Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Роль государства при переходе к рыночной экономике


4

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ МАНАША КОЗЫБАЕВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА "ЭКОНОМИКИ"

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине “Экономическая теория”

на тему “Роль государства при переходе к рыночной экономике”

Выполнил:

Студент группы

Фс-06-3

Проверила:

Ст. преподаватель

Орлова Ю.С.

Петропавловск, 2006г.

Содержание

Стр.

Введениеованности реальных сил между исполнительными властными и представи-тельными общественными структурами; во-вторых, из-за отсут-ствия правового механизма балансировки взаимоотношений ис-полнительных и представительных органов.

Для урегулирования ценообразования в масштабе внутренне-го рынка, макроэкономики необходимо сбалансировать стоимост-ные и натуральные единицы произведенной продукции энергодо-бывающих, производящих отраслей. Далее можно пойти на неко-торую компенсацию энергодобывающим и производящим фирмам, предприятиям за снижение цен собственных услуг и продукции для повышения эффективности экономики в целом. В переходный период государство должно выявлять изменения условий форми-рования цен товаров, продукции базовых отраслей экономики, которые непосредственно воздействуют на ценообразование ос-тальных субъектов рыночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики. Внутренний рынок должен быть полностью открытым для поглощения высокоэффективных тех-нологий и техники из дальнего и ближнего зарубежья. Вместе с тем нужно ставить жесткие преграды устаревшим технологиям, низкопроизводительному оборудованию и низкокачественной продукции.

В развитии рыночной экономики существенную роль играет ценообразование. Стихия рынка может сильно подхлестнуть цены, привести к инфляции и прочим нежелательным последствиям, поэтому государство обязано контролировать цены на продук-цию и услуги жизненно важных отраслей, особенно в период ста-новления рыночной экономики.

Воздействие государственного регулирования на процесс це-нообразования топливно-энергетических фирм, предприятий в рамках необходимых оптимальных величин позволит создать условия функционирования для других предприятий и организаций, а также активизировать население в построении нового общества и рыночной экономики. Цены на энергоносители существенно влияют не только на производственные организации, нo и весомо воздействуют на бюджет домохозяйств населения. Развитие внутреннего рынка обусловливается прежде все-го количеством собственных производителей. Поэтому создание условий и участие государства в расширении масштабов деятельности и увеличении числа производителей, предпринимателей яв-ляется важным моментом в становлении рыночной экономики. На конец 2001г. в Казахстане функционировало 763 рынка на 134 тыс. торговых мест, оборот составил 534,8 млрд. тенге, это превысило - оборот в 1995г. в 15 раз.

Казахстан страдает от недопроизводства, поэтому активное участие государства в поднятии экономики и ее регулировании, финансировании активизирует большие массы населения: умень-шится количество безработных; увеличится спрос на товары ши-рокого потребления, расширятся рамки и объем рынка. Увеличе-ние дохода населения и спроса послужит стимулом к развитию промышленности и сельского хозяйства. Кроме экономически обоснованных программ развития национальной экономики не-обходимы финансовые и правовые механизмы реализации.

Под воздействием экономических законов развиваются рыноч-ные отношения между государством и фирмами. Государство в экономическом плане выступает в качестве органа регулирова-ния, пропорционального распределения и перераспределения со-вокупного общественного продукта между субъектами в зависи-мости от признанных затрат труда последних через рынок.

Данный момент характеристики одной из сторон многогран-ных функций государства отмечается для выяснения некоторых специфических отношений государства с фирмами общественно-го производства, товарного обращения по поводу платежей в го-сударственный бюджет, которые должны определяться с учетом требований объективной необходимости, что означает учет степени развития общественного производства на определенном эта-пе, а также требований объективно действующих экономических законов. Так, например, при экстенсивном развитии обществен-ного производства величина платежей предприятий и организа-ций в государственный бюджет должна быть предельно высокой с базовых отраслей производства, тогда как в условиях интенсивно-го роста -- в определенной степени низкой. Это положение выра-жает требования объективной необходимости в обеспечении мак-симального развития общественного производства в зависимости от различных условий труда. При экстенсивном росте обществен-ного производства возникает необходимость концентрации денеж-ных средств в государственном бюджете для усиления экономи-ческого положения страны в данных условиях; интенсивное раз-витие требует увеличения денежных ресурсов предприятий для обеспечения высоких темпов их воспроизводства. В зависимости от соотношения экстенсивного и интенсивного характера разви-тия общественного производства, в конечном счете, нужно опре-делять размеры платежей производственными, торговыми и дру-гими фирмами в государственный бюджет. Величину платежей предприятий и организаций необходимо планировать в основном в пределах от 10 до 50% от суммы дохода.

