Курсовая работа по предмету "Экономика и экономическая теория"


Потребности и ресурсы



24

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………4

1. Безграничность потребность и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики…………………………………………………………6

2. Сущность кривой производственных возможностей……………………16

3. Законы возрастания дополнительных затрат и убывающей доходности………19

Заключение…………………………………………………………………..22

Список использованных источников………………………………………24

ВВЕДЕНИЕ

Основная проблема экономики заключается в том, что имеем неограниченные потребности и ограниченные ресурсы.

Материальные потребности - прежде всего желание потребителей приобрести и использовать товары и услуги, которые доставляют им полезность.

Полезность - совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих определенную потребность человека. К потребностям могут быть отнесены предметы, пища, услуги и т.д.

Если в стране производится больше товаров личного потребления (первой необходимости), то это говорит о том, что страна находится на недостаточном уровне развития; предметов роскоши - страна достаточно экономически развита.

В связи с этим появляется необходимость контроля производства.

Общество всегда стремилось к удовлетворению своих изменяющихся, а точнее, растущих потребностей, но поскольку всегда, в какой-то конкретный период возможности удовлетворения их ограничены вследствие ограниченности ресурсов, то человечество всегда стоит перед выбором: какие потребности лучше и выгоднее, дешевле удовлетворять сейчас при данном количестве имеющихся ресурсов, а какие позже? То есть люди должны каким-то образом организовать свою экономику, чтобы лучше решить такую задачу.

Данная задача в определенной мере может быть решена с помощью модели «кривая производственных возможностей», которая представляет собой геометрическое место точек, показывающее сочетание двух благ, которые могут быть произведены при полном использовании имеющихся ресурсов.

1. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов как базовые постулаты экономики

Классическое определение предмета “Экономикс” было дано в 1935 году Лайонелом Роббинсом: “Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление”. Она исходит из того, что основная проблема экономической жизни общества - это удовлетворение потребностей людей наиболее рациональным способом. То есть центральное место в “основном течении” современной экономической теории занимает человек как потребитель. Он имеет дело с конкурирующими целями (разнообразными потребностями) и ограниченными средствами их удовлетворения.

Рис.1.

Экономика - это наука о том, как общество использует редкие ресурсы для производства товаров и распределения их среди людей. Ее ключевые понятия: редкость, выбор, эффективность.

? Редкость - это ситуация, когда наличных производственных ресурсов недостаточно для удовлетворения всех потребностей всех людей.

? Экономический выбор состоит в поиске такого способа распределения имеющихся благ и ресурсов, который обеспечивает людям при данных производственных ресурсах наиболее полное удовлетворение имеющихся потребностей.

? Эффективность означает состояние экономики, при котором удовлетворение потребностей людей достигается с наименьшими затратами ресурсов.

Рис.2.

Потребность - это нужда или недостаток чего-либо необходимого для поддержания жизнедеятельности человека.

Материальные потребности - пища, одежда, жилье.

Духовные - книга, кино, образование.

Социальные - общение и соответствующие институты.

Благо - любое средство удовлетворения потребностей людей.

Таблица 1

Классификация благ

Вещь- осязаемый продукт природы или человеческой деятельности.
Услуга - процесс человеческой деятельности, удовлетворяющий какую-либо потребность.

По способу предоставления блага в распоряжение потребителя:

По характеру удовлетворяемой потребности:

Материальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие материальные потребности или же представленные в предметной форме.
Нематериальные блага (вещи и услуги), удовлетворяющие духовные и социальные потребности (информационные, коммуникационные, научно-исследовательские, культурные, образовательные и другие).

По редкости:

Свободные, общедоступные блага.
Экономические - блага, имеющиеся в ограниченном количестве.

Производственные ресурсы - это все природные, людские и созданные людьми ресурсы, которые используются для производства экономических благ. Их делят на три группы по признакам: происхождение, роль в производстве, механизм мобилизации.

Эти три группы и называют экономическими ресурсам.

