Введение
Предпринимательский риск - это вероятность возникновения потерь прибыли, дохода по сравнению с ожидаемым результатом. Его можно считать в абсолютной величине (материальной, финансовой) либо в процентном отношении к объему примененных ресурсов или ожидаемым результатам.
В условиях рыночных отношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемых ситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельность невозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т.е. опасности наступления непредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельности последствий его действий, в конечном счете вредит экономике, подрывает ее динамичность и эффективность. Нормальный ход экономического развития требует достаточно полной и разнообразной «рисковой стратификации», которая обеспечивает каждому субъекту возможность занять позиции в такой зоне хозяйствования, в которой степень риска отвечает его наклонностям и личным качествам. Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степени выступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательской сферы экономики.
Риск может быть большим или малым, но в любом случае он неизбежен, предпринимательская деятельность осуществляется в условиях неопределенности и изменчивости рыночной среды. В подобных условиях невозможно гарантировать получение намеченного результата.
1. Организация - центральное звено экономики
1.1 Сущность понятия «предприятие»
Под общим названием «предприятие» в хозяйственной практике подразумевается коммерческая организация, преследующая в качестве основной цели деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал. Наряду с этим в научной литературе широко используется не одно, а два схожих понятия - «предприятие» и «фирма».
Оба термина обозначают один и тот же объект, в основном промышленную или торговую организацию. Тем не менее, под фирмой в России понимается хозяйственная организация производственного и непроизводственного профиля, как правило, крупная и многопрофильная, со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.).
Однако в соответствии с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма - общее понятие коммерческой организации.
В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации. К ним относятся:
· производственные организации, занятые в основном изготовлением, строительством и поставкой потребителям готовой продукции личного, общественного и производственного потребления;
· торговые организации;
· брокерские, венчурные, консалтинговые и другие организации;
· Все организации указанного профиля связаны с производством или выполняют вспомогательные посреднические функции между производителями и потребителями товаров.
· В соответствии с основной целью производственного предприятия - получением прибыли на вложенный в производство труд и капитал - выстраивается цепь действий. Прежде всего, предприятие определяет:
· куда, в какую сферу, конкретную отрасль, отдельный вид производства и продукции можно с выгодой вложить капитал;
· каким образом, при помощи каких средств и механизмов можно обеспечить наращивание капитала;
· В связи с этим предприятие досконально изучает доступные для него рынки сбыта товарной продукции, анализирует свой потенциал, включая:
· производственные мощности, их структуру и загрузку;
· кадры предприятия, их квалификацию и возможность пополнения;
· финансы (как собственные финансовые ресурсы, так и перспективы получения кредитов банка);
· наличие и возможность осуществления инновационных проектов (в том числе финансируемых со стороны) по выбранному перспективному виду продукта.
В условиях конкуренции и ускорения технического прогресса, перечисленные и некоторые другие секторы анализа, предприятие вынуждено осуществлять непрерывно. В противном случае оно будет работать «вслепую», и потому может оказаться банкротом.
1.2 Организация - сфера материального производства
Организация - это обособленная специализированная фирма, основанием которой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный с помощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовлять нужную потребителям продукцию (выполнять работы, оказывать услуги) соответствующего назначения, профиля и ассортимента. К производственным предприятиям относятся заводы, фабрики, комбинаты, шахты, карьеры, порты, дороги, базы и другие хозяйственные организации производственного назначения. Внутренняя среда предприятия (фирмы) - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).
Основу предприятия (фирмы) составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие.
От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, люди не могут трудиться на пустом месте. Им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготовляется продукция, и оборотные средства, из которых создается эта продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, энергоресурсов, для выплаты заработной платы работникам и осуществления прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетном счете в банке и частично в кассе предприятия. При отсутствии достаточной суммы собственных денег предприятие прибегает к кредитам.
Важное значение для работы организации имеет информация - коммерческая, техническая и оперативная. Коммерческая информация отвечает на вопросы: какую продукцию и в каком количестве необходимо изготовить; по какой цене и кому ее реализовать; какие расходы потребуются для ее производства. Техническая информация дает исчерпывающую характеристику продукции, описывает технологию ее изготовления, устанавливает, из каких частей и материалов нужно производить каждое изделие, при помощи каких машин, оборудования, инструментов и приемов, в какой последовательности должна вестись работа. На основе оперативной информации выдаются задания персоналу, производится его расстановка по рабочим местам, осуществляется контроль, учет и регулирование хода производственного процесса, а так же корректировка управленческих и коммерческих операций. При помощи информации все компоненты действующего предприятия связываются в единый синхронно функционирующий комплекс, нацеленный на производство заданного вида продукции, соответствующего количества и качества.
Разумеется, изолированных от внешнего мира предприятий не существует. Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия, - это, прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а так же государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия. Население, в интересах и при участии которого создается предприятие, - главный фактор внешней среды. Население так же является главным потребителем продукции и поставщиком рабочей силы.
К числу поставщиков предприятия, следует, очевидно, причислить кредитные учреждения - банки, поставляющие денежные ресурсы, а так же научные и проектные организации, которые готовят для предприятий необходимую научно-техническую информацию и проектную документацию. Контроль исполнения законов осуществляется правительством и местными органами власти.
С чисто правовой стороны, согласно законодательству Российской Федерации предприятием (организацией) является самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в порядке, установленном законом ,для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
К важнейшим задачам действующего предприятия относятся:
· возмещение затрат и получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
· недопущение сбоев в работе предприятия (в том числе срывов поставок и выпуска недоброкачественной бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и дохода предприятия);
· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
· обеспечение выплаты заработной платы персоналу предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;
· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
· охрана окружающей среды (земли, воздушного и водного бассейнов);
· стабильное наращивание темпов роста объема производства и дохода предприятия.
· Задачи предприятия определяются интересами владельца, размером капитала, ситуацией внутри организации, внешней средой.
Функции организации конкретизируются и уточняются в зависимости от размера предприятия, который определяется объемом производства; отраслевой принадлежностью; степенью специализации и кооперирования; наличием коммерческой и социальной инфраструктуры; формой собственности; взаимоотношениями с местными органами власти.
Экономические и социальные задачи, из которых вытекают функции предприятий, определяются многими факторами и неодинаковы для различных предприятий.
Организация несет полную ответственность перед финансовыми органами за своевременное перечисление налогов и других платежей, покрывает из собственного дохода все убытки и потери.
За счет выручки от реализации продукции оно производит оплату расходов на организацию и развитие производства, а так же на закупку сырья и материалов, оплату рабочей силы. Администрация и персонал предприятия обязаны постоянно заботится о том, чтобы изготовленная продукция была достаточно высокого качества и не слишком дорогостоящей. То и другое необходимо для завоевания и удержания рынка сбыта.
Фактически ситуация на производственных предприятиях, в их трудовых коллективах определяет состояние и темпы развития экономики страны, свидетельствует о степени эффективности экономической политики правительства.
Следовательно, предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, на основе которых формируются одновременно и отраслевые и территориальные комплексы, образуются хозяйственные органы (министерства и ведомства), получают развитие края.