Государство должно быстро реагировать на постоянно изме-няющиеся условия развития рыночной экономики и общества, решать проблемы гармонизации противоречий в рыночных трансакциях, экономике и общественной жизни для достижения позитивных результатов. Это достигается за счет сбора платежей с субъектов рыночных трансакций и снятия негативных тенден-ций в макроэкономике. Данные сборы проявляются в различных формах, посредством которых происходит перераспределение со-вокупного общественного продукта.

Недра и богатства земли, окружающая природа принадлежат обществу. Для воспроизводства условий существования и разви-тия общества государство взимает от производителей платежи в бюджет для дальнейшего справедливого перераспределения сово-купного общественного продукта. Справедливое перераспределе-ние является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных трансакций и нацио-нальной экономики.

Ценообразование в сельском хозяйстве имеет свою специфи-ку. Оно складывается, в первую очередь, из реальных издержек производства и существующих в данной ситуации рыночных цен на сельхозпродукцию в соседних странах. Однако сельхозпроиз-водители часто оказываются в таких условиях, что приходится им продавать свою продукцию по цене ниже величины издержек про-изводства. Это обуславливается, во-первых, суровыми природно-климатическими условиями, во-вторых, низким уровнем техно-логии и техники, в-третьих, несоответствующей формой органи-зации труда, следовательно, формой собственности; в-четвертых, стихией рыночного ценообразования, в-пятых, безответствен-ностью государства перед производителями, субъектами рыноч-ной экономики.

Для поддержки и развития сельского хозяйство государство обязано скупать продукцию сельхозпроизводителей по цене выше величины издержек производства, воздействовать на ценообразующие компоненты, факторы.

Государство должно пытаться изменить условия формирова-ния цен на продукцию базовых отраслей, которые непосредствен-но воздействуют на ценообразование остальных субъектов ры-ночной экономики. Оно обязано влиять на развитие внутреннего рынка, ограждая его от негативных внешних факторов мировой экономики.

В период становления рыночной экономики для развития ма-лого и среднего бизнеса имеет смысл кредитовать предпринимате-лей-производителей из государственных ресурсов по международ-ным ставкам в пределах от 7 до 12% годовых, в случае необходи-мости обязывать частные банки 40--60% кредитов предоставлять по льготным ставкам под полную или частичную гарантию госу-дарства.

Развитие обществами рыночной экономики невозможно без культуры, образования, здравоохранения, научно-технического прогресса. Стимулирование прогресса в культуре, образовании, здравоохранении окупится многократно. Оно может проявиться в льготных кредитованиях, небольших платежах в государственный бюджет.

Необходимо на практике в ценообразовании исходить из сред-ней заработной платы наемных работников, которые представля-ют основную массу покупателей продовольственной продукции, товаров длительного потребления, услуг коммунальных служб и других.

Все затраты макроэкономики преломляются через заработную плату, доходы семьи, бла-госостояние населения. Поэтому соответствие предложения про-изводственных товаров на макроуровне величинам заработной платы и доходов населения, позволяющих удовлетворять разви-вающиеся потребности, является фактором балансировки спроса и предложения, воздействующим на ценообразование.

Государственный бюджет пополняется также и за счет отчис-лений от заработной платы. Данное отчисление должно стимули-ровать производство, работу фирм, организаций, самих наемных работников и государство. Исходя из практики цивилизованных стран можно изымать налоги из зара-ботной платы после вычета суммы за коммунальные услуги, за-трат на питание и одежду по нормативу, содержания иждивенцев, налогов за собственность, местных налогов, расходов на медицин-ское обслуживание, страхование, оплату в пенсионный фонд. Если истек срок годности строения или дома, квартиры, то также пре-кращается оплата налога на данную собственность.

В формировании научной системы налогообложения нужно исходить из определения органически взаимосвязанных частей предмета налогообложения, и систему методов налогообложения направить на повышение эффективности издержек субъектов и достижение высоких результатов в рамках как микро-, так и мак-роуровней.

Позитивное развитие рыночной экономики обусловлено оптимальным соотношением рынка и государства. Если рыноч-ные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка тех или иных товаров, то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах мак-симально полезного объема не только для данного предприятия, но и отрасли в целом и для макроэкономики общества. Однако государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. На данном этапе развития рынок и государство пред-ставляются как две противоположные части единого, целостного процесса. Гармоничное взаимодействие государства и рынка сни-мает негативные последствия развития экономики и общества.