Земля - все, что может быть использовано человеком в производстве в натуральном состоянии, без предварительной обработки: плодородные земли, место для строительства, лес, минеральные ресурсы.

Труд - все умственные, физические, психические, эмоциональные затраты людей в процессе производства. Показателем эффективности его использования является производительность труда, т.е. степень плодотворности целесообразной деятельности людей. Рост производительности труда проявляется: во-первых, в росте количества создаваемой в единицу времени продукции, во-вторых, в сокращении затрат всех производственных ресурсов на единицу продукции, в-третьих, в повышении роли капитала в производстве по сравнению с трудом и землей, в росте удельного веса затрат капитала в общих затратах производства.

Капитал - все средства производства, созданные людьми, включая сырье, полуфабрикаты, инструменты, промышленное оборудование, инфраструктуру. Это - то, с помощью чего человек воздействует на природу.

При характеристике капитала как экономического ресурса следует учитывать, что в экономической теории есть несколько трактовок капитала:
Физический капитал (это и есть экономический ресурс) - запас производственных благ, созданных экономикой для производства других товаров.
Денежный капитал (не является экономически ресурсом)- пускаемые в оборот денежные средства, ценные бумаги (акции, облигации...), любые финансовые активы.

Человеческий капитал - накопленные знания и опыт человека, позволяющие ему получать более высокий доход (особая форма фактора труда).

Общее во всех трактовках: капитал - это то, что пускается в оборот, возвращается владельцу в возросшем масштабе (с прибылью, с повышением заработной платы, с дивидендом).

Итак, базовыми постулатами экономики являются два тезиса, принимаемые за аксиомы:

* безграничность, или неутолимость, материальных потребностей об-щества;

* ограниченность, или редкость, экономических ресурсов.

Разберем подробнее оба постулата. Понятие потребностей в экономик-е прочно увязывается с потребностями материальными и трактуется как «желания потребителей приобрести и использовать товары или услуги, которые доставляют им полезность» [1, 36]. Таким образом, именно субъ-ективные желания потребителей выступают движущей силой развития производства. Однако связь производства и по-требления, определяющая направления развития процесса формирования потребностей, значительно сложнее и ведущее значение в ней принадле-жит производству.

Следует четко различать сами потребности, механизм их реализации и формы выражения потребностей. Так, человеку была всегда присуща такая первичная потребность, сохранившаяся до наших дней, как потребность в жилье. Материальное воплощение ее будет различным в зависимости от исторических, климатических условий, а также национальных традиций (пещера, изба крестьянина, дворец, вигвам, юрта, современная квартира и т. д.). Формы воплощения потребностей могут быть самыми разнообраз-ными, тем не менее, все они удовлетворяют одну и ту же потребность, раз-личается лишь мера удовлетворения данной потребности.

Если для простоты обратиться к материальным потребностям отдель-ного индивида как потребителя, то его материальные потребности напря-мую связаны с условиями его жизнедеятельности: жилье, пища, одежда, средства передвижения, средства ухода за всем вышеперечисленным. Формы реализации и воплощения данных потребностей, подчеркнем еще раз, самые разнообразные и зависят от технологического уклада, господ-ствующего в данном хозяйстве. Именно уровень достигнутого в обществе производства позволяет создать адекватный данному историческому пе-риоду материальный носитель потребности. И в этом смысле реализация всех материальных потребностей всегда ограничена рамками имеющегося в данной хозяйственной системе технологического способа производства. Таким образом, сам по себе перечень материальных потребностей индиви-да далеко не безграничен, не безграничны также формы материального воплощения данных потребностей.

Можно усложнить задачу -- рассматривать индивида как отдельное домохозяйство, в этом случае он выступает и как традиционный потреби-тель различных экономических благ, и как поставщик экономических ре-сурсов. Круг материальных потребностей его значительно расширится за счет чисто экономических потребностей, связанных с поставкой (прода-жей) другим экономическим субъектам своих ресурсов. В этой связи пред-стоит ответить на следующие вопросы:

* является ли материальной экономическая потребность в сдаче в аренду индивидом жилого помещения?