1.3 Предпринимательские права и обязанности предприятия (фирмы)
Государственные законы, действующие в области экономики, определяют компетенцию государства и границы его вмешательства в работу организации. Частные, кооперативные, акционерные и другие предприятия не освобождаются от государственного контроля, который ведется за:
· доходами предприятия и уплатой им налогов;
· санитарным состоянием производства;
· назначением и техническим уровнем продукции;
· соблюдением стандартов и технических условий производства;
· правовой защитой наемного персонала и некоторыми другими сторонами деятельности предприятий;
Хозяйственный и правовой контроль, причем очень жесткий, осуществляется во всех странах мира. «Под демократией многие понимают вседозволенность. А это не одно и тоже, - справедливо замечает американский исследователь менеджмента Я. Хотин, - Запад под демократией понимает очень строгие и суровые законы, которые нельзя не обойти, ни нарушить». Законодательством предусмотрено, что предприятие несет полную ответственность за все виды его деятельности, в том числе за:
· соблюдение интересов государства и прав граждан;
· соблюдение законов и сохранность окружающей среды;
· преумножение имущества, вверенного ему государством или держателями акций;
· повышение эффективности производства.
Предусматривается, что деятельность организации не должна нарушать нормальных условий работы других предприятий и фирм, ухудшать условия жизни граждан на прилегающей территории. При этом государство или иной вышестоящий орган, как правило, не отвечают по обязательствам государства и других органов.
Администрация предприятия обязана создавать нормальные условия труда для персонала. Решения по социально-экономическим вопросам должны приниматься с участием трудового коллектива.
Между администрацией и трудовым коллективом заключается трудовое соглашение, в котором закрепляются взаимные обязательства:
· по санитарному состоянию и технике безопасности работ;
· условия режима работы предприятия и его подразделений, включая сменность работы и продолжительность смен;
· продолжительность и размеры оплаты отпусков;
· условия и формы оплаты труда по категориям работников и др.
За пределами предусмотренных законом полномочий местные органы власти и коммерческие организации не вправе вмешиваться в осуществление внутренних хозяйственных и административных функций предприятия. Они могут выступать лишь в качестве органов контроля правомерности хозяйственной деятельности предприятия, вносить свои предложения и требовать исполнения руководством предприятия действующего законодательства.
1.4 Классификация организаций
Предприятия различаются между собой по многим характеристикам, по которым ведется их классификация. Основными признаками классификации организации являются:
· отраслевая и предметная специализация;
· структура производства;
· мощность производственного персонала (размер предприятия, фирмы)
Одним из главных до сих пор считались отраслевые различия выпускаемой продукции, в том числе ее назначение, способы производства и потребления. Уже при создании предприятия четко определяется, для какого конкретного вида продукции (вида работ) оно предназначено. В зависимости от этого предприятия подразделяются на:
· промышленные предприятия по выпуску продуктов питания, одежды и обуви; по изготовлению машин, оборудования, инструментов, добыче сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;
· сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;
· предприятия строительной индустрии, транспорта.
Важнейшими с точки зрения потребностей человека являются предприятия, производящие предметы потребления. Это предприятия (организации) сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности, а так же предприятия машиностроения, химической, деревообрабатывающей промышленности, изготавливающие товары массового потребления, предприятия жилищного и коммунального строительства. Большое число предприятий связано с оказанием специализированных услуг производству и населению, включая транспорт всех видов, связь, материально-техническое снабжение, ремонт, торговлю и др. Принадлежность предприятия к той или иной отрасли производства должна конкретизироваться по видам внутриотраслевой специализации.
В силу различных причин специализация предприятий не обязательно совпадает с административной структурой и основной специализации отрасли. Например, во многих машиностроительных отраслях (металлургических, угле- и нефтедобывающих) имеются крупные цехи и заводы, участки по производству машин и оборудования, их ремонту. Наряду с этим в хозяйственных объединениях машиностроения имеются металлургические и химические предприятия, электростанции, транспортные подразделения и пр. Поэтому в народном хозяйстве используются два вида определения отраслей принадлежности предприятия - по административно-организационному и продуктовому признакам. При использовании административно-организационного признака учитывается основной заявленный вид деятельности, а так же принадлежность предприятия тому или иному ведомству или фирме.
На практике все реже встречаются организации, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим по структуре производства предприятия делятся на узкоспециализированные, многопрофильные, комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства, например, по выпуску тканей, пошиву одежды, производству чугуна, стального проката, литья, поковок для машиностроения, выработке электроэнергии, производству зерна, мяса и т. д. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие организации чаще встречаются в промышленности и сельском хозяйстве.
С усилением конкуренции многие ранее узкоспециализированные предприятия, экономически окрепнув. Выходят за рамки прежней специализации. Они резко расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки сбыта. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся межотраслевыми - диверсифицированными предприятиями. Одновременно они могут заниматься например выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортными и коммерческими операциями. Перелив капитала из одной отрасли в другие происходит при этом в рамках одной фирмы. Диверсификация оказалась магистральным направлением предпринимательской деятельности конца XX - начала XXI столетий.
Некогда специализированные предприятия в течение короткого промежутка времени трансформировались в новую категорию - фирмы, объединяющие разнородные виды производственной деятельности. В этом случае группировка предприятий по отраслям размывается и теряет смысл - группируется только продукция.
Комбинированные предприятия в классическом виде чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем в третий вид.
Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные и редкие металлы. Для их извлечения из шлаков доменной плавки на предприятиях черной металлургии строят цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производства на этих предприятиях часто перерабатываются и строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья (в данном случае из железной руды) на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.
Группировка предприятий по мощности производственного потенциала (размеру предприятия) получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые, средние и крупные. При отнесении предприятий к одной из указанных групп используются следующие показатели:
· численность персонала;
· стоимостной объем выпуска продукции;
· стоимость средств производства.
Централизованная система управления экономикой СССР опиралась главным образом на крупные производственные объединения и поощряла их развитие. В промышленности страны средний размер предприятий, рассчитанный по числу занятых, был в 8 - 12 раз больше, чем в странах Запада. Это диктовалось рядом причин:
1) из единого центра управлять меньшим числом крупных объектов легче, чем большим количеством мелких;
2) централизованная система управления экономикой в значительно меньшей мере заинтересована в развитии малого предпринимательства, чем рыночная. Будучи монополистом, в рамках всего народного хозяйства, государство практически полностью застраховано от конкуренции и негативных последствий монополизма со стороны крупных предприятий и объединений;
3) крупномасштабное производство (независимо от форм собственности и государственного устройства) в принципе эффективнее и стабильнее мелкомасштабного.
Крупные предприятия за счет концентрации производства, внутренней специализации и кооперирования имеют ряд преимуществ, особенно при внедрении новой техники и технологии, повышении качества продукции, снижении ее себестоимости. Для изготовления продукции в больших объемах применяется оборудование и технология, обладающие, как правило, значительно более высокими экономическими и техническими показателями, чем для изготовления небольших партий.