Таким образом, в развитии рыночных отношений государство как ведущий субъект национальной экономики должно функцио-нировать в направлении органичного взаимодействия с рынком, обуславливая оптимальность параметров взаимосвязи между субъектами в общественном воспроизводстве. Для чего механизм функционирования и структура государства должны соответство-вать требованиям демократии в социально-ориентированной рыночной экономике. В таком государстве "правила игры" вытекают из объективно действующих экономических законов, способству-ющих прогрессу общества.


III. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ: МОДЕЛИ ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

3.1. Модель германского экономического развития

Предпосылки развития в Германии социальной рыночной экономики начинаются в первое десятилетие после окончания второй мировой войны. Бурное развитие и возрождение Германской экономики принято называть «экономическим чудом».

После войны Германия представляла собой страну без сырья и продуктов, без функционирующей транспортной системы, с морально подавленным населением. Политика союзников, под властью которых первое время находилась Германия, в начале определялась в основном соображениями мести за лишения войны, что лишило немцев политико-экономической самостоятельности. В соответствии с этим был произведен демонтаж промышленных установок, некоторые виды производства были запрещены.

В общей сложности потери германского народного хозяйства в 50% от довоенного уровня. Оставшаяся часть реального капитала была в основном устаревшей, изношенной.

В условиях экономического хаоса, разрушения промышленности и товарного голода, а так же руководствуясь своими послевоенными целями, достижение которых предполагало наличие экономического контроля, союзники решили сохранить элементы административной экономики, которые остались до 1948 года. Это было распределение по карточкам важнейших продуктов питания и других предметов потребления, нормирование и распределения всех основных материалов и сырья, положение о замораживании цен и заработной платы, государственный контроль за импортом и экспортом, фиксация цен на предметы внешней торговли и контроль за валютой, предписания относительно производства и обязательная сдача продуктов, подлежащих нормированию.

От военного времени осталась инфляция как результат непомерных военных расходов, процветал черный рынок.

Первой предпосылкой к возникновению социального рыночного хозяйства явилось заключение соглашения о восстановлении государственности заключенное в 1948 году западными союзниками, которое содержало основные направления создания Федеративной Республики. Новая политика западных союзников означала передачу общеполитических и экономико-политических прав на самоопределение немецким инстанциям, в особенности экономической администрации «Объединенной экономической области».

Следующим шагом на пути к рыночному хозяйству явилась валютная реформа. В результате ее уже к 1953 году практически исчез «черный рынок», появились товары, вовсю восстанавливалась транспортная система, закипели строительные работы. Подъем начался стремительными темпами и огромным размахом практически во всех областях экономической жизни Германии. Валютная реформа дала огромный толчок экономике, можно сказать именно с нее начался решающий подъем во всем хозяйстве Германии. Валютная реформа сделала возможным следующий шаг на пути к рыночной экономике - отмену административной экономики. Государство сняло с себя функции непосредственного контроля за экономикой, оставив их только в некоторых областях.

Дальше была дана свобода внешней торговле и конкуренции, что было необходимо для свободного ценообразования и формирования платежеспособного спроса. Был установлен эффективный контроль за монополиями и их ценообразованием, чтобы воспрепятствовать злоупотреблению экономическим могуществом.

Все это создало важную законодательную базу для построения в ФРГ социальной рыночной экономики, но нельзя забывать и о предпосылках политических, а именно о политике неолибералов, на которой основывалось социальное рыночно хозяйство, основной задачей которых было осознанное формирование, основанного на свободе, однако одновременно социально ориентированного общественного, экономического и социального порядка, обеспечиваемого сильным государством. Считалось что государство, за которым хоть и признается задача контроля над монополиями, все же должно обеспечивать свободу скорее за счет политического регулирования в области экономического порядка, формирование порядка в экономике и обществе представляет собой законотворческую задачу, перед государством стоит цель постоянно работать над тем, чтобы рыночный порядок сохранялся и улучшался.

На основе этих идей была разработана концепция социального рыночного хозяйства, основными авторами которой являются профессора Альфред Мюллер-Армак, Александр Рюстов, Вильгельм Репке и Людвиг Эрхард. А заслуга воплощения данной концепции в Германии принадлежит Людвигу Эрхарду, но и нельзя умалять важность работы проделанной парламентом, федеральным правительством, Немецким федеральным банком, населением, стремившимся к воссозданию страны.

За годы развития экономика Германии во многом изменилась, пройдя путь от восстановления рыночного хозяйства ФРГ до развитой рыночной экономики современной объединенной Германии. Ее современное состояние можно охарактеризовать, используя основные элементы социально-экономического порядка: действующие в наше время правовые основы, главные экономико- и социально-политические цели и важнейшие инструменты, применяемые для их достижения.

Правовую основу экономического и социального порядка Германии дополняют следующие акты, среди которых - закон против ограничения конкуренции, закон о Немецком федеральном банке, закон о кредитной системе, закон о тарифных договорах, закон о внешней торговле, законы о социальном страховании, сельскохозяйственные законы о рыночном порядке.

Право на владение собственностью гарантируется в Германии Основным законом, согласно которому как частные лица, так и юридические лица имеют право приобретать и использовать собственность по своему усмотрению в соответствии с законодательством.

Наиболее важной особенностью политики, проводимой в Германии в области собственности, является противодействие необоснованной концентрации ее в руках государства, фирм и частных лиц путем наращивания общего количества собственников.

Таким образом, денежный порядок имеет и социальное значение: кредиторы, заемщики и владельцы денег получают прибыли и несут убытки в зависимости от изменения денежной стоимости.

Все это указывает на то, что создание и регулирование покупательной способности могут быть доверены лишь учреждению, которое не может извлечь для себя выгоды из денежной и кредитной политики, и не может понести от нее убытков, т.е. это учреждение не должно зависеть от правительства, но и не должно относиться к сфере частного банковского или кредитного дела. Поэтому самое важное учреждение для денежного порядка Германии - это Немецкий федеральный банк, а самый важный для денежного обращения закон - это закон о Немецком федеральном банке.

Финансовое законодательство страны регулирует получение финансовых средств, распоряжение ими и распределение их между носителями государственной власти. В Германии эту функцию выполняет Основной закон. Он определяет разделение полномочий и задач между федерацией и землями и предусмотренное общинным законодательством земель разделение полномочий и задач между землями, районами и общинами, разделение средств, необходимых для решения государственных задач. Можно привести некоторые положения, относительно этой области:

Федерация и земли по отдельности осуществляют расходы, необходимые для выполнения их задач;

Если земли действуют по поручению федерации, то расходы, связанные с такой деятельностью несет федерация;

Федеральные законы, предусматривающие денежные затраты, и устанавливающие, что часть расходов приходится на земли, нуждаются в одобрении со стороны бундесрата;

Для предотвращения нарушения общехозяйственного равновесия, стимулирования экономического роста или выравнивания различий в уровне экономического развития федерация может предоставлять землям финансовую помощь;

Федерация пользуется исключительным правом издания законов, регулирующие таможенные пошлины и финансовые монополии;

Земли имеют право издания местных законов, предусматривающих взимание местных налогов;

Федерация и земли совместно получают поступления от подоходного налога с оборота. Из поступлений от подоходного налога и корпорационного налога федерация и земли получают половину.

Такое распределение средств в силу различной ситуации в землях приводит к возникновению более или менее значительных различий в области доходов. Поэтому Основной закон предусматривает обеспечение специальным федеральным законом финансового выравнивания между более сильными или более слабыми в финансовом отношении землями, которое должно учитывать финансовые возможности и финансовые потребности земель.

Конкуренция воспринимается не только как экономический термин. На самом деле конкуренция присутствует во всех областях жизни человека. Без нее, понимаемой как стремление, как минимум, не отстать от других, идущих к одной и той же цели и, по возможности, превзойти их, можно было бы обойтись только при абсолютно достаточном количестве наличных средств для удовлетворения духовных, культурных и физических потребностей, т.е. при отсутствии желания превзойти других, помериться с ними силами. На самом деле конкуренция была и есть везде и всегда, изменяется лишь ее форма и величина.

В Германии закон о запрете ограничений конкуренции был принят в 1957 году под названием «Основной закон социального рыночного хозяйства». Само название этого закона говорит о важности роли, которую играют основанные на конкуренции экономическая система и порядок, регулирующий конкуренцию как инструмент управления социальным рыночным хозяйством. Тем не менее, в Германии существует порядок, регулирующий конкуренцию, который призван обеспечить достижение внутрихозяйственных, социальных, внешнеполитических и неэкономических целей. Можно определить основные из этих целей.

1. Обеспечение экономического роста.

2. Содействие техническому прогрессу.

3. Управление производством с помощью хозяйственных субъектов.

4. Обеспечение экономической и социальной стабильности.

5. Достижение и обеспечение социальной справедливости.

В условиях такой общественной системы вероятность реализации справедливого порядка больше, чем там, где цели общества, человеческой деятельности, производство, зарплаты и цены фиксируются централизовано и где определение наилучшего благосостояния не реализуется через механизм конкуренции.

