подкладной ткани = 80/1,4 = 57,14 руб.
Ц м2 клеевой ткани = 70/1,1 = 63,64 руб.
Таблица 2 - Калькуляция себестоимости одного жакета
N п/п |
Статьи затрат |
% |
Сумма (руб.) |
|
1 |
Материальные затраты: |
- |
- |
|
1.1 |
Основные материалы |
- |
395,13 |
|
1.2 |
ТЗР |
3 |
11,85 |
|
ИТОГО материальные затраты |
|
406,98 |
||
2 |
Стоимость обработки: |
- |
- |
|
2.1 |
Основная заработная плата |
- |
76,61 |
|
2.1.1 |
Расценка |
- |
36,48 |
|
2.1.2 |
Премия |
40 |
14,59 |
|
2.1.3 |
Районный коэффициент |
50 |
25,54 |
|
2.2 |
Дополнительная заработная плата |
15 |
11,49 |
|
2.3 |
Социальные налоги: |
- |
- |
|
2.3.1 |
Пенсионный фонд |
28 |
24,67 |
|
2.3.2 |
Медицинское страхование |
3,6 |
3,17 |
|
2.3.3 |
Социальное страхование |
4 |
3,52 |
|
2.4 |
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |