48
Показатели |
Расчет |
Значения показателей |
|||
Группа 1: «Благопо-лучные компании» |
Группа 2: «За пять лет до банкротст-ва» |
Группа 3: «За один год до банкротства» |
|||
1 Коэффициент Бивера |
0,4-0,45 |
0,17 |
-0,15 |
||
2 Коэффициент текущей ликвидности |
?3,2 |
<2 |
?1 |
||
3 Экономическая рентабельность (R), % |
6-8 |
4 |
-22 |
||
4 Финансовый леверидж, % |
?35 |
?50 |
?80 |
||
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана. Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
При построении индекса банкротства Э. Альтман обследовал 66 промышленных компаний, одна половина из которых обанкротилась, а другая половина работала успешно. Впервые в 1968 г. Э. Альтман по данным 33 компаний исследовал 22 финансовых коэффициента, базировавшихся на данных одного периода перед банкротством, отобрал пять наиболее значимых из них для прогноза.
Эти показатели Э. Альтман включил в линейную дискриминантную функцию:
Х1 - отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;
Х2 - рентабельность активов (отношение нераспределенной прибыли к сумме активов);
X3 - уровень доходности активов (отношение прибыли к сумме активов);
X4 - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (отношение рыночной стоимости акций к заемному капиталу);
X5 - оборачиваемость активов (отношение выручки от реализации к сумме активов).
На основе данных коэффициентов Э. Альтман разработал пятифакторную Z-модель, которая представляет собой один из основных методов оценки вероятности банкротства компаний и широко используется в США.
(1)
где X1, X2, X3, X4, X5 - коэффициенты в виде долей единицы
Вероятность угрозы банкротства предприятия по модели Альтмана оценивается согласно шкале, представленной в таблице 2. Чем больше Z5 превышает значение 2,99, тем меньше вероятность банкротства у компании в течение двух лет.
Таблица 2 - Уровень угрозы банкротства в модели Альтмана
Значение интегрального показателя Z5 |
Вероятность банкротства |
|
Менее 1,81 |
Очень высокая |
|
От 1,81 до 2,7 |
Высокая |
|
От 2,7 до 2,9 |
Невелика |
|
Более 2,99 |
Ничтожна, очень низкая |
|
Существуют и другие мнения, согласно которым в условиях переходной экономики использовать модель Альтмана нецелесообразно. Аргументами сторонников этих мнений служат:
несопоставимость факторов, генерирующих угрозу банкротства;
- различия в учете отдельных показателей;
- влияние инфляции на их формирование;
- несоответствие балансовой и рыночной стоимости отдельных активов и другие объективные причины.
В связи с этим, по их мнению, требуется корректировка весовых коэффициентов значимости показателей в модели Альтмана.
За последние 30 лет зарубежными бухгалтерами и экономистами было предложено множество модификаций модели Альтмана. Так, в 1983 г. сам Э. Альтман разработал модифицированный вариант своей формулы для компаний, акции которых не котировались на бирже.
В 1972 г. Дж. Блисс разработал собственную четырехфакторную модель оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства для Великобритании. В 1977 г. британские ученые Р. Тафлер и Г. Тишоу апробировали подход Альтмана на данных 80 британских компаний и построили четырехфакторную прогнозную модель с отличающимся набором факторов.
Французские ученые Ж. Конан и М. Голдер на базе метода множественного дискриминантного анализа разработали модель оценки платежеспособности компаний, которая позволила оценивать вероятность задержки ими платежей.
Перечисленные выше модели позволяют высказывать суждение о возможном в обозримом будущем (два-три года) банкротстве одних предприятий и достаточно устойчивом финансовом положении других.
В американской практике, помимо модели Альтмана, используется двухфакторная модель. Для нее выбирают два ключевых показателя, от которых зависит вероятность банкротства компании:
X1 - показатель текущей ликвидности;
X2 - показатель удельного веса заемных средств в активах.
Формула двухфакторной модели записывается в следующем виде:
, (2)
Если результат расчета значения Z2 < 0, то вероятность банкротства невелика, если Z2 > 0, то высока.
Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию в стране. В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации.
Вместе с тем в российской практике действующие компьютерные программы оценки финансового состояния, например «Альт-Финанс». включают в перечень используемых показателей и модель Альтмана. Некоторые банки также используют модель Альтмана как метод расчета индекса кредитоспособности.
1.3 Анализ вероятности банкротства по российским методикам
В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией предприятий-банкротов. Правительство РФ приняло постановление от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В постановлении утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
На основании системы критериев принимаются решения:
о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным;
- наличии реальной возможности у предприятия-должника восстановить свою платежеспособность;
- наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, когда оно в ближайшее время не сможет выполнить свои обязательства перед кредиторами.
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий уполномоченных органов.
Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:
коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
- коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным служит выполнение одного из условий, представленных в таблице 3.
Таблица 3 - Оценка структуры баланса
Показатель |
Формула расчета по бухгалтерскому балансу (форма №1) |
Негативное значение показателя |
|
1. Коэффициент текущей ликвидности |
Менее 2,0 |
||
2. Коэффициент обеспеченности собственными средствами |
Менее 0,1 |
||
3. Коэффициент восстановления платежеспособности |
где K1K - коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода; K1H - коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода; KHOPM - нормативное значение коэффициента текущей ликвидности; 6 - период восстановления платежеспособно-сти, мес.; 12 (9, 6, 3) - отчетный период, мес. |
Менее 1,0 |
|
4. Коэффициент утраты платежеспособности |
где 3 - период утраты платежеспособности, мес. |
Менее 1,0 |
|
Основной показатель, характеризующий наличие реальной возможности у предприятия восстановить (либо утратить) свою платежеспособность, - коэффициент восстановления Квп (утраты Куп) платежеспособности. На основании рассчитанных значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами проводится их сравнение с критериальными значениями по таблице 3. В зависимости от результата сравнения производится расчет либо коэффициента восстановления платежеспособности, либо коэффициента утраты платежеспособности.
В том случае, если хотя бы один из коэффициентов имеет значение менее указанных в таблице 3, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности за период, установленный в шесть месяцев.
Если расчетные значения коэффициентов больше или равны критериальным значениям, то определяется возможность утраты платежеспособности, для этого рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности за период, равный трем месяцам.
Коэффициенты восстановления (утраты) платежеспособности определяются по данным баланса на начало и конец отчетного периода. В расчет значения коэффициентов закладывается сохранение сложившейся в отчетном периоде динамики (тенденции) показателя текущей ликвидности на период, который отводится для возможного восстановления (утраты) платежеспособности. Если значение рассчитанного коэффициента восстановления платежеспособности больше единицы, то предприятие имеет реальную возможность восстановить свою платежеспособность в период, равный шести месяцам. Коэффициент утраты платежеспособности, рассчитанный за период, равный трем месяцам, принимающий значение больше единицы, свидетельствует о наличии у предприятия реальной возможности не утратить свою платежеспособность в ближайшие три месяца.
На рисунке 1 показан алгоритм оценки структуры баланса и возможностей восстановления (утраты) платежеспособности предприятия.
Рисунок 1 - Алгоритм оценки структуры баланса и возможностей восстановления (утраты) платежеспособности
В ходе анализа финансового состояния неплатежеспособного предприятия выявляются причины ухудшения его финансового состояния. Исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналитическими показателями других предприятий отрасли. Можно выделить следующие этапы анализа.
1. Анализ динамики валюты баланса.
2. Анализ структуры пассивов предприятия.
2.1. Анализ источников собственных средств.
2.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторской задолженности.
3. Анализ структуры активов предприятия.
3.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов.
3.2. Анализ структуры оборотных средств.
4. Анализ результатов финансовой деятельности.
На первом этапе анализа сопоставляются данные по валюте баланса на начало и конец отчетного периода (стр. 300 либо стр. 700). При этом уменьшение в абсолютном выражении валюты баланса за отчетный период однозначно свидетельствует о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведения тщательного анализа его причин, к которым могут относиться:
сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия;
- ограничение доступа на рынки необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов;
- постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и др.
В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращение хозяйственного оборота данного предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности.
Анализируя увеличение валюты баланса за отчетный период, необходимо учитывать влияние переоценки основных фондов, когда увеличение их стоимости не связано с развитием производственной деятельности. Наиболее сложно учесть влияние инфляционных процессов, однако без этого затруднительно сделать однозначный вывод о том, является ли увеличение валюты баланса следствием только лишь удорожания готовой продукции под воздействием инфляции сырья, материалов либо оно показывает и расширение хозяйственной деятельности предприятия.
При наличии устойчивой базы расширения хозяйственного оборота предприятия причины его неплатежеспособности следует искать в нерациональности проводимой кредитно-финансовой политики, включая и использование получаемой прибыли, в ошибках при определении ценовой стратегии.
На втором этане проводится анализ структуры пассивов предприятия. Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых к валюте баланса, которая принимается за 100%. При этом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуре баланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение, снижение).
Исследование структуры пассивов баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей его к неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, привлекаемых для финансирования хозяйственной деятельности.
К источникам собственных средств предприятия относятся: уставный капитал (стр. 410), добавочный капитал (стр. 420), резервный капитал (стр. 430), нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) (стр. 470).
При определенных условиях такие статьи пассива баланса, как доходы будущих периодов (стр. 640) и резервы предстоящих расходов (стр. 650), представляют собой по существу также источники собственных средств.
Кроме того, при определении соотношения собственных средств и заемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты и займы (стр. 590) приравниваются к источникам собственных средств на момент проведения анализа.
Увеличение доли собственных средств за счет любого из перечисленных источников способствует усилению финансовой устойчивости предприятия. При этом наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться как источник пополнения оборотных средств предприятия и снижения уровня краткосрочной кредиторской задолженности.
При исследовании структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия анализируются тенденции ее изменения. Выявленная тенденция к увеличению доли заемных средств в источниках образования активов предприятия, с одной стороны, свидетельствует об усилении финансовой неустойчивости предприятия и повышении степени его финансовых рисков, а с другой - об активном перераспределении (в условиях инфляции и невыполнения в срок финансовых обязательств) доходов от кредиторов к предприятию-должнику.
На третьем этапе проводится анализ структуры активов предприятия, которые исследуются с точки зрения их участия в производстве и оценки их ликвидности. Изменение структуры активов предприятия в пользу увеличения доли оборотных средств может свидетельствовать:
о формировании более мобильной структуры активов, способствующей ускорению оборачиваемости средств предприятия;
- отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей товаров, работ и услуг предприятия, дочерних предприятий и прочих дебиторов, что говорит о фактическое иммобилизации этой части оборотных средств из производственного процесса;
- сворачивании производственной базы;
- искажении реальной оценки основных фондов вследствие существующего порядка их бухгалтерского учета и т.п.
Для того чтобы сделать однозначные выводы о причинах изменения данной пропорции в структуре активов, необходимо провести детальный анализ разделов и отдельных статей активов баланса, а также, при необходимости, запросить у предприятия дополнительную информацию.
Учитывая то, что удельный вес основных средств может изменяться и вследствие воздействия внешних факторов, необходимо обратить особое внимание на изменение абсолютных показателей за отчетный период, которое отражает движение основных средств.
Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную собственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок этого анализа) оценки их экономической эффективности.
Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, но в ходе дальнейшего анализа необходимо изучить портфель инвестиционных ценных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности, а также эффективности отвлечения средств предприятия на данные вложения.
При анализе первого раздела актива баланса следует также обратить внимание на тенденции изменения статьи «Незавершенное строительство» (стр. 130), так как при определенных условиях увеличение ее доли может негативно сказаться на результативности финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Скорость оборота текущих активов предприятия - одна из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем выше скорость оборота, тем эффективнее выбранная стратегия, поэтому абсолютный и относительный рост оборотных средств может свидетельствовать не только о расширении производства или действии фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, что объективно вызывает потребность в увеличении их массы.
Для определения тенденции оборачиваемости средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости:
, (3)
При изучении структуры запасов и затрат основное внимание целесообразно уделить выявлению тенденций изменения таких элементов текущих активов, как сырье, материалы и другие аналогичные ценности, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция и товары для продажи.
Увеличение удельного веса запасов может означать:
наращивание производственного потенциала предприятия;
- стремление за счет вложений в производственные запасы защитить денежные активы предприятия от обесценения под воздействием инфляции;
- нерациональность выбранной хозяйственной стратегии, вследствие которой значительная часть текущих активов иммобилизована в запасах, чья ликвидность может быть невысокой.
Таким образом, хотя тенденция к росту запасов может привести к увеличению на некотором отрезке времени значения коэффициентов текущей ликвидности, необходимо проанализировать, не происходит ли это увеличение за счет необоснованного отвлечения активов из производственного оборота, что в конечном итоге приводит к росту кредиторской задолженности и ухудшению финансового состояния предприятия.
Большое внимание при исследовании тенденций изменения структуры оборотных средств предприятия следует уделить дебиторской задолженности (стр. 230, 240). Высокие темпы роста дебиторской задолженности по расчетам за товары, работы, услуги и по векселям могут свидетельствовать о том, что данное предприятие активно использует стратегию товарных ссуд для потребителей своей продукции. Кредитуя их, предприятие фактически делится с ними частью своего дохода. В то же время, в том случае, когда платежи предприятию задерживаются, оно вынуждено брать кредиты для обеспечения своей хозяйственной деятельности, увеличивая собственную кредиторскую задолженность.
Поскольку денежные средства (стр. 260) и краткосрочные финансовые вложения (стр. 250) - наиболее легко реализуемые активы, то увеличение их доли в условиях низких темпов инфляции (3-8% годовых) и эффективно функционирующего рынка ценных бумаг может рассматриваться как положительная тенденция.
Необходимым элементом анализа (четвертый этап) выступает исследование результатов финансовой деятельности и направлений использования полученной прибыли. Исходная для анализа информация содержится в отчете о прибылях и убытках (форма №2).
В том случае, если предприятие убыточно, можно сделать вывод об отсутствии источника пополнения собственных средств для ведения им нормальной хозяйственной деятельности. Если же хозяйственная деятельность предприятия сопровождалась получением прибыли, следует оценить те пропорции, в которых прибыль направляется на платежи в бюджет, отчисления в резервные фонды и на другие цели. В условиях неплатежеспособности предприятия прибыль целесообразно рассматривать как потенциальный резерв собственных средств, которые при изменении соотношений в распределении прибыли можно направить на пополнение оборотных активов.
2. Анализ потенциального банкротства ОАО «Живая вода»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Живая вода»
Акционерное общество «Живая вода», в дальнейшем именуемое «общество», (зарегистрированное ранее как АООТ «Оренбургвинводпром») является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Место нахождения общества: г. Оренбург, ул. Чичерина, 22.
Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:
оказание консультативных услуг по вопросам управления коммерческой деятельностью;
- производство и реализация безалкогольных напитков и минеральной воды;
- разработка и внедрение эффективных видов техники и технологий;
- разработка и организация производства высококачественных и высокорентабельных товаров народного потребления;
- разработка коммерческих и финансовых проектов;
- торгово-закупочная деятельность с открытием магазинов и торговых точек любого типа;
- оптовая, розничная и комиссионная торговля;
- операции с недвижимостью;
- закупка, хранение, переработка и реализация любых видов продукции;
- производство и реализация продовольственных товаров;
- организация общественного питания с правом открытия кафе, столовых, баров, ресторанов и т.д.;
- сбор, переработка вторичного сырья, оборотной тары и деловых отходов;
- рекламных, информационные, консультативные, маркетинговые услуги;
- маркетинговые, лизинговые, инжиниринговые, консультативные, научно-информационные, учебно-методические и другие услуги;
- биржевая, коммерческая, посредническая деятельность;
- автотранспортная деятельность по перевозке пассажиров и грузов, экспедиционному обслуживанию, погрузо-разгрузочным и такелажным работам, услуги по хранению грузов;
- снабженческо-сбытовая деятельность.
Уставный капитал общества составляет 35 миллионов рублей.
Уставный капитал общества разделен на 32500000 штук обыкновенных именных акции номинальной стоимостью 1 рубль каждая и 2500000 штук привилегированных именных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая.
Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает несколько направлений - производство, торговля, сфера услуг.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода» является производство экологически чистой питьевой воды и на её основе безалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.
В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков не изменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды для офисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.
Основные экономические показатели предприятия представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Основные экономические показатели ОАО «Живая вода» за 2005-2007 гг.
Показатели |
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
Тпр., % 2006 к 2005 |
Тпр., % 2007 к 2006 |
|
Товарооборот, млн. л |
38,5 |
42,7 |
43,3 |
10,9 |
1,41 |
|
Товарооборот, млн. руб. |
177,6 |
213,9 |
225 |
20,4 |
5,2 |
|
Выручка от реализации работ (услуг), тыс. руб. |
38145 |
55903 |
61077 |
46,6 |
9,3 |
|
Себестоимость, тыс. руб. |
33409 |
28819 |
27765 |
-13,4 |
-3,7 |
|
Чистая прибыль, тыс. руб. |
30 |
1979 |
159 |
649,7 |
-92 |
|
Рентабельность продаж, % |
0,08 |
3,5 |
0,3 |
440 |
-92,6 |
|
Данные таблицы 4 отражают умеренно-негативную динамику показателей предприятия за последние 3 года.
В 2006 году п роизошел резкий взлет основных показателей, а затем по итогам 2007 года их значительное снижение.
Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношению к 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобную динамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в 2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимость незначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась на 46,6% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, рост в 2007 году составил 9,3% по отношению к 2006 году.
Средняя цена реализации мелкотарной продукции составила 9,3 руб./бут. (в 2006 году 8,8 руб./бут.). Средняя цена реализации воды 19 л составила 75 руб./бут. (в 2006 году 74,6 руб./бут.)
В 2007 году продолжил свое развитие проект продажи охлажденных напитков с использованием современных аппаратов «пост-микс», поставленных известной европейской компанией. В городе было установлено 20 аппаратов и за период с апреля по сентябрь было реализовано более 14,5 тыс. л сиропов напитков.
В 2007 году начато производство новых напитков:
напитки с содержанием сока (серия «Сочный лимонад»);
- холодные чаи со вкусом персика, лимона и малины (серия «Ice Tea»);
- напитки на травах (серия «Fito Life»);
- новые функциональные напитки (серия «VITACODE»);
- начато производство воды высшее категории «Aqua Life» как в мелкой таре (0,5 л и 2,0 л), так и в бутылях емкостью 18,9 л.
В 2007 году были разработаны условия производства и рецептуры новых федеральных брендов:
- питьевая вода «ViaQuia» и «Argantelle»;
- сладкие напитки «Mirabel».
2.2 Анализ потенциального банкротства предприятия по модели Альтмана
Произведем расчет показателей двухфакторной модели Альтмана. Результаты расчетов представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Расчет показателей двухфакторной модели Альтмана на основе бухгалтерской отчетности
Показатели |
На начало 2007 года |
На конец 2007 года |
|
1 Текущие активы, тыс. руб. |
87401 |
91334 |
|
2 Заемные средства, тыс. руб. |
168516 |
173939 |
|
3 Текущие (краткосрочные) обязательства, тыс. руб. |
105963 |
155771 |
|
4 Валюта баланса, тыс. руб. |
255412 |
260430 |
|
6 (стр. 1 / стр. 3) |
0,83 |
0,59 |
|
7 (стр. 2 / стр. 4) |
0,66 |
0,67 |
|
8 Z-счёт Альтмана |
-1,24 |
-0,98 |
|
Расчет двухфакторной модели Альтмана говорит о том, что у ОАО «Живая вода» вероятность банкротства невелика, Z-счет Альтмана на начало 2007 года равен -1,24, на конец года -0,98, так как показатель меньше нуля.
Значение Z2-счета Альтмана увеличилось к концу года на 26 пунктов. Увеличение вызвано в первую очередь значительным ростом краткосрочной задолженности и незначительным увеличением активов. Данное обстоятельство демонстрирует негативную динамику в текущем финансовом состоянии компании, поэтому необходимо провести более тщательный анализ вероятности банкротства с использованием пятифакторной модели Альтмана.
В таблице 6 представлен алгоритм расчета показателей пятифакторной модели Альтмана на основе российской бухгалтерской отчетности.