Децентрализованная рыночная экономика находится под давлением монополизма со стороны крупных объединений и корпораций. В борьбе с монополизмом государств вынуждено поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в качестве противовеса монопольному диктату предприятий-гигантов на рынках сбыта появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязывать условия производства, и сбыта, а так же уровень качества товаров и цены на них.
Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополий, но и в роли их сателлитов. В таком случае на основе технической документации, разрабатываемой крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия (нередко семейные мастерские) изготавливают нужные заказчику комплектующие изделия. Это выгодно обеим сторонам: крупной фирме не надо при этом налаживать у себя мелкосерийное производство, а мелкий предприниматель получает постоянные заказы и покровительство крупной фирмы.
1.5 Внутренняя структура предприятий (фирм)
Структура предприятия - это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект. Структура предприятия определяется следующими основными факторами:
· размером предприятия;
· отраслью производства;
· уровнем технологии и специализации предприятия.
Какой-либо устойчивой стандартной структуры не существует.
Она постоянно корректируется под воздействием производственно-экономической конъюнктуры, научно-технического прогресса и социально-экономических процессов. Наряду с этим при всем многообразии структур все производственные фирмы имеют идентичные функции, главные из которых - изготовление и сбыт продукции. Чтобы обеспечить нормальное функционирование, фирма должна иметь в своем составе цехи или мастерские по изготовлению основной продукции (выполнение работ, оказание услуг) и по обслуживанию производственного процесса. Помимо того, каждое предприятие независимо от его размеров, отраслевой принадлежности и уровня специализации ведет работу по оформлению заказов на изготовление продукции; организует ее сохранность и сбыт заказчику; обеспечивает закупку и поставку необходимого сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования, энергоресурсов. Наконец, чтобы каждый работник в любой отрезок времени делал именно то, что необходимо остальным - предприятию в целом, нужны управляющие органы.
На эти органы возлагается задача определения долгосрочной стратегии, координация и контроль текущей деятельности персонала, а так же наем, оформление и расстановка кадров. Все структурные звенья предприятия, таким образом, связаны между собой с помощью системы управления, которая его головным органом.
Непосредственное влияние на структуру внутренних подразделений фирмы оказывают ее масштабы. Для выполнения разнообразных обязанностей на крупных и средних по размеру фирмах создаются специальные полразделения - отделы, цехи.
На малых фирмах указанные обязанности распределяются среди персонала - по взаимной договоренности или же выполняются сторонними организациями по договору.
Она отражает не реальную структуру какого-либо конкретного производственного объекта, а его функции. На крупном объекте указанные функции, как правило, разделяются на более мелкие конкретные обязанности отдельных подразделений.
В отличие от крупных предприятий функции структурных звеньев малых предприятий не дифференцируются, а наоборот, интегрируются иногда до такой степени, что даже у директора не оказывается ни одного заместителя, а во время его отсутствия функции руководителя берет на себя главный бухгалтер или, скажем, мастер. Последние также могут совмещать множество функций, включая материально-техническое обеспечение предприятия, сбыт продукции, организацию ремонта оборудования, транспорта и пр.
Отраслевая принадлежность почти всегда в той или иной мере оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Эти два фактора - отрасль производства и размер предприятия - во многом связаны. Например, невозможно создать малое предприятие по изготовлению многих видов машин и материалов, таких как самолеты, автомобили, тракторы, прокатные станы, химические удобрения, локомотивы, суда и ряд других. Эта продукция создается только на крупных предприятиях. Технология ее производства не укладывается в рамки малого или даже среднего производственного звена. Вступает в силу принцип естественной монополии, когда объективно сама технология и организация производства создают монополиста. В то же время совершенно нецелесообразно создавать крупные объекты по бытовому обслуживанию населения - мастерские по ремонту обуви, индивидуальному пошиву и ремонту одежды, парикмахерские, аптеки, столовые и т. д.
Структура предприятия во многом складывается непосредственно под воздействием отраслевой технологии производства. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия, а следовательно, и крупнее его размеры. В повседневной инженерной практике сложность технологического процесса определяется:
· многообразием способов воздействия на предметы труда, необходимые для получения готового изделия;
· числом деталей, узлов, агрегатов, иных компонентов, из которых комплектуется готовое изделие;
· количеством технологических операций, которым подвергается изделие в процессе его изготовления;
· уровнем предельной точности и качества исполнения технологических операций.
К одной из важнейших отраслевых особенностей структуры предприятия относится территориальное размещение производственных единиц. В отраслях обрабатывающей промышленности производственные цехи, как правило, размещаются на одной площадке, поскольку связаны между собой технологическим процессом, жесткими транспортными устройствами и не зависимы от природно-климатических условий. В добывающих отраслях промышленности размещение шахт, скважин, разрезов полностью зависит от места залегания ископаемых. Поэтому эти предприятия, как правило, разбросаны на большой территории. Помимо дискретных транспортных связей других прямых контактов отдельными производственными точками здесь не создаются.
Структура и специализация сельскохозяйственных организаций в значительной мере определяются размерами принадлежащих предприятию земельных угодий и природно-климатическими условиями. Несмотря на то, что основную массу товарной продукции на внутренние и мировые рынки поставляют крупные сельскохозяйственные предприятия, наряду с ними могут свободно уживаться малые, семейные фирмы. Крупные фирмы в сельском хозяйстве - это, как правило, многопрофильные хозяйства зернового, животноводческого и плодоовощного направления. Часто они располагают мощной технической базой с полным набором необходимых сельскохозяйственных и транспортных машин, механизмов, мастерских по ремонту. Многие из них имеют фабрики и мастерские по переработке сельскохозяйственной продукции и другие подсобные и кустарные промыслы, которые технологически и организационно независимы и могут размещаться на отдельных участках. Отдаленность между структурными подразделениями и большая протяженность производственных площадей характерны для строительных фирм, а так же организаций железнодорожного и водного транспорта, шоссейно-дорожного хозяйства. Подрядные строительные организации размещают возводимые ими объекты в соответствии с пожеланиями заказчиков независимо от какой-либо местной внутренней структуры. Отдельные строительные участки предприятий действуют самостоятельно, а расстояние между ними может измеряться десятками и сотнями километров. Общее между ними - это лишь единое финансовое, административно-хозяйственное управление и техническое обслуживание.
Профиль, масштабы, а так же отраслевая принадлежность предприятия определяются составом, технологической специализацией, мощностью и размерами его производственных цехов, участков, мастерских. Все другие звенья предприятия - функциональные отделы, лаборатории, управляющие органы полностью соизмеряются с характеристиками производственных подразделений и создаются исключительно для обеспечения их нормальной эффективности работы.
Производственные цехи (филиалы, участки, мастерские и др.) делятся на две группы:
1) цехи основного производства;
2) вспомогательные и обслуживающие.
К цехам основного производства относят цехи, в которых непосредственно изготовляется продукция, предназначенная для реализации потребителям. К обслуживающим цехам относят цехи, в задачу которых входит обеспечение нормальной, бесперебойной работы основных цехов.
Это цехи и производственные участки:
· по изготовлению, ремонту, заточке и настройке инструмента, приспособлений, приборов, хозяйственного инвентаря;
· по надзору и ремонту оборудования, машин, механизмов, зданий и сооружений;
· по обеспечению электрической и тепловой энергией, надзору и ремонту электрооборудования и тепловых сетей;
· по внутрипроизводственной и внешней транспортировке сырья, материалов, заготовок, готовой продукции, отходов производства;
· по очистке и уборке помещений, инвентаря;
· склады предприятия.
Если конечный результат деятельности основных производственных цехов - готовая продукция выходит на рынок сбыта и реализуется внешнему потребителю, то конечный результат работы обслуживающих цехов потребляется внутри самого предприятия.
К вспомогательным цехам обычно относятся такие подразделения и участки предприятия, которые непосредственно не связаны с основным производством. Например, утилизация отходов и мусора. Образующихся на фирме; заготовка и хранение сырья, материалов, продуктов питания, которые предназначены для персонала.
Основные производственные цехи формируются в соответствии с профилем предприятия, его специализацией, а так же в зависимости от конкретных видов продукции, масштабов и технологии производства. При этом неизменно перед ним ставятся задачи своевременного выпуска продукции, снижение издержек производства, повышения качества изделий, своевременной перестройки производства на выпуск новых изделий в соответствии с быстро изменяющимися потребностями рынка. Указанные задачи решаются на основе рациональной специализации и размещения цехов, их кооперирования внутри предприятия, обеспечения пропорциональности и единства ритма производственного процесса от первой до последней операции.
Специализация цехов принимает следующие формы: предметная, подетальная (поагрегатная), технологическая (стадийная), и территориальная. Предметная специализация заключается в сосредоточении в отдельных цехах основной части или всего производственного процесса по изготовлению конкретных видов и типоразмеров готовой продукции.
Подетальная (поагрегатная) специализация цехов наиболее распространена в машиностроении. Ее суть состоит в том, что за каждым цехом закрепляется изготовление не полностью всей машины, а только отдельных деталей или агрегатов.
Технологическая (стадийная) специализация базируется на пооперационном разделении труда между цехами. При этом в процессе прохождения труда от сырья до готовой продукции выделяются принципиальные различия в технологии производства каждого цеха.
Территориальная специализация производственных подразделений наиболее характерна для предприятий транспорта, сельского хозяйства и строительства. Каждый цех, участок при этом может выполнять одинаковую работу и производить одну и ту же продукцию, но на различных, удаленных друг от друга территориях. Аналогичная структура производства и управления образуется и в других отраслях экономики, в частности на транспорте, на фирмах связи и ремонтно-восстановительного профиля.
1.6 Создание и юридическое оформление нового предприятия (фирмы)
Образование новых предприятий и расширение действующих определяется следующими факторами:
1) наличие неудовлетворенного спроса на продукцию (услуги);
2) наличие ресурсов, необходимых для организации производства продукции;
3) уровень развития науки и техники соответствующей отрасли производства.
Определяющим является спрос на продукцию, вызванный реальными потребностями рынка и наличием ресурсов для организации производства. Если предприятие начнет изготовление продукции, не пользующейся спросом потребителя, ему грозит разорение.
Такая продукция остается на складах нереализованной, а затраты на ее изготовление - неоплаченными. Наряду с этим ресурсы (материальные и денежные) составляют базу, обеспечивающую деятельность предприятия, включая формирование требующихся средств производства и финансов, без которых невозможна организация производства.
Решение о формировании новых предприятий принимает владелец капитала (ресурсов). На первом этапе капитал нужен для строительства и организации объектов предприятия, закупки достаточных запасов сырья, материалов, найма рабочей силы. На базе первоначальных капитальных вложений, израсходованных или предназначенных на указанные цели, образуется уставный капитал предприятия. Увеличение уставного капитала, по мере надобности, происходит за счет прибыли, целенаправленно оставляемой на фирме для развития производства, а в отдельных случаях - за счет ассигнований из бюджета вышестоящего органа по принадлежности предприятия. Кроме того, предприятие может получить средства за счет выпуска и продажи акций и других ценных бумаг, а так же взять кредиты, погашаемые впоследствии из прибыли. Дополнительные средства могут быть получены так же от продажи излишнего имущества. За счет привлечения дополнительных денежных средств предприятие увеличивает свои основные и оборотные средства или модернизирует их, за счет этого наращивает выпуск продукции, повышает ее качество, увеличивает доход.
Основную цель, которая преследуется при образовании нового предприятия, формулирует владелец (владельцы) капитала. В зависимости от того, в чьей собственности находится капитал предприятия, цели его создания и реорганизации могут меняться, но в основном они заключаются в следующем:
· увеличение выпуска продукции, в которой нуждаются потребители, и получение дохода за счет ее реализации;
· вовлечение в производство незанятого трудоспособного населения и решение тем самым социальной проблемы трудоустройства;
· вовлечение в производство имеющихся в наличии неиспользуемых природных ресурсов;
· организация изготовления принципиально новых видов промышленной продукции с использованием передовых достижений науки и техники;
· удовлетворение личных интересов (амбиций) отдельных граждан или группы лиц, создающих фирму (прежде всего небольшую - типа товарищества), индивидуальной или совместной деятельности.
Создание предприятия фиксируется соответствующими документами. Прежде всего оформляется основной документ - устав предприятия. В нем указывается юридический статус нового предприятия, излагаются задачи, обоснование и принципы его создания, указываются учредители, их адреса и денежный вклад каждого учредителя, устанавливаются сроки и формы деятельности предприятия, его права и обязанности как юридического лица. В уставе обозначается размер уставного капитала и источники его образования, указывается вид и сфера деятельности, даются гарантии для охраны окружающей среды и здоровья людей, устанавливается форма управления фирмой и ее филиалами, указывается система учета и отчетности, адрес новой фирмы, ее название.
Устав предприятия утверждается учредителем (учредителями) и вместе с заявкой учредителя регистрируется местными органами власти. После этого предприятие получает право на собственную печать и открывает расчетный счет в банке. На этом заканчивается формальное юридическое формирование нового предприятия и начинается полномасштабная его коммерческая деятельность.
1.7 Уставный капитал предприятия (фирмы)
При регистрации в качестве юридического лица предприятие обязано располагать уставным капиталом (в ряде случаев он именуется уставным фондом). Уставный капитал (фонд) - это зафиксированная в стоимостном выражении сумма материальных и нематериальных ценностей, которые передаются предприятию в постоянное пользование владельцами этих ценностей.
Величина и структура уставного капитала определяются рядом условий, соблюдение которых необходимо учитывать при создании и организации деятельности предприятия. Среди этих условий выделяют следующие:
1) отрасль производства;
2) масштабы предприятия;
3) уровень специализации и кооперирования предприятия;
4) организация обслуживания производства и фирмы в целом;
Уставный капитал формируется и утверждается вместе с уставом предприятия при его образовании и реформировании. Предприятия самостоятельно решают вопросы о структуре и размере уставного капитала и его изменении. Увеличение капитала происходит в основном за счет:
· прибыли предприятия, которая используется для капитальных вложений в основные средства и для пополнения оборотных средств предприятия;
· выпуска акций;
· субсидий, которые поступают от государственных органов или от головной компании (банка, фирмы) если данное предприятие является дочерним;
· присоединение дополнительных вкладов, паев со стороны новых юридических и физических лиц, пожелавших вложить свои средства в капитал предприятия.
Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могут выступать:
· государственные органы (включая федеральные и местные органы власти, иностранные государства);
· сторонние предприятия и организации (включая банки, холдинги, концерны и т.п.);
· общественные организации (различные фонды и объединения);
· частные лица (в том числе иностранные).
Выбытие уставного капитала происходит главным образом в результате:
· физического износа или расходования имущества (без его восстановления);
· аварий, поломок;
· морального износа;
· изъятия капитала вследствие падения спроса на продукцию предприятия, неблагоприятной конъюнктуры рынка;
· «проедания» капитала, связанного с высокими, не компенсируемыми издержками производства.
Изменение размеров уставного капитала ежегодно отражается в пассивах баланса фирмы. Роль уставного капитала заключается в том, что он придает финансовую устойчивость фирме. Помимо того, уставный капитал служит гарантией в деловых отношениях с партнерами и государственными органами, т.е. он выступает как залоговое средство, гарантирующее возмещение долгов и оплату услуг согласно договорным и прочим финансовым и коммерческим обязательствам. На действующем предприятии уставный капитал сосредоточен в основных средствах предприятия, его оборотных средствах и резервах.
Эффективность использования наличного уставного капитала (Эуст) определяется двумя основными показателями: фондоотдачей капитала и рентабельностью капитала. Первый показатель рассчитывается как отношение суммы годового объема выпуска продукции в денежном выражении к сумме средств, инвестированных в уставный капитал по формуле:
Эуст = Q x 100% / Куст,
где Q - сумма годового объема выпуска продукции; Куст - сумма инвестированного уставного капитала.
Второй показатель определяется как отношение суммы прибыли, полученной за расчетный период, к сумме уставного капитала по формуле:
Эуст = Пр x 100% / Куст,
где Пр - прибыль, полученная за расчетный период; Куст - уставный капитал.
Эффективность использования уставного капитала определяется для контроля, насколько рационально эксплуатируются основные и оборотные средства фирмы, подлежит ли пополнению уставный капитал или же требуется его уменьшать вследствие неполного или нерационального использования.
1.8 Реорганизация и прекращение деятельности предприятия (фирмы)
Решение о ликвидации или реорганизации предприятия, так же как и о его создании, принимает его владелец или арбитражный суд, если предприятие оказалось банкротом. Причины прекращения деятельности или кардинальной перестройки работы предприятия могут быть различны. Среди них:
· отсутствие или резкое падение спроса на выпускаемую продукцию (услуги);
· убыточность производства;
· экологическая опасность для окружающей среды и населения;
· возможность использования зданий, сооружений, оборудования и других средств предприятия для организации выпуска экономически выгодной или более необходимой потребителям продукции;
· объединение с другим или новым предприятием.
В ряде случаев на предприятии осуществляется конверсия производства - его перевод на выпуск продукции принципиально нового характера и назначения. Примером широкомасштабной конверсии может служить массовый переход предприятий оборонной промышленности России в 1990-е годы на выпуск продукции гражданского назначения.
Прекращение деятельности предприятия как юридического лица считается законным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Предприятия, которые созданы на паях или акционерами и относятся к хозяйственным объединениям (обществам), могут быть реорганизованы по решению общего собрания их участников. Они, так же, могут по решению собрания, преобразованы в общества с иным правовым уставом. Например, общество с ограниченной ответственностью может быть преобразовано в производственный кооператив или народное предприятие.
2. Риски организации, их предупреждение и страхование
2.1 Риски - как объект управления, их виды, особенности
Риск и доход - базовые понятия и ключевые проблемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Целью коммерческой организации является получение прибыли в результате производства и реализации продукции (работ, услуг), а так же осуществления других видов деятельности. Поэтому предпринимательский риск связан с конечным финансово-хозяйственным результатом предприятия, в котором объединяются многочисленные частные риски. Если рассматривать предпринимательский риск предприятия как результирующую финансовую величину, то логично считать отдельные сопровождающие его риски факторами, влияющими на нее.
Можно выделить следующие сущностные аспекты категории «предпринимательский риск»:
· риск по отношению к цели, результату, на достижение которого направлено управленческое решение (или предпринимательская деятельность в целом);
· риск как возможность, реализуя принятое решение или осуществляя запланированную деятельность, не достичь ожидаемого результата;
· риск как возможность потери предпринимателем части (или всех) своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и/ или финансовой деятельности;
· риск как возможность недостижения цели (результата) вследствие объективно существующей неопределенности, причинами которой выступают незнание ситуации, случайность или внешнее противодействие.
Предпринимательский риск заключается в возможности недостижения цели, ожидаемых результатов реализации принятого решения или осуществления запланированной деятельности вследствие объективно существующей неопределенности. Риск реализуется через потерю предпринимателем своих ресурсов, недополучения доходов или появление дополнительных расходов. Иначе говоря, риск есть угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов, сверх предусмотренных прогнозом или планом его действий, либо получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.
Таким образом, снижение величины предполагаемого дохода, или так называемая упущенная выгода, так же входит в категорию риска.
Эффективность организации управления предпринимательским риском в значительной мере определяется классификацией факторов риска, под которой понимается их распределение на конкретные группы по определенным признакам для достижения поставленных целей. Классификация позволяет определить место каждого фактора в их системе и создает возможности для эффективного применения впоследствии соответствующих методов управления риском.
Основные группы рисков деятельности организации
На рисунке представлены основные группы рисков деятельности производственного предприятия, среди которых прежде всего следует выделить хозяйственные риски. Входящий в возможности уменьшения объема выпуска продукции, снижения ее качества, роста издержек производства и уменьшения производительности труда, возникновения убытков в результате простоя производства, потерь рабочего времени, недопоставок исходных материалов, сырья, энергии и т.д.
Риск нанесения ущерба собственности предприятия, его движимому и недвижимому имуществу (машинам и оборудованию, компьютерным базам данных, запасам сырья и материалов, готовой продукции на складе, грузам, денежным средствам и т.п.) обусловлен возможностью кражи, диверсии, халатности, перенапряжения технической и технологической систем, аварии, пожара, наводнения, механического либо радиационного воздействия и другим причинам.
Коммерческий риск связан с процессом реализации товаров и услуг, производимых или закупаемых предприятием, и проявляется в снижении объема реализации товаров вследствие изменения рыночной конъюнктуры и неблагоприятного изменения цен, повышении издержек обращения, потерях товара в процессе его обращения и др.
Риски предпринимательских инвестиций связаны с рисками прямого вложения средств в осуществление того или иного инвестиционного проекта. Для предприятия наиболее существенными в этой группе могут быть риски заказчика строительных работ, кредитный риск заемщика, риск ущерба в результате ошибок или упущений связанных с оформлением права собственности на приобретаемый для предпринимательских целей объект и т.д.
Управленческие риски включают риск отсутствия стратегического подхода к планированию и управлению на предприятии, риск ошибок в определении целей предприятия, прогнозировании развития внешней среды в стратегическом планировании, риск несоответствия системы управления предприятия масштабам и характеру его деятельности и др. управленческие риски в значительной мере носят субъективный характер. Ведь именно предприниматель (менеджер) определяет цели предпринимательской деятельности, оценивает ситуацию, формирует варианты решений, делает выбор приемлемого решения. Управленческие риски двояко влияют на совокупный предпринимательский риск: наряду с прямым воздействием, они могут влиять опосредованно, порождая или, наоборот, устраняя (снижая) отдельные хозяйственные и финансовые риски. Таким образом, управленческие риски занимают главенствующую позицию в совокупности основных групп рисков деятельности предприятия (фирмы).
Рассмотрение риска вообще, и коммерческого риска в частности, требует уяснения категории «случайного», чтобы понять природу его существования.
Случайность - это отношение, в котором некоторое явление выступает как случайное. По словам Энгельса, случайности - это вещи и события, «внутренняя связь которых настолько отдалена или настолько трудно доказуема, что мы можем пренебречь ею, считать, что ее не существует».
Применительно к коммерческому риску, различают два вида случайности: случайность отдельного явления, которое само по себе не является существенным, и случайность как характеристика массового, стохастического процесса, составляющего необходимое содержание закономерного движения товаров на рынке.
Таким образом, внутренние и существенные связи важны для дальнейшей оценки рисковой ситуации в конкретной компании.
В то же время все изложенное применительно к коммерческому риску является основанием для осуществления текущей стратегии среднесрочного поведения торговой фирмы на рынке, что в наибольшей мере определяет потенциальный успех компании.
Следовательно, отслеживание пересечения различных видов случайностей является для компании логической необходимостью для оценки и управления коммерческим риском, что определяется законами тождества и противоречия и представляет собой совокупность коммерческих отношений.
2.2 Объективные условия рисков
Риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения этого события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой и положительный (выигрыш, выгода, прибыль).
В зависимости от возможного результата все частные риски подразделяются на две большие группы - чистые и спекулятивные риски.
Чистые риски означают возможность неполучения желаемого результата. К этой группе относятся большинство рисков деятельности промышленного предприятия, исходя из специфики производства. Спекулятивные риски проявляются в возможности получения как положительного, так и отрицательного результатов. К ним относятся риски, связанные с покупательной способностью денег, и инвестиционные финансовые риски.
Одним из важных факторов предпринимательства является время. Риск всегда связан с положительностью предпринимательского проекта, поэтому его оценка должна быть привязана к конкретному этапу выполнения работ, конкретному периоду (и даже дате) внутри финансового года при осуществлении производственной программы. В связи с этим уместно выделять расчетные и текущие риски. Расчетный риск можно оценить на стадии подготовки бизнес-плана (проекта). При неблагоприятном стечении обстоятельств текущий риск может не только превысить расчетный, но и превзойти предельные ограничения, что, в свою очередь, приведет к необходимости отказа от данного проекта либо даже от осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности (этот финал более характерен для мобильных малых предприятий). Часто по фактору времени риск подразделяют на долгосрочный и краткосрочный. При этом долгосрочный риск связан с развитием на перспективу, а краткосрочный - с оперативными, конъюнктурными причинами.
Для поддержания устойчивой работы предприятия (фирмы) необходимо учитывать все факторы риска: как генетические, т.е. присущие данному виду предпринимательства в любых условиях, так и специфические, присущие данному периоду. Поскольку важнейшей задачей любого предпринимателя, осуществляющего бизнес в нестабильной экономической среде, является недопущение банкротства организации, в целях управления риском следует выделять допустимый, критический и катастрофический риски. Допустимый риск - это угроза возникновения потерь, сопоставимых с потерей прибыли от реализации проекта или от предпринимательской деятельности в целом. Критический риск - это опасность потерь, сопоставимых с суммой выручки от реализации продукции (услуг). Под катастрофическим понимается риск, который характеризуется опасностью потерь в размере, равном или превышающем собственный капитал предприятия (или имущественное состояние предпринимателя). Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предприятия.
2.3 Внутренние и внешние риски
Для определения возможностей и границ управления риском на внутрифирменном уровне важно разделение факторов риска в зависимости от сферы возникновения на внешние и внутренние. К внешним для предприятия относятся факторы, не связанные непосредственно с деятельностью этого предприятия: стихийные явления природы, техногенные катастрофы, злоумышленные действия третьих лиц, уровень инфляции, изменения экономической политики внутри- и внешнеполитические события и др.
Внутренние факторы возникают в результате конкретной деятельности предприятий, прежде всего администрации. Они включают уровень себестоимости продукции, ее качество и надежность, условия сбыта, предпродажный и послепродажный сервис, качество рекламы, технический уровень основных производственных фондов, уровень обеспеченности оборотным капиталом, соотношение между собственными и заемными средствами, отбор клиентов, профессиональный уровень рабочих и служащих и др.
В условиях переходной экономики внешние факторы весьма существенно влияют на величину риска деятельности предприятия.
Для деловой активности в сфере реальной экономики в настоящее время определяющими являются такие внешние факторы, как стабильность политической власти на федеральном уровнях, противоречия в разграничении правомочий между федеральными и региональными властями, установление региональных ограничений на перемещение капиталов и товаров, изменения налоговых нормативов или процентных ставок по кредитам Центрального банка РФ, изменение правил валютного обращения и условий ведения внешнеэкономической деятельности, изменение тарифов на продукцию естественных монополий (электроэнергию, газ) и тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом и др. производственные предприятия могут испытывать трудности из-за колебаний цен на сырье, материалы и комплектующие; внезапного оттока финансовых ресурсов либо изменения условий кредитования; падения платежеспособности потребительского спроса в регионе традиционного сбыта продукции или падения платежеспособности традиционных оптовых покупателей и других факторов.
При анализе предпринимательского риска предприятия (фирмы) особое значение приобретает разделение факторов риска на регулируемые (управляемые) и нерегулируемые (неуправляемые).
Управляемость факторов зависит от поставленных целей (задач), от конкретных условий их решения, в связи с чем не может быть единого классификационного деления факторов на управляемые и неуправляемые. Отнесение фактора к той или иной группе определяется, во-первых, уровнем управления, на котором может быть принято решение, и, во-вторых, периодом реализации принятого решения. Многие факторы, которые на уровне отдельного предприятия (фирмы) считаются неуправляемыми (например, внешние факторы), на уровне финансово-промышленной группы, органов власти, становятся управляемыми. Чем длительнее период реализации принятого решения, тем больше факторов из группы нерегулируемых могут стать регулируемыми. Труднорегулируемые на коротком интервале времени являются факторы, зависящие, прежде всего от предыстории функционирования анализируемого предприятия (объем и структура основных и оборотных средств, характеристики технического и технологического уровня производства, структура производственного персонала и т. д.)
Величина риска деятельности предприятия может быть изменена за счет целенаправленности воздействия на регулируемые факторы, которое может быть осуществлено только при условии выявления и систематизации всех возможных факторов риска.