* будет ли материальной потребность в получении заработанной .платы?

* материальна ли потребность в получении земельной ренты, нор-мальной прибыли и т. д.?

Очевидно, что результат реализации вышеперечисленных потребно-стей материален, как и в случае с простыми насущными потребностями, что позволяет, на наш взгляд, отнести их к разряду материальных. Сразу можно отметить, что безграничность данных потребностей очень условна и в каждом конкретном случае определяется стоимостным эквивалентом продаваемого (сдаваемого в аренду) ресурса. Так, зарплата зависит в первую очередь от опыта и квалификации работника, величина земельной ренты определяется исходя из соотношения цены земли и ссудного про-цента и т. д.

Если обратиться к материальным потребностям фирмы, то тезис о без-граничности потребностей также приобретает условный характер. Для фирмы потребности выступают в виде прежде всего потребностей в раз-личных экономических ресурсах, необходимых ей для производственной деятельности, величина требуемых ресурсов зависит от уже сложившейся структуры производства, спроса на продукцию данной фирмы (для уже функционирующей на рынке фирмы) или от проектных показателей (для впервые выходящей на данный рынок фирмы). После завершения очеред-ного цикла производственного процесса, фирма может сориентироваться на прежний или меньший объем производства, в этом случае ее потребно-сти в ресурсах не превысят предыдущий уровень, либо увеличить предло-жение, что вызовет, как следствие, потребность в дополнительных эконо-мических ресурсах. Но и в последнем случае рассуждать о безграничности потребностей фирмы не слишком корректно.

Неутолимость или безграничность потребностей в одном из учебников Экономикса доказывается следующим образом: «В своей совокупности материальные потребности в практическом смысле неутолимы или безгра-ничны... Подтвердить этот вывод можно с помощью простого экспери-мента. Предположим, что нас просят перечислить те товары и услуги, ко-торые нам нужны, но которыми мы в данный момент не располагаем. За-тратим определенное время на составление перечня неудовлетворенных потребностей, и он окажется весьма внушительным. Но с течением време-ни потребности умножаются, и мы вынуждены пополнять перечень все новыми... Стремительное появление новых изделий разжигает наши аппе-титы, а широкая реклама стремится убедить нас в том, что мы нуждаемся в бесчисленном количестве предметов, которые без этой рекламы нам бы в голову не пришло покупать... Более того, удовлетворив простую потреб-ность, мы уже не можем остановиться...» [1, 36--37]. Данный отрывок хорошо иллюстрирует роль процесса производства в формировании мате-риальных потребностей общества, именно уже созданные и широко рек-ламируемые результаты процесса производства «создают» потребителя, зачастую навязывая ему новые формы удовлетворения потребностей. При этом степень удовлетворения потребностей зависит от технологического способа производства.

Есть еще один немаловажный, на наш взгляд, аспект рассматриваемой проблемы, а именно -- проблема смысла хозяйствования и поиска инди-видом своего места в социуме. Провозглашение безграничности матери-альных потребностей сводит смысл человеческой жизни к потребительст-ву, вечной погоне за новыми формами воплощения тех или иных матери-альных потребностей, роль человека в социуме, следовательно, -- быть исключительно потребителем. Хозяйственная система с присущим ей механизмом направлена на обеспечение данного процесса, смысл хозяйство-вания -- потребление.

Естественно, каждый человек на протяжении всей своей жизни выпол-няет роль потребителя экономических благ, но это не единственная и не главная его социальная роль. В любом рыночном хозяйстве существует значительная группа людей, главной жизненной потребностью которых является экономическая потребность в предпринимательской деятельно-сти, их основная социальная роль -- быть менеджерами, собственниками, акционерами, банкирами и т. п. Масштабы их экономических потребно-стей определяются величиной вкладываемого в их деятельность капитала (как собственного, так и привлеченного), реализация данных потребностей протекает в постоянной погоне за эффективным вложением капитала.