Таблица 6 - Алгоритм расчета показателей пятифакторной модели Альтмана на основе бухгалтерской отчетности
Показатели |
На начало 2007 года |
На конец 2007 года |
|
1 Оборотный капитал, тыс. руб. |
87401 |
91334 |
|
2 Валюта баланса, тыс. руб. |
255412 |
260430 |
|
3 К1 (стр. 1 / стр. 2) |
0,34 |
0,35 |
|
4 Резервный капитал, тыс. руб. |
- |
- |
|
5 Резервы предстоящих расходов, тыс. руб. |
- |
- |
|
6 Доходы будущих периодов, тыс. руб. |
- |
- |
|
7 Чистая прибыль (убыток) отчетного периода, тыс. руб. |
1979 |
159 |
|
8 К2 ((стр. 4 + стр. 5+стр. 6 + стр. 7)/стр. 2) |
0,001 |
0,0006 |
|
9 Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб. |
27084 |
33312 |
|
10 К3 (стр. 9 / стр. 2) |
0,11 |
0,13 |
|
11 Уставный капитал, тыс. руб. |
35000 |
35000 |
|
12 Долгосрочные обязательства, тыс. руб. |
62553 |
18168 |
|
Краткосрочные обязательства, в т.ч. 13 Займы и кредиты, тыс. руб. |
83606 |
117498 |
|
14 Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
22357 |
38273 |
|
15 Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов, тыс. руб. |
- |
- |
|
16 Прочие краткосрочные обязательства, тыс. руб. |
- |
- |
|
17 К4 (стр. 11)/(стр. 12 + стр. 13+стр. 14 + стр. 15+стр. 16) |
0,21 |
0,2 |
|
18 Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг, тыс. руб. |
55903 |
61077 |
|
19 К5 (стр. 18 / стр. 2) |
0,22 |
0,24 |
|
1,12 |
1,21 |
||
Расчет пятифакторной модели Альтмана говорит о том, что вероятность банкротства очень велика.
Показатель Z5 к концу года увеличился на 9 пунктов, что указывает на незначительное улучшение финансового состояния.
Полученные результаты, характеризующие очень высокую степень вероятности банкротства, обусловлены негативной динамикой по части заёмных ресурсов и отсутствием «подушки безопасности», обеспечивающих достаточный уровень текущей ликвидности.
Краткосрочная задолженность к концу года значительно выросла, в то время как долгосрочная снизилась.
Отсутствие резервов по капиталу и расходам, с учетом высокой доли краткосрочных обязательств, характеризует положение предприятия, как близкое к банкротству.
3. Пути повышения финансовой устойчивости ОАО «Живая вода»
Проведенный выше анализ позволяет сделать вывод о том, что предприятие находится в нестабильном и опасном положении, близким к банкротству.
Основные финансовые показатели, то «взлетают», то «приземляются», дестабилизируя деятельность компании.
Резкое сокращение чистой прибыли, при значительном росте выручки и умеренным снижением себестоимости позволяют улучшить финансовую устойчивость предприятия, благодаря разумной политике по части заемных ресурсов.
Основные мероприятия должны быть направлены на реструктуризацию задолженности, т.е. необходимо проводить мероприятия по уничтожение негативной тенденции в плане роста краткосрочных обязательств.
Необходимо снизить краткосрочную задолженность за счет перевода её в разряд долгосрочной, путем дополнительных гарантий и переговоров с кредиторами.
Вероятность банкротства предприятия очень велика. Z-счет пятифакторной модели Альтмана показал незначительное увеличение в конце 2007 года, по сравнению с началом года.
Дебиторская задолженность демонстрирует умеренную динамику роста, поэтому все риски возможно банкротства сводятся к значительной доли краткосрочных обязательств.
Учитывая специфику деятельности ОАО «Живая вода» представим следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Рекомендации сводятся к трем простым истинам:
1) стабилизировать финансовый риск;
2) не дать «заморозить» капитал в дебиторской задолженности;
3) свести до оптимального минимума вложения в неликвид.
Так как предприятие находится в устойчивом финансовом состоянии и показывает внушительную прибыль - это позволит оптимизировать структуру баланса без особых проблем. В данной ситуации можно обойтись увеличением доли собственного капитала в общей его структуре. Сформировать резерв в виде нераспределенной прибыли, который обеспечит устойчивость предприятия в ситуации высокой степени неопределенности, вызванных проявлением кризисных явлений на макроэкономическом уровне. Так же за счет прибыли можно оптимизировать оборотный капитал.
Для снижения дебиторской задолженности можно использовать различные инструменты, в том числе факторинг.
Высокая степень финансового риска приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения.
Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.
Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:
диверсификация;
- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;
- лимитирование;
- самострахование;
- страхование;
- страхование от валютных рисков;
- хеджирование;
- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;
- учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.
Конечно не стоит останавливаться на оптимизации структуры капитала за счет прибыли, которая перекрывает в случае необходимости все слабые места, особенно пристально стоит отнестись к общей модели повышения эффективности бизнеса, за счет снижения затрат, увеличения продаж и как, следствие обеспечить рост той самой прибыли.
Рекомендации по управлению финансовой устойчивостью предприятия необходимо согласовать с учетом отраслевой специфики торговой организации. Так как элементы отраслевой специфики и факторы влияют на ликвидность, рентабельность, оборачиваемость, финансовую устойчивость. Поэтому приведенные ниже предложения по совершенствованию существующих и разработке новых методов по управлению ликвидностью, рентабельностью, оборачиваемостью и финансовой устойчивостью учитывают сферу деятельности ОАО «Живая вода».
Прежде всего, необходимо разработать и построить эффективную систему управления запасами, основанные на оптимальном размере заказа с установленной периодичностью и в расчете на каждый месяц года. Данная систем управления запасами, должна иметь двухуровневую складскую систему: распределительный центр или центральный склад - это основной склад компании (1 уровень), снабжающий все ее отделения основные склады и магазины (2 уровень). В зависимости от того, на какой склад производится заказ, рассчитывается оптимальный размер заказа.
Модель оптимального размера заказа на основе установленной периодичности основана на выявленной закономерности, что в розничных магазинах структура продаж по части неалкогольных напитков приходящихся на каждый день недели повторяется. Следовательно, можно сделать вывод, что доля продаж каждого месяца в году также одинакова. К тому же от времени года зависит объем продаж того или иного продукта. Например, летом лидером продаж среди прохладительных напитков являются напитки с большим весом, зимой же наоборот - напитки с большим весом. Такую же зависимость можно проследить и для холодного чая, прохладительных и неалкогольных напитков, практически для всех групп товаров. Следовательно, на каждый конкретный месяц и день недели необходим свой оптимальный объем заказа и запаса. На основе этого можно предложить использовать корректировочные коэффициенты, которые показывают долю каждого дня недели, месяца в общей структуре продаж за аналогичный период. Чтобы рассчитать, оптимальный объем заказа необходимо среднегодовой объем продаж в натуральных единицах скорректировать на корректировочный коэффициент месяца, сумму корректировочных коэффициентов дней недели и разделить данное произведение на количество данных дней недели в месяце (например, количество понедельников). Было определено, что страховой запас на складах 1 уровня не требуется, так как уже существует определенный резерв товара на складах 2 уровня. Даже если товар закончился на центральном складе, это не значит, что продажи данного товара прекратились, так как этот товар еще есть на складах 2 уровня. Таким образом, резервный запас - это запас товаров на складах 2 уровня. Резервный запас отличается от страхового запаса тем, что его уровень постоянно меняется. Страховой же запас подразумевает снижение уровня запаса в редких случаях. Величина страхового запаса определяется:
в виде процента от спроса во время выполнения заказа;
- на основе дневного потребления;
- экспертным путем;
- на основе среднего отклонения.
Поддержание страхового запаса какого-либо товара требует определенных затрат. Для некоторых товаров предоставляемая страховым запасом гарантия не стоит этих затрат. К таким товарам относятся товары с небольшими сроками хранения от 24 часов до нескольких дней, элитная продукция высокой стоимостью и низкой оборачиваемостью:
напитки, позиционируемые, как энергетические;
- напитки, основанные на травяных настойках и т.д.
Представленную модель необходимо применять в тех случаях, когда точно известно, что поставка происходит несколько раз в неделю или месяц по определенным дням. В данной системе заказы делаются в строго определенное время. Объем заказа рассчитывается при условии стабильности системы. В случае возникновения отклонений в работе системы, например задержке в поставки следующий размер заказа корректируется. Модель с установленной периодичностью заказа товаров не требует регулярного контроля количества запаса, учитывает сезонные колебания продаж, проста и понятна. На практике использование данной модели эффективно, если отсутствует систематические сбои в поставке и реализации товаров.
Методика расчета оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года дополнена определением корректировочных коэффициентов месяца. При использовании данной методики оформление заказа производится при достижении запасом порогового уровня. Величина порогового уровня зависит от того на склад первого или второго уровня происходит заказ. При заказе на склад 1 уровня страховой запас не требуется.
Недостатком данной модели управления запасами является постоянный учет запасов на складе. В случае значительных колебаний спроса и систематических перебоях в поставках, наиболее эффективной является модель оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года. Надо отметить, что при использовании данной модели управления запасами их общий уровень несколько выше. Однако, использование данной системы позволяет избежать сбоев в реализации продукции.
Применение модели оптимального размера заказа в расчете на каждый месяц года позволит не создавать неликвидные товарные запасы. Отсутствие неликвидных запасов, в свою очередь, повышает, ликвидность, оборачиваемость, рентабельность (высвобождающиеся средства могут приносить дополнительный доход), следовательно, финансовую устойчивость предприятия.
Повысить уровень финансовой устойчивости можно за счёт сбалансированного ценообразования, позволяющим не только увеличить рентабельность предприятия, но и оборачиваемость. Суть сбалансированной системы торговой наценки заключается не только в выборе товаров - «убыточных лидеров продаж», на которые устанавливается минимальная наценка, но и определение таких номенклатурных позиций, на которые наценка максимальна. Можно дать рекомендации по выбору товаров, на которые устанавливается минимальная и максимальная наценка. К «убыточным лидерам продаж» можно отнести:
напитки, пользующиеся устойчивым, повышенным спросом на предприятиях розничной торговли;
- напитки повседневного спроса.
К номенклатурным позициям, на которые наценка максимальна можно отнести:
- напитки премиум класса (элитные товары);
- напитки, которые пользуются устойчивым, но относительно не высоким спросом;
- напитки, основные покупатели которых, как правило, не обращают внимание на цену.
Дополнительную прибыль можно получить за счет следующих операционных способов:
более активного использования грузового транспорта, для осуществления перевозок грузов сторонних заказчиков;
- освободившиеся пространства складов, в результате внедрения предложенной модели, сдавать в аренду;
- доход от оказания маркетинговых услуг;
- производство напитков под частные торговые марки розничных сетей;
- сдача в аренду торговых площадей для проведения промо-акций, дегустаций, розыгрышей призов и т.д.;
организация подразделения на имеющихся ресурсах для оказания качественных мувинг-услуг физическим и юридическим лицам;
- продажа эфирного времени на внутреннем радио для рекламы товаров, продающихся в магазине;
- продажа места в корпоративной газете для рекламы товаров, продающихся в магазине;
Таким образом, реализация представленных рекомендаций позволит:
- максимально снизить негативное воздействие внутренних факторов, влияющих на финансовую устойчивость, поскольку полученная структура затрат будет наиболее эффективна для получения максимальной прибыли, потребность в основных средствах оптимальна;
- иметь оптимальные значения размеров страховых и сезонных запасов, ассортимента продукции, необходимые для достижения поставленных результатов;
- исключить низкую ликвидность активов, поскольку их структура определяется на основе модели по оптимизации деятельности, которая формирует активы с учетом их максимальной прибыльности, а модель по оптимизации финансовой устойчивости формирует оптимальную структуру капитала под эти активы;
- исключить чрезмерно высокую долю заемных средств, высокий удельный вес краткосрочных источников привлечения заемного капитала, необоснованный рост дебиторской задолженности, негативно влияющий на финансовую устойчивость;
- сформировать оптимальную структуру капитала под существующие активы;
- избежать перерасхода инвестиционных ресурсов, поскольку они формируются исключительно под потребности расширения торговой сети для обеспечения максимальной прибыли.
Заключение
Исследования зарубежных ученых в области предсказания банкротства предприятий позволяют сделать вывод о том, что из множества финансовых показателей можно выбрать лишь несколько полезных и более точно предсказывающих банкротство.
Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила работа известного западного экономиста Э. Альтмана. Он разработал на базе аппарата множественного дискриминантного анализа методику расчета кредитоспособности, которая позволяет в первом приближении разделить хозяйствующие субъекты на потенциальных банкротов и не банкротов.
Применение зарубежных моделей к финансовому анализу отечественных предприятий требует осторожности, так как они не учитывают специфику бизнеса (например, структуру капитала в различных отраслях) и экономическую ситуацию в стране. В связи с этим возникает необходимость в разработке отечественных моделей прогнозирования банкротства с учетом специфики отраслей и макроэкономической ситуации.
В целях реализации законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), проведения государственной политики, направленной на предотвращение несостоятельности (банкротства) предприятий и негативных социальных последствий, связанных с реорганизацией или ликвидацией предприятий-банкротов. Правительство РФ приняло постановление от 20 мая 1994 г. №498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий». В постановлении утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий.
Решения, принимаемые в соответствии с указанной системой критериев, служат основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, их приватизации, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий уполномоченных органов.
Система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса включает следующие финансовые показатели, рассчитанные на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятия:
коэффициент текущей ликвидности, который характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными средствами, который определяет наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости;
коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности, который характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить (утратить) свою платежеспособность в течение определенного периода.
В ходе анализа финансового состояния неплатежеспособного предприятия выявляются причины ухудшения его финансового состояния. Исследование баланса предприятия дает возможность оценить динамику изменения отдельных показателей финансовой деятельности, проследить основные направления изменения структуры баланса, сопоставить полученные в ходе анализа данные с аналитическими показателями других предприятий отрасли. Можно выделить следующие этапы анализа.
1. Анализ динамики валюты баланса.
2. Анализ структуры пассивов предприятия.
2.1. Анализ источников собственных средств.
2.2. Исследование структуры краткосрочной кредиторской задолженности.
3. Анализ структуры активов предприятия.
3.1. Анализ основных средств и прочих внеоборотных активов.
3.2. Анализ структуры оборотных средств.
4. Анализ результатов финансовой деятельности.
Акционерное общество «Живая вода», в дальнейшем именуемое «общество», (зарегистрированное ранее как АООТ «Оренбургвинводпром») является открытым акционерным обществом. Общество является юридическим лицом, действует на основании устава и законодательства Российской Федерации.
Общество создано без ограничения срока его деятельности.
Место нахождения общества: г. Оренбург, ул. Чичерина, 22.
Сфера деятельности компании «Живая вода» охватывает несколько направлений - производство, торговля, сфера услуг.
Приоритетными направлениями деятельности ОАО «Живая вода» является производство экологически чистой питьевой воды и на её основе безалкогольных напитков, на уровне мировых стандартов.
В 2007 году доля компании на рынке безалкогольных напитков не изменилась и составила 36,4%, а в сегменте негазированной питьевой воды для офисного и домашнего употребления доля рынка выросла с 90% до 95%.
Основные финансово-экономические показатели компании отражают умеренно-негативную динамику показателей предприятия за последние 3 года.
В 2006 году произошел резкий взлет основных показателей, а затем по итогам 2007 года их значительное снижение.
Так в 2006 году чистая прибыль выросла почти на 650% по отношению к 2005 году, а затем в 2007 упала на 92% по сравнению с 2006 годом. Подобную динамику демонстрировал показатель рентабельности продаж, взлетев на 440% в 2006 году и снизившись в 2007 на 92,3%. При том, что себестоимость незначительно снижалась в 2006 и 2007 гг. на 13,4% и 3,7% соответственно.
Выручка за рассматриваемый период увеличилась на 46,6% в 2006 году по сравнению с 2005 годом, рост в 2007 году составил 9,3% по отношению к 2006 году.
Проведенные расчеты вероятности банкротства предприятия по двух- и пяти факторной модели, указывают на то, что существует высокая степень вероятности банкротства.
Резкое сокращение чистой прибыли, при значительном росте выручки и умеренным снижением себестоимости позволяют улучшить финансовую устойчивость предприятия, благодаря разумной политике по части заемных ресурсов.
Основные мероприятия должны быть направлены на реструктуризацию задолженности, т.е. необходимо проводить мероприятия по уничтожение негативной тенденции в плане роста краткосрочных обязательств.
Необходимо снизить краткосрочную задолженность за счет перевода её в разряд долгосрочной, путем дополнительных гарантий и переговоров с кредиторами.
Вероятность банкротства предприятия очень велика. Z-счет пятифакторной модели Альтмана показал незначительное увеличение в конце 2007 года, по сравнению с началом года.
Учитывая специфику деятельности ОАО «Живая вода» представим следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия.
Рекомендации сводятся к трем простым истинам:
1) стабилизировать финансовый риск;
2) не дать «заморозить» капитал в дебиторской задолженности;
3) свести до оптимального минимума вложения в неликвид.
Реализация представленных рекомендаций позволит:
- максимально снизить негативное воздействие внутренних факторов, влияющих на финансовую устойчивость, поскольку полученная структура затрат будет наиболее эффективна для получения максимальной прибыли, потребность в основных средствах оптимальна;
- иметь оптимальные значения размеров страховых и сезонных запасов, ассортимента продукции, необходимые для достижения поставленных результатов;
- исключить низкую ликвидность активов, поскольку их структура определяется на основе модели по оптимизации деятельности, которая формирует активы с учетом их максимальной прибыльности, а модель по оптимизации финансовой устойчивости формирует оптимальную структуру капитала под эти активы;
- исключить чрезмерно высокую долю заемных средств, высокий удельный вес краткосрочных источников привлечения заемного капитала, необоснованный рост дебиторской задолженности, негативно влияющий на финансовую устойчивость;
- сформировать оптимальную структуру капитала под существующие активы;
- избежать перерасхода инвестиционных ресурсов, поскольку они формируются исключительно под потребности расширения торговой сети для обеспечения максимальной прибыли.
Список использованных источников
1 Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст]: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 280 с.
2 Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Текст]: учебник + практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 336 с.
3 Жиделева, В.В. Экономика предприятия [Текст]: учеб. пособие / В.В. Жиделева, Ю.Н. Каптейн. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 133 с.
4 Зайцев, Н.Л. Экономика промышленного предприятия [Текст]: учебник для вузов / Н.Л. Зайцев. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 414 с.
5 Кокурин, Д.И. Анализ макроэкономической среды предприятий / Кокурин Д.И., Сураев А.В. // Финансовый бизнес. - 2006. - №3. - С. 28-30.
6 Кузьмичева, М.Б. Распределительный центр - главное звено в цепи поставок продукции / М.Б. Кузьмичева // Мясная индустрия. - 2007. - №3. - c. 16-20
7 Кучеренко, С.А. Прогнозирование банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей с использованием методов дискриминантного анализа / С.А. Кучеренко // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - №12. - c. 73-75
8 Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.
9 Скляренко, В.К. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / В.К. Скляренко, В.М. Прудников. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.
11 Торговая сеть: широкие функции распределительного центра // Современная торговля. - 2006. - №7. - С. 87-90
12 Уткин, Э.А. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / Э.А. Уткин. - М.: Зерцало, 2001. - 272 с.
13 Федорова Г.В. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие / Г.В. Федорова 2-е изд. стер. - М.: Омега-Л, 2008. - 248 с.
14 Чуев, И.Н. Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2008. - 416 с.
15 Шеремет, А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности [Текст]: учебник / А.Д. Шеремет. - изд. доп. и испр. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 416 с.
16 Щерба, С.П. Расследование незаконных банкротств и неправомерных действий при банкротстве [Текст] / С.П. Щерба, П.Е. Власов. - Москва: Юрлитинформ, 2005. - 184 с.
17 Экономика предприятия (фирмы) [Текст]: учебник для вузов / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 604 с.
18 Экономика предприятия [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Я. Горфинкеля, - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юнити, 2008. - 767 с.
19 Яковлев, И.Г. Торговые сети: политика, стратегия и тактика / Игорь Яковлев // Экономические стратегии. - 2005. - №7. - c. 126-131.
Курсовая работа | Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности |
Курсовая работа | Маркетинговая деятельность предприятия (на примере ООО СФ "Контакт Плюс") |
Курсовая работа | Политический маркетинг |
Курсовая работа | Создание и внедрение мембранного аппарата |
Курсовая работа | Социальные услуги |
Курсовая работа | Педагогические условия нравственного воспитания младших школьников |
Курсовая работа | Деятельность социального педагога по решению проблемы злоупотребления алкоголем среди школьников |
Курсовая работа | Карибский кризис |
Курсовая работа | Сахарный диабет |
Курсовая работа | Разработка оптимизированных систем аспирации процессов переработки и дробления руд в цехе среднего и мелкого дробления Стойленского ГОКа |
Курсовая работа | Прибыль предприятия: ее формирование, распределение и использование |
Курсовая работа | Цель и методы рекламы |
Курсовая работа | Наследование по закону и по завещанию |
Курсовая работа | Юридическая ответственность: понятие, виды, принципы |
Курсовая работа | Сюжетно-ролевая игра, как фактор формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками |
Курсовая работа | Особенности перевода аббревиатур и сокращений с английского на русский язык |
Курсовая работа | Ценовая политика предприятия |
Курсовая работа | Операции коммерческого банка с пластиковыми картами |
Курсовая работа | Управление закупками в торговой фирме (на примере ООО "Орио") |
Курсовая работа | Политический лидер в современной России |
Курсовая работа | Особенностьи проявления самооценки у детей старшего дошкольного возраста |
Курсовая работа | Виды и составы преступлений |
Курсовая работа | Организация банкета-чая на 20 человек |
Курсовая работа | Оценка стоимости предприятия |
Курсовая работа | Социальная защита инвалидов |