3. Управление рисками, их предупреждение
В рыночной экономике основным принципом менеджмента является не максимилизация прибыли, а успешное элиминирование влияния рисковых ситуаций, что в перспективе обеспечивает наибольшую финансовую устойчивость. Поэтому в экономике многих стран предприятия в своей деятельности часто используют связанные с риском производственные стратегии.
Чтобы оперативно реагировать на любые значимые изменения в условиях функционирования, предприятие должно сформировать систему управления, основанную на так называемом предпринимательском стиле поведения. Для этого в общую систему управления предприятием включается система управления рисками (риск-менеджмент). Последняя включает две подсистемы:
управляющую (субъект управления) и управляемую (объект управления). Объектом управления в риск-менеджменте является собственно риск, рисковые вложения капитала и экономические отношения между субъектами предпринимательства в процессе реализации риска. Это отношения между предприятием и банком (заемщиком и кредитором), предприятием и страховой компанией (страхователем и страховщиком), между предприятием, предприятиями-поставщиками и предприятиями-потребителями, между предприятием и его конкурентами и пр. Субъект управления в риск-менеджменте - это группа руководителей и специалистов, которая посредством различных приемов и способов осуществляет целенаправленное воздействие на объект управления.
Процесс управления риском может осуществляться только при условии циркулирования определенной информации между управляющей и управляемой подсистемами. При этом получение надежной и достаточной информации имеет особенно большое значение, так как только она позволяет принять правильное решение о действиях в условиях риска. Эта информация включает осведомленность о вероятности ущерба, наличии и величине спроса на товары и капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности клиентов, партнеров и конкурентов, ценах, курсах и тарифах (в том числе на услуги страховщиков), условиях страхования, дивидендах и процентах и т.п.
Все источники информации, которые могут использоваться субъектом управления, можно подразделить на учетные и внеучетные. К первым относятся бухгалтерский учет и отчетность, налоговый учет и отчетность, статистический учет и отчетность, оперативный учет и отчетность, управленческий учет и отчетность, выборочные учетные данные. Ко вторым можно отнести материалы различных ревизии; внешнего и внутреннего аудита; собраний акционеров, совета директоров, правления, комиссий по трудовым спорам, производственных совещаний и т.д.
Риск-менеджмент, рассматриваемый обычно как система управления риском и экономическими (прежде всего финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, включает стратегию и тактику управленческих действий. Под стратегией управления понимаются направления и способы использования средств для достижения поставленной цели. В соответствии со стратегией выбираются варианты управленческих решений и концентрируются усилия на осуществление этих вариантов. При достижении поставленной цели определенная стратегия утрачивает свое значение. Новые цели требуют разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные приемы и методы, которые служат достижению поставленной цели в реальных условиях. Задачей тактики управления является выбор оптимального решения, приемов и методов управления, наиболее соответствующих конкретной хозяйственной ситуации.
В таблице представлена классификация основных методов управления риском предприятий.
Методы предупреждения риска |
Методы избежания риска |
Методы локализации риска |
Методы диверсификации риска |
Методы снижения экономических последствий риска |
|
Приобретение необходимой информации о риске Стратегическое планирование деятельности предприятия Активный, целенаправленный маркетинг Прогнозирование развития внешней среды Обучение персонала и его инструктаж Осуществление предупредительных мероприятий (противоаварийных, противопожарных и т.п.) |
Отказ от ненадежных партнеров Поиск гарантов Отказ от рисковых проектов Увольнение некомплектованных работников |
Создание дочерних предприятий для реализации рисковых проектов Создание специальных (с обособленным балансом) структурных подразделений Заключение договоров о совместной деятельности для реализации рисковых проектов |
Распределение рисков между участниками отдельных проектов (соисполнителями) Диверсификация сбыта и поставок Диверсификация инвестиций Диверсификация видов деятельности Распределение риска во времени |
Лимитирование Самострахование (создание запасов и резервирования) Взаимное страхование Страхование |
|
Эти методы, в конечном счете, способствуют снижению общей величины предпринимательского риска предприятия. Часть из перечисленных методов гарантирует снижение риска в перспективе, часть - немедленно. Отдельные методы можно охарактеризовать как меры прямого воздействия на величину и вероятность реализации риска, другие - как меры опосредованного (косвенного) воздействия.
Хозяйствующие субъекты, использующие методы избегания риска, отказываются от инновационных и иных проектов, эффективность которых вызывает хотя бы незначительные сомнения. Метод «поиска гарантов» широко применяется как мелкими, так и крупными предприятиями. При этом первые используют гарантии различных фондов (поддержка малого предпринимательства, рыночных реформ и т.д.), вторые - органов государственного и муниципального управления. Выдача подобных гарантий в определенной мере способствует развитию коррупции и не заинтересовывает предприятия в принятии мер по снижению риска.
Методы локализации риска позволяют предприятию выделить наиболее финансово опасный этап или участок деятельности в обособленное структурное подразделение или дочернюю фирму (обычно малое предприятие). Этот метод так же допускает реализацию рисковых инвестиционных и инновационных проектов через механизм договоров о совместной деятельности. Производственные предприятия применяют методы локализации риска через выделение в самостоятельные дочерние предприятия своих торговых отделов (развившихся в силу необходимости реализации товаров, полученных по бартеру), транспортных и ремонтно-строительных подразделений.
Методы диверсификации риска представляют собой более гибкие, но во многих случаях трудноприменимые инструменты управления, находящиеся в определенном противоречии с методами избежания риска (так, диверсификация поставок и сбыта возможна при распределении поставок между многими потребителями, взаимодействии со многими поставщиками, что объективно приводит к расширению числа контрагентов предприятия).
Основными приемами ограничения и снижения экономических последствий риска являются лимитирование, самострахование и страхование. Лимитирование (установление предельных сумм расходов по одной сделке, норм инвестирования в один объект, пределов компетенции в принятии финансовых решений отдельными работниками и т.п.) должно применятся для снижения возможных экономических последствий реализации риска, особенно при достаточно сложной и разветвленной структуре управления крупными объектами, имеющими филиалы и дочерние структуры.
Самострахование - это, по существу, страхование, проводимое внутри предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их использования в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, создается база данных о возможных поставщиках и покупателях, заключивших с предприятием договоры о намерениях к сотрудничеству. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-хозяйственной деятельности.
В управлении рисками предприятий следует различать два относительно автономных блока действий - организация борьбы непосредственно с опасностями и организация борьбы с экономическими последствиями реализации этих опасностей. Борьба с опасностями с технической точки зрения может носить характер предупреждения (превенции) и пересечения (репрессии). На предупреждение опасностей направлены такие действия, как приобретение (сбор) и анализ необходимой информации о риске, прогнозирование развития внешней среды, активный маркетинг и стратегическое планирование деятельности предприятия, обучения персонала и его инструктирование, увольнение некомпетентных сотрудников, осуществление противоаварийных, противопожарных и других предупредительных мероприятий. Поскольку превентивная деятельность позволяет не допустить реализацию риска (а значит, избежать финансовых потерь), она должна иметь приоритет перед репрессивной деятельностью.