Следует отметить, что, на мой взгляд, самая значительная социальная роль индивида в обществе с точки зрения процесса производства связана с реализацией его рабочей силы. Подчеркнем, что в Экономиксе специально не рассматривается такая важнейшая общественная потребность, как по-требность в труде. Когда потребность в труде из источника получения средств к существованию превращается во внутреннюю необходимость данного индивида, т. е. потребность в труде трансформируется в труд как жизненно необходимую потребность, именно данная потребность стано-вится безграничной.

Существенным методологическим недостатком рассмотрения потреб-ностей в Экономиксе является сведение всего многообразия общественных потребностей к потребностям материальным, в то время как система об-щественных потребностей в масштабах функционального хозяйственного пространства включает:

* потребности общественного развития (они напрямую связаны с воз-никновением новых производственных отношений и соответствующих им законов);

* структурообразующие потребности (в технико-экономических, орга-низационно-экономических и собственно производственных отношениях):

* потребности в результатах процесса общественного воспроизводства:

* потребности индивида как личности, а не только носителя рабочей силы.

Системный подход к исследованию общественных потребностей по-зволяет рассматривать их как центральную категорию теории хозяйства, потребности есть:

* исходный пункт любого хозяйства;

* результат функционирования хозяйственной системы;

* основа формирования ценностных ориентиров социума;

* основа формирования личности в социуме;

* связаны с проблемой поиска смысла хозяйствования.

С процессом эволюции хозяйственных систем связана в большей сте-пени группа потребностей общественного развития, но даже их только условно можно назвать безграничными, так как они всегда связаны с оп-ределенной системой хозяйства и реализуются как внутри нее, так и за ее рамками, в переходный период, предполагающий смену предшествующей хозяйственной Системы качественно новой.

Таким образом, утверждение в качестве основополагающего тезиса о безграничности материальных потребностей с методологической точки зрения означает:

* значительное упрощение понимания самих потребностей, при кото-ром многоплановая система общественных потребностей (в том числе потребностей данного хозяйства) сводится к материальным потребностям отдельных людей, частных предприятий и правительства;

* субъективистское определение потребностей;

* отождествление различных форм выражения потребностей с самими потребностями;

* исследование потребностей прежде всего с позиции потребления, а не процесса производства;

* недооценку факта, что реализация потребностей всегда лимитируется уровнем технологического способа производства;

* игнорирование такой важнейшей потребности, как потребность в труде.

Следуя рассматриваемому постулату экономики, движущей силой об-щественного развития выступают лишь материальные потребности, в то время как ею является вся система общественных потребностей. Единственными поистине безграничными потребностями, на мой взгляд, можно считать познавательные, исследовательские, творческие потребности. Не-критическое отношение к положению о безграничности материальных потребностей ведет к утверждению тезиса о рациональном человеке как потребителе, служит источником концептуального мифотворчества в об-ласти теории потребительского поведения, в частности, при оценке пре-дельной полезности различных благ.

Второй постулат -- тезис об ограниченности ресурсов, так же как и первый, далеко не безупречен. Ресурсы, к которым, по Экономиксу, относятся земля, капитал, труд и предпринимательская способность, рассмат-риваются с позиции процесса потребления как условие для осуществления процесса производства. Однако в процессе общественного воспроизводст-ва сами ресурсы принимают формы:

* условий процесса производства;

* функционирующих в процессе производства факторов производства;

* результатов общественного воспроизводства, в качестве которых они дают новый импульс производству.

Ограниченность ресурсов не является абсолютной, она всегда относи-тельна. Так, наличные освоенные ресурсы определенного хозяйства всегда зависят от:

* величины трудовых ресурсов, выступающих прямым следствием демографической ситуации в обществе;

* величины функционирующих в процессе общественного воспроиз-водства средств производства, включая землю.

Величина функционирующих в процессе общественного воспроизвод-ства средств производства определяется господствующим на данном этапе развития хозяйственной системы технологическим способом производст-ва. Именно технологический способ производства является ограничителем для вовлечения в процесс общественного воспроизводства дополнитель-ных ресурсов. Так, изменения, связанные с повышением уровня произво-дительности труда на предприятии, благодаря технологическим изменени-ям, имеют следствием, как правило, рост объема производства, для дости-жения которого ранее потребовалось бы значительное увеличение числа занятых. В данном случае для предприятия (и для общества) произошло изменение величины таких экономических ресурсов, как труд и средства производства.

Ресурсы есть материальное воплощение потребностей общественного воспроизводства, и их ограниченность носит относительный характер, о ней можно рассуждать только в рамках определенного способа производ-ства.

Становление информационного общества вносит новый аспект в дан-ную проблематику. Важнейшим экономическим ресурсом становится сама информация, прежде всего экономическая, которая в процессе потребле-ния не уничтожается и может многократно воспроизводиться на различ-ных носителях, и в этом смысле является неограниченным ресурсом.

В определенной мере является неограниченным и такой экономический ресурс как рабочая сила в той мере, в какой он свя-зан с познавательными, творческими потребностями человека, ибо стрем-ление к познанию мира и творчеству безгранично и всегда было свойст-венно определенной части любого общества.

Рассмотрение ограниченности ресурсов в качестве базового постулата необходимо, на мой взгляд, в Экономиксе прежде всего для обоснования ряда понятий, связанных с предельными величинами, а также альтерна-тивных издержек. Последнее понятие при всей своей наглядности не дает ответы на вопросы о критериях сравнения различных вариантов использо-вания ресурсов, о том, что лежит в основе сравнения, и т. п.

Базовые постулаты Экономикса являются источником концептуального мифотворчества, поскольку

* освещают потребности и ресурсы преимущественно с точки зрения процесса потребления, не рассматривая их динамику в рамках процесса общественного воспроизводства;

* определяют и потребности и ресурсы лишь как необходимые условия процесса потребления, что значительно упрощает картину хозяйственной жизни:

* сводят все многообразие общественных потребностей к материаль-ным потребностям, тогда как источником движения хозяйственной систе-мы всегда выступает вся система общественных потребностей:

* абсолютизируют безграничность потребностей, тогда как она доста-точно условна, так как многообразны формы реализации потребностей, их материальное воплощение, а не сами потребности; безграничны только потребности в познании, творчестве, самосовершенствовании, в информа-ции и т.п.;

* не учитывают, что потребности всегда реализуются в рамках опреде-ленной конкретно-исторической системы хозяйства, следовательно, фор-мы их материального воплощения ограничены рамками возможностей данного технологического способа производства;

* недооценивают, что ограниченность ресурсов всегда относительна и характеризуется достигнутым в обществе уровнем развития производи-тельных сил, технологическим способом производства;

* игнорируют новые тенденции в современной хозяйственной жизни, а именно, что в условиях становления информационного общества сама ин-формация является неограниченным экономическим ресурсом; кроме того, неограниченность свойственна и такому ресурсу, как познавательный, творческий труд.

2. СУЩНОСТЬ КривОЙ производственных возможностей

Кривая производственных возможностей - это совокупность точек, координаты, которая показывает различные комбинации максимальных объемов производства двух товаров и услуг, которые могут быть созданы в условиях полной занятости в экономике с постоянными запасами и неизменной технологией. Каждая точка на кривой производственных возможностей, или кривой трансформации, представляет какой-то максимальный объем производства двух продуктов. Таким образом, эта кривая фактически изображает некую границу (рис.3).

Рис.3

Эта кривая выражает следующие обстоятельства:

1. Экономика полной занятости всегда должна для производства одного товара поступиться производством другого товара. Общество, находящееся на максимальном уровне производственных возможностей, ввиду отсутствия необходимых ресурсов не в состоянии одновременно увеличить производство обоих товаров.

2. Кривая производственных возможностей представляет для общества перечень альтернативных вариантов. Сколько и чем можно пожертвовать для увеличения производства альтернативного товара.

Возникает вопрос: возможен ли вообще переход с более низкого на более высокий уровень производственных возможностей?

Этот переход возможен в результате подключения ряда факторов.

Во-первых, если произойдет рост ресурсно-технологического обеспечения в стране, т.е. а) произойдет рост численности населения и рабочей силы, б) будут открыты новые месторождения полезных ископаемых и новых видов ресурсов, в) будут внедрены лучшие способы переработки ресурсов (новая техника и технология).

Во-вторых, такой переход возможен даже при имеющихся наличных ресурсах, но при изменении соотношения между текущим потреблением и накоплением. Если на какое-то время отказаться от расширения текущего потребления различных благ и услуг и увеличить размеры накопления (строительство новых заводов и фабрик), то через несколько лет возможен переход на более высокий уровень производственных возможностей.

Рассмотрим это на примере. Предположим, у четырех стран (А,В,С,Д), имеющих одну и ту же кривую производственных возможностей, разные объемы накоплений: в стране А - самый низкий, а в стране Д - самый высокий и построим график:

Рис.4

Кривая производственных возможностей показывает, что уровень производственных возможностей в этих странах одинаковый, но объемы накопления различны. С реализацией программы накопления, т.е. со строительством новых предприятий и других объектов производственного назначения страны могут переместиться на более высокий уровень производственных возможностей.

Рис.5

Если сравнить эти графики, то можно увидеть, что страны А и В, имевшие сравнительно небольшие объемы накоплений, ненамного увеличили и свои размеры потребления. А страны С и Д получили возможность резкого повышения уровня потребления в сравнении со странами А и В.

3. ЗАКОНЫ ВОЗРАСТАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ И УБЫВАЮЩЕЙ ДОХОДНОСТИ

Все приведенные выше иллюстрации показывают, что кривая производственных возможностей наклонена вправо и вниз и что она вычерчена в форме выпуклой Линии. Такая "форма" этой кривой несет в себе важный экономический смысл: она показывает своеобразную "цену" одной товарной группы, выраженную в других товарах, которыми приходится жертвовать ради дополнительной единицы требуемого товара. При этом, каждая дополнительная единица требуемого товара становится все более дорогостоящей с точки зрения необходимого дополнительного отказа от другого товара.

Так, самая первая единица масла требует, чтобы пожертвовали только одной единицей пушек, а для того чтобы получить еще одну дополнительную единицу масла, необходимо пожертвовать уже двумя единицами пушек. И далее каждая дополнительная единица масла становится все более дорогостоящей с точки зрения необходимого дополнительного отказа от пушек. Почему так происходит? Дело в том, что первоначально небольшое количество, скажем, пушек, может быть произведено частично с помощью такого рода ресурсов, которые ни в какой мере не пригодны для производства того же масла. Если же требуется большее количество пушек, то уже необходимо обратиться к ресурсам, которые вполне пригодны для производства масла, но мало пригодны для производства пушек. Получается, что для производства дополнительной единицы пушек, жертвуется гораздо большее количество ресурсов, поскольку используются в малопригодном деле. Поэтому оказывается неизбежным возрастание затрат на единицу дополнительной продукции. Это явление называется экономическим законом возрастания дополнительных затрат.

К сказанному можно добавить, что если бы земля, труд и другие факторы производства при изготовлении масла и пушек применялись бы в абсолютно одинаковом соотношении, то график выглядел бы в виде прямой линии: отказ от каждой единицы масла в таком случае всякий раз высвобождал бы ровно столько ресурсов, сколько необходимо для производства трех единиц пушек.

То обстоятельство, что цена одного товара, выраженная в другом товаре имеет тенденцию к росту, связано с действием так называемого закона убывающей доходности. Этот закон устанавливает соотношение не между двумя товарами, а между затратами в производстве и выпуском продукции.

Закон убывающей доходности отражает взаимосвязь дополнительного выпуска продукции и последовательного дополнительного вложения изменяющихся затрат к уже имеющемуся количеству других фиксированных затрат. Приведем пример. Для получения дополнительной продукции, скажем, пшеницы, Последовательно вкладываются дополнительные единицы труда (изменяющиеся затраты), а имеющиеся в наличии затраты земли (фиксированные затраты) неизменны, постоянны. Дополнительные вложения труда приносят дополнительную продукцию, предположим, что она составила 2 тыс. единиц (бушелей или центнеров) пшеницы, рели же теперь снова дополнительно вложить еще одну такую же единицу труда, а количество земли оставить прежним, то обнаружится, что эта вторая дополнительная единица труда принесла уже не 2 тыс. единиц, как это было в предыдущем цикле, а значительно меньше. А добавление третьей дополнительной единицы труда даст еще меньше дополнительной продукции и так далее.

Таблица 2.

Количество труда,
человеко - лет

Объём производственного продукта

Дополнительная продукция, получаемая от дополнительной единицы труда

1

2000

2000

2

3000

1000

3

3500

500

4

3800

300

5

3900

100

Как видно из таблицы 2, дополнительные единицы труда, Вкладываемые последовательно, приносят все уменьшающийся прирост дополнительной продукции. При этом дополнительные единицы труда прибавляются к некоему количеству фиксированных затрат. Это означает, что изменяющиеся затраты (в нашем примере - единицы труда) соединяются со все меньшим и меньшим количеством фиксированных затрат. Поэтому неудивительно, что такие дополнительные изменяющиеся затраты дают все меньше и меньше дополнительной продукции. Фиксированный фактор (земля) уменьшился по отношению к изменяемым затратам (труду).

Таким образом, закон убывающей доходности гласит: увеличение некоторых затрат по отношению к другим, фиксированным затратам, приводит к увеличению общего количества продукции (в нашем примере - прирост продукции составил 2000, единиц). Но после определенного момента дополнительная продукция, получаемая от прибавления того же самого количества дополнительных затрат будет становиться все меньше и меньше. Это уменьшение является следствием того, что новые "дозы" изменяющихся ресурсов соединяются с все меньшим количеством фиксированных ресурсов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства.

Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный процесс, поскольку люди вступают при этом в совместную экономическую деятельность. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства - труд, капитал, земля, предпринимательство. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.

Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Потребности человека не остаются неизменными, они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Потребности, подлежащие удовлетворению, делятся на конечные (предметы потребления) и промежуточные (средства производства).

Конечные потребности - это потребности самого человека как биосоциального существа. Их можно еще назвать личными потребностями. В результате их удовлетворения воссоздается сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, получили название предмеры потребления. Это пища, одежда, жилье и т.д. В результате потребления эти блага потребляются и выходят из экономического оборота.

Промежуточные потребности только опосредованно связаны с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Их удовлетворение служит созданию новых благ. Поэтому такие потребности считают производственными, а блага их удовлетворяющие - средствами производства. В процессе потребления этих благ они не уничтожаются, а преобразуются и в дальнейшем служат для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей. Как правило, блага, необходимые для удовлетворения потребностей человека, в готовом виде не существуют. Их необходимо создавать, производить, используя при этом те ресурсы, которыми люди обладают.

Производственные возможности общества - это максимально возможный объем производства благ при полном и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Эффективность производства - это отношение полученного результата к ресурсам, затратам. Возрастающие потребности общества ориентируют на постоянное увеличение результата. Но, поскольку ресурсы ограничены, то ограничены и производственные возможности. Увеличение объемов производства одного продукта может быть достигнуто лишь при частичном или полном отказе от производства другого. Ограниченность ресурсов определяет их альтернативное использование. Поскольку ресурсы редки, экономика полной занятости, полного объема производства не может обеспечить неограниченный выпуск товаров и услуг. Более того, следует принимать решения, какие товары и услуги следует производить, а от каких отказаться. Ограниченность ресурсов означает ограниченность и выпуска. Поскольку ресурсы ограничены и применяются целиком, всякое увеличение производства в одном, к примеру производство машин, потребует переключение части ресурсов с производства другого, к примеру масла. И противоположный вывод - если необходимо увеличить производство масла, то необходимые ресурсы должны быть получены лишь за счет сокращения производства машин. Общество не может преследовать две взаимоисключающие цели при полной занятости ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Введение в рыночную экономику: Учебн. Пособие А Я Лившиц и др.-М: Высшая школа.,1994;

Макконел Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т. Пер. с англ. - М.: Прогресс,1992;

Макроэкономика: Учебное пособие Под. Ред. Т. Ю. Останиной. - Хабаровск: ХГАЭП, 1994;

Микроэкономика. Экономическая роль государства. Экономический рост и международная торговля: Учебное пособие. 2 ч. Под ред. к.э.н., доц. Т.Ю. Останиной. - Хабаровск: ХГАЭП, 1995;

Основы экономической теории Под. ред. Камаева В.Д.-М.;1996;

Рыночная экономика. Учебник.Т.1. Часть 1. Макроэкономика. В.Ф. Максимова. - М.: « Соминтек», 1992;

Савицкая Е.В., Евсеев О.В. Экономический словарь-гипертекст-М.;1994.

Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика. - М., 1997;

Сакс Д.Д., Ларрен Б. Макроэкономика. Глобальный подход. - М.,1996.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную курсовую работу Вы можете использовать для написания своего курсового проекта.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем курсовую работу самостоятельно:
! Как писать курсовую работу Практические советы по написанию семестровых и курсовых работ.
! Схема написания курсовой Из каких частей состоит курсовик. С чего начать и как правильно закончить работу.
! Формулировка проблемы Описываем цель курсовой, что анализируем, разрабатываем, какого результата хотим добиться.
! План курсовой работы Нумерованным списком описывается порядок и структура будующей работы.
! Введение курсовой работы Что пишется в введении, какой объем вводной части?
! Задачи курсовой работы Правильно начинать любую работу с постановки задач, описания того что необходимо сделать.
! Источники информации Какими источниками следует пользоваться. Почему не стоит доверять бесплатно скачанным работа.
! Заключение курсовой работы Подведение итогов проведенных мероприятий, достигнута ли цель, решена ли проблема.
! Оригинальность текстов Каким образом можно повысить оригинальность текстов чтобы пройти проверку антиплагиатом.
! Оформление курсовика Требования и методические рекомендации по оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Разновидности курсовых Какие курсовые бывают в чем их особенности и принципиальные отличия.
Отличие курсового проекта от работы Чем принципиально отличается по структуре и подходу разработка курсового проекта.
Типичные недостатки На что чаще всего обращают внимание преподаватели и какие ошибки допускают студенты.
Защита курсовой работы Как подготовиться к защите курсовой работы и как ее провести.
Доклад на защиту Как подготовить доклад чтобы он был не скучным, интересным и информативным для преподавателя.
Оценка курсовой работы Каким образом преподаватели оценивают качества подготовленного курсовика.

Сейчас смотрят :

Курсовая работа ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа Организация работы вагоносборочного участка ремонтного депо пассажирских вагонов
Курсовая работа Конкуренция и ее роль в рыночной экономике
Курсовая работа Роль государственного сектора в экономике
Курсовая работа Педагогический рисунок
Курсовая работа Устав муниципального образования
Курсовая работа Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе.
Курсовая работа Технология обслуживания пассажиров в аэропортах
Курсовая работа Планирование ассортимента выпускаемой продукции
Курсовая работа Учетная политика предприятия
Курсовая работа Анализ деловой активности предприятия (на примере ОАО "Омега")
Курсовая работа Принятие и реализация управленческих решений
Курсовая работа Пневмония
Курсовая работа Мотивация производительности труда
Курсовая работа Понятие потребительского кредита его проблемы и перспективы развития