Там, где есть конкуренция, т.е. где имеется нехватка и не все способны достичь одной и той же цели, излишек для одного всегда означает недостаток для другого. Такая ситуация может легко породить неприязнь и вражду. Вполне объяснимой представляется попытка недобросовестными способами, противоречащими коммерческим традициям и хорошему тону, помешать конкурентам в достижении цели, чтобы тем самым обеспечить преимущество для самого себя. Для защиты интересов разных сторон призваны законы, регулирующие отношения между людьми в процессе конкуренции.

1. Закон о недобросовестной конкуренции.

2. Закон о правовом регулировании Общих условий заключения сделок.

3. Закон о скидках.

4. Положение о премиях, прилагаемых к покупкам.

5. Закон о товарных знаках.

6. Закон о патентах.

В Германии определены следующие принципу, которым должна отвечать конкуренция:

Добросовестность;

Акцент на конкуренцию в области цен и качества;

Четко выраженные достоинства предлагаемого товара, а именно в отношении цены и в отношении отличий конкретного предложения от предложений других фирм;

Дифференциация продукта с помощью юридически защищенных товарных знаков и марок;

Сдерживание конкуренции путем создания ограниченных товарными знаками и патентами юридически признанных монополий.

Одной из самых важных задач порядка в сфере труда и социальных отношений в условиях социальной рыночной экономики является недопущение того, чтобы человек, как фактор производства в экономике превращался в инструмент. Необходимо чтобы в процессе осуществления экономической деятельности соблюдались и совершенствовались личные неимущественные права. Поэтому в порядок в сфере труда и социальных отношений предполагает защиту и заботу о здоровье, человеческом достоинстве и праве на раскрытие человеческой личности. Номы социальной защиты разделены на направления:

Нормирование защиты работающих по найму.

Нормирование в отношении устава предприятия или фирмы.

Нормирование в области рынка труда.

Система социального страхования.

Социальная помощь.

Социальная политика жилищного строительства и жилищный рынок.

Помощь семьям.

Помощь в получении образования.

Трудовые и социальны суды.

Все эти положения закреплены соответствующими законодательными актами и служат принципам социальной справедливости в условиях рыночной экономики, улучшая социальную защищенность населения.

3.2. Модель экономического развития новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона

Стремительное развитие новых индустриальных стран (НИС) Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего, Гон-конга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи, приковывает внимание специалистов в области мировой эко-номики. Сегодня эти страны с высоки-ми темпами роста экономики рассматриваются как следующие по кон-курентоспособности после стран «большой семерки».

Объём внешней торговли НИС характеризуется высокими темпами. Экспорт этих стран вырос не только за счет трудоемких отраслей, но и за счет капиталоёмкой и наукоёмкой продукции. Доля НИС в мировом экспорте последние 30 лет увеличилась более чем вдвое - с 2,5 % до 6,4 %. Торговый дефицит США с новыми индустриальными странами Азии больше, чем со всеми странами Европейского союза; в пересчете на единицу ВНП НИС экспортируют в США товаров и услуг в 3 раза больше, чем страны ЕС. На эти страны приходится более половины торгового дефицита США. “Новые” страны АТР представляют наиболее значительную угрозу американским компаниям на перспективу. Соответственно, ведущие страны Запада заинтересованны в ослаблении азиатских конкурентов через кредиты МВФ. Отношение экспорта и внутреннего валового продукта составляет в Южной Корее 31,6, Сингапуре - 226,0, Гонконге - 135,0, Тайване - 47,7.

Общий товарный экспорт развивающихся стран

в том числе:

1970г.

1980г.

2003г.

100

100

100

НИС

9.9

13.0

37.5

Китай

2.9

3.1

9.4

из них:

А. Экспорт промышленных изделий

в т. ч.

100

100

100

НИС

35.5

51.8

56.7

Китай

10.8

7.5

12.4

Б. Экспорт машин и оборудование в т. ч

100

100

100

НИС

37.7

57.0

65.1

Китай

1.1

1.7

6.4

В странах АТР показатели дохода на душу населения, темпов роста, производительности труда, заработной платы и доли фонда накопления в ВНП показывают картину постоянного роста в условиях низкой заработной платы и одновременно высокой производительности труда, что ведет к росту конкурентоспособности. НИС используют самую современную, передовую технологию, их структура затрат похожа на американскую, и в тоже время они имеют квалифицированную дешевую рабочую силу. Общим для всех четырех стран является ориентация на экономический рост, готовность много трудиться, предпринимательство, дисциплинированную и достаточно квалифицированную рабочую силу, высокий уровень образования. Усиливающая роль НИС в мировой торговле и передовом промышленном производстве приводит к усилению кооперации и интеграции внутри данной группы.

Для интеграции внутри АТР характерны некоторые тенденции.

1. Процессы интеграции в области внешней торговли проходят значительно быстрее, чем в области международного переплетения долгосрочных вложений функционирующего капитала;

2. Усиливающаяся активность японских инвестиций создает эффект мультипликатора и сопровождается возникновением новейших технологических отраслей в странах региона, что вызывает рост внешнеторговых потоков;

Ведущим инвестором в регионе является Япония, с которой страны АТР связаны больше, чем друг с другом;

3. Либерализация миграции капитала, как встречной торговли, не продвинулась настолько, чтобы в развивающихся странах региона возникли взаимные интеграционные комплексы (лишь Япония, отчасти Китай и Сингапур способны играть ведущую роль в интеграционных процессах). Ограниченные возможности АСЕАН служат достаточным свидетельством этого;

4. Интеграция в АТР находится пока на начальной стадии. Здесь лишь начинают возникать интегрированные комплексы, охватывающие промышленно развитые и некоторые развивающиеся страны региона и, прежде всего НИС. Вместе с тем ускоренное развитие взаимной торговли, инвестиций и производства при условии межгосударственного регулирования этих процессов может привести к реальному созданию зоны свободной торговли и дать толчок к формированию более интегрированных комплексов.

Ведущим звеном в азиатской интеграции является Япония, экономическую модель которой копировали все новые индустриальные страны АТР, в особенности японский опыт 50-60-х гг., когда страна активно проводила политику экспортной ориентации. В середине 70-х гг. японская модель стала изменяться в сторону увеличения объемов вывозимого капитала и межгосударственной производительной кооперации в азиатско-тихоокеанском регионе.

Резкое повышение курса иены в конце 80-х гг., вызванное активным сальдо платежного баланса, создало необходимые предпосылки для превращения Японии в крупнейшего в мире инвестора, обеспечивающего условия интернационализации и регионализации иены. Горизонтальное разделение труда особенно стремительно идет между Японией и ее соседями - НИС и странами АСЕАН. Это сопровождается значительными изменениями в структуре промышленности: сворачиванием или выводом в другие государства нерентабельных предприятий, сосредоточением в стране высокотехнологичных производств.

Лидерство Японии в регионе, связанное с масштабным вывозом капитала, существенно изменяет экономические модели новых индустриальных стран, которые, имея общую с Японией картину экономических реформ и хозяйственного устройства, начинают образовывать азиатско-тихоокеанский рынок, схожий по своим параметрам и потенциалу с рынком Европейского союза.

Рассматривая основные предпосылки успешного развитие экономических моделей Японии, новых индустриальных стран в целом, можно назвать одним из первых факторов их выгодное географическое положение, создавшее объективное преимущество для развития внешней торговли и транспортных сетей. Одним из важнейших факторов развития экономических моделей Японии и НИС явилась дешевая квалифицированная рабочая сила. В настоящее время этот фактор полностью исчерпал себя, поскольку средняя заработная плата в данных странах соизмерима с аналогичным показателем в развитых странах мира. В свою очередь, это привело к структурным изменениям в Японии и НИС, а именно к вывозу капитала, размещению трудоемких отраслей производства в бедных странах АСЕАН, созданию приоритетов развития наукоемкой и высокотехнологичной промышленности в собственных странах.

Следующий блок факторов связан с созданием условий для благоприятного инвестиционного климата в Японии и новых индустриальных странах. К этим условиям относятся: льготное налогообложение, свободный ввоз и вывоз капитала, накопление золотовалютных запасов, льготное кредитование и субсидирование, создание специальных экономических зон торговли и промышленного производства, льготное таможенное обложение, развитие производственной и социальной инфраструктуры, финансовая стабилизация и укрепление местных валют, государственная поддержка экспортно ориентированных отраслей. Все это сделало возможным привлечение крупных заемных средств и льготной иностранной помощи для структурной модернизации экономики и проведения ее широкомасштабной индустриализации.

Все экономические модели были основаны на пос-ледовательном проведении государством политики по-этапного перехода от аграрной структуры экономики к высокотехнологичному промышленному производству. Начальные этапы реформирования экономик основы-вались на структурных преобразованиях в области аг-рарного сектора, которые привели к созданию слоя фермерс-ких хозяйств/слоя сельскохозяйствен-ных арендаторов (Китае). Высвободившаяся в результате рефор-мирования аграрного сектора рабочая сила направля-лась на основные отрасли промышленности начального периода: легкая, текстильная, пищевая и др. Развитие высокорентабельных отраслей на первых этапах проведения реформ позволило создать необходимый фунда-мент для освоения высокотехнологичных, наукоем-ких производств. Постепенно нарастал крен в сторону перехода от преобладания трудоемких отраслей про-мышленности к высокотехнологичным и наукоемким. Развитие промышленности отвечало поэтапным зада-чам реформирования экономики: переходу от первоначально выбранной модели импортозамещения продукции, после ее исчерпания к стратегии экс-портной ориентации промышленного производства.

Заметную роль играло государство в эффективном распределении ресурсов, главной целью которого было достижение гибкости рынка рабочей силы и повышение конкурентоспособности экономики. Жесткая ори-ентация на экспорт предполагала жесткую конкурен-цию, не допускала превышения внутренних цен на промышленные ресурсы уровня цен на мировых рын-ках. Правительства НИС активно вмешивались в эко-номику с целью протекционизма отечественной про-мышленности. Импорт контролировался в целях защи-ты стратегически важных секторов экономики с выде-лением компенсационных дотаций экспортным отрас-лям промышленности, обеспечивалось льготное креди-тование предприятий-экспортеров.

Учитывая низкую эластичность спроса на сырье на ми-ровых рынках, страны-экспортеры природного сырья решают задачу изыскания дополнительных экспортных ресурсов, за счет которых можно избежать ослабления собственных позиций в международной торговле и обес-печить эффективное участие в международном разде-лении труда.

Внедрение в производство достижений научно-тех-нического прогресса в развитых странах мира, широ-кое освоение ими новых высокотехнологичных отрас-лей параллельно с внедрением новых технологий в тра-диционные отрасли приводит к резкому и качествен-ному по своему характеру подъему производительнос-ти труда. Но все это делает затруднительным дальней-шее эффективное использование развивающимися стра-нами такого собственного преимущества, как дешевая рабочая сила. Тенденция сниже-ния удельного веса заработной платы на единицу про-мышленной продукции развитых стран мира позволя-ет говорить о снижении конкурентоспособности про-дукции развивающихся стран, связанной с использова-нием фактора дешевизны рабочей силы. Обеспечивая резкое увеличение производительности труда, новые технологии уменьшают значимость данного фактора, и на это уменьшение также действует рост стоимости рабочей силы в развивающихся странах. Следует отме-тить, что на мировых рынках тенденция выпуска ка-чественных товаров в последнее время оттесняет на зад-ний план стоимостные характеристики товара, что так-же принижает роль дешевой рабочей силы.

Важнейшие изменения последних лет в экономи-ке развитых стран за счет привлечения новых техноло-гий ведут к уменьшению материало- и энергоемкости на единицу продукции, росту удельного веса добавлен-ной стоимости в товарах, производимых по новым технологиям. Все это делает важнейшим для оптимально-го и эффективного развития экономики обеспечение диверсификации экспорта в сторону производства го-товых изделий, машин и оборудования по новейшим технологиям с использованием собственных преиму-ществ и преимуществ международного разделения тру-да.

Основное направление развития экономики в раз-вивающихся странах делается на оптимальное исполь-зование совокупности факторов преимущества новей-ших высокопроизводительных технологий, имеющих-ся природных богатств и дешевизны местной рабочей силы. Доля готовых изделий в экспорте развивающих-ся стран постоянно растет. Безусловно, лидерами в данном на-правлении являются новые индустриальные страны АТР и Китай.

В этой связи значимость экспансии новых индустриальных стран, обеспе-чивающих возрастание собственной доли на мировых рынках готовых промышленных изделий и особенно машин и оборудования, для национальных экономик огромна, поскольку на фоне мировых тенденций сни-жения материалоемкости продукции и увеличения до-бавленной стоимости данная экспансия позволяет фор-сировать темпы развития экономики НИС.

Опыт реформ в новых индустриальных странах показывает, что решающим фактором реформирования экономики выступало и выступает государственное ре-гулирование макроэкономических процессов с исполь-зованием и административных, и рыночных методов управления экономикой.

Таким образом, единая модель рыночной экономики для современных странах неприемлема. Отталкиваясь от классических принципов рынка, каждая страна выбирает для себя наиболее подходящие принципы и условия. Как результат - возникновение и функционирование специфических экономических моделей развития.

Заключение.

Соотношение государство - рынок и экономическое развитие - достаточно сложная дилемма.

В устоявшихся представлениях деятельность рынка направлен на создание баланса между спросом и предложением, тогда как государство отвечает за гармонизацию всего общественного развития, в том числе, развитие экономики. Однако ни государство, ни рыночный механизм самостоятельно не могут решить проблемы экономического развития. В этом случае возникают ситуации, когда фиаско терпит и рынок, и государство. Иначе говоря, рынок и государство взаимосвязаны. Вместе с тем, эта зависимость не всегда позитивна.

Так, попытка государства "оседлать" рынок может обернуться рядом негативных процессов в социально - экономическом плане, общественном производстве. Не исключено коренное преобразование самого государства. В то же время современный рынок требует демократизации внутренней системы государства, снижения роли командного управления, приведения к оптимизации соотношений администрирования на иерархической основе и демократической активности структуры.

Весьма полезной для всех субъектов экономики будет следующая модель отношений: если рыночные отношения активизируют предпринимательство на создание избытка товаров, услуг и т.д., то государственное регулирование должно воздействовать на развитие производства в пределах максимально полезного объема не только данного предприятия, но и отрасли в целом. В то же время государственное регулирование не должно вытеснять рыночный механизм. Следовательно, только оптимальное соотношение взаимодействия рынка и государства могут обусловить нормальное развитие рыночной экономики. В этой ситуации рынок и государство предстают как две противоположные части единого, целостного процесса.

Рассмотрение содержания функционирования государственного механизма в современных странах позволяет выявить различные стороны процесса регулирования рыночных отношений в экономике.

Одним из аспектов, раскрывающим содержание механизма функционирования государства, выступает определение цены государства как общественно необходимой величины. Проблема государственного регулирования переходной экономики также связана со стимулированием всех субъектов в зависимости от их вклада в развитие экономики и общества. Научная основа ценообразования, налогообложения позволит в переходный период стабилизировать экономическое положение. Справедливое перераспределение также является необходимым моментом в содержании механизма государственного регулирования рыночных отношений.

Наконец, важной составляющей выступает проблема приведения в соответствие с требованиями прогрессивного развития экономики механизма государственного регулирования. Адаптация национальной экономики к мирохозяйственным процессам особо значима для нашей страны. Необходимость в ней обусловлена не только углублением и расширением интеграционных процессов между современными государствами. Непосредственным результатом новой стратегии, новых механизмов видится экономический рост, решение назревших социальных проблем. В соответствии с положениями национальной Стратегии "Казахстан - 2030" обеспечение экономического роста является стратегическим приоритетом.

1. Нормативно - правовые акты

1.1. Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана от 01 марта. Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии.

2. Специальная литература

2.1. Айнабек К. С. Теория рыночно экономики: Учебное пособие. - Алматы: Жеты жаргы, 2004. - 376 с.

2.2. Борисов Е.Ф., Волков Ф.М. Основы экономической теории. - Москва: Высшая школа, 1993. - 224с.

2.3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - Москва: Юрайт, 1999. - 384с.

2.4. Елемесов Р., Жатканбаев Е. Государство и рынок. - Алматы: Каржы-каражат, 1997. - 100с.

2.5. Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: “Владос”, 1996г.

2.6. Камаев В.Д. Экономическая теория. Учебник. М.: Владос, 1998г.

2.7. Лившиц А.Я., Никулина И.Н. Введение в рыночную экономику. М.: Высшая школа, 1995г.

2.8. Реформирование экономики Казахстана: проблемы и их решение./ Под ред. М. Б. Кенжегузина. Алматы, 1997. Том 1.

2.9. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. - Москва: Дело, 1999. - 864с.

2.10. Хан И. Г. Политология. Учебное пособие. Алматы, 2000. - 337с.

2.11. Чепурин М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. Киров “АСА”,1995г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа Формирование программы лояльности клиентов
Курсовая работа Совершенствование организационной структуры системы управления предприятием
Курсовая работа Исследование ценностных ориентаций в подростковом возрасте
Курсовая работа Учет выбытия основных средств
Курсовая работа Особенности функционирования рынка труда России в современных условиях
Курсовая работа Методы стимулирования сбыта товаров
Курсовая работа Управление финансовыми ресурсами предприятия
Курсовая работа Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых
Курсовая работа Организация управленческого учета на предприятии
Курсовая работа PR политических партий в современной России
Курсовая работа Хроническая обструктивная болезнь легких
Курсовая работа Соучастие в преступлении
Курсовая работа Личные права и свободы человека и гражданина
Курсовая работа Формирование интереса к обучению у младших школьников
Курсовая работа Теневая экономика в России