Репрессивная деятельность направлена на сокращение экономических последствий уже реализовавшегося риска. Ее успех на предприятии предопределяется готовностью к принятию экстренных мер, подкрепленной материальными и финансовыми ресурсами. Пресечение уже возникших опасностей реализуется через такие меры, как расторжение договоров с ненадежными партнерами, сокращение численности персонала, ликвидация убыточных филиалов, работа пожарных команд по тушению пожаров, действия по проведению спасательных работ, ремонту поврежденных линий электропередачи, гидротехнических сооружений, путепроводов и т.д. Во многих случаях успешность репрессивных мер зависит от возможности оперативного принятия управленческих решений (т.е. делегирования полномочий и ответственности в управленческом аппарате предприятия).
Поскольку многие методы управления рисками не являются не только взаимодополняющими, но и альтернативными, исходя, из конкретной ситуации каждое предприятие должно сделать наиболее оправданный с экономической точки зрения выбор между ними. Ограниченность финансовых ресурсов предприятия порождает стремление к сокращению любых расходов. Для принятия верных решений в области финансирования мероприятий, связанных с управлением рисками, следует принимать во внимание стоимость риска.
4. Обеспечение страховой защиты рисков предприятий
Страхование в рыночной экономике является механизмом защиты бизнеса от различных непредвиденных ситуаций, наносящих ущерб имущественным интересам предпринимателей. Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий за счет денежных средств, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (премий). Суть страхования состоит во временной и пространственной раскладке ущерба на всех участников страхования в рамках созданной ими перераспределительной системы.
Роль страхования в обеспечении непрерывности, бесперебойности и сбалансированности общественного производства проявляется в конечных результатах его проведения:
· повышение защищенности субъектов хозяйствования от неблагоприятных событий;
· полноте и своевременности возмещения ущерба и потерь доходов;
· участии временно свободных средств страхового фонда в инвестиционной деятельности;
· пополнении за счет налогов на прибыль от страховых и иных хозяйственных операций бюджета страны и регионов.
Роль страхования проявляется, прежде всего, на микроэкономическом уровне. Однако при масштабных техногенных или природных катаклизмах, охватывающих целые регионы и нарушающих производство многих десятков и сотен предприятий, компенсация ущерба через систему страхования приобретает макроэкономические последствия. Огромные инвестиционные ресурсы страховых компаний, ведущих государств мира также могут рассматриваться как фактор, определяющий макроэкономические пропорции экономического развития.
Одним из субъектов страховых правоотношений является страховщик - юридическое лицо, созданное для осуществления страховой деятельности и получившее в установленном порядке государственную лицензию. Специфика объектов страхования и видов страховых рисков отражаются в выделении отраслей и видов страхования. Российское законодательство выделяет три отрасли страхования - личное, имущественное и страхование ответственности.
Вышеперечисленные ветви страхования в той или иной мере имеют отношение к страхованию производственных рисков, если рассматривать его в широком плане - как страхование рисков, связанных с деятельностью предприятия.
В мировой практике существует достаточно большое число видов страхования, обеспечивающих страховой защитой имущественные интересы предпринимателей. Они подразделяются, как правило, по объектам страхования и страховым рискам.
Первая, денежная стадия связана с вложением капитала и приобретением необходимых средств производства. Страховое обеспечение вложенного капитала осуществляется с помощью страхования инвестиций и финансовых гарантий. На производственной стадии создается новая стоимость путем переноса стоимости основных фондов, рабочей силы, потребляемых сырья материалов, топлива и полуфабрикатов на готовый продукт. Страховая защита на второй стадии кругооборота может быть создана различными видами страхования имущества, обеспечивающими компенсацию ущерба от стихийных бедствий, катастроф, неправомерных действий третьих лиц и т.д., и страхования гражданской ответственности, возмещающего потери предпринимателя в связи с необходимостью покрывать вред, причиненный деятельностью предприятия третьим лицам.
Как показывает опыт, при любом самом осторожном управлении и надлежащей профилактической работе по предупреждению опасностей, аварии на предприятиях все же случаются. Поскольку практически ни одно предприятие не может самостоятельно полностью обеспечить себя необходимыми средствами на случай крупных убытков, в большинстве случаев делается экономически обоснованный выбор в пользу приобретения страховой защиты «на стороне», у специализированных страховых организаций.
Заключение
Банкротство, как и риск, - неизбежный атрибут рыночной экономики. С одной стороны - это беда для предпринимателя. Но он не должен боятся риска или избегать его. В противном случае он станет аутсайдером в конкурентной борьбе на рынке и может обанкротиться. Ему следует видеть, чувствовать риск, стремиться понизить его до приемлемых размеров. При этом следует учитывать, что риск наиболее ощущается в стадии становления предпринимательских структур; среди малых предприятий - при освоении новых сфер предпринимательства.
С другой стороны, банкротство - благо для рынка, так как расчищается экономическое поле для других жизнеспособных предприятий и ликвидируется базовая причина для взаимных неплатежей в технологических цепочках отраслей. С помощью механизма банкротства отсекается та часть побежденных в ходе конкурентной борьбы предпринимателей, которые отягощены долгами в зоне катастрофического риска и, по сути, не способны продолжать борьбу на рынке.
Кроме того, свобода конкурентного предпринимателя на рынке - это одновременно и свобода всех остальных предпринимателей; здесь каждый стремится к собственной выгоде и она чаще всего получается за счет нанесения ущерба другим.
В Российской Федерации в 1997 году принят специальный закон «О несостоятельности (банкротстве)», призванный создавать нормальные условия для развития рынка в стране. Однако практически в России механизм банкротства не действует в полную силу из-за ее специфики. Процедура банкротства мало связана с рыночным риском, а используется в основном для установления контроля над крупными фирмами. Купить их трудно и дорого, а обанкротить легко и просто. Очевидно, в ближайшие годы в стране необходимо провести систему мер по отсечению мнимых банкротов от реальных.
Список используемой литературы
1. Экономика предприятия (фирмы): Учебник/ Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 601 с. - (Серия «Высшее образование»);
2. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./Под общ. ред. проф. Л.А. Брагина и проф. Т.П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 560 с.
3. Добрынин А.И., Салов А.И. Экономика: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юрайт-М, 2002. - 302 с.
4. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: С 38 Учебник. - М.: Юристъ, 1998. - 659 с.
5. Основы предпринимательской деятельности (Экономическая О-75 теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент) / Под ред. В. М. Власовой - М.: Финансы и статистика, 1994. - 496 с.: ил.
6. Л.А. Наумов, В.Р. Степанов. Основы предпринимательской деятельности. Чебоксары. Издательство «КЛИО», 1993.
7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая кооперация «Дашков и Ко», 2006. - 504 с.
8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 248с. - (Серия «Высшее образование»)
9. Липсиц И.В. Л 61 Коммерческое ценообразование: Учебник. - М.: Издательство БЕК, 2000, - 368 с.
! | Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ. |
! | Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу. |
! | Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться. |
! | План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы. |
! | Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части? |
! | Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать. |
! | Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа. |
! | Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема. |
! | Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом. |
! | Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия. |
→ | Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта. |
→ | Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты. |
→ | Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести. |
→ | Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя. |
→ | Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика. |